муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом Детского Творчества» Конспект учебного занятия «Море и небо в акварели» Автор-составитель: Филиппова Оксана Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Вихоревка, 2018г Тема учебного занятия: «Море и небо в акварели». Использование основных приёмов в технике по сырому на уроках изобразительного искусства. Цель: Обучить основным приёмам в технике по сырому. Задачи: Развивающая: - Развивать память, внимание кругозор учащихся; - Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию - Обогащать словарный запас детей - Развивать учебно - управленческие умения: -Оценивать свою деятельность и работу товарища Обучающая: - Научить воспитанников основным приёмам в технике по сырому - Активизировать познавательный интерес к искусству и природе - Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике - Научить воспитанников создавать морской пейзаж, изображая линию горизонта, и передавая всё богатство цветов и оттенков неба и моря используя технику по сырому - Познакомить с творчеством художника мариниста И.К. Айвазовского Воспитывающая: - Способствовать эстетическому восприятию учебного материала - Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать её удивительные особенности - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. способствовать тому, чтобы в рисунке воспитанники передавали своё отношение к образу моря и неба, используя цвет как средства выражения. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: Столы, бумага (формат А 4), карандаши простые ТМ, наглядное пособие, акварельные краски, кисть №3 (№4), палитры, ёмкость для воды, проектор, доска для проектора, ноутбук, салфетки. План: 1. Орг. момент. 2. Введение в тему 3. Практическая работа 4. Подведение итогов 5. Рефлексия Ход занятия. 1. Организационный момент. (Подготовка к занятию, успокаиваю, приветствую) Здравствуйте, меня зовут Оксана Юрьевна. 2. Я прошу вас быть на уроке внимательными и дисциплинированными, выполнять все мои указания. 3. Пожалуйста не приступайте к выполнению работы без моего разрешения. 4. Все материалы и оборудование на своём рабочем располагайте так, что бы исключить их падение или опрокидывание. 5. Аккуратно обращайтесь с острыми предметами (кистями, карандашами)-не направляйте их в сторону своего соседа. А сейчас проверим готовность к занятию. Для выполнения практической работы вам понадобится: Альбомные листы, кисть, ёмкость для воды, акварельные краски, карандаш ТМ, ластик, палитра, губка, салфетка, гуашь белая- всё это находится на ваших столах. 6. Введение в тему. Звучит мелодия «Шум моря» (показать видео с морским прибоем) Педагог: Сказка о волне Жила-была волна. Ей очень нравилось жить в огромном море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, а в лунную ночь подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же тёмно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появлялась шапка белой сердитой пены. Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка. Волна часто замечала, как любуются на неё люди и говорят друг другу: «Как жаль, что её красоту нельзя передать в красках! Ведь она всё время разная!» Она-то знала, что это не возможно. Сколько художников пыталось уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой. Однажды Волна познакомилась с мальчиком, звали его Ваней. - Я нарисую тебя! Сказал мальчик. - Попробуй, - сказала Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это не возможно. А потом мальчик куда-то пропал. Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие. Петербург оказался огромным городом. Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его звали Иваном Константиновичем. ( Показать фото И.К.Айвазовского) И Волна всё чаще слышала, как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший «маринист»- это художник, который умеет писать море. Именно Айвазовский сумел показать бездонную глубину моря. (Показать слайды работ Айвазовского) Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота и торжественность. Педагог: Ребята, а вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили? (Ответы детей) Правильно, это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море? Каким оно вам запомнилось? (Высказывание детей) А теперь я предлагаю вам послушать, как описал море в своём стихотворении Григорий Поженян ( Стихотворение читают 3-е учащихся) Есть у моря свои законы, Есть у моря свои повадки. Море может быть то зелёным, С белым гребнем на резкой складке, То задумчивым светло-синим, Чуть колышимым лёгким бризом. Море может быть в час заката, То лиловатым, то красноватым, То молчащим, то говорливым, С гордой гривой в часы прилива. Море может быть голубое! И порою в дневном дозоре, Глянешь за борт и под тобою, Толи небо, а то ли море. Но бывает оно и чёрным, Чёрным, мечущимся, покатым, Неумолчным и непокорным, Поднимающимся, горбатым. Понравилось? А какие цвета поэт использовал для описания моря? (Ответы воспитанников, при затруднении- помощь педагога) Ребята, а как вы думаете, что мы сегодня с вами будем рисовать? (Показать слайд с названием темы урока) Хорошо! А все ли цвета вам знакомы? Молодцы! Я должна вам сообщить что цвета делятся на тёплые и холодные. Тёплые это те которые нам напоминают тепло, солнышко, лето. А холодные которые напоминают холод, снег, зиму. И я для вас приготовила палитру из разных цветов и вот вам задание: Подберите и разложите на палитре цвета, которыми можно изобразить холодное море и тёплое? (Дети советуются и подбирают палитру. Работают по парам) Один выбирает тёплые цвета, другой холодные. А теперь проверьте друг друга. Какие вы молодцы! Теперь у вас есть настоящая палитра для того, чтобы изобразить море и небо в акварели. А вот изображать тёплое или холодное море- это вам решать. От чего это зависит – пусть дети сами скажут. Море и небо, как вы уже поняли, бывает разного цвета. Обратите внимание на фотографии, которые я для вас приготовила. ( Показ презентации) На какой из них изображено холодное море, на какой тёплое? Тихое спокойное и бурное? Глубокое? Вечернее? Ночное? Почему вы так считаете? Понравились вам фотографии и репродукции картин с изображением моря? А теперь давайте с вами чуть- чуть отдохнём Физкультурная минутка. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. А хотите тоже почувствовать себя маринистами? (Ответы детей) Нарисовать море и небо можно, использовав интересную технику. А называется она «ала прима», т.е техника по сырому, а ещё её называют мокрым по мокрому. И сегодня мы с вами будем изображать море и небо в этой технике. Для работы нам понадобятся акварельные краски, губка, кисть, вода, бумага, салфетки. Для начала нам нужно предварительно намочить лист мокрой губкой. (Намачиваю) И пока наш лист чуть-чуть подсыхает мы посмотрим работы, выполненные в этой технике. (Показ слайдов пейзажей выполненных в технике по сырому) (Подзываю детей к себе) Работу будем начинать с неба, цвет выбираем в зависимости от вашего желания. Что вы хотите передать на своей работе. Если желаете, можно изобразить облака. Далее переходим к морю. Педагог показывает, как писать море. Чтобы передать пену на волнах, используем белила и соль. Завершаем работу. 7. Практическая работа. А теперь я предлагаю вам самостоятельно изобразить море и небо. ( Самостоятельная практическая работа воспитанников) Включается клип с изображением моря 8. Подведение итогов. - Скажите мне, ребята, как называются художники изображающее море? (маринисты) - С каким художником- маринистом вы сегодня познакомились? - А каким цветом бывает море и небо? - Какую технику мы с вами сегодня использовали для изображения моря и неба? (аля прима) - Чем эта техника интересна? ( Что она пишется по сырой фактуре) -Удалось ли нам использовать эту технику при изображении наших пейзажей? - В чём наши ошибки? Выставка работ. Сегодня мы с вами на уроке учились изображать море и небо в акварели используя различные способы в технике по сырому. Все работы получились индивидуальные и очень интересные. Молодцы ребята!