ДОП Ментальная Арифметика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г.
Зам. директора по НМР
____________ С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 87
От 10. 09. 2021г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
____________ Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Ментальная арифметика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - базовый

Автор-составитель:
Новосад Мария Леонидовна,
педагог дополнительного
образования
первой квалификационной категории

г. Вихоревка
2021 г

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………..4 стр
2. Комплекс основных характеристик программы
2.1.Содержаниепрограммы(объем)…………………………………6
2.2. Планируемые результаты……………………………………….15
3.Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Учебный план……………………………………………………15
3.2.Календарный учебный график………………………………….22
3.3.Оценочные материалы…………………………………………. 23
3.4.Методические материалы……………………………………….23
4.Условия реализации программы…………………………………....25
5. Список литературы………………………………………………….25
6. Календарный учебно-тематический план……………………….....26

1.Пояснительная записка
Информационные
материалы
и
литература.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ментальная арифметика»
разработана на основе: Рабочей программы по дополнительной платной образовательной
услуге «Ментальная арифметика» Дошкольный возраст (5 – 7 лет) воспитателя
Филипповой Елены Сергеевны
1.Д.Вендланд «Ментальная арифметика» Учим математику при помощи Абакуса.
2020 год , 256 стр.
2.Учебник для преподавателей и родителей «Ментальная арифметика»
3.Методика по флеш - картам в ментальной арифметике
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми и иными
документами.
Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от
03.04.2012 г.
Приказ министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г. Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от
30.09.2020г.)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
-Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области. Министерство образования Иркутской области,
Иркутск, 2016. 21 стр.
Данная программа реализуется на базе МКДОУ «Одуванчик» на основании
Договора №6 от 01 сентября 2021 года «О сетевой форме реализации дополнительной
общеразвивающей программы».
В Методические рекомендациях по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», в которых
прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных программ является модульность. Программа «Ментальная
арифметика» имеет два уровня сложности . Содержание направлено на формирование и
освоение определенных навыков у групп дошкольников (старшего и подготовительного к
школе возраста) и углубление уже приобретенных знаний.
Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм
обучения устному счёту, с помощью специальных счет – абакус. В процессе проведения
занятий у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего
развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного
обучающегося..

Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению
современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе
обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов
Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и
дифференцированном изучении материала по соответствующим модулям. Программа
разноуровневая, реализуемая в сетевой форме.
Адресат программы Программа «Ментальная арифметика» адресована детям
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) без предварительной подготовки.
5-6лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в
развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. В 5-6 лет ребенок как губка
впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом
возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни. Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов
усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда
ребенку приходится думать и рассуждать.
6-7 лет Возраст, когда мозг ребенка активно растет, В связи с этим активно
развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно
из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности.
Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и
действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной
опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих
(или хороших) результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие
произвольности всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку.
Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном
темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца.
К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной
памяти. Происходят изменения и в мышлении. Теперь совсем не обязательна наглядность
при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать
задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–
логическое мышление.
Срок освоения программы:
Срок реализации: 1 год., 36 недель, 9 месяцев.
Учебный год составляет - 9 месяцев. Начало занятий групп – сентябрь, окончание
занятий – май. Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Программа «Ментальная арифметика» содержит два уровня освоения: Общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для
освоения программы – 72 часа образовательной деятельности.
Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня
после дневного сна.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 академическому часу,
начальный уровень -25 минут, уровень вундеркинды (знайки) - 30 минут.
Цель программы: Обучение дошкольников приемам устного и ментального
счета.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- обучить детей приёмам устного счета с использованием абакуса;
Развивающие (метапредметные):
- развивать воображение и мелкую моторику;
- развитие математического кругозора, фотографической памяти, внимания.

Воспитательные (личностные):
-воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
Объем программы; 1 модуля -72 часа, 2 модуля – 18 часов(начальный уровень) и
54 часа (уровень вундеркинды(знайки)).
Содержание 1 модуля (начального)
1.Вводное занятие «Диагностика» -1 час
2.Тема «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении).- 1 час
3.Тема «Знакомство с абакусом» - 2 часа
4.Тема «Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».- 1 час
5. Тема «Использование «старших» разрядов для отображения чисел» - 1 час
6.Тема «Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья» - 1 час
7. Тема «Знакомство с флеш-картами» - 2 часа
8. Тема «Повторение отображения чисел» - 1 час
9. Тема «Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе» - 1 час
10. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда не
требуются правила)» - 1 час
11. Тема «Ментальная карта и как с ней работать» - 1 час
12. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда не
требуются правила)» - 3 часа
13. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не
требуются правила)» - 3 часа
14. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила)» -5 часов
15. Тема ««Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не
требуются правила)» 6 часов
16. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с
двузначными числами» -3 часа
17. Тема «Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без
правил.-7 часов
18. Тема «Повторение: состав числа 5» -2 часа
19. Тема «Правило: +4 = -1+5» - 2 часа
20. Тема «Правило: +3 = -2+5» -3 часа
21. Тема «Правило: +2 = -3+5» - 3 часа
22. Тема «Правило: +1 = -4+5»- 3 часа
23. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил» 2
часа
24. Тема «Правило: -4 = -5, +1» - 3 часа
25. Тема «Правило: -3 = -5+2» - 3 часа
26. Тема «Правило: -2 = -5+3» - 3 часа
27. Тема «Правило: -1 = -5+4» - 3 часа
28. Повторение пройденного материала – 4 часа
29. Итоговое занятие 1 час
Итого 72 часа.
Ожидаемые результаты
-Дети знают понятия: «цифра», «число», «разряд», «сложение», «вычитание»
-Дошкольники познакомились со счетами (абакусом), умеют работать на них,
считая двумя руками одновременно (левой и правой рукой).
-Решают цепочки примеров на сложение и вычитание, состоящие из 4-5
примеров.(в пределах пройденных формул)
- Дети овладели навыками ментального счета в пределах пройденных формул
(прямое сложение и вычитание, младшие товарищи, старшие товарищи).
-Дети освоили зрительный образ цифр, владеют навыками написания цифр.

Оценочные материалы
Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной
образовательной программы «Ментальная арифметика»:

педагогическое наблюдение;

выполнение практических заданий педагога.
Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Подведение итогов проводится на занятиях.
Показатели уровня освоения программы
Низкий уровень. Ребёнок пассивен в работе, испытывает трудности в освоении
материала, допускает большое количество ошибок.
Средний уровень. Ребёнку нравится выполнять задания.. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень. Ребенок активен, проявляет инициативу, допускает мало
ошибок. При выполнении заданий проявляет самостоятельность.
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия,
соревнование в решении примеров на время.
Алгоритм учебного занятия:
- организационно-мотивационная часть,
- актуализация знаний по теме,
- информационная часть,
-усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания,
- практические задания с объяснением соответствующих правил,
- тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний,
- анализ успешности достижения цели,
- рефлексия,
итоговая часть.
Содержание учебного плана второй уровень обучения
1.Вводное занятие «Диагностика» -1 час
2.Тема «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении).- 1 час
3.Тема «Знакомство с абакусом» - 2 часа
4.Тема «Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».- 1 час
5. Тема «Использование «старших» разрядов для отображения чисел» - 1 час
6.Тема «Пятерка – старший брат, другой разряд – друзья» - 1 час
7. Тема «Знакомство с флеш-картами» - 2 часа
8. Тема «Повторение отображения чисел» - 1 час
9. Тема «Работа с флеш-картами, набор чисел на абакусе» - 1 час
10. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда
требуются правила)» - 1 час
11. Тема «Ментальная карта и как с ней работать» - 1 час
12. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5,когда
требуются правила)» - 2 час
13. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда
требуются правила)» - 2 часа
14. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда
требуются правила)» -2 часа
15. Тема ««Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда
требуются правила)» 2 часа

не
не
не
не
не

16. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. - 1 часа
17. Тема «Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без
правил.-3часа
18. Тема «Повторение: состав числа 5» -1 час
19. Тема «Правило: +4 = -1+5» - 1 час
20. Тема «Правило: +3 = -2+5» -1 час
21. Тема «Правило: +2 = -3+5» - 1 час
22. Тема «Правило: +1 = -4+5»- 1 час
23. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил» 1
часа
24. Тема «Правило: -4 = -5, +1» - 1 часа
25. Тема «Правило: -3 = -5+2» - 1 часа
26. Тема «Правило: -2 = -5+3» - 1 часа
27. Тема «Правило: -1 = -5+4» - 1 часа
28. Тема « Работа на счетах «птичкой». Состав числа10» - 1 час
29. Тема «Правило: +1 = -9+10» - 1 часа
30. Тема «Правило: +2 = -8+10» -1 часа
31. Тема «Правило: +3 = -7+10» --1 часа
32. Тема «Правило: +4 = -6+10» -1 часа
33. Тема «Правило: +5 = -5+10» -1 часа
34. Тема «Правило: +6 = -4+10» -1 часа
35. Тема «Правило: +7 = -3+10» -1 часа
36. Тема «Правило: +8 = -2+10» -1 часа
37. Тема «Правило: +9 = -1+10» -1 часа
38. Тема «Повторение пройденного материала» -4 часа
39. Контрольное задание на правила»- 1 час
40. Тема «Правило: -1 = -10+9» - 2 часа
41. Тема «Правило: -2 = -10+8» - 2 часа
42. Тема « Правило: -3 = -10+7» - 2 часа
43. Тема « Правило: -4 = -10+6»- 2 часа
44. Тема «Правило: -5 = -10+5 » - 1 часа
45. Тема «Правило: -6 = -10+4» - 2 часа
46. Тема «Правило: -7 = -10+3» - 2 часа
47. Тема «Правило: -8 = -10+2» - 2 часа
48. Тема «Правило: -9 = -10+1» - 2 часа
49. Тема «Повторение правил. Решение примеров с применением известных
правил» Упражнения на все правила» -4 часа
50. Итоговое занятие - 1час
Итого: 72 часа
Ожидаемые результаты второго уровня вундеркинды (знайки)
-Дети знают понятия: «цифра», «число», «разряд», «сложение», «вычитание»
-Дошкольники познакомились со счетами (абакусом), умеют работать на них,
считая двумя руками одновременно (левой и правой рукой).
-Решают цепочки примеров на сложение и вычитание, состоящие из 4-5
примеров.(в пределах пройденных формул)
- Дети овладели навыками ментального счета в пределах пройденных формул
(прямое сложение и вычитание, младшие товарищи, старшие товарищи).
-Дети освоили зрительный образ цифр, владеют навыками написания цифр.
Оценочные материалы
Формы и методы диагностики, применяемые в работе дополнительной
образовательной программы «Ментальная арифметика»:

педагогическое наблюдение;

выполнение практических заданий педагога.

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение.
Подведение итогов проводится на занятиях.
Показатели уровня освоения программы
Низкий уровень. Ребёнок пассивен в работе, испытывает трудности в освоении
материала, допускает большое количество ошибок.
Средний уровень. Ребёнку нравится выполнять задания.. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень. Ребенок активен, проявляет инициативу, допускает мало
ошибок. При выполнении заданий проявляет самостоятельность.
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия,
соревнование в решении примеров на время.
Алгоритм учебного занятия:
- организационно-мотивационная часть,
- актуализация знаний по теме,
- информационная часть,
-усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания,
- практические задания с объяснением соответствующих правил,
- тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний,
- анализ успешности достижения цели,
- рефлексия,
итоговая часть.

Условия реализации программы
В соответствии с Договором №6 от 01 сентября 2021 года «О сетевой форме
реализации дополнительной общеразвивающей программы» материально-техническую
базу и санитарно-гигиенические условия реализации программы обеспечивает МДОУ
«Одуванчик» п Турма.
Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам
освещения.
Для реализации Программы созданы материально-технические условия – это
групповое помещение, в котором для полноценной работы есть всё необходимое:
1.
Компьютер
2.
Магнитная доска
3.
Рабочий стол педагога.
4.
Столы и стулья для воспитанников.
5.
Абакусы на каждого ученика.
6.
Наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика.
7.
Ментальные карты на каждого ученика.
8.
Рабочие тетради на каждого ученика.
9.
Демонстрационный абакус для педагога.
10.
Методическая литература, картотеки для проведения физкультминуток и
дыхательных упражнений, упражнений для глаз.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает
возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях; создания и использования информации;
планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и
отдельных этапов.

Реализация Программы осуществляется воспитателем первой категории.
Документы, регламентирующие деятельность педагога:
1.
должностная инструкция;
2.
дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены
права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги
и сведения об исполнителях.
3.
перечень документации педагога дополнительного образования:
 утвержденная дополнительная образовательная программа,
 сетка дополнительных занятий на учебный год,
 список обучающихся,
 табель посещаемости.
4.
график работы педагога по дополнительной программе «Ментальная
арифметика»,
5.
С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией
педагога ознакомлен под роспись.

5.Список литературы
1.Д.Вендланд «Ментальная арифметика» Учим математику при помощи Абакуса.
2020 год
256 стр.
2.Учебник для преподавателей и родителей «Ментальная арифметика»
3.Методика по флеш картам в ментальной арифметики
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. YouTube «Ментальная арифметика для каждого
2. Онлайн-тренажер «Абакус»
3.mentalar.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».