МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г. Зам. директора по НМР ____________ С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 87 От 10. 09. 2021г. Директор МБУ ДО «ДДТ» ____________ Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ментальная арифметика» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - базовый Автор-составитель: Новосад Мария Леонидовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории г. Вихоревка 2021 г Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………..4 стр 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1.Содержаниепрограммы(объем)…………………………………6 2.2. Планируемые результаты……………………………………….15 3.Комплекс организационно-педагогических условий 3.1.Учебный план……………………………………………………15 3.2.Календарный учебный график………………………………….22 3.3.Оценочные материалы…………………………………………. 23 3.4.Методические материалы……………………………………….23 4.Условия реализации программы…………………………………....25 5. Список литературы………………………………………………….25 6. Календарный учебно-тематический план……………………….....26 1.Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» разработана на основе: Рабочей программы по дополнительной платной образовательной услуге «Ментальная арифметика» Дошкольный возраст (5 – 7 лет) воспитателя Филипповой Елены Сергеевны 1.Д.Вендланд «Ментальная арифметика» Учим математику при помощи Абакуса. 2020 год , 256 стр. 2.Учебник для преподавателей и родителей «Ментальная арифметика» 3.Методика по флеш - картам в ментальной арифметике Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми и иными документами. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г. Приказ министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» -Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области. Министерство образования Иркутской области, Иркутск, 2016. 21 стр. Данная программа реализуется на базе МКДОУ «Одуванчик» на основании Договора №6 от 01 сентября 2021 года «О сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы». В Методические рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность. Программа «Ментальная арифметика» имеет два уровня сложности . Содержание направлено на формирование и освоение определенных навыков у групп дошкольников (старшего и подготовительного к школе возраста) и углубление уже приобретенных знаний. Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. В процессе проведения занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного обучающегося.. Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и дифференцированном изучении материала по соответствующим модулям. Программа разноуровневая, реализуемая в сетевой форме. Адресат программы Программа «Ментальная арифметика» адресована детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) без предварительной подготовки. 5-6лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. 6-7 лет Возраст, когда мозг ребенка активно растет, В связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности. Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших) результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца. К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти. Происходят изменения и в мышлении. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно– логическое мышление. Срок освоения программы: Срок реализации: 1 год., 36 недель, 9 месяцев. Учебный год составляет - 9 месяцев. Начало занятий групп – сентябрь, окончание занятий – май. Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа. Программа «Ментальная арифметика» содержит два уровня освоения: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 72 часа образовательной деятельности. Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Форма обучения: очная Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академическому часу, начальный уровень -25 минут, уровень вундеркинды (знайки) - 30 минут. Цель программы: Обучение дошкольников приемам устного и ментального счета. Задачи: Образовательные (предметные): - обучить детей приёмам устного счета с использованием абакуса; Развивающие (метапредметные): - развивать воображение и мелкую моторику; - развитие математического кругозора, фотографической памяти, внимания. Воспитательные (личностные): -воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. Объем программы; 1 модуля -72 часа, 2 модуля – 18 часов(начальный уровень) и 54 часа (уровень вундеркинды(знайки)). Содержание 1 модуля (начального) 1.Вводное занятие «Диагностика» -1 час 2.Тема «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении).- 1 час 3.Тема «Знакомство с абакусом» - 2 часа 4.Тема «Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».- 1 час 5. Тема «Использование «старших» разрядов для отображения чисел» - 1 час 6.Тема «Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья» - 1 час 7. Тема «Знакомство с флеш-картами» - 2 часа 8. Тема «Повторение отображения чисел» - 1 час 9. Тема «Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе» - 1 час 10. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда не требуются правила)» - 1 час 11. Тема «Ментальная карта и как с ней работать» - 1 час 12. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда не требуются правила)» - 3 часа 13. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются правила)» - 3 часа 14. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не требуются правила)» -5 часов 15. Тема ««Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не требуются правила)» 6 часов 16. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами» -3 часа 17. Тема «Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.-7 часов 18. Тема «Повторение: состав числа 5» -2 часа 19. Тема «Правило: +4 = -1+5» - 2 часа 20. Тема «Правило: +3 = -2+5» -3 часа 21. Тема «Правило: +2 = -3+5» - 3 часа 22. Тема «Правило: +1 = -4+5»- 3 часа 23. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил» 2 часа 24. Тема «Правило: -4 = -5, +1» - 3 часа 25. Тема «Правило: -3 = -5+2» - 3 часа 26. Тема «Правило: -2 = -5+3» - 3 часа 27. Тема «Правило: -1 = -5+4» - 3 часа 28. Повторение пройденного материала – 4 часа 29. Итоговое занятие 1 час Итого 72 часа. Ожидаемые результаты -Дети знают понятия: «цифра», «число», «разряд», «сложение», «вычитание» -Дошкольники познакомились со счетами (абакусом), умеют работать на них, считая двумя руками одновременно (левой и правой рукой). -Решают цепочки примеров на сложение и вычитание, состоящие из 4-5 примеров.(в пределах пройденных формул) - Дети овладели навыками ментального счета в пределах пройденных формул (прямое сложение и вычитание, младшие товарищи, старшие товарищи). -Дети освоили зрительный образ цифр, владеют навыками написания цифр. Оценочные материалы Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий педагога. Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на занятиях. Показатели уровня освоения программы Низкий уровень. Ребёнок пассивен в работе, испытывает трудности в освоении материала, допускает большое количество ошибок. Средний уровень. Ребёнку нравится выполнять задания.. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. Высокий уровень. Ребенок активен, проявляет инициативу, допускает мало ошибок. При выполнении заданий проявляет самостоятельность. Методические материалы Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения. Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время. Алгоритм учебного занятия: - организационно-мотивационная часть, - актуализация знаний по теме, - информационная часть, -усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, - практические задания с объяснением соответствующих правил, - тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, - анализ успешности достижения цели, - рефлексия, итоговая часть. Содержание учебного плана второй уровень обучения 1.Вводное занятие «Диагностика» -1 час 2.Тема «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении).- 1 час 3.Тема «Знакомство с абакусом» - 2 часа 4.Тема «Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».- 1 час 5. Тема «Использование «старших» разрядов для отображения чисел» - 1 час 6.Тема «Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья» - 1 час 7. Тема «Знакомство с флеш-картами» - 2 часа 8. Тема «Повторение отображения чисел» - 1 час 9. Тема «Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе» - 1 час 10. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда требуются правила)» - 1 час 11. Тема «Ментальная карта и как с ней работать» - 1 час 12. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда требуются правила)» - 2 час 13. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда требуются правила)» - 2 часа 14. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда требуются правила)» -2 часа 15. Тема ««Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда требуются правила)» 2 часа не не не не не 16. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. - 1 часа 17. Тема «Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без правил.-3часа 18. Тема «Повторение: состав числа 5» -1 час 19. Тема «Правило: +4 = -1+5» - 1 час 20. Тема «Правило: +3 = -2+5» -1 час 21. Тема «Правило: +2 = -3+5» - 1 час 22. Тема «Правило: +1 = -4+5»- 1 час 23. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил» 1 часа 24. Тема «Правило: -4 = -5, +1» - 1 часа 25. Тема «Правило: -3 = -5+2» - 1 часа 26. Тема «Правило: -2 = -5+3» - 1 часа 27. Тема «Правило: -1 = -5+4» - 1 часа 28. Тема « Работа на счетах «птичкой». Состав числа10» - 1 час 29. Тема «Правило: +1 = -9+10» - 1 часа 30. Тема «Правило: +2 = -8+10» -1 часа 31. Тема «Правило: +3 = -7+10» --1 часа 32. Тема «Правило: +4 = -6+10» -1 часа 33. Тема «Правило: +5 = -5+10» -1 часа 34. Тема «Правило: +6 = -4+10» -1 часа 35. Тема «Правило: +7 = -3+10» -1 часа 36. Тема «Правило: +8 = -2+10» -1 часа 37. Тема «Правило: +9 = -1+10» -1 часа 38. Тема «Повторение пройденного материала» -4 часа 39. Контрольное задание на правила»- 1 час 40. Тема «Правило: -1 = -10+9» - 2 часа 41. Тема «Правило: -2 = -10+8» - 2 часа 42. Тема « Правило: -3 = -10+7» - 2 часа 43. Тема « Правило: -4 = -10+6»- 2 часа 44. Тема «Правило: -5 = -10+5 » - 1 часа 45. Тема «Правило: -6 = -10+4» - 2 часа 46. Тема «Правило: -7 = -10+3» - 2 часа 47. Тема «Правило: -8 = -10+2» - 2 часа 48. Тема «Правило: -9 = -10+1» - 2 часа 49. Тема «Повторение правил. Решение примеров с применением известных правил» Упражнения на все правила» -4 часа 50. Итоговое занятие - 1час Итого: 72 часа Ожидаемые результаты второго уровня вундеркинды (знайки) -Дети знают понятия: «цифра», «число», «разряд», «сложение», «вычитание» -Дошкольники познакомились со счетами (абакусом), умеют работать на них, считая двумя руками одновременно (левой и правой рукой). -Решают цепочки примеров на сложение и вычитание, состоящие из 4-5 примеров.(в пределах пройденных формул) - Дети овладели навыками ментального счета в пределах пройденных формул (прямое сложение и вычитание, младшие товарищи, старшие товарищи). -Дети освоили зрительный образ цифр, владеют навыками написания цифр. Оценочные материалы Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной образовательной программы «Ментальная арифметика»: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий педагога. Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на занятиях. Показатели уровня освоения программы Низкий уровень. Ребёнок пассивен в работе, испытывает трудности в освоении материала, допускает большое количество ошибок. Средний уровень. Ребёнку нравится выполнять задания.. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. Высокий уровень. Ребенок активен, проявляет инициативу, допускает мало ошибок. При выполнении заданий проявляет самостоятельность. Методические материалы Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения. Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время. Алгоритм учебного занятия: - организационно-мотивационная часть, - актуализация знаний по теме, - информационная часть, -усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, - практические задания с объяснением соответствующих правил, - тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, - анализ успешности достижения цели, - рефлексия, итоговая часть. Условия реализации программы В соответствии с Договором №6 от 01 сентября 2021 года «О сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы» материально-техническую базу и санитарно-гигиенические условия реализации программы обеспечивает МДОУ «Одуванчик» п Турма. Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения. Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это групповое помещение, в котором для полноценной работы есть всё необходимое: 1. Компьютер 2. Магнитная доска 3. Рабочий стол педагога. 4. Столы и стулья для воспитанников. 5. Абакусы на каждого ученика. 6. Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика. 7. Ментальные карты на каждого ученика. 8. Рабочие тетради на каждого ученика. 9. Демонстрационный абакус для педагога. 10. Методическая литература, картотеки для проведения физкультминуток и дыхательных упражнений, упражнений для глаз. Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов. Реализация Программы осуществляется воспитателем первой категории. Документы, регламентирующие деятельность педагога: 1. должностная инструкция; 2. дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях. 3. перечень документации педагога дополнительного образования: утвержденная дополнительная образовательная программа, сетка дополнительных занятий на учебный год, список обучающихся, табель посещаемости. 4. график работы педагога по дополнительной программе «Ментальная арифметика», 5. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога ознакомлен под роспись. 5.Список литературы 1.Д.Вендланд «Ментальная арифметика» Учим математику при помощи Абакуса. 2020 год 256 стр. 2.Учебник для преподавателей и родителей «Ментальная арифметика» 3.Методика по флеш картам в ментальной арифметики ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. YouTube «Ментальная арифметика для каждого 2. Онлайн-тренажер «Абакус» 3.mentalar.ru