I. Общие положения 1.1. Наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики и психологии по программе подготовки высшего профессионального или среднего профессионального образования, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством и в процессе непрерывного сопровождения со стороны наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.2. Наставничество в МБУ ДО «ДДТ» предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста, молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста (педагога) знания в области предметной и методической, а также коммуникативной и психолого-педагогической компетенций. 1.3. Правовой основой наставнической деятельности МБУ ДО «ДДТ» являются: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298; - настоящее Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом Детского Творчества»; - Программа наставничества МБУ ДО «ДДТ»; и иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные акты, регулирующие вопросы профессиональной подготовки педагогов II. Цели и задачи наставничества 2.1 Целью наставничества в МБУ ДО «ДДТ» является оказание методической, психолого-педагогической помощи и поддержки молодым специалистам, педагогам в их профессиональном становлении. 2.2. Основными задачами наставничества являются: - формирование у молодых специалистов, педагогов стойкого интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательной организации; - ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога. III. Организационные основы наставничества 3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации и по обоюдному согласию наставника и наставляемого педагога. Наставник закрепляется за следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение; выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; - педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения занятий в определенном объединении (по определенной тематике). 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по научно-методической работе МБУ ДО «ДДТ». 3.3. Заместитель директора по научно-методической работе подбирает наставников из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения; предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету. 3.4. Назначение наставнической пары производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту сроком на 1 год. 3.5. Замена наставника производится приказом директора в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.6. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 3.7. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается стимулирующая выплата к заработной плате из фонда стимулирующих выплат образовательной организации. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором (руководителем) образовательной организации по действующей системе поощрения. IV. Обязанности наставника 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; 4.2. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; 4.3. Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения; 4.4. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); 4.5. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и воспитательных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; 4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; 4.7. Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать зам. директора по НМР о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; 4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. V. Права наставника 5.1. С согласия заместителя директора по НМР подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников учреждения; 5.2. Требовать рабочие отчеты у наставляемого молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. VI. Права наставляемого: 6.1. Вносить на рассмотрение администрации учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; 6.2. Защищать профессиональную честь и достоинство; 6.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; 6.4. Повышать квалификацию удобным для себя способом. VII. Обязанности наставляемого: 7.2. изучать ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности образовательной организации и функциональные обязанности по занимаемой должности; - разработать и осуществлять работу по карте индивидуального профессионального развития, согласованную с наставником и представленную на заседании методического объединения; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. VIII. Руководство работой наставника 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по НМР. 8.2. Заместитель директора по НМР обязан: - представить назначенного молодого специалиста педагогам МБУ ДО «ДДТ», объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; - посетить отдельные занятия и воспитательные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; - определить меры поощрения наставников. - непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений. 8.3. .Руководитель методического объединения обязан: - рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника с молодым педагогом (Приложение № 1), карту индивидуального профессионального роста молодого педагога (Приложение № 2); - провести инструктаж наставников и молодых специалистов; - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять систематический контроль работы наставника; - заслушать и утвердить на заседании методического объединения заключение о результатах работы по наставничеству молодого специалиста и наставника (Приложение № 3) и представить их на заседание методического совета или педагогического совета). 11.1. 13.3. 13.4. 13.5. 13.6. 13.7. IX. Документы, регламентирующие наставничество. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве в МБУ ДО «ДДТ» Программа наставничества Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп». План работы наставника (приложение 1) Отчёт о реализации наставнической деятельности (приложение3) Приложение 1 Примерная структура плана работы наставника с молодым педагогом. На _______________________учебный год Наставник________________________ Молодой педагог__________________ № Планируемые мероприятия Срок исполнения Результат / продукт Отметка наставника о выполнении Раздел I: Знакомство с образовательной организацией, изучение нормативной правовой базы, должностных обязанностей и порядка их исполнения Раздел II: Изучение уровня профессиональных и деловых качеств молодого педагога, выявление профессиональных затруднений Раздел III: Оказание помощи в адаптации к профессиональной деятельности и работе в коллективе, в преодолении профессиональных затруднений 3.1. Оказание помощи в разработке учебной документации 3.2. Оказание консультационной помощи по вопросам разработки оценочного инструментария 3.3. Оказание помощи в разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса 3.4. Оказание методической и практической помощи в подготовке и проведении учебных занятий 3.5. Оказание помощи в разработке и реализации дорожной карты профессионального роста Раздел IV: Взаимодействие наставника и молодого специалиста 4.1. Взаимо посещение и анализ учебных занятий 4.2. Совместное участие в организационно-методических и иных мероприятиях Наставник: ___________________________________________________________ (должность) (подпись) (ФИО) Ознакомлен:__________________________________________________________ (молодой педагог) (должность) ( подпись) (ФИО) Согласовано__________________________________________________________ (должность) ( подпись) (ФИО) Приложение 2 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом Детского Творчества» СТРУКТУРА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ профессионального роста педагога дополнительного образования ФИО________________________________ на _________учебный год ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Ф.И.О. : ___________________________________ Образование: ______________________________ Квалификационная категория ______________ Стаж педагогической работы: __ лет В данной должности: __ лет В данной организации: __лет Педагогическая нагрузка: __час Время создания «Дорожной карты» _____________ Срок реализации «Дорожной карты»: ______________ Пояснительная записка 1. Основные выводы по итогам проведения самоанализа педагогической деятельности. 2. Собственные цель и задачи деятельности в рамках реализации дорожной карты. 1. Повышение квалификации и профессионального уровня педагога. № Основные направления Содержание деятельности в рамках данного направления п/п 1.1 Курсы повышения квалификации/профессиональная переподготовка(с указанием темы и формы обучения); 1.2 Обучающие семинары, конференции, формы дистанционного обучения (с указанием примерной темы); 1.3 Работа с методической литературой и другими информационными источниками 1.4 Аттестация педагога Сроки Прогнозируемый результат Сроки Прогнозируемый результат 2. Работа над повышением качества образования № Основные направления п/п 2.1 Совершенствование работы по внедрению в образовательный процесс интерактивных методов обучения/образовательных технологий 2.2 Организация работы с одарёнными (мотивированными) детьми 2.3 Организация работы с детьми группы риска Содержание деятельности в рамках данного направления 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Организация работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями (ОВЗ, инвалидами) Организация исследовательской деятельности с обучающимися Система оценки качества образования в рамках детского объединения Организация воспитательно-развивающей деятельности в творческом объединении Организация внеучебной деятельности в рамках социального партнерства 3. Методическая работа № Основные направления п/п 3.1 Организация работы по самообразованию 3.2 Деятельность в рамках наставничества 3.3 Деятельность в рамках МО 3.4 Участие в работе экспертных и творческих групп 3.5 Инновационная деятельность педагога 3.6 Разработка собственных методических материалов Содержание деятельности в рамках данного направления Тема и план работы Сроки Прогнозируемый результат 3.7 Посещение занятий и мероприятий своих коллег 4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. № Основные направления Содержание деятельности в рамках данного п/п направления 1. Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет. 2. Публичные выступления с целью обмена/обобщения опыта работы Проведение открытых занятий/мероприятий Создание/пополнение сайта, блога, страницы на сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Участие в конкурсах профессионального мастерства Сроки Прогнозируемый результат 5. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств № Основные направления п/п 1. Педагогическая рефлексия Содержание деятельности в рамках данного направления Сроки Прогнозируемый результат . Приложение 3 ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЁТА О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ Наставник_____________________________________________________ Молодой педагог . ____________________________________ Период наставничества: с «___»_________20___г. по «_____»_________20____г. № п/п 1. 2. 3. Параметр Краткая характеристика достигнутых результатов в рамках данного параметра Исполнительская дисциплина Решение проблем профессиональной деятельности педагога Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе Наставник: ___________________________________________________________ (должность) (подпись) (ФИО) Ознакомлен:__________________________________________________________ (молодой педагог) (должность) ( подпись) (ФИО)