КДОП Праздничный переполох

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от
28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной
направленности «Праздничный переполох»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
уровень программы - ознакомительный

Авторы–разработчики:
Валишина Светлана Павловна,
методист
первой квалификационной категории;
Романова Лилия Михайловна,
методист
высшей квалификационной категории

Вихоревка 2024г.

Пояснительная записка
Информационные материалы и литература –
Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана в
2021-2022 учебном году и обновлена в 2024-2025 учебном году в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
 Стратегия развития воспитания в РФ
на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
 Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
 Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036
года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ;
 Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании
образовательной деятельности».
Иные документы
 Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

 Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана по
социальному заказу родителей и обучающихся.
Праздник и праздничная деятельность формирует навыки правильного поведения, нравственноэстетические качества личности, улучшает микроклимат в коллективе, снимает конфликтные
ситуации на межнациональной основе, воспитывает культуру общения. Праздник позволяет
человеку раскрываться для других людей.
Отличительные особенности программы
Праздничная деятельность способствует социализации личности, т.е. «эффективной адаптации
в обществе и способности в определенной степени противостоять обществу, части тех
жизненных коллизий, которые мешают ее саморазвитию, самореализации и самоутверждению»
(А.Мудрик).
Программа ориентирована на организацию познавательной досуговой деятельности и
предполагает реализацию в сетевой форме. Особенность организации образовательного
процесса позволяет реализовать учебный материал программы школьникам от 7 до 14 лет через
разнообразие видов деятельности на занятиях. Отличительной особенностью программы
является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами
организации праздничной деятельности.
Форма обучения – очная, очно-заочная, при необходимости с применением дистанционных
технологий.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу,
продолжительность академического часа 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование общей культуры обучающихся через знакомство с
различными формами организации и жанровыми особенностями праздников.
Задачи:
Обучающие:

Познакомить с различными формами праздничных мероприятий:

Сформировать умения организации и проведения праздников разных жанров;
Развивающие:

Развивать культуру досуговой деятельности через участие в праздничных мероприятиях;
Воспитывающие:

формировать навык правильного поведения,

воспитывать нравственно-эстетические качества личности.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы.
Объем программы, достаточный для освоения программного материала, составляет 36 часов.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год или 9 месяцев, 36 часов.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 7-14 лет. Стереотипность мышления, успешно
формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в
гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения,
эмоциональной обеднённости. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой)
ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт

собственной творческой деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и
задатков. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно
требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения,
позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и
зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.
Содержание программы
1. Праздник к нам приходит – 13 часов.
Теория – 2 часа.
Разнообразие праздников. Особенности организации праздников различных форм, видов,
жанров.
Практика – 11 часов.
Примечай будни – праздники сами придут. День здоровья. День народного единства.
В мире музыки. Путешествие в мир праздников: «Веселое Новогодье». Приключение в царстве
математики. Лингвистический турнир. Праздник «Мир музыки». Создание лэпбуков. Праздник
«Сыны Отечества – Защитники России». Посвящение в рыцари. День рождения Рунета. День
Космонавтики. «Красное Знамя Победы». Праздник день защиты детей «Детства дни не
торопите, детству радость подарите».
2. Праздник круглый год– 23 часа.
Теория – 11,5 часов.
Чем удивит и очарует осень. Традиции и обряды Рождества. Рождественский сочельник.
«Пришла Коляда на кануне Рождества». Значение колядок и рождественских потешек.
Колядование. Кроссворд «Времена года». Чем удивит и очарует весна. Март – предвесень –
«протальник»: верба «осеребрила» голые почки. Апрель – пора большой воды – «снегогон».
Май – весна зелёная – «травень». День Земли, посвященный заботе об окружающей среде.
День народной куклы. День славянской письменности. День народных художественных
промыслов.
Практика – 11,5 часов.
Викторина «Времена года». Праздник «Путешествие в страну «Весна». Масленица «Едет
масленица дорогая, наша гостьюшка годовая…». Праздник мам и бабушек «Мама, милая моя,
пусть меня твой добрый ангел хранит». Праздник литературных героев «От чистого истока в
Прекрасное Далёко мы начинаем путь». Праздник «Красное Знамя Победы». Игровая
программа «Остров сокровищ». Экологический праздник «День земли». Праздник дорожных
знаков «Удивительные приключения в городе поющих светофоров». Троица – зеленые святки.
Итоговая аттестация: Игра-путешествие «Праздничный переполох».
Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся познакомятся с технологией организации и
проведения праздничных мероприятий;
Примут участие в разработке и проведении фольклорных, обрядовых, литературных
праздников, разучат игры, танцы, пословицы и поговорки, разработают викторины о традициях
празднования в русской народной культуре.
Будут знать:
Формы праздничных мероприятий.
Будут уметь:
Организовывать и проводить праздники разных жанров;
Действовать в рамках правил игровой деятельности.
Сформируется ценностное отношение к организации познавательного досуга.
Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

1
1.1

Теория

Практика

Всего

Праздник к нам приходит

2

11

13

1

-

1

1

-

1

-

1

1

1.4

Разнообразие праздников.
Вводное занятие.
Особенности организации
праздников различных форм,
видов, жанров.
Примечай будни – праздники
сами придут.
День народного единства.
В Мире музыки.

-

1

1

1.5

Лингвистический турнир.

-

1

1

1.6

Путешествие в мир праздников:
«Веселое Новогодье».
Праздник дорожных знаков
«Удивительные приключения в
городе поющих светофоров».
Праздник «Сыны Отечества –
Защитники России».
День рождения Рунета.

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

Приключения в царстве
математики.
«Красное Знамя Победы».

-

1

1

-

1

1

«Детства дни не торопите,
детству радость подарите».
Праздник круглый год.

-

1

1

11,5

11,5

23

1.2

1.3

1.7

1.8
1.9

1.10. День Космонавтики.
1.11
1.12
1.13
2
2.1

2.2
2.3
2.4

Познавательная беседа «Покров
– первое зазимье».
Наблюдение в природе: «Если в
Покров ветер дует с юга, то к
теплой зиме, если с севера – к
холодной»
Чем удивит и очарует осень.

0,5

1

-

1

Знатоки примет погоды.
Времена года.
Исследовательская
деятельность: «Утепление избы
на зиму».

1

-

1

0,5

0,5

1

0,5

1

Форма
промежуточной
аттестации
Наблюдение

2.5

«День здоровья».

-

1

1

2.6

Здравствуй, гостья – Зима!

1

-

1

2.7

Традиции и обряды Рождества.
Рождественский сочельник.
«Пришла Коляда на кануне
Рождества». Значение колядок и
рождественских потешек.
Раз в крещенский вечерок…

1

-

1

1

-

1

-

1

1

Игровая программа «Остров
сокровищ»
Именины Домового.

-

1

1

-

1

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

2.15

Сретение: зима с весной
встретились.
Масленица «Едет масленица
дорогая, наша гостьюшка
годовая…»
Праздник мам и бабушек
«Мама, милая моя, пусть меня
твой добрый ангел хранит»
Чем удивит и очарует весна.

1

-

1

2.16

«День Земли».

0,5

0,5

1

2.17

-

1

1

1

-

1

2.19

Праздник литературных героев
«От чистого Истока в
Прекрасное Далёко мы
начинаем путь»
День Земли, посвященный
заботе об окружающей среде.
День народной куклы.

0,5

0,5

1

2.20

День славянской письменности.

1

-

1

2.21

Троица – зеленые святки.

-

1

1

2.22

День народных художественных
промыслов.
Итоговая аттестация.
«Праздничный переполох».
Итого:

0,5

0,5

1

-

1

1

13,5

22,5

36

2.8

2.9
2.10
2.11
2.12
2.13

2.14

2.18

2.23

Праздник

Календарный учебный график

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Всего
часов
по
разделу

Раздел 1. Праздник
к нам приходит.
Теория
Практика
Раздел 2. Праздник
круглый год.
Теория
Практика
Итого:
Теория
Практика

октябрь

Раздел/месяц

3
2
1

1
1

2
2

1
1

1
1

-

3
3

2
2

-

13
2
11

2
1,5
0,5
5
3,5
1,5

3
1,5
1,5
4
1,5
2,5

2
2
4
2
2

3
1
2
4
1
3

3
1
2
4
1
3

4
1,5
2,5
4
1,5
2,5

1
1
4
1
3

2
1,5
0,5
4
1,5
2,5

3
0,5
2,5
3
0,5
2,5

23
11,5
11,5
36
13,5
22,5

Оценочные материалы.
Оценка уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется по 2
параметрам:
1. Количество вовлеченных в организацию и проведение мероприятий по разделам
программы;
2. Качество усвоения теоретических знаний по разделам программы.
Оценка качества осуществляется через: кроссворды, тесты, викторины, конкурсные программы.
Методические материалы.
Разработки игр, бесед, конкурсов, викторин, кроссвордов; презентации, технологические карты
с заданиями; сценарии праздников.
Методы обучения: частично - поисковый, игровой, проектный.
Формы обучения и виды занятий: заочные путешествия во времени и пространстве, занятиевстреча, конкурс, праздник, творческий портрет, игра-путешествие, игра-сказка.
Алгоритм учебного занятия.
1-й этап – организационно-подготовительный и диагностический. Подготовка к занятию:
создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую деятельность,
активизация внимания. Выбор приемлемых методик для проверки выполненного
самостоятельно задания с акцентированием внимания на усвоение воспитательных и
дидактических задач. Результат деятельности на 1-м этапе: определение уровня внимания,
активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи,
сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.
2-й этап – конструирующий, состоящий из основного и систематизированного. Максимальная
активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала,
введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся.
Результат деятельности на основном этапе занятия: осознанное усвоение обучающимися
нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение заданий, обыгрывание
игровых ситуаций. Результат: системное осознанное усвоение обучающимися нового
материала.
3-й этап – итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке
собственной деятельности. Рефлексивный этап: самооценка детьми собственной деятельности,
оценка сотрудничества; подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы.
Информационный этап: инструктаж по выполнению задания. Результат: определение
перспектив творческой деятельности в данной образовательной области.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательной деятельности необходим ряд компонентов,
обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными знаниями
в области воспитания и обучения детей, знающий специфику организации дополнительного
образования детей.
Помещение:
Для реализации данной программы необходимо помещение площадью 2 кв.м. на одного ребенка.
Помещение для проведения праздничных мероприятий.
Технические средства обучения:

Маркерная доска;

Переносной мультимедийный проектор;

Персональный компьютер (ноутбук)
Оборудование:

Учебные столы ростовой группы № 3

Стулья ростовой группы № 3

Шкафы.
Материалы:
Игровое оборудование, декорации, театральные костюмы, реквизит, атрибуты.
Информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники.
Список литературы
1. Александрова Л. А. Народный календарь: «Белый город», Москва, 2003
2. Алтарева С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и
тематические праздники: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с.
3. Болдырева Л. Ю. Наши праздники: Екатеринбург, ООО «Издательский центр «УФактория», 2000
4. Елжова Н. В. Праздник круглый год: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
5. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба: издательство «Учитель», 2005
6. Скрипник И. С. Праздники в школе: Тверь, ООО «Издательство АСТ», 2008

Приложение
Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Праздничный переполох»
№

1

дата

название раздела; темы раздела;
темы занятия

объём

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.

форма
занятия

форма
аттестации
(контроля)

1

Играпутешествие

Наблюдение

1

Презентация

1

Занятие исследование

1

Игра – сказка.

1

Занятие исследование

1

Занятие –
викторина

1

Игра-сказка

1

Театрализован
ный праздник

1

Праздник

часов

Тема. Разнообразие праздников.
Вводное занятие
2

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Особенности организации
праздников различных форм, видов,
жанров

3

Раздел 2. Праздник круглый год.
Познавательная беседа «Покров –
первое зазимье».

4

Наблюдение в природе: «Если в
Покров ветер дует с юга, то к теплой
зиме, если с севера – к холодной»
Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Чем удивит и очарует осень.

5

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Примечай будни – праздники
сами придут.
День народного единства.

6

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Знатоки примет погоды.
Времена года.

7

Раздел 2. Праздник круглый год.
Исследовательская деятельность:
«Утепление избы на зиму».

8

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «День здоровья».

9

Раздел 1. Праздник к нам
приходит

Тема. «В Мире музыки».
10

Раздел 1. Праздник к нам
приходит

1

Занятиесоревнование

1

Театрализован
ное занятие игра

1

Заочное
Путешествие

1

Театрализован
ное Занятиевикторина

1

Занятиеисследование

1

Игра-сказка

1

Занятие-квест

1

Игра путешествие

1

Познавательноигровая
программа

1

Занятиеисследование

1

Посвящение в
рыцари

Тема. Лингвистический турнир.
11

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Здравствуй, гостья – Зима!

12

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Путешествие в мир
праздников: «Веселое Новогодье».

13

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Традиции и обряды
Рождества. Рождественский
сочельник.

14

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «Пришла Коляда на кануне
Рождества». Значение колядок и
рождественских потешек.

15

Раздел 2. Праздник круглый год.
Раз в крещенский вечерок…

16

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Игровая программа «Остров
сокровищ»

17

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Праздник дорожных знаков
«Удивительные приключения в
городе поющих светофоров».

18

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Именины Домового.

19

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Сретение: зима с весной
встретились.

20

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема Праздник «Сыны Отечества –
Защитники России».

21

Раздел 2. Праздник круглый год.

1

Занятиевстреча

1

Праздник

1

Занятиеисследование

1

Экологический
праздник

1

Праздник

1

Занятиеисследование

1

Космо-квиз

1

Занятиеприключение

Тема. Масленица «Едет масленица
дорогая, наша гостьюшка годовая…»
22

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Праздник мам и бабушек
«Мама, милая моя, пусть меня твой
добрый ангел хранит»

23

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Чем удивит и очарует весна.

24

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. «День Земли».

25

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. Праздник литературных героев
«От чистого Истока в Прекрасное
Далёко мы начинаем путь»

26

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. День рождения Рунета.

27

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. День Космонавтики.

28

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.
Тема. Приключения
математики

29

в

царстве

Раздел 2. Праздник круглый год.

1

Тема. День Земли, посвященный
заботе об окружающей среде
30

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.

1

Турнир
знатоков

1

Занятиеисследование

1

Занятиеисследование

1

Праздник

Тема. «Красное Знамя Победы».
31

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема. День народной куклы

32

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
День
письменности

33

славянской

Раздел 1. Праздник к нам
приходит.

Тема. «Детства дни не торопите,
детству радость подарите».
34

Раздел 2. Праздник круглый год.

1

Занятиеисследование

1

Занятиепрезентация

1

Играпутешествие

Тема. Троица – зеленые святки.
35

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
День
народных
художественных промыслов

36

Раздел 2. Праздник круглый год.
Тема.
Итоговая
аттестация.
«Праздничный переполох»

Итого

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».