МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № . 1 от 28.08.2025г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 105-0
От 28.08.2025г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Воображение»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - ознакомительный
Автор-составитель:
Ашабокова Наталья Александровна
Методист
2025 г
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел. «Пояснительная записка»:
- Направленность программы
- Уровень программы
- Актуальность программы
- Цель и задачи программы
- Принципы реализации программы
- Новизна / отличительные особенности программы
- Категория обучающихся по программе
- Формы и режим занятий
- Планируемые результаты реализации программы
2 Раздел. «Содержание программы»:
- Учебный (тематический) план.
- Содержание учебного (тематического) плана
3 Раздел. «Формы аттестации и оценочные материалы»:
- Виды и формы контроля
- Формы и критерии оценки образовательных результатов
4 Раздел. «Организационно-педагогические условия реализации
программы»:
- Материально-техническое обеспечение программы
- Учебно-методическое обеспечение программы,
- Информационное обеспечение программы.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 12.1).
2.
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении
в Российской Федерации Десятилетия детства». План основных мероприятий, проводимых
в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р (в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации от 12.06.2025 № 1547-р.
3.
Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р «Об утверждении
Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030
года» (ред. от 08.05.2025). Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
4.
Национальный проект «Молодёжь и дети». Паспорт федерального проекта
«Всё лучшее — детям».
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030
года: проект от 17.12.2024.
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от
1.07.2025 № 1745-р. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, II этап (2025–2030 годы). Утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р.
7.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 17.03.2025 № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и нормы
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в ред. от 21 апреля 2023 г.).
9.
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы: методические рекомендации ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания».
10.
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
11.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки
и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
Иные документы
1. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
2. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
Направленность программы - художественная
Уровень программы - ознакомительный
Актуальность программы:
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Воображение» для обучающихся 7–15 лет обусловлена современными
социальными и культурными тенденциями, а также необходимостью всестороннего
развития детей через творческую деятельность. Введение в современные танцевальные
направления помогает детям знакомиться с актуальными формами самовыражения и
развивать свои способности в динамично меняющемся мире искусства и культуры.
Программа сочетает в себе развитие физической подготовки, хореографических
навыков и творческой импровизации, что способствует укреплению здоровья, развитию
координации, музыкального восприятия и сценического мастерства. Освоение техники
танца с оборудованием, фитнес-элементов и работы в коллективе формирует комплексные
навыки физической культуры и командного взаимодействия, необходимые для успешной
социализации и личностного роста.
Кроме того, программа ориентирована на повышение мотивации к активному образу
жизни, развитию артистичности и ответственности, а также формированию этических норм
поведения в творческой среде. Включение разделов, связанных с организацией флешмобов
и участием в танцевальных мероприятиях, даёт возможность практической реализации
полученных знаний, способствует развитию навыков публичной коммуникации и
уверенности в себе.
Таким образом, программа «Воображение» актуальна с точки зрения формирования
гармонично развитой личности, обладающей современными творческими компетенциями,
и отвечает запросам современного общества на творческое и физическое развитие детей и
подростков.
Цель программы: Обучить базовым танцевальным движениям, позициям и
танцевальным элементам средствами современной хореографией.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Познакомить обучающихся с современными танцевальными направлениями, их
основными принципами и техникой исполнения.
- Формировать навыки безопасной работы с танцевальным оборудованием и
соблюдения техники безопасности на занятиях.
Развивающие задачи:
- Развивать базовые танцевально-двигательные способности обучающихся
средствами современной хореографией
- Развить у детей координацию, гибкость, силу, выносливость и музыкальность.
- Способствовать развитию артистичности, чувства ритма и сценического
мастерства.
- Формировать умение импровизировать и свободно выражать себя в движении.
- Развивать командные навыки через работу в коллективе и участие в флешмобах.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать этические нормы поведения танцора, уважение к партнёрам и
коллективу.
- Формировать ответственность и дисциплину в процессе подготовки и участия в
танцевальных мероприятиях.
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни и активному физическому
развитию через танец и фитнес-элементы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение и уверенность в
себе.
Принципы реализации программы:
⎯
Комплексность — сочетание физической, технической и художественной
подготовки.
⎯
Системность — последовательное совершенствование навыков и знаний.
⎯
Индивидуализация — учет физических и творческих особенностей каждого
обучающегося.
⎯
Активность и самостоятельность — стимулирование инициативы и самостоятельной
работы.
⎯
Воспитательная направленность — развитие нравственных и социальных качеств.
⎯
Использование современных педагогических и музыкальных технологий для
оптимизации процесса обучения.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы «Воображение» включают:
⎯
Интеграция современных танцевальных направлений с элементами фитнеса
и танцами с различным оборудованием, что расширяет спектр двигательных и творческих
умений обучающихся.
⎯
Комплексный подход к развитию как физических (сила, гибкость,
координация), так и артистических навыков (выразительность, музыкальность,
сценическое мастерство).
⎯
Акцент на практическом применении навыков через организацию и участие
во флешмобах и танцевальных мероприятиях, что способствует социализации и
формированию командного духа.
⎯
Особое внимание к этике танцора и технике безопасности, что формирует
ответственное отношение к занятиям и коллективной работе.
⎯
Возрастная адаптация содержания и методов обучения, рассчитанная на детей
и подростков 7–15 лет, с учётом их физического и психоэмоционального развития.
⎯
Возможность творческой самореализации и развитие воображения через
импровизационные задания и создание авторских танцевальных композиций.
⎯
Сбалансированное сочетание теоретической подготовки и практических
занятий, обеспечивающее глубокое и разностороннее освоение материала.
Адресат программы:
7–9 лет: младшая возрастная группа. В этом возрасте у детей наблюдается активное
развитие крупной моторики, игровое мышление, ограниченная концентрация внимания и
высокая подвижность. Они осваивают базовые движения и нуждаются в эмоциональной
поддержке и разнообразных игровых формах обучения. Программа предусматривает
простые танцевальные задания, направленные на развитие координации, гибкости и основ
творческого самовыражения через игру.
10–12 лет: средняя возрастная группа. У детей усиливается способность к
осознанному контролю движений, формируется более длительное внимание и развивается
способность к абстрактному мышлению. В этом возрасте возможна установка на
самостоятельное выполнение заданий и работа в коллективе. Программа акцентирует
развитие технических навыков, координации, артистичности и импровизации, с учётом
возрастающих требования к концентрации и мотивации.
13–15 лет: старшая возрастная группа. Подростки переживают активный период
психофизического роста, высокий уровень эмоциональной восприимчивости и стремление
к самоопределению. Происходит развитие пластичности, силовых и выносливостных
характеристик, а также углубляется эстетическое и сценическое восприятие.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» рассчитана на 1 год
обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения - очная
Программой не предусмотрена заочная форма обучения с применением
дистанционных технологий. Дополнительная общеразвивающая программа
«Хореографический коллектив «Капельки» реализуется в течение всего учебного
года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном
учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости;
программа не предусматривает модульный принцип представления содержания
учебного материала.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академическим часам. Продолжительность
академического часа 45 минут. Перемена – 15 минут.
Принципы комплектования групп:
группы формируются по возрастам, по желанию родителей или по времени подачи
заявления с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков/ в количестве от 12
до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода
обучения.
Условия набора обучающихся.
На обучение принимаются дети школьного возраста 7-15 лет, без учёта уровня
развития ребёнка и его способностей.
II.
Комплекс основных характеристик программы.
Содержание программы
Раздел 1. Введение в современные танцевальные направления (8 ч)
Теория (2 ч):
⎯ Обзор современных танцевальных направлений.
⎯ Правила создания флешмоба, особенности танцев с оборудованием и фитнес-танцев.
⎯ Этика танцора и основы командной работы.
⎯ Техника безопасности на занятиях и при работе с оборудованием.
Практика (6 ч):
⎯ Просмотр и анализ видео современных танцевальных направлений и флешмобов.
⎯ Практические задания на отработку этики поведения и взаимодействия в группе.
⎯ Упражнения по освоению принципов техники безопасности.
Профориентация:
⎯ Познакомить с профессиями в области хореографии, организации массовых
мероприятий и фитнеса.
⎯ Формирование представлений о карьерных возможностях в танцевальном искусстве
и смежных сферах.
Воспитательный компонент:
⎯ Воспитание уважения к танцевальным традициям и коллективной этике.
⎯ Формирование ответственности и дисциплины в работе в группе.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП) (20 ч)
Теория (2ч):
Основные принципы разминки и ее значение.
Особенности упражнений для гибкости, силы, выносливости, координации и
равновесия.
Практика (18 ч):
⎯ Выполнение разминки, упражнений на растяжку, развитие силы и координации.
⎯ Комплекс упражнений для повышения физической подготовки с учётом
танцевальных задач.
Профориентация:
⎯ Познакомить с профессиями спортивного тренера, фитнес-инструктора.
⎯ Формирование навыков здорового образа жизни, важных для будущих
профессионалов.
Воспитательный компонент:
⎯ Воспитание дисциплины в тренировочном процессе.
⎯ Формирование осознанного отношения к собственному здоровью и физическому
развитию.
⎯
⎯
Раздел 3. Основы хореографии (20 ч)
Теория (2 ч):
⎯ Основные положения рук и ног, адаптированные для современных танцев.
⎯ Принципы импровизации и свободного движения.
⎯ Техника исполнения шагов, прыжков, переходов и упрощённых акробатических
элементов.
⎯ Развитие музыкальности, чувства ритма и сценического мастерства.
Практика (18 ч):
⎯ Отработка основных позиций и движений.
⎯ Упражнения на импровизацию и музыкальность.
⎯ Разучивание и исполнение хореографических элементов и связок.
Профориентация:
⎯ Ознакомление с профессиями хореографа, постановщика танцев и артистов.
⎯ Развитие творческих и технических навыков, необходимых для профессиональной
деятельности.
Воспитательный компонент:
⎯ Воспитание ответственности за качество исполнения и творческий подход.
⎯ Формирование уверенности и дисциплины перед публикой.
Раздел 4. Флешмобы (26 ч)
Теория (2 ч):
⎯ Понятие флешмоба, виды и цели.
⎯ Принципы выбора темы, места и времени проведения.
⎯ Основы
создания хореографии для флешмоба: простота, массовость,
запоминаемость.
Практика (24 ч):
⎯ Генерация идей и совместный выбор музыкального сопровождения.
⎯ Разучивание простых движений, репетиции и отработка синхронности.
⎯ Проведение флешмоба (по желанию).
Профориентация:
⎯ Ознакомление
с профессиями организатора мероприятий, хореографапостановщика флешмобов и PR-специалиста.
⎯ Развитие навыков работы в команде и организации массовых творческих проектов.
Воспитательный компонент:
⎯ Формирование чувства коллективной ответственности и инициативности.
⎯ Развитие коммуникативных и лидерских качеств.
Раздел 5. Танцы с атрибутами (34 ч)
Теория (2 ч):
⎯ Обзор видов оборудования: ленты, мячи, платки, обручи и др.
⎯ Техника безопасности при работе с оборудованием.
⎯ Основные элементы и приёмы владения оборудованием.
Практика (32 ч):
⎯ Разучивание базовых упражнений с разным оборудованием.
⎯ Отработка координации, ловкости и взаимодействия в группе.
⎯ Создание игровых танцев с использованием оборудования.
Профориентация:
⎯ Ознакомление с профессиями хореографа, тренера и театрального постановщика.
⎯ Развитие технической и творческой грамотности для профессиональной реализации.
Воспитательный компонент:
⎯ Воспитание аккуратного обращения с реквизитом.
⎯ Формирование усидчивости и ответственности при работе в коллективе.
Раздел 6. Танцы с элементами фитнеса (20 ч)
Теория (3 ч):
⎯ Основы фитнес-направлений интегрированных в танец: аэробика, зумба, бодибалет, пилатес.
⎯ Польза и противопоказания.
⎯ Принципы построения тренировочного занятия с элементами фитнеса.
Практика (17 ч):
⎯ Разучивание базовых фитнес-движений и танцевальных связок.
⎯ Упражнения на силу, выносливость и гибкость.
⎯ Создание и отработка танцевальных связок с фитнес-элементами.
Профориентация:
⎯ Ознакомление с профессиями фитнес-тренера, инструкторов по оздоровительной
гимнастике и хореографии.
⎯ Формирование навыков здорового образа жизни, важных в профессиональной
деятельности.
Воспитательный компонент:
⎯ Воспитание самодисциплины и ответственности за физическое состояние.
⎯ Формирование мотивации к регулярной физической активности.
Раздел 7. Концертная деятельность (16 ч)
Теория (2 ч):
⎯ Значение концертной деятельности и участия в танцевальных вечерах.
⎯ Основы организации и проведения флешмобов (по желанию).
Практика (14 ч):
⎯ Участие в концертах, выступлениях разного уровня и мероприятиях учреждения.
⎯ Практическая организация и проведение флешмоба.
Профориентация:
⎯ Ознакомление с профессиями артиста, организатора мероприятий, технического
персонала.
⎯ Развитие навыков публичного выступления и организационного мастерства.
Воспитательный компонент:
⎯ Формирование чувства ответственности за коллективный результат.
⎯ Воспитание уверенности в публичных выступлениях и уважения к зрителям.
Оценочные материалы:
Текущий контроль: оценка техники исполнения, выразительности,
артистизма, работы в группе, посещаемости и активности на занятиях.
⎯
Промежуточная аттестация: контрольные уроки по разделам «Танцы с
оборудованием» и «Танцы с элементами фитнеса».
⎯
Итоговая аттестация: отчётный концерт с демонстрацией танцевальных
номеров и флешмоба.
⎯
Критерии оценки: используются критерии, учитывающие техническое
мастерство, выразительность, артистизм, соответствие выбранному стилю, композицию
танца, взаимодействие в группе и оригинальность идеи.
⎯
7. Планируемые результаты реализации программы
Возрастная
Знать
Уметь
группа
7–9 лет
Основы техники
Выполнять разминку и
безопасности на
базовые упражнения на
занятиях и при работе
гибкость, силу,
с оборудованием
координацию
Простые понятия о
Использовать базовые
современных
позиции рук, ног,
танцевальных
простые шаги, прыжки
направлениях
Основы этики
Импровизировать под
танцора и командной
музыку, выполнять
работы
простые танцевальные
комбинации
Влияние занятий на Разучивать и исполнять
здоровье
танцы с оборудованием
и элементы фитнеса
10–12 лет Углублённые понятия
Выполнять
техники безопасности
комплексные
и хореографии
упражнения на
выносливость, силу,
координацию
Современные
Работать с
танцевальные
разнообразным
направления и
оборудованием,
элементы фитнеса
изучать акробатические
элементы
Принципы создания
Создавать и синхронно
флешмобов: музыка,
исполнять
тема, аудитория
танцевальные
комбинации
Важность здорового
Импровизировать и
образа жизни и
выражать музыкальный
фитнеса
характер
13–15 лет
Глубокие знания об
этике, технике
безопасности и
особенностях
хореографии
Выполнять сложные
танцевальные связки,
переходы, прыжки и
элементы акробатики
Владеть
Навыками безопасного
использования
оборудования
Навыками
самоконтроля и
базового творческого
самовыражения
Организацией личного
пространства и
взаимодействием в
коллективе
Навыками общения и
поддержки при
групповой работе
Навыками творческого
самовыражения и
создания простых
танцевальных
постановок
Навыками командной
работы и организации
флешмобов
Самоконтролем и
самооценкой в
процессе тренировок и
выступлений
Организационными
навыками подготовки к
массовым
выступлениям
Навыками
постановочной работы
и подготовки
оригинальных
танцевальных
композиций
Современные
направления, фитнес
в танце и сценическое
мастерство
Организацию
массовых
мероприятий
Влияние танца и
фитнеса на
физическое и
психическое здоровье
III.
Самостоятельно
создавать
хореографические
движения, вести
импровизацию в группе
Контролировать свою
физическую форму и
обеспечивать
безопасность
Организовывать и
проводить флешмобы,
массовые выступления
Совершенной
саморегуляцией,
самоконтролем и
художественным
самовыражением
Лидерскими
качествами и умением
работать в коллективе
на профессиональном
уровне
Навыками
планирования
собственной
творческой и
физической
деятельности
Комплекс организационно-педагогических условий
учебно-тематический план (72 часа)
№ п/п/Раздел/Тема
Количество
часов всего
Теория
Практика
Форма
контроля
Раздел 1. Введение в современные танцевальные направления.
1.1 История и современные
8
2
направления танца.
Этические нормы и техника
безопасности
1.2 Просмотр и разбор
1
2
видеоматериалов.
Упражнения на внимание и
координацию
1.3 Практика командной
1
2
работы и этики на занятиях
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
2.1 Значение разминки и
20
2
физической подготовки для
танцора. Принципы развития
гибкости, силы,
выносливости и
координации
2.2 Упражнения на разминку
6
и растяжку
2.3 Упражнения для развития
6
силы и выносливости
2.4 Координационные и
6
балансировочные
упражнения
Раздел 3. Основы хореографии
3.1 Основные позиции рук и
ног (адаптированные для
современных направлений).
3.2 Основы импровизации и
свободного движения.
3.3 Шаги, переходы, прыжки
и акробатические элементы
(упрощённые).
3.4 Развитие музыкальности,
чувства ритма и
сценического мастерства.
4.1 Основы создания
флешмоба: выбор музыки,
темы, места проведения.
4.2 Разучивание простых
танцевальных движений для
флешмоба.
4.3 Работа над
синхронностью и
массовостью исполнения.
4.4 Репетиция и подготовка к
проведению флешмоба.
20
2
6
6
6
Раздел 4. Флешмобы
26
2
8
8
Практическое
задание
8
Репетиция
Раздел 5. Танцы с атрибутикой
34
1
5.1 Виды оборудования и
правила безопасности.
Техника работы с
оборудованием: вращения,
броски, балансировка
5.2 Освоение базовых
упражнений с разным
оборудованием. Отработка
техники владения
оборудованием
5.3 Разучивание
танцевальных комбинаций и
синхронность в группе
5.4 Репетиции и постановка
танцевального номера,
подготовка к выступлению
1
Работа в
группе,
обсуждение
Практическое
задание
Практическое
задание,
демонстрация
8
Практическое
задание
12
Практическое
задание
12
Работа в
группе,
постановка
Раздел 6. Танцы с элементами фитнеса
6.1 Основы фитнеса в танце: 20
2
1
направления и польза.
Принципы построения
тренировок с элементами
фитнеса
6.2 Генерация идей и подбор
1
8
музыки. Разучивание
танцевальных движений
Лекция,
демонстрация
Практическое
задание
6.3 Репетиции и подготовка
массового исполнения
Практическое
задание
8
Раздел 7. Участие в танцевальных мероприятиях
7.1 Участие в концертах и
16
2
10
танцевальных вечерах.
7.2 Организация и
4
проведение концерта
Итого:
144
17
127
Выступление
Организация,
выступление
3.2 Календарный учебный график
Раздел \ месяц
сен
Раздел 1. Введение в
современные
танцевальные
направления.
8
Раздел 2. Общая
физическая
подготовка (ОФП)
10
Раздел 3.
Хореография
окт
нояб
дек
янв
фев
март
12
16
12
8
12
2
18
Раздел 5. Танцы с
оборудованием
Раздел 6. Танцы с
элементами фитнеса
6
18
26
Оценочные материалы
Тип контроля
Критерии оценки
Техника
выполнения
движений
май
18
Раздел 4.
Флешмобы
Раздел 7. Участие в
танцевальных
мероприятиях
Всего
апр
14
18
12
16
Инструменты оценки
Текущий контроль
- Правильность
- Наблюдение педагога.
выполнения базовых
- Практические задания:
шагов, переходов,
выполнение отдельных
прыжков и элементов движений и комбинаций.
хореографии.
- Видеосъёмка (по
- Точность поз,
желанию) для
положений рук и ног.
самоанализа.
18
6
2
14
8
14
Форма
проведения
- Индивидуальная
работа на
занятиях.
- Групповая
работа на
занятиях.
- Правильность
работы с
оборудованием (если
оно используется):
владение, управление,
интеграция в танец.
Музыкальность - Соответствие
- Прослушивание
и чувство
движений
музыки и отхлопывание
ритма
музыкальному ритму
ритма.
и темпу.
- Выполнение движений
- Умение слышать и
в заданном ритме.
передавать акценты
- Задания на
музыки в танце.
импровизацию.
- Способность
- Оценка педагогом
импровизировать в
соответствия движений
рамках музыкального музыке.
сопровождения.
Артистизм и
- Эмоциональная
- Наблюдение педагога.
выразительнос выразительность и
- Импровизационные
ть
передача характера
задания на выражение
музыки. - Умение
эмоций.
использовать мимику - Работа над образом.
и жесты для
- Репетиции
выражения эмоций.
танцевальных номеров.
- Уверенность и
свобода в движениях.
- Соответствие образа
(если требуется)
выбранной теме или
стилю танца.
Активность и - Участие в
- Наблюдение педагога.
заинтересованн обсуждениях и
- Участие в групповых
ость
коллективных
проектах (флешмобы,
заданиях.
постановки).
- Инициативность и
стремление
Опросники/анкетирован
совершенствовать
ие для оценки интереса.
свои навыки.
- Проявление интереса
к изучаемому
материалу и
готовность к
обучению.
- Соблюдение
дисциплины и правил
работы в группе.
Промежуточный контроль
Уровень
- Умение исполнять
- Просмотр и оценка
освоения
танцевальные
танцевальных номеров.
хореографии
комбинации и связки
- Контрольные задания:
(из разделов
исполнение выученных
«Флешмобы»,
комбинаций.
- Индивидуальная
работа на
занятиях.
- Групповая
работа на
занятиях.
- Индивидуальная
работа на
занятиях.
- Групповая
работа на
занятиях.
- Репетиции.
— Во время
занятий.
— В процессе
подготовки к
выступлениям.
- Репетиции.
- Отчетные
концерты (для
демонстрации
результатов).
Участие в
мероприятиях
(выступление)
Организация и
проведение
флешмоба (по
желанию)
Соблюдение
требований
программы
«Игровые танцы»,
- Оценка педагогом и, по
«Фитнес-танцы»).
возможности,
- Качество исполнения приглашенными
движений, точность и экспертами
четкость.
(хореографами,
- Умение работать в
танцорами).
команде (для
групповых танцев).
Итоговый контроль
- Качество исполнения - Выступление на
подготовленного
концерте, танцевальном
танцевального номера вечере, флешмобе.
(с учётом техники,
- Видеозапись
музыкальности,
выступления (для
артистизма).
самоанализа и/или
- Соответствие танца
оценки).
выбранному стилю и
- Оценка педагогом и
тематике.
зрителями (по желанию
- Уровень
— опросники,
взаимодействия с
рейтинги).
партнёром (если танец
парный) или с
командой (для
групповых танцев).
- Общее впечатление
от выступления.
- Умение
- Наблюдение педагога и
спланировать и
участников за процессом
организовать
подготовки и
флешмоб (выбор
проведения.
места, музыки,
- Анализ отзывов
репетиции).
зрителей (если есть).
- Лидерские качества
- Самоанализ
(для организаторов).
организаторов и
- Сплочённость и
участников.
взаимодействие
участников.
- Эмоциональная
составляющая и
воздействие на
зрителей.
- Общее количество
- Итоговое
усвоенных навыков и
собеседование (по
знаний.
желанию).
- Достижение
- Анализ выступлений и
поставленных целей и результатов
задач программы.
деятельности за год.
4. Методическое обеспечение
Методы обучения:
Методы обучения:
⎯
Словесные методы (лекции, беседы, объяснения).
— Концерты,
танцевальные
вечера,
флешмобы.
— Проведение
флешмоба.
— В конце
учебного года.
Наглядные методы (демонстрация, просмотр видеоматериалов).
Практические методы (упражнения, тренировки, работа в группе,
импровизация).
⎯
Игровые методы (танцевальные игры, конкурсы).
⎯
Личностно-ориентированный подход (исправление ошибок, помощь в
развитии талантов).
Авторские методы:
⎯
Метод «шаг за шагом»: поэтапное разучивание танцевальных движений с
постепенным увеличением темпа и сложности.
⎯
Метод «зеркального отображения»: педагог демонстрирует движение, а
обучающиеся повторяют его, словно отражение в зеркале.
⎯
Метод «танцевальной игры»: использование игровых приёмов для
обучения танцевальным движениям и развития координации.
⎯
Метод «ритмической импровизации»: побуждение обучающихся к
созданию собственных танцевальных движений в заданном ритме.
⎯
⎯
Формы организации учебных занятий:
- Групповые занятия.
- Индивидуальные занятия (по необходимости).
- Работа в парах.
- Работа в подгруппах.
Материально-техническое обеспечение:
- Танцевальный зал с зеркалами и музыкальным оборудованием.
- Музыкальные записи.
- Видеоматериалы.
- Костюмы для выступлений (по возможности).
- Спортивный инвентарь (коврики, гантели, фитболы).
Дидактический материал:
- Схемы танцевальных движений.
- Музыкальные произведения.
- Презентации.
- Видеоуроки.
Учебно-методическое обеспечение программы
№
Название разделов и тем
Перечень методических материалов
1 Вводное занятие
Тестовые материалы для диагностики начального
уровня; Памятка по технике безопасности в занятия
танцами.
2 Введение в современные
Видео-примеры базовых движений; Методические
танцевальные направления
указания по обучению ритму и пластике; Раздаточные
материалы с терминологией и схемами движений.
3 Общая физическая
Комплексы упражнений для развития координации,
подготовка (ОФП)
силы, выносливости и гибкости; Методические
материалы для проведения разминки и силовой
тренировки; Видеоматериалы с демонстрацией
техники выполнения упражнений.
4 Хореография
Методические пособия по основам русской народной
хореографии; Пошаговые инструкции и схемы
постановки танцевальных элементов; Видеозаписи
обучающих постановок; Рекомендации по развитию
артистизма и работы в паре/группе.
5
Танцы с элементами фитнеса
6
Танцы с оборудованием
7
Флешмобы
8
Итоговые занятия и
выступления
Методические комплексы упражнений, совместимых с
танцевальными движениями; Аналитические
материалы по биомеханике движений; Видеоуроки по
фитнес-упражнениям для танцоров; Рекомендации по
профилактике травм.
Описания и инструкции по работе с лентами,
палочками, помпонами; Видео демонстрации работы с
реквизитом; Методика интеграции реквизита в
танцевальные номера; Правила техники безопасности
при использовании оборудования.
Сценарии и примеры массовых танцевальных акций;
Рекомендации по организации репетиций и
коллективной работе; Техника безопасного
взаимодействия в группе.
Критерии оценки выступлений; Образцы отчетной
документации;
Воспитательные мероприятия для родителей в рамках программы «Воображение»
цель: вовлечение родителей, повышение их осведомлённости о танцевальном развитии
детей и укрепление взаимодействия семьи и педагога.
№ Название
мероприятия
Цель мероприятия
Форма
проведения
Основные темы
и содержание
время
проведения
1
Вводная встреча с
родителями
Ознакомить с
программой,
целями и задачами
обучения детей
Очная/онлайн
встреча
Представление
программы,
ожидания,
вопросы и
ответы
Первый
месяц
обучения
2
Беседа «Роль
танца в развитии
ребёнка»
Повысить
осведомлённость о
пользе хореографии
и фитнеса
Лекция с
презентацией
Влияние танцев
на физическое и
эмоциональное
развитие
2-й месяц
обучения
3
Мастер-класс для
родителей
«Простые
танцевальные
игры дома»
Научить родителей
поддерживать
танцевальное
развитие дома
Практический
мастер-класс
Игровые
упражнения,
ритмика,
простые
танцевальные
движения
3-й месяц
обучения
4
Родительское
собрание
«Взаимодействие
и поддержка
ребёнка»
Обсудить пути
поддержки и
развития ребёнка
через танцы
Круглый стол,
дискуссия
Обсуждение
домашней
поддержки,
создание
танцевальной
среды
4-й месяц
обучения
5
Интерактивная
встреча с
видеообзором
занятий
Показать родителям Просмотр
процесс и успехи
видео +
детей
обсуждение
Демонстрация
занятий,
совместный
разбор
6-й месяц
обучения
6
Мастер-класс
«Создаём
Организовать
совместную
Изготовление
простых
элементов
8-й месяц
обучения
Практическое
занятие
танцевальный
костюм вместе»
творческую
активность
реквизита для
танцев
7
Семейный
танцевальный
вечер
Укрепить семейные
отношения через
совместное
творчество
Вечернее
мероприятие
Совместные
танцевальные
игры,
выступления
10-й месяц
обучения
8
Итоговая
конференция с
родителями
Подвести итоги и
обсудить
дальнейшее
развитие ребёнка
Очная/онлайн
встреча
Обсуждение
результатов,
планы на
следующий год
Последний
месяц
обучения
6. Список литературы
Основная литература:
1.
Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. — СПб.: Лань, 2002.
2.
Никитин В. Ю. Современный бальный танец. — М.: Советский спорт, 2008.
3.
Хавкин В. Л. Современные танцы. — М.: Знание, 2002.
Дополнительная литература:
1.
Васильева Т. И. Азбука классического танца. — СПб.: Лань, 2004.
2.
Богданов Г. П. Физическая культура. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
3.
Лисицкая Т.С. Хореография. — М.: Медицина, 1986.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайты о спортивных танцах.
2.
Видеоуроки по спортивным танцам.
8. Кадровое обеспечение
К реализации программы привлекаются педагоги дополнительного образования,
имеющие профессиональное образование в области хореографии или физической
культуры, а также опыт работы с детьми подросткового возраста.
9. Финансовое обеспечение
Финансирование программы осуществляется за счёт средств образовательной
организации и/или средств родителей (законных представителей) обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист контроля №1 — Входной контроль (Занятие 1)
Цель: оценить изначальный уровень знаний и физических навыков
ФИО
Дата
Оценка по критериям (Отлично / Хорошо /
обучающегося
Удовлетворительно)
Знание основных танцевальных направлений
Координация и чувство ритма (наблюдение на
простых движениях)
Общее физическое состояние (ориентировочно)
Соблюдение правил техники безопасности
Комментарии
преподавателя:
Лист контроля №2 — Промежуточный контроль (около середины курса)
Оценка прогресса по разделам (теория и практика)
Критерий
Баллы (0-5) Комментарии
Понимание теоретических основ танцев
Техника выполнения элементов ОФП
Владение базовыми движениями современных стилей
Освоение основ русской хореографии
Контроль работы с реквизитом
Взаимодействие в групповом танце (флешмобы)
Выполнение фитнес-элементов, выносливость
Соблюдение правил техники безопасности
Воспитательные качества: дисциплина, ответственность
Итоговая оценка (средняя)
Лист оценки №3 — Итоговый контроль (Последнее занятие)
Комплексная оценка итоговых умений и выступления
Показатель
Баллы
Комментарии
(0-10)
Техническое исполнение
Чистота движений, координация,
танцевальных композиций
владение техникой
Артистизм и выразительность
Эмоциональная выразительность,
пластика
Работа с реквизитом
Техника использования лент, палочек
и прочего
Слаженность группового
Синхронность в танцах, командная
взаимодействия
работа
Физическая подготовка
Выносливость, сила, гибкость
Соблюдение техники
Эффективность предупреждения
безопасности
травм
Воспитательные компетенции
Ответственность, дисциплина,
взаимодействие
Итоговая оценка (средняя)
Чек-лист преподавателя для текущего контроля на каждом занятии
Параметр
Оценка (Да/Нет) Комментарии
Проведён инструктаж по технике безопасности
Все участники выполняют разминку
Качество выполнения основных движений
Соблюдение дисциплины и правил
Активность и вовлечённость обучающихся
Выполнение заданий и рекомендации
Рекомендации по использованию листов контроля:
1. Входной контроль проводится на первом занятии для корректной адаптации
программы.
2. Промежуточный контроль — примерно в середине курса (по итогам половины
занятий), позволяет скорректировать учебный процесс.
3. Итоговый контроль — на последнем занятии, максимально полно оценивает
достижения обучающихся.
4. Чек-листы преподавателя используются постоянно для оперативной обратной
связи и контроля безопасности.
5. При необходимости листы могут быть адаптированы под электронные формы и
визуальные табличные форматы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План проведения занятия
1. Организационный момент (5–7 минут)
Приветствие детей и проверка готовности к занятию
Краткое повторение или вводная беседа по теме занятия
Разминка (динамическая или игровая) для подготовки к основным упражнениям
2. Основная часть (25–30 минут)
Озвучивание целей и задач занятия
Демонстрация упражнений или теоретического материала (если предусмотрено)
Практическая отработка, включая:
Индивидуальные упражнения
Парные или групповые задания
Игровые и творческие элементы для повышения мотивации
Постепенное усложнение движений и закрепление навыков
3. Итог занятия (10 минут)
Повторение главных моментов занятия и закрепление знаний
Игровая активность или релаксация для эмоционального и физического восстановления
Обратная связь: вопросы от детей, обсуждение впечатлений
Домашнее задание (при необходимости) и рекомендации для занятий дома
4. Рефлексия и завершение (3–5 минут)
Краткое подведение итогов педагогом
Похвала и мотивация для дальнейшей работы
Прощание с детьми