ДОП Осьминог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА (СТУДИИ) ЖУРНАЛИСТИКИ
«ОСЬМИНОГ» («оС'МИног»)
Возраст обучающихся 14-18 лет
Срок реализации 1 год
Уровень программы: ознакомительный

Автор-составитель:
Лычагина Виктория Викторовна
педагог дополнительного образования

Содержание
1 . Пояснительная записка
2 . Комплекс основных характеристик образования
6
2.1 Объем и содержание программы
2.2 Личностные, метапредметные, предметные результаты программы
3 . Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Учебный план
3.2 Календарный учебный график
3.3 Оценочные материалы
3.4 Методические материалы
4 Условия реализации программы
5 Воспитательный компонент программы
6 Список литературы

3

6
19
20
20
22
25
25
26
26
27

2

1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения журналистики
«Осьминог» («оС МИног») разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении
плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период
до 2036 года
Иные документы

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ
ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа детского
объединения журналистики «Осьминог» («оС МИног») «» разработана в 2022-2023 учебном
году и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного
финансирования. Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на методическом
3
совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».

Данная программа дополнительного
социально-гуманитарной направленности.

образования

относится

к

программам

Уровень освоения содержания образования
— базовый.
Актуальность программы.
Современная быстроменяющаяся ситуация в обществе, стремительное развитие
интернет-технологий оказывает серьезное влияние на формирование сознания подростка.
Одним из направлений, влияющих на современное подрастающее поколение «поколение Z»
- является медиасреда. Именно, поэтому актуальным становится знание основ теле- и
радиовещания, современных средств массовой информации, формирование навыков
безопасного восприятия информации и умения свободного обращения с информационными
потоками в ходе самостоятельной деятельности. Медиаобразование через включение
подростков в процессы изучения и моделирования медиапродукции - неотъемлемая часть
образования современного «цифрового» человека. Обучающиеся не только знакомятся,
учатся анализировать и распознавать качественную информацию, но и занимаются
проектированием собственного контента.
Предлагаемая программа способна сформировать, расширить представление
обучающихся о медиасреде, о журналистике как об общественной, социально значимой
деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной
политической, экономической и социальной информации через печать, телевидение и
электронные средства массовой коммуникации, в том числе, приобщить к профессии
журналиста. Методологической основой программы является личностно-ориентированный
подход.
Педагогическая целесообразность
Занятия в детском объединении журналистики развивают такие важные личностные
качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и
ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои
возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном
самоопределении. Создание собственной газеты позволит обеспечить более эффективное
использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, а
оформление видеосюжетов и развитие собственного интернет-канала откроет перед
учащимися широкие возможности во внеучебной деятельности и дальнейшем
самоопределении. Тематика газетных публикаций и видеосюжетов, темы, рубрики могут
быть довольно разнообразными: ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут
интервью. Занятия в детском объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей
необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск
различных приёмов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом.
Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать в
своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, грамотного построения
видеосюжета, постигают секреты мастеров.
Отличительные особенности программы.
Особенности данной программы заключается в модульном представлении
содержания учебных тем. Преимущество образовательного процесса по данной программе
состоит в том, что обучающиеся познают практическую работу журналиста: «живое
общение», участвуя во встречах с журналистами города и района, интересными спикерами, и
в том числе, освещая мероприятия в рамках календаря образовательных событий для
обучающихся региона. Это даёт возможность получать «обратную связь» от респондентов и
приобретать практические навыки. Обучение строится на основе творчества - сотворчества
4
знаний и умений и проходит в форме деловой игры. Еще одной особенностью программы

является совмещение теории и практики. Совмещается образовательный процесс с
практическими навыками, идет работа над собственным проектом (творческим заданием), в
ходе, которого обучающиеся выбирают свою тему, интересующий сюжет, разрабатывая его
постепенно по мере прохождения материала. Большое внимание в программе уделяется
активизации у подростков процессов самопознания, профессиональной ориентации,
развитию творческих способностей, повышению общей культуры через изучение
структурных элементов медиасреды, построения собственного контента. Включаясь в работу
по программе, подросток учится работать с информацией. Сначала искать, приобретать ее, а
затем обрабатывать, адаптировать и превращать в текст для публикации, новостной
репортаж или программу. По итогу обучения подростки защищают творческую работу
(проект). Мотивация обучающихся поддерживается в процессе достижений освоения
содержания программы с возможностью опубликования своего материала в социальных
сетях и на сайте, участия в конкурсах различного уровня, экскурсий, в выездных
профильных сборах и др. В данной программе предусмотрено обучение с использованием
дистанционных технологий (видеоконференцсвязь, вебинары, осуществляющиеся на
платформе для интернет-занятий ZOOM).
Адресат программы, срок освоения, форма обучения, режим занятий
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет.
Возрастные особенности 14 - 16 лет. В среднем школьном возрасте определяющую
роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный
социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых,
моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное
стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно
полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на
усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в
реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка.
Характеризуя индивидуально-психологические особенности подростков необходимо, прежде
всего, сказать о кризисе этого возраста. Это кризис социального развития, напоминающий
кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. В
литературе он описан как возраст второй перерезки пуповины. Характеризуется
определенной остротой. Симптомы кризиса следующие: наблюдается снижение
продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен.
Второй симптом кризиса - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, он
враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее
беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм
проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет. В значительной
степени психологические конфликты подростка - это конфликты не только с самим собой, но
практически всегда с непосредственным окружением.
Возрастные особенности 16 - 18 лет. Центральным новообразованием ранней юности
является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя
позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, реализуется через
профессиональные и личностные устремления юношей и девушек, приобретает черты
избирательности, осознанности. В юношеском возрасте происходит интенсивное
физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте
приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный
труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие
личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и
усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения
между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому
пониманию своего места в жизни.
5

Принцип формирования групп.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в
учебные группы численностью до 12 человек.
Детское объединение журналистики «Осьминог» («оС МИног») состоит из
постоянной группы учащихся среднего и старшего школьного возраста. В деятельность
детского объединения могут привлекаться также все желающие с разовыми поручениями.
Вместе с юными корреспондентами планируется работа над каждым номером газеты,
каждым видеосюжетом, организуются экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и
другие мероприятия.
Цель программы:
объединение детей среднего и старшего школьного возраста с целью формирования
разносторонне-развитой личности, развитие творческих интересов и способностей.
Задачи программы:
- всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное,
патриотическое, этическое и эстетическое;
- овладение старшеклассниками современными методами получения информации;
- компьютерная грамотность, умение работать с информационными носителями и
необходимым оборудованием;
- пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений;
- социальная адаптация детей в условиях временного коллектива;
- педагогическая и психологическая поддержка детей.
Форма обучения:
очная (возможна и дистанционная форма).
Методы обучения:
на занятиях по программе используются словесные, наглядные и практические.
Тип занятий:
комбинированный, теоретический, практический.
Формы проведения занятий:
беседа, практическое занятие, творческая встреча, презентация проектов (творческих
работ), мастер-класс, экскурсия.
Результаты обучения и практических занятий:
- развитие творческих способностей - свободное владение языком, знание основных
моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание
стилистических и других особенностей написания текстов, статей и сюжетов;
- предоставление возможности для общественного признания, оценки,
самореализация ребят;
- создание условий для продолжения образования в сфере журналистики,
профориентация.
Срок освоения программы:
программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий:
по программе планируется проведение занятий 2 раза в неделю по 2 академических
часа, в зависимости от расписания и согласно локальным нормативным актам учреждения.
Перерыв между занятиями - 15 минут. Изменение режима работы и смещение
образовательной нагрузки возможно во время проведения мероприятий.
6

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1

Объем и содержание программы «Осьминог» («оС МИног»)

Объем программы: 144 часа, 36 недель, 9 месяцев.
Содержание программы: Данная программа содержит четыре образовательных
модуля.
Модуль 1. Основы журналистики
Цель: Изучение основ журналисткой деятельности.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с основными понятиями, терминами, инструментами и
особенностями журналистики, как профессии в целом.
- Изучить историю возникновения журналистики;
- Сформировать представление о профессиональных качествах и навыках
журналистов;
- Научить обучающихся использовать технические возможности диктофона,
микрофона, камеры и фотоаппарата;
- Проанализировать количество и качество распространяемой информационной
продукции;
- Привить знания правовой ответственности в сфере СМИ;
- Изучить этические номы и нормы поведения в разных ситуациях профессиональной
деятельности корреспондентов;
- Познакомить с жанрами и стилями журналистских материалов;
- Обучить азам создания материалов и тонкостям проведения интервью;
- Познакомится с особенностями работы с иллюстрациями, научится находить и
запечатлевать интересные кадры, изучить основы фотографии.
Оборудование к модулю: ноутбук, смартфон, диктофон, микрофон, петличка,
фотоаппарат.
Тема 1: Вводное занятие.
Теория: Как и почему возникла журналистика. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2: Журналистика как профессия
Теория:
Формирование
представления
о
профессии
журналиста,
его
профессиональных качествах. Организация труда журналиста.
Практика: Составление списка качеств, обсуждение его. Практика по использованию
диктофона, микрофона, петлички, блокнота, компьютера, интернета.
Тема 3: Особенности российской журналистики
Теория: Особенности современной российской журналистики. Знакомство с детскими
и подростковыми СМИ.
Практика: Анализ газет и журналов, определение их особенности в зависимости от
характера аудитории.
Тема 4: Законы, регулирующие деятельность СМИ
Теория: Закон Российской Федерации о СМИ, Закон Российской Федерации о
рекламе, Закон об авторском праве.
Практика: Изучение законов.
Тема 5: Этика журналиста
Теория: Профессиональная этика. Плагиат, частная жизнь, профессиональные тайны.
Гласные и негласные правила поведения журналиста.
Практика: Составление «этического кодекса» детского объединения. Творческая
встреча.
Тема 6: Виды средств массовой информации
Теория: Функции средств массовой информации. Типология СМИ: пресса (газеты,
журналы), телевидение, интернет. Сходства и различия.
Практика: Анализ освещения одного и того же события в разных СМИ.
7
Тема 7: Знакомство с жанрами.

Теория: Информационные (хроника, новость, заметка, интервью, репортаж),
публицистические (зарисовка, очерк, фельетон, колонка), аналитические (журналистское
расследование, рецензия) жанры.
Практика: Создание текстов в изучаемых жанрах.
Тема 8: Создание материалов.
Теория: Понятие «статья». Понятие «текст». Структура и план статьи, текста.
Основные правила написания статьи. Признаки журналистского текста. Этапы создания
журналистского текста.
Практика: Анализ предложенной статьи. Формирование правил написания текста.
Создание собственных текстов.
Тема 9: Искусство интервью
Теория: особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог;
интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Практика: Деловая игра «Интервью». Отработка навыка конструирования вопросов,
установления отношения с другими людьми. Отработка навыка работы с микрофоном,
микрофоном звукозаписывающим, диктофоном. Создание мини-ролика из видеоматериалов.
Творческая встреча.
Тема 10: Работа с фотографией.
Теория: Азы фотосъемки. Свет в фотографии. Фотожурналистика
Практика: Постановочная фотография. Работа с фоном, светом. Выбор точки ракурса.
Студийная съемка. Съемка на улице.
Тема 11: Обобщающее занятие.
Теория: Краткий ввод в структуру редакции газеты.
Практика: Обсуждение изученного материала.
Тема 12. Работа над проектом.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика: Выбор темы проекта, обсуждение содержания, стиля и методов работы.
Создание творческой работы.
Планируемые результаты:
В ходе изучения первого модуля обучающиеся:
- Будут знать историю возникновения журналистики, основные термины, понятия и
особенности работы СМИ;
- Будут иметь представление о качествах, навыках, трудовых особенностях и
инструментах работы журналистов;
- Научатся грамотно излагать устно и письменно свои мысли и аргументировать
решения о выборе самостоятельной темы исследования;
- Познакомятся с правовыми законодательными аспектами сферы СМИ;
- Научатся работать с текстовыми редакторами, диктофоном, видеокамерой и
фотоаппаратом;
- Будут иметь представление о многообразии видов печатной, полиграфической,
аудио- и видеопродукции СМИ;
- Освоят этические нормы деятельности корреспондентов;
- Выполнят творческую работу.
Учебный план 1 модуля
№
1
2
3

Модуль . Основы журналистики (36 часов)
Тема занятия1
Теория Практика Диагностика (вид и
Кол-во
часов
форма контроля)
Вводное занятие
2
2
Текущий контроль
Журналистика как профессия
6
4
2
Творческое задние
Особенности российской
2
2
Текущий контроль
8
журналистики

Законодательство в сфере
СМИ
5
Этика журналиста
6
Виды СМИ
7
Знакомство с жанрами
8
Создание материалов
9
Искусство интервью
10 Работа с фотографией
11 Обобщающее занятие
12 Работа над проектом
Итоги по модулю:
4

1

1

Текущий контроль

1
2
4
4
2
1
1
10
36

1
2
2
2
1
1
1
2
21

Текущий контроль
Текущий контроль
Творческое задание
Творческое задание
Творческое задание
Текущий контроль
Текущий контроль

2
2
1

8
15

Творческая работа

Календарный учебный график 1 модуля

Модуль 1. Основы журналистики
Промежуточная аттестация Итоговое
занятие

18

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Модуль/месяц

17
1

Модуль 1. Основы журналистики (36 часов)
№
Дата
Тема занятия
Практика Диагностика
Кол-во Теория
(вид и форма
часов
контроля)
Сентябрь
Текущий
1
02.09.22 Вводное занятие
2
2
контроль
Текущий
2
05.09.22 Журналистика как
2
2
контроль
профессия
3
09.09.22 Журналистика как
2
2
Текущий
профессия
контроль
4
12.09.22 Журналистика как
2
2
Творческое
профессия
задание
5
16.09.22 Особенности российской
2
2
Текущий
журналистики
контроль
6
19.09.22 Законодательство в сфере
1
1
Текущий
СМИ
контроль
7
19.09.22 Этика журналиста
1
1
Текущий
контроль
Текущий
8
23.09.22 Виды СМИ
2
2
контроль
Текущий
9
26.09.22 Знакомство с жанрами
2
2
контроль
10 30.09.22 Знакомство с жанрами
2
2
Творческое
задание
Итого:
18
14
4
Октябрь
1
03.10.22 Создание материалов
2
2
Текущий
контроль
2
07.10.22 Создание материалов
2
2
Творческое
задание
3
10.10.22 Искусство интервью
2
1
1
Творческое
задание
4
14.10.22 Работа с фотографией
1
1
Текущий
контроль
5
14.10.22 Обобщающее занятие
1
1
Текущий
контроль
Текущий
6
17.10.22 Работа над проектом
2
2
контроль
7
21.10.22 Работа над проектом
2
2
Творческое
задание 9
Творческое
8
24.10.22 Работа над проектом
2
2
задание

9
28.10.22 Работа над проектом
10 31.10.22 Работа над проектом
Итого:
Итоги по модулю

2
2
18
36

7
21

2
2
11
15

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческая
работа

Оценочные материалы
Заключительная тема первого модуля — работа над проектом (творческим заданием).
Это отчетная работа, по которой будет оцениваться степень освоения пройденного
материала и тест на знание основных понятий и терминов. Критерии оценки: (5 — отличное
знание предмета, 4 — хорошее знание предмета, 3 — удовлетворительное знание предмета)
Мониторинг образовательных результатов деятельности детского объединения
журналистики «Осьминог» осуществляется в форме учебной игры «Сто к одному».
№ ФИО

Рейтинг результативности «Сто к одному»
Посещение Текст 5 Ролик 10 Сюжет 15 Ведение
ВСЕГО
занятий 2 баллов баллов
балов
аккаунта 20
балла
баллов
Участие в
конкурсе 25
баллов

Каждый член объединения набирает определенную сумму баллов за различные виды
работы. Каждый корреспондент, набравший 100 баллов, объявляется «лидером, освоившим
первую (вторую, третью и т.д.) ступень игры» и награждается благодарственным письмом и
памятным подарком.
Критериями уровня освоения знаний являются правильность выполнения заданий,
уверенное владение словарем журналиста, умение использовать учебные понятия в
практической деятельности.
Методические материалы (электронные образовательные ресурсы):
1.
http://journalism.narod.ru/ - библиотека журналиста;
2.
www.ruj.ru/ - Союз журналистов России;
3.
http://vybory.org/articles/379.html - Как научиться писать и быть
журналистом;
4.
http://evartist.narod.ru/text18/zakon_0001.htm - нормативные правовые акты о
СМИ;
5.
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61258/1/978-5-7996-2403- 3_49.pdf И.В.Упоров
Особенности развития журналистики;
6.
https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1412239663_9146.pdf - этика журналиста
7.
https://4brain.ru/journalism/ - Уроки
;i                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».