ДООП Арт-фантазия

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г.
Зам. директора по НМР
____________ С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 87-о
От 10. 09. 2021г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
____________ Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Арт-фантазия»
возраст обучающихся: 6-7 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы: ознакомительный

Авторы-составители:
Романова Л.М.,
методист
Шиляева Лариса Ринатовна,
педагог дополнительного образования

г. Вихоревка 2021г.

2

Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа
«Арт-фантазия» разработана на основе программы Э. Г. Чуриловой «Театр и Дети» в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
Направленность программы – художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
1.В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного
знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не
способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на
развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную
ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они
быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются,
возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы
ограниченны, а игры однообразны.
2.Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников,
психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и
воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие
дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и
особого интереса, как потребители, а не как творцы.
3.Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным
Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 -69%
первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность
и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно
развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоция социального раскрепощения
ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная
деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно
драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком‚ наиболее близко,
действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными
переживаниями» (Л.С. Выготский).
Концепция педагогической разработки.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и
эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр
как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и
эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время,
сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и
актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают
сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является
деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, активное
включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств. Представляемая
модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в
том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем
послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

3

Адресат программы. Дошкольники 6-7 лет. Возраст, когда мозг ребенка активно растет, В
связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает
доминировать одно из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной
деятельности. Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои
мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной
опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или
хороших) результатов. Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности
всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может
сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не
отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца. К концу
дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти.
Происходят изменения и в мышлении. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении
логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику,
потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое мышление.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу,
продолжительность академического часа - 35 минут: количество часов в год 72.
Цель программы. Творческое развитие личности дошкольника средствами театральной
деятельности.
Задачи.
Обучающие:
Познакомить со специальными театральными играми для создания весёлой атмосферы
свободного общения;
Формировать навык творческой мобилизации через учебно-тренировочные игры;
Формировать навык сохранения учебной задачи в предлагаемых обстоятельствах;
Формировать навык создания предметно-пространственной среды, в которой будут
существовать герои спектакля.
Развивающие.
Развивать навык координации всей мышечной системы при выполнении заданных действий
через выполнение музыкально-игровых упражнений на умение свободно импровизировать в
условиях коллективного действия;
Развивать произвольное внимание, воображение, фантазию, артистическую смелость и
импровизацию;
Отрабатывать чёткую артикуляцию через гимнастику для губ, челюсти, языка.
Воспитательные:
Воспитывать речевую культуру общения
Познакомить с русским детским фольклором через работу над скороговорками, потешками,
дразнилками, небылицами и русскими народными сказками.
I.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы – общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы
72 часа.
Содержание программы.
1. Театральная игра – 26 часов.
 Актерские игры для создания атмосферы свободного общения, упражнения,
развивающие воображение и фантазию; упражнения на взаимодействие с
партнёром. актёрские игры для создания весёлой атмосферы свободного
общения: («Сантики», «Письмо», «Дракончики», «Весёлый счёт»,
«Мигалочка»)
4






упражнения, развивающие произвольное внимание: («Зеркало», «Отстающие
движения», «Пишущая машинка», «На одну букву»)
упражнения, развивающие воображение и фантазию: («Аббревиатуры»,
«Волшебный графин», «Цепочка ассоциаций»)
упражнения на взаимодействие с партнёром и общение: (игра «Путаница»,
«Берег реки», «Сиамские близнецы», «Согласованные действия», игра
«Крокодильчик»)
упражнения на развитие артистической смелости и импровизации: («Детская
площадка», «Животные», «Ожившие предметы»)

2. Ритмопластика – 10 часов. Музыкально-пластические импровизации, пластические и
ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Музыкально-игровые
импровизации на освоение пространства.



Освоение пространства фантастического мира природы через исполнение этюдов
Упражнения на формирование первоначального представления о перевоплощении
через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий:
пластические и ритмические характеристики животных, птиц и рыб. Узнаваемость
образа (оценка по принципу похоже — не похоже)
 пластические характеристики прозвищ (вертихвостка, скряга, сорока, плакса и т.
д.).
 упражнения на развитие пластичности и выразительности рук:
 упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой
темпо- ритмом, передавать в движении соответствующее музыке настроение
 упражнения на развитие умения самостоятельно подбирать образные движения,
менять их с изменением характера музыки, стараясь выполнить поставленную
актерскую задачу.
3. Речевые игры – 10 часов. В данный раздел программы включены творческие игры со
словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный
запас, учат вести диалог с партнером, составлять небольшие сюжетные рассказы.
работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение
упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка»,
«Покусывание», «Лопатка - жало», «Лошадки» и т. д.);
- упражнение «и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, ую, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы»; твердые и мягкие: «пэ-пе,
па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи»; согласные в различных сочетаниях: «фй-вви, фэ-ввэ, фа-вва,
фо-вво, фу-вву, фи-вви»; упражнения на п-д, т-д, в-ф, с-з, ж-щ; щ, ц, ч, м, н, л, р и т. д.)
Придумки:
- сочинение стихов и песенок о природе;
- сочинения-фантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья;
- сочинение зимней, весенней сказки. Сказки осени и лета.
- сочинение страшилок;
- прозвища и дразнилки как познание сущности" вещей и явлений;
- сочинение-фантазия по своей руке;
- сочинение небылиц-перевертышей;
Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа:
Добры бобры идут в боры.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Мышонку шепчет мать:
- Ты все шуршишь, не спишь!
Мышонок отвечает мыши:
5

- Шуршать я буду тише.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
4. Работа над спектаклем – 26 часов.
Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии:
- выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы (поступок
героя как соединение его «я» с миром);
- определение главного желания персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к
конечной цели;
- фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной
линии.
Освоение специфики действия в образе-маске:
- импровизации в маске (ее возможности, специфика подачи звука);
- соотношение маски и жеста, обостренность пластической характеристики («укрупненность»
действия), стереотипы выражения чувств;
- статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности;
- костюм и маска как средства обобщенной характеристики персонажа;
Формирование первоначального навыка работы над спектаклем:
создание предметно-пространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля;
- исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы;
- импровизации со словами;
- работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей: выявление
конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с текстом и т. д.;
Итоговая аттестация. Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Планируемые результаты.
В результате освоения программного материала обучающиеся:
Познакомятся со специальными театральными играми и русским детским фольклором;
Продемонстрируют готовность к творческой деятельности;
Приобретут необходимые навыки: творческой мобилизации, сохранения учебной задачи в
предлагаемых обстоятельствах, создания предметно-пространственной среды;
Презентуют спектакль по мотивам русского фольклора.
II.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№
Название разделов,
тем
Раздел 1. Театральная
1
игра.
Раздел
2.
2
Ритмопластика
Раздел 3. Речевые
3
игры
Раздел 4. Работа над
4
спектаклем.
Итоговая аттестация
Итого:

Количество часов
всего теория
практика
26
2
24
10

2

8

10

2

8

26

2

24

72

8

64

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

спектакль

Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября 2021 года, окончание – 31 мая 2022 г.
36 учебных недель, 72 учебных дня, 72 учебных часа
6

6

Раздел 2. Ритмопластика

2

2

1

Раздел 3. Речевые игры

2

2

над 2

8

Раздел
4.
Работа
спектаклем.
Итоговая аттестация
Итого

Кол-во часов
по разделам
программы

4

6

2

2

2

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

10

2

2

1

4

4

5

6

26

8

8

9

8

8

9

8

72

6

май

апрель

декабрь

2

март

ноябрь

2

февраль

октябрь

Раздел 1. Театральная игра.

январь

сентябрь

Сентябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Ноябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 9 учебных часов
Январь – 3 учебных недели, 6 учебных дней, 6 учебных часов
Февраль – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Март – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Апрель – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов
Май – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов
Раздел \ месяц

26

Оценочные материалы.
Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 5 лет:
=Высокий уровень – объём знаний усвоен, так, что ребёнок самостоятельно может
проговаривать все скороговорки и пересказать небольшую сказу или спеть песенку с эмоциями;
=Средний уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить скороговорки
без помощи педагога;
= Низкий уровень – объём знаний усвоен так, что ребёнок может проговорить скороговорки,
только повторяя за педагогом;
Критерии оценки уровня практической подготовки детей 5 лет:
- высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий по темам не
испытывает затруднений с лёгкостью и удовольствием выполняет все задания;
- средний уровень (10-14 балл) – ребёнок выполняя практическое задания может выполнить
глядя на более сильного ученика;
- низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении заданий испытывает стеснение,
затруднение;
Критерии оценки теоретической подготовки ребёнка 6-7 лет:
- Высокий уровень – освоен весь объём знаний, ребёнок может при выполнении тренинга или
репетиции сказки, применить театральный термин;
- Средний уровень – объём знаний не полный, но ребёнок спокойно может применить 1-2
театральных термина на сцене;
- Низкий уровень – ребёнок не владеет театральной терминологией, но испытывает желание
заниматься дальше;
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- Высокий уровень (15-20 балл) – ребёнок овладел всеми необходимыми знаниями и умениями
программы, не испытывает особых трудностей в работе над постановками, в общении со
сверстниками, может легко подобрать себе костюм к образу.
7

- Средний уровень (10-14 балл) – ребёнок владеет знаниями и умениями по пройденной
программе, не в полном объёме, но может действовать согласованно со всеми;
- Низкий уровень (5-9 балл) – ребёнок при выполнении практических заданий нуждается в
помощи товарищей и педагога.
В процессе итоговой аттестации обучающихся оцениваются следующие параметры:
Социальная компетентность проявляется в успешном (активном, результативном)
установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний,
действий.
Критерии. Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними
Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими,
младшими)
Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, разрешает
конфликтные ситуации
Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения
Коммуникативная компетентность проявляется в понимании ребенком чужой речи и
стремлении сделать свою речь понимаемой другими.
Критерии. Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты
Задает вопросы.
Аргументирует свою точку зрения
Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать,
планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своей
деятельности
Критерии. Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность
действий
Делает выбор и принимает решение
Договаривается о совместных действиях, работает в группе
Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других)
Информационная компетентность – умение использовать и называть доступные
источники получения знаний и опыта.
Критерии. Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту,
индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги,
собственный опыт, СМИ, Интернет).
Здоровьесберегающая компетентность проявляется в готовности самостоятельно решать
задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья.
Критерии. Осмысленно пользуется предметами личной гигиены
Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности
Осознает пользу движений
Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных
ситуациях
Излучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой.
Наблюдения за мотивационной сферой детей
Признак
Характеристика признака
Отметки
о
проявлении
мотивационной
характеристик

8

1.
Характер
деятельности
в
процессе выполнения
практической работы







2.
Стремление
к
выполнению заданий
необязательных,
неоцениваемых

3.
Характер
умственной
деятельности,
наиболее
привлекающий
воспитанника
4. Предпочтительная
избирательность
отдельных
этапов
деятельности














5.
Отношение
к
выполнению задания









6.
Увлечённость,
эмоциональный
подъём на занятии





Наблюдение 3

Наблюдение 2

Наблюдение 1

сферы

пассивная – активная
недобросовестное
–
добросовестное отношение
быстрое
–
длительное
выполнение
лёгкое – напряжённое состояние
внимательность
–
невнимательность
другие проявления
выдвижение гипотез
обращение с вопросами
стремление
узнать
дополнительные
способы
выполнения заданий
другие проявления
самостоятельное
решение
проблем
копирование действий педагога
склонность к репродуктивным
или продуктивным способам
другие проявления
привлекают
теоретические
обоснования
работы
или
практическая часть
стремление
участвовать
в
планировании работы
участие
в
коллективном
обсуждении
итогов,
формулировании выводов и
обобщений
оказание помощи товарищам
другие проявления
выполняет
требования
полностью или частично
старательно или небрежно
внимательно или с ошибками
участвует или не участвует в
групповых формах работы
стремится или не стремится
помогать товарищам
другие проявления
стремление к самостоятельному
поиску решений
хорошее – плохое настроение
9


7.
Отношение
к
помощи педагога или
товарищей
8. Темп вхождения в
деятельность








9. Качество знаний








стремление
делиться
результатами своей работы
другие проявления
принимает – не принимает
благодарен – не благодарен
другие проявления
быстро – долго
принимает – не принимает
деятельность
ставит – не ставит цели
другие проявления
объём, полнота, фактическая
точность
прочность знаний
успешность выполнения заданий
быстрота актуализации нужных
знаний

Методические материалы
Интерактивные формы организации образовательного процесса предполагают определённые
взаимоотношения в воспитательном пространстве:
 Взаимопонимание в группе и удовлетворённость всех участников сложившимися
взаимоотношениями,
 Преобладающее позитивное отношение, настроение всех участников,
 Вовлечённость всех в образовательный процесс,
 Сплочённость и сознательность всех участников,
 Продуктивность взаимодействий всех участников в обучающий компонент
игрового процесса (процесс – ход, развитие какого-нибудь явления,
последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь ).
Итогом образовательной деятельности является проживание всеми участниками игрового
процесса эмоционального благополучия (спокойного и счастливого состояния ).
Интерактивные методы работы подразумевают определённые принципы организации
педагогического процесса:
1. Безоценочность действий ребёнка и личности участников игры.
2. Приоритет процесса деятельности над её формальным результатом. В игре не
должно быть понятий: «Правильно! Не правильно! Справился – не справился».
Важно, чтобы учащийся выполнил упражнение и пережил соответствующие
ощущения, прошёл свой путь развития.
3. Активность обучающихся. Вовлечение в проигрывание ситуаций, выполнение
упражнений
4. Исследовательская – творческая позиция.
5. Осознание собственного поведения – перевод импульсивных поступков в поле
осознаваемого.
6. Партнёрское общение. В период игры в межличностном общении постоянно
учитываются интересы, чувства, переживания каждого члена игровой группы.
Структура занятия.
1. Начало занятия. Театральное приветствие. «Наш дружный творческий союз»;
2. Подготовительный этап. Тренинг на развитие навыков освоения окружающего
пространства;
10

3. Основной этап включает. Музыкально-пластические импровизации по теме
постановочной работы. Например: Подготовительная работа над спектаклем по сказке
Джанни Родари «Чиполлино».
Музыкально-пластические импровизации «Фруктово-овощной переполох».
Словесные игры: «Фруктовый коктейль» и «Овощное рагу».
Театральные игры: «Луковые истории».
4. Рефлексивный этап. «Мой любимый герой сказки «Чиполлино».
Домашнее задание по желанию обучающихся: нарисуй сцену из сказки Джанни Родари
«Чиполлино».
Такой принцип организации образовательного процесса и структурирования занятий для
дошкольников позволяет реализовать раздел программы «Работа над спектаклем» в процессе
учебно-тренировочных занятий и эффективно готовить детей к презентации творческой работы,
формируя интегративные качества личности дошкольника, которые помогут ему успешно
адаптироваться и социализироваться в школьном сообществе.
Иные компоненты
Условия реализации программы.
 Учебное помещение.
 Компьютер с выходом в интернет.
 Проектор.
 Звуковая аппаратура.
 Декорации.
 Сценические костюмы
Информационное обеспечение программы (презентации и фильмы, согласно тем занятий).
Литература
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ»
(утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)

11

1. Генералова И.А «Мастерская чувст». (Предмет «Театр в начальной школе»).
Методическое пособие. – Москва, 2000-154 с.
2. Чурилова Э.Г. Театр и дети. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. Москва 2001

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».