1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г. Зам. директора по НМР ____________ С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 87-о От 10. 09. 2021г. Директор МБУ ДО «ДДТ» ____________ Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-фантазия» возраст обучающихся: 6-7 лет срок реализации: 1 год уровень программы: ознакомительный Авторы-составители: Романова Л.М., методист Шиляева Лариса Ринатовна, педагог дополнительного образования г. Вихоревка 2021г. 2 Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-фантазия» разработана на основе программы Э. Г. Чуриловой «Театр и Дети» в соответствии с нормативно-правовыми документами: Направленность программы – художественная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. 1.В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. 2.Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. 3.Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 -69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоция социального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком‚ наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). Концепция педагогической разработки. С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, активное включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств. Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. 3 Адресат программы. Дошкольники 6-7 лет. Возраст, когда мозг ребенка активно растет, В связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности. Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших) результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца. К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти. Происходят изменения и в мышлении. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое мышление. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев. Форма обучения – очная. Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность академического часа - 35 минут: количество часов в год 72. Цель программы. Творческое развитие личности дошкольника средствами театральной деятельности. Задачи. Обучающие: Познакомить со специальными театральными играми для создания весёлой атмосферы свободного общения; Формировать навык творческой мобилизации через учебно-тренировочные игры; Формировать навык сохранения учебной задачи в предлагаемых обстоятельствах; Формировать навык создания предметно-пространственной среды, в которой будут существовать герои спектакля. Развивающие. Развивать навык координации всей мышечной системы при выполнении заданных действий через выполнение музыкально-игровых упражнений на умение свободно импровизировать в условиях коллективного действия; Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, артистическую смелость и импровизацию; Отрабатывать чёткую артикуляцию через гимнастику для губ, челюсти, языка. Воспитательные: Воспитывать речевую культуру общения Познакомить с русским детским фольклором через работу над скороговорками, потешками, дразнилками, небылицами и русскими народными сказками. I. Комплекс основных характеристик программы Объем программы – общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы 72 часа. Содержание программы. 1. Театральная игра – 26 часов. Актерские игры для создания атмосферы свободного общения, упражнения, развивающие воображение и фантазию; упражнения на взаимодействие с партнёром. актёрские игры для создания весёлой атмосферы свободного общения: («Сантики», «Письмо», «Дракончики», «Весёлый счёт», «Мигалочка») 4 упражнения, развивающие произвольное внимание: («Зеркало», «Отстающие движения», «Пишущая машинка», «На одну букву») упражнения, развивающие воображение и фантазию: («Аббревиатуры», «Волшебный графин», «Цепочка ассоциаций») упражнения на взаимодействие с партнёром и общение: (игра «Путаница», «Берег реки», «Сиамские близнецы», «Согласованные действия», игра «Крокодильчик») упражнения на развитие артистической смелости и импровизации: («Детская площадка», «Животные», «Ожившие предметы») 2. Ритмопластика – 10 часов. Музыкально-пластические импровизации, пластические и ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Музыкально-игровые импровизации на освоение пространства. Освоение пространства фантастического мира природы через исполнение этюдов Упражнения на формирование первоначального представления о перевоплощении через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: пластические и ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Узнаваемость образа (оценка по принципу похоже — не похоже) пластические характеристики прозвищ (вертихвостка, скряга, сорока, плакса и т. д.). упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо- ритмом, передавать в движении соответствующее музыке настроение упражнения на развитие умения самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки, стараясь выполнить поставленную актерскую задачу. 3. Речевые игры – 10 часов. В данный раздел программы включены творческие игры со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять небольшие сюжетные рассказы. работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатка - жало», «Лошадки» и т. д.); - упражнение «и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, ую, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы»; твердые и мягкие: «пэ-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи»; согласные в различных сочетаниях: «фй-вви, фэ-ввэ, фа-вва, фо-вво, фу-вву, фи-вви»; упражнения на п-д, т-д, в-ф, с-з, ж-щ; щ, ц, ч, м, н, л, р и т. д.) Придумки: - сочинение стихов и песенок о природе; - сочинения-фантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья; - сочинение зимней, весенней сказки. Сказки осени и лета. - сочинение страшилок; - прозвища и дразнилки как познание сущности" вещей и явлений; - сочинение-фантазия по своей руке; - сочинение небылиц-перевертышей; Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры. Перепелка перепелят прятала от ребят. Мышонку шепчет мать: - Ты все шуршишь, не спишь! Мышонок отвечает мыши: 5 - Шуршать я буду тише. Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж Чрезвычайно чисто. 4. Работа над спектаклем – 26 часов. Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии: - выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы (поступок героя как соединение его «я» с миром); - определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к конечной цели; - фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной линии. Освоение специфики действия в образе-маске: - импровизации в маске (ее возможности, специфика подачи звука); - соотношение маски и жеста, обостренность пластической характеристики («укрупненность» действия), стереотипы выражения чувств; - статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности; - костюм и маска как средства обобщенной характеристики персонажа; Формирование первоначального навыка работы над спектаклем: создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля; - исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы; - импровизации со словами; - работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с текстом и т. д.; Итоговая аттестация. Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы. Планируемые результаты. В результате освоения программного материала обучающиеся: Познакомятся со специальными театральными играми и русским детским фольклором; Продемонстрируют готовность к творческой деятельности; Приобретут необходимые навыки: творческой мобилизации, сохранения учебной задачи в предлагаемых обстоятельствах, создания предметно-пространственной среды; Презентуют спектакль по мотивам русского фольклора. II. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план № Название разделов, тем Раздел 1. Театральная 1 игра. Раздел 2. 2 Ритмопластика Раздел 3. Речевые 3 игры Раздел 4. Работа над 4 спектаклем. Итоговая аттестация Итого: Количество часов всего теория практика 26 2 24 10 2 8 10 2 8 26 2 24 72 8 64 Форма промежуточной (итоговой) аттестации спектакль Календарный учебный график Начало учебного года 1 сентября 2021 года, окончание – 31 мая 2022 г. 36 учебных недель, 72 учебных дня, 72 учебных часа 6 6 Раздел 2. Ритмопластика 2 2 1 Раздел 3. Речевые игры 2 2 над 2 8 Раздел 4. Работа спектаклем. Итоговая аттестация Итого Кол-во часов по разделам программы 4 6 2 2 2 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 10 2 2 1 4 4 5 6 26 8 8 9 8 8 9 8 72 6 май апрель декабрь 2 март ноябрь 2 февраль октябрь Раздел 1. Театральная игра. январь сентябрь Сентябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Ноябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 9 учебных часов Январь – 3 учебных недели, 6 учебных дней, 6 учебных часов Февраль – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Март – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Апрель – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов Май – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов Раздел \ месяц 26 Оценочные материалы. Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 5 лет: =Высокий уровень – объём знаний усвоен, так, что ребёнок самостоятельно может проговаривать все скороговорки и пересказать небольшую сказу или спеть песенку с эмоциями; =Средний уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить скороговорки без помощи педагога; = Низкий уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить скороговорки, только повторяя за педагогом; Критерии оценки уровня практической подготовки детей 5 лет: - высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий по темам не испытывает затруднений с лёгкостью и удовольствием выполняет все задания; - средний уровень (10-14 балл) – ребёнок выполняя практическое задания может выполнить глядя на более сильного ученика; - низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении заданий испытывает стеснение, затруднение; Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 6-7 лет: - Высокий уровень – освоен весь объём знаний, ребёнок может при выполнении тренинга или репетиции сказки, применить театральный термин; - Средний уровень – объём знаний не полный, но ребёнок спокойно может применить 1-2 театральных термина на сцене; - Низкий уровень – ребёнок не владеет театральной терминологией, но испытывает желание заниматься дальше; Критерии оценки уровня практической подготовки: - Высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок овладел всеми необходимыми знаниями и умениями программы, не испытывает особых трудностей в работе над постановками, в общении со сверстниками, может легко подобрать себе костюм к образу. 7 - Средний уровень (10-14 балл) – ребёнок владеет знаниями и умениями по пройденной программе, не в полном объёме, но может действовать согласованно со всеми; - Низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий нуждается в помощи товарищей и педагога. В процессе итоговой аттестации обучающихся оцениваются следующие параметры: Социальная компетентность проявляется в успешном (активном, результативном) установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий. Критерии. Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими) Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, разрешает конфликтные ситуации Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения Коммуникативная компетентность проявляется в понимании ребенком чужой речи и стремлении сделать свою речь понимаемой другими. Критерии. Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты Задает вопросы. Аргументирует свою точку зрения Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своей деятельности Критерии. Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность действий Делает выбор и принимает решение Договаривается о совместных действиях, работает в группе Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других) Информационная компетентность – умение использовать и называть доступные источники получения знаний и опыта. Критерии. Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет). Здоровьесберегающая компетентность проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья. Критерии. Осмысленно пользуется предметами личной гигиены Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности Осознает пользу движений Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях Излучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой. Наблюдения за мотивационной сферой детей Признак Характеристика признака Отметки о проявлении мотивационной характеристик 8 1. Характер деятельности в процессе выполнения практической работы 2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых 3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающий воспитанника 4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности 5. Отношение к выполнению задания 6. Увлечённость, эмоциональный подъём на занятии Наблюдение 3 Наблюдение 2 Наблюдение 1 сферы пассивная – активная недобросовестное – добросовестное отношение быстрое – длительное выполнение лёгкое – напряжённое состояние внимательность – невнимательность другие проявления выдвижение гипотез обращение с вопросами стремление узнать дополнительные способы выполнения заданий другие проявления самостоятельное решение проблем копирование действий педагога склонность к репродуктивным или продуктивным способам другие проявления привлекают теоретические обоснования работы или практическая часть стремление участвовать в планировании работы участие в коллективном обсуждении итогов, формулировании выводов и обобщений оказание помощи товарищам другие проявления выполняет требования полностью или частично старательно или небрежно внимательно или с ошибками участвует или не участвует в групповых формах работы стремится или не стремится помогать товарищам другие проявления стремление к самостоятельному поиску решений хорошее – плохое настроение 9 7. Отношение к помощи педагога или товарищей 8. Темп вхождения в деятельность 9. Качество знаний стремление делиться результатами своей работы другие проявления принимает – не принимает благодарен – не благодарен другие проявления быстро – долго принимает – не принимает деятельность ставит – не ставит цели другие проявления объём, полнота, фактическая точность прочность знаний успешность выполнения заданий быстрота актуализации нужных знаний Методические материалы Интерактивные формы организации образовательного процесса предполагают определённые взаимоотношения в воспитательном пространстве: Взаимопонимание в группе и удовлетворённость всех участников сложившимися взаимоотношениями, Преобладающее позитивное отношение, настроение всех участников, Вовлечённость всех в образовательный процесс, Сплочённость и сознательность всех участников, Продуктивность взаимодействий всех участников в обучающий компонент игрового процесса (процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь ). Итогом образовательной деятельности является проживание всеми участниками игрового процесса эмоционального благополучия (спокойного и счастливого состояния ). Интерактивные методы работы подразумевают определённые принципы организации педагогического процесса: 1. Безоценочность действий ребёнка и личности участников игры. 2. Приоритет процесса деятельности над её формальным результатом. В игре не должно быть понятий: «Правильно! Не правильно! Справился – не справился». Важно, чтобы учащийся выполнил упражнение и пережил соответствующие ощущения, прошёл свой путь развития. 3. Активность обучающихся. Вовлечение в проигрывание ситуаций, выполнение упражнений 4. Исследовательская – творческая позиция. 5. Осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле осознаваемого. 6. Партнёрское общение. В период игры в межличностном общении постоянно учитываются интересы, чувства, переживания каждого члена игровой группы. Структура занятия. 1. Начало занятия. Театральное приветствие. «Наш дружный творческий союз»; 2. Подготовительный этап. Тренинг на развитие навыков освоения окружающего пространства; 10 3. Основной этап включает. Музыкально-пластические импровизации по теме постановочной работы. Например: Подготовительная работа над спектаклем по сказке Джанни Родари «Чиполлино». Музыкально-пластические импровизации «Фруктово-овощной переполох». Словесные игры: «Фруктовый коктейль» и «Овощное рагу». Театральные игры: «Луковые истории». 4. Рефлексивный этап. «Мой любимый герой сказки «Чиполлино». Домашнее задание по желанию обучающихся: нарисуй сцену из сказки Джанни Родари «Чиполлино». Такой принцип организации образовательного процесса и структурирования занятий для дошкольников позволяет реализовать раздел программы «Работа над спектаклем» в процессе учебно-тренировочных занятий и эффективно готовить детей к презентации творческой работы, формируя интегративные качества личности дошкольника, которые помогут ему успешно адаптироваться и социализироваться в школьном сообществе. Иные компоненты Условия реализации программы. Учебное помещение. Компьютер с выходом в интернет. Проектор. Звуковая аппаратура. Декорации. Сценические костюмы Информационное обеспечение программы (презентации и фильмы, согласно тем занятий). Литература Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) 11 1. Генералова И.А «Мастерская чувст». (Предмет «Театр в начальной школе»). Методическое пособие. – Москва, 2000-154 с. 2. Чурилова Э.Г. Театр и дети. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва 2001 12