МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МСМБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2025
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 105
от 28.08.2025
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова
Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности
«Бумажные фантазии +»
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - ознакомительный
Голик Елена Сергеевна
Педагог дополнительного образования
г. Вихоревка 2025 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии +» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 12.1).
2.
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении
в Российской Федерации Десятилетия детства». План основных мероприятий, проводимых
в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р (в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации от 12.06.2025 № 1547-р.
3.
Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р «Об утверждении
Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030
года» (ред. от 08.05.2025).
4.
Национальный проект «Молодёжь и дети». Паспорт федерального проекта
«Всё лучшее — детям».
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030
года: проект от 17.12.2024.
6.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от
1.07.2025 № 1745-р. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, II этап (2025–2030 годы). Утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р.
7.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 17.03.2025 № 2 «О внесении изменений в санитарные правила и нормы
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (в ред. от 21 апреля 2023 г.).
9.
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы: методические рекомендации ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания».
10.
Обобщённые материалы из открытых интернет-источников по вопросам
цифровой дидактики.
Иные документы
1. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.)
2.
Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.).
Направленность программы
Программа технической направленности.
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы технической
направленности «Бумажные фантазии +» обусловлена важностью создания условий для
всестороннего развития и воспитания обучающихся в возрасте 7–11 лет через практическую
деятельность в области декоративно-прикладного творчества с использованием бумаги. На
сегодняшний день искусство работы с бумагой занимает значимое место в детском
творчестве, являясь доступным и универсальным средством для реализации творческого
потенциала каждого ребёнка.
Программа соответствует современным требованиям Концепции развития
дополнительного образования детей, подчеркивая важность формирования у обучающихся
социальных компетенций через участие в практико-ориентированной деятельности. В
процессе освоения программы дети не только приобретают знания, умения и навыки работы
с разнообразными видами бумаги и техник создания поделок, но и развивают творческие
способности, способность к самостоятельному поиску рациональных решений и
планированию своей деятельности.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
создавая адаптированные условия для их полноценного участия в занятиях. Это
способствует развитию у них творческого потенциала, социализации и формированию
навыков самостоятельной и творческой деятельности в комфортной и поддерживающей
среде.
Реализация программы способствует формированию у детей умения применять
полученные знания в повседневной жизни, создавая востребованные и оригинальные
предметы — игрушки, подарки, открытки, украшения для интерьера. Это не только
развивает эстетический вкус и художественное мышление, но и расширяет общий кругозор
обучающихся, прививая интерес к техническому творчеству и созидательной активности.
Отличительными особенностями программы являются разнообразная тематика
занятий, которая строится с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся. В
процессе освоения содержания программы учитывается индивидуальный темп развития
специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, а также умение работать в
коллективе. Программа предусматривает уровневую дифференциацию: более
подготовленные дети выполняют работы повышенной сложности, тогда как менее
подготовленные осваивают задания, соответствующие их уровню. При этом сохраняется
обучающий и развивающий смысл деятельности, что помогает снять страх перед
трудностями и способствует формированию творческого отношения к работе.
Обучение построено по принципу «от простого к сложному». В ходе реализации
программы дети последовательно осваивают навыки вырезания простых симметричных
форм, складывания, сгибания и склеивания бумаги, создают несложные предметные и
тематические аппликации, изготавливают базовые технические модели и поделки на основе
геометрических тел (конус, пирамида, цилиндр, куб, параллелепипед), а также учатся
обращаться с инструментами и материалами.
В рамках программы обучающиеся знакомятся с основами конструирования поделок
из картона, создают технические модели, подарки и сувениры к праздникам, осваивают
технологию изготовления аппликационных работ и различные техники их выполнения.
Такой подход обеспечивает комплексное развитие творческих и технических навыков
младших школьников.
Адресат программы
Программа «Бумажные фантазии +» адресована детям 7–10 лет и разработана с учетом
особенностей младшего школьного возраста. Этот возраст соответствует периодам
обучения в начальных классах. Для детей этого периода характерна острота и свежесть
восприятия, любознательность, яркость воображения. Ребёнок воспринимает мир с живым
интересом, каждый день открывая для себя что-то новое. В процессе обучения восприятие
становится целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, приобретая
аналитический и дифференцирующий характер.
Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый
технологический приём разбивается на конкретные шаги, которые неоднократно
демонстрируются на занятиях. По мере овладения трудовыми приёмами обучающимся
предоставляется возможность самостоятельно выбирать материалы, подбирать цветовые
сочетания и варианты исполнения изделий. Особенностью младших школьников также
является стремление быстро добиться результата и увидеть пользу своего труда, что
значительно повышает их мотивацию.
Программа ориентирована также на детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Для них создаются адаптивные условия обучения, обеспечивающие доступность и
комфорт в процессе освоения техники работы с бумагой. Практическая направленность
программы и возможность получения осязаемых результатов способствуют развитию у
детей с ОВЗ творческого потенциала, социализации и повышению уверенности в своих
возможностях.
Принципы комплектования групп
Группы формируются по возрастам, по желанию родителей, по времени подачи
заявления, с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков, в количестве до 15
человек в каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся
На обучение принимаются дети возраста 7-11 лет, без учёта уровня развития ребёнка
и его способностей. В объединение принимаются дети с ОВЗ, которые будут заниматься в
общей группе вместе с остальными обучающимися. Организация занятий предусматривает
индивидуальный подход и поддержку для детей с особыми образовательными
потребностями, что позволяет обеспечить комфортные условия обучения и успешное
усвоение программы в коллективе сверстников.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии +» рассчитана на
1 год, 36 недель, 9 месяцев обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей предполагает общее количество часов
144 в год. Режим занятия программы – 2 раза в неделю по 2 учебных часа
продолжительностью 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся средствами освоения
приёмов конструирования из бумаги и картона.
Задачи:
Обучающие:
⎯
обучить детей различным приёмам и техникам работы с бумагой;
⎯
научить правильному обращению с инструментами в соответствии с
правилами техники безопасности;
⎯
сформировать навыки экономного и рационального расходования
материалов;
развить умение следовать устным инструкциям;
сформировать навыки чтения простейших схем и графических изображений;
познакомить с различными способами соединения бумаги и картона;
научить созданию композиций в различных техниках.
Развивающие:
⎯
развивать внимание, память, воображение, а также логическое и
пространственное мышление;
⎯
совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер;
⎯
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;
⎯
способствовать развитию коммуникативных навыков и умению работать в
команде.
Воспитательные:
⎯
воспитывать интерес к искусству работы с бумагой;
⎯
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
⎯
развивать коммуникативные способности обучающихся.
Комплекс основных характеристик программы
⎯
⎯
⎯
⎯
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 144 учебных часа: 1 год обучения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
⎯
развитие усидчивости, терпения, организованности, умения преодолевать
трудности;
⎯
способность к самостоятельной и творческой реализации собственных
замыслов;
⎯
формирование бережного и уважительного отношения к материалам,
инструментам, своим и чужим работам.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия (УУД):
⎯
конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу и чертежу;
⎯
развивать фантазию, художественный вкус, усидчивость и стремление к
творчеству.
Регулятивные УУД:
⎯
работать согласно предложенным инструкциям;
⎯
излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
посредством логических рассуждений;
⎯
определять и формулировать цель деятельности на занятии при поддержке
педагога.
Коммуникативные УУД:
⎯
работать в паре и коллективе, уметь рассказывать о выполненной работе;
⎯
уметь сотрудничать в группе, распределять роли и договариваться при
решении творческой задачи.
Предметные результаты:
⎯
знания об искусстве работы с бумагой;
⎯
освоение основных приёмов работы с бумагой;
⎯
понимание последовательности изготовления конструкций;
⎯
знакомство с основными принципами и этапами создания декоративной
композиции из бумаги;
⎯
знание правил техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами.
Содержание программы
Основы моделирования и конструирования – 4 часа.
1.1 Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении. Обсуждение задач и
содержания занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных
условий и интересов обучающихся. Ознакомление с расписанием занятий и техникой
безопасности при работе в объединении.
Практика. Изготовление аппликации «Геометрические фигуры» с целью выявления
у обучающихся навыков пользования простым карандашом и ножницами. Входной
контроль.
Профориентация: Обсуждение профессий, связанных с дизайном, техническим
творчеством и конструированием, раскрытие возможностей продолжения обучения в этих
направлениях.
Воспитательный компонент: Формирование дисциплины и ответственности через
соблюдение правил техники безопасности и организации рабочего места.
Работа с детьми ОВЗ: Использование адаптированных инструментов с безопасными
ручками; поддержка при выполнении вырезания с помощью большого трафарета и
пошаговых демонстраций.
1.2 Материалы и инструменты – 2 часа.
Теория. История бумаги. Сведения о производстве бумаги и картона, их видах и
свойствах. Изучение инструментов ручного труда и вспомогательных приспособлений
(нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и др.).
Практика. Вырезание различных фигур с помощью трафарета, работа с
инструментами.
Профориентация: Ознакомление с профессиями, связанными с обработкой
материалов и производством изделий (например, инженер-конструктор, технолог, мастер
декоративно-прикладного искусства).
Воспитательный компонент: Привитие бережного отношения к материалам и
инструментам, развитие аккуратности и внимательности.
Работа с детьми ОВЗ: Использование облегчённых и адаптированных
инструментов, упрощённые задания на вырезание крупных фигур, выполнение упражнений
в индивидуальном темпе с поддержкой педагога.
1.
2. Конструирование из бумаги – 44 часа.
2.1 Конструирование поделок путём сгибания бумаги. История искусства
оригами – 2 часа.
Теория. Правила работы с бумагой. Международные условные знаки, принятые в
оригами. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске,
на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Базовые формы оригами.
Практика. Изготовление базовых форм оригами.
Профориентация: Ознакомление с профессиями, связанными с дизайном,
инженерным конструированием и декоративно-прикладным искусством, где используется
оригами и бумажное моделирование.
Воспитательный компонент: Формирование аккуратности, терпения и
настойчивости при выполнении точных действий, развитие уважения к культуре и
традициям.
Работа с детьми с ОВЗ: Использование крупногабаритных и упрощённых схем,
адаптация материала и заданий с акцентом на моторные возможности ребенка, поддержка
индивидуальным сопровождением.
2.2 Оригами. Конструирование животных и птиц – 8 часов.
Теория. Изучение истории происхождения и техники работы. Знакомство с
условными обозначениями и основами деятельности. Разбор основных правил работы с
материалом. Изучение базовых элементов. Понятия: оригами, паттерн.
Практика. Изготовление базовых элементов: квадрат, треугольник, двойной
треугольник, домик, воздушный змей, двойной квадрат. Конструирование животных и птиц.
Профориентация: Представление возможностей профессий, связанных с
художественным конструированием, педагогикой и дизайном.
Воспитательный компонент: Развитие самостоятельности в освоении новых
техник, формирование аккуратности и уважения к труду.
Работа с детьми с ОВЗ: Применение наглядных и пошаговых инструкций,
организация работы в индивидуальном темпе с использованием вспомогательных средств.
2.3 Аппликация – 10 часов.
Теория. Знакомство с основным материалом – бумагой, картоном. Бумага разных
видов. Геометрические фигуры и их свойства. Понятия аппликация, орнамент,
симметричное расположение. Виды аппликации. Инструкция по технике безопасности.
Практика. Просмотр презентации «Аппликация». Изготовление аппликации:
сюжетной, предметной, декоративной по образцу, рассказу, собственному замыслу.
Изготовление открыток, закладок, блокнота. Изготовление комбинированных аппликаций и
аппликаций из природного материала. Выставка работ.
Профориентация: Ознакомление с ремеслами и профессиями декоративноприкладного искусства, дизайна и изготовления сувениров.
Воспитательный компонент: Воспитание эстетического вкуса, любви к творчеству
и бережного отношения к окружающему миру (использование природного материала).
Работа с детьми с ОВЗ: Предоставление адаптированных материалов,
использование облегчённых инструментов, организация коллективной работы и помощи
при выполнении мелких деталей.
2.4 Паттерн. Конструирование развертки – 10 часов.
Теория. Изучение техники. Освоение приёмов выполнения развёрнутой «выкройки»
геометрического тела по заданным размерам. Оформление развёртки согласно задуманной
функциональной направленности объекта (игрушка).
Практика. Склеивание объекта или комплектующих объекта по намеченным рёбрам
и сборка составляющих.
Профориентация: Демонстрация применения навыков технического черчения и
моделирования в инженерных и дизайнерских профессиях.
Воспитательный
компонент:
Развитие
усидчивости,
аккуратности
и
ответственности при работе с точными измерениями и клеем.
Работа с детьми с ОВЗ: Использование крупных деталей, пошаговых инструкций,
помощь педагога при склеивании и сборке.
2.5 Бумагопластика – 10 часов.
Теория. Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр
работ в технике. Технология изготовления сувениров из бумаги.
Практика. Изготовление открыток, поделок и сувениров на разную тематику.
Проведение выставки готовых работ.
Профориентация: Представление профессий, связанных с декоративноприкладным искусством, художественным оформлением и сувенирным производством.
Воспитательный компонент: Воспитание творческого подхода, эстетического
восприятия и умения доводить дело до конца.
Работа с детьми с ОВЗ: Предоставление простых и доступных заданий,
использование шablонов и поддержка в творческом процессе.
2.6 Создание общего проекта – 2 часа.
Профориентация: Совместное обсуждение применения приобретённых навыков в
реальных профессиях и проектах.
Воспитательный
компонент:
Формирование
навыков
сотрудничества,
ответственности и творческого общения в коллективе.
Работа с детьми с ОВЗ: Индивидуальная помощь и адаптация ролей в коллективном
проекте для успешной реализации.
2.7 Текущий контроль – 2 часа.
3. Конструирование из картона – 92 часа.
3.1 Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из
плоских деталей – 32 часа.
Теория. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и
изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление
квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка)
плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений
«в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практика. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических
объектов – создание города. Конструирование моделей окружающей среды.
Конструирование игрушек-марионеток. Окраска моделей. Конструирование и
моделирование движущихся объектов и игрушек из плоских деталей.
Профориентация: Ознакомление с профессиями моделировщика, инженераконструктора, дизайнера технических игрушек.
Воспитательный компонент: Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения
при работе с точными деталями. Формирование бережного отношения к материалам и
инструментам.
Работа с детьми с ОВЗ: Использование адаптированных шаблонов и инструментов,
индивидуальная помощь при выполнении сложных элементов, упрощение заданий в
соответствии с возможностями ребёнка.
3.2 Конструирование и моделирование движущихся объектов и игрушек – 24
часа.
Теория. Виды подвижных соединений – механизмы: как работают силы, механизм
«рычаг», колесо и ось, зубчатая передача, кулачковый механизм. Создание шаблонов для
изготовления деталей.
Практика. Конструирование и моделирование динамической игрушки.
Изготовление механических моделей птицы. Конструирование и изготовление
механической модели карусели и других движущихся игрушек.
Профориентация: Представление инженерных и технических профессий,
связанных с механикой, конструированием и разработкой механизмов.
Воспитательный компонент: Формирование интереса к техническому творчеству,
развитие усидчивости и инициативы.
Работа с детьми с ОВЗ: Поддержка при работе с мелкими деталями, адаптация
материалов и задач, индивидуальная помощь на этапе сборки.
3.3 Конструирование и моделирование технических объектов и игрушек из
объёмных деталей – 26 часов.
Теория. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых
объёмных форм – картонных коробков; б) из картонных коробков с добавлением
дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей,
изготовленных на основе простейших развёрток – таких, как трубочка, коробочка.
Практика. Изготовление упрощённой модели воздушного транспорта, гоночной
машины и др. Окраска моделей. Игры с моделями.
Профориентация: Ознакомление с профессиями, связанными с промышленным
дизайном, моделированием и конструированием.
Воспитательный компонент: Развитие творческого мышления, трудолюбия и
навыков командной работы.
Работа с детьми с ОВЗ: Использование упрощённых образцов, помощь в сборке и
оформлении изделий, создание комфортных условий для работы.
3.4 Самостоятельный проект «Макет дома, комнаты» – 8 часов.
Теория. Беседа, демонстрация изделий, подбор бумаги и цветового решения,
изготовление различных по форме деталей из заготовленных чертежей по образцу. Создание
эскизов для создания макета с максимально приближенной точностью.
Практика. Изготовление макета дома, комнаты с соблюдением пропорций и
содержания. Использование технического гофрокартона.
Профориентация: Формирование представлений о профессиях архитектора,
дизайнера интерьера, инженера-моделиста.
Воспитательный компонент: Воспитание ответственности, самостоятельности и
аккуратности при реализации индивидуального проекта.
Работа с детьми с ОВЗ: Индивидуальное сопровождение, выделение понятных
этапов работы, адаптация материалов и приёмов под потребности обучающихся.
3.5 Текущий контроль – 2 часа.
Профориентация: Анализ и обсуждение результатов с акцентом на
профессиональные умения и качества, необходимые для работы в техническом творчестве.
Воспитательный
компонент:
Формирование
навыков
самоконтроля,
положительного отношения к ошибкам и стремления к совершенствованию.
Работа с детьми с ОВЗ: Проведение контроля в поддерживающей и
доброжелательной форме, акцент на достижениях и индивидуальном прогрессе.
Итоговая аттестация – 2 часа.
Итоговое занятие – 2 часа.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Бумажные фантазии +» на 2025 – 2026 г
№
Название раздела
Теория
Кол-во часов
Практика
Всего
1
Основы моделирования и
конструирования
2
2
4
1.1
Вводное занятие.
Входной контроль.
Материалы и инструменты
1
1
2
1
1
2
Конструирование из бумаги
10
34
44
Конструирование поделок
путем сгибания бумаги
Оригами. Конструирование
животных и птиц
1
1
2
2
6
8
1.2
2
2.1
2.2
Форма
промежуточной
аттестации
Опрос
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
Аппликация
Паттерн
Бумагопластика
Создание общего проекта
Текущий контроль
Конструирование из
картона
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
5
2
2
2
1
16
8
8
8
2
1
76
10
10
10
2
2
92
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов и игрушек из
плоских деталей
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов и игрушек.
6
26
32
4
20
24
Конструирование и
моделирование технических
объектов и игрушек из
объемных деталей.
Самостоятельный проект
макет дома, комнаты.
Самостоятельный проект
Макет дома, комнаты
Текущий контроль
4
22
26
2
6
8
-
2
2
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
Всего
28
2
2
116
2
2
144
Тест
Оценка качества
изготовления
Выставка
Праздник
Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2025 - 2026 учебном году – 36, количество учебных дней
– 72, количество учебных часов –144.
Дата начала реализации программы 1 сентября 2025 года, дата окончания реализации
– 31. 05. 2022г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Сентябрь 2025 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Октябрь 2025 г. – 5 недель, 10 учебных дней, 20 учебных часов.
Ноябрь 2025 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Декабрь 2025 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Январь 2026 г. – 3 недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов.
Февраль 2026 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март 2026 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель 2026 г. – 5 учебных недель, 10 учебных дней, 20 учебных часов.
Май 2026 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
2
Конструирование из
бумаги. Конструирование
поделок путем сгибания
бумаги. История искусства
оригами.
Конструирование из
бумаги.
Оригами. Конструирование
животных и птиц
Конструирование из
бумаги.
Аппликация.
2
Знакомство с основным
материалом
Конструирование из
бумаги.
Аппликация.
Виды аппликаций:
объемная, обрывная,
комбинированная, из
природных материалов
Конструирование из
бумаги. Паттерн.
Конструирование развертки
Конструирование из
бумаги.
Бумагопластика.
Знакомство с данным видом
искусства.
Конструирование из
бумаги.
Создание общего проекта.
Конструирование из
бумаги.
Текущий контроль.
Конструирование из
картона. Конструирование
макетов и моделей
технических объектов и
6
8
10
10
2
2
2
май
12
8
апрель
16
2
март
ноябрь
февраль
Основы моделирования
Материалы и инструменты.
январь
2
декабрь
Основы моделирования
Вводное занятие.
Входной контроль.
октябрь
сентябрь
Раздел/месяц
игрушек из плоских
деталей.
Конструирование из
картона. Конструирование
и моделирование
движущихся объектов и
игрушек
Конструирование из
картона. Конструирование
и моделирование
технических объектов и
игрушек из объемных
деталей.
Конструирование из
картона Самостоятельный
проект «Макет дома,
комнаты»
Конструирование из
картона Текущий контроль
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
10
14
2
18
2
6
2
2
2
Виды контроля
1.
Входной контроль — диагностика исходного уровня знаний, умений и
навыков обучающихся для планирования индивидуальной деятельности.
2.
Текущий контроль — регулярная проверка усвоения материала, оценка
промежуточных результатов, корректировка учебного процесса.
3.
Промежуточная аттестация — оценка освоения программного материала по
завершению крупного раздела или блока.
4.
Итоговая аттестация — комплексная оценка достигнутых результатов в
конце обучения, подтверждение готовности к дальнейшему развитию.
Формы контроля:
Текущий контроль:
⎯
устный опрос;
⎯
выставка творческих работ, защита проекта;
⎯
самооценка и взаимоконтроль среди обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация:
⎯
в письменной форме — тестирование;
⎯
в устной форме — защита творческих проектов, выставка;
⎯
в практической форме — изготовление творческого продукта.
Системы оценивания
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но
регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
«5»:
·обучающийся полностью усвоил учебный материал;
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«4»:
· обучающийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«3»:
· обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»:
·обучающийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов педагога.
Выведение итоговых оценок
За учебный год выставляется итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающихся, по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2
– 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4».
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Критерии оценивания для детей с ОВЗ
1.
Участие в деятельности
⎯
Активность и заинтересованность в выполнении заданий.
⎯
Самостоятельность или степень участия с помощью педагога.
2.
Выполнение задания по возможности
⎯
Соответствие результата индивидуальным возможностям и поставленным
задачам.
⎯
Завершённость работы с учётом доступного уровня моторики и навыков.
3.
Творческий подход и старание
⎯
Проявление фантазии и оригинальности в рамках доступных техник и
материалов.
⎯
Усиленное внимание к деталям и аккуратность при выполнении.
4.
Работа с материалами и инструментами
⎯
Умение обращаться с предложенными материалами и инструментами с
комфортом и безопасно.
⎯
Соблюдение правил техники безопасности в доступной форме.
5.
Выполнение заданий по инструкции
⎯
Понимание и следование показанным или объяснённым этапам работы.
⎯
Способность применять полученные навыки и знания в практике.
6.
Коммуникация и взаимодействие
⎯
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, если возможно.
⎯
работы.
7.
⎯
Способность выражать свои мысли и чувства по поводу выполненной
Прогресс и развитие
Наличие положительной динамики в освоении новых приёмов и улучшении
навыков.
⎯
Стремление к самостоятельности и активное включение в процесс обучения.
Эти критерии позволяют учитывать личные достижения ребёнка с ОВЗ без
излишнего давления, стимулируют развитие и поддерживают мотивацию. Они должны
применяться гибко и с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.
Протокол итоговой аттестации
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по программе «Бумажные фантазии +»
№1
Средний балл
Проценты
Качество
знаний
Не справи- Получили
лось с
оценку (чел.)
работой
Чел. % 5 4 3 2
Уровень
обученности
Выполня
ло
работу
Чел. %
Успеваемость
группа № Год
№обучен
ия
Количество обучающихся
по списку
В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее:
11
ИТОГО
Дата сдачи протоколов__________________________
Методические материалы
Перечень методических видов продукции с ссылками (включая мероприятия
воспитательного характера)
Формы и методы работы:
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации
программы используют различные формы и методы обучения:
I. Методы по источнику получения знаний:
А) Словесные методы:
• Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При
подготовке к практической работе объясняю, как выполнить ее, проговариваем самые
трудные задания.
• Рассказ применяется на занятиях для сообщения новых знаний. На рассказ
отводится мало времени, поэтому содержание его очень краткое. Использую рассказ в
изучении темы, где коротко рассказываю исторические сведения, теоретические основы
темы и т.п. На занятиях рассказ часто переходит в беседу.
• Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного
обмена мнениями педагога и воспитанников. Беседа способствует активизации детского
мышления. Беседа обычно занимает 10-15 минут, в ходе ее предусматривается также анализ
практических работ, проектов, обсуждение технологии работы, оценка качества работы.
Б) Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие учащимися
конкретных предметов и их образов. На занятиях использую изобразительные пособия
(схемы, таблицы, картины, чертежи). Использование компьютерных технологий
(презентации).
II. Методы по познавательной активности.
А) Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать
информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий репродуктивная
деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений строю таким
образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны.
Б) Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и
поисковой деятельности. Воспитанникам не дается окончательное решение задачи, часть
посильных вопросов дети решают самостоятельно.
III. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности.
Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам
и методам осуществления.
Одним из приемов создания ситуации успеха служит подбор не одного, а небольшого
ряда заданий нарастающей сложности.
В изучении каждой темы первое занятие проще, чем последующие.
Другим приемом служит дифференцированная помощь ребенку при выполнении
задания.
Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому
игровой метод должен широко использоваться в кружковой работе. Через игру на занятиях
происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к
работе, формирование устойчивого интереса к новой технике.
Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того,
насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности
обучающихся.
В современных условиях одной из актуальных задач является повышение
эффективности методов обучения. Трудно отдать предпочтение одному или нескольким
методам. Здесь необходим комплексный подход. Успех обеспечивает система методов
обучения. Нужно знать специфические условия, в которых проявляется преимущество
каждого из методов. Разработка такого комплексного подхода является наиболее
перспективной.
Формы обучения и виды занятий:
Практические занятия, самостоятельная работа, соревнования, защита проектов,
беседа, интерактивные занятия (весь новый материал основывается на практике),
контрольная работа.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы
Технология проектного обучения
Цель
проектной технологии заключается в организации самостоятельной
познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД,
личностных результатов, а результат - овладение обучающимися алгоритмом и умением
выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса;
умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации
учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и
предметно-продуктивной деятельности.
В рамках программы проектная деятельность ориентирована на индивидуальную,
парную и групповую работу, в ходе которой обучающиеся осваивают навыки работы с
бумагой и картоном, применяют изученные техники и приёмы к решению творческих задач.
Проекты вносят элемент проблемного обучения — дети сталкиваются с необходимостью
подобрать материалы, определить последовательность действий и воплотить замысел в
готовом изделии, которое становится ощутимым результатом их труда.
Проекты могут варьироваться по объёму и сложности — от изготовления простой
поделки до создания композиции, аппликации или макета, что учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся, включая детей с ОВЗ. Важно, что тематика и
задачи проектов связаны с реальными, значимыми для ребёнка жизненными ситуациями,
что поддерживает мотивацию и развивает умение применять знания на практике.
Использование проектной технологии способствует развитию самостоятельности,
ответственности, умения работать в команде, планировать деятельность и оценивать
результаты своего творчества. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных
навыков и способности представлять и защищать свои проекты, что является важным
этапом формирования уверенной творческой личности.
Исходные теоретические позиции проектного обучения в программе «Бумажные
фантазии +»:
⎯ В центре образовательного процесса находится обучающийся с целью содействия
развитию его творческих способностей;
⎯ Обучение строится не по логике учебного предмета, а по логике деятельности,
имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает мотивацию;
⎯ Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает достижение каждым
ребёнком оптимального уровня развития;
⎯ Комплексный подход к проектам способствует сбалансированному развитию
физиологических и психических функций обучающегося;
⎯ Глубокое и осознанное усвоение знаний достигается через универсальное их
применение в различных ситуациях.
Особенности проектной технологии:
⎯ Проект всегда связан с решением проблемы, требующей интеграции знаний и
исследовательского поиска;
⎯ Результаты проектов имеют практическую, теоретическую и познавательную
значимость;
⎯ Проект предполагает самостоятельную деятельность детей;
⎯ Содержательная часть проекта структурирована и предусматривает поэтапные
результаты;
⎯ Используются
исследовательские
методы:
постановка
проблемы,
формулирование задач, выдвижение гипотез, обсуждение и выбор методов исследования,
оформление результатов, анализ и подведение итогов.
Дидактический материал: Тесты, технологические карты, плакаты.
Презентации:
«Техника безопасности и правила поведения в кабинете»
«Инструменты и используемые материалы»
«Свойства бумаги»
«Виды подвижных соединений – механизмы»
Воспитательный компонент программы
Цель воспитательной деятельности: формирование у обучающихся ценностного
отношения к духовно-нравственным традициям русского народа.
Задачи воспитательной деятельности:
- стимулировать творческо-познавательную деятельность через знакомство с
праздниками народного календаря;
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- формировать способность к сопереживанию, подражанию, осмыслению связи
природы и человека.
План воспитательных мероприятий
№
Название мероприятия
Форма
Дата
1
Участие объединения в
мероприятии «Осенняя ярмарка»
Выставка осенних
букетов и поделок из
овощей и фруктов
Мастер-класс
«Шкатулка» для детей и
родителей
Украшение окон школы
снежинками из бумаги
Беседа на тему
профессий, связанных с
творчеством
Мастер-класс «Брелок
для друга»
Сентябрь
2
3
4
«День народного единства»
Участие объединения в
мероприятии «Новогодняя Ёлка»
Творческие профессии
5
«Ты мне – я тебе»
6
«День космонавтики»
Поделки на тему
«Космос»
6
Участие в акции «Окно Победы»
Оформление окон и
стендов к 9 Мая
План работы с родителями
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
№
1
2
3
Тема родительского собрания
Форма
проведения
Начало занятий, изучение программ в Беседа
объединении,
организационные
моменты.
Конец года, анализ полученных знаний Беседа
и навыков у детей.
Консультации
Беседа
Дата
сентябрь
май
При необходимости
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
Для
реализации
данной
программы
требуется
педагог,
обладающий
профессиональными знаниями технической направленности, знающий специфику
организации дополнительного образования.
Учебное помещение
Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными
стандартами. Площадь на одного ребенка 2.5м2.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер (ноутбук); доска– 1 шт, проектор.
Оборудование, материалы и инструменты: цветной картон, тарный картон,
проволока, упаковочный картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило,
ножницы, линейки.
Список литературы для педагога
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М.: ООО
ИКТЦ «ЛАДА», 2008.- 256с.
2. Арнольд Ник: Крутая механика для любознательных/ Лабиринт Пресс, 2020 г.–22 с.
3. Макетирование из бумаги: Учебное пособие/ сост. Е.А. Гаврилюк, Л.А. Ковалева,
Т.Ю. Благова.-Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2018-46с.:ил.
4. А.А. Герасимов Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие/А.А.
Герасинов, В.И. Коваленко.-Витебск:
УО «ВГУ им. П,М, Машерова», 2010.-2010.167с.
5. Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.:
«Валери СПД», 2001. – 400 с.
6. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. - Самара: Корпорация
«Федорова», Издательство «Учебная литература», 2002. – 120 с.: ил. (Программа начальной
школы: 1-4 «Художественный труд»).
7. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей.- СПб.: ООО «СзКЭО», 2021 – 120 с., ил.
Список литературы для учащихся
1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений
/ научно - популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2007.
2. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное
издание для детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005.
3. Брандербург Т. Автомобили. Пер. с нем. - М.:ООО «Астрель-Аст», 2002.
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия
развития, 2001.
5. Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание для детей. - М.:
ЗАО «Ростэн-Пресс. 2000.
Интернет-ресурсы
1. infourok.ru›…tehnologii-dzh-dyui-u-kilpatrik-st…
2. https://ru.pinterest.com/search/pins/?q=аппликации
Приложение 1
Входной контроль.
Опрос
1. Назовите геометрическую фигуру:
2. Назовите геометрическую фигуру:
3. Назовите геометрическую фигуру:
4. Назовите геометрическую фигуру:
5. Назовите геометрическую фигуру:
6.Соотнести картинку и геометрическую фигуру:
7. Назовите основные предметы, необходимые для работы с бумагой и картоном:
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Текущий контроль.
Тема: «Бумага и ее свойства, работа с бумагой
1. Из чего делают бумагу?
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
2. Где впервые появилось искусство оригами?
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
3. Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
4. Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
5. Какие свойства бумаги ты знаешь?
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
6. Какие виды бумаги ты знаешь?
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
7. Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
8. Что нельзя делать при работе с ножницами?
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
9. Для чего нужен шаблон?
А) чтобы получить много одинаковых деталей
Б) чтобы получить одну деталь
10. На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
Устный опрос
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.
2. Для чего нужен шаблон?
Чтобы получить много одинаковых деталей;
чтобы получить одну деталь.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
Лицевую;
изнаночную.
4. Какие виды разметки ты знаешь?
По шаблону;
сгибанием;
сжиманием.
Обозначь цифрой этапы работы. Запиши порядковый номер.
5. Какие свойства бумаги ты знаешь?
Хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
Держать ножницы острыми концами вниз;
оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
передавать их закрытыми кольцами вперед;
пальцы левой руки держать близко к лезвию;
хранить ножницы после работы в футляре.
8. Технология – это:
знания о технике;
способы и приемы выполнения работы.
Оценка:
Высокий уровень – на все вопросы даны верные ответы;
Средний уровень – некоторые ответы даны с ошибками;
Низкий уровень – были даны не верные ответы.
Оценка качества изготовления поделки, макета, аппликации
1)
2)
3)
4)
5)
Критерии оценки: максимальное количество балов по каждому пункту – 20 баллов.
Ориентирование на листе бумаге;
Аккуратность выполнения;
Точность и правильность выполнения работы;
Самостоятельность выполнения работ;
Техника безопасной работы.
Приложение 2
Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Бумажные фантазии +» 1 год обучения
№
Дата
Тема
1. Основы моделирования и
конструирования.
Кол-во
часов
Форма
аттестации,
контроль
Беседа,
практическая
работа
Практическая
работа
4
1
2.09
Вводное занятие.
Входной контроль.
Изготовление изделий на тему
«Моя любимая поделка»
2
2
4.09
Материалы и инструменты.
История. Виды. ПТБ при
работе с инструментами.
2
2.Конструирование из бумаги
Форма занятия
44
Беседа
Конструирование поделок
путем сгибания бумаги.
История искусства оригами
Оригами. Конструирование
животных и птиц.
2
16.09
Оригами. Конструирование
животных и птиц.
2
6
18.09
Оригами. Конструирование
животных и птиц.
2
7
23.09
Оригами. Конструирование
животных и птиц.
2
8
25.09
Аппликация. Знакомство с
основным материалом.
2
9
2.10
Аппликация объемная.
2
10
7.10
Аппликация обрывная.
2
11
9.10
Аппликация
комбинированная.
2
12
14.10
Аппликация из природного
материала.
2
13
16.10
Паттерн.
Конструирование развертки.
2
14
21.10
Паттерн.
Конструирование развертки.
2
15
23.10
Паттерн.
Конструирование развертки.
2
16
28.10
Паттерн.
Конструирование развертки.
2
17
30.10
Паттерн.
Конструирование развертки.
2
3
9.09
4
11.09
5
2
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа.
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
18
6.11
Бумагопластика. Знакомство с
данным видом искусства.
2
19
11.11
Бумагоплатика. Изготовление
открыток.
2
20
13.11
Бумагоплатика. Изготовление
объемной поделки.
2
21
18.11
Бумагоплатика. Изготовление
сувенира из бумаги.
2
22
20.11
Бумагоплатика. Изготовление
фоторамки.
2
23
25.11
Создание общего проекта.
2
24
27.11
Текущий контроль
2
3. Конструирование из картона
92
25
2.12
Конструирование макетов и
2
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Картон и его свойства.
Правила работы с картоном.
Инструменты при работе с
картоном. ПТБ при работе с
картоном.
26
4.12
Конструирование макетов и
2
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
«Корабль». Соединение
деталей при помощи клея.
27
9.12
Конструирование макетов и
2
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
«Корабль». Соединение
деталей при помощи клея.
28
11.12 Конструирование макетов и
2
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Самостоятельная
работа
Беседа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Тест
«Машина». Соединение
деталей при помощи клея.
29
13.12
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
«Машина». Соединение
деталей при помощи клея.
2
30
16.12
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
«Аэроплан» Соединение
деталей при помощи клея.
2
Беседа,
практическая
работа
31
18.12
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование модели
«Аэроплан» Соединение
деталей при помощи клея.
2
Беседа,
практическая
работа
32
23.12
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование «Сказочный
домик». Соединение деталей
при помощи клея.
2
Беседа,
практическая
работа
33
25.12
2
Практическая
работа.
34
30.12
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование «Сказочный
домик». Соединение деталей
при помощи клея.
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Конструирование
«Сказочный домик».
2
Практическая
работа.
Соединение деталей при
помощи клея.
35
10.01
36
13.01
37
15.01
38
20.01
39
22.01
40
27.01
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Соединение деталей при
помощи клея. Создание
моделей из картонных
коробок.
Конструирование 3Д яблоко.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов из плоских деталей.
Создание и конструирование
макета города. Соединение
деталей при помощи клея.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов из плоских деталей.
Создание и конструирование
макета города. Соединение
деталей при помощи клея.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов из плоских деталей.
Создание и конструирование
окружающей среды.
Соединение деталей при
помощи клея.
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Щелевидное соединение «В
замок». Конструирование
неподвижных игрушек.
«Деревья»
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Щелевидное соединение «В
замок». Конструирование
неподвижных игрушек.
Птицы. ПТБ.
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
41
29.01
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Щелевидное соединение «В
замок». Конструирование
неподвижных игрушек.
«Воздушный транспорт». ПТБ
при работе с ножницами.
2
Беседа,
практическая
работа
42
03.02
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
из плоских деталей.
Щелевидное соединение «В
замок». Конструирование
неподвижных игрушек.
«Воздушный транспорт». ПТБ
при работе с ножницами.
2
Беседа,
практическая
работа
43
5.02
2
Беседа,
практическая
работа
44
10.02
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов. Виды подвижных
соединений-механизмы.
Как работают силы.
Заклепочное соединение. ПТБ
при работе с ножницами и
шилом. Изготовление
подвижных игрушек марионеток.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Заклепочное соединение. ТБ
при работе с ножницами и
шилом. Изготовление
подвижных игрушек марионеток. Создание
динамической игрушкиОбезьянка. ТБ.
2
Беседа,
практическая
работа
45
12.02
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов. Заклепочное
соединение. Создание
динамической игрушки –
зайчата. ТБ.
2
Беседа,
практическая
работа
46
17.02
47
19.02
48
24.02
49
26.02
50
03.03
51
5.03
52
10.03
53
17.03
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов. Конструирование
шкатулки. Зубчатый
механизм.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов. Конструирование
шкатулки. Зубчатый
механизм.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Зубчатый механизм.
Конструирование модели
вертолета.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Зубчатый механизм.
Конструирование модели
вертолета.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели птицы.
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
2
Беседа,
практическая
работа
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели.
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели транспорт.
2
2
Беседа,
практическая
работа
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели.
2
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
54
19.03
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели цветы.
2
Беседа,
практическая
работа
55
24.03
2
Беседа,
практическая
работа
56
26.03
2
Беседа,
практическая
работа
57
31.03
2
Беседа,
практическая
работа
58
02.04
Конструирование и
моделирование движущихся
объектов.
Кулачковый механизм.
Изготовление механической
модели.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов и игрушек из
объемных деталей.
Конструирование копилки.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов и игрушек из
объемных деталей. Создание
моделей из картонных
коробок. Конструирование
шкатулки.
Конструирование макетов и
моделей технических
объектов и игрушек из
объемных деталей.
Конструирование шкатулки.
2
Беседа,
практическая
работа
59
7.04
2
60
9.04
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Конструирование
органайзера.
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Конструирование
органайзера.
2
Беседа,
практическая
работа
61
14.04
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Конструирование
игры лабиринт.
2
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Выставка
62
16.04
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Конструирование
игры лабиринт.
2
Беседа,
практическая
работа
63
21.04
2
Беседа,
практическая
работа
64
23.04
2
Беседа,
практическая
работа
65
28.04
2
Беседа,
практическая
работа
66
30.04
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Конструирование
игры лабиринт.
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Карусель.
Конструирование макетов и
моделей технических объектов
и игрушек из объемных
деталей. Карусель.
Самостоятельный
проект.
Макет дома, комнаты.
2
67
05.05
Самостоятельный
проект.
Макет дома, комнаты.
2
68
7.05
Самостоятельный проект.
Макет дома, комнаты.
2
69
12.05
Самостоятельный проект.
Макет дома, комнаты.
2
70
14.05
Текущий контроль
2
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Самостоятельная
работа
71
19.05
Итоговая аттестация
72
21.05
Итоговое занятие
Выставка
работ.
2
Беседа.
Праздник
Приложение 3
Примерный план учебного занятия
Тема занятия: Изготовление базовых форм оригами
Цель: Познакомить обучающихся с базовыми формами оригами, развить умение
работать с бумагой, следовать инструкциям и применять приёмы сгибания.
Вид занятия: Практико-теоретическое
План занятия:
1.
Организационный момент (5 минут):
2.
Приветствие, настрой на работу.
3.
Проверка готовности рабочего места и материалов.
4.
Краткое повторение правил техники безопасности.
5.
Введение в тему (10 минут):
6.
Объяснение целей и задач занятия.
7.
Рассказ об искусстве оригами, показ примеров базовых форм.
8.
Демонстрация международных условных знаков и основных приёмов
сгибания.
Основная часть (30 минут):
⎯
Пошаговая демонстрация изготовления базовых форм оригами (квадрат,
треугольник и др.).
⎯
Практическое выполнение форм обучающимися с индивидуальной помощью
педагога.
⎯
Обсуждение возникающих вопросов и ошибок, коррекция приёмов.
Творческое задание (10 минут):
⎯
Предложение детям самостоятельно создать выбранную базовую форму и
украсить её.
⎯
Побуждение к проявлению фантазии в цветовых решениях и декоре.
⎯
Подведение итогов и рефлексия (10 минут):
⎯
Организация выставки работ.
⎯
Обсуждение полученного опыта, что получилось лучше всего, что вызвало
трудности.
⎯
Обратная связь от преподавателя и обучающихся.
Домашнее задание (по желанию):
⎯
Изготовить по памяти одну из базовых форм и принести для обсуждения на
следующем занятии.
Материалы и оборудование:
⎯
Набор цветной и белой бумаги, ножницы, линейки, раздаточные
демонстрационные схемы, рабочие столы.
Особенности для детей с ОВЗ:
⎯
Предоставление адаптированных инструкций и крупногабаритных схем.
⎯
Индивидуальная помощь при работе с бумагой и инструментами.
⎯
Возможность выполнения задания в индивидуальном темпе.