1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Праздничный переполох» Возраст обучающихся: 7-14 лет уровень программы - ознакомительный Авторы–разработчики: Валишина Светлана Павловна, методист первой квалификационной категории; Романова Лилия Михайловна, методист высшей квалификационной категории Вихоревка 2024г. Пояснительная записка Информационные материалы и литература – Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана в 2021-2022 учебном году и обновлена в 2024-2025 учебном году в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ; Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Направленность программы – социально-гуманитарная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Праздничный переполох» разработана по социальному заказу родителей и обучающихся. Праздник и праздничная деятельность формирует навыки правильного поведения, нравственноэстетические качества личности, улучшает микроклимат в коллективе, снимает конфликтные ситуации на межнациональной основе, воспитывает культуру общения. Праздник позволяет человеку раскрываться для других людей. Отличительные особенности программы Праздничная деятельность способствует социализации личности, т.е. «эффективной адаптации в обществе и способности в определенной степени противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают ее саморазвитию, самореализации и самоутверждению» (А.Мудрик). Программа ориентирована на организацию познавательной досуговой деятельности и предполагает реализацию в сетевой форме. Особенность организации образовательного процесса позволяет реализовать учебный материал программы школьникам от 7 до 14 лет через разнообразие видов деятельности на занятиях. Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами организации праздничной деятельности. Форма обучения – очная, очно-заочная, при необходимости с применением дистанционных технологий. Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительность академического часа 45 минут. Цель и задачи программы Цель программы: Формирование общей культуры обучающихся через знакомство с различными формами организации и жанровыми особенностями праздников. Задачи: Обучающие: Познакомить с различными формами праздничных мероприятий: Сформировать умения организации и проведения праздников разных жанров; Развивающие: Развивать культуру досуговой деятельности через участие в праздничных мероприятиях; Воспитывающие: формировать навык правильного поведения, воспитывать нравственно-эстетические качества личности. Комплекс основных характеристик образования Объем программы. Объем программы, достаточный для освоения программного материала, составляет 36 часов. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год или 9 месяцев, 36 часов. Адресат программы Программа адресована обучающимся 7-14 лет. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной творческой деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп. Содержание программы 1. Праздник к нам приходит – 13 часов. Теория – 2 часа. Разнообразие праздников. Особенности организации праздников различных форм, видов, жанров. Практика – 11 часов. Примечай будни – праздники сами придут. День здоровья. День народного единства. В мире музыки. Путешествие в мир праздников: «Веселое Новогодье». Приключение в царстве математики. Лингвистический турнир. Праздник «Мир музыки». Создание лэпбуков. Праздник «Сыны Отечества – Защитники России». Посвящение в рыцари. День рождения Рунета. День Космонавтики. «Красное Знамя Победы». Праздник день защиты детей «Детства дни не торопите, детству радость подарите». 2. Праздник круглый год– 23 часа. Теория – 11,5 часов. Чем удивит и очарует осень. Традиции и обряды Рождества. Рождественский сочельник. «Пришла Коляда на кануне Рождества». Значение колядок и рождественских потешек. Колядование. Кроссворд «Времена года». Чем удивит и очарует весна. Март – предвесень – «протальник»: верба «осеребрила» голые почки. Апрель – пора большой воды – «снегогон». Май – весна зелёная – «травень». День Земли, посвященный заботе об окружающей среде. День народной куклы. День славянской письменности. День народных художественных промыслов. Практика – 11,5 часов. Викторина «Времена года». Праздник «Путешествие в страну «Весна». Масленица «Едет масленица дорогая, наша гостьюшка годовая…». Праздник мам и бабушек «Мама, милая моя, пусть меня твой добрый ангел хранит». Праздник литературных героев «От чистого истока в Прекрасное Далёко мы начинаем путь». Праздник «Красное Знамя Победы». Игровая программа «Остров сокровищ». Экологический праздник «День земли». Праздник дорожных знаков «Удивительные приключения в городе поющих светофоров». Троица – зеленые святки. Итоговая аттестация: Игра-путешествие «Праздничный переполох». Планируемые результаты В результате реализации программы обучающиеся познакомятся с технологией организации и проведения праздничных мероприятий; Примут участие в разработке и проведении фольклорных, обрядовых, литературных праздников, разучат игры, танцы, пословицы и поговорки, разработают викторины о традициях празднования в русской народной культуре. Будут знать: Формы праздничных мероприятий. Будут уметь: Организовывать и проводить праздники разных жанров; Действовать в рамках правил игровой деятельности. Сформируется ценностное отношение к организации познавательного досуга. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план Кол-во часов № Название разделов (тем) 1 1.1 Теория Практика Всего Праздник к нам приходит 2 11 13 1 - 1 1 - 1 - 1 1 1.4 Разнообразие праздников. Вводное занятие. Особенности организации праздников различных форм, видов, жанров. Примечай будни – праздники сами придут. День народного единства. В Мире музыки. - 1 1 1.5 Лингвистический турнир. - 1 1 1.6 Путешествие в мир праздников: «Веселое Новогодье». Праздник дорожных знаков «Удивительные приключения в городе поющих светофоров». Праздник «Сыны Отечества – Защитники России». День рождения Рунета. - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 Приключения в царстве математики. «Красное Знамя Победы». - 1 1 - 1 1 «Детства дни не торопите, детству радость подарите». Праздник круглый год. - 1 1 11,5 11,5 23 1.2 1.3 1.7 1.8 1.9 1.10. День Космонавтики. 1.11 1.12 1.13 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Познавательная беседа «Покров – первое зазимье». Наблюдение в природе: «Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера – к холодной» Чем удивит и очарует осень. 0,5 1 - 1 Знатоки примет погоды. Времена года. Исследовательская деятельность: «Утепление избы на зиму». 1 - 1 0,5 0,5 1 0,5 1 Форма промежуточной аттестации Наблюдение 2.5 «День здоровья». - 1 1 2.6 Здравствуй, гостья – Зима! 1 - 1 2.7 Традиции и обряды Рождества. Рождественский сочельник. «Пришла Коляда на кануне Рождества». Значение колядок и рождественских потешек. Раз в крещенский вечерок… 1 - 1 1 - 1 - 1 1 Игровая программа «Остров сокровищ» Именины Домового. - 1 1 - 1 1 1 - 1 - 1 1 - 1 1 2.15 Сретение: зима с весной встретились. Масленица «Едет масленица дорогая, наша гостьюшка годовая…» Праздник мам и бабушек «Мама, милая моя, пусть меня твой добрый ангел хранит» Чем удивит и очарует весна. 1 - 1 2.16 «День Земли». 0,5 0,5 1 2.17 - 1 1 1 - 1 2.19 Праздник литературных героев «От чистого Истока в Прекрасное Далёко мы начинаем путь» День Земли, посвященный заботе об окружающей среде. День народной куклы. 0,5 0,5 1 2.20 День славянской письменности. 1 - 1 2.21 Троица – зеленые святки. - 1 1 2.22 День народных художественных промыслов. Итоговая аттестация. «Праздничный переполох». Итого: 0,5 0,5 1 - 1 1 13,5 22,5 36 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.18 2.23 Праздник Календарный учебный график ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь Всего часов по разделу Раздел 1. Праздник к нам приходит. Теория Практика Раздел 2. Праздник круглый год. Теория Практика Итого: Теория Практика октябрь Раздел/месяц 3 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 - 3 3 2 2 - 13 2 11 2 1,5 0,5 5 3,5 1,5 3 1,5 1,5 4 1,5 2,5 2 2 4 2 2 3 1 2 4 1 3 3 1 2 4 1 3 4 1,5 2,5 4 1,5 2,5 1 1 4 1 3 2 1,5 0,5 4 1,5 2,5 3 0,5 2,5 3 0,5 2,5 23 11,5 11,5 36 13,5 22,5 Оценочные материалы. Оценка уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется по 2 параметрам: 1. Количество вовлеченных в организацию и проведение мероприятий по разделам программы; 2. Качество усвоения теоретических знаний по разделам программы. Оценка качества осуществляется через: кроссворды, тесты, викторины, конкурсные программы. Методические материалы. Разработки игр, бесед, конкурсов, викторин, кроссвордов; презентации, технологические карты с заданиями; сценарии праздников. Методы обучения: частично - поисковый, игровой, проектный. Формы обучения и виды занятий: заочные путешествия во времени и пространстве, занятиевстреча, конкурс, праздник, творческий портрет, игра-путешествие, игра-сказка. Алгоритм учебного занятия. 1-й этап – организационно-подготовительный и диагностический. Подготовка к занятию: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую деятельность, активизация внимания. Выбор приемлемых методик для проверки выполненного самостоятельно задания с акцентированием внимания на усвоение воспитательных и дидактических задач. Результат деятельности на 1-м этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога. 2-й этап – конструирующий, состоящий из основного и систематизированного. Максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся. Результат деятельности на основном этапе занятия: осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений. Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение заданий, обыгрывание игровых ситуаций. Результат: системное осознанное усвоение обучающимися нового материала. 3-й этап – итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного. Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей. Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности. Рефлексивный этап: самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества; подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы. Информационный этап: инструктаж по выполнению задания. Результат: определение перспектив творческой деятельности в данной образовательной области. Иные компоненты Условия реализации программы Для организации и осуществления образовательной деятельности необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: Кадровое условие реализации программы В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными знаниями в области воспитания и обучения детей, знающий специфику организации дополнительного образования детей. Помещение: Для реализации данной программы необходимо помещение площадью 2 кв.м. на одного ребенка. Помещение для проведения праздничных мероприятий. Технические средства обучения: Маркерная доска; Переносной мультимедийный проектор; Персональный компьютер (ноутбук) Оборудование: Учебные столы ростовой группы № 3 Стулья ростовой группы № 3 Шкафы. Материалы: Игровое оборудование, декорации, театральные костюмы, реквизит, атрибуты. Информационные ресурсы: аудио-, видео-, фото-источники. Список литературы 1. Александрова Л. А. Народный календарь: «Белый город», Москва, 2003 2. Алтарева С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с. 3. Болдырева Л. Ю. Наши праздники: Екатеринбург, ООО «Издательский центр «УФактория», 2000 4. Елжова Н. В. Праздник круглый год: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 5. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: издательство «Учитель», 2005 6. Скрипник И. С. Праздники в школе: Тверь, ООО «Издательство АСТ», 2008 Приложение Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Праздничный переполох» № 1 дата название раздела; темы раздела; темы занятия объём Раздел 1. Праздник к нам приходит. форма занятия форма аттестации (контроля) 1 Играпутешествие Наблюдение 1 Презентация 1 Занятие исследование 1 Игра – сказка. 1 Занятие исследование 1 Занятие – викторина 1 Игра-сказка 1 Театрализован ный праздник 1 Праздник часов Тема. Разнообразие праздников. Вводное занятие 2 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. Особенности организации праздников различных форм, видов, жанров 3 Раздел 2. Праздник круглый год. Познавательная беседа «Покров – первое зазимье». 4 Наблюдение в природе: «Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера – к холодной» Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Чем удивит и очарует осень. 5 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. Примечай будни – праздники сами придут. День народного единства. 6 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Знатоки примет погоды. Времена года. 7 Раздел 2. Праздник круглый год. Исследовательская деятельность: «Утепление избы на зиму». 8 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. «День здоровья». 9 Раздел 1. Праздник к нам приходит Тема. «В Мире музыки». 10 Раздел 1. Праздник к нам приходит 1 Занятиесоревнование 1 Театрализован ное занятие игра 1 Заочное Путешествие 1 Театрализован ное Занятиевикторина 1 Занятиеисследование 1 Игра-сказка 1 Занятие-квест 1 Игра путешествие 1 Познавательноигровая программа 1 Занятиеисследование 1 Посвящение в рыцари Тема. Лингвистический турнир. 11 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Здравствуй, гостья – Зима! 12 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. Путешествие в мир праздников: «Веселое Новогодье». 13 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Традиции и обряды Рождества. Рождественский сочельник. 14 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. «Пришла Коляда на кануне Рождества». Значение колядок и рождественских потешек. 15 Раздел 2. Праздник круглый год. Раз в крещенский вечерок… 16 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Игровая программа «Остров сокровищ» 17 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. Праздник дорожных знаков «Удивительные приключения в городе поющих светофоров». 18 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Именины Домового. 19 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Сретение: зима с весной встретились. 20 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема Праздник «Сыны Отечества – Защитники России». 21 Раздел 2. Праздник круглый год. 1 Занятиевстреча 1 Праздник 1 Занятиеисследование 1 Экологический праздник 1 Праздник 1 Занятиеисследование 1 Космо-квиз 1 Занятиеприключение Тема. Масленица «Едет масленица дорогая, наша гостьюшка годовая…» 22 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Праздник мам и бабушек «Мама, милая моя, пусть меня твой добрый ангел хранит» 23 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Чем удивит и очарует весна. 24 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. «День Земли». 25 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Праздник литературных героев «От чистого Истока в Прекрасное Далёко мы начинаем путь» 26 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. День рождения Рунета. 27 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. День Космонавтики. 28 Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. Приключения математики 29 в царстве Раздел 2. Праздник круглый год. 1 Тема. День Земли, посвященный заботе об окружающей среде 30 Раздел 1. Праздник к нам приходит. 1 Турнир знатоков 1 Занятиеисследование 1 Занятиеисследование 1 Праздник Тема. «Красное Знамя Победы». 31 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. День народной куклы 32 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. День письменности 33 славянской Раздел 1. Праздник к нам приходит. Тема. «Детства дни не торопите, детству радость подарите». 34 Раздел 2. Праздник круглый год. 1 Занятиеисследование 1 Занятиепрезентация 1 Играпутешествие Тема. Троица – зеленые святки. 35 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. День народных художественных промыслов 36 Раздел 2. Праздник круглый год. Тема. Итоговая аттестация. «Праздничный переполох» Итого 36