положение о наставничестве

I. Общие положения
1.1. Наставничество – это разновидность индивидуальной методической работы с
педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по
которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями
основ педагогики и психологии по программе подготовки высшего профессионального или
среднего профессионального образования, проявивший желание и склонность к
дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою
квалификацию под непосредственным руководством и в процессе непрерывного
сопровождения со стороны наставника по согласованному плану профессионального
становления.
1.2. Наставничество в МБУ ДО «ДДТ» предусматривает систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста, молодого
педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно
призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста
(педагога) знания в области предметной и методической, а также коммуникативной и
психолого-педагогической компетенций.
1.3. Правовой основой наставнической деятельности МБУ ДО «ДДТ» являются:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и
взрослых, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от «5» мая 2018г. № 298;
- настоящее Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном
учреждении дополнительного образования «Дом Детского Творчества»;
- Программа наставничества МБУ ДО «ДДТ»;
и иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные акты,
регулирующие вопросы профессиональной подготовки педагогов
II. Цели и задачи наставничества
2.1 Целью наставничества в МБУ ДО «ДДТ» является оказание методической,
психолого-педагогической помощи и поддержки молодым специалистам, педагогам
в их профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- формирование у молодых специалистов, педагогов стойкого интереса к
педагогической деятельности и закрепление их в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения
к выполнению обязанностей педагога.
III. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации и по обоюдному согласию наставника и наставляемого педагога. Наставник
закрепляется за следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений,
прибывшими в образовательное учреждение;
выпускниками
непедагогических
профессиональных
образовательных
учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
- педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения занятий
в определенном объединении (по определенной тематике).
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора
по научно-методической работе МБУ ДО «ДДТ».
3.3. Заместитель директора по научно-методической работе подбирает наставников
из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной
подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый
жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом,
системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения;
предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее
двух лет по данному предмету.
3.4. Назначение наставнической пары производится при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и специалиста, за которым он будет закреплен приказом
директора с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту сроком на 1 год.
3.5. Замена наставника производится приказом директора в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.6. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка производится на
промежуточном и итоговом контроле.
3.7. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается стимулирующая
выплата к заработной плате из фонда стимулирующих выплат образовательной
организации. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором
(руководителем) образовательной организации по действующей системе поощрения.
IV. Обязанности наставника
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
4.2. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
4.3. Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение
к проведению занятий, коллективу учреждения, обучающимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
4.4. Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к педагогу-предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
4.5. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и воспитательных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

4.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного
проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
4.7. Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в общественной
жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора;
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его
поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
периодически докладывать зам. директора по НМР о процессе адаптации молодого
специалиста, результатах его труда;
4.9. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста,
составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения
адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
V. Права наставника
5.1. С согласия заместителя директора по НМР подключать для дополнительного
обучения молодого специалиста других сотрудников учреждения;
5.2. Требовать рабочие отчеты у наставляемого молодого специалиста как в устной,
так и в письменной форме.
VI. Права наставляемого:
6.1. Вносить на рассмотрение администрации учреждения предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
6.2. Защищать профессиональную честь и достоинство;
6.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
6.4. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
VII. Обязанности наставляемого:
7.2. изучать ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты,
определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности
образовательной организации и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- разработать и осуществлять работу по карте индивидуального профессионального
развития, согласованную с наставником и представленную на заседании методического
объединения;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
VIII. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается
на заместителя директора по НМР.
8.2. Заместитель директора по НМР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогам МБУ ДО «ДДТ»,
объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные занятия и воспитательные мероприятия по предмету,

проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую
и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
- непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут руководители методических объединений.
8.3. .Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план
работы наставника с молодым педагогом (Приложение № 1), карту индивидуального
профессионального роста молодого педагога (Приложение № 2);
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения заключение о
результатах работы по наставничеству молодого специалиста и наставника (Приложение №
3) и представить их на заседание методического совета или педагогического совета).

11.1.
13.3.
13.4.
13.5.
13.6.
13.7.

IX. Документы, регламентирующие наставничество.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в МБУ ДО «ДДТ»
Программа наставничества
Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».
План работы наставника (приложение 1)
Отчёт о реализации наставнической деятельности (приложение3)

Приложение 1

Примерная структура плана работы наставника с молодым педагогом.
На _______________________учебный год
Наставник________________________
Молодой педагог__________________

№

Планируемые
мероприятия

Срок исполнения

Результат /
продукт

Отметка наставника о
выполнении

Раздел I: Знакомство с образовательной организацией, изучение нормативной правовой
базы, должностных обязанностей и порядка их исполнения
Раздел II: Изучение уровня профессиональных и деловых качеств молодого педагога, выявление
профессиональных затруднений
Раздел III: Оказание помощи в адаптации к профессиональной деятельности и работе в
коллективе, в преодолении профессиональных затруднений
3.1. Оказание помощи в разработке учебной документации
3.2. Оказание консультационной помощи по вопросам разработки оценочного
инструментария
3.3. Оказание помощи в разработке учебно-методического обеспечения образовательного
процесса
3.4. Оказание методической и практической помощи в подготовке и проведении учебных
занятий
3.5. Оказание помощи в разработке и реализации дорожной карты профессионального
роста
Раздел IV: Взаимодействие наставника и молодого специалиста
4.1. Взаимо посещение и анализ учебных занятий
4.2. Совместное участие в организационно-методических и иных мероприятиях
Наставник: ___________________________________________________________
(должность)
(подпись)
(ФИО)
Ознакомлен:__________________________________________________________
(молодой педагог)
(должность)
( подпись)
(ФИО)
Согласовано__________________________________________________________
(должность)
( подпись)
(ФИО)

Приложение 2

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»

СТРУКТУРА ДОРОЖНОЙ КАРТЫ
профессионального роста педагога дополнительного образования
ФИО________________________________
на _________учебный год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. : ___________________________________
Образование: ______________________________
Квалификационная категория ______________
Стаж педагогической работы: __ лет
В данной должности: __ лет
В данной организации: __лет
Педагогическая нагрузка: __час
Время создания «Дорожной карты» _____________
Срок реализации «Дорожной карты»: ______________

Пояснительная записка
1. Основные выводы по итогам проведения самоанализа педагогической
деятельности.
2. Собственные цель и задачи деятельности в рамках реализации дорожной
карты.

1. Повышение квалификации и профессионального уровня педагога.
№ Основные направления
Содержание деятельности в рамках данного направления
п/п
1.1 Курсы повышения
квалификации/профессиональная
переподготовка(с указанием
темы и формы обучения);
1.2 Обучающие семинары,
конференции, формы
дистанционного обучения (с
указанием примерной темы);
1.3 Работа с методической
литературой и другими
информационными источниками
1.4 Аттестация педагога

Сроки

Прогнозируемый
результат

Сроки

Прогнозируемый
результат

2. Работа над повышением качества образования
№ Основные направления
п/п
2.1 Совершенствование работы по
внедрению в образовательный
процесс интерактивных методов
обучения/образовательных
технологий
2.2 Организация работы с
одарёнными (мотивированными)
детьми
2.3 Организация работы с детьми
группы риска

Содержание деятельности в рамках данного направления

2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

Организация работы с
обучающимися с особыми
образовательными
потребностями (ОВЗ,
инвалидами)
Организация исследовательской
деятельности с обучающимися
Система оценки качества
образования в рамках детского
объединения
Организация
воспитательно-развивающей
деятельности в творческом
объединении
Организация внеучебной
деятельности в рамках
социального партнерства

3. Методическая работа
№ Основные направления
п/п
3.1 Организация работы по
самообразованию
3.2 Деятельность в рамках
наставничества
3.3 Деятельность в рамках МО
3.4 Участие в работе экспертных и
творческих групп
3.5 Инновационная деятельность
педагога
3.6 Разработка собственных
методических материалов

Содержание деятельности в рамках данного направления
Тема и план работы

Сроки

Прогнозируемый
результат

3.7

Посещение занятий и
мероприятий своих коллег

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
№ Основные направления
Содержание деятельности в рамках данного
п/п
направления
1. Публикация статей в
научно-педагогических и методических
изданиях, в том числе в сети Интернет.
2. Публичные выступления с целью
обмена/обобщения опыта работы
Проведение открытых
занятий/мероприятий
Создание/пополнение сайта, блога,
страницы на сайте учреждения в
информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»
Участие в конкурсах профессионального
мастерства

Сроки

Прогнозируемый
результат

5. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств
№ Основные направления
п/п
1. Педагогическая рефлексия

Содержание деятельности в рамках данного направления

Сроки

Прогнозируемый
результат .

Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЁТА
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ
Наставник_____________________________________________________
Молодой педагог . ____________________________________
Период наставничества: с «___»_________20___г. по «_____»_________20____г.
№ п/п
1.
2.

3.

Параметр

Краткая характеристика достигнутых
результатов в рамках данного параметра

Исполнительская дисциплина
Решение проблем
профессиональной
деятельности педагога
Адаптация молодого педагога в
педагогическом коллективе

Наставник: ___________________________________________________________
(должность)
(подпись)
(ФИО)
Ознакомлен:__________________________________________________________
(молодой педагог)
(должность)
( подпись)
(ФИО)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».