1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от
28.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной
направленности «Праздничный переполох»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
уровень программы - ознакомительный
Авторы–разработчики:
Валишина Светлана Павловна,
методист
первой квалификационной категории;
Романова Лилия Михайловна,
методист
высшей квалификационной категории
Вихоревка 2024г.
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература –
Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана в
2021-2022 учебном году и обновлена в 2024-2025 учебном году в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Стратегия развития воспитания в РФ
на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036
года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ;
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании
образовательной деятельности».
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана по
социальному заказу родителей и обучающихся.
Праздник и праздничная деятельность формирует навыки правильного поведения, нравственноэстетические качества личности, улучшает микроклимат в коллективе, снимает конфликтные
ситуации на межнациональной основе, воспитывает культуру общения. Праздник позволяет
человеку раскрываться для других людей.
Отличительные особенности программы
Праздничная деятельность способствует социализации личности, т.е. «эффективной адаптации
в обществе и способности в определенной степени противостоять обществу, части тех
жизненных коллизий, которые мешают ее саморазвитию, самореализации и самоутверждению»
(А.Мудрик).
Программа ориентирована на организацию познавательной досуговой деятельности и
предполагает реализацию в сетевой форме. Особенность организации образовательного
процесса позволяет реализовать учебный материал программы школьникам от 7 до 14 лет через
разнообразие видов деятельности на занятиях. Отличительной особенностью программы
является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами
организации праздничной деятельности.
Форма обучения – очная, очно-заочная, при необходимости с применением дистанционных
технологий.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу,
продолжительность академического часа 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование общей культуры обучающихся через знакомство с
различными формами организации и жанровыми особенностями праздников.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с различными формами праздничных мероприятий:
Сформировать умения организации и проведения праздников разных жанров;
Развивающие:
Развивать культуру досуговой деятельности через участие в праздничных мероприятиях;
Воспитывающие:
формировать навык правильного поведения,
воспитывать нравственно-эстетические качества личности.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы.
Объем программы, достаточный для освоения программного материала, составляет 36 часов.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год или 9 месяцев, 36 часов.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 7-14 лет. Стереотипность мышления, успешно
формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в
гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения,
эмоциональной обеднённости. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой)
ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт
собственной творческой деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и
задатков. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно
требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения,
позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и
зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.
Содержание программы
1. Праздник к нам приходит – 13 часов.
Теория – 2 часа.
Разнообразие праздников. Особенности организации праздников различных форм, видов,
жанров.
Практика – 11 часов.
Примечай будни – праздники сами придут. День здоровья. День народного единства.
В мире музыки. Путешествие в мир праздников: «Веселое Новогодье». Приключение в царстве
математики. Лингвистический турнир. Праздник «Мир музыки». Создание лэпбуков. Праздник
«Сыны Отечества – Защитники России». Посвящение в рыцари. День рождения Рунета. День
Космонавтики. «Красное Знамя Победы». Праздник день защиты детей «Детства дни не
торопите, детству радость подарите».
2. Праздник круглый год– 23 часа.
Теория – 11,5 часов.
Чем удивит и очарует осень. Традиции и обряды Рождества. Рождественский сочельник.
«Пришла Коляда на кануне Рождества». Значение колядок и рождественских потешек.
Колядование. Кроссворд «Времена года». Чем удивит и очарует весна. Март – предвесень –
«протальник»: верба «осеребрила» голые почки. Апрель – пора большой воды – «снегогон».
Май – весна зелёная – «травень». День Земли, посвященный заботе об окружающей среде.
День народной куклы. День славянской письменности. День народных художественных
промыслов.
Практика – 11,5 часов.
Викторина «Времена года». Праздник «Путешествие в страну «Весна». Масленица «Едет
масленица дорогая, наша гостьюшка годовая…». Праздник мам и бабушек «Мама, милая моя,
пусть меня твой добрый ангел хранит». Праздник литературных героев «От чистого истока в
Прекрасное Далёко мы начинаем путь». Праздник «Красное Знамя Победы». Игровая
программа «Остров сокровищ». Экологический праздник «День земли». Праздник дорожных
знаков «Удивительные приключения в городе поющих светофоров». Троица – зеленые святки.
Итоговая аттестация: Игра-путешествие «Праздничный переполох».
Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся познакомятся с технологией организации и
проведения праздничных мероприятий;
Примут участие в разработке и проведении фольклорных, обрядовых, литературных
праздников, разучат игры, танцы, пословицы и поговорки, разработают викторины о традициях
празднования в русской народной культуре.
Будут знать:
Формы праздничных мероприятий.
Будут уметь:
Организовывать и проводить праздники разных жанров;
Действовать в рамках правил игровой деятельности.
Сформируется ценностное отношение к организации познавательного досуга.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Кол-во часов
№
Название разделов (тем)
1
1.1
Теория
Практика
Всего
Праздник к нам приходит
2
11
13
1
-
1
1
-
1
-
1
1
1.4
Разнообразие праздников.
Вводное занятие.
Особенности организации
праздников различных форм,
видов, жанров.
Примечай будни – праздники
сами придут.
День народного единства.
В Мире музыки.
-
1
1
1.5
Лингвистический турнир.
-
1
1
1.6
Путешествие в мир праздников:
«Веселое Новогодье».
Праздник дорожных знаков
«Удивительные приключения в
городе поющих светофоров».
Праздник «Сыны Отечества –
Защитники России».
День рождения Рунета.
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
Приключения в царстве
математики.
«Красное Знамя Победы».
-
1
1
-
1
1
«Детства дни не торопите,
детству радость подарите».
Праздник круглый год.
-
1
1
11,5
11,5
23
1.2
1.3
1.7
1.8
1.9
1.10. День Космонавтики.
1.11
1.12
1.13
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Познавательная беседа «Покров
– первое зазимье».
Наблюдение в природе: «Если в
Покров ветер дует с юга, то к
теплой зиме, если с севера – к
холодной»
Чем удивит и очарует осень.
0,5
1
-
1
Знатоки примет погоды.
Времена года.
Исследовательская
деятельность: «Утепление избы
на зиму».
1
-
1
0,5
0,5
1
0,5
1
Форма
промежуточной
аттестации
Наблюдение
2.5
«День здоровья».
-
1
1
2.6
Здравствуй, гостья – Зима!
1
-
1
2.7
Традиции и обряды Рождества.
Рождественский сочельник.
«Пришла Коляда на кануне
Рождества». Значение колядок и
рождественских потешек.
Раз в крещенский вечерок…
1
-
1
1
-
1
-
1
1
Игровая программа «Остров
сокровищ»
Именины Домового.
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
2.15
Сретение: зима с весной
встретились.
Масленица «Едет масленица
дорогая, наша гостьюшка
годовая…»
Праздник мам и бабушек
«Мама, милая моя, пусть меня
твой добрый ангел хранит»
Чем удивит и очарует весна.
1
-
1
2.16
«День Земли».
0,5
0,5
1
2.17
-
1
1
1
-
1
2.19
Праздник литературных героев
«От чистого Истока в
Прекрасное Далёко мы
начинаем путь»
День Земли, посвященный
заботе об окружающей среде.
День народной куклы.
0,5
0,5
1
2.20
День славянской письменности.
1
-
1
2.21
Троица – зеленые святки.
-
1
1
2.22
День народных художественных
промыслов.
Итоговая аттестация.
«Праздничный переполох».
Итого:
0,5
0,5
1
-
1
1
13,5
22,5
36
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.18
2.23
Праздник
Календарный учебный график
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Всего
часов
по
разделу
Раздел 1. Праздник
к нам приходит.
Теория
Практика
Раздел 2. Праздник
круглый год.
Теория
Практика
Итого:
Теория
Практика
октябрь
Раздел/месяц
3
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
-
3
3
2
2
-
13
2
11
2
1,5
0,5
5
3,5
1,5
3
1,5
1,5
4
1,5
2,5
2
2
4
2
2
3
1
2
4
1
3
3
1
2
4
1
3
4
1,5
2,5
4
1,5
2,5
1
1
4
1
3
2
1,5
0,5
4
1,5
2,5
3
0,5
2,5
3
0,5
2,5
23
11,5
11,5
36
13,5
22,5
Оценочные материалы.
Оценка уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется по 2
параметрам:
1. Количество вовлеченных в организацию и проведение мероприятий по разделам
программы;
2. Качество усвоения теоретических знаний по разделам программы.
Оценка качества осуществляется через: кроссворды, тесты, викторины, конкурсные программы.
Методические материалы.
Разработки игр, бесед, конкурсов, викторин, кроссвордов; презентации, технологические карты
с заданиями; сценарии праздников.
Методы обучения: частично - поисковый, игровой, проектный.
Формы обучения и виды занятий: заочные путешествия во времени и пространстве, занятиевстреча, конкурс, праздник, творческий портрет, игра-путешествие, игра-сказка.
Алгоритм учебного занятия.
1-й этап – организационно-подготовительный и диагностический. Подготовка к занятию:
создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую деятельность,
активизация внимания. Выбор приемлемых методик для проверки выполненного
самостоятельно задания с акцентированием внимания на усвоение воспитательных и
дидактических задач. Результат деятельности на 1-м этапе: определение уровня внимания,
активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи,
сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.
2-й этап – конструирующий, состоящий из основного и систематизированного. Максимальная
активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала,
введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся.
Результат деятельности на основном этапе занятия: осознанное усвоение обучающимися
нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение заданий, обыгрывание
игровых ситуаций. Результат: системное осознанное усвоение обучающимися нового
материала.
3-й этап – итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке
собственной деятельности. Рефлексивный этап: самооценка детьми собственной деятельности,
оценка сотрудничества; подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы.
Информационный этап: инструктаж по выполнению задания. Результат: определение
перспектив творческой деятельности в данной образовательной области.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательной деятельности необходим ряд компонентов,
обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными знаниями
в области воспитания и обучения детей, знающий специфику организации дополнительного
образования детей.
Помещение:
Для реализации данной программы необходимо помещение площадью 2 кв.м. на одного ребенка.
Помещение для проведения праздничных мероприятий.
Технические средства обучения:
Маркерная доска;
Переносной мультимедийный проектор;
Персональный компьютер (ноутбук)
Оборудование:
Учебные столы ростовой группы № 3
Стулья ростовой группы № 3
Шкафы.
Материалы:
Игровое оборудование, декорации, театральные костюмы, реквизит, атрибуты.
Информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники.
Список литературы
1. Александрова Л. А. Народный календарь: «Белый город», Москва, 2003
2. Алтарева С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и
тематические праздники: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с.
3. Болдырева Л. Ю. Наши праздники: Екатеринбург, ООО «Издательский центр «УФактория», 2000
4. Елжова Н. В. Праздник круглый год: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
5. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба: издательство «Учитель», 2005
6. Скрипник И. С. Праздники в школе: Тверь, ООО «Издательство АСТ», 2008
Приложение
Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Праздничный переполох»
№
1
дата
название раздела; темы раздела;
темы занятия
объём
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
форма
занятия
форма
аттестации
(контроля)
1
Играпутешествие
Наблюдение
1
Презентация
1
Занятие исследование
1
Игра – сказка.
1
Занятие исследование
1
Занятие –
викторина
1
Игра-сказка
1
Театрализован
ный праздник
1
Праздник
часов
Тема. Разнообразие праздников.
Вводное занятие
2
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Особенности организации
праздников различных форм, видов,
жанров
3
Раздел 2. Праздник круглый год.
Познавательная беседа «Покров –
первое зазимье».
4
Наблюдение в природе: «Если в
Покров ветер дует с юга, то к теплой
зиме, если с севера – к холодной»
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Чем удивит и очарует осень.
5
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Примечай будни – праздники
сами придут.
День народного единства.
6
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Знатоки примет погоды.
Времена года.
7
Раздел 2. Праздник круглый год.
Исследовательская деятельность:
«Утепление избы на зиму».
8
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «День здоровья».
9
Раздел 1. Праздник к нам
приходит
Тема. «В Мире музыки».
10
Раздел 1. Праздник к нам
приходит
1
Занятиесоревнование
1
Театрализован
ное занятие игра
1
Заочное
Путешествие
1
Театрализован
ное Занятиевикторина
1
Занятиеисследование
1
Игра-сказка
1
Занятие-квест
1
Игра путешествие
1
Познавательноигровая
программа
1
Занятиеисследование
1
Посвящение в
рыцари
Тема. Лингвистический турнир.
11
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Здравствуй, гостья – Зима!
12
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Путешествие в мир
праздников: «Веселое Новогодье».
13
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Традиции и обряды
Рождества. Рождественский
сочельник.
14
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «Пришла Коляда на кануне
Рождества». Значение колядок и
рождественских потешек.
15
Раздел 2. Праздник круглый год.
Раз в крещенский вечерок…
16
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Игровая программа «Остров
сокровищ»
17
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Праздник дорожных знаков
«Удивительные приключения в
городе поющих светофоров».
18
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Именины Домового.
19
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Сретение: зима с весной
встретились.
20
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема Праздник «Сыны Отечества –
Защитники России».
21
Раздел 2. Праздник круглый год.
1
Занятиевстреча
1
Праздник
1
Занятиеисследование
1
Экологический
праздник
1
Праздник
1
Занятиеисследование
1
Космо-квиз
1
Занятиеприключение
Тема. Масленица «Едет масленица
дорогая, наша гостьюшка годовая…»
22
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Праздник мам и бабушек
«Мама, милая моя, пусть меня твой
добрый ангел хранит»
23
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Чем удивит и очарует весна.
24
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «День Земли».
25
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Праздник литературных героев
«От чистого Истока в Прекрасное
Далёко мы начинаем путь»
26
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. День рождения Рунета.
27
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. День Космонавтики.
28
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Приключения
математики
29
в
царстве
Раздел 2. Праздник круглый год.
1
Тема. День Земли, посвященный
заботе об окружающей среде
30
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
1
Турнир
знатоков
1
Занятиеисследование
1
Занятиеисследование
1
Праздник
Тема. «Красное Знамя Победы».
31
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. День народной куклы
32
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
День
письменности
33
славянской
Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. «Детства дни не торопите,
детству радость подарите».
34
Раздел 2. Праздник круглый год.
1
Занятиеисследование
1
Занятиепрезентация
1
Играпутешествие
Тема. Троица – зеленые святки.
35
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
День
народных
художественных промыслов
36
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
Итоговая
аттестация.
«Праздничный переполох»
Итого
36