МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2025г
Зам. директора по НМР
С.В. Синицына
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 105
от 28.08.2025г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е.В.Агафонова
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Студия журналистики «Осьминог» +
Возраст обучающихся: 9 - 12 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - базовый
Авторы-составители:
Беляева Марина Валерьевна,
педагог дополнительного образования
2
Вихоревка 2025 г
Содержание
1
Титульный лист программы
1
2
1. Комплекс основных характеристик программы
3
3
1.1.Пояснительная записка
3
4
1.2.Цель и задачи программы
5
5
1.3.Содержание Программы
5
6
1.4. Планируемые результаты
8
7
9
8
2. Комплекс организационно-педагогических
условий
2.1.Календарный учебный график
9
2.2.Условия реализации программы
12
10
2.3. Формы аттестации
13
11
2.4. Оценочные материалы
13
12
2.5.Методические материалы
14
13
14
2.6. Рабочая программа воспитания
2.7. Календарный план воспитательной работы с
обучающимися
Список литературы.
16
17
Приложение 1. Календарно-учебный тематический
план
Приложение
2.
Комплект
контрольноизмерительных материалов к программе
"Студия журналистики «Осьминог» +"
20
Приложение 3. Памятки по медиабезопасности
Приложение 4. Технологическая карта учебного
занятия. Тема: Понятие блога. Краткая история
блогинга.
Приложение 5. Технологическая карта учебного
занятия
Тема: Работа в кадре: позирование и ракурс
28
29
21
Приложение 6. Технологическая карта учебного
занятия
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
33
22
Приложение 7. Конспект учебного занятия
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
35
23
Приложение
8.
Комплект
контрольноизмерительных материалов к занятию(КИМ)
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
37
15
16
17
18
19
20
9
19
26
31
3
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительна
общеразвивающая
программа
«Студия
журналистики
«Осьминог»+» разработана в соответствии со следующими документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Настоящий приказ
вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
•
Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 17.03.2025 № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и нормы
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в ред. от 21 апреля 2023 г.).
•
Национальный проект «Молодёжь и дети». Паспорт федерального проекта
«Всё лучшее — детям».
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030
года: проект от 17.12.2024.
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от
1.07.2025 № 1745-р. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, II этап (2025–2030 годы). Утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р.
•
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
•
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района №
579 от 18.08.2020г.)
•
Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ»
(утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Актуальность программы
Современные дети с ранних лет активно используют интернет и социальные сети,
сталкиваются с большим количеством информации, в том числе недостоверной.
Формирование у младших школьников медиаграмотности, навыков критического
мышления, умения создавать и анализировать медиаконтент становится одной из важных
4
задач образования XXI века. Освоение основ блогинга и журналистики способствует
развитию у детей творческих и коммуникативных способностей, учит их ответственности
за собственные публикации, помогает безопасно ориентироваться в цифровой среде.
Отличительные особенности программы
Программа сочетает теоретические знания и практические навыки, что позволяет
закреплять материал через самостоятельное создание медиапродуктов.
Особое внимание уделяется вопросам медиабезопасности, этики и авторского
права, что особенно важно для младших школьников.
Используется проектный подход: итогом обучения становится собственный
медиапроект (блог, новостная заметка, интервью, фото- или видеорепортаж).
Программа адаптирована для возраста 9–12 лет: задания носят игровой и
творческий характер, используются элементы командной работы и самооценки.
Обеспечивается формирование навыков работы с различными форматами: текст,
фото, видео, интервью.
Целесообразность внедрения
Внедрение программы по изучению основы блогинга и журналистики в систему
дополнительного образования младших школьников отвечает актуальным запросам
общества и образовательной среды. Она позволяет:
развивать у детей навыки, востребованные в современном мире (медиаграмотность,
критическое мышление, коммуникация, работа с информацией);
снизить риски негативного воздействия интернета за счет формирования
ответственного отношения к цифровому пространству;
повысить мотивацию к обучению через творческую и практическую деятельность;
поддержать индивидуальные образовательные траектории за счет проектной
работы.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Осьминожка» имеет социальногуманитарную направленность.
Язык реализации программы: русский
Используемые виды деятельности:
Мини-лекции, беседы, дискуссии
Ролевые и деловые игры
Творческие проекты
Работа в группах и индивидуально
Анализ медиаматериалов
Практические занятия по созданию медиаконтента (статьи, фото, видео, подкасты)
Презентации и защита проектов
Режим занятий: занятие проводится в первой и во второй половине дня. Время
занятия – 2 академических часа (40-45 минут) с перерывом 15 минут . Периодичность
занятий – 2 раза в неделю.
Форма обучения - очная
Адресат программы: дети в возрасте 9-12 лет.
Характеристика возрастных особенностей обучающихся:
5
Дети в возрасте 9–12 лет характеризуются эмоциональной восприимчивостью,
живым интересом к новому. В этом периоде практически
сформированы базовые
учебные навыки, развита самостоятельность. Наблюдается склонность к игровой
деятельности и наглядной форме подачи материала, потребность в одобрении и
поддержке, стремление к признанию в коллективе. Идет активное развитие критического
мышления, но пока преобладает доверие к авторитетам. Высокая мотивация к
коллективной деятельности, желание быть значимым в группе.
Условия набора обучающихся
На обучение принимаются дети возраста 9-12 лет, без учёта уровня развития
ребёнка и его способностей.
Срок освоения программы
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Студия
журналистики
«Осьминог»+» рассчитана на 1 год, 9 месяцев обучения, 36 недель, 144 часа.
Особенности организации учебного процесса
Используется чередование теоретических и практических форм работы.
Преобладает групповая и парная работа, индивидуальные задания.
Обеспечивается поддержка и сопровождение педагога на всех этапах.
Итогом является формирование творческого коллектива и создание
коллективного медиапродукта (блога, видеоролика).
1.2.
Цель и задачи программы
Цель
Сформировать у обучающихся основы медиаграмотности, а также практические
навыки создания медиаконтента (блогов, новостных заметок, интервью, фото- и
видеоматериалов) с учетом этических норм и правил информационной безопасности.
Задачи программы
1.
Познакомить обучающихся с основными понятиями блогинга и
журналистики, их жанрами и особенностями.
2.
Научить основам медиаграмотности: анализу и оценке информации,
определению достоверности источников.
3.
Сформировать навыки создания медиапродуктов: проведения интервью,
фото- и видеосъемки.
4.
Развить коммуникативные умения, умение работать в команде, презентовать
свои проекты.
5.
Воспитать ответственное отношение к публикации информации,
соблюдение этических норм и правил безопасности в сети.
6.
Способствовать развитию творческого мышления, инициативности,
самостоятельности и самооценки.
1.3. Содержание программы:
1.Вводное занятие. Введение в Программу ( 4 часа)
Теория (2 часа)
Знакомство с Программой.
Понятие «медиаграмотности». Информация, информационное поле.
Практика (2 часа)
Игры на знакомство. Инструктаж по технике безопасности.
6
Сбор, обработка и анализ информации. Критическое мышление. Входной
коннтроль.
2. Введение в блогинг и журналистику (10 часов)
Теория (6 часов):
Понятие блога. Краткая история блогинга.
Кто такие блогеры? Примеры популярных блогеров.
Зачем люди ведут блоги? Мотивация и цели.
Понятие журналистики, журналист, СМИ.
Сходства и различия блогинга и журналистики.
Практика (4 часа):
Входной контроль . Обсуждение: «Какие блоги и СМИ знают дети?»
Коллективное составление списка тем для блога и новостной заметки.
Игровое упражнение: «Если бы я был блогером/журналистом».
3.Блогинг как форма современной интернет журналистики (20 часов)
Теория (10 часов)
Виды блогов. Платформы для блогинга. Интернет безопасность. Жанры и тематика
видеоблогов. Основные направления в блогинге. Сторителлинг. Публикации. Тренды.
Целевая аудитория. Контент-план. Основные виды контента.
Практика (10 часов)
Просмотр и обсуждение примеров блогов и СМИ разных видов.
Регистрация на учебной платформе (без публикации в интернет).
Выбор темы и формата личного блога и пробная новостная заметка.
Разбор ситуаций: «Опасности в интернете». Анализ реальных кейсов.
Создание памятки «Как вести себя в интернете».
4. Сценарное мастерство в блогинге (4 часа)
Теория (1 час)
Алгоритм создания сценария. Идеи для сценариев и разработка концепции.
Практика (3 часа)
Дискуссия «А нужно ли писать сценарий к видеоролику». Разработка сценариев.
5. Техника речи и актерское мастерство (12 часов)
Теория (4часа)
Ораторское искусство. Публичное выступление: мимика и жесты.
Практика (8 часов)
Работа в кадре: позирование и ракурс. Работа с голосом, звучание.. Просмотр и
обсуждение примеров, выполнение упражнений. Дикционные упражнения (Дыхание,
артикуляция и дикция). Слова и словосочетания повышенной трудности. Скороговорки для
тренировки дикции.
6. Основы видео и фото съемки (10 часов)
Теория (2 часа)
Основные правила фото-съемки. Изучение и настройка основных параметров
камеры в смартфоне. Основные правила видеосъемки.
Практика (8 часов)
Фотомарафон. Подготовка онлайн фотовыставки. Съемка видеоролика на
свободную тему.
7. Основы монтажа (14 часов)
Теория (2 часа)
Видео и фото-редакторы. Обзор.
Практика (12 часов)
Монтаж видео материалов. Монтаж фотоматериалов. Монтаж аудиоматериалов.
Работа в Word. Работа в Power Point. Практическая работа. Создание видеоролика.
Отработка пройденного материала.
8. Проектирование и создание видеоблога (22 часов)
7
Теория (6 часов)
Выбор темы и жанра видеоблога. Разработка концепции блога. Фирменный стиль.
Психология форм и цвета. Дизайн блога. Логотип. История. Основные понятия. Этапы
создания логотипа. Выбор платформы для блога. Обзор и сравнительный анализ.
Практика (16 часов)
Практическая работа « Логотип». Создание блога. Шапка профиля, ключевая
информация. Пост-знакомство. Разработка контент-плана, практическая работа.
Наполнение блога : фото, видео и текст. Поиск информации. Навигация блога. Хештеги.
Публикации. Проектная деятельность.
9. Развитие блога (8 часов)
Теория (2 часа)
Основные рекомендации ведения блога. Статистика.
Практика (6 часов)
Обратная связь. Интерактивные методы развития блога. Коллаборация. Стримы.
Ошибки в ведении блога.
10. Журналистика (14 часов)
Теория (4 часа)
История журналистики. Виды СМИ . Сравнительный анализ. Основные жанры
журналистики. Практика (10 часов)
Интервью. Репортаж. Фоторепортаж. Видеосюжет. Заметка. Статья.
11. Профессии в мире блогинга и журналистики (4 часа)
Теория (2 часа):
Кто работает над созданием блога и СМИ: блогер, редактор, оператор,
корреспондент, ведущий, дизайнер, SMM-специалист.
Профессии будущего в цифровых медиа.
Навыки и качества, необходимые для работы в блогинге и журналистике.
Практика (2 часа):
Коллективное обсуждение: «Кем я хочу стать и почему?»
Самооценка: какие качества есть у меня?
12. Профориентационные мастер-классы и встречи (2 часа)
Практика (2 часа):
Встречи с приглашёнными специалистами (журналист, блогер, редактор,
фотограф).
Мастер-классы по созданию контента.
Итоговое обсуждение: какие профессии заинтересовали.
13. Итоговый проект (20 часов)
Теория (6 часов):
Что такое итоговый проект? Требования к проекту.
Как подготовить видеоролик. Выбор темы.
Критерии оценки итоговой работы.
Практика (14 часов):
Подготовка итогового проекта: поиск информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
Защита итогового проекта. Ответы на вопросы. Оценка проекта.
Учебно-тематический план.
№
Раздел
1 Вводное занятие. Введение в
Теория
(ч)
2
Практика
Форма контроля
Всего (ч)
(ч)
2
4
Входной
контроль(опрос),
8
№
Теория
(ч)
Раздел
Практика
Форма контроля
Всего (ч)
(ч)
Программу
2
Введение в блогинг и
журналистику
3
4
наблюдение
4
10
Блогинг как форма современной
10
интернет журналистики
10
20
Сценарное мастерство в
блогинге
1
3
4
5 Техника речи и актерское
мастерство
6 Основы видео и фото съемки
4
8
12
2
8
10
7 Основы монтажа
2
12
14
8
Проектирование и создание
видеоблога
6
6
16
22
9 Развитие блога
2
6
8
10 Журналистика
4
10
14
11
Профессии в мире блогинга и
журналистики
2
2
4
12
Профориентационные мастерклассы и встречи
-
2
2
6
14
20
39
105
144
13 Итоговый проект
Итого
Защита минипроектов (новость,
интервью, заметка,
фото/видео)
Проверка
выполнения
заданий на анализ
медиаматериалов
Защита проекта
9
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
Формирование ответственного отношения к публикации информации в интернете и
осознание последствий своих действий в цифровой среде.
Развитие уважения к другим людям, их мнению, авторским правам и личной
информации.
Осознание значимости честности, объективности и этики при создании
медиаконтента.
Повышение мотивации к творческой деятельности, саморазвитию и
самопрезентации.
Предметные результаты
Знание основных понятий блогинга и журналистики, жанров и форматов
медиаконтента.
Умение создавать фото- и видеоматериалы, брать интервью для публикации в
блоге или СМИ.
Навыки анализа информации, выявления достоверных и недостоверных
источников.
Владение базовыми приёмами съёмки, редактирования и оформления
медиаматериалов.
Соблюдение правил информационной безопасности и этики при работе с
медиаконтентом.
Метапредметные результаты
Развитие критического мышления, умения анализировать, сравнивать и делать
выводы.
Формирование коммуникативных умений: работа в команде, проведение интервью,
ведение диалога, получение и предоставление обратной связи.
Навыки проектной деятельности: планирование, реализация, презентация и
самооценка результата.
Умение использовать современные информационные технологии для поиска,
обработки, создания и презентации информации.
Развитие самостоятельности, инициативности, организованности, ответственности
за результат своей деятельности.
10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел /месяц
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Введение в программу
4
2
2
Введение в блогинг и
журналистику
10
6
4
Блогинг как форма
современной журналистики
4
2
2
Сценарное мастерство в
блогинге
Техника речи и актерское
мастерство
Основы видео и фото съемки
Основы монтажа
Проектирование и создание
видеоблога
16
8
8
4
1
3
12
4
8
10
2
8
8
2
6
6
0
6
6
3
16
3
итого
4
2
2
10
6
4
20
10
10
4
1
3
12
4
8
10
2
8
14
2
12
22
6
11
3
13
Развитие блога
8
2
6
Журналистика
8
3
5
Профессии в мире блогинга и
журналистики
Профориентационные мастерклассы и встречи
Итоговый проект
16
8
2
6
6
1
5
4
2
2
2
0
2
4
4
0
16
2
14
14
4
10
4
2
2
2
0
2
20
6
14
12
2.2.
Условия реализации программы
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность
воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 712 лет);
- Госпожнадзора.
2. Оборудование
учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 6 шт.,
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных занятий ( учебный
класс, актовый зал, комната с интерактивным оборудованием, уличные локации)
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудио и видео материалы,
- ноутбук,
- проектор,
- экран
Использование информационного обеспечения в учебном процессе
Регулярное обращение к электронным ресурсам для теоретических и практических
занятий
Использование видеоматериалов для знакомства с профессиями и примерами
блогов
Применение интерактивных платформ для закрепления материала
Вовлечение родителей через информационные памятки и онлайн-ресурсы
Электронные образовательные ресурсы
1.
Образовательные платформы:
Российская электронная школа (resh.edu.ru) — раздел "Медиаобразование"
1. Учи.ру — интерактивные задания по цифровой грамотности
Яндекс.Учебник — задания по развитию речи и коммуникации
2.
Видеоматериалы:
Серия видеороликов "Безопасность в интернете" на YouTube-канале "Интернет для
детей"
Видеоуроки "Как создать свой блог" (YouTube, канал "Школа блогеров")
3.
Онлайн-сервисы для создания блогов:
Blogger (blogger.com)
WordPress (wordpress.com)
Яндекс.Дзен (zen.yandex.ru) — ознакомительный просмотр
4.
Образцы детских блогов (по согласованию с родителями и
администрацией):
Примеры успешных детских проектов (с разрешения авторов)
Интернет-ресурсы для родителей
Методические рекомендации по безопасному использованию интернета детьми
(сайт "Лиги безопасного интернета")
Памятки для родителей "Как поддержать ребёнка-блогера"
13
Кадровое обеспечение
Наличие
профессиональной
дополнительного образования».
подготовки
по
программам
«Педагогика
2.3 Формы аттестации
Виды контроля/ Форма аттестации
Текущий контроль: выполнение практических заданий, мини-тесты, самооценка,
участие в обсуждениях.
Промежуточный контроль: выполнение мини-проектов, устный опрос, защита
промежуточных работ.
Итоговая аттестация: защита итогового проекта (индивидуального или группового),
презентация медиапродукта, ответы на вопросы, самоанализ.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки текущего контроля
Теоретические знания: понимание ключевых понятий, умение объяснить термины,
знание правил безопасности и этики.
Практические умения: выполнение заданий (съемка, монтаж, написание текстов),
умение работать с техникой.
Творческая активность: оригинальность идей, инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные навыки: работа в группе, участие в обсуждениях, умение
презентовать результаты.
Ответственность и дисциплина: соблюдение сроков, аккуратность в выполнении
заданий, следование инструкции.
Критерии оценки промежуточного контроля
Входной контроль: устный опрос или тест по базовым понятиям (после раздела 2).
Промежуточные задания: выполнение практических работ (создание заметки, интервью,
фото/видеозадания).
Мини-проекты: оформление и презентация кратких проектов (например, сценарий,
фоторепортаж).
Самооценка и рефлексия: заполнение рефлексивных листов.
Участие в мастер-классах и обсуждениях: активность, вопросы, обратная связь.
Критерии оценки итогового проекта
Соответствие теме, раскрытие темы.
Креативность и оригинальность идеи.
Качество медиаконтента (фото, видео, текст).
Грамотность, структура, логика изложения.
Соблюдение этических норм и правил безопасности.
Оформление блога (логотип, шапка, навигация).
Презентация и защита проекта (умение рассказать, ответить на вопросы).
Умение работать в команде (если проект групповой).
Критерии оценки результатов обучения
1. Теоретические знания
Понимание основных понятий (блог, журналистика, жанр, медиаграмотность).
Знание правил информационной безопасности и этики.
14
2. Практические умения
Умение создавать тексты, фото- и видеоматериалы, проводить интервью.
Владение базовыми навыками монтажа и оформления медиаконтента.
3. Коммуникативные и проектные навыки
Умение работать в группе, делиться обязанностями, обсуждать идеи.
Грамотная презентация своей работы, аргументация, ответы на вопросы.
4. Креативность и самостоятельность
Проявление инициативы, оригинальности при выполнении заданий.
Способность самостоятельно планировать и реализовывать проект.
5. Соблюдение этических норм и безопасности
Корректное использование информации, соблюдение авторских прав.
Ответственное отношение к публикации и распространению информации.
Оценивание
"Отлично" — обучающийся проявляет инициативу, творческий подход, умеет работать в
команде, грамотно оформляет медиапродукт, соблюдает все нормы и правила.
"Хорошо" — выполняет задания самостоятельно, допускает незначительные ошибки,
проявляет интерес, соблюдает нормы.
"Удовлетворительно" — выполняет задания с помощью, допускает ошибки, требует
контроля, не всегда соблюдает нормы.
"Неудовлетворительно" — не выполняет задания, не проявляет интереса, не соблюдает
нормы и правила.
2.5. Методические материалы
Методы обучения и педагогические технологии
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный .Использование мини-лекций, рассказов,
показов образцов медиапродуктов, обсуждение примеров.
Практический. Выполнение заданий: написание текстов, фото- и видеосъемка,
работа с редакторами, проведение интервью.
Игровой. Ролевые и ситуационные игры: моделирование интервью, обсуждение
этических дилемм, работа в медиаредакции.
Проектный. Постановка творческой задачи, планирование и поэтапное
выполнение проекта (создание блога, репортажа, интервью).
Метод кейсов: разбор реальных и учебных ситуаций из медиапрактики.
Работа в парах и группах. Совместное обсуждение, распределение ролей,
коллективное создание медиаконтента.
Рефлексивный. Самооценка, обсуждение трудностей, анализ своих и чужих работ.
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Анализ
примеров, обсуждение, написание собственных текстов, рефлексия.
Технология проектного обучения. Организация работы над итоговым
медиапроектом, защита и презентация результата.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) .Использование
редакторов, презентаций, цифровых платформ для публикации и обсуждения работ.
Технология сотрудничества .Совместная работа, обсуждение, распределение
ролей, взаимопомощь.
Технология проблемного обучения. Постановка реальных задач, требующих
поиска решения (например, как проверить достоверность информации).
Используемые методики.
Дискуссионные методики: обсуждение новостей, совместный анализ
медиасообщений.
15
Методика «Шаг за шагом»: поэтапное освоение навыков (от поиска информации
до создания продукта).
Мозговой штурм: генерация идей для медиапроектов.
Методика портфолио: накопление индивидуальных и групповых работ в течение
года.
Формы проведения занятий :
Мини-лекция — краткое изложение теории с примерами. «Что такое медиа?»,
«Как отличить фейк от правды?»
Творческая мастерская — коллективная работа над медиапродуктом.
Практикум — самостоятельное выполнение заданий (написание текста, съемка
фото/видео). : «Напиши новость», «Сделай фоторепортаж», «Смонтируй короткое видео»
Ролевая игра — моделирование интервью, новостной редакции. «Редакция
газеты», «Интервью с гостем»
Групповая дискуссия — обсуждение этических ситуаций, анализ примеров.
«Каким СМИ можно доверять?», «Как работает реклама?»
Проектная сессия — разработка и реализация итогового медиапроекта.( создание
газеты, блога, видеоролика)
Защита проекта — презентация медиапродукта с ответами на вопросы.
Викторина — проверка знаний по теории.
Кейс-урок — решение практических ситуаций (например, как поступить при
обнаружении фейка).
Рефлексия — обсуждение успехов, трудностей, самооценка.
Мастер-класс: «Основы фотографии», «Публичное выступление»
Групповая работа: «Составь памятку по медиабезопасности»
Аналитическое занятие: «Анализируем новостные сообщения»
Алгоритм проведения занятий
1.
Организационный момент. Приветствие, постановка цели занятия,
мотивация обучающихся.
2.
Актуализация знаний. Краткое повторение предыдущего материала,
обсуждение домашнего задания или опыта детей.
3.
Изучение нового материала. Краткая мини-лекция, демонстрация
примеров, обсуждение, ответы на вопросы.
4.
Практическая деятельность. Выполнение творческого задания: написание
текста, съемка, работа с редактором, моделирование интервью и др.
5.
Обсуждение и рефлексия. Презентация работ, обсуждение, самооценка,
взаимная оценка, анализ трудностей.
6.
Заключение. Итоги занятия, обратная связь, формулировка выводов,
постановка домашнего задания (при необходимости).
Диагностика по разделам содержания программы
1. Вводное занятие. Введение в Программу
Диагностика: Мини-тест на понятие "медиаграмотность". Наблюдение за
участием в играх. Анализ выполнения задания по сбору и обработке информации.
2. Введение в блогинг и журналистику
Диагностика: Входной контроль (опрос). Коллективное обсуждение известных
блогов и СМИ. Оценка списка тем для блога.
16
3. Блогинг как форма современной интернет-журналистики
Диагностика: Творческое задание: выбрать тему и формат блога. Анализ кейсов
по интернет-безопасности. Проверка памятки "Как вести себя в интернете".
4. Сценарное мастерство в блогинге
Диагностика: Разработка сценария видеоролика. Обсуждение и защита идеи
сценария.
5. Техника речи и актерское мастерство
Диагностика: Выполнение дикционных упражнений. Оценка работы в кадре (по
чек-листу).
6. Основы видео и фото съемки
Диагностика: Оценка фоторабот (фотомарафон). Анализ видеоролика на
свободную тему.
7. Основы монтажа
Диагностика: Практическая работа по монтажу фото/видео/аудио. Проверка
оформления материалов в Word/PowerPoint.
8. Проектирование и создание видеоблога
Диагностика: Проверка разработки логотипа и шапки профиля. Оценка контентплана. Анализ наполнения блога (фото, видео, тексты).
9. Развитие блога
Диагностика: Оценка обратной связи, участия в коллаборациях, проведении
стримов. Анализ ошибок в ведении блога.
10. Журналистика
Диагностика: Практические задания: интервью, репортаж, заметка. Оценка по чеклисту (структура, информативность, грамотность).
11. Профессии в мире блогинга и журналистики
Диагностика: Самооценка (анкета). Коллективное обсуждение профессий.
12. Профориентационные мастер-классы и встречи
Диагностика: Устный опрос по итогам встреч. Обсуждение впечатлений.
13. Итоговый проект
Диагностика: Защита итогового проекта. Оценка по критериям (см. ниже).
Саморефлексия.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель
Формирование у обучающихся ценностей ответственного, уважительного и
безопасного поведения в цифровом пространстве, развитие творческих способностей и
коммуникативных компетенций средствами блогинга.
Задачи
1.
Формировать у учащихся ответственное отношение к своим действиям в
интернете и умение соблюдать правила цифровой безопасности.
2.
Воспитывать уважительное отношение к другим участникам цифрового
общения, умение работать в команде и договариваться.
3.
Развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность через
создание собственных медиапродуктов.
4.
Воспитывать стремление к саморазвитию, рефлексии и критическому
мышлению при работе с информацией.
5.
Способствовать формированию позитивной самооценки и навыков
самопрезентации.
17
3. Планируемые результаты воспитательной деятельности
У обучающихся сформированы основы ответственного и безопасного поведения в
интернете.
Проявляют уважение к мнению других, умеют вести конструктивный диалог и
сотрудничать в коллективе.
Проявляют творческую инициативу, стремятся к самовыражению через создание
медиаконтента.
Оценивают свои действия в цифровой среде, умеют анализировать и
корректировать собственное поведение.
Демонстрируют уверенность в себе, умеют презентовать свои достижения и
работы.
4. Формы работы
Групповые и парные проекты: совместное создание блогов, рубрик,
медиапродуктов.
Дискуссии и круглые столы: обсуждение этики цифрового общения, анализ
ситуаций.
Тренинги и ролевые игры: моделирование ситуаций в интернете, отработка
безопасного поведения.
Творческие мастер-классы: создание текстовых, фото- и видеоматериалов,
оформление блогов.
Самопрезентации и публичные выступления: защита проектов, презентация
своих работ перед классом.
Рефлексивные занятия: обсуждение собственных успехов и трудностей,
формирование навыков самооценки.
Конкурсы и выставки: проведение мини-конкурсов на лучший пост, оформление
виртуальных выставок работ.
Встречи с приглашёнными гостями: беседы с блогерами, медиапедагогами,
специалистами по безопасности.
2.7. Календарный план воспитательной работы с обучающимися
Месяц
Мероприятие
Сентябрь Беседа "Безопасность в интернете"
Ожидаемый результат
Формирование ответственного отношения к
цифровой безопасности
Сентябрь
Дискуссия "Что такое уважение в
сети?"
Развитие культуры общения и
взаимоуважения
Октябрь
Творческое задание "Мой герой
российского блогинга"
Формирование патриотизма, знакомство с
отечественными примерами
Октябрь
Работа в группах "Как работать
вместе?"
Развитие командных навыков, умения
договариваться
Ноябрь
Просмотр и обсуждение
видеороликов "Что такое фейк?"
Формирование критического мышления
18
Месяц
Мероприятие
Ожидаемый результат
Ноябрь
Практикум "Учимся давать обратную Воспитание доброжелательности, умения
связь"
корректно выражать мнение
Декабрь
Конкурс "Лучший пост о добрых
делах"
Формирование эмпатии, поддержки,
внимания к окружающим
Январь
Беседа "Ответственность за слова и
поступки в интернете"
Воспитание ответственности
Февраль
Круглый стол "Как мы работаем в
команде"
Рефлексия, развитие навыков сотрудничества
Март
Дискуссия "Этика журналиста и
блогера"
Воспитание уважения к профессии, нормам
поведения
Апрель
Итоговое мероприятие "Мой вклад в Формирование гордости за общий результат,
работу команды"
развитие самооценки
План работы с родителями
Месяц
Мероприятие
Ожидаемый результат
Сентябрь
Родительское собрание "Знакомство с
программой"
Ознакомление родителей с целями и
задачами, получение поддержки
Октябрь
Консультация "Безопасность детей в
интернете"
Повышение информированности
родителей о цифровой безопасности
Ноябрь
Электронная рассылка "Как поддержать
ребёнка в проектной деятельности"
Вовлечение родителей в
образовательный процесс
Декабрь
Родительский день: "Посещение
открытого занятия"
Ознакомление родителей с ходом
занятий, повышение доверия
Январь
Анкетирование "Медиаактивность семьи"
Выявление интересов, проблем, обратная
связь
Февраль
Круглый стол "Роль семьи в
формировании медиаграмотности"
Обсуждение семейных ценностей, обмен
опытом
Март
Совместное мероприятие "Семейный
медиапроект"
Формирование семейного единства,
развитие творческих способностей
Апрель
Итоговое собрание "Результаты и
перспективы"
Подведение итогов, обсуждение успехов
и дальнейших планов
19
Список литературы
Для обучающихся
1. Бочарова О. В. "Мой первый блог: Учебное пособие для школьников" — Москва: Бином,
2023.
2. Гайд "Как вести себя в интернете" — Российский детский фонд, 2021.
3. Кузнецова М. А. "Безопасность в интернете: Памятка для школьников" — Москва:
Просвещение, 2022.
1.
2.
3.
4.
Для педагогов
Лапшина Е. А. "Медиаграмотность в школе: методическое пособие" — Москва: ВентанаГраф, 2022.
Соловьёва И. В. "Практика цифрового образования: блогинг как инструмент" — СанктПетербург: Речь, 2023.
Сборник "Современные методы обучения цифровым компетенциям" — Москва:
Просвещение, 2021.
Методические рекомендации для проведения занятий с детьми и родителями
«Основы информационной безопасности» https://disk.yandex.by/i/vaJs6kDaPd9l1w
Для родителей
1. Лебедева Т. В. "Дети в интернете: как обеспечить безопасность" — Москва: АСТ, 2022.
2. "Путеводитель по интернет-безопасности для родителей" — Лига безопасного интернета,
2021.
3. "Как помочь ребёнку стать блогером: советы для родителей" — Родительский комитет,
2023.
20
Приложение 1
№
1
2
3
4
5
6
7
дата
1 группа
Календарный учебно-тематический план
Дополнительной общеразвивающей программы «Формула успеха»
Объем программы - 144 часов
на 2025 -2026 учебный год
возраст обучающихся: 9 - 12 лет
группа №1
Педагог ДО Беляева Марина Валерьевна
Название раздела; темы раздела; темы
Объём Форма занятия
занятия.
часов
Форма
аттестации,
контроля
Введение в Программу ( 4 часа)
02.09.2025 Знакомство с Программой.
2
Теоретическое/практическое Опрос
Игры на знакомство. Инструктаж по технике
безопасности.
06.09.2025 Понятие «медиаграмотности». Информация,
2
Теоретическое/практическое
информационное поле.
Сбор, обработка и анализ информации.
Критическое мышление.
2. Введение в блогинг и журналистику (10 часов)
09.09.2025 Понятие блога. Краткая история блогинга.
Обсуждение: «Какие блоги и СМИ знают дети?»
Входной контроль.
13.09.2025 Кто такие блогеры? Примеры популярных
блогеров.
16.09.2025 Зачем люди ведут блоги? Мотивация и цели.
Коллективное составление списка тем для блога
и новостной заметки.
20.09.2025 Понятие журналистики, журналист, СМИ.
Деловая игра
23.09.2025 Сходства и различия блогинга и журналистики.
Игровое упражнение: «Если бы я был
2
Теоретическое
2
Теоретическое/практическое
2
Теоретическое/практическое
2
Теоретическое/практическое
2
Теоретическое/практическое
21
8
27.09.2025
9
30.09.2025
10
04.10.2025
11
07.10.2025
12
11.10.2025
13
14
15
16
17
14.10.2025
18.10.2025
21.10.2025
25.10.2025
28.10.2025
18
01.11.2025
19
08.11.2025
20
11.11.2025
21
15.11.2025
22
18.11.2025
23
22.11.2025
24
25.11.2025
блогером/журналистом».
3.Блогинг как форма современной интернет журналистики (20 часов)
Виды блогов. Платформы для блогинга.
2
Теоретическое/практическое
Просмотр и обсуждение примеров блогов и СМИ
разных видов.
Интернет безопасность. Разбор ситуаций:
2
Теоретическое/практическое
«Опасности в интернете».
Интернет безопасность. Создание памятки «Как
2
Теоретическое/практическое
вести себя в интернете».
Жанры и тематика видеоблогов. Регистрация на
2
Теоретическое/практическое
учебной платформе (без публикации в интернет).
Основные направления в блогинге. Выбор темы и
2
Теоретическое/практическое
формата личного блога.
Сторителлинг.
2
Теоретическое/практическое
Публикации. Пробная новостная заметка.
2
Теоретическое/практическое
Тренды.
2
Теоретическое/практическое
Целевая аудитория.
2
Теоретическое/практическое
Контент-план. Основные виды контента
2
Теоретическое/практическое
Сценарное мастерство в блогинге (4 часа)
Алгоритм создания сценария. Идеи для
2
Теоретическое/практическое
сценариев и разработка концепции. Дискуссия
«А нужно ли писать сценарий к видеоролику».
Разработка сценариев.
2
Практическое
Техника речи и актерское мастерство (12 часов)
Ораторское искусство. Просмотр и обсуждение
2
Теоретическое/практическое
примеров, выполнение упражнений.
Ораторское искусство. Просмотр и обсуждение
2
Теоретическое/практическое
примеров, выполнение упражнений.
Публичное выступление: мимика и жесты.
2
Теоретическое/практическое
Работа в кадре: позирование и ракурс.
Публичное выступление: мимика и жесты.
2
Теоретическое/практическое
Работа в кадре: позирование и ракурс.
Работа с голосом, звучание. Дикционные
2
Практическое
22
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
упражнения (Дыхание, артикуляция и дикция).
29.11.2025 Слова и словосочетания повышенной трудности.
2
Практическое
Скороговорки для тренировки дикции.
Основы видео и фото съемки (10 часов)
02.12.2025 Основные правила фото-съемки. Изучение и
2
Теоретическое/практическое
настройка основных параметров камеры в
смартфоне. Фотосъемка на свободную тему.
06.12.2025 Основные правила видеосъемки. Изучение и
2
Теоретическое/практическое
настройка основных параметров камеры в
смартфоне. Съемка видеоролика на свободную
тему.
09.12.2025 Подготовка онлайн фотовыставки.
2
Практическое
13.12.2025 Подготовка онлайн фотовыставки.
2
Практическое
16.12.2025 Фотомарафон.
2
Практическое
Промежуточный
контроль.
Практическое
задание
Основы монтажа (14 часов)
20.12.2025 Видео и фото-редакторы. Обзор. Монтаж
2
Теоретическое/практическое
фотоматериалов.
23.12.2025 Видео и фото-редакторы. Монтаж видео
2
Теоретическое/практическое
материалов.
27.12.2025 Работа в Word. Работа в Power Point.
2
Практическое
30.12.2025 Работа в Word. Работа в Power Point.
2
Практическое
13.01.2026 Монтаж аудиоматериалов.
2
Практическое
17.01.2026 Отработка пройденного материала.
2
Практическое
Создание видеоролика.
20.01.2026 Отработка пройденного материала.
2
Практическое
Создание видеоролика.
Проектирование и создание видеоблога (22 часов)
24.01.2026 Выбор темы и жанра видеоблога.
2
Теоретическое/практическое
27.01.2026 Разработка концепции блога.
2
Теоретическое/практическое
31.01.2026 Фирменный стиль.
2
Теоретическое/практическое
23
41
42
43
44
45
46
47
48
03.02.2026 Психология форм и цвета. Дизайн блога.
07.02.2026 Логотип. История. Основные понятия. Этапы
создания логотипа. Практическая работа «
Логотип».
10.02.2026 Выбор платформы для блога. Обзор и
сравнительный анализ. Поиск информации.
14.02.2026 Создание блога. Шапка профиля, ключевая
информация.
17.02.2026 Пост-знакомство.
21.02.2026 Разработка контент-плана, практическая работа.
Наполнение блога : фото, видео и текст.
24.02.2026 Навигация блога. Хештеги.
28.02.2026 Проектная деятельность. Публикации.
49
03.03.2026
50
10.03.2026
51
52
14.03.2026
17.03.2026
53
21.03.2026
54
55
56
57
58
59
24.03.2026
28.03.2026
31.03.2026
04.04.2026
07.04.2026
11.04.2026
2
2
Теоретическое/практическое
Теоретическое/практическое
2
Теоретическое/практическое
2
Практическое
2
2
Практическое
Практическое
2
2
Практическое
Практическое
Развитие блога (8 часов)
Основные рекомендации ведения блога.
2
Статистика.
Обратная связь. Интерактивные методы развития
2
блога.
Коллаборация. Стримы.
2
Ошибки в ведении блога.
2
Журналистика (14 часов)
История журналистики. Виды СМИ .
2
Сравнительный анализ.
Основные жанры журналистики. Деловая игра
2
Интервью
2
Репортаж
2
Фоторепортаж
2
Видеосюжет.
2
Заметка. Статья.
2
Теоретическое
Практическое
Практическое
Практическое
Теоретическое/практическое
Теоретическое/практическое
Теоретическое/практическое
Практическое
Практическое
Практическое
Теоретическое/практическое
24
Профессии в мире блогинга и журналистики (4 часа)
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
14.04.2026 Кто работает над созданием блога и СМИ:
2
Теоретическое/практическое
блогер, редактор, оператор, корреспондент,
ведущий, дизайнер, SMM-специалист.
Профессии будущего в цифровых медиа.
Коллективное обсуждение: «Кем я хочу стать и
почему?»
18.04.2026 Навыки и качества, необходимые для работы в
2
Теоретическое/практическое
блогинге и журналистике.
Самооценка: какие качества есть у меня?
Профориентационные мастер-классы и встречи (2 часа)
21.04.2026 Встречи с приглашёнными специалистами
2
Практическое
(журналист, блогер, редактор, фотограф).
Мастер-классы по созданию контента.
Итоговое обсуждение: какие профессии
заинтересовали.
Итоговый проект (20 часов)
25.04.2026 Что такое итоговый проект? Требования к
2
Теоретическое
проекту.
28.04.2026 Как подготовить видеоролик. Выбор темы.
2
Теоретическое
02.05.2026 Критерии оценки итоговой работы.
2
Теоретическое
05.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
2
Практическое
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
12.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
16.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
19.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
2
Практическое
2
Практическое
2
Практическое
25
70
71
72
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
23.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
26.05.2026 Подготовка итогового проекта: поиск
информации, видео и фотосъемка, монтаж
видеоролика.
30.05.2026 Защита итогового проекта. Ответы на вопросы.
Оценка проекта.
2
Практическое
2
Практическое
2
Практическое
Защита проекта
26
Приложение 2
Комплект контрольно-измерительных материалов к программе
"Студия журналистики «Осьминог» +"
1. Цели контроля
Определить уровень освоения учащимися теоретических знаний по основам блогинга.
Оценить сформированность практических умений и творческих навыков.
Проверить умение применять полученные знания на практике.
1.
2.
3.
4.
5.
2. Структура комплекта КИМ
Тестовые задания (закрытые и открытые вопросы)
Практические задания
Творческие задания
Самооценка
Критерии оценки
3. Тестовые задания
Вариант 1
Задание 1. Соотнесите профессию и описание (выберите правильный вариант):
Блогер а) Создаёт видеоролики и монтирует их б) Ведёт свой интернет-дневник, делится
новостями, опытом в) Продвигает товары и услуги в соцсетях
Видеограф а) Работает с виртуальной реальностью б) Создаёт видеоролики и монтирует
их в) Записывает аудиоподкасты
SMM-специалист а) Продвигает товары и услуги в соцсетях б) Ведёт свой интернетдневник в) Создаёт и озвучивает подкасты
Задание 2. Выберите правильный ответ:
Что такое блог? а) Интернет-магазин б) Личный дневник в интернете в) Игровая
приставка
Какой навык важен для блогера? а) Умение плавать б) Умение писать интересные
тексты в) Умение играть в шахматы
Задание 3. Краткий ответ
Назовите одну профессию, связанную с цифровыми медиа, и опишите, чем занимается
этот специалист.
4. Практические задания
Задание 1
Придумайте тему для своего блога. Запишите 2-3 предложения, о чём вы будете
рассказывать в своём блоге.
Задание 2
Нарисуйте или опишите словами «обложку» вашего блога (какие цвета, картинки,
надписи вы бы использовали).
5. Творческие задания
Задание
Сочините короткий рассказ (3-5 предложений) на тему: «Как проходит день блогера».
Или:
Составьте план одного выпуска своего блога (о чём расскажете, что покажете).
6. Самооценка
Мне было интересно узнавать о блогинге: да / нет
Я научился(лась) придумывать темы для блога: да / нет
Я хотел(а) бы попробовать себя в роли блогера: да / нет
Самооценка своей работы (выбрать):
Всё получилось
Получилось не всё, но я старался(ась)
Было сложно
27
7. Критерии оценки
Вид задания
Критерии
Тестовые задания Каждый правильный ответ — 1 балл
Практические
Чёткая формулировка темы, креативность, соответствие заданию
задания
— 1-2 балла
Творческие задания Оригинальность, раскрытие темы, грамотность — 1-2 балла
Самооценка
Заполнена анкета, осознанность ответа — 1 балл
Итого
Интерпретация результата:
баллов — высокий уровень освоения программы
баллов — средний уровень
балла — базовый уровень, требуется дополнительная работа
8. Форма итоговой аттестации
Комплексная работа (тест + практическое и творческое задание)
Устная защита творческого задания
Самооценка
9. Пример итоговой работы
Часть 1. Тест (см. выше)
Часть 2. Практическое задание
Придумайте и опишите свою идею для блога.
Часть 3. Творческое задание
Сочините рассказ или составьте план выпуска блога.
Часть 4. Самооценка
Заполните анкету.
10. Применяемые методы
Тестирование
Практические упражнения
Творческие задания
Самооценка
Устная презентация
Баллы
5
2
2
1
10
28
Приложение 3
Памятки по медиабезопасности
Памятка для обучающихся
1. Не сообщай свои личные данные (ФИО, адрес, телефон, пароли) незнакомым людям в
интернете.
2. Используй сложные пароли для своих аккаунтов и не передавай их никому, даже друзьям.
3. Не открывай подозрительные ссылки и файлы, даже если их прислал знакомый.
4. Не выкладывай в интернет фотографии и видео, которые могут навредить тебе или
другим.
5. Не вступай в переписку с незнакомцами и не соглашайся на встречи с ними.
6. Если кто-то пишет неприятные или пугающие сообщения — расскажи взрослым
(родителям, учителю).
7. Не верь всему, что видишь и читаешь в интернете. Проверяй информацию в нескольких
источниках.
8. Уважай других пользователей, не оскорбляй и не распространяй слухи.
9. Не трать много времени в интернете, делай перерывы и занимайся другими делами.
10. Соблюдай правила школы по использованию гаджетов и интернета.
Памятка для родителей
Обсудите с ребёнком правила безопасного поведения в интернете.
Контролируйте, какие сайты посещает ребёнок, с кем общается онлайн.
Установите родительский контроль на устройствах, если это возможно.
Научите ребёнка не сообщать личную информацию незнакомцам.
Объясните, что нельзя выкладывать личные фото и видео без вашего разрешения.
Расскажите, что делать, если ребёнок столкнулся с угрозами или неприятностями в сети
— обязательно обращаться к взрослым.
7. Покажите, как создавать надёжные пароли и хранить их в тайне.
8. Следите за временем, которое ребёнок проводит в интернете.
9. Подавайте личный пример ответственного поведения в сети.
10. Регулярно обсуждайте с ребёнком его интересы и успехи в медиапространстве.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
29
Приложение 4
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Понятие блога. Краткая история блогинга.
Тип занятия: Изучение нового материала
Время: 45 минут
Цель занятия
Познакомить обучающихся с понятием "блог", его основными признаками и видами.
Задачи:
Кратко рассказать об истории появления и развития блогинга.
Развивать умения анализировать и сравнивать различные формы интернет-дневников.
Воспитывать ответственное отношение к публикации информации.
Планируемые результаты
Личностные:
Формирование интереса к теме, развитие ответственности при работе с информацией.
Метапредметные:
Умение слушать, анализировать, делать выводы, работать в группе.
Предметные:
Знание определения блога, основных этапов развития блогинга, умение отличать блог от
других форм интернет-общения.
Оборудование и материалы
Компьютер с доступом к интернету (для педагога).
Презентация с примерами блогов (без выхода в интернет для учащихся).
Карточки с понятиями, хронологией, заданиями.
Листы для групповой работы.
Структура и содержание занятия
Этап урока
Время
Деятельность педагога
1.
Приветствие, настрой на
Организационный 2 мин
работу
момент
Деятельность
обучающихся
Приветствие,
настрой
Отвечают,
Вопрос: "Что такое дневник?
5 мин
высказывают
Для чего он нужен?"
мнения
3. Постановка
Формулирует тему, цель
Прогнозируют,
3 мин
цели
занятия
соглашаются
Рассказывает определение
блога, показывает примеры,
кратко излагает историю
блогинга: - Появление первых
4. Изучение
15
блогов (1990-е годы) Слушают,
нового материала мин Развитие платформ
задают вопросы
(LiveJournal, Blogger,
YouTube) - Современные
виды блогов (текстовые,
фото, видео, аудио)
5. Первичное
10
Делит группу на
Обсуждают,
2. Актуализация
знаний
Формируемые
УУД
Личностные
Коммуникативные,
познавательные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные,
30
Этап урока
закрепление
6. Рефлексия
7. Итог занятия
Время
мин
Деятельность педагога
Деятельность
Формируемые
обучающихся
УУД
записывают
познавательные
ответы,
представляют
результаты
микрогруппы, раздает
карточки: - "Что отличает
блог от обычного сайта?" "Какие бывают виды
блогов?" Групповая работа,
обсуждение
Задает вопросы: - "Что нового Отвечают,
5 мин узнали?" - "Чем блог
делятся
отличается от дневника?"
впечатлениями
Подводит итоги, оценивает
Слушают,
работу, дает задание: 3 мин
записывают
"Придумайте название для
задание
своего будущего блога"
Личностные,
регулятивные
Регулятивные
Методы и приемы обучения
Объяснение, демонстрация (примеры блогов).
Вопросы и обсуждение.
Групповая работа (коллективное обсуждение и презентация).
Рефлексия.
Формы контроля
Устные ответы.
Групповое обсуждение и презентация результатов.
Задание на дом (придумать название блога).
Критерии оценки
Активность на занятии.
Корректность и полнота ответов.
Умение работать в группе.
Проявление интереса и самостоятельности.
Домашнее задание
Придумать название и кратко описать идею для своего будущего блога (1-2 предложения).
Ожидаемые результаты по окончании занятия
Обучающиеся смогут дать определение блога.
Перечислят основные этапы истории блогинга.
Отличат блог от других интернет-ресурсов.
Проявят интерес к созданию собственного блога.
31
Приложение 5
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Работа в кадре: позирование и ракурс
Тип занятия: Практическая работа
Время: 45 минут
Цель занятия
Сформировать у учащихся начальные умения и навыки работы в кадре для блогинга,
научить выбирать и использовать различные позы и ракурсы для создания выразительных
фото- и видеоматериалов, а также развить способность анализировать влияние позы и
ракурса на восприятие изображения.
Задачи:
Научить учащихся основам позирования для фото- и видеоблога.
Ознакомить с понятием "ракурс" и его влиянием на восприятие изображения.
Развивать навыки работы в кадре, умение выражать эмоции и идеи через позу и мимику.
Планируемые результаты
Личностные:
Формирование уверенности в себе, развитие самовыражения.
Метапредметные:
Умение работать в команде, анализировать собственные действия, корректировать
поведение по обратной связи.
Предметные:
Владение базовыми навыками позирования и выбора ракурса для блогинга.
Оборудование и материалы
Мобильные телефоны или планшеты с камерой (по группам).
Зеркала для самоконтроля.
Карточки с заданиями (варианты поз, эмоций, ракурсов).
Рабочие листы для самооценки.
Структура и содержание занятия
Этап урока
Время
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
1.
Приветствует, настраивает на Приветствуют,
Организационный 2 мин
работу
готовятся
момент
Формируемые
УУД
Личностные
Объясняет, что такое
Слушают, задают
2. Вводная беседа 5 мин позирование и ракурс, зачем
Познавательные
вопросы
они нужны в блогинге
3. Демонстрация
Показывает несколько поз и
Наблюдают,
5 мин ракурсов, объясняет, как они
обсуждают
влияют на восприятие
4. Инструктаж по 2 мин Напоминает о правилах
технике
работы с техникой и
Слушают
Познавательные,
коммуникативные
Регулятивные
32
Этап урока
Время
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
безопасности
поведении в классе
5. Практическая
работа (группы)
20
мин
Делит на микрогруппы,
раздает карточки с
заданиями: - Изобразить
разные эмоции (радость,
удивление, задумчивость) Попробовать разные позы
(сидя, стоя, в движении) Снять фото/видео с разных
ракурсов (сверху, снизу,
сбоку,
фронтально) Помогает, дает
советы
Работают в
группах,
позируют,
Коммуникативные,
фотографируют личностные,
друг друга,
познавательные
анализируют
результат
6. Обсуждение
результатов
Организует обсуждение: Что получилось? - Какой
7 мин
ракурс/поза понравились
больше? - Что было сложно?
Демонстрируют
результаты,
Коммуникативные,
обсуждают,
регулятивные
делают выводы
7. Рефлексия
Спрашивает: - Что нового
3 мин узнали? - Как будете
использовать эти знания?
Отвечают,
делятся
впечатлениями
Подводит итоги, дает
Слушают,
8. Итог занятия и
задание: - Попробовать дома
1 мин
записывают
задание на дом
сделать 3 фото в разных
задание
ракурсах и выбрать лучшее
Методы и приемы обучения
Демонстрация.
Практическая работа в группах.
Обсуждение, самооценка и взаимная оценка.
Рефлексия.
Формы контроля
Наблюдение за практической работой.
Групповое обсуждение результатов.
Самооценка с помощью рабочих листов.
Критерии оценки
Активность участия в практической работе.
Умение работать в группе.
Корректность выполнения заданий (разнообразие поз и ракурсов).
Личностные,
регулятивные
Регулятивные
33
Умение анализировать и объяснять свой выбор.
Домашнее задание
Сделать три фотографии себя в разных ракурсах, выбрать и принести на следующее
занятие лучшее фото, объяснить свой выбор.
Ожидаемые результаты по окончании занятия
Учащиеся смогут объяснить, что такое позирование и ракурс.
Продемонстрируют базовые навыки позирования и выбора ракурса.
Смогут анализировать свои изображения и делать выводы о том, как ракурс и поза влияют
на восприятие кадра.
Приложение 6
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
Тип занятия: Экскурсия (познавательная)
Время: 45 минут
Цель занятия
Познакомить обучающихся с современными и перспективными профессиями в области
цифровых медиа, способствовать развитию интереса к медиатворчеству, формированию
представлений о навыках, необходимых для успешной деятельности в цифровой среде.
Задачи занятия
Образовательные задачи:
Познакомить учащихся с основными профессиями цифровых медиа (блогер, видеограф,
подкастер, SMM-специалист, медиапродюсер, специалист по VR/AR).
Дать представление о ключевых навыках, востребованных в медиасфере будущего.
Развивающие задачи:
Развивать коммуникативные и творческие способности через групповую работу и минизадания.
Формировать навыки анализа информации и критического мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности и уважение к
профессиям будущего.
Способствовать формированию мотивации к изучению новых технологий и
медиатворчеству.
Планируемые результаты
Личностные:
Формирование интереса к саморазвитию и профессиональному росту.
Осознание значимости образования для будущей профессии.
Метапредметные:
Развитие навыков работы в группе, коммуникации, критического мышления.
Предметные:
Знание основных профессий цифровых медиа.
Умение выделять ключевые компетенции для профессий будущего.
Оборудование и материалы
Презентация или видеоролик о профессиях цифровых медиа.
Карточки с описанием профессий.
Рабочие листы для заполнения во время экскурсии.
Бумага и ручки для записей.
34
Структура и содержание занятия
Этап занятия
Время Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1.
Приветствует, объясняет Приветствуют,
Организационный 2 мин
формат экскурсии
готовятся
момент
Личностные
Рассказывает о
значимости цифровых
2. Вводная беседа 5 мин
медиа в современном
мире и будущем
Познавательные
3. "Экскурсия" по
станциям
25
(виртуально или в мин
классе)
Слушают, задают
вопросы
Организует
микрогруппы, каждая
проходит по
Переходят по
"станциям": - Презентует станциям, слушают,
профессии (блогер,
выполняют миниSMM-специалист,
задания (например,
Познавательные,
видеограф, подкастер,
придумать идею для
коммуникативные,
специалист по VR/AR, блога, попробовать
регулятивные
медиапродюсер) - На
смонтировать
каждой станции кратко короткое видео,
рассказывает о
поиграть в
профессии, показывает медиавикторину)
примеры работ, отвечает
на вопросы
4. Групповое
обсуждение
Организует
обсуждение: - Какая
профессия
8 мин понравилась? - Какие
навыки нужны? - Что
было самым
интересным?
5. Рефлексия
Задает вопросы: - Что
Отвечают, делают
3 мин нового узнали? - Кем бы
выводы
хотели стать в будущем?
Обсуждают, делятся
впечатлениями,
Коммуникативные,
заполняют рабочие регулятивные
листы
Личностные,
регулятивные
Подводит итоги, дает
6. Итог экскурсии
Слушают,
2 мин задание: - Нарисовать
Регулятивные
и задание на дом
или описать профессию записывают задание
будущего в цифровых
35
Этап занятия
Время Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
медиа
Методы и приемы обучения
Экскурсия по учебным станциям.
Мини-игры и практические задания.
Обсуждение и коллективный анализ.
Рефлексия.
Формы контроля
Наблюдение за активностью на станциях.
Анализ заполненных рабочих листов.
Устная рефлексия и обсуждение.
Критерии оценки
Активное участие в работе на станциях.
Умение выделять особенности профессий.
Готовность работать в группе.
Творческий подход к выполнению заданий.
Домашнее задание
Нарисовать или описать одну из профессий будущего в цифровых медиа и подготовить
небольшой рассказ (5-7 предложений) о том, почему она интересна.
Ожидаемые результаты по окончании экскурсии
Обучающиеся смогут назвать не менее трёх профессий в цифровых медиа.
Смогут объяснить, какие навыки необходимы для этих профессий.
Проявят интерес к дальнейшему изучению медиасферы и технологий будущего.
Приложение 7
Конспект учебного занятия
Форма занятия : Экскурсия
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
Время: 45 минут
1. Подготовительный этап (до начала занятия)
1.1. Педагог заранее готовит:
Презентацию или видео о профессиях цифровых медиа.
Карточки с описанием профессий (блогер, видеограф, подкастер, SMM-специалист, медиапродюсер,
специалист по VR/AR).
Рабочие листы с вопросами и мини-заданиями для каждой станции.
Бумагу и ручки для записей.
Планирует размещение "станций" в классе (или виртуально, если используется компьютер).
2. Организационный момент (2 минуты)
2.1. Педагог приветствует обучающихся, проверяет готовность к занятию.
2.2. Кратко объясняет формат: сегодня будет необычное занятие — экскурсия по профессиям будущего
в цифровых медиа.
3. Вводная беседа (5 минут)
3.1. Педагог рассказывает:
Почему важно знать о профессиях будущего.
Как цифровые медиа меняют наш мир.
36
Какие профессии появляются благодаря интернету, блогам, социальным сетям, новым технологиям.
3.2. Педагог задаёт вопросы:
Кто знает, кто такой блогер? А видеограф?
Какие профессии, связанные с интернетом, вы уже слышали?
3.3. Учащиеся высказывают свои предположения, делятся знаниями.
4. Инструктаж по работе на станциях (3 минуты)
4.1. Педагог делит класс на 3-4 небольшие группы (по 4-6 человек).
4.2. Объясняет:
В классе есть несколько "станций", на каждой — краткая информация о профессии и мини-задание.
Каждая группа будет переходить от одной станции к другой по сигналу учителя.
На выполнение заданий на каждой станции — 5 минут.
5. Работа на станциях (25 минут)
5.1. Педагог объявляет старт работы.
5.2. Группы расходятся по станциям. На каждой станции:
Алгоритм действий на станции:
Шаг 1. Один из обучающихся зачитывает карточку с описанием профессии.
Шаг 2. Педагог (или заранее назначенный ученик) показывает короткий фрагмент презентации или
рассказывает интересный факт о профессии.
Шаг 3. Группа выполняет мини-задание (пример заданий):
Станция "Блогер": Придумайте тему для своего блога и запишите 2-3 предложения, о чём вы бы
рассказывали.
Станция "Видеограф": Нарисуйте раскадровку для короткого видео о школьной жизни.
Станция "Подкастер": Придумайте название и тему для школьного подкаста.
Станция "SMM-специалист": Подумайте, как бы вы рассказали о своей школе в социальных сетях (1-2
предложения).
Станция "VR/AR-специалист": Представьте, какую игру или экскурсию вы бы создали с помощью
виртуальной реальности.
Станция "Медиапродюсер": Опишите, как собрать команду для создания интересного медиа-проекта.
Шаг 4. Группа фиксирует результат на рабочем листе.
Шаг 5. По сигналу педагога (через 5 минут) группы переходят к следующей станции.
5.3. Педагог наблюдает за работой групп, помогает, если возникают затруднения, поощряет
инициативу.
6. Обсуждение результатов (8 минут)
6.1. После прохождения всех станций группы возвращаются на свои места.
6.2. Педагог организует обсуждение:
Каждая группа кратко рассказывает о самом интересном задании или профессии, которая понравилась
больше всего.
Педагог задаёт вопросы:
Какие качества нужны для этой профессии?
Что показалось сложным, а что — лёгким?
Какая профессия заинтересовала больше всего и почему?
6.3. Обучающиеся делятся впечатлениями, обсуждают свои ответы.
7. Рефлексия (3 минуты)
7.1. Педагог просит каждого обучающегося ответить на вопросы:
Что нового ты сегодня узнал?
Кем бы ты хотел стать из профессий, о которых сегодня узнал?
Почему именно эта профессия тебя заинтересовала?
7.2. Обучающиеся могут ответить устно или записать короткий ответ на листе.
8. Итог занятия и домашнее задание (2 минуты)
8.1. Педагог подводит итог:
37
Сегодня мы познакомились с профессиями будущего, узнали, какие навыки нужны для работы в
цифровых медиа. Обсудили, что важно быть креативным, уметь работать в команде, учиться новым
технологиям.
8.2. Домашнее задание:
Нарисовать или описать одну из профессий будущего в цифровых медиа.
Написать небольшой рассказ (5-7 предложений), почему эта профессия интересна лично тебе.
9. Контроль и оценка
Педагог отмечает активность и вовлечённость каждого ученика.
Оценивает заполненные рабочие листы и устные ответы.
Критерии: участие в обсуждении, выполнение мини-заданий, проявленная инициатива, творческий
подход.
10. Методы и приёмы
Групповая работа.
Игровые и творческие задания.
Мини-дискуссии.
Рефлексия.
Элемент проектной деятельности (мини-проект на станции).
11. Ожидаемые результаты
Обучающиеся смогут назвать не менее трёх профессий в цифровых медиа.
Смогут объяснить, какие навыки нужны для этих профессий.
Проявят интерес к дальнейшему изучению медиасферы и технологий будущего.
Приложение 8
Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Тема: Профессии будущего в цифровых медиа
1. Цели контроля
Проверить знание учащимися профессий в цифровых медиа.
Оценить понимание основных функций и навыков, необходимых для этих профессий.
Оценить развитие умений работать в группе, творчески мыслить, анализировать
информацию.
2. Планируемые результаты
Ученик называет не менее трёх профессий, связанных с цифровыми медиа.
Ученик объясняет, чем занимается каждая из выбранных профессий.
Ученик может привести пример задания или деятельности для одной из профессий.
Ученик проявляет интерес и инициативу при выполнении заданий.
3. Формы контроля
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный).
Тестовые задания.
Практическое мини-задание.
Самооценка и рефлексия.
4. Контрольно-измерительные материалы
4.1. Тестовые задания
Вариант 1:
1. Выбери правильный ответ (отметь нужное):
Кто такой видеограф?
а) Пишет статьи для газеты
б) Снимает и монтирует видео
в) Рисует комиксы
38
2. Какая профессия связана с созданием подкастов?
а) Подкастер
б) Видеограф
в) SMM-специалист
3. Для чего нужен SMM-специалист?
а) Создаёт виртуальные экскурсии
б) Ведёт страницы в социальных сетях
в) Снимает фильмы
Вариант 2:
4.
Соедини линиями профессию и её описание:
Блогер — Ведёт свой интернет-дневник
Видеограф — Снимает и монтирует видеоролики
Подкастер — Записывает аудиопрограммы
VR/AR-специалист — Создаёт виртуальные миры
4.2. Практическое мини-задание
Задание: Придумай и коротко опиши (2-3 предложения) тему для блога, который мог бы
быть интересен твоим одноклассникам.
Критерии оценки:
Оригинальность идеи
Ясность изложения
Соответствие теме
4.3. Устный опрос
Назови три профессии, о которых ты сегодня узнал.
Чем занимается видеограф?
Какие качества важны для блогера?
4.4. Самооценка и рефлексия
Анкета для самооценки:
Я узнал(а) о новых профессиях: да / нет
Мне было интересно: да / нет
Я хочу попробовать себя в одной из профессий: да / нет
Какая профессия мне понравилась больше всего? (ответ в свободной форме)
Что нового я узнал(а) сегодня? (ответ в свободной форме)
5. Критерии оценки
"5" — Ученик правильно отвечает на 4-5 тестовых вопросов, творчески и понятно
выполняет мини-задание, активно участвует в обсуждении, проявляет инициативу.
"4" — Ученик правильно отвечает на 3-4 тестовых вопроса, выполняет мини-задание,
участвует в обсуждении.
"3" — Ученик правильно отвечает на 2-3 тестовых вопроса, выполняет мини-задание с
помощью учителя.
"2" — Ученик затрудняется с ответами, не выполняет мини-задание даже с помощью
учителя.
6. Итоговая форма аттестации
Устный опрос по итогам занятия.
Проверка выполненного мини-задания.
Самооценка (анкета).
7. Методы контроля
Фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Проверка письменных и творческих работ.
Самооценка через анкету.
Наблюдение за работой в группе.
39
8. Пример итогового листа оценки
Фамилия,
Тестовые задания
Мини-задание
Устный опрос
Самооценка Итог
имя
(баллы)
(баллы)
(баллы)
9. Примерные ответы и эталон
Видеограф — снимает и монтирует видео.
Подкастер — записывает аудиопрограммы.
Блогер — ведёт интернет-дневник.
SMM-специалист — работает с социальными сетями.
VR/AR-специалист — создаёт виртуальные миры.
10. Итоги
Комплект КИМ позволяет определить, насколько учащиеся усвоили материал, проявили
интерес, научились работать с информацией и творчески мыслить.