ДОП Ландшафтный дизайн 2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МСМБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2025
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 105
от 28.08.2025
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Ландшафтный дизайн»
Возраст обучающих 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - стартовый

Авторы-составители:
Карташова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования;
Партыко Ирина Григорьевна,
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2025

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» разработана
на основе дополнительной общеразвивающей программы «Экология ландшафтного
дизайна», утвержденной приказом № 121 от 12.09.2022г. в соответствии со следующими
нормативными документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•
Национальный проект «Молодёжь и дети». Паспорт федерального проекта «Всё
лучшее — детям».
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года:
проект от 17.12.2024.
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от
1.07.2025 № 1745-р. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, II этап (2025–2030 годы). Утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р.
•
Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до
2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ;
•
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О
лицензировании образовательной деятельности»;
•
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.);
•
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн»
естественнонаучной направленности.
Актуальность программы.

относится к

Дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» была разработана
в рамках регионального инновационного проекта по развитию агробизнес-образования
Братского района в условиях учреждения дополнительного образования «Братская Земля
– Родина моя!», одной из задач которого является разработка и реализация программ по
формированию у обучающихся базовых навыков в области агросферы. Большое место в
программе отведено практическим занятиям, на которых обучающиеся совершенствуют
навыки выращивания садовых и комнатных растений, овладевают умениями
дизайнерского оформления участка.
Данная программа реализуется на базе школ Братского района, что позволит
обучающимся выбрать индивидуальную образовательную траекторию, удовлетворит
познавательные интересы, будет способствовать профессиональной ориентации
подростков.
Отличительные особенности программы.
Программа содействует социализации и профессиональному самоопределению
обучающихся через получение знаний и представлений о себе, собственных ресурсах,
интересов и увлечений, представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг, а
также активизации личностной позиции молодежи в ситуации профессионального выбора.
Программа ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области
ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные
особенности и возможности с требованиями, которые предъявляются к этой области в
современных условиях.
Включение регионального компонента, который заключается в изучении природы и
культуры родного края, способствует формированию патриотизма.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный
дизайн» адресована обучающимся (мальчикам и девочкам) 12-17 лет.
Группа может быть сформирована как из учащихся разных возрастных категорий, так и
обучающихся одного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» разрабатывалась с
учетом возрастных, психологических особенностей среднего и старшего школьного
возраста.
Ранняя юность – это возраст установления психологической независимости во всех
жизненных сферах, характеризуется повышенным самоконтролем и саморегуляцией. В
данный возрастной период появляется ряд изменений в мировоззренческой, нравственной
сфере, меняется стиль общения со сверстниками и взрослыми.
Самоопределение школьников, как профессиональное, так и личностное, становится для
них главным смыслом жизни. У них формируется новая внутренняя позиция,
включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. За данный
возрастной период им необходимо разработать свой жизненный план – и найти ответы на
поставленные вопросы, какую профессию выбрать, чтобы потом об этом не пожалеть, как
развиваться дальше и какое будущее их ждет.
Построение своих жизненных планов требует от старших школьников большей
уверенности в себе, в своих силах и возможностях. С профессиональным
самоопределением у старшеклассников меняется мотивация к учебе и появляется
осознанное отношение к учению. В данном возрасте школьники рассматривают учебу, как
необходимую базу для получения знаний и умений, как предпосылку к будущей
профессиональной деятельности.
Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по желанию
родителей/по времени подачи заявления/ с учётом равномерного распределения девочек и
мальчиков/ в количестве до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в
течение всего периода обучения.

Условия набора обучающихся: на обучение принимаются дети возраста 12-17 лет, без
учёта уровня развития ребёнка и его способностей.
Программа предполагает
включение в учебную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок
с ОВЗ осваивает программу по индивидуальному маршруту.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» рассчитана на 1
год, 9 месяцев обучения, 36 недель.
Форма обучения
Форма обучения – очная; очная с применением дистанционных образовательных
технологий.
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Ландшафтный дизайн»
предполагает общее количество 72 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю по 2
академических часа с перерывом между занятий 15 минут, либо два раза в неделю по 1
академическому часу. Продолжительность академического часа 45 минут.
Уровень обучения – стартовый.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для профессионального самоопределения обучающихся через
ознакомление с основами ландшафтного проектирования.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия для приобретения обучающимися основ выращивания растений в
интерьере;
- ознакомить с основами композиции и цветовой гармонии ландшафтного дизайна;
- дать представление о компьютерных программах, используемых в ландшафтном
дизайне;
- создавать условия для формирования умений и навыков в разработке графических
решений планирования сада;
- ознакомить со спецификой деятельности профессии ландшафтный дизайнер;
- формировать базовые навыки в области агросферы.
Развивающие:
- развивать интерес к природе и культуре родного края;
- формировать способности к самореализации, стимулировать творческую и
познавательную активность;
- создавать условия для профессиональной ориентации обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- формировать коммуникативные навыки обучающихся, внимательное и уважительное
отношение к людям, стремление к взаимопомощи, бережному отношению к природе.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
По итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ландшафтный
дизайн» обучающиеся будут знать:
- основные этапы работы по созданию дизайна садового участка;
- стили оформления сада;
- основные компоненты ландшафта;
- элементы садового дизайна;
- основные правила оформления дизайна участка;
- виды садовых дорожек;

- виды цветников, приемы их оформления;
- виды сооружений.
будут уметь:
- составлять план садового участка;
- выбирать материал для дорожек и ограждения участка;
- подбирать цветочные культуры для непрерывного цветения в цветниках;
- формировать клумбы различных видов;
- применять различные растения и декоративные элементы в оформлении дизайна.
Метапредметные результаты:
- повысится мотивация обучающихся
к
исследовательской и проектной
деятельности;
- повысится уровень самостоятельности и активности обучающихся в информационно–
познавательной деятельности, а также готовности к сотрудничеству.
Личностные результаты:
- повышение уровня развития экологического мышления, ответственного и бережного
отношения к окружающей среде и ее обитателям;
- улучшение качеств: прилежание, тщательность в работе, дисциплинированность и
трудолюбие;
- повышение культуры и навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного
образа жизни.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы
Объем программы составляет 72 учебных часа, необходимых для реализации программы.
Содержание программы
Раздел 1. Введение – 2 часа.
1.1. История развития ландшафтного дизайна. Предмет изучения ландшафтного
дизайна – 2 часа.
Теория: Инструктаж по ТБ, ОТ. Цели и задачи программы. Историческая справка о
развитии цветоводства в России, развитии ландшафтного дизайна. Значение цветов в
жизни человека. Благоустройство сада.
Практика: входной контроль – тестирование.
Раздел 2. Декоративные травянистые растения – 18 часов.
2.1. Цветковые растения – 4 часа.
Теория: Общие сведения о травянистых цветочных растениях. Характеристика
травянистых растений, их виды. Биологические и морфологические признаки растений.
Цветковое растение и его органы. Плоды и семена. Размножение и его значение. Способы
размножения. Вегетативное размножение. Биологическое и хозяйственное значение
вегетативного размножения. Размножение растений семенами.
Практика: Размножение растений вегетативным способом (черенкование растений).
Определение жизнеспособности семян методом окрашивания.
2.2. Многообразие цветковых растений – 4 часа.
Теория: Классы двудольные и однодольные растения. Травянистые растения – очитки,
яснотки, камнеломки, их виды и характеристика, размножение, использование в
ландшафтном дизайне. Влияние деятельности человека на видовое многообразие
цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.
Практика: Зарисовать травянистые растения. Описать виды очитков.
2.3. Устройство рисунков для партерной клумбы – 2 часа.

Теория: Алгоритм действий при создании партерной клумбы с использованием
травянистых растений. Схема рисунка, подсчет посадочного материала, посадка, уход.
Практика: Составить схему партерной клумбы с расчетом травянистых растений.
2.4. Подготовка почвогрунта – 2 часа.
Теория: Почва, ее значение для жизни растений. Виды почв, состав почв. Садовые земли,
их характеристика. Органические и минеральные удобрения, их характеристика.
Подкормка цветочных культур.
Практика: Микрохимический анализ золы растений. Определение состава почвы.
2.5. Выращивание цветов – 6 часов.
Теория: Закаливание растений. Посадка и пересадка растений. Полив, прореживание,
рыхление, мульчирование, опрыскивание, подкормка, подвязка растений. Защита
растений от вымерзания и выпаривания. Защита растений от болезней и вредителей.
Практика: Посев основных летников. Посев основных двулетников. Посадка роз.
Применение настоев и отваров в борьбе с вредителями растений.
Раздел 3. Садово-парковое строительство – 8 часов.
3.1. Садово-парковое искусство – 2 часа.
Теория: История и понятие о садово-парковом искусстве. Современное состояние садовопаркового искусства в России и пути его дальнейшего развития.
Практика: Составление перспективного плана садового участка.
3.2. Сады и парки мира – 2 часа.
Теория: Искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Знакомство
с мировыми парками мира. Версальские парки.
Практика: Составление перспективного плана по устройству садов и парков.
3.3. Садовое покрытие – 4 часа.
Теория: Виды и стили садовых дорожек. Дорожно-тропиночная сеть. Художественное
мощение. Садовые лестницы.
Практика: создание мини-проекта «Садовое покрытие».
Раздел 4. Стили ландшафтного дизайна – 12 часов.
4.1. Основные стилистические направления ландшафтного дизайна – 2 часа.
Теория: Стили в ландшафтном дизайне. Какой стиль выбрать?
Выбор растений для разных стилей в ландшафтном дизайне. Выбор декоративных камней
и скульптур.
Практика: Провести выбор стиля для благоустройства учебного заведения
4.2. Регулярный стиль ландшафтного дизайна. Пейзажный стиль ландшафтного дизайна –
2 часа.
Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовка дендроплана.
Практика: Составить план-проект в регулярном или в пейзажном стиле (по выбору).
4.3. Композитный (средиземноморский, кантри), французский, итальянский,
пасторальный стили ландшафтного дизайна – 2 часа.
Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовка дендроплана.
Практика: Составить план-проект в выбранном стиле.
4.4. Голландский, исламский, китайский, японский стили ландшафтного дизайна – 2
часа.
Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовка дендроплана.
Практика: Составить план-проект в выбранном стиле.
4.5. Русские сады, сады в стиле модерн, фантазийный сад – 2 часа.
Теория: Выбор масштаба, объекта благоустройства, подготовка дендроплана.
Практика: Составить план-проект в выбранном стиле.
4.6. Зимний сад – 2 часа.
Теория: Ландшафт в миниатюре. Зимние сады, сады на крыше. Применение Зимнего сада
в ландшафтном дизайне.
Практика: создание эскиза зимнего сада. Сад на подоконнике.

Раздел 5. Элементы оформления сада – 22 часа.
5.1. Основные стили оформления сада – 4 часа.
Теория: Стили оформления сада. Типы планировки сада (круговые мотивы, диагональный
тип, прямоугольный тип.)
Практика: Создание мини-проекта «Планировка садового участка».
5.2. Газоны – 2 часа.
Теория: Типы и виды газонов (партерный, игровой, обыкновенный газон, мавританский).
Способы создания газонов (рулонный, посев семенами).
Практика: подбор газонных трав для различных видов газона.
5.3. Цветники, их виды и категории – 2 часа
Теория: Виды цветников в зависимости от стиля в ландшафтном дизайне их категория.
Клумбы в стиле кантри.
Практика: составить эскиз клумбы в стиле кантри.
5.4. Устройство партерных клумб и рабаток – 4 часа.
Теория: Партерные клумбы и рабатки их применение и устройство. Устройство партерной
клумбы в стиле «арабески».
Практика: Подбор цветочных растений. Составить эскиз партерной клумбы. Выбор
рисунка в стиле «арабески», подбор однолетних цветочных растений, расчет посадочного
материала, схема посадки, уход.
5.5. Каменистые цветники и их устройство – 4 часа.
Теория: Каменистые цветники – альпийская горка, рокарий, их устройство, подбор
многолетних цветочных растений, уход. Миксбордер, его виды.
Практика: Составить эскиз каменистого цветника – рокария. Составить алгоритм
действий
при устройстве каменистых цветников. Выбор места данного
цветника, подбор растений, декоративного камня, посадка, уход. Подбор многолетних
цветочных растений для миксбордера.
5.6. Малые архитектурные формы – 2 часа.
Теория: Беседки, перголы, балконы, веранды, террасы. Их разновидности и функции.
5.7. Вертикальное озеленение. Ландшафт в миниатюре – 2 часа.
Теория: Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Садовые стены,
опоры, решетки. Ландшафт в миниатюре.
Практика: создание флорариума, бонсай.
Водные сооружения – 2 часа.
Теория: Водоемы, водопады, ручьи. Фонтаны. Материалы, необходимые для устройства
водоемов и сухих ручьев. Приемы освещения фонтанов, каскадов и других элементов
Практика: Разработка эскизов собственных идей.
Раздел 6. Ландшафтное проектирование. Проект «Мой сад» – 10 часов.
6.1. Методика ландшафтного проектирования – 2 часа.
Теория: Основы топографии: черчения и рисунка. Графика. Условные обозначения.
Масштаб. Способы изображения объектов и элементов дизайна. Топографический план.
Практика: Выполнение практического задания по теме «Методика ландшафтного
проектирования».
6.2. Проект «Мой сад». Предпроектный этап – 2 часа.
Теория: Последовательность работ. Изучение земельного участка и прилегающих
территорий (лесные массивы и насаждения), подъездные дороги, инженерные
коммуникации, водоемы). Выделение красивых видов за пределами участка. Постройки
(архитектурный стиль строений, расположение окон и дверей). Составление планаанализа ситуации. Анализ насаждений. Анализ освещённости (определение тенистых и
солнечных мест). Определение зон запрета посадок (скрытые инженерные коммуникации:
водопровод, кабель связи или силовой кабель).
Практика: Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование.
Предпроектный этап».

6.3. Проект «Мой сад». Подготовка проекта – 2 часа.
Теория: Разработка эскизов планировки территории. План функционального зонирования.
Дендрологический план – ассортиментная ведомость (растения, запланированные на
посадку), указание размера взрослых растений для исключения проблем с освещенностью
участка. План озеленения (разбивочно-посадочный) – строится в масштабе с указанием
строений и оград, к которым осуществляется привязка. Схема освещения территории.
Проект автоматического полива. Предварительная смета на работы и материалы.
Пояснительная записка к проекту.
Практика: Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование.
Подготовка проекта».
6.4. Проект «Мой сад». Ассортимент и агротехника растений – 2 часа.
Теория: Ассортимент и агротехника
растений для открытого грунта. Подбор растений
в энциклопедии.
6.5. Итоговая аттестация – 2 часа.
Практика: защита проекта «Мой сад».

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Ландшафтный дизайн»
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6

Название разделов
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Декоративные
травянистые растения
Раздел 3. Садово-парковое
строительство
Раздел 4. Стили
ландшафтного дизайна
Раздел 5. Элементы
оформления сада
Раздел 6. Ландшафтное
проектирование. Проект
«Мой сад»
Итого

теория
1
8

Количество часов
практика всего
1
2
10
18

3

5

8

6

6

12

8

14

22

4

6

10

30

42

72

Форма контроля/
аттестации
Инструктаж

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Экология ландшафтного дизайна»
Календарный учебный график

2
1
1

Всего по
разделу

май

апрель

Март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел 1. Введение
Теория
Практика

сентябрь

Раздел/месяц

2
1
1

Раздел 2.
Декоративные
травянистые растения
Теория
Практика
Раздел 3. Садовопарковое
строительство
Теория
Практика
Раздел 4. Стили
ландшафтного дизайна
Теория
Практика
Раздел 5. Элементы
оформления сада
Теория
Практика
Раздел 6. Ландшафтное
проектирование.
Проект «Мой сад»
Теория
Практика
Итого в месяц
Теория
практика

6
3
3

10
5
5

2
2
6
2
4

18
8
10
2
1
1
6
3
3

8
3
5
6
3
3

12
6
6
8
3
5

8
4
4

10
5
5

8
2
6

8
4
4

6
3
3

8
3
5

8
3
5

8
3
5

6
2
4

22
8
14

2
1
1

8
3
5

10
4
8

8
3
5

8
3
5

72
30
42

Оценочные материалы
Виды контроля:
Входной контроль — диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы
диагностики – анкетирование, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль – проводится за знаниями, умениями и навыками обучающихся
соответственно разделам образовательной программы.
Итоговая аттестация – проводится по окончании освоения дополнительной
общеразвивающей программы, оценивается в ходе просмотра и защиты творческих
проектов и тестирования.
Формы контроля:
Формы текущего контроля: наблюдение, самостоятельная и практическая работа,
тестирование.
Формы итоговой аттестации: тест, защита творческого проекта.
Система оценивания
Результаты освоения теоретического материала (выполнение тестовых заданий) и
качество выполнения практических заданий (просмотр презентаций, рисунков,
практических работ) оцениваются отдельно и результат в баллах суммируется для
получения объективного результата.
Критерии оценивания проекта
Критерии
Идея проекта, актуальность
Описание используемого материала

Баллы
0-5
0-5

Качество оформления проекта
Техника выполнения работы
Защита проекта

0-5
0-5
0-5

Максимальное количество баллов—25.
От 21 до 25 баллов—высокий уровень;
От 16 до 20баллов —хороший уровень
От 10 до 15 баллов —средний уровень;
От 0 до 9 баллов — низкий уровень.
Методические материалы
Формы и методы работы
Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие обучающимися
конкретных предметов и их образов. На занятиях использую натуральные и
изобразительные пособия (модели, макеты, таблицы, картины, использование
компьютерных технологий (презентации)
Практические методы
Занятия
проводятся
под
непосредственным
контролем
педагога.
Последовательность работы может быть такова. Вместе с обучающимися обсуждается
план выполнения всей работы, дети рассматривают образец, анализируют этапы работы,
обсуждают цветовое решение Практическую работу дети выполняют самостоятельно, но
при необходимости обращаются за помощью к товарищам или педагогу.
Методы по познавательной активности
Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать
информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий
репродуктивная деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений
строю таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны.
Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и
поисковой деятельности. Обучающимся не дается окончательное решение задачи, часть
посильных вопросов дети решают самостоятельно.
Дидактические пособия:
№
Тема
1
Введение
2

Стили ландшафтного дизайна

3

Многолетники, зимующие и не
зимующие в открытом грунте

4

Двулетние цветочные
культуры

5

Однолетние цветочные

Методический и дидактический материал
Материал «Для чего нужен ландшафтный
дизайн», «С чего начинается сад»
Методический материал «Основные стили,
используемые в ландшафтном дизайне»
Наглядный материал» фото многолетних цветов.
Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент
многолетних цветочных культур»
Наглядный материал» фото многолетних цветов.
Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент двулетних
цветочных культур»
Наглядный материал; фото многолетних цветов.

культуры

6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

26

Методические рекомендации «Полезная
информация для цветоводов и ландшафтных
дизайнеров». Таблица «Ассортимент однолетних
цветочных культур»
Луковичные и
Наглядный материал: фото луковичных и
клубнелуковичные растения
клубнелуковичных. Таблица «Ассортимент
луковичных и клубнелуковичных цветочных
культур»
Размножение цветочных
Методический материал «Способы размножения
растений
цветочных культур»
Декоративные деревья и
Методический материал «Ассортимент
кустарники. Живые изгороди
декоративных деревьев и кустарников»
Основные
элементы Методический материал: Оформление клумбы,
оформления клумб и цветников бордюра, миксбордера, солитера, схемы и
рисунки: «Тонкости оформления цветника»
Устройство газона, уход
Схемы, рисунки газонов. Методический материал
«Газоны для сада»
Искусство создания «сухого»
Схемы, рисунки «сухого ручья». Методический
ручья
материал «Искусство создания «сухого» ручья»
Альпийская горка в садовом
Методический материал «Виды альпийских
дизайне
горок», «Как устроить альпийскую горку»
Создание водоема в саду
Методический материал «Водоем в саду»,
растения для водоемов
Создание непрерывноМетодический материал «Сад не отдыхает»,
цветущего сада
«Виды клумб»
«Живые» скульптуры в
Методический материал «Живая скульптура в
ландшафтном дизайне
саду»
Ароматный сад
Методический материал «Ароматные растения»
Эффектные подпорные стенки Методический материал «Виды подпорных
в оформлении сада
стенок, растения»
Садовые дорожки – как
Методический материал «Сад и садовые
украшение садового
дорожки»
ландшафта
Декоративные элементы в
Методический материал «Декоративное
оформлении цветников
дополнение к оформлению сада»
Вредители и болезни
Фото: коллекция вредителей и болезней
цветочных культур
Ограды и заборы
Фото «Виды оградок и заборов», Материал для
выполнения
Освещение и подсветка
«Виды освещения», «Правила пользования»,
«Правила подборки дополнительной подсветки»
Беседки и бельведеры
«Виды беседок», «Виды бельведера»
Вода в вашем саду
«Устройство воды». Виды
Вечнозеленые растения,
Наглядный материал: фото вечнозеленые растения
используемые в оформлении
участка.
Виды деревьев, вечнозеленых
Методический материал «Виды деревьев хвойных
кустарников и растений.
пород», Презентация «Основные хвойные
представители». Методический материал «Виды
деревьев лиственных пород», презентация
«Лиственные деревья». Методический материал

27

Зеленые насаждения на
различных территориях

28

Основные работы по посадке
деревьев и кустарников

29

Уход за деревьями и
кустарниками

30

Дизайн начинается с проекта

31

Итоговое занятие

«Вечнозеленые почвопокровные травянистые
растения», презентация «Почвопокровные
травянистые растения»
Методический материал «Озеленение парков»
Методический материал «Озеленение улиц»
Методический материал «Озеленение скверов»
Методический материал «Озеленение
пришкольных участков». Методический материал
«Озеленение территорий больниц и
промышленных предприятий»
Методический материал «Подготовка почвы,
посадочных ям к посадке». Методический
материал «Требования к подготовке и перевозке
посадочного материала». Методический материал
«Время и техника посадки деревьев и
кустарников». Методический материал «Посадка
в зимний период». Таблицы: «Декоративные
почвопокровные растения», «Нормы
приближения деревьев и кустарников к зданиям,
сооружениям и другим объектам», «Расстояние
между растениями при устройстве живых
изгородей», «Размеры посадочных ям», «Нормы и
кратность полива деревьев и кустарников»,
«Древесные породы, обладающие большой пыле
задерживающей способностью», «Жизнь
кустарников, в зависимости от условий
произрастания».
Методический материал «Правила ухода за
древесно-кустарниковыми породами»,
презентация «Топиарная стрижка»,
Методический материал «Правила полива и
освещения растений»
Презентация «Этапы ландшафтного
проектирования»
Разработка и выполнение творческого проекта в
электронном или бумажном варианте.
Оргтехника, бумага формата А-4, цветные ручки,
карандаши.

Иные компоненты
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области декоративно-прикладного творчества, предмета «технология», «экология»,
«дизайн», знающий специфику организации дополнительного образования.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета не менее 2,5 кв.м. на обучающегося.

необходим ряд

Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления;
- персональный компьютер (ноутбук);
- мультимедиа-проектор.
Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Список литературы
Бобылева, О.Н. Цветоводство открытого грунта/О.Н. Бобылева - Образовательно –
издательский центр «Академия» 2014г. -170с.
Висящева, Л.В., Соколова Т.А. Промышленное цветоводство. М: Агропромиздат, 2012 г.
Самощенков, Е.Г., Пашкина И.А. Плодоводство. М: Образовательно издательский центр
«Академия» - 2012 г.
Соколова, Г.А, Бочкова,И.Д,. Декоративное растениеводство. / Г.А.Соколова, И.Д.
Бочкова.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия» - 2014г.-280с.
Хессайон, Д.Г, Всѐ о комнатных растениях/Д.Г.Хессайон. - М: Кладезь-Буке, 2011
г. -250с.
Хессайон, Д.Г. Всѐ о газоне/ Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке»,2012 г.-240с.
Хессайон, Д.Г. Все о цветах в вашем саду/Д.Г.Хессайон - М:
«Кладезь-Буке», 2012 г.-260с.
Хессайон, Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках /Д.Г.Хессайон - М: «КладезьБуке», 2012 г.-280с.
Хессайон, Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду/ Д.Г.Хессайон -М: «Кладезь Буке»,
2012 г.-340с.
Хессайон, Д.Г. Всѐ о планировке сада / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.220с.
Чувикова, А.А, Практикум по цветоводству./ А.А. Чувикова. - М: Колос, 2015 г. 150с.

Список литературы для обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Бобылева, О.Н. Цветоводство открытого грунта / О.Н. Бобылева. - Образовательно –
издательский центр «Академия» 2014г. -170с.
Соколова,
Г.А, Бочкова, И.Д, Декоративное растениеводство / Г.А.Соколова, И.Д.
Бочкова.- М.: Образовательно-издательский центр «Академия» - 2014г.-280с.
Хессайон, Д.Г. Всѐ о газоне, Всѐ о комнатных цветах, Всѐ об альпинарии. М: «КладезьБуке», 2012 г.
Чувикова, А.А, Практикум по цветоводству/ А.А. Чувикова. - М: Колос, 2015 г.-150с.
Хессайон, Д.Г. Все о цветах в вашем саду / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке», 2012 г.260с.
Хессайон, Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках / Д.Г.Хессайон - М:
«Кладезь-Буке», 2012 г.-280с.
Хессайон, Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь-Буке»,
2012 г.-340с.
Хессайон, Д.Г. Всѐ о планировке сада / Д.Г.Хессайон - М: «Кладезь- Буке», 2012 г.-220


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».