ДОП клуб веселых и находчивых

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Клуб веселых и находчивых»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации 1 год
Уровень программы: ознакомительный

Автор-составитель программы:
Романова Лилия Михайловна,
методист
высшей квалификационной категории

Вихоревка, 2024 г

I.
Пояснительная записка
1.
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
(если программа реализуется в сетевой форме)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до
2036 года
Иные документы


Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Статус программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Клуб веселых и находчивых» разработана
в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительным
общеразвивающим программам нового поколения. Программа рассмотрена на
методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
Уровень освоения программы
ознакомительный.
Направленность
программы социально-гуманитарная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в
безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Любая игра – это
наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как
внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра
развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих
поступков. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает
учащимся множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их
добыванию.
Отличительные особенности программы.
Программа, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года, ориентирована на формирование нравственных качеств личности через участие
в играх команд КВН. Данная программа органично вписывается в систему
дополнительного образования детей, отвечая принципам доступности (для начала
занятий по программе не требуется специальной подготовки), мультикультурного
подхода (предполагающего включение в программу максимально широкого диапазона
жанров эстрады, театра, самодеятельности) с опорой на отечественную культуру (КВН
как жанр родился в России и использует в качестве своих составляющих достижения
родной
культуры),
с
внедрением
личностно-ориентированных
методик
образовательной деятельности. В настоящее время в России движение КВН является
наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи.
Адресат программы.
Программа адресована подросткам 14-17 лет. Ранняя юность — время реального перехода
к настоящей зрелости. Изменение в развитии нервной системы создает предпосылки к
усилению аналитической деятельности мозга. В этот период происходит становление
нравственного самосознания. Современной юности не свойственны, ни детская наивность,

ни подростковый, все отрицающий негативизм. Бурные социальные события,
произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования,
продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее
поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать
вполне независимые позиции. В этом возрасте, вообще, изменяется «природа смешного»,
появляются шутки, отражающие социальную, гражданскую позиции подростков и
самостоятельность — хотя и не всегда — правильность суждений. Кроме того, тематика
смешного как нельзя точно характеризует нравственно-личностный выбор подростка. Это
возраст специфических, психологических контрастов, которые характеризуют как
внутренний мир человека, так и мир его межличностных отношений, что, несомненно, как
в зеркале, отражается и в КВН.
Близость к завершению школы требует профессионального и личностного
самоопределения, и юношеский возраст всегда связан с поисками ответа на два вопроса:
«каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный
выбор). А это напрямую связывает возможности реализовать себя, предоставляемые КВН,
постоянную возможность выбора и самоопределения, которые культивирует кавээновское
движение с предпрофильной подготовкой.
Принципы комплектования групп:
группы формируются по возрастам, по желанию родителей/по времени подачи заявления/
с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков/ в количестве до 15 человек в
каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся.
Группа формируется из детей разного возраста.
Количество обучающихся.
Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек.
Срок освоения программы.
Программа «Клуб веселых и находчивых» рассчитана на 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения
– очная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Клуб веселых и находчивых» реализуется
в течение всего учебного года, включая весенние и осенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом
плане. Программа реализуется в сетевой форме на основании договора о сетевом
взаимодействии № -- от --- сентября 20—года
Особенности организации образовательного процесса.
Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года. Программа не предусматривает модульный принцип
представления содержания учебного материала.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1
академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут.
Цель программы.

Формирование знаний и умений подготовки конкурсных заданий игры команд клуба
веселых и находчивых.
Задачи.
Образовательные:
1. Познакомить с историей игры;
2. Познакомить с формами конкурсных заданий;
3. Обучить приемам и способам подготовки конкурсных заданий игры.
Воспитательные:
1. Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся.
Развивающие:
1. развивать способы конструктивного общения;
2. развивать уверенность в себе;
3. развивать творческое и критическое мышление;
4. развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности.
II.

Комплекс основных характеристик образования

Объем программы
– общее количество часов, необходимых для освоения программного материала
составляет 72 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения опорных
знаний по программе это оптимальное количество часов.
Содержание
Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Тема. Прообраз КВН – передача «Вечер весёлых вопросов».
Правила КВН, терминология.
Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества – 16 часов. Теория – 2
часа. Что такое КВН? Сходство и отличия КВН с театром и эстрадой. Риторика,
сценическое движение, танец, вокал, актерское мастерство в КВН.
Практика – 14 часов. Сценическая речь (работа с дыханием, дикцией,
интонацией), танец (пластика тела, рисунок танца, сценическое движение), актерское
мастерство (чтение монолога, работа над мимикой), вокал и музыка в сценарии игры.
Раздел 2. Структура КВН – 8 часов. Теория – 2 часа.
Тема. Кодекс корпоративной этики команды. Шутка как главный элемент КВН.
Практика – 6 часов. «Мозговой штурм» как метод написания шутки. Виды деятельности
в КВН. Музыка, танец и видеоряд в КВН. Конкурсы КВН. Сценарии. Как построить свое
выступление. Сценарные планы конкурсов. Пословицы и поговорки в КВН. Формы речи.
Память.
2.
Раздел 3. Система подготовки к игре – 14 часов. Теория – 2 часа.
Тема. Конкурсы игры КВН: визитка, приветствие, разминка, музыкальный конкурс,
музыкально-домашнее задание, ШТЭМ, капитанский конкурс.
Практика – 12 часов. Проигрывание конкурсов КВН внутри группы. Имидж и стиль
команды Выбор имиджа команды. Внешний вид. Стиль одежды. Стиль поведения. Подбор
имиджа для команды.
Раздел 4. Разновидности конкурсов – 18 часов. Теория – 2 часа.

Правила написания сценария. Система написания шуток «КРУГ» или «Мозговой Штурм».
Парадокс и второй план репризы. Определение актуальности репризы. «Подача», т.е.
первая часть шутки и парадоксальный выход из ситуации. Разбор материала «мозгового
штурма». Принципы написания шуток, классификация шуток, структура шутки, виды
шуток, способы написания. Приветствие или визитка команды. Сюжетная линия в
визитке. Эстрадная миниатюра и подготовка отдельных миниатюр на заданную тему
Подготовка команды к выступлению. Постановка отдельных миниатюр, подбор музыки.
КВНовские песни, подложки, фоны, карапульки. Репетиция с музыкальным
сопровождением.
Раздел 5. Техническое обеспечение игры – 8 часов. Теория – 1 час.
Роль звукорежиссера в КВН, основы работы с микрофонами, магнитофонами,
компьютером и тематическим программным обеспечением.
Практика – 7 часов. Подготовка реквизита, создание фонограмм. Отработка правил
работы со звуковой техникой.
Раздел 6. Редактура в КВН – 6 часов. Теория – 1 час. Единые принципы редактуры.
Принципы взаимодействия с командой в процессе редактирования. Нелогичность и
внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок. Взаимное редактирование
сценариев, написанных обучающимися, анализ игр и конкурсов сезона.
Итоговая аттестация – 1 час. Форма аттестации – выступление команды КВН.
Планируемые результаты.
К концу освоения программы обучающиеся будет знать:
1. Историю игры команд КВН;
2. Познакомятся с формами основных конкурсных заданий игры;
3. Овладеют приемами и способами подготовки конкурсных заданий.
III.

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
разделов, Количество часов
всего теория
практика

№

Название
тем

1
2

Вводное занятие
Раздел 1. КВН и
другие
виды
сценического
творчества
Раздел 2. Структура
КВН
Раздел 3. Система
подготовки к игре
Раздел 4.
Разновидности
конкурсов
Раздел 5. Техническое
обеспечение игры.
Раздел 6. Редактура в
КВН
Итоговая аттестация

3
4
5

6
7

2
16

2
2

14

8

2

6

14

2

12

18

2

16

8

1

7

6

1

5

72

12

60

Форма
контроля,
промежуточной
(итоговой) аттестации

Выступление
команды
для учащихся школы

Вводное занятие
2
Теория.
Раздел 1. КВН и
другие
виды
сценического
творчества.
2
4
Теория.
Практика.
Раздел 2. Структура
КВН.
Теория.
Практика.
Раздел 3. Система
подготовки к игре.
Теория.
Практика.
Раздел 4.
Разновидности
конкурсов.
Теория.
Практика.
Раздел 5. Техническое
обеспечение игры.
Теория.
Практика.

Итого
по
разделам
программы

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней –
36, количество учебных часов –72.
Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации – 31.
05. 2023г.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа
Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Октябрь 2022 г. – 4 недель, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Декабрь 2022 г. – 4 недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов.
Январь 2023 г. – 3 недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Февраль 2023 г. – 4 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Март 2023 г. – 4 учебных недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов.
Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Май 2023 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Раздел/месяц

2

8

2

2
4

16

2

2
6

8

6

14

2
4

10

2

1
5

18

2

8

Раздел 6. Редактура в
КВН.
Теория.
Практика.
Итоговая аттестация
Всего

Название конкурса

1
4
1

8

8

8

10

6

6

10

8

8

Оценочные материалы
Оценочный лист выступления команды КВН
Параметры и критерии оценивания
Актуальность Оригинальность Использование
темы игры
реприз
реквизита и
музыкального
сопровождения

6
Выступление
команды
КВН.
72

Общение со
зрительным
залом

1.Визитная карточка
команды
(приветствие)
2.Разминка
3.Домашнее задание
Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2
1. «Визитка. Приветствие»:
- участники представляют свою команду, приветствуют соперников
- время выступления 5 минут.
2. Конкурс «Разминка»
- каждая команда задает один вопрос соперникам,
- один вопрос каждой команде задает жюри,
- время на ответы - одна минута.
3. Домашнее Задание. Музыкалка.
Включает в себя шутки, анекдоты, репризы по заявленной теме. Обязательное условие
домашнего задания - музыкальность.
Время выступления 5-7 минут.
Критерии оценивания выступления команды: юмор, актуальность и раскрытие темы,
оригинальность названия команды КВН, оригинальность режиссерского решения,
артистизм участников, музыкальное оформление выступления, соответствие тематике
конкурса, сценическая культура, работа с публикой в зале.
Методические материалы.

В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:
Комплексности.
В процессе обучения используется комплексный подход к организации взаимодействия
различных видов деятельности. КВН рассматривается сквозь призму составляющих его
конкурсов. При подготовке каждого конкурса уделяется внимание теоретической и
практической составляющим, проводится погружение каждой выбранной темы в
различные образовательные области, ставятся и решаются не только обучающие,
развивающие, но главным образом, воспитательные задачи (воспитание творческого
коллектива).
Доступности (по В.А. Сластенину)
Занятия проводятся как для играющих, так и для ранее не знакомых с этой игрой детей.
Для начала занятий по программе не требуется специальных знаний, умений и навыков.
Систематичности и последовательности овладения знаниями
От введения в программу «Клуб веселых и находчивых» знакомство с игрой через
последовательное и систематическое изучение конкурсов в структуре игры и системы их
подготовки, к выступлению детей в составе общешкольной сборной на различных играх и
фестивалях команд КВН.
Продвижения от простого к сложному
Умение детей разрабатывать сценарии КВН по образцу, заданному с помощью педагога,
до самостоятельной работы.
Педагогические технологии:
1. Прикладная педагогика, через проведение тестов, опросников, с целью выявления:
— индивидуальных особенностей детей (особенно важно, учитывая многообразие
ролевых функций в КВН, помочь ребенку найти себя в каком-то из его ответвлений
(СТЭМ, музыка, сценография, сценарное мастерство и т.д.);
— уровня познавательной активности и деятельности детей, возможностей и
способностей.
2. Игровые технологии:
— имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее
структуры при определенном событии или сюжете);
— операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных,
специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск
алгоритма успеха в «разминке»;
— «Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана,
музыкального руководителя и т.д.);
— «Деловой театр» Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой
заданной обстановке;
3. Технологии дифференцированного обучения (работа с группой обучающихся,
составленной с учетом их индивидуальных особенностей).
4. Технология проблемного обучения (моделирование проблемных ситуаций и активная
самостоятельная деятельность детей по разрешению возникающих проблем).
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ КОМАНДУ КВН Учебно-методическое пособие
Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»
sch417uv.mskobr.ru›…lefortovo…metodichka_kvn.pdf

Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация
совместной деятельности детей и родителей.
1.
Создание альбома «Моя семья».
2.
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения».

Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий творческого объединения
на 2022-2023 учебный год
№п/п Участники
Мероприятия
Форма
Месяц
Ученики школы Осенняя пора – очей Экскурсия
на сентябрь
1
и обучающиеся. очарованье
природу.
День
Родители, учителя
здоровья
школы
Ученики школы Покровская ярмарка
Фольклорный
октябрь
2
и обучающиеся.
праздник
Родители, учителя
Вечер
веселых
школы
вопросов
Ученики школы День
согласия
и Волшебный ларец 4 ноября
3
и обучающиеся. примирения
семейных традиций
Родители, учителя День рождения клуба
8 ноября
школы
веселых и находчивых
Ученики школы Путешествие
в
мир Праздник
декабрь
4
и обучающиеся. новогодней сказки
Родители, учителя
школы
Иные компоненты.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1.
Экранно-звуковые пособия:
•
аудиозаписи;
•
видеофильмы по тематике программы;
•
мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие
тематике программы.
2.
Технические средства обучения:
музыкальный центр;
- компьютер;
- принтер;
-микрофон;
- ширма.
3. Интернет-ресурсы.

https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728
Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494
Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175
Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951

Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Клуб веселых и находчивых» требуется педагог, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Список литературы для педагогов и родителей
1. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст] / Э. Берн.
– Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2012. – 320 с.
2. Ерошенков, И.Н. Культурно – воспитательная деятельность среди детей и подростков
[Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.:
Гуманитар. изд. центр Владос, 2014. – 221 с.
3. Калмановский, Е.С. Книга о театральном актере: введение в изучение актерского
творчества [Текст] / Е.С. Калмановский. - Л.: Искусство, 2014. – 86 с.
4. Марфин, М.Н. Что такое КВН? пособие для начинающих [Текст]: / М.Н. Марфин, А.П.
Чивурин. – Новосибирск, 2016. – 60 с.
5. Образцова, Т.Н. Психологические игры для детей [Текст]: / Т.Н. Образцова. – М.: ООО
«Этрол Лада», 2015. – 192 с.
6. Руденко, И.В. Введение в педагогику детского движения [Текст]: учебное пособие /
И.В. Руденко. - М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
7. Турыгина, С.В. КВН: методика проведения и сценарии для школ и колледжей [Текст] /
Сост. С.В. Турыгина, А.Н. Кугач. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013. – 224 с.
8. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов-н/Д:
Феникс, 2017. – 352 с.
9. Юношев, А. Как победить в КВН: Стратегия и тактика игры [Текст] / А.
Юношев. - Ростов н/Д:Феникс, 2012. – 127 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».