МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Мы играем в КВН» Возраст обучающихся 14-17 лет Срок реализации 1 год Уровень программы: базовый Автор-составитель программы: Шиляева Лариса Ринатовна, педагог дополнительного образования Вихоревка, 2024 I. Пояснительная записка 1. Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы играем в КВН» разработана в 20222023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительным общеразвивающим программам нового поколения. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Уровень освоения программы базовый. Направленность программы социально-гуманитарная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает учащимся множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию. Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на формирование нравственных качеств личности через участие в играх команд КВН. Данная программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей, отвечая принципам доступности (для начала занятий по программе не требуется специальной подготовки), мультикультурного подхода (предполагающего включение в программу максимально широкого диапазона жанров эстрады, театра, самодеятельности) с опорой на отечественную культуру (КВН как жанр родился в России и использует в качестве своих составляющих достижения родной культуры), с внедрением личностно-ориентированных методик образовательной деятельности. В настоящее время в России движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи. Адресат программы. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Ранняя юность — время реального перехода к настоящей зрелости. Изменение в развитии нервной системы создает предпосылки к усилению аналитической деятельности мозга. В этот период происходит становление нравственного самосознания. Современной юности не свойственны, ни детская наивность, ни подростковый, все отрицающий негативизм. Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. В этом возрасте, вообще, изменяется «природа смешного», появляются шутки, отражающие социальную, гражданскую позиции подростков и самостоятельность — хотя и не всегда — правильность суждений. Кроме того, тематика смешного как нельзя точно характеризует нравственно-личностный выбор подростка. Это возраст специфических, психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и мир его межличностных отношений, что, несомненно, как в зеркале, отражается и в КВН. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст всегда связан с поисками ответа на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). А это напрямую связывает возможности реализовать себя, предоставляемые КВН, постоянную возможность выбора и самоопределения, которые культивирует кавээновское движение с предпрофильной подготовкой. Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Срок освоения программы. Программа «Мы играем в КВН» рассчитана на 1 год, 36 недель, 9 месяцев. Форма обучения – очная. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы играем в КВН» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Программа может быть реализована в сетевой форме на основании договора о сетевом взаимодействии по заказу образовательных организаций района. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы. Формирование знаний и умений подготовки конкурсных заданий игры команд клуба веселых и находчивых. Задачи. Образовательные: 1. Познакомить с историей игры; 2. Познакомить с формами конкурсных заданий; 3. Обучить приемам и способам подготовки конкурсных заданий игры; 4. Обучить основным приемам работы с техническими средствами, обеспечивающими игру. Воспитательные: 1. Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся. Развивающие: 1. Развивать способы конструктивного общения; 2. Развивать уверенность в себе; 3. Развивать творческое и критическое мышление; 4. Развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности. II. Комплекс основных характеристик образования Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного материала составляет 144 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения базовых знаний по программе- -это оптимальное количество часов. Содержание. Вводное занятие – 4 часа. Теория. Тема. Прообраз КВН – передача «Вечер весёлых вопросов». Правила КВН, терминология. Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества – 32 часов. Теория – 4 часа. Что такое КВН? Сходство и отличия КВН с театром и эстрадой. Практика – 28 часов. Риторика, сценическое движение, танец, вокал, актерское мастерство в КВН. Практика – Сценическая речь (работа с дыханием, дикцией, интонацией), танец (пластика тела, рисунок танца, сценическое движение), актерское мастерство (чтение монолога, работа над мимикой), вокал и музыка в сценарии игры. Раздел 2. Структура КВН – 16 часов. Теория – 4 часа. Тема. Кодекс корпоративной этики команды. Шутка как главный элемент КВН. Практика – 12 часов. «Мозговой штурм» как метод написания шутки. Виды деятельности в КВН. Музыка, танец и видеоряд в КВН. Конкурсы КВН. Сценарии. Как построить свое выступление. Сценарные планы конкурсов. Пословицы и поговорки в КВН. Формы речи. Память. Раздел 3. Система подготовки к игре – 28 часов. Теория – 4 часа. Тема. Конкурсы игры КВН. Практика – 24 часа. Визитка, приветствие, разминка, музыкальный конкурс, музыкальное домашнее задание, ШТЭМ, капитанский конкурс. Проигрывание конкурсов КВН внутри группы. Имидж и стиль команды Выбор имиджа команды. Внешний вид. Стиль одежды. Стиль поведения. Подбор имиджа для команды. Раздел 4. Разновидности конкурсов – 36 часов. Теория – 4 часа. Правила написания сценария. Система написания шуток «КРУГ» или «Мозговой Штурм». Практика – 32 часа. Парадокс и второй план репризы. Определение актуальности репризы. «Подача», т.е. первая часть шутки и парадоксальный выход из ситуации. Разбор материала «мозгового штурма». Принципы написания шуток, классификация шуток, структура шутки, виды шуток, способы написания. Приветствие или визитка команды. Сюжетная линия в визитке. Эстрадная миниатюра и подготовка отдельных миниатюр на заданную тему Подготовка команды к выступлению. Постановка отдельных миниатюр, подбор музыки. КВНовские песни, подложки, фоны, карапульки. Репетиция с музыкальным сопровождением. Раздел 5. Техническое обеспечение игры – 16 часов. Теория – 2 час. Роль звукорежиссера в КВН, основы работы с микрофонами, магнитофонами, компьютером и тематическим программным обеспечением. Практика – 14 часов. Подготовка реквизита, создание фонограмм. Отработка правил работы со звуковой техникой. Раздел 6. Редактура в КВН – 12 часов. Теория – 2 часа. Единые принципы редактуры. Практика – 8 часов. Принципы взаимодействия с командой в процессе редактирования. Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок. Взаимное редактирование сценариев, написанных обучающимися, анализ игр и конкурсов сезона. Итоговая аттестация – 2 час. Форма аттестации – выступление команды КВН. Планируемые результаты. К концу освоения программы обучающиеся будет знать: 1. Историю игры команд КВН; 2. Познакомятся с формами основных конкурсных заданий игры; 3. Овладеют приемами и способами подготовки конкурсных заданий. 4. Научатся работать с техническим оборудованием III. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план № Название разделов, Количество часов тем всего теория практика 1 2 3 4 5 6 7 Вводное занятие Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества Раздел 2. Структура КВН Раздел 3. Система подготовки к игре Раздел 4. Разновидности конкурсов Раздел 5. Техническое обеспечение игры. Раздел 6. Редактура в КВН Итоговая аттестация Форма контроля, промежуточной (итоговой) аттестации 4 32 4 4 28 16 4 12 28 4 24 Сценарий игры 36 4 32 Творческое задание 16 2 14 12 2 10 144 24 120 Мастер-класс Выступление команды для учащихся школы Календарный учебный график Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 36, количество учебных часов –144. Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации – 31. 05. 2023г. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Октябрь 2022 г. – 4 недель, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Декабрь 2022 г. – 4 недели, 10 учебных дней, 20 учебных часов. Январь 2023 г. – 3 недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов. Февраль 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Март 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дня, 16 учебных часов. Май 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Вводное занятие 4 Теория. Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества. 4 8 Теория. Практика. Раздел 2. Структура КВН. Теория. Практика. Раздел 3. Система подготовки к игре. Теория. Практика. Раздел 4. Разновидности конкурсов. Теория. Практика. Раздел 5. Техническое обеспечение игры. Теория. Практика. Раздел 6. Редактура в КВН. Теория. Практика. Итоговая аттестация Всего 16 Итого по разделам программы май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел/месяц 4 16 4 4 8 32 4 4 8 16 12 4 2 10 16 16 20 12 16 28 16 16 8 36 2 6 8 16 16 2 8 2 16 12 Выступление команды КВН. 144 Оценочные материалы включают 3 группы результатов: 1. Оценка предметных знаний, умений и навыков, которая представлена параметрами и критериями: актуальность темы игры, оригинальность реприз, использование реквизита и музыкального сопровождения, общение со зрительным залом. 2. Оценка сформированности компетентностей в познавательной, информационнокоммуникативной деятельности, социально-культурной и гражданской сфере. 3. Оценка личностного и социального развития подростка на основе методики изучения личностного роста, в основе которой – опросник, разработанный Григорьевым Д. В., Кулешовой И. В., Степановым П. В. 1 группа – оценка предметных ЗУН. Оценочный лист выступления команды КВН Название конкурса Параметры и критерии оценивания Актуальность Оригинальность Использование Общение со темы игры реприз реквизита и зрительным музыкального залом сопровождения 1.Визитная карточка команды (приветствие) 2.Разминка 3.Домашнее задание Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов. Максимальное количество баллов - 20. Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5. Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4. Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3. Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2 1. «Визитка. Приветствие»: - участники представляют свою команду, приветствуют соперников - время выступления 5 минут. 2. Конкурс «Разминка» - каждая команда задает один вопрос соперникам, - один вопрос каждой команде задает жюри, - время на ответы - одна минута. 3. Домашнее Задание. Музыкалка. Включает в себя шутки, анекдоты, репризы по заявленной теме. Обязательное условие домашнего задания - музыкальность. Время выступления 5-7 минут. Критерии оценивания выступления команды: юмор, актуальность и раскрытие темы, оригинальность названия команды КВН, оригинальность режиссерского решения, артистизм участников, музыкальное оформление выступления, соответствие тематике конкурса, сценическая культура, работа с публикой в зале. 2 группа результатов. Оценка сформированности компетентностей в познавательной, информационнокоммуникативной деятельности, социально-культурной и гражданской сфере. Учебный Количество Параметры Уровень сформированности год обучающихся оценивания Высокий Оптимальный Средний Низкий Компетентность в 202117 2 4 8 3 познавательной и 2022 предметной деятельности Компетентность в 4 6 4 3 информационнокоммуникативной деятельности Компетентность в 1 4 10 2 социальнокультурной и гражданской сфере Вывод. Формирование компетентностей процесс длительный, поэтому достичь высокого и оптимального уровня сформированности за 1 учебный год, 144 учебных часа задача сложная и трудно достижимая. Необходимо создать и внедрить в образовательную деятельность учреждения краткосрочную дополнительную общеразвивающую программу, ориентированную на формирование компетентностей 21 века. Компетентность в познавательной и предметной деятельности Критерии: 1. Способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению; 2. Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдёт, если…»; 3. Способность синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты для решения поставленных задач; 4. Способность формулировать и аргументировать; 5. Способность к самостоятельной учебной деятельности. Показатели: 1. Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера; 2. Умение оценивать и прогнозировать последствия и риски, умение проектировать, использовать приёмы анализа и синтеза для решения поставленных задач и проектной деятельности; 3. Умение представлять свои суждения, в том числе давать определение, доказательство и доказательство от противного и т. п; 4. Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения и оценки, формулировать выводы. Компетентность в информационно-коммуникативной деятельности Критерии: 1. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников; 2. Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные; 3. Способность к содержательному общению. Показатели: 1. Умение структурировать информацию, свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера; 2. Умение искать, находить и хранить необходимую информацию, свободно пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации; 3. Владение основными видами публичных выступлений Компетентность в социально-культурной и гражданской сфере Критерии: 1. Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю; 2. Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере; 3. Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми; 4. Способность к безопасной жизнедеятельности; 5. Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми. нормами и правилами. Показатели: 1. Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникших трудностей. Умение регулировать своё поведение, физическое и эмоциональное состояния. Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; 2. Умение оценить результаты профессиональной пробы; 3. Умение устанавливать взаимодействие: согласовывать и координировать деятельность с другими её участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (лидер, подчинённый и др.); 4. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; 5. Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена общества и учебного коллектива. 3 группа результатов. Оценка личностного и социального развития подростка на основе методики изучения личностного роста, в основе которой – опросник, разработанный Григорьевым Д. В., Кулешовой И. В., Степановым П. В. Оценка личностного развития подростка проводится по методике изучения личностного роста, в основе которой – опросник, разработанный Григорьевым Д. В., Кулешовой И. В., Степановым П. В., опубликованный в издательстве Центр «Педагогический поиск» – Москва, 2009. Особенностью данной методики является то, что она предполагает отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были – какими стали). Содержащиеся в опроснике утверждения побуждают подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе. Оценка сформированности компетентностей проводится методом педагогического наблюдения, анализа продуктов творческой деятельности. Критерии Показатели Компетентность обучающегося в познавательной и предметной деятельности Умение самостоятельно создавать Способность самостоятельно ставить алгоритмы деятельности при решении задачи и организовывать собственную широкого круга проблем, в том числе деятельность по их достижению творческого и поискового характера Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты Умение оценивать и прогнозировать деятельности (понимать: «что произойдёт, последствия и риски, умение если…»; проектировать, использовать приёмы Способность синтезировать: составлять анализа и синтеза для решения целое из частей, в том числе поставленных задач и проектной самостоятельно достраивая, восполняя деятельности недостающие компоненты для решения поставленных задач Умение представлять свои суждения, в том Способность формулировать и числе давать определение, доказательство и аргументировать доказательство от противного и т. п. Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, Способность к самостоятельной учебной сопоставления, оценки и классификации деятельности объектов; умение организовывать и проводить опыты, эксперименты, наблюдения, формулировать выводы Компетентность обучающегося в информационно-коммуникативной деятельности Умение структурировать информацию, Способность извлекать необходимую свободно ориентироваться и работать с информацию из различных источников текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе на иностранном языке Способность самостоятельно собирать, Умение искать, находить и хранить хранить и пользоваться нужной необходимую информацию, свободно информацией, создавая соответствующие пользоваться сетью Интернет для поиска, базы данных, включая электронные получения и передачи информации Владение основными видами публичных выступлений (монологическое Способность к содержательному общению высказывание, дискуссия, дебаты, полемика) Компетентность обучающегося в социально-культурной и гражданской сфере Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и Способность к рефлексии, самоанализу и устранять причины возникших трудностей. самоконтролю Умение регулировать своё поведение, физическое и эмоциональное состояния. Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей Способность к определению сфер своих Умение оценить результаты интересов и возможностей в профессиональной пробы профессиональной сфере Умение устанавливать взаимодействие: согласовывать и координировать деятельность с другими её участниками, Способность к взаимодействию со объективно оценивать свой вклад в сверстниками, взрослыми решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (лидер, подчинённый и др.) Соблюдение норм поведения в Способность к безопасной окружающей среде, правил здорового жизнедеятельности образа жизни Способность к выстраиванию своей Умение использовать свои права и деятельности в соответствии с правовыми выполнять свои обязанности гражданина, нормами и правилами члена общества и учебного коллектива 2021-2022 учебном году диагностику прошли 17 обучающихся Базовые общественные Отношение к данным Кол-во обучающихся ценности ценностям 1. Отечество 1.Устойчиво-позитивное 1. - 3 2.Ситуативно-позитивное 2. - 10 3. Устойчиво-негативное 3. - 0 4. Ситуативно-негативное 4. - 4 2. Земля 1.Устойчиво-позитивное 1. – 8 2.Ситуативно-позитивное 2. – 9 3. Устойчиво-негативное 3. – 0 4. Ситуативно-негативное 4. – 0 3. Мир 1.Устойчиво-позитивное 1. – 17 2.Ситуативно-позитивное 2. –0 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 4. Труд 1.Устойчиво-позитивное 1. –12 2.Ситуативно-позитивное 2. –5 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 5. Культура 1.Устойчиво-позитивное 1. –15 2.Ситуативно-позитивное 2. –2 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 6. Знания 1.Устойчиво-позитивное 1. –17 2.Ситуативно-позитивное 2. –0 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 7. Другие люди (такие же, как 1.Устойчиво-позитивное 1. –11 и я сам 2.Ситуативно-позитивное 2. –6 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 8. Иные люди (не такие, как я) 1.Устойчиво-позитивное 1. –8 2.Ситуативно-позитивное 2. –9 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. –0 9. Я – телесное, моё здоровье 1.Устойчиво-позитивное 1. –17 2.Ситуативно-позитивное 2. –0 3. Устойчиво-негативное 3. –0 4. Ситуативно-негативное 4. – 0 10. Я – душевное, мой 1.Устойчиво-позитивное 1. –12 внутренний мир 2.Ситуативно-позитивное 2. –4 3. Устойчиво-негативное 3. –1 4. Ситуативно-негативное 4. –0 Вывод: в основном в коллективе сформированы устойчиво-позитивные отношения к базовым общественным ценностям и наблюдается ситуативно-позитивное отношение, что в данном возрасте обыденное явление Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью (детерминировать – определять, обуславливать) конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Ситуативность отношений ярко проявляется в так называемые периоды духовных исканий подростков и юношества. Поэтому для школьников данного возраста это довольно обыденное явление, которое можно оценивать негативно лишь в том случае, когда оно превращается в беспринципность. Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения к миру, к другим людям и к самому себе фиксируются в её жизненной позиции. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. Критические жизненные ситуации, сильные эмоциональные переживания могут способствовать изменению уже устоявшихся отношений личности к тем или иным феноменам окружающей его реальности. Выбирая и отстаивая собственную позицию в конкретном поступке, человеку каждый раз приходится утверждать себя как личность. Оценочные материалы Показатели сформированности социальных умений ФИО_______________________________________ Дата заполнения____________________________ Показатели сформированности социальных умений обучающихся МБУ ДО «ДДТ» I. Умение сотрудничать в команде. УМЕЕТ Оценка Средний показатель Обучающегося Родителей Педагога Быть исполнителем Уважать чужое мнение, вкусы, привычки Быть терпимым Выполнять лидерскую роль в группе Быть трудолюбивым Брать на себя ответственность Быть требовательным II. Умение вести здоровый образ жизни. Оценка УМЕНИЯ Обучающегося Проводит активный отдых на свежем воздухе Соблюдает правила личной гигиены Занимается спортом Умеет быть оптимистом Бережно относится к своей и чужой жизни Критерии оценки социальных умений Родителей Педагога Средний показатель Критерии оценки социальных умений и навыков по 10-балльной системе 1- неизвестно; 2 – навыков нет, но есть знания, как делать; 3 – зачатки навыков; 4 – слабые навыки; 5 – неустойчивые навыки; 6 – владеет большей частью навыков 7 – навык сформирован; 8 – устойчивый навык; 9 – полностью владеет; 10 – отлично владеет всегда Методические материалы. В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы: Комплексности. В процессе обучения используется комплексный подход к организации взаимодействия различных видов деятельности. КВН рассматривается сквозь призму составляющих его конкурсов. При подготовке каждого конкурса уделяется внимание теоретической и практической составляющим, проводится погружение каждой выбранной темы в различные образовательные области, ставятся и решаются не только обучающие, развивающие, но главным образом, воспитательные задачи (воспитание творческого коллектива). Доступности (по В.А. Сластенину) Занятия проводятся как для играющих, так и для ранее не знакомых с этой игрой детей. Для начала занятий по программе не требуется специальных знаний, умений и навыков. Систематичности и последовательности овладения знаниями От введения в программу «Мы играем в КВН» знакомство с игрой через последовательное и систематическое изучение конкурсов в структуре игры и системы их подготовки, к выступлению обучающихся на различных играх и фестивалях команд КВН. Продвижения от простого к сложному Умение обучающихся разрабатывать сценарии КВН по образцу, заданному с помощью педагога, до самостоятельной работы. Педагогические технологии: 1. Игровая технология: — имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее структуры при определенном событии или сюжете); — операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск алгоритма успеха в «разминке»; — «Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана, музыкального руководителя и т.д.); — «Деловой театр» Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой заданной обстановке; 2. Технолгия развития критического мышления. Структура занятия в технологии развития критического мышления 1-й этап. Вызов – Мотивация, Активизация каждого обучающегося, создание условий для личностного целеполагания; выделение ключевых слов, формулирование проблемы, событийный ряд, художественная деталь, отражающая идею сценария игры. 2-й этап. Осмысление – Организация активного восприятия текста Поддержка усилиями подростков степени понимания информации Создание условий для самостоятельного соотнесения обучающимися знаний с имеющимися знаниями, личностным опытом. Составление кластера: Образы персонажей сценария, портретная характеристика образа. Речевой этюд. Вопросно-диалоговое общение по тексту сценария. Музыкальнопластическая импровизация на тему … 3-й этап. Рефлексия – Создание условий для самовыражения, выражения эмоции по поводу нового знания. Синквейн в переводе с английского «путь мысли». Итог встречи. Составление синквейна. Эмоциональная оценка проблем, затронутых в сценарии и отношения обучающихся к ним. Сценарии игр КВН 1. Фристайл «То ли ещё будет!» 2. Сценарий приветствия игры «Мы – дети Галактики» 3. «Путешествие в страну Филологию 4. «Аттестат зрелости» 5. «Мистер Х» математический КВН 6. «С песней по жизни!» Разработки: Цикл конспектов занятий в игровой технологии к разделу программы «КВН и другие виды сценического творчества»: 1. Вводное занятие. Сюжетно-ролевая игра «Найди Свой Остров». Педагогическая идея игры заключается в интересной приключенческой форме выявить уровень готовности обучающихся к творческой, социокультурной деятельности, поможет определить творческие возможности и ценностные ориентиры подростков. В результате получим диагностический материал исходного уровня готовности обучающихся к освоению программы. 2. Деловая игра «Историограф». Цель игры: погружение в историю создания игры, проигрывание конкурсов первых игр команд КВН, создание черно-белого немого видеофрагмента «Мы начинаем КВН». Результат игры: обучающиеся познакомятся с историей создания игры, попробуют себя в роли КВНщиков, снимут и смонтируют видеоролик по эпизодам учебной игры КВН. 3. Имитационная игра «Сценарные хлопоты». Концепция данной игры заключается в соблюдении этапов работы над сценарием шутки, репризы, миниатюры, объединенных одной темой, написанных разными мини-группами в определенные сжатые сроки. В ходе игры обучающиеся получают творческие задания по разработке отдельных фрагментов игры на заданную тему, монтируют, структурируют, презентуют свои наработки, выбирают наиболее интересные, определяют форму представления (жанр подачи сценария в игре) 4. Ролевая игра «Случай в городе N». «Опасные гастроли команды КВН из нашего городка». Цель игры – рефлексия, воссоздание курьезных ситуаций, смешных незапланированных встреч, удачных и «провальных» выступлений и т.д. В игре подростки учатся адекватно оценивать успехи и неудачи своей деятельности. Творческие задания способствуют самостоятельной работе в команде над разработкой конкурсов, реприз, миниатюр. Сценарные планы, сценарии игр и конкурсов являются пособием для самостоятельным работы обучающихся по образцу. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ КОМАНДУ КВН Учебно-методическое пособие Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» sch417uv.mskobr.ru›…lefortovo…metodichka_kvn.pdf 1. Видеофрагменты занятий, спектаклей, мастер-классов по технике речи и актерскому мастерству, фотоматериалы выступлений на фестивалях городской Лиги КВН; https://disk.yandex.ru/d/eIyRq_X0nz3nwQ (ссылка на фото архив) https://vk.com/wall-60546568_2419 (16 ноября 2019, описание X фестиваля команд https://vk.com/wall-60546568_2465 (1февраля 2020, описание Четверть-финала Юниор и Братской городской Лиг КВН) https://youtu.be/WCPm-gH2UJ8 (мастер-класс «Тренинговые упражнения по актёрскому мастерству «Театр нескольких искусств») https://youtu.be/gbij3W2jkkw спектакль «Клубничное королевство» Коллективный выезд в город Иркутск на конкурс «ВЕЛИКАЯ МОЯ СТРАНА». https://youtu.be/g35zImCimQk Открытое занятие «Арт- фантазия» https://disk.yandex.ru/i/iwY2parIpDDFSg «Маски» 2021-2022 уч. год. Итоги. https://youtu.be/7TMO74VmWGE Фрагмент сказки «Исчезновение принцессы Фефёлы III https://youtu.be/XpoLpqrjW_A Сказка «Волшебная рыбалка» https://youtu.be/zxCpNXoUXbc Ссылки на мастер-классы, выступление команды Дома Детского Творчества «Чудаки» ноябрь 2022 года в городе Братске -https://youtu.be/S7l9wdCu2ME https://youtu.be/AmwiJM__bbo https://youtu.be/R2jSL9yIFw4 https://youtu.be/y8LvD2Wbj_M Интернет-ресурсы. https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728 Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494 Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175 Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951 Воспитательный компонент программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация совместной деятельности детей и родителей. 1. Создание альбома «Моя семья». 2. Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения». Участие родителей в реализации программы в качестве постоянных участников поможет им: • Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности; • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; • Относиться к ребёнку как к равному; • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • Существовать в едином информационном поле с ребёнком; • Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения. Участие детей в реализации программы поможет им: Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. План воспитательно-развивающих мероприятий творческого объединения на 2022-2023 учебный год Мероприятия проводятся в последнюю пятницу каждого месяца №п/п Участники Мероприятия Форма Месяц Ученики школы Осенняя пора – очей Экскурсия на природу. сентябрь 1 и обучающиеся. очарованье День здоровья Родители, учителя школы Ученики школы Покровская ярмарка Фольклорный октябрь 2 и обучающиеся. праздник Родители, Вечер веселых учителя школы вопросов Ученики школы День согласия и Волшебный ларец 4 ноября 3 и обучающиеся. примирения семейных традиций Родители, День рождения клуба 8 ноября учителя школы веселых и находчивых Ученики школы Путешествие в мир Новогодний КВН декабрь 4 и обучающиеся. новогодней сказки Родители, учителя школы Ученики школы «Ангарида – плато Познавательная игра январь 5 и обучающиеся. древнее планеты» об истории Родители, возникновения учителя школы Сибирской платформы Ученики школы Мы наследники славы Час Мужества февраль и обучающиеся. воинов односельчан Родители, учителя школы Ученики школы Исследователи Братской Клубный час о жизни март 7 и обучающиеся. земли и исследованиях Родители, первооткрывателей учителя школы Ангариды Ученики школы «Ангара – дочь Байкала» Театрализованная апрель 8 и обучающиеся. литературноРодители, познавательная учителя школы программа Ученики школы «Сыны Отечества – Встречи с ребятами, май 9 и обучающиеся. Защитники России» демобилизовавшимися Родители, из армии, участниками учителя школы военных действий Иные компоненты. Условия реализации программы Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. Экранно-звуковые пособия: • аудиозаписи; • видеофильмы по тематике программы; • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. 2. Технические средства обучения: музыкальный центр; - компьютер; - принтер; -микрофон; - ширма. 3. Интернет-ресурсы. 6 https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728 Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494 Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175 Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951 Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мы играем в КВН» требуется педагог, знающий специфику организации дополнительного образования. Список литературы Литература для педагога 1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с. 2. Марфин М., Чнвурин А. Что такое КВН? - Симферополь: Бланк-экспресс, 2002. - 314 с. 3. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с. Литература для родителей и детей: 1. Воронова Е. А.Мы начинаем КВН! : сборник авторских сценариев для команд КВН и театра миниатюр / Е.А. Воронова. — Изд. 6_е, доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. —287, [1] с. — (Зажигаем!). 2. Учебно-методическое пособие. Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» 2012г. 3. КВН- его величество!: пособие для играющих и не только. Автор: О.С.Бутаев. Издательство: Феникс-2007 г. 4. Практическое пособие» Как делается КВН». Сергей Осташко.Одесса-2013г. 5. Воронова Е.К. Сценарии школьного КВН на любые темы, Ростов-на-Дону , Феникс- 2008г.