ДОП Алые паруса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 03. 09. 2021 г.
Зам. директора по НМР
____________ С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 87-о
От 10. 09. 2021г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
____________ Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Алые паруса»
Возраст обучающихся: 16 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - ознакомительный

Автор-составитель:
Шаманская Оксана Петровна,
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории

г. Вихоревка
2

2021 г.

Содержание
№ п/п
1
2
2.1

Оглавление
Аннотация программы
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература, актуальность, новизна, отличительные особенности, направленность программы,
уровень сложности, адресат программы, срок освоения, форма
обучения, режим занятий, цель и задачи программы

Страницы
3
4–5

3

Комплекс основных характеристик программы
Объем программы, содержание, планируемые результаты

4

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план, календарный учебный график, оценочные материалы, методическое обеспечение программы

6 – 10

5

Иные компоненты
Условия реализации программы, информационные ресурсы,
список литературы для педагога, обучающихся и родителей

10 - 13

5

3

1. Аннотация программы «Алые паруса»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса».
Автор-составитель Романова Лилия Михайловна, Шаманская Оксана Петровна.
Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс». Автор-составитель Романова Лилия Михайловна;
а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова
А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с.
Программа художественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для
его гармоничного духовного и физического развития.
Данная программа имеет «стартовый (ознакомительный) уровень» сложности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание вокальной культуры и привитие
начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления.
Форма обучения – очная.
Цель программы: Обучение основам сценического вокального выступления.
В программе предусмотрены следующие разделы: Основы вокального исполнительства
– 12 часов, вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа.
Исполнение праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний
звонок» -2 часа.
В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу песенные номера; обучающиеся научатся
использовать полученные знания и навыки для участия в
концертных выступлениях.

4

2. Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс», автор-составитель Романова Лилия Михайловна; а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ
от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
 Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в
Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21
с.)
Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его
гармоничного духовного и физического развития.
Необходимость разработки программы продиктована заказом родителей (законных представителей), обучающихся и администрации школы.
Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени обучающиеся
овладевают навыками исполнения популярного песенного материала. Формируется навык сценического вокального выступления.
Отличительные особенности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание
5

певческой культуры и привитие начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления.
Направленность программы – художественная.
Уровень сложности программы – ознакомительный.
Адресат программы. Программа адресована подросткам 16-17 лет, поэтому разрабатывалась с
учетом физических и психологических особенностей данного возраста.
На старший школьный возраст приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в
динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом
возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с
окружающими.
Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде
всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем
на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности.
Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах: в области человеческих
взаимоотношений, моральных норм, различных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание
такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация.
Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет
совсем другие функции, чем общение с взрослыми. Если к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Это наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже
взрослый человек.
В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются
на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Старший школьный возраст характеризуется:
· Сохранением материальной и эмоционально-комфортной функции семьи,
· Сохранением решающей роли школы в удовлетворении школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей,
6

· Значительным возрастанием роли самообразования и самовоспитания,
· Возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды,
· Заменой защитной роли взрослых на функцию ориентирования на будущее.
Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с: завершением формирования соматопита, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни.
Группы формируются из юношей и девушек выпускных классов по личному заявлению или
заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.
Срок освоения. Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 недель.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический
час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут.
Цель программы: Обучение начальным певческим навыкам.
Задачи:
- познакомить с основами вокального искусства, с начальными певческими установками;
- овладеть элементарными навыками вокального исполнительства;
- разучить вокальные произведения;
- представить разученные вокальные произведения на празднике «Прощание со школой», «Последний звонок».

3. Комплекс основных характеристик программы.
Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы
– 72.
Содержание программы.
1. Основы вокального исполнительства – 12 часов,
Инструктаж по технике безопасности, входной контроль. Просмотр с анализом выступлений
молодёжных вокальных коллективов, солистов. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов.
2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных
произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа. Исполнение
праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний звонок» -2
часа.
Планируемые результаты. В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу вокальные произведения; обучающиеся научатся использовать полученные знания и навыки для участия в концертных выступлениях.

7

4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1 Учебный план
№

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4
2.5

Название разделов, тем

Раздел 1. Основы вокального исполнительства – 12 часов
Тема Инструктаж по технике
безопасности, входной контроль
Тема Просмотр с анализом
выступлений современных
молодёжных вокальных коллективов, солистов.
Тема Разучивание и отработка вокальных упражнений,
распевок, вокализов, популярных песен.
Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром
– 60 часов
Тема Подбор и разучивание
вокальных произведений:
торжественные, лирические
песни
Тема Подбор и разучивание
вокальных произведений:
шуточные песни, частушки
Тема Подбор и разучивание
вокальных произведений:
переделки популярных песен
Тема Итоговая аттестация

Количество часов
Форма
всего теория практика промежуточной
(итоговой)
аттестации

2

2

-

2

2

8

8

40

40

8

8

8

8

2

2

Праздник «Детства послед- 2
ний звонок»

2

Текущий контроль
Конкурс на лучшее
исполнение вокального номера

Открытое итоговое
занятие
Выступление на
празднике «Прощание
со школой», «Послед8

ний звонок».
Итого:

72

2

70

4.2 Календарный учебный график.
Количество учебных недель – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов –
144.
Дата начала реализации программы 01.09.2021 г, дата окончания реализации – 31. 05. 2022 г.
Сентябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Октябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Ноябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Декабрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Январь – 3 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов.
Май – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов.

Раздел 1. Основы вокального
исполнительства – 24 часа
Тема Инструктаж по технике без- 2
опасности, входной контроль
Тема Просмотр с анализом вы2
ступлений молодёжных вокальных
коллективов, солистов.
Тема Разучивание и отработка во- 4
кальных упражнений, распевок,
вокализов.
Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 120 часов
Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с подросткамивыпускниками
Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с родителями

Всего по
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

2
2

4

4

8

8

8

6

8

6

4

40

4

8
9

Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с учителями
Тема Итоговая аттестация
Праздник «Детства последний
звонок»
Всего

4

8

8

8

8

6

8

10

8

4

8

2
2

2
2

8

72

4. 3 Оценочные материалы
С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с целью выявления уровня обучения и развития, формирования вокальных способностей, определения задач индивидуального развития:


Входной контроль;



Текущий контроль;

 Итоговая аттестация.
Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для
определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью,
просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом выполненной обучающимся работы. Уровень умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения.
Формы итоговой аттестации – участие в празднике «Прощание со школой», исполнение разученных за год вокальных произведений.
Параметры оценивания итоговой работы:
1. Вокальная техника исполнения (Чистота воспроизведения мелодии и точность передачи
ритмического рисунка; умение исполнять произведение в динамическом, тембральном, дикционном ансамбле);
2. Выразительность, артистичность. (Выявление уровня эмоционального развития, сценического раскрепощения подростка - артистизм, эмоциональность, образность и выразительность
исполнения музыкального произведения (задание – выразительное исполнение на сцене любой
из выученных песен).

10

Оценка

Таблица
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); задания
выполнены практически в полном объеме, но обучающийся допускает (2-3) небольшие неточности в интонировании музыкальных фраз, в воспроизведении ритмического рисунка; в художественном плане в исполнении недостаточно эмоциональности, артистизма; наличие двух и более ошибок в заданиях или в воспроизведении музыкальных фраз;

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: обучающийся допускает искажения в интонировании музыкальных
фраз, в отстукивании ритмического рисунка, при недостаточно
выразительной, эмоциональной подачи текста песен;
«зачет» (без отметки)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий - обучающийся допускает грубые искажения в интонировании музыкальных фраз, в передаче ритмического рисунка, при
полном отсутствии выразительной, эмоциональной подачи текста
песен.

4.4 Методические материалы.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, учебно-тренировочные и
репетиционные занятия.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наряду с общедидактическими методами в вокальной педагогике используются свои методы,
отражающие специфику певческой деятельности, на использование которых также опирается
данная программа:
- концентрический (метод М.И. Глинки);
- фонетический;
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, т.е., вокальная иллюстрация
или показ учителя и воспроизведение детьми на основе подражания наряду с методами воздействия на их сознание;
- метод мысленного пения;
- метод сравнительного анализа исполнения.
11

В процессе обучения вокалу применяются специфические приемы обучения:
- повтор на принципах подражания;
- сравнение;
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование;
- исправление ошибок и закрепление материала;
- совершенствование разученного вокального материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
- обращение к образу.
В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание
отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности,
четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам.
На каждом занятии (независимо от тем раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи и пения; декламация детских стихов и текстов песен; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Алгоритм проведения занятия:
- организационный момент;
- сообщение цели занятия, что помогает действовать целенаправленно;
- распевание;
- вокально-тренировочные упражнения с элементом какой-то новизны задания при повторении;
- анализ разучиваемого произведения;
- повторение песни;
- индивидуальная и групповая проверка усвоения нового материала;
- повторение и закрепление выученных ранее песен.
Особенности реализации программы: воспитательная деятельность осуществляется совместно с родителями, учителями, которые принимают активное участие в подготовке к торжественному мероприятию «Последний звонок».

5. Иные компоненты
5.1 Условия реализации программы.
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1. наличие просторного, проветриваемого, хорошо освещённого помещения - репетиционного
зала со сценой;
2. компьютер;
3. записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
4. репертуарные сборники - нотный материал;
12

5. стулья, станки для хористов.

5.2 Информационные ресурсы:
Учебно-методическая литература, которую использует педагог для подготовки к занятиям
1. Афанасенко Е.Х., Клюнева С.А., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.
2. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно – методических трудов. Иркутск. 2003.
3. Инновационные подходы к музыкальному образованию учителя. Иркутск. 2002.
4. Музыка для всех. Сборник хоровых произведений иркутских композиторов. Иркутск. 2001.
5. Музыка. Научно – популярное издание. Ред. Н. С. Кочарова. Москва. ООО «Издательство
АСТ». 2003.
6. Н. Н. Кондратюк. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Москва. «Сфера»,
2005.
7. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Москва, «Музыка». 2004.
8. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. – М., 1999.
9. Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: 1998 г.

Список литературы для обучающихся
1. Абелян Л. День рождения.– М., 1987.
2. Большая книга песен для детей. Ред. Г. Коненкина. Москва. ООО «Издательство АСТ». 2007.
3. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988.
4. Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- М.: 1996
5. Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.– М., 1997.
6. Чудова Т. Веселый логопед.– М., 1999
Список литературы для родителей
1. Белкина С.А. Учите детей петь. – М.: 1987.
2. Денисов И.В. Загадки Терпсихоры. М, 1994.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1999.
4. Кондратенко Н.Н. Музыка в школе. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
5. Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 г.
6. Струве Г.А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981.
7. Шакирова И.В. Музыка в сказке. – М.: «Лист», 2000 г.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.
9. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: 1999.
Электронные образовательные и информационные ресурсы
13

«Нотный архив России». http://www.notarhiv.ru
«Дыхательная гимнастика Стрельниковой: занятия, упражнения». http://strelnikova.ru
«Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru
«Сообщество вокалистов Startvocal».
http://www.startvocal.ru
«Современный учительский портал». http://vk.com>supeasyen
Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр
ЭОР / Единая коллекция ЦОР /
Электронные учебники.
http://window.edu.ru/catalog/
http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/MUZSLOWAR/music.txt
http://childsong.narod.ru/
http://www.tatsel.ru/song/
http://teatrbaby.ru
http://www.classic-music.ru
Сайт «MUZRUK.INFO: все для учителя музыки и музыкального руководителя».
http://www.muzruk.info
«ORPHEUSLIB: библиотека нот и музыкальной литературы».
http://lib-notes.orpheusmusic.ru
«Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала». http://music.edu.ru
«Музыка в заметках: образовательно-просветительский проект».
http://www.musnotes.com/
«Открытый класс: сетевые образовательные сообщества». http://www.openclass.ru
«Педсовет: сообщество взаимопомощи учителей».
http://school-collection. edu.ru/catalog/
http://www.pedsovet.su

14

Приложение
Примерный песенный репертуар:
Кошка Эльза
"Проказница сорока"
Кнопочка
Как Ивановы дочки
Ай, будет круто
Отличница
Я живу в России
«Мне сегодня грустно»
Спит Ангел
Ай, будет круто
Росиночка - Россия
"Квартет"
Гусарская эпоха
Страна по имени детство
Летать
Мечта
Привет
Свободная птица
Принцесса
«Моя Россия»
Красно солнышко
Небо без дождя
Жар-Африка
А знаешь, все еще будет
Радость моя
15

Джаз для Вас
Моя Музыка
Маленький принц
Сегодня орлята, а завтра орлы
Холодное сердце
Мы танцуем джаз
«Полюшка»
Серенада Красавицы
Родина
Лети, моя песня
Я вернусь
Не отнимайте солнце у детей
Лесной Олень
Расскажите птицы
Навстречу ветру
Десерт
Танцы на стеклах
Россия
Ты — ветер

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».