ДОП АРРТ-фантазия Твердохлебова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 146-0
От 04. 09. 2023г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Арт-фантазия»
возраст обучающихся: 6-7 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы: ознакомительный

Авторы-составители:
Романова Л.М.,
Методист
реализует:
Твердохлебова Оксана Леонидовна,
педагог дополнительного образования

г. Вихоревка 2023г

1

Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа «Арт-фантазия» разработана на основе программы Э. Г. Чуриловой «Театр и
Дети» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении
плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период
до 2036 года
Иные документы

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
2


Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ
ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы
– художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
1. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и
научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и
считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую
очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во
вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет
назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и
удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и
черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
2. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых
первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою
фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как
правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят
без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
3. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По
данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 -69%
первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот,
развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,
недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоция социального
раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному
воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать
театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского
творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком‚
наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с
личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Концепция педагогической разработки.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным
и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее
театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой
нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая
пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи,
танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают
способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию,
образованию, развитию ребенка средствами театра, активное включение в процесс развития
личности других, смежных театру искусств. Представляемая модель развития эстетических
3

способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать
отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от
социальных и межличностных противостояний.
Адресат программы. Дошкольники 6-7 лет.
Возраст, когда мозг ребенка активно растет, В связи с этим активно развиваются
познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий
коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности. Изменения
самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во
внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в
состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших)
результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех
психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может
сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не
отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца. К концу
дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти.
Происходят изменения и в мышлении. Теперь совсем не обязательна наглядность при
решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на
логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое
мышление.
Принципы комплектования групп:
группы формируются по возрастам, по желанию родителей/по времени подачи
заявления/ с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков/ в количестве до 15
человек в каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся.
На обучение принимаются дети возраста 6-7 лет, без учёта уровня развития ребёнка и
его способностей. Программа предполагает включение в учебную группу ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения
– очная.
Режим занятий
– занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность
академического часа - 35 минут: количество часов в год 72.
Цель программы.
Творческое развитие личности дошкольника средствами театральной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
- Познакомить со специальными театральными играми для создания весёлой
атмосферы свободного общения;
- Формировать навык творческой мобилизации через учебно-тренировочные игры;
- Формировать навык сохранения учебной задачи в предлагаемых обстоятельствах;
- Формировать навык создания предметно-пространственной среды, в которой будут
существовать герои спектакля.
4

Развивающие.
- Развивать навык координации всей мышечной системы при выполнении заданных
действий через выполнение музыкально-игровых упражнений на умение свободно
импровизировать в условиях коллективного действия;
- Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, артистическую смелость
и импровизацию;
Отрабатывать чёткую артикуляцию через гимнастику для губ, челюсти, языка.
Воспитательные:
- Воспитывать речевую культуру общения
Познакомить с русским детским фольклором через работу над скороговорками,
потешками, дразнилками, небылицами и русскими народными сказками.
I.

Комплекс основных характеристик программы

Объем программы – общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы 72 часа.
Содержание программы
1.
Театральная игра – 26 часов.

Актерские игры для создания атмосферы свободного общения, упражнения,
развивающие воображение и фантазию; упражнения на взаимодействие с партнёром.
актёрские игры для создания весёлой атмосферы свободного общения: («Сантики»,
«Письмо», «Дракончики», «Весёлый счёт», «Мигалочка»)

упражнения, развивающие произвольное внимание: («Зеркало», «Отстающие
движения», «Пишущая машинка», «На одну букву»)

упражнения, развивающие воображение и фантазию: («Аббревиатуры»,
«Волшебный графин», «Цепочка ассоциаций»)

упражнения на взаимодействие с партнёром и общение: (игра «Путаница»,
«Берег реки», «Сиамские близнецы», «Согласованные действия», игра «Крокодильчик»)

упражнения на развитие артистической смелости и импровизации: («Детская
площадка», «Животные», «Ожившие предметы»)
2.
Ритмопластика – 10 часов. Музыкально-пластические импровизации,
пластические и ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Музыкально-игровые
импровизации на освоение пространства.

Освоение пространства фантастического мира природы через исполнение
этюдов

Упражнения
на
формирование
первоначального
представления
о
перевоплощении через пластические характеристики растительного мира и мира природных
стихий:
пластические и ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Узнаваемость
образа (оценка по принципу похоже — не похоже)

пластические характеристики прозвищ (вертихвостка, скряга, сорока, плакса и
т. д.).

упражнения на развитие пластичности и выразительности рук:

упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой
темпо- ритмом, передавать в движении соответствующее музыке настроение

упражнения на развитие умения самостоятельно подбирать образные
движения, менять их с изменением характера музыки, стараясь выполнить поставленную
актерскую задачу.
5

3.
Речевые игры – 10 часов. В данный раздел программы включены творческие
игры со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный
запас, учат вести диалог с партнером, составлять небольшие сюжетные рассказы.
работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение
упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка»,
«Покусывание», «Лопатка - жало», «Лошадки» и т. д.);
- упражнение «и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я,
о-е, у-ю, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы»; твердые и мягкие: «пэпе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи»; согласные в различных сочетаниях: «фй-вви, фэ-ввэ, фа-вва,
фо-вво, фу-вву, фи-вви»; упражнения на п-д, т-д, в-ф, с-з, ж-щ; щ, ц, ч, м, н, л, р и т. д.)
Придумки:
- сочинение стихов и песенок о природе;
- сочинения-фантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья;
- сочинение зимней, весенней сказки. Сказки осени и лета.
- сочинение страшилок;
- прозвища и дразнилки как познание сущности" вещей и явлений;
- сочинение-фантазия по своей руке;
- сочинение небылиц-перевертышей;
Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа:
Добры бобры идут в боры.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Мышонку шепчет мать:
- Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
4.
Работа над спектаклем – 26 часов.
Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии:
- выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы
(поступок героя как соединение его «я» с миром);
- определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов
движения к конечной цели;
- фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития
сюжетной линии.
Освоение специфики действия в образе-маске:
- импровизации в маске (ее возможности, специфика подачи звука);
- соотношение маски и жеста, обостренность пластической характеристики
(«укрупненность» действия), стереотипы выражения чувств;
- статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности;
- костюм и маска как средства обобщенной характеристики персонажа;
Формирование первоначального навыка работы над спектаклем:
создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои
спектакля;
- исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы;
- импровизации со словами;
- работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей:
выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с
текстом и т. д.;
6

Итоговая аттестация.
Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Планируемые результаты
В результате освоения программного материала обучающиеся:
Познакомятся со специальными театральными играми и русским детским
фольклором;
Продемонстрируют готовность к творческой деятельности;
Приобретут необходимые навыки: творческой мобилизации, сохранения учебной
задачи в предлагаемых обстоятельствах, создания предметно-пространственной среды;
Презентуют спектакль по мотивам русского фольклора.
Комплекс организационно-педагогических условий

II.

№

8

10

2

8

26

2

24

72

8

64

спектакль

2

4

6

6

2

2

2

май

апрель

Театральная 2

март

1.

февраль

Раздел
игра.

январь

Раздел \ месяц

Кол-во часов
по разделам
программы

Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября 2021 года, окончание – 31 мая 2022 г.
36 учебных недель, 72 учебных дня, 72 учебных часа
Сентябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Ноябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 9 учебных часов
Январь – 3 учебных недели, 6 учебных дней, 6 учебных часов
Февраль – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Март – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Апрель – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов
Май – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов

декабрь

4

2

ноябрь

3

10

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

октябрь

2

сентябрь

1

Название разделов,
тем
Раздел 1. Театральная
игра.
Раздел 2.
Ритмопластика
Раздел 3. Речевые
игры
Раздел 4. Работа над
спектаклем.
Итоговая аттестация
Итого:

Учебный план
Количество часов
всего теория
практика
26
2
24

26
7

Раздел 2. Ритмопластика

2

2

1

1

1

1

1

1

10

Раздел 3. Речевые игры

2

2

1

1

1

1

1

1

10

над 2

2

2

1

4

4

5

6

26

8

8

8

9

8

8

9

8

72

Раздел 4. Работа
спектаклем.
Итоговая аттестация
Итого

6

Оценочные материалы.
Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 5 лет:
= Высокий уровень – объём знаний усвоен, так, что ребёнок самостоятельно может
проговаривать все скороговорки и пересказать небольшую сказу или спеть песенку с
эмоциями;
= Средний уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить
скороговорки без помощи педагога;
= Низкий уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить
скороговорки, только повторяя за педагогом;
Критерии оценки уровня практической подготовки детей 5 лет:
- высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий по
темам не испытывает затруднений с лёгкостью и удовольствием выполняет все задания;
- средний уровень (10-14 балл) – ребёнок выполняя практическое задания может
выполнить глядя на более сильного ученика;
- низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении заданий испытывает
стеснение, затруднение;
Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 6-7 лет:
- Высокий уровень – освоен весь объём знаний, ребёнок может при выполнении
тренинга или репетиции сказки, применить театральный термин;
- Средний уровень – объём знаний не полный, но ребёнок спокойно может применить
1-2 театральных термина на сцене;
- Низкий уровень – ребёнок не владеет театральной терминологией, но испытывает
желание заниматься дальше;
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- Высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок овладел всеми необходимыми знаниями и
умениями программы, не испытывает особых трудностей в работе над постановками, в
общении со сверстниками, может легко подобрать себе костюм к образу.
- Средний уровень (10-14 балл) – ребёнок владеет знаниями и умениями по
пройденной программе, не в полном объёме, но может действовать согласованно со всеми;
- Низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий
нуждается в помощи товарищей и педагога.
В процессе итоговой аттестации обучающихся оцениваются следующие параметры:
Социальная компетентность проявляется в успешном (активном, результативном)
установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний,
действий.
Критерии.
Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними
Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими,
младшими)
8

Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением,
разрешает конфликтные ситуации
Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения
Коммуникативная компетентность проявляется в понимании ребенком чужой речи
и стремлении сделать свою речь понимаемой другими.
Критерии.
Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты
Задает вопросы.
Аргументирует свою точку зрения
Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать,
планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты
своей деятельности
Критерии.
Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность
действий
Делает выбор и принимает решение
Договаривается о совместных действиях, работает в группе
Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других)
Информационная компетентность – умение использовать и называть доступные
источники получения знаний и опыта.
Критерии.
Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту,
индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги,
собственный опыт, СМИ, Интернет).
Здоровьесберегающая компетентность
проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием
и укреплением здоровья.
Критерии.
Осмысленно пользуется предметами личной гигиены
Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности
Осознает пользу движений
Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в
разных ситуациях
Излучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой.
Наблюдения за мотивационной сферой детей

1. Характер
деятельности в
процессе выполнения




Наблюдение 3

Отметки о проявлении
характеристик
Наблюдение 2

Характеристика признака
Наблюдение 1

Признак
мотивационной
сферы

пассивная – активная
недобросовестное –
9

практической работы



2. Стремление к
выполнению заданий
необязательных,
неоцениваемых

3. Характер
умственной
деятельности,
наиболее
привлекающий
воспитанника
4. Предпочтительная
избирательность
отдельных этапов
деятельности














5. Отношение к
выполнению задания









6. Увлечённость,
эмоциональный
подъём на занятии

7. Отношение к
помощи педагога или
товарищей
8. Темп вхождения в
деятельность












добросовестное отношение
быстрое – длительное
выполнение
лёгкое – напряжённое состояние
внимательность –
невнимательность
другие проявления
выдвижение гипотез
обращение с вопросами
стремление узнать
дополнительные способы
выполнения заданий
другие проявления
самостоятельное решение
проблем
копирование действий педагога
склонность к репродуктивным
или продуктивным способам
другие проявления
привлекают теоретические
обоснования работы или
практическая часть
стремление участвовать в
планировании работы
участие в коллективном
обсуждении итогов,
формулировании выводов и
обобщений
оказание помощи товарищам
другие проявления
выполняет
требования
полностью или частично
старательно или небрежно
внимательно или с ошибками
участвует или не участвует в
групповых формах работы
стремится или не стремится
помогать товарищам
другие проявления
стремление к самостоятельному
поиску решений
хорошее – плохое настроение
стремление делиться
результатами своей работы
другие проявления
принимает – не принимает
благодарен – не благодарен
другие проявления
быстро – долго
принимает – не принимает
10

9. Качество знаний








деятельность
ставит – не ставит цели
другие проявления
объём, полнота, фактическая
точность
прочность знаний
успешность выполнения заданий
быстрота актуализации нужных
знаний

Методические материалы
Интерактивные формы организации образовательного процесса предполагают
определённые взаимоотношения в воспитательном пространстве:

Взаимопонимание в группе и удовлетворённость всех участников
сложившимися взаимоотношениями,

Преобладающее позитивное отношение, настроение всех участников,

Вовлечённость всех в образовательный процесс,

Сплочённость и сознательность всех участников,

Продуктивность взаимодействий всех участников в обучающий компонент
игрового процесса (процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена
состояний в развитии чего-нибудь ).
Итогом образовательной деятельности является проживание всеми участниками
игрового процесса эмоционального благополучия (спокойного и счастливого состояния ).
Интерактивные методы работы подразумевают определённые принципы организации
педагогического процесса:
1.
Безоценочность действий ребёнка и личности участников игры.
2.
Приоритет процесса деятельности над её формальным результатом. В игре не
должно быть понятий: «Правильно! Не правильно! Справился – не справился». Важно,
чтобы учащийся выполнил упражнение и пережил соответствующие ощущения, прошёл
свой путь развития.
3.
Активность обучающихся. Вовлечение в проигрывание ситуаций, выполнение
упражнений
4.
Исследовательская – творческая позиция.
5.
Осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле
осознаваемого.
6.
Партнёрское общение. В период игры в межличностном общении постоянно
учитываются интересы, чувства, переживания каждого члена игровой группы.
Структура занятия.
1.
Начало занятия. Театральное приветствие. «Наш дружный творческий союз»;
2.
Подготовительный этап. Тренинг на развитие навыков освоения окружающего
пространства;
3.
Основной этап включает. Музыкально-пластические импровизации по теме
постановочной работы.
Например: Подготовительная работа над спектаклем по сказке Джанни Родари
«Чиполлино».
Музыкально-пластические импровизации «Фруктово-овощной переполох».
Словесные игры: «Фруктовый коктейль» и «Овощное рагу».
Театральные игры: «Луковые истории».
4.
Рефлексивный этап. «Мой любимый герой сказки «Чиполлино».
11

Домашнее задание по желанию обучающихся: нарисуй сцену из сказки Джанни
Родари «Чиполлино».
Такой принцип организации образовательного процесса и структурирования занятий
для дошкольников позволяет реализовать раздел программы «Работа над спектаклем» в
процессе учебно-тренировочных занятий и эффективно готовить детей к презентации
творческой работы, формируя интегративные качества личности дошкольника, которые
помогут ему успешно адаптироваться и социализироваться в школьном сообществе.
Иные компоненты
Условия реализации программы.

Учебное помещение.

Компьютер с выходом в интернет.

Проектор.

Звуковая аппаратура.

Декорации.

Сценические костюмы
Информационное обеспечение программы (презентации и фильмы, согласно тем
занятий).
Список литературы для педагогов
1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.К. Детский музыкальный театр: программы,
разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель. 2009.
2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей. Москва: Айрис
Пресс. 2007.
3. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя. Москва: Элементарное
музицирование. 1990.
4. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий,
рекомендации. Волгоград: Учитель. 2009.
5. Груздова И.В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей. Ростов-наДону: Феникс. 2010.
6. Давыдова М.А., Агапова И.А. Музыкальные вечера в школе. Москва: Айрис Пресс. 2001.
7. Женило М.Ю. Театральные праздники. Найди свою звезду. 1-4 классы. Ростов-на-Дону:
Феникс. 2004.
9. Корчаловская Н.В, Посевина Г.Д. Праздник-каждый день. Ростовна-Дону: Феникс. 2002.
10. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Методика работы с учебниками «Музыка».
Москва: Просвещение. 2002.
Список литературы для родителей
11. Крутенкова А.Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 19 классы. Волгоград: Учитель. 2009.
12. Кузнецова С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей.
Ростов на Дону: Феникс. 2009.
13. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. Москва: Лада. 2005.
14. Перекатьева О.В. Театральные праздники 1-ый класс. Первоклашки в гостях у сказки.
Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.
15. Петрова Т. И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театральных игр в
детском саду. Москва.: Школьная пресса. 2003.
16. Стародумова О.Б. Мы танцуем и поём. Музыкальные сценарии для начальной школы.
Ростов-на-Дону: Феникс. 2007.
12

17. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники. Москва: Лабиринтпресс. 1999.
18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и
младших школьников: Москва. 2004.
19. Шашина В.П. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и
представлений. Ростов-на-Дону: Феникс. 2002.
20. Янсюкевич В.И.. Сказки для театра. Москва.: ВЭЦ Школьный театр. 2001.

Приложение 1
Календарный учебно-тематический план
На 2023 -2024 г. по программе
«Арт - Фантазия»
Педагог Твердохлебова О.Л.
Расписание: понедельник, пятница с 16.00 – 17.00
№

1.

дата

название раздела; темы раздела; темы
занятия

Сентябрь.
01.09.23 Вводное занятие

2.

04.09.23 Театральная игра.
Тема. Актёрские игры для создания
весёлой атмосферы свободного общения:

3.

08.09.23 Ритмопластика.
Тема. Тренинг Музыкально-

4.

11.09.23 Ритмопластика.

объём
часов

форма
занятия

1 час

беседа

1час

Игра.

1 час

Тренинг.

Форма аттестации

«Мигалочка», «Весёлый счёт».
пластические импровизации.

5.

15.09.23

6.

18.09.23

7.

22.09.23

8.

25.09.23

Упражнения на формирование
первоначального представления о
перевоплощении через пластические
характеристики растительного мира и
мира природных стихий:
пластические и ритмические
характеристики животных, птиц и рыб.
Речевые игры.
Упражнение «и, э, а, о, у, ы»;
Речевые игры.
звучание простых и йотированных
гласных: «э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»;
Работа над спектаклем.
Фантазирование
предлагаемых
обстоятельств, их углубление по мере
развития сюжетной линии.
Знакомство детей со сказкой «Как
ослик счастье искал»
Работа над спектаклем.

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

Обсуждение персонажей в любимых
мультфильмах.
13

9.

Распределение ролей «Как ослик счастье
искал».
29.09.23 Театральная игра.
Тема. Актёрские игры для создания
весёлой атмосферы свободного общения:

1 час

Игра.

1 час

Игра.

«Весёлые мышки», «Рыбки в море».
10.

02.10.23 Театральная игра.

Упражнения, развивающие
произвольное внимание: («Зеркало»,
«Отстающие движения»,
11.

06.10.23 Ритмопластика.

1 час

Музыкально-пластические
импровизации, пластические и
ритмические характеристики
животных, птиц и рыб.
12.

09.10.23 Ритмопластика.

1 час

Музыкально-пластические
импровизации, пластические и
ритмические характеристики
животных, птиц и рыб.
13.

13.10.23 Речевые игры.
Тема. Творческие игры с гласными

1 час

Игра.

звуками.
- упражнение «и, э, а, о, у, ы»;
14.

16.10.23 Речевые игры.
Тема. Творческие игры с гласными

1 час

звуками.
- упражнение «и, э, а, о, у, ы»;
15.

16.

23.10.23 Работа над спектаклем.
Работа над речью в сказке «Как ослик
счастье искал».
27.10.23 Работа над спектаклем.

1 час
1 час

- выстраивание логики поведения героя
в предлагаемых обстоятельствах
сказки «Как ослик счастье искал».
17.

18.

19.

30.10.23 Речевые игры.
Учимся слушать различные звуки и
имитировать звуки: болота, леса,
королевского замка, бала, бой часов, стук
колёс, поезда, колокола, дождя, снега.
Дятел, соловей, кукушка. Шелест травы,
стрекотание кузнечика, пчела, комар.
03.11.23 Театральная игра.
Упражнения на взаимодействие с
партнёром.
«Где мы были, мы не скажем , а на
пальчиках покажем».
«Дирижёр».
10.11.23 Театральная игра.
Упражнения на взаимодействие с
партнёром.
«Где мы были, мы не скажем , а на
пальчиках покажем», «Встреча двух

1 час

1 час

1 час

14

подружек – чаек, козлят, котят ит.д.
«Эмоциональные гласные».
20.

13.11.23 Ритмопластика.

1 час

Музыкально-игровые импровизации на
освоение пространства.
21.

17.11.23 Ритмопластика.

1 час

Упражнения
на
формирование
первоначального представления о
перевоплощении через пластические
характеристики растительного мира и
мира природных стихий:
пластические
и
ритмические
характеристики животных, птиц и рыб.
Узнаваемость образа (оценка по
принципу похоже — не похоже)
22.

20.11.23 Речевые игры.

1 час

Работа над четкой артикуляцией.
Гимнастика для губ, языка, челюсти
(выполнение упражнений типа:
«Точилка», «Ходики», «Кружочки».
23.

24.11.23 Речевые игры.

1 час

Гимнастика для губ, языка, челюсти
(выполнение упражнений типа:
«Покусывание», «Лопатка - жало»,
«Лошадки» и т. д.);
24.

25.

27.11.23 Работа над спектаклем.
Знакомство со сказкой «Айболит»
Обсуждение персонажей сказки.
01.12.23 Работа над спектаклем.

1 час

Смотрим мультфильм
«Айболит»

1 час

Выстраивание логики поведения героя
в предлагаемых обстоятельствах
сказки «Айболит».
26.

04.12.23 Театральная игра.

1 час

упражнения, развивающие
воображение и фантазию:
(«Аббревиатуры», «Волшебный
графин», «Цепочка ассоциаций»)
27.

28.

29.

08.12.23 Театральная игра.

Актёрские игры для создания весёлой
атмосферы свободного общения:
«Дракончики», «Весёлый счёт».
11.12.23 Работа над спектаклем
Работа над отдельными эпизодами с
разными исполнителями одних и тех
же ролей над этюдом «Как ослик
счастье искал»
15.12.23 Работа над спектаклем.
Работа над спектаклем: с музыкальным
сопровождением и костюмами.

1 час

1 час

1 час

15

30.

18.12.23 Работа над спектаклем.

31.

22.12.23 Показ

32.

25.12.23 Работа над спектаклем.

Генеральный прогон.
спектакля
на
зрителе,
обсуждение работы.
Сказка «Как ослик счастье искал».

33.

29.12.23

34.

08.01.24

35.

12.01.24

36.

15.01.24

37.

19.01.24

38.

22.01.24

39.

26.01.24

40.

29.01.24

41.

02.02.24

Импровизации
в
маске
(ее
возможности,
специфика
подачи
звука);
Работа над спектаклем.
Работа над отдельными эпизодами с
разными исполнителями одних и тех
же ролей над этюдом «Айболит».
Работа над спектаклем.
Работа над отдельными эпизодами с
разными исполнителями одних и тех
же ролей над этюдом «Айболит».
Театральная игра.
Упражнения, развивающие
воображение и фантазию:
(«Аббревиатуры», «Волшебный
графин».
Театральная игра.
Упражнения на взаимодействие с
партнёром и общение: (игра
«Путаница», «Берег реки», «Сиамские
близнецы»,
Ритмопластика.
Упражнения на развитие умения
двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо- ритмом, передавать в
движении соответствующее музыке
настроение.
Ритмопластика.
Музыкально-пластические
импровизации: рисуем круги любой
частью тела.
Речевые игры.
Придумки:
Сочинение стихов и песенок о
природе;
Речевые игры.
Придумки:
сочинение страшилок;
Работа над спектаклем.
Формирование
первоначального
навыка работы над спектаклем:
создание предметно-пространственной
среды, где могли бы существовать

1 час
1 час

Промежуточный
контроль.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

16

герои спектакля;
42.

05.02.24 Работа над спектаклем.

- работа над отдельными эпизодами с
разными исполнителями одних и тех
же ролей: выявление конфликтной
ситуации, определение задач, поиски
приспособлений, работа с текстом и т.
д.;
Театральная игра.
Упражнения, развивающие
воображение и фантазию
«в Зоопарке», «Лёд , огонь»).
Работа над спектаклем.
Работа над спектаклем: с музыкальным
Работа над спектаклем.
Индивидуальная работа на
танцевальными этюдами в
инсценировке.
Работа над спектаклем.
Генеральный прогон.
Показ
спектакля «Айболит» на
зрителе, обсуждение работы.

43.

09.02.24

44.

12.02.24

45.

16.02.24

46.

19.02.24

47.

23.02.24

48.

26.02.24 Речевые игры.

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час
1 час

Промежуточный
контроль.

1 час

Придумки:
прозвища и дразнилки как познание
сущности" вещей и явлений;
Упражнения на развитие умения
самостоятельно подбирать образные
движения, менять их с изменением
характера музыки, стараясь выполнить
поставленную актерскую задачу.

49.

01.03.24 Речевые игры.

1 час

Придумки:
сочинение стихов и песенок о природе;
сочинения-фантазии о жителях лесов,
пустынь, гор, приморья;
Пластические
характеристики
неодушевлённых предметов: «Насос –
мяч» , «Насос – надувной матрац».

50.

04.03.24 Работа над спектаклем.

1 час

Знакомство с инсценировкой «Глупый
маленький мышонок».
-обсуждение персонажей, выстраивание
логики поведения героя в
17

предлагаемых обстоятельствах.
51.

08.03.24 Театральная игра.

1 час

Упражнения, развивающие
воображение и фантазию:
(«Аббревиатуры», «Волшебный
графин», «Цепочка ассоциаций», «в
Зоопарке», «Лёд , огонь»)

52.

11.03.24 Театральная игра.

53.

15.03.24

54.

18.03.24

55.

22.03.24

56.

25.03.24

57.

29.03.24

58.

01.04.24

59.

05.04.24

60.

08.04.24

Упражнения на взаимодействие с
партнёром и общение: (игра
«Путаница», «Берег реки», «Сиамские
близнецы», «Согласованные
действия», игра «Крокодильчик»)
Ритмопластика.
Упражнения на развитие умения
двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо- ритмом, передавать в
движении соответствующее музыке
настроение
Ритмопластика.
Пластические
характеристики
неодушевлённых предметов: «Насос –
мяч» , «Насос – надувной матрац».
Речевые игры.
Сочинение зимней, весенней сказки.
Сказки осени и лета.
Речевые игры.
Сочинение-фантазия по своей руке;
сочинение небылиц-перевертышей;
Работа над спектаклем.
Работы над спектаклем:
- работа над отдельными эпизодами,
выявление конфликтной ситуации,
определение
задач,
поиски
приспособлений, работа с текстом и т.
д.;
Работа над спектаклем.
Работы над спектаклем:
- работа над отдельными эпизодами
танцевальных моментов в сказке.
Театральная игра.
Упражнения
на
развитие
артистической
смелости
и
импровизации: («Детская площадка»,
«Животные», «Ожившие предметы»)
Театральная игра.
Упражнения на развитие
артистической смелости и

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

18

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

импровизации: « Утро в деревне», «Я
заблудился в лесу».
12.04.24 Ритмопластика.
1 час
Освоение
пространства
фантастического мира природы через
исполнение этюдов «Волшебный лес с
необычными животными»
15.04.24 Ритмопластика.

1 час

Упражнения на развитие умения
самостоятельно подбирать образные
движения, менять их с изменением
характера музыки, стараясь выполнить
поставленную актерскую задачу.
19.04.24 Речевые игры.
1 час
Знакомство с русским детским
фольклором через работу над
скороговорками:
Добры бобры идут в боры.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
22.04.24 Речевые игры.
1 час
Знакомство
с
русским
детским
фольклором
через
работу
над
скороговорками :
Мышонку шепчет мать:
- Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Четыре
черненьких
чумазеньких
чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
26.04.24 Работа над спектаклем.
1 час
Работы над спектаклем:
- исполнение групповых пластических
импровизаций на сюжет пьесы;
29.04.24 Работа над спектаклем.

1 час

- работа над отдельными эпизодами с
разными исполнителями одних и тех
же ролей: выявление конфликтной
ситуации, определение задач, поиски
приспособлений, работа с текстом и т.
д.;
10.05.24 Работа над спектаклем.
1 час
Работа над спектаклем:
создание предметно-пространственной
среды, где могли бы существовать
герои спектакля;
19

68.

13.05.24

69.

17.05.24

70.

20.05.24

71.

24.05.24

72.

27.05.24

- исполнение групповых пластических
импровизаций на сюжет пьесы
Работа над спектаклем.
Выявление конфликтной ситуации,
определение
задач,
поиски
приспособлений, работа с текстом и т.
д.;
Работа над спектаклем.
Индивидуальная работа с текстом
инсценировки «Глупый маленький
мышонок».
Работа над спектаклем.
Индивидуальная работа на
танцевальными этюдами в
инсценировке.
Работа над спектаклем.
Генеральный прогон.
Показ
спектакля
на
зрителе,
обсуждение работы. Сказка «Глупый
маленький мышонок».
итого

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час

Итоговая работа.

72

20

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ,
РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__
Объединение______________________________пос.__________________
Педагог________________________________________________________
Программа_____________________________________________________
Количество обуч-ся в группе по списку_____________________________
Количество обуч-ся выполнявших работу____________________________
Причины отсутствующих___________________________________________
ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь)
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы –
освоено 1/2 программы
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 –
2/3
программы
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы,
(практически полностью)
ИНДИКАТОРЫ:

Недостаточный, нулевой - 0-2 балла соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы –
освоено 1/2 программы – 2-4 балла соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы программы – 5-7 баллов соответствует отметке «4»

освоено более 1/2 –

2/3

Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы,
(практически полностью) – 8-10 баллов соответствует отметке «5».

№
п/п

Фамилия Имя
обучающегося

параметры
1 2 3 4 5

Всего
Баллов или среднее
значение все параметров

Уровень Отметка

1.
2.
3.
21

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек
Оптимальный, хороший уровень - __ человек.
Высокий, отличный уровень - __ человек.
Вывод: причины результата (слишком высокого, или низкого)
Пути решения проблемы
При анализе результатов промежуточного и итогового контроля в учебной группе
необходимо указать следующее:
Качество знаний (% качества) определяется в процентах и рассчитывается по
формуле: (кол-во «5» + кол-во «4») / кол-во обучающихся в группе * 100%
Например, в результате итогового контроля обучающиеся получили следующие
отметки:
«2» - 0 детей
«3» - 2 детей
«4» - 4 детей
«5» - 6 детей
(6 + 4) = 10 / 12 * 100% =83%, Таким образом, качество знаний составляет 83%
Уровень обученности (% обученности) определяется в процентах и рассчитывается
по формуле: (кол-во «2» * 0,12 + кол-во «3» * 0,36 + кол-во «4» * 0,64 + кол-во «5» * 1) / 12 *
100%
(0 * 0,12 = 0; 3 * 0,36= 0,72; 4* 0,64 =2,56; 6 * 1 = 6.) 0,72 + 2,56 + 6 = 9,28 / 12 *
100% = 77%, таким образом уровень обученности составляет 77%
Средний балл вычисляется по формуле: (кол-во «2» * 2 + кол-во «3» * 3 + кол-во «4»
* 4 + кол-во «5» * 5) / 12 = («3» * 2=6; «4» * 4=16; «5» * 6=30. 6+16+30 =52 /12 =4,3) Таким
образом средний балл составляет 4,3
Оценка уровня подготовки обучающихся и освоения ими соответствующей
дополнительной общеразвивающей программы проводится ежегодно в форме зачета,
контрольной работы, постановки, защиты творческой работы или проекта, конкурсных
программ, академического концерта, итогового занятия, творческого отчета, смотров,
выставок и т.д. по отдельным видам деятельности, предметам, курсам, дисциплинам,
установленным в дополнительной общеразвивающей программе об

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».