МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г. Зам. директора по НМР ____________ С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 87-о От 10. 09. 2021г. Директор МБУ ДО «ДДТ» ____________ Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Алые паруса» Возраст обучающихся: 16 - 17 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - ознакомительный Автор-составитель: Шаманская Оксана Петровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Вихоревка 2 2021 г. Содержание № п/п 1 2 2.1 Оглавление Аннотация программы Пояснительная записка Информационные материалы и литература, актуальность, новизна, отличительные особенности, направленность программы, уровень сложности, адресат программы, срок освоения, форма обучения, режим занятий, цель и задачи программы Страницы 3 4–5 3 Комплекс основных характеристик программы Объем программы, содержание, планируемые результаты 4 Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план, календарный учебный график, оценочные материалы, методическое обеспечение программы 6 – 10 5 Иные компоненты Условия реализации программы, информационные ресурсы, список литературы для педагога, обучающихся и родителей 10 - 13 5 3 1. Аннотация программы «Алые паруса» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса». Автор-составитель Романова Лилия Михайловна, Шаманская Оксана Петровна. Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс». Автор-составитель Романова Лилия Михайловна; а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с. Программа художественной направленности. Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Данная программа имеет «стартовый (ознакомительный) уровень» сложности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание вокальной культуры и привитие начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления. Форма обучения – очная. Цель программы: Обучение основам сценического вокального выступления. В программе предусмотрены следующие разделы: Основы вокального исполнительства – 12 часов, вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа. Исполнение праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний звонок» -2 часа. В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу песенные номера; обучающиеся научатся использовать полученные знания и навыки для участия в концертных выступлениях. 4 2. Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс», автор-составитель Романова Лилия Михайловна; а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Необходимость разработки программы продиктована заказом родителей (законных представителей), обучающихся и администрации школы. Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени обучающиеся овладевают навыками исполнения популярного песенного материала. Формируется навык сценического вокального выступления. Отличительные особенности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание 5 певческой культуры и привитие начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления. Направленность программы – художественная. Уровень сложности программы – ознакомительный. Адресат программы. Программа адресована подросткам 16-17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом физических и психологических особенностей данного возраста. На старший школьный возраст приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах: в области человеческих взаимоотношений, моральных норм, различных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет совсем другие функции, чем общение с взрослыми. Если к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Это наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже взрослый человек. В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Старший школьный возраст характеризуется: · Сохранением материальной и эмоционально-комфортной функции семьи, · Сохранением решающей роли школы в удовлетворении школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей, 6 · Значительным возрастанием роли самообразования и самовоспитания, · Возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды, · Заменой защитной роли взрослых на функцию ориентирования на будущее. Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с: завершением формирования соматопита, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни. Группы формируются из юношей и девушек выпускных классов по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Срок освоения. Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 недель. Форма обучения – очная. Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы: Обучение начальным певческим навыкам. Задачи: - познакомить с основами вокального искусства, с начальными певческими установками; - овладеть элементарными навыками вокального исполнительства; - разучить вокальные произведения; - представить разученные вокальные произведения на празднике «Прощание со школой», «Последний звонок». 3. Комплекс основных характеристик программы. Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 72. Содержание программы. 1. Основы вокального исполнительства – 12 часов, Инструктаж по технике безопасности, входной контроль. Просмотр с анализом выступлений молодёжных вокальных коллективов, солистов. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов. 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа. Исполнение праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний звонок» -2 часа. Планируемые результаты. В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу вокальные произведения; обучающиеся научатся использовать полученные знания и навыки для участия в концертных выступлениях. 7 4. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1 Учебный план № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Название разделов, тем Раздел 1. Основы вокального исполнительства – 12 часов Тема Инструктаж по технике безопасности, входной контроль Тема Просмотр с анализом выступлений современных молодёжных вокальных коллективов, солистов. Тема Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов, популярных песен. Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен Тема Итоговая аттестация Количество часов Форма всего теория практика промежуточной (итоговой) аттестации 2 2 - 2 2 8 8 40 40 8 8 8 8 2 2 Праздник «Детства послед- 2 ний звонок» 2 Текущий контроль Конкурс на лучшее исполнение вокального номера Открытое итоговое занятие Выступление на празднике «Прощание со школой», «Послед8 ний звонок». Итого: 72 2 70 4.2 Календарный учебный график. Количество учебных недель – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов – 144. Дата начала реализации программы 01.09.2021 г, дата окончания реализации – 31. 05. 2022 г. Сентябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Октябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Ноябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Декабрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Январь – 3 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов. Февраль – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Март – 4 учебных недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов. Апрель – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов. Май – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов. Раздел 1. Основы вокального исполнительства – 24 часа Тема Инструктаж по технике без- 2 опасности, входной контроль Тема Просмотр с анализом вы2 ступлений молодёжных вокальных коллективов, солистов. Тема Разучивание и отработка во- 4 кальных упражнений, распевок, вокализов. Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 120 часов Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с подросткамивыпускниками Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с родителями Всего по разделам май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь Раздел/месяц сентябрь В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2 2 4 4 8 8 8 6 8 6 4 40 4 8 9 Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с учителями Тема Итоговая аттестация Праздник «Детства последний звонок» Всего 4 8 8 8 8 6 8 10 8 4 8 2 2 2 2 8 72 4. 3 Оценочные материалы С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с целью выявления уровня обучения и развития, формирования вокальных способностей, определения задач индивидуального развития: Входной контроль; Текущий контроль; Итоговая аттестация. Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом выполненной обучающимся работы. Уровень умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Формы итоговой аттестации – участие в празднике «Прощание со школой», исполнение разученных за год вокальных произведений. Параметры оценивания итоговой работы: 1. Вокальная техника исполнения (Чистота воспроизведения мелодии и точность передачи ритмического рисунка; умение исполнять произведение в динамическом, тембральном, дикционном ансамбле); 2. Выразительность, артистичность. (Выявление уровня эмоционального развития, сценического раскрепощения подростка - артистизм, эмоциональность, образность и выразительность исполнения музыкального произведения (задание – выразительное исполнение на сцене любой из выученных песен). 10 Оценка Таблица Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); задания выполнены практически в полном объеме, но обучающийся допускает (2-3) небольшие неточности в интонировании музыкальных фраз, в воспроизведении ритмического рисунка; в художественном плане в исполнении недостаточно эмоциональности, артистизма; наличие двух и более ошибок в заданиях или в воспроизведении музыкальных фраз; 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: обучающийся допускает искажения в интонировании музыкальных фраз, в отстукивании ритмического рисунка, при недостаточно выразительной, эмоциональной подачи текста песен; «зачет» (без отметки) комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий - обучающийся допускает грубые искажения в интонировании музыкальных фраз, в передаче ритмического рисунка, при полном отсутствии выразительной, эмоциональной подачи текста песен. 4.4 Методические материалы. Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, учебно-тренировочные и репетиционные занятия. Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Наряду с общедидактическими методами в вокальной педагогике используются свои методы, отражающие специфику певческой деятельности, на использование которых также опирается данная программа: - концентрический (метод М.И. Глинки); - фонетический; - объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, т.е., вокальная иллюстрация или показ учителя и воспроизведение детьми на основе подражания наряду с методами воздействия на их сознание; - метод мысленного пения; - метод сравнительного анализа исполнения. 11 В процессе обучения вокалу применяются специфические приемы обучения: - повтор на принципах подражания; - сравнение; - комментирование; - инструктирование; - корректирование; - исправление ошибок и закрепление материала; - совершенствование разученного вокального материала и проверка знаний; - объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения; - обращение к образу. В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам. На каждом занятии (независимо от тем раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи и пения; декламация детских стихов и текстов песен; вокально-хоровая работа; слушание музыки. Алгоритм проведения занятия: - организационный момент; - сообщение цели занятия, что помогает действовать целенаправленно; - распевание; - вокально-тренировочные упражнения с элементом какой-то новизны задания при повторении; - анализ разучиваемого произведения; - повторение песни; - индивидуальная и групповая проверка усвоения нового материала; - повторение и закрепление выученных ранее песен. Особенности реализации программы: воспитательная деятельность осуществляется совместно с родителями, учителями, которые принимают активное участие в подготовке к торжественному мероприятию «Последний звонок». 5. Иные компоненты 5.1 Условия реализации программы. Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. наличие просторного, проветриваемого, хорошо освещённого помещения - репетиционного зала со сценой; 2. компьютер; 3. записи фонограмм в режиме «+» и «-»; 4. репертуарные сборники - нотный материал; 12 5. стулья, станки для хористов. 5.2 Информационные ресурсы: Учебно-методическая литература, которую использует педагог для подготовки к занятиям 1. Афанасенко Е.Х., Клюнева С.А., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 2. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно – методических трудов. Иркутск. 2003. 3. Инновационные подходы к музыкальному образованию учителя. Иркутск. 2002. 4. Музыка для всех. Сборник хоровых произведений иркутских композиторов. Иркутск. 2001. 5. Музыка. Научно – популярное издание. Ред. Н. С. Кочарова. Москва. ООО «Издательство АСТ». 2003. 6. Н. Н. Кондратюк. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Москва. «Сфера», 2005. 7. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Москва, «Музыка». 2004. 8. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. – М., 1999. 9. Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: 1998 г. Список литературы для обучающихся 1. Абелян Л. День рождения.– М., 1987. 2. Большая книга песен для детей. Ред. Г. Коненкина. Москва. ООО «Издательство АСТ». 2007. 3. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988. 4. Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- М.: 1996 5. Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.– М., 1997. 6. Чудова Т. Веселый логопед.– М., 1999 Список литературы для родителей 1. Белкина С.А. Учите детей петь. – М.: 1987. 2. Денисов И.В. Загадки Терпсихоры. М, 1994. 3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1999. 4. Кондратенко Н.Н. Музыка в школе. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г. 5. Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 г. 6. Струве Г.А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981. 7. Шакирова И.В. Музыка в сказке. – М.: «Лист», 2000 г. 8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987. 9. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: 1999. Электронные образовательные и информационные ресурсы 13 «Нотный архив России». http://www.notarhiv.ru «Дыхательная гимнастика Стрельниковой: занятия, упражнения». http://strelnikova.ru «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru «Сообщество вокалистов Startvocal». http://www.startvocal.ru «Современный учительский портал». http://vk.com>supeasyen Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр ЭОР / Единая коллекция ЦОР / Электронные учебники. http://window.edu.ru/catalog/ http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/MUZSLOWAR/music.txt http://childsong.narod.ru/ http://www.tatsel.ru/song/ http://teatrbaby.ru http://www.classic-music.ru Сайт «MUZRUK.INFO: все для учителя музыки и музыкального руководителя». http://www.muzruk.info «ORPHEUSLIB: библиотека нот и музыкальной литературы». http://lib-notes.orpheusmusic.ru «Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала». http://music.edu.ru «Музыка в заметках: образовательно-просветительский проект». http://www.musnotes.com/ «Открытый класс: сетевые образовательные сообщества». http://www.openclass.ru «Педсовет: сообщество взаимопомощи учителей». http://school-collection. edu.ru/catalog/ http://www.pedsovet.su 14 Приложение Примерный песенный репертуар: Кошка Эльза "Проказница сорока" Кнопочка Как Ивановы дочки Ай, будет круто Отличница Я живу в России «Мне сегодня грустно» Спит Ангел Ай, будет круто Росиночка - Россия "Квартет" Гусарская эпоха Страна по имени детство Летать Мечта Привет Свободная птица Принцесса «Моя Россия» Красно солнышко Небо без дождя Жар-Африка А знаешь, все еще будет Радость моя 15 Джаз для Вас Моя Музыка Маленький принц Сегодня орлята, а завтра орлы Холодное сердце Мы танцуем джаз «Полюшка» Серенада Красавицы Родина Лети, моя песня Я вернусь Не отнимайте солнце у детей Лесной Олень Расскажите птицы Навстречу ветру Десерт Танцы на стеклах Россия Ты — ветер 16