МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА (СТУДИИ) ЖУРНАЛИСТИКИ «ОСЬМИНОГ» («оС'МИног») Возраст обучающихся 14-18 лет Срок реализации 1 год Уровень программы: ознакомительный Автор-составитель: Лычагина Виктория Викторовна педагог дополнительного образования Содержание 1 . Пояснительная записка 2 . Комплекс основных характеристик образования 6 2.1 Объем и содержание программы 2.2 Личностные, метапредметные, предметные результаты программы 3 . Комплекс организационно-педагогических условий 3.1 Учебный план 3.2 Календарный учебный график 3.3 Оценочные материалы 3.4 Методические материалы 4 Условия реализации программы 5 Воспитательный компонент программы 6 Список литературы 3 6 19 20 20 22 25 25 26 26 27 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения журналистики «Осьминог» («оС МИног») разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения журналистики «Осьминог» («оС МИног») «» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на методическом 3 совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Данная программа дополнительного социально-гуманитарной направленности. образования относится к программам Уровень освоения содержания образования — базовый. Актуальность программы. Современная быстроменяющаяся ситуация в обществе, стремительное развитие интернет-технологий оказывает серьезное влияние на формирование сознания подростка. Одним из направлений, влияющих на современное подрастающее поколение «поколение Z» - является медиасреда. Именно, поэтому актуальным становится знание основ теле- и радиовещания, современных средств массовой информации, формирование навыков безопасного восприятия информации и умения свободного обращения с информационными потоками в ходе самостоятельной деятельности. Медиаобразование через включение подростков в процессы изучения и моделирования медиапродукции - неотъемлемая часть образования современного «цифрового» человека. Обучающиеся не только знакомятся, учатся анализировать и распознавать качественную информацию, но и занимаются проектированием собственного контента. Предлагаемая программа способна сформировать, расширить представление обучающихся о медиасреде, о журналистике как об общественной, социально значимой деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через печать, телевидение и электронные средства массовой коммуникации, в том числе, приобщить к профессии журналиста. Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход. Педагогическая целесообразность Занятия в детском объединении журналистики развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют максимально проявить учащимся свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении. Создание собственной газеты позволит обеспечить более эффективное использование современных технических средств обучения в образовательном процессе, а оформление видеосюжетов и развитие собственного интернет-канала откроет перед учащимися широкие возможности во внеучебной деятельности и дальнейшем самоопределении. Тематика газетных публикаций и видеосюжетов, темы, рубрики могут быть довольно разнообразными: ребята учатся писать сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Занятия в детском объединении заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск различных приёмов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его использовать в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты, грамотного построения видеосюжета, постигают секреты мастеров. Отличительные особенности программы. Особенности данной программы заключается в модульном представлении содержания учебных тем. Преимущество образовательного процесса по данной программе состоит в том, что обучающиеся познают практическую работу журналиста: «живое общение», участвуя во встречах с журналистами города и района, интересными спикерами, и в том числе, освещая мероприятия в рамках календаря образовательных событий для обучающихся региона. Это даёт возможность получать «обратную связь» от респондентов и приобретать практические навыки. Обучение строится на основе творчества - сотворчества 4 знаний и умений и проходит в форме деловой игры. Еще одной особенностью программы является совмещение теории и практики. Совмещается образовательный процесс с практическими навыками, идет работа над собственным проектом (творческим заданием), в ходе, которого обучающиеся выбирают свою тему, интересующий сюжет, разрабатывая его постепенно по мере прохождения материала. Большое внимание в программе уделяется активизации у подростков процессов самопознания, профессиональной ориентации, развитию творческих способностей, повышению общей культуры через изучение структурных элементов медиасреды, построения собственного контента. Включаясь в работу по программе, подросток учится работать с информацией. Сначала искать, приобретать ее, а затем обрабатывать, адаптировать и превращать в текст для публикации, новостной репортаж или программу. По итогу обучения подростки защищают творческую работу (проект). Мотивация обучающихся поддерживается в процессе достижений освоения содержания программы с возможностью опубликования своего материала в социальных сетях и на сайте, участия в конкурсах различного уровня, экскурсий, в выездных профильных сборах и др. В данной программе предусмотрено обучение с использованием дистанционных технологий (видеоконференцсвязь, вебинары, осуществляющиеся на платформе для интернет-занятий ZOOM). Адресат программы, срок освоения, форма обучения, режим занятий Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет. Возрастные особенности 14 - 16 лет. В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка. Характеризуя индивидуально-психологические особенности подростков необходимо, прежде всего, сказать о кризисе этого возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. В литературе он описан как возраст второй перерезки пуповины. Характеризуется определенной остротой. Симптомы кризиса следующие: наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен. Второй симптом кризиса - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет. В значительной степени психологические конфликты подростка - это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением. Возрастные особенности 16 - 18 лет. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, реализуется через профессиональные и личностные устремления юношей и девушек, приобретает черты избирательности, осознанности. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. 5 Принцип формирования групп. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью до 12 человек. Детское объединение журналистики «Осьминог» («оС МИног») состоит из постоянной группы учащихся среднего и старшего школьного возраста. В деятельность детского объединения могут привлекаться также все желающие с разовыми поручениями. Вместе с юными корреспондентами планируется работа над каждым номером газеты, каждым видеосюжетом, организуются экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия. Цель программы: объединение детей среднего и старшего школьного возраста с целью формирования разносторонне-развитой личности, развитие творческих интересов и способностей. Задачи программы: - всестороннее воспитание молодежи: литературное, языковое, коммуникабельное, патриотическое, этическое и эстетическое; - овладение старшеклассниками современными методами получения информации; - компьютерная грамотность, умение работать с информационными носителями и необходимым оборудованием; - пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений; - социальная адаптация детей в условиях временного коллектива; - педагогическая и психологическая поддержка детей. Форма обучения: очная (возможна и дистанционная форма). Методы обучения: на занятиях по программе используются словесные, наглядные и практические. Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический. Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, творческая встреча, презентация проектов (творческих работ), мастер-класс, экскурсия. Результаты обучения и практических занятий: - развитие творческих способностей - свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание стилистических и других особенностей написания текстов, статей и сюжетов; - предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализация ребят; - создание условий для продолжения образования в сфере журналистики, профориентация. Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения. Режим занятий: по программе планируется проведение занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа, в зависимости от расписания и согласно локальным нормативным актам учреждения. Перерыв между занятиями - 15 минут. Изменение режима работы и смещение образовательной нагрузки возможно во время проведения мероприятий. 6 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1 Объем и содержание программы «Осьминог» («оС МИног») Объем программы: 144 часа, 36 недель, 9 месяцев. Содержание программы: Данная программа содержит четыре образовательных модуля. Модуль 1. Основы журналистики Цель: Изучение основ журналисткой деятельности. Задачи: - Познакомить обучающихся с основными понятиями, терминами, инструментами и особенностями журналистики, как профессии в целом. - Изучить историю возникновения журналистики; - Сформировать представление о профессиональных качествах и навыках журналистов; - Научить обучающихся использовать технические возможности диктофона, микрофона, камеры и фотоаппарата; - Проанализировать количество и качество распространяемой информационной продукции; - Привить знания правовой ответственности в сфере СМИ; - Изучить этические номы и нормы поведения в разных ситуациях профессиональной деятельности корреспондентов; - Познакомить с жанрами и стилями журналистских материалов; - Обучить азам создания материалов и тонкостям проведения интервью; - Познакомится с особенностями работы с иллюстрациями, научится находить и запечатлевать интересные кадры, изучить основы фотографии. Оборудование к модулю: ноутбук, смартфон, диктофон, микрофон, петличка, фотоаппарат. Тема 1: Вводное занятие. Теория: Как и почему возникла журналистика. Инструктаж по технике безопасности. Тема 2: Журналистика как профессия Теория: Формирование представления о профессии журналиста, его профессиональных качествах. Организация труда журналиста. Практика: Составление списка качеств, обсуждение его. Практика по использованию диктофона, микрофона, петлички, блокнота, компьютера, интернета. Тема 3: Особенности российской журналистики Теория: Особенности современной российской журналистики. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ. Практика: Анализ газет и журналов, определение их особенности в зависимости от характера аудитории. Тема 4: Законы, регулирующие деятельность СМИ Теория: Закон Российской Федерации о СМИ, Закон Российской Федерации о рекламе, Закон об авторском праве. Практика: Изучение законов. Тема 5: Этика журналиста Теория: Профессиональная этика. Плагиат, частная жизнь, профессиональные тайны. Гласные и негласные правила поведения журналиста. Практика: Составление «этического кодекса» детского объединения. Творческая встреча. Тема 6: Виды средств массовой информации Теория: Функции средств массовой информации. Типология СМИ: пресса (газеты, журналы), телевидение, интернет. Сходства и различия. Практика: Анализ освещения одного и того же события в разных СМИ. 7 Тема 7: Знакомство с жанрами. Теория: Информационные (хроника, новость, заметка, интервью, репортаж), публицистические (зарисовка, очерк, фельетон, колонка), аналитические (журналистское расследование, рецензия) жанры. Практика: Создание текстов в изучаемых жанрах. Тема 8: Создание материалов. Теория: Понятие «статья». Понятие «текст». Структура и план статьи, текста. Основные правила написания статьи. Признаки журналистского текста. Этапы создания журналистского текста. Практика: Анализ предложенной статьи. Формирование правил написания текста. Создание собственных текстов. Тема 9: Искусство интервью Теория: особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета. Практика: Деловая игра «Интервью». Отработка навыка конструирования вопросов, установления отношения с другими людьми. Отработка навыка работы с микрофоном, микрофоном звукозаписывающим, диктофоном. Создание мини-ролика из видеоматериалов. Творческая встреча. Тема 10: Работа с фотографией. Теория: Азы фотосъемки. Свет в фотографии. Фотожурналистика Практика: Постановочная фотография. Работа с фоном, светом. Выбор точки ракурса. Студийная съемка. Съемка на улице. Тема 11: Обобщающее занятие. Теория: Краткий ввод в структуру редакции газеты. Практика: Обсуждение изученного материала. Тема 12. Работа над проектом. Теория: Повторение пройденного материала. Практика: Выбор темы проекта, обсуждение содержания, стиля и методов работы. Создание творческой работы. Планируемые результаты: В ходе изучения первого модуля обучающиеся: - Будут знать историю возникновения журналистики, основные термины, понятия и особенности работы СМИ; - Будут иметь представление о качествах, навыках, трудовых особенностях и инструментах работы журналистов; - Научатся грамотно излагать устно и письменно свои мысли и аргументировать решения о выборе самостоятельной темы исследования; - Познакомятся с правовыми законодательными аспектами сферы СМИ; - Научатся работать с текстовыми редакторами, диктофоном, видеокамерой и фотоаппаратом; - Будут иметь представление о многообразии видов печатной, полиграфической, аудио- и видеопродукции СМИ; - Освоят этические нормы деятельности корреспондентов; - Выполнят творческую работу. Учебный план 1 модуля № 1 2 3 Модуль . Основы журналистики (36 часов) Тема занятия1 Теория Практика Диагностика (вид и Кол-во часов форма контроля) Вводное занятие 2 2 Текущий контроль Журналистика как профессия 6 4 2 Творческое задние Особенности российской 2 2 Текущий контроль 8 журналистики Законодательство в сфере СМИ 5 Этика журналиста 6 Виды СМИ 7 Знакомство с жанрами 8 Создание материалов 9 Искусство интервью 10 Работа с фотографией 11 Обобщающее занятие 12 Работа над проектом Итоги по модулю: 4 1 1 Текущий контроль 1 2 4 4 2 1 1 10 36 1 2 2 2 1 1 1 2 21 Текущий контроль Текущий контроль Творческое задание Творческое задание Творческое задание Текущий контроль Текущий контроль 2 2 1 8 15 Творческая работа Календарный учебный график 1 модуля Модуль 1. Основы журналистики Промежуточная аттестация Итоговое занятие 18 май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Модуль/месяц 17 1 Модуль 1. Основы журналистики (36 часов) № Дата Тема занятия Практика Диагностика Кол-во Теория (вид и форма часов контроля) Сентябрь Текущий 1 02.09.22 Вводное занятие 2 2 контроль Текущий 2 05.09.22 Журналистика как 2 2 контроль профессия 3 09.09.22 Журналистика как 2 2 Текущий профессия контроль 4 12.09.22 Журналистика как 2 2 Творческое профессия задание 5 16.09.22 Особенности российской 2 2 Текущий журналистики контроль 6 19.09.22 Законодательство в сфере 1 1 Текущий СМИ контроль 7 19.09.22 Этика журналиста 1 1 Текущий контроль Текущий 8 23.09.22 Виды СМИ 2 2 контроль Текущий 9 26.09.22 Знакомство с жанрами 2 2 контроль 10 30.09.22 Знакомство с жанрами 2 2 Творческое задание Итого: 18 14 4 Октябрь 1 03.10.22 Создание материалов 2 2 Текущий контроль 2 07.10.22 Создание материалов 2 2 Творческое задание 3 10.10.22 Искусство интервью 2 1 1 Творческое задание 4 14.10.22 Работа с фотографией 1 1 Текущий контроль 5 14.10.22 Обобщающее занятие 1 1 Текущий контроль Текущий 6 17.10.22 Работа над проектом 2 2 контроль 7 21.10.22 Работа над проектом 2 2 Творческое задание 9 Творческое 8 24.10.22 Работа над проектом 2 2 задание 9 28.10.22 Работа над проектом 10 31.10.22 Работа над проектом Итого: Итоги по модулю 2 2 18 36 7 21 2 2 11 15 Творческое задание Творческое задание Творческая работа Оценочные материалы Заключительная тема первого модуля — работа над проектом (творческим заданием). Это отчетная работа, по которой будет оцениваться степень освоения пройденного материала и тест на знание основных понятий и терминов. Критерии оценки: (5 — отличное знание предмета, 4 — хорошее знание предмета, 3 — удовлетворительное знание предмета) Мониторинг образовательных результатов деятельности детского объединения журналистики «Осьминог» осуществляется в форме учебной игры «Сто к одному». № ФИО Рейтинг результативности «Сто к одному» Посещение Текст 5 Ролик 10 Сюжет 15 Ведение ВСЕГО занятий 2 баллов баллов балов аккаунта 20 балла баллов Участие в конкурсе 25 баллов Каждый член объединения набирает определенную сумму баллов за различные виды работы. Каждый корреспондент, набравший 100 баллов, объявляется «лидером, освоившим первую (вторую, третью и т.д.) ступень игры» и награждается благодарственным письмом и памятным подарком. Критериями уровня освоения знаний являются правильность выполнения заданий, уверенное владение словарем журналиста, умение использовать учебные понятия в практической деятельности. Методические материалы (электронные образовательные ресурсы): 1. http://journalism.narod.ru/ - библиотека журналиста; 2. www.ruj.ru/ - Союз журналистов России; 3. http://vybory.org/articles/379.html - Как научиться писать и быть журналистом; 4. http://evartist.narod.ru/text18/zakon_0001.htm - нормативные правовые акты о СМИ; 5. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61258/1/978-5-7996-2403- 3_49.pdf И.В.Упоров Особенности развития журналистики; 6. https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1412239663_9146.pdf - этика журналиста 7. https://4brain.ru/journalism/ - Уроки ;i