ДООП Школьный вальс

Содержание
№ п/п
1
2
2.1

Оглавление
Аннотация программы
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература, актуальность, новизна, отличительные особенности, направленность программы,
уровень сложности, адресат программы, срок освоения, форма
обучения, режим занятий, цель и задачи программы

Страницы
3
4–5

3

Комплекс основных характеристик программы
Объем программы, содержание, планируемые результаты

5–6

4

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план, календарный учебный график, оценочные материалы, методическое обеспечение программы

6–9

5

Иные компоненты
Условия реализации программы, информационные ресурсы,
список литературы для педагога, обучающихся и родителей

9 – 10

Календарно-тематический план

10 - 14

2

Аннотация программы «Школьный вальс»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный вальс».
Автор-составитель Романова Лилия Михайловна.
Программа составлена на основе дополнительных общеразвивающих программ: «Бальный танец» педагога муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Старостаничный центр эстетического воспитания детей Каменского
района» Шестопаловой Людмилы Александровны и «Танцуем вальс» педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения «Новолисинская
школа-интернат
среднего
(полного)
общего
образования»
Кяндарян Ириной Васильевной.
Программа художественной направленности. Актуальность программы обусловлена тем,
что хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Данная программа имеет «стартовый (ознакомительный) уровень» сложности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Форма обучения – очная, сетевая
Цель программы: Обучение техникам исполнения вальса.
В программе предусмотрены следующие разделы: Основы классического танца –
10 часов, Вальс – «король» танцев– 70 часов: История возникновения вальса, «Фигурный
вальс», Вальс «Дружба», «Медленный вальс», «Прощальный вальс». Выступление на празднике
«Прощание со школой», «Последний звонок».
В результате реализации программы подростки познакомятся с основами классического
танца и историей возникновения вальса, разучат и исполнят на выпускном балу некоторые виды вальсов; обучающиеся научатся
использовать полученные знания и навыки для участия в
композициях и танцевальных постановках.

I.

Пояснительная записка
3

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный вальс» составлена на основе содержания дополнительных
общеразвивающих программ: «Бальный танец» педагога муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Старостаничный центр эстетического
воспитания детей Каменского района» Шестопаловой Людмилы Александровны и «Танцуем
вальс» педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного
учреждения «Новолисинская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Кяндарян Ириной Васильевной.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
(Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н);
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
5. СанПиН 2.4.4№ 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.;
6. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
7. Положение о реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в сетевой форме;
8. Договор №1 от 12 января 2021 года «О сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы»;
9. Устав учреждения п. 2.5.
Актуальность программы обусловлена тем, что хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Необходимость разработки программы продиктована заказом
родителей (законных представителей), обучающихся и школы.
Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени обучающиеся
овладевают навыками исполнения 3-х видов вальса: фигурный, «Дружба» и медленный вальс.
Формируется навык презентации танцевальной композиции.
Отличительные особенности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Направленность программы – художественная.
Уровень сложности программы – ознакомительный.
Адресат программы. Программа адресована подросткам 14-17 лет, поэтому разрабатывалась с
учетом физических и психологических особенностей данного возраста.
4

Группы формируются из юношей и девушек выпускных классов по личному заявлению или
заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.
Срок освоения. Программа рассчитана на 5 месяцев, 19 недель.
Форма обучения – очная, сетевая.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут.
Цель программы: Обучение техникам исполнения вальса.
Задачи:
- познакомить с основами классического танца, позициями рук и ног;
- познакомить с историей возникновения вальса;
- познакомить с особенностями исполнения разных видов вальса;
- разучить композиции вальсов;
- представить разученные композиции и танцевальные постановки на празднике «Прощание со
школой», «Последний звонок».

II.

Комплекс основных характеристик программы.

Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы
– 80.
Содержание программы.
1.Основы классического танца – 10 часов.
Инструктаж по технике безопасности, входной контроль. Разучивание и отработка основных
движений классического танца: позиции рук, позиции ног, поклоны (женский, мужской), батман тандю, батман жете, деми плие, пор де бра, па де бурре.
2. Вальс – «король» танцев– 70 часов: История возникновения вальса. Фигурный вальс. Разучивание и отработка движений: балансе в сторону (вправо-влево, вперед-назад), тур вальса
вправо первая половина, вторая половина, полный поворот, шаг-глиссад, движение «вальсовая
дорожка», переход партнеров. Конкурс на лучшую композицию. Вальс «Дружба». Движение 1.
Шаги в сторону (вправо-влево). Движение 2. Подъём на полупальцы. Движение 3. Шаг в сторону с деми плие. Движение 4-е - тур вальса вправо, тур вальса влево. Движение 5. Хлопки и смена партнера. Исполнение полной композиции. Медленный вальс. Постановка корпуса, головы,
ног и рук. Техника шага вперед, назад, шаги вперёд-назад в паре. Вальсовый квадрат в паре.
Боковая дорожка. Поворот на 360°. Композиция из выученных элементов. Прощальный вальс.
Разучивание композиции. Отработка танцевальных движений и рисунка танца. Выступление на
празднике «Прощание со школой», «Последний звонок».
Планируемые результаты. Обучающиеся будут знать и уметь исполнять элементы классического танца, будут иметь представление об истории возникновения вальса. Научатся исполнять
движения вальса, свободно ориентироваться на сценической площадке, научатся использовать
полученные знания и навыки для участия в
композициях и танцевальных постановках.
Сформируют умение составлять композицию из выученных элементов. Примут участие в конкурсе на лучшую композицию.

III.
№

Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма
5

всего

теория

практика промежуточной
(итоговой)
аттестации

2

2

-

Раздел 1. Основы классического танца.
1.1

1.2

Тема Инструктаж по технике безопасности, входной контроль
Тема Разучивание и отработка основных движений
классического танца

8

8

2

2.2

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема История возникновения вальса
Тема Фигурный вальс.

22

22

2.3
2.4
2.5

Тема Вальс «Дружба»
Тема Медленный вальс
Тема Итоговая аттестация

20
22
2

20
22
2

2.6

Праздник «Детства по- 2
следний звонок»
Итого:
80

2.1

2

2
4

Текущий контроль
Конкурс на лучшее
исполнение композиции

Выступление на
празднике «Прощание со школой»,
«Последний звонок».
Открытое итоговое
занятие

76

3.2 Календарный учебный график
Количество учебных недель – 19, количество учебных дней – 40, количество учебных часов –
80.
Дата начала реализации программы 12.01. 2021 г, дата окончания реализации – 31. 05. 2021г.
Январь – 3 учебных недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Май – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
6

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Раздел \ месяц

январь

февраль

Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Инструктаж по
технике безопасности,
входной контроль
Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Разучивание и отработка основных движений классического
танца
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема История возникновения вальса
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс.
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба»
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Итоговая аттестация
Выступление на празднике «Прощание со школой», «Последний звонок».
Итоговое занятие.
Праздник «Детства последний звонок»
Всего

2 ч.

Всего по
разделам
2

8 ч.

8

2 ч.

2

16 ч

март

апрель

4 ч.

12 ч

2

8ч

10 ч

12 ч

16 ч

16 ч

май

18 ч

22

20

12 ч

22

4 ч.

4

18 ч

80 ч
7

3. 3 Оценочные материалы
С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей,
определения задач индивидуального развития:


Входной контроль;



Текущий контроль;

 Итоговая аттестация.
Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для
определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью,
просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом, выполненной обучающимся работы. Уровень умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Важным видом текущего контроля является
контроль техники исполнения движений, который производит педагог совместно с ребенком в
процессе занятий.
Формы итоговой аттестации – участие в празднике «Прощание со школой», презентация
танцевальной композиции «Прощальный вальс».
Параметры оценивания итоговой работы: Техника исполнения (Осанка,
Гибкость
Выполнение сложных элементов); Выразительность, артистичность.
Таблица
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотно
и
невыразительно
выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.;
«зачет» (без отметки)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий.

3.4. Методические материалы.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, учебно-тренировочные и
репетиционные занятия.
8

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
В процессе обучения хореографии применяются специфические приемы обучения:
- повтор на принципах подражания;
- сравнение;
- комментирование;
- инструктирование;
- корректирование;
- исправление ошибок и закрепление материала;
- совершенствование разученного танцевального материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
- обращение к образу.
Каждое занятие включает:


организационную часть,



разминку,



экзерсис у станка,



тренировочные упражнения,




разучивание и отработка движений вальса,
подведение итогов занятия,



проветривание помещения.

4. Иные компоненты
4.1 Условия реализации программы. В соответствии с Договором №1 от 12 января 2021 года
«О сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы» материальнотехническую базу и санитарно-гигиенические условия реализации программы обеспечивает
МКОУ «Покоснинская СОШ», адрес: Иркутская область, Братский район с.Покосное,
ул.Сибирская 22
- Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения;
- деревянный и некрашеный настил пола;
- специальные станки;
- аудио-видеоаппаратура, компьютер.

4.2 Информационные ресурсы:
Подборка видео уроков «Учимся танцевать вальс» на канале YouTube
playlist?list=PL8FABCC07DC363D1A
collections/any/вальсы-9243

4.3 Список литературы для педагога
1. Базарова НП., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л. – М., 1964.
2. Ваганова А.Х. основы классического танца. – Л. –М.,1964.
3. Боголюбская М.С.Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Методические рекомендации. – М., 1982.
4. Гамина, Т. А.С. Макаренко об эстетическом воспитании молодежи средствами музыкального
искусства./ Т. Гамина, В. Дряпина// Воспитание школьников. – 1990. - №6. – С.23-25.
9

5. Гусев С.М. Музыкальное движение. Методическое пособие. – М.,1972.
6. Коропова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
7. Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. - М.: Знание, 1980.
8. Смирнов И. Искусство балетмейстера. - М.: Просвещение, 1986.

Литература для детей и родителей:
1. Блазис К. Искусство танца (Пер. с фр. О.Н. Брошниковского) – М. – Л., 1937.
2. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский. – М.: Сов. композитор, 1982. – 214с.
3. Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев. Выпуск I. - М.: Сов. композитор, 1976.
4. Пасютинская В. Волшебный мир танца: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
Календарно-тематический план реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс»
Педагог дополнительного образования Алехнович Наталья Зуфяровна
январь – май 2021 год.
Расписание занятий:
Группа №1. Пятница 15-00 – 17-00; суббота 12-00 – 14-00
Группа №2. Пятница 17-00 – 19-00; суббота 14-00 – 16-00
Занятие 31 мая проходит вне расписания в понедельник.
№

дата

название раздела; темы раздела; темы
занятия

1

15.
01.

2

16. 01

Раздел 1. Основы классического танца.
Тема Инструктаж по технике безопасности, входной контроль
Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Разучивание и отработка позиций
рук, ног в классическом танце

3

22. 01

4

23. 01

Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Разучивание и отработка поклонов
(женский, мужской поклон) в различных
комбинациях
Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Разучивание основных движений
классического танца: батман тандю, батман жете, деми плие, пор де бра, па де
бурре.

объём
часов
2

форма занятия

2

Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие

2

2

форма аттестации
(текущего
контроля)

Теоретическое

Групповое
учебнотренировочное занятие

Текущий
контроль
наблюдение
педагога

10

5

29. 01

Раздел 1. Основы классического танца.
Тема. Закрепление знаний и умений об
основных движениях классического танца.

2

6

30. 01

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. История возникновения вальса.

2

7

05. 02

2

8

06. 02

9

12. 02

10

13. 02

11

19. 02

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Разучивание
движений танца: балансе в сторону (вправо-влево, вперед-назад )
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Закрепление
умений выполнять движение балансе в
сторону.
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Тур вальса вправо первая половина, вторая половина, полный поворот,
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Шаг-глиссад,
движение «вальсовая дорожка», переход
партнеров.
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Закрепление
умений выполнять движение «вальсовая
дорожка», переход партнеров

12

20. 02

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Отработка движений балансе в сторону, тур вальса

2

13

26. 02

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Отработка элементов фигурного вальса

2

14

27. 02

2

15

05. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Повторение и
закрепление элементов фигурного вальса в
композиции
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс. Отработка элементов фигурного вальса в композиции

2

2

2

2

2

Групповое
учебнотренировочное занятие

наблюдение

Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировоч-

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Наблюдение
Корректировка
Наблюдение
Корректировка
Наблюдение
Корректировка
Наблюдение
Корректировка
Наблюдение
Корректировка
11

16

06. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема. Фигурный вальс.
Учебная презентация композиции

2

17

12. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба». Движение 1. Шаги
в сторону (вправо-влево)

2

18

13. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба». Движение 2. Подъём на полупальцы

2

19

19. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Движение 3. Шаг в сторону с деми плие.

2

20

20. 03

2

21

26. 03

22

27. 03

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Отработка движений вальса: шаги в сторону (вправо-влево), подъём на полупальцы,
шаг в сторону с деми плие
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Движение 4-е - тур вальса вправо, тур
вальса влево
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Отработка движения тур вальса

23

02. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Движение 5. Хлопки и смена партнера

2

24

03. 04

2

25

09. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба».
Отработка движения хлопки и смена партнера
Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба». Исполнение полной композиции.

2

2

2

ное занятие
Конкурс на
лучшее исполнение
композиции
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие

взаимооценка

наблюдение

Наблюдение
Корректировка
наблюдение

Наблюдение
Корректировка

наблюдение

Наблюдение
Корректировка
наблюдение

Наблюдение
Корректировка
Взаимооценка,
наблюдение

12

26

10. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Вальс «Дружба». Отработка исполнения полной композиции «Вальс «Дружба»

2

Наблюдение
Корректировка

27

16. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Знакомство с особенностями исполнения медленного вальса.

2

28

17. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Постановка корпуса, головы, ног и рук.

2

29

23. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Отработка постановки корпуса, головы, ног и рук в медленном вальсе.

2

30

24. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс Техника шага вперед, назад, шаги вперёд-назад в паре.

2

31

30. 04

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Отработка техники шага

2

32

07. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Вальсовый квадрат в паре.

2

33

08. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Отработка движения «вальсовый квадрат в паре»

2

34

14. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Боковая дорожка.

2

35

15. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. Отработка движения «Боковая дорожка»

2

36

21. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев

2

Видео занятие Взаимооценка,
наблюдение,
корректировка
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
учебноКорректитренировочровка
ное занятие
Групповое
Наблюдение
13

Тема Фигурный вальс. Соединение выученных элементов фигурного и медленного вальса в композицию.
37

22. 05

38

28. 05

39

29. 05

40

31. 05

Раздел 2. Вальс – «король» танцев
Тема Медленный вальс. «Прощальный
вальс» Отработка танцевальных движений
и рисунка композиции.
Итоговая аттестация. Выступление на
празднике «Прощание со школой»

2

Итоговое занятие. Праздник «Детства последний звонок»
Подведение итогов. Выдача сертификатов.
Конкурсная программа «Танцуем вальс»
Итого

2

2

учебнотренировочное занятие
Групповое
учебнотренировочное занятие
Презентация
танцевальной
композиции

Корректировка
Наблюдение
Корректировка
Оценка педагогом,
учителями
школы, отзывы родителей

Праздник

2
80

14

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».