ДОП МЫ НАЧИНАЕМ КВН (Автосохраненный)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Протокол № 5 от 24. 01. 2025 г.
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 18
От 05. 02. 2025г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«МЫ НАЧИНАЕМ КВН»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации: 2 месяца
Уровень программы: ознакомительный

Автор-составитель программы:
Романова Лилия Михайловна,
методист

Вихоревка, 2025г.

I.

Пояснительная записка

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок
организации
и
осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего
образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
1.











Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества»
(утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
 Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)



Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы начинаем КВН»
разработана в 2022 году, обновлена в 2024-2025 учебном году и отвечает требованиям,
предъявляемым к дополнительным общеразвивающим программам нового поколения.
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом
директора МБУ ДО «ДДТ».
Уровень освоения программы ознакомительный.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. В жизни
ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в
безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Любая игра – это
наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как
внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра
развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих

поступков. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает
учащимся множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их
добыванию.
Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на
формирование гибких навыков и нравственных качеств личности через участие в играх
команд КВН. Данная программа органично вписывается в систему дополнительного
образования детей, отвечая принципам доступности
Для начала занятий по программе не требуется специальной подготовки,
мультикультурного подхода (предполагающего включение в программу максимально
широкого диапазона жанров эстрады, театра, самодеятельности) с опорой на
отечественную культуру (КВН как жанр родился в России и использует в качестве
своих составляющих достижения родной культуры), с внедрением личностноориентированных методик образовательной деятельности. В настоящее время в
России движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым
среди современной молодежи.
Адресат программы. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Ранняя юность —
время реального перехода к настоящей зрелости. Изменение в развитии нервной системы
создает предпосылки к усилению аналитической деятельности мозга. В этот период
происходит становление нравственного самосознания. Современной юности не
свойственны, ни детская наивность, ни подростковый, все отрицающий негативизм.
Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей
стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают
подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и
занимать вполне независимые позиции. В этом возрасте, вообще, изменяется «природа
смешного», появляются шутки, отражающие социальную, гражданскую позиции
подростков и самостоятельность — хотя и не всегда — правильность суждений. Кроме
того, тематика смешного как нельзя точно характеризует нравственно-личностный выбор
подростка. Это возраст специфических, психологических контрастов, которые
характеризуют как внутренний мир человека, так и мир его межличностных отношений,
что, несомненно, как в зеркале, отражается и в КВН.
Близость к завершению школы требует профессионального и личностного
самоопределения, и юношеский возраст всегда связан с поисками ответа на два вопроса:
«каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный
выбор). А это напрямую связывает возможности реализовать себя, предоставляемые КВН,
постоянную возможность выбора и самоопределения, которые культивирует кавээновское
движение с предпрофильной подготовкой.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного
возраста.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12
-15 человек.
Срок освоения программы. Программа «Мы начинаем КВН» – краткосрочная,
рассчитана на 2 месяца.
Форма обучения – заочная, с применением дистанционных технологий.
Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию деятельности команд КВН на основании договора о
сетевом взаимодействии.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель
реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не

реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не
предусматривает модульный принцип представления содержания учебного
материала.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа – 45 минут.
Цель программы. Ознакомление с формами, приемами и способами подготовки
конкурсных заданий игры команд клуба веселых и находчивых.
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить с историей игры;
2. Познакомить с формами конкурсных заданий;
3. Обучить приемам и способам подготовки конкурсных заданий игры.
Воспитательные:
1. Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся.
Развивающие:
1. развивать способы конструктивного общения;
2. развивать уверенность в себе;
3. развивать творческое и критическое мышление;
4. развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности.
II. Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного
материала составляет 8 учебных часов. Для достижения поставленной цели и получения
первичных знаний это оптимальное количество часов.
Содержание.
Раздел 1. История создания игры – 1 час. Теория – 0,5 часа.
Тема. Прообраз КВН –
передача «Вечер весёлых вопросов». Правила КВН,
терминология.
Практика – 0,5 часа. Тестирование по правилам игры, просмотр выступления первых
команд КВН, игры на знание исторических сведений о КВН.
Раздел 2. Жанры – 2 часа. Теория – 1 час. КВН – жанр, построенный на репризе.
Словесная реприза включает текстовую подготовку («заход») и смешную (как правило
неожиданную) концовку. Теория шутки. Принципы написания шуток, классификация
шуток, структура шутки, виды шуток, способы написания.
Практика – 1 час. Система написания шуток «КРУГ» или «Мозговой Штурм». Парадокс
и второй план репризы. Определение актуальности репризы. «Подача», т.е. первая часть
шутки и парадоксальный выход из ситуации. Разбор материала «мозгового штурма».
Приветствие или визитка команды. Сюжетная линия в визитке. Эстрадная миниатюра и
подготовка отдельных миниатюр на заданную тему. Взаимное редактирование сценариев,
написанных обучающимися.
Раздел 3. Сценарная работа – 3 часа. Теория – 1 час. Работа над сценарием игры и
создание имиджа команды. Законы композиции сценария игры. Требования к
составлению сценария. Практика – 2 часа. Создание сценария. Определение
событийного ряда и атмосферы конкурсного задания. Историческое время.
Фантастическое время. Символы времени. Творческая мастерская. Проба пера. Анализ
сюжета. Разработка сценария.
Подготовка к презентации сценария. Презентация. Обсуждение, рефлексия.
Раздел 4. Постановочная работа – 2 часа. Теория – 1 час. Создание предметнопространственной среды, где могли бы существовать герои сюжета игры. Практика – 1

час. Исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет игры; импровизации
со словами; работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же
ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений,
работа с текстом. Репетиция. Итоговая аттестация – видеозапись выступления команды.
Планируемые результаты.
К концу освоения программы обучающиеся будет знать:
- историю, структуру и правила игры КВН;
- правила поведения на сцене;
- литературные и юмористические приемы и методы коллективной шутки;
- современные технические средства.
Обучающиеся будут уметь:
-различать жанры КВН;
-ориентироваться в большом потоке информации, находить и выбирать нужную;
-выстраивать общение в разновозрастной группе;
-составлять сценарий игры КВН;
-выступать на школьных мероприятиях;
-пользоваться сценическим реквизитом, работать с микрофоном;
-играть в КВН, сочинять миниатюры, проводить мозговой штурм, выступать на сцене,
быть сплочённым коллективом.
III.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№
Название разделов, Количество часов
Форма промежуточной
тем
всего теория
Практика (итоговой) аттестации
1
Раздел 1.
История 1
0,5
0,5
создания игры
2
Раздел 2. Жанры
2
1
1
3
Раздел 3. Сценарная 3
1
2
Защита сценария игры
работа
4
1
1
Выступление
команды
Раздел
4. 2
Постановочная работа
для учащихся школы,
Итоговая аттестация
видеозапись
8
3,5
4,5
Итого:
Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2024-2025 учебном году – 4, количество учебных дней – 4,
количество учебных часов –8.
Дата начала реализации программы 10 февраля 2025 года, дата окончания реализации 03
марта 2025 года
Февраль 2025 г. – 3 недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Март 2025 г. – 1 неделя, 1 учебный день, 2 учебных часа.
Раздел \ месяц
Раздел 1. Раздел 1. История
создания игры
0,5
Теория.
0,5
Практика.

Февраль

Март

Итого по разделам
программы

1

Раздел 2. Жанры.
1
Теория.
2
1
Практика.
Раздел 3. Сценарная работа.
1
Теория.
Практика.
Презентация 2
3
сценария игры
2
Раздел 4. Постановочная
работа.
1
Теория.
Практика.
1
Итоговая аттестация –
видеозапись выступления
команды
8
Итого
6
2
Оценочные материалы.
Виды диагностики:
— входная (определение исходного уровня знаний и умений путем тестирования,
выполнения творческих заданий);
— итоговая (анализ участия в играх (результативность), выполнение творческих
заданий).
Формы подведения итогов.
 участие в ежегодном КВН-шоу (на базе школы);
 конкурс сценариев и выступлений.
Оценочный лист выступления команды КВН
Название конкурса
Параметры и критерии оценивания
Актуальность Оригинальность Использование
Общение со
темы игры
реприз
реквизита и
зрительным
музыкального
залом
сопровождения
1.Визитная карточка
команды
(приветствие)
2.Разминка
3.Домашнее задание
Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2
Методические материалы.
В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:
Комплексности.
В процессе обучения используется комплексный подход к организации взаимодействия
различных видов деятельности. КВН рассматривается сквозь призму составляющих его
конкурсов. При подготовке каждого конкурса уделяется внимание теоретической и
практической составляющим, проводится погружение каждой выбранной темы в
различные образовательные области, ставятся и решаются не только обучающие,

развивающие, но главным образом, воспитательные задачи (воспитание творческого
коллектива).
Доступности (по В.А. Сластенину)
Занятия проводятся как для играющих, так и для ранее не знакомых с этой игрой детей.
Для начала занятий по программе не требуется специальных знаний, умений и навыков.
Систематичности и последовательности овладения знаниями
От введения в программу «Мы начинаем КВН» знакомство с игрой через
последовательное и систематическое изучение конкурсов в структуре игры и системы их
подготовки, к выступлению детей в составе общешкольной сборной на различных играх и
фестивалях команд КВН.
Продвижения от простого к сложному
Умение детей разрабатывать сценарии КВН по образцу, заданному с помощью педагога,
до самостоятельной работы.
Педагогические технологии:
1. Прикладная педагогика, через проведение тестов, опросников, с целью выявления:
— индивидуальных особенностей детей (особенно важно, учитывая многообразие
ролевых функций в КВН, помочь ребенку найти себя в каком-то из его ответвлений
(СТЭМ, музыка, сценография, сценарное мастерство и т.д.);
— уровня познавательной активности и деятельности детей, возможностей и
способностей.
2. Игровые технологии:
— имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее
структуры при определенном событии или сюжете);
— операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных,
специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск
алгоритма успеха в «разминке»;
— «Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана,
музыкального руководителя и т.д.);
— «Деловой театр» Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой
заданной обстановке;
3. Технологии дифференцированного обучения (работа с группой обучающихся,
составленной с учетом их индивидуальных особенностей).
4. Технология проблемного обучения (моделирование проблемных ситуаций и активная
самостоятельная деятельность детей по разрешению возникающих проблем).
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ КОМАНДУ КВН Учебно-методическое пособие
Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»
sch417uv.mskobr.ru›…lefortovo…metodichka_kvn.pdf

Методические
материалы
(разработки,
https://disk.yandex.ru/d/_GuK2Z8fINQPTg

рекомендации

и

др.)

-

Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация
совместной деятельности детей и родителей.
1.
Создание альбома «Моя семья».
2.
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения».
Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;

•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий творческого объединения
на 2023-2024 учебный год
№п/п Участники
Обучающиеся,
1
родители, учителя
школы

Мероприятия
Форма
Участие
в Болельщики,
муниципальных
играх участники
«Мы начинаем КВН»

Месяц
Февраль
Март

Иные компоненты.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1.
Экранно-звуковые пособия:
•
аудиозаписи;
•
видеофильмы по тематике программы;
•
мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие
тематике программы.
2.
Технические средства обучения:
музыкальный центр;
- компьютер;
- принтер;
-микрофон;
- ширма.
3. Интернет-ресурсы.
https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728
Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494
Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175

Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Мы начинаем КВН» требуется педагог, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Список литературы
Специальная литература:
1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с.

2. Марфин М., Чнвурин А. Что такое КВН? — Симферополь: Бланк-экспресс, 2002. —
314с.
3. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».