ДОП Юный краевед Братского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед Братского района»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый

Авторы-составители программы:
Мамнева Е.И.,
методист,
Зубко О.Д.,
педагог дополнительного образования

Вихоревка, 2024г.

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед Братского района»
разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»
педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» М.И. Масликова с учетом Стратегии
социально-экономического развития муниципального образования «Братский район» на 2019
– 2030 годы в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего
образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа
реализуется в сетевой форме)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г.
№ 16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025
года»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»;
Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до
2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ;

2

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 г. № 2129-р (для программ
туристско-краеведческой направленности);
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490
«О лицензировании образовательной деятельности».
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
Актуальность
Актуальность и востребованность программы обусловлена тем, что в настоящее время
вовлечение детей в патриотическую деятельность – одно из приоритетных направлений
молодёжной политики. Программа может открыть для подростков возможности
самостоятельных исследований и проектов, развивая их творческий потенциал и
аналитические способности.
В современном мире, где подростки часто проводят много времени за компьютерами
и гаджетами, программа, ориентированная на активный образ жизни, способствует
улучшению физического состояния и формированию привычек, способствующих
благополучию.
Туристско-краеведческая
деятельность
способствует
развитию
самостоятельности, ответственности и лидерских качеств. Участие в походах и экспедициях
становится для подростков возможностью укрепить уверенность в себе и научиться работать
в команде. Подобные впечатления учат их ценить природу и культуру своей страны,
формируя новое поколение, овеянное духом патриотизма и гражданственности. Таким
образом, данная программа служит мощным инструментом в воспитании активных,
ответственных и творчески настроенных граждан, способных внести значимый вклад в
будущее общества.
Новизна и отличительные особенности образовательной программы
Преимущество данной программы выражено в том, что помимо краеведческой
деятельности, обучающиеся также попробуют себя в контент-менеджменте. Это
интегрированное направление позволяет молодым людям не только изучать историю и
культуру родного края, но и осваивать навыки, необходимые для эффективного продвижения
и представления полученных знаний в digital-пространстве. Обучающиеся учатся создавать и
обрабатывать контент, что способствует развитию их креативности и критического
мышления.
Таким образом, данная программа представляет собой уникальную возможность для
обучающихся сочетать теоретические знания с практическими навыками, развивая в себе
мультидисциплинарный подход. Это не только повысит их конкурентоспособность на рынке
труда, но и поможет сохранить и популяризировать культурное наследие их региона.

3

Цель и задачи программы
Цель: формирование активной жизненной позиции, способствующей самореализации
личности, через участие в патриотической деятельности и формированию интереса к
истории родного края, посредством овладения навыками экскурсионной деятельности.
Задачи:
– Систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного города.
– Сформировать начальные навыки экскурсионной деятельности.
– Развивать исследовательские, технические и творческие способности у
обучающихся.
– Развить у учащихся интерес к изучению культурно-исторического наследия
родного края.
– Создать условия для самопознания и саморазвития личности обучающегося.
– Создать условия для изучения истории своего города.
Планируемые образовательные результаты
По окончанию реализации программы, обучающиеся будут иметь практический опыт:
− По разработке своего портфолио.
− Взаимодействия с объектами исторического наследия.
− Участия в экспедициях, проведения экскурсий.
Будут знать:
− Что такое туристско-краеведческая деятельность.
− Как правильно проводить экскурсии по маршрутам.
− Историю своего города, его достопримечательности и особенности.
− Что такое контент-менеджмент.
Будут уметь:
− Работать с архивными документами.
− Писать новостные, информационные и рекламные посты для социальных сетей.
Комплекс основных характеристик образования
Направленность программы: туристско-краеведческая.
Уровень освоения: стартовый, предполагает формирование у обучающихся навыков
и умений, которые могут быть востребованы ими в своей будущей профессиональной
деятельности, оптимально соответствующей их личностным особенностям.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 9 месяцев, 36 недель.
Количество обучающихся: от 12 до 15 человек.
Принцип комплектования групп:
Группы комплектуются по желанию, без учета индивидуальных способностей. В
группу могут быть включены обучающиеся с ОВЗ по индивидуальному образовательному
маршруту.
Адресат программы
Возраст обучающихся 14–17 лет.

4

Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, период полового
созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и
сердечно-сосудистой. Подросток стремится, чтобы окружающие признали его взрослость,
независимость, но испытывает в то же время потребность в неавторитарных советчиках.
Происходит расширение круга общения и деятельности подростков.
Характерной чертой
самосознания подростков является потребность (способность) познать себя как
личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию.
Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности.
Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Подростковый
возраст характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной
деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях.
Перестраивается «Я-концепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о
себе связано с поиском ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток
изучает себя: какой Я? какие у меня особенности? каким я представляюсь другим людям?
Вместе с тем, детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности,
опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники
дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими
переживается.
Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в
наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного
самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в
поведении и нравственном развитии.
Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебнопрофессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности
старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности.
Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и
потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей
профессии начинает, так или иначе, влиять на их отношение к учебной деятельности. Растет
и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным
ролям, пробует себя в различных видах деятельности (учение, спорт, общение, участие в
молодежных общественных движениях и организациях и других). Важной для
старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем
жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными
переживаниями.
Основное новообразование первого периода юности – самоопределение во всех
сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и
мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие
личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом
направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со
старшеклассниками: создание условий для реализации возможностей личности в
соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на
будущее.

5

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа,
продолжительность академического часа 45 минут, с 15-минутным перерывом.
Форма обучения – очная, очно-заочная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед Братского района»
реализуется в течение учебного года, включая период осенних и весенних каникул, что
находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом
плане.
Особенности организации образовательного процесса
Традиционная
модель
реализации дополнительной
общеразвивающей
программы, которая представляет собой линейную
последовательность
освоения
содержания в течение учебного года.
Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации
программы используют различные формы и методы обучения:
1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение, инструктаж.
2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок,
их описание.
7. Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8. Практический метод – оформление краеведческого материала.
9. Метод проектов – создание проекта.
Технология проектно-исследовательской деятельности
Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у
обучающихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения
природы и общественных явлений и предполагает такую организацию учебного процесса, в
ходе которой усваиваются доступные элементы исследовательской методики, овладевается
исследовательский опыт.
Весь процесс обучения носит личностно-ориентированный развивающий характер,
способствующий индивидуальному развитию каждого обучающегося, его самоопределению
и самореализации. Цель исследовательской деятельности – приобретение обучающимися
навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития
способности к исследовательскому типу исследования, приобщение к методам научного
познания действительности, активизации личностной
позиции обучающегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых
знаний, личностно значимых для обучающихся.
Формы занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Для подготовки
мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

6

Учебный план
Количество часов

№
п/п

Наименование раздела/темы

1

Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности

1.1

1.2

1.3

1.4
1.5
1.6
1.7

1.8

1.9
1.10

1.11

1.12

2

Вводное занятие. Туристскокраеведческая деятельность: что
это такое?
Что такое туризм и краеведение.
История зарождения в России
туризма
и
краеведения.
Организационные
формы
краеведения.
Краеведение родного города –
Вихоревка.
История
города
Вихоревка.
Достопримечательности.
Климат,
рельеф,
полезные
ископаемые Братского района.
Растительность и животный мир
Братского района.
Сущность понятия «экскурсия».
Классификация. Экскурсионные
объекты.
Методика проведения экскурсий.
Понятие
«портфель
экскурсовода».
Подготовка
путевой
экскурсионной
информации.
Методические
приёмы
экскурсионного рассказа.
Культура речи экскурсовода.
Информационные технологии как
помощь
краеведам.
Поиск
архивных
документов
и
библиографических источников
информации.
Правила
безопасности
при
проведении
экскурсий.
Составление
памятки
для
краеведов.
Раздел 2. Контент-менеджмент

Всего

Теория

Практика

30

17

13

2

2

0

2

2

0

2

1

1

2

1

1

2

2

0

2

1

1

2

1

1

4

2

2

4

2

2

2

1

1

4

1

3

2

1

1

8

4

4

Формы аттестации/
контроля
Вводная
диагностика:
собеседование

Наблюдение

7

2.1

2.2
2.3

3

3.1

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

Введение в контент-менеджмент:
основные понятия и принципы.
Кто такой контент-менеджер.
Зачем он нужен и какие его
обязанности.
Необходимые
навыки для работы. Актуальность
профессии.
Типы контента в Интернете.
Социальные сети и контент.
Использование графики и видео.
Как создавать инфографику.
Раздел
3.
Проектноисследовательская
деятельность. Маршрут по ул.
Ленина г. Вихоревка
Проектно-исследовательская
деятельность: основные понятия и
принципы.
Выбор
темы
исследования.
Методы
исследования.
Планирование проекта. Сбор и
анализ данных.
Проект:
«История
нашего
вокзала».
Проект: «Триумфальная арка
святителя Николая Чудотворца».
Проект:
«Братский
Центр
Культуры».
Проект:
«Дом
детского
творчества».
Проект: «Мемориал жертвам
Озерлага».
Проект:
«Памятник
Вихорю
Савину».

2

1

1

4

2

2

2

1

1

42

9

33

6

2

4

4

1

3

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

4

1

3

4

1

3

Наблюдение

4

Промежуточная аттестация

2

1

1

Проектноисследовательска
я работа

5

Раздел 4. Братский район

60

23

37

Наблюдение

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

5.1
5.2
5.3
5.4

Братск
острожный.
История
Братского района. Официальные
символы.
Карты и локации. Памятники
Братского района.
Национальности, проживающие в
Братском районе.
Родословные. Родовое древо.

8

5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16
6

Памятные даты. Исторические
люди. Достижения жителей.
Городские и сельские поселения
Братского района.
История: старый Братск и новый
Братск.
История: село Большеокинское.
История: посёлок Добчур, Зяба и
село Илир.
История: село Калтук, посёлок
Карахун и Кежемский.
История: село Ключи-Булак, Кобь
и Кобляково.
История: деревня Куватка, село
Кузнецовка и посёлок Наратай.
История: посёлок Озёрный, село
Покосное и посёлок Прибойный.
История: посёлок Прибрежный,
село Тангуй и посёлок Тарма.
История: посёлок Турма, село
Тэмь, посёлок Харанжино и
посёлок Шумилова.
Затопленные деревни Братского
района.
Итоговая аттестация.
Итого

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

2

1

1

2

1

1

144

55

89

Тестирование

Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2024-2025 учебном году – 36, количество учебных дней – 72,
количество учебных часов –144.
Дата начала реализации программы 1 ноября 2024 года, дата окончания реализации – 31
июля 2025 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Ноябрь 2024 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Декабрь 2024 г. – 4 недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Январь 2025 г. – 3 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Февраль 2025 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март 2025 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель 2025 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Май 2025 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Июнь 2025 г. – 4 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Июль 2025 г. – 5 недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов.

9

Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности
теория
практика
Раздел 2. Контент-менеджмент
теория
практика
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г. Вихоревка
теория
практика
Раздел 4. Промежуточная аттестация
теория
практика
Раздел 5. Братский район
теория
практика
Раздел 6. Итоговая аттестация
теория
практика
Итого:

16
11
5

14
6
8
2
1
1

16
7
9

14
6
8

всего часов
по разделу

июль

июнь

май

апрель

март

30
17
13
8
4
4

6
3
3

8
3
5

16
11
5

февраль

январь

декабрь

ноябрь

Раздел/месяц

16
3
13

16
3
13

16
3
13

16
3
13

2
0
2
2
1
1
12
6
6

16
6
10

14
5
9

16
7
9

16
6
10

14
5
9

18
6
12
2
1
1
20
7
13

42
9
33
2
1
1
60
23
37
2
1
1
144
55
89

Содержание программы
Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности – 30 ч.
Тема 1.1 Вводное занятие. Туристско-краеведческая деятельность: что это такое– 2 ч.
Теория: Создание атмосферы быстрого знакомства. Знакомство с содержанием
программы, описание ожидаемых результатов. Техника безопасности, организация рабочего
места. Рассказ о туристско-краеведческой деятельности, её формах и задачах.
Практика: Входная диагностика.
Материалы: презентация, видеоролик.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.

10

Тема 1.2 Что такое туризм и краеведение. История зарождения в России туризма и
краеведения. Организационные формы краеведения – 2 ч.
Теория: Знакомство с понятиями «туризм» и «краеведение». Ознакомление с историей
зарождения туризма и краеведения в Российской Федерации. Рассмотрение
организационных форм краеведения.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.3 Краеведение родного города – Вихоревка. История города Вихоревка.
Достопримечательности – 2 ч.
Теория: Знакомство с историей города Вихоревка и его достопримечательностями.
Практика: Просмотр презентации.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.4 Климат, рельеф, полезные ископаемые Братского района – 2 ч.
Теория: Изучение природно-экологической характеристики Братского района: климат,
рельеф и полезные ископаемые.
Практика: Изучение литературы, интернет-источников, просмотр презентации.
Материалы: презентация, видеоролик.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.5 Растительность и животный мир Братского района – 2 ч.
Теория: Изучение природно-экологической характеристики Братского района:
растительность и животный мир.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.6 Сущность понятия «экскурсия». Классификация. Экскурсионные объекты – 2 ч.
Теория: Знакомство с термином «экскурсия» и «экскурсионные объекты». Изучение
классификации экскурсий.
Практика: Работа с интернет-источниками, литературой.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.7 Методика проведения экскурсий – 2 ч.
Теория: Изучение методики проведения экскурсий.
Практика: Разработка маршрута по городу Вихоревка.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.8 Понятие «портфель экскурсовода». Подготовка путевой экскурсионной
информации – 4 ч.
Теория: Знакомство с термином «портфель экскурсовода».
Практика: Подготовка путевой экскурсионной информации на ближайший маршрут.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.9 Методические приёмы экскурсионного рассказа – 4 ч.

11

Теория: Изучение методических приёмов экскурсионного рассказа: приём
экскурсионной справки, приём описания, приём объяснения, приём комментирования
(репортажа), приём цитирования, приём литературного монтажа, приём вопросов-ответов,
приём отступления.
Практика: составление экскурсионных рассказов.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.10 Культура речи экскурсовода – 2 ч.
Теория: Изучение материалов по культуре речи экскурсовода. Развитие ораторских
навыков.
Практика: Создание видеоролика.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 1.11 Информационные технологии как помощь краеведам. Поиск архивных документов
и библиографических источников информации – 4 ч.
Теория: Как помогают информационные технологии краеведам.
Практика: Практическое применение информационных технологий в поиске архивных
документов и библиографических источников информации.
Оборудование: ноутбук с выходом в интернет.
Тема 1.12 Правила безопасности при проведении экскурсии – 2 ч.
Теория: Знакомство и изучение правил безопасности при проведении экскурсий.
Практика: Составление памятки.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Раздел 2. Контент-менеджмент – 8 ч.
Тема 2.1 Введение в контент-менеджмент: основные понятия и принципы – 2 ч.
Теория: Знакомство с термином «контент-менеджмент», понятиями, которые входят в
данный термин, и принципами. Знакомство с профессией контент-менеджер, зачем он нужен
и его обязанностями.
Практика: Определение необходимых навыков для работы. Ответ на вопрос:
«Актуальна ли эта профессия?»
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 2.2 Типы контента в Интернете. Социальные сети и контент – 4 ч.
Теория: Знакомство с разными типами контента в Интернете: текстовые, графические,
аудио и видео. Социальные сети и контент. Как используются социальные сети для
распространения контента.
Практика: Как определить целевую аудиторию своего контента. Создание контента.
Материалы: презентация, видеоролики.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 2.3 Использование графики и видео. Как создавать инфографику – 2 ч.
Теория: Изучение способов использования графических и видео материалов. Простые
способы создания инфографики.
Практика: Создание инфографики.

12

Материалы: видеоролик.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Раздел 3. Проектно-исследовательская деятельность. Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка – 42 ч.
Тема 3.1 Проектно-исследовательская деятельность: основные понятия и принципы. Выбор
темы исследования. Методы исследования – 6 ч.
Теория: Знакомство с термином «проектно-исследовательская деятельность»,
основные понятия и принципы. Как правильно выбрать тему исследования. Методы
исследования.
Практика: Выбор темы исследования. Подбор методов. Работа над созданием проекта.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.2 Планирование проекта. Сбор и анализ данных – 4 ч.
Теория: Изучение правильного планирования проекта. Как лучше собирать и
анализировать данные.
Практика: Сбор и анализ данных. Работа над созданием проекта.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.3 Проект: «История нашего вокзала» - 6 ч.
Теория: История вокзала. Старый и новый вокзалы. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация, литература.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Тема 3.4 Проект: «Триумфальная арка святителя Николая Чудотворца» - 6 ч.
Теория: История арки. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.5 Проект: «Братский Центр Культуры» - 6 ч.
Теория: История БЦК. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.6 Проект: «Дом Детского Творчества» - 6 ч.
Теория: История ДДТ. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.7 Проект: «Мемориал жертвам Озерлага» - 4 ч.

13

Теория: История мемориала. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация, видеоролик.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 3.8 Проект: «Памятник Вихорю Савину» - 4 ч.
Теория: История памятника. Знакомство с проектом.
Практика: Работа с информационными источниками. Построение плана проекта, сбор
и анализ данных.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Раздел 4. Промежуточная аттестация – 2 ч.
Теория: Тестирование.
Практика: Проектно-исследовательская работа.
Раздел 5. Братский район – 60 ч.
Тема 5.1 Братск острожный. История Братского района. Братский район в современном мире.
Официальные символы – 2 ч.
Теория: Знакомство с историей Братского района. Становление и развитие Братского
района.
Практика: Изучение важных исторических событий.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.2 Карты и локации. Памятники Братского района – 2 ч.
Теория: Знакомство и изучение различных карт Братского района. Нахождение на
картах памятники Братского района. Знакомство с различными памятниками.
Практика: Работа с информационными источниками.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.3 Национальности, проживающие в Братском районе – 2 ч.
Теория: Знакомство с различными национальностями, проживающими в Братском
районе: русские, буряты, татары, украинцы, таджики, армяне и др.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карты населения
Иркутской области и Братского района.
Материалы: презентация, видеоролик.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.4 Родословные. Родовое древо – 2 ч.
Теория: Изучение понятий «родословная» и «родовое древо». Изучение различных
источников по генеалогии братских родов. Род Вдовиных и Ознобихиных в Братском
районе.
Практика: Работа с информационными источниками. Создание родословной своей
семьи.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.

14

Тема 5.5 Памятные даты. Исторические люди. Достижения жителей – 2 ч.
Теория: Изучение архивных документов о памятных датах различных событий,
произошедших в Братском районе, известных исторических людях и достижениях местных
жителей.
Практика: Работа с информационными источниками. Составление календаря памятных
дат.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.6 Городские и сельские поселения Братского района – 2 ч.
Теория: Знакомство с городскими и сельскими поселениями Братского района.
Практика: Работа с информационными источниками. Создание коллажей,
иллюстрирующих жизнь в городских и сельских поселениях Братского района.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.7 История: старый Братск и новый Братск – 2 ч.
Теория: Знакомство с историей города Братска: старого и нового.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карты города и
памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.8 История: село Большеокинское – 2 ч.
Теория: Знакомство с историей села Большеокинское.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карты села и памятных
мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.9 История: посёлок Добчур, Зяба и село Илир – 6 ч.
Теория: Знакомство с историей посёлков Добчур, Зяба и села Илир.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.10 История: село Калтук, посёлок Карахун и Кежемский – 6 ч.
Теория: Знакомство с историей села Калтук, посёлков Карахун и

Кежемский.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.11 История: село Ключи-Булак, Кобь и Кобляково – 6 ч.
Теория: Знакомство с историей сёл Ключи-Булак, Кобь и Кобляково.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.12 История: деревня Куватка, село Кузнецовка и посёлок Наратай – 6 ч.

15

Теория: Знакомство с историей деревни Куватка, села Кузнецовка и посёлка Наратай.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.13 История: посёлок Озёрный, село Покосное и посёлок Прибойный – 6 ч.
Теория: Знакомство с историей посёлка Озёрный, села Покосное и посёлка Прибойный.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.14 История: посёлок Прибрежный, село Тангуй и посёлок Тарма – 6 ч.
Теория: Знакомство с историей посёлка Прибрежный, села Тангуй и посёлка Тарма.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.15 История: посёлок Турма, село Тэмь, посёлок Харанжино и посёлок Шумилова – 6
ч.
Теория: Знакомство с историей посёлка Турма, села Тэмь, посёлков Харанжино и
Шумилова.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Тема 5.16 Затопленные деревни Братского района – 2 ч.
Теория: Знакомство с историей затопленных деревень Братского района.
Практика: Работа с информационными источниками. Изучение карт и памятных мест.
Материалы: презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Раздел 6. Итоговая аттестация – 2 ч.
Теория: Тестирование.
Практика: праздник.
Материалы: презентация «Викторина»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки.
Оценочные материалы
Формы аттестации:
Способы определения результативности:
− педагогическое наблюдение;
− активность обучающихся на занятии;
− представление творческих проектов;
− участие обучающихся в викторине.
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения
осуществляются:
Входная диагностика – Приложение 1– проводится в форме собеседования,
позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным
видом деятельности. Проводится на первом занятии.

16

Текущий контроль – Приложение 2 – (в течение всего учебного года) – проводится
после прохождения каждого раздела, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и
развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Форма
проведения: наблюдения педагога.
Промежуточная аттестация –- Приложение 3 – проводится в конце первой ступени
обучения по изученным темам для выявления уровня освоения содержания программы.
Форма проведения: защита проекта. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Итоговая аттестация –- Приложение 4 - проводится в конце обучения по программе
и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период
обучения. Форма проведения: тестирование. Результаты фиксируются в оценочном листе и
протоколе.
Система оценивания
Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал
занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За учебную работу за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она
является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по
основным темам и разделам дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - соответствует отметке «2» (неудовлетворительно).
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы – освоено ½ программы - соответствует отметке «3» (удовлетворительно).
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2
– 2/3 программы - соответствует отметке «4» (хорошо).
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы (практически полностью) - соответствует отметке «5» (отлично).
Результаты входного контроля, промежуточной, итоговой аттестации
Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__
Объединение______________________________
Педагог________________________________________________________
Программа_____________________________________________________
Количество обуч-ся в группе по списку_____________________________
Количество обуч-ся выполнявших работу____________________________
Причины отсутствующих___________________________________________
ПАРАМЕТРЫ _______________________________________________________________
ИНДИКАТОРЫ______________________________________________________________

17

Протокол промежуточной/ итоговой аттестации
Фамилия Имя
параметры
Всего
Уровень
обучающегося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллов

№
п/п
1.
2.
3.
итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек
Оптимальный, хороший уровень - __ человек.
Высокий, отличный уровень - __ человек.

Отметка

Методические материалы
Для проведения занятий подготовлены дидактические и демонстрационные
материалы: комплект презентаций по темам программы, видеоматериалы.
Для проведения занятий рекомендуется использовать методические рекомендации по
проведению практических работ:
1) Перед началом занятия педагог проводит разминку (интеллектуальную или
творческую) с использованием интерактивного оборудования (разгадывание ребусов,
анаграмм, кроссвордов, выполнение игровых упражнений на развитие внимания, памяти,
воображения, логических операций);
2) Следующим этапом предлагается беседа с целью краткого изложения
теоретической части занятия.
3) Далее выполнение практической работы. Обсуждение результатов
выполнения практической работы. Внесение изменений в результат. Анализ выполненной
практической работы.
4) Рефлексия. Самоанализ своей деятельности.
Учебно-методическое обеспечение программы
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций,
бесед, практических занятий по краеведению.
Лекции: «Климат, рельеф, полезные ископаемые Братского района», «Растительность,
животный
мир
Братского
района», «История
освоения и
заселения
Приангарья», «История археологических исследований. Вклад ученыхархеологов».
Виртуальные экскурсии «Ангарская деревня», «Братск острожный».
Презентации: «Структура музея», «Коренное население Приангарья», «История
экспонатов», «Портфель экскурсовода».
Материалы «Братск острожный» к учебному занятию по теме «Братск острожный.
История Братского района. Братский район в современном мире. Официальные символы»
- Приложение 5.
Календарный учебно-тематический план – Приложение 6.

18

Иные компоненты
Воспитательная компонента программы
Работа с родителями
Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор».
Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и
родителей.
План воспитательно-развивающих мероприятий
на 2024-2025 учебный год
1. «Мы едины» - оформление передвижного стенда о национальностях, проживающих в
Иркутской области;
2. «Стена памяти» - творческий проект, посвященный Дню Победы; оформление
информационной папки-раскладушки.
Участие родителей в реализации программы в качестве постоянных участников поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации программы поможет им:
•
Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
•
Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях;
•
Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать
коллективное мнение.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательного процесса необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед
Братского района» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области
краеведения и музейной работы, знающий специфику организации дополнительного
образования.
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет площадью 2кв.м. на одного обучающегося, оборудованный столами и
стульями по количеству обучающихся;
- мультимедийный проектор;
- компьютер, ноутбук,
- музыкальные колонки,
- магнитно-маркерная доска;

19

- принтер лазерный цветной.

Список литературы
Список литературы для педагога
1. Атлас по памятникам природы регионального значения Иркутской области
/Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. – Иркутск: Мегапринт,
2020. – 183 с.
2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. /В.С. Безрукова –
Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001 – 339 с.
3. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири /Г.С.
Виноградов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклай РАН. – Москва:
Восточная литература, 2000. – 896 с.
4. Гурулев С.А. Географические названия Иркутской области: топонимический
словарь /С.А. Гурулев ; науч. Ред. Л. М. Корытный. – Иркутск: Институт географии им. В. Б.
Сочавы СО РАН, 2015. – 575 с.
5. Гущина Л.Н. Краеведческая шкатулка: методико-библиографическое пособие по
краеведению /Л.Н. Гущина.–Оренбургский гос. Ун-т. Муницип. Казен. Учреждение
культуры «Централиз. Дет. Библ. Система», Магнитогорск, 2022. – 19 с.
6. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.. Основы экскурсионной
деятельности в туристской индустрии / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина.–
Оренбургский гос. Ун-т., 2020. – 309 с.
7. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. Учебное пособие /А.Д. Каурова –
Санкт-Петербург: Герда, 2006. – 319 с.
8. Малеев В.Г. Определитель птиц Иркутской области /В.Г. Малеев. – Иркутск: издво Время странствий, 2010. – 300 с.
9. Рабецкая З.И. Иркутское краеведение: учебное пособие /З.И. Рабецкая.–Иркутск:
Символ, 2004.
10. Сабитова Н.И. Советы экскурсоводу. В помощь руководителям кружков, секций по
экскурсионно-краеведческой деятельности /Н.И. Сабитова. – Тюмень: МУ ТМСДЦ, 2003 –
156 с.
11. Фотоопределитель. Удивительные растения Прибайкалья – Иркутск, 2013. – 82 с.
12. Шмакова Г.В. Краеведение 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО /Г.В.
Шмакова.–М.: Издательство Юрайт, 2018. – 116 с.
13. Южный Байкал: природа и люди. – Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2019. – 270 с.
Список литературы для обучающихся
1. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В.
Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
2. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 51-60.
3. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной

20

исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе.
– 2004. - №5. – С. 61-66.
Список литературы для родителей
1. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева //
Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
2. Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное
образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.
3. Фролова, И. Н. Детский музей в школе / И. Н. Фролова // Музей и общество. Проблемы
взаимодействия. – М., 2001. – С. 172-180.

Приложение 1
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА
Собеседование
Задание: ответить на вопросы интервьюера.
Вопросы:
1. Какие навыки и знания нужны краеведу по вашему мнению?
2. Как думаете, помогут ли социальные сети сделать туризм более привлекательным в
глазах ваших сверстников?

Приложение 2
Текущий контроль по разделам программы
Тестирование
Раздел 1. Основы туристско-краеведческой деятельности
Вопросы:
1. Что такое туристско-краеведческая деятельность?
a. Способ зарабатывания денег на продаже сувениров и гастрономических изысков
местной кухни
b. Это форма досуга, объединяющая туристические путешествия с изучением местной
культуры, природы и истории.
c. Это процесс организации массовых мероприятий, например, фестивалей, где главное —
развлечение, а не познание.
2. Какие виды туризма наиболее популярны в туристско-краеведческой деятельности?
a. Экологический, культурный, исторический и этнографический туризм.
b. Экстремальный, горный, культурный и исторический туризм.
c. Экологический, культурный, экстремальный и этнографический туризм.
3. Какова роль экскурсовода в туристско-краеведческой деятельности?

21

a. Экскурсовод проводит экскурсии, информирует туристов о культурных и исторических
аспектах региона.
b. Экскурсовод водит за собой туристов и следит за тем, чтобы ничего не пропало.
c. Роль
экскурсовода
в
туристско-краеведческой
деятельности
заключается
исключительно в том, чтобы развлекать туристов своими анекдотами и забавными
историями.
4. Как можно изучать природу в рамках краеведения?
a. Никак.
b. Нужно полагаться исключительно на народные приметы и суеверия, связанные с
местной флорой и фауной.
c. Путём организации походов, наблюдений за флорой и фауной, а также участия в
природоохранных мероприятиях.
5. Какие ресурсы следует использовать для подготовки к туристическим поездкам?
a. Карты, путеводители, интернет-ресурсы, книги по истории и культуре региона.
b. Ресурсы, связанные с экстремальными видами спорта, такие как роуп-джампинг и
парашютный спорт.
c. Ресурсы, содержащие карты, путеводители и книги, информация в которых уже
устарела.
6. Важно ли сохранять природу при организации туристических маршрутов?
a. Сохранение природы не имеет никакого значения, ведь настоящие туристы должны
наслаждаться всеобъемлющим духом приключений, не заботясь о влиянии на окружающую
среду.
b. Это критически важно для сохранения экосистем и предотвращения негативного
влияния на природу.
c. Иногда важно, а иногда нет.
7. Чем отличаются массовый и индивидуальный туризм?
a. Ничем.
b. Количеством гидов-экскурсоводов.
c. Массовый туризм предполагает организованные группы, индивидуальный —
свободный выбор маршрута и времени.
8. Какие ошибки чаще всего совершают туристы при путешествиях?
a. Слишком тщательно изучить культуру мест назначения, что только мешает истинному
духу странствий.
b. Недостаточная подготовка, игнорирование местных традиций и непонимание
экологических норм.
c. «Не берут» ничего с собой с туристических мест.
9. Какое значение имеют сувениры в туристско-краеведческой деятельности?
a. Безделушка на память.
b. Сувениры служат памятью о поездках и поддерживают местные ремесла и экономику.
c. Не играют никакой роли, поскольку важнее всего — это просто запечатлеться на фоне
известных достопримечательностей.
10. Как подготовить безопасный маршрут для туристов?

22

a. Изучить местность, учитывать сезонные условия, предусмотреть места для отдыха и
оказания помощи.
b. Лучше всего полагаться на случайные советы знакомых.
c. Настоящие путешественники должны полагаться на удачу, а не на тщательное
планирование и исследование.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Таблица правильных ответов:
1
2
3
4
b
a
a
c
6
7
8
9
b
c
b
b

5
a
10
a

Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Критерии уровня обученности по сумме баллов:
от 8 баллов и более – высокий уровень;
от 4 до 7 баллов – средний уровень;
до 3 баллов – низкий уровень.
Тестирование
Раздел 2. Контент – менеджмент
Вопросы:
1. Что такое контент-менеджмент?
a) Процесс создания и редактирования видео
b) Процесс планирования, создания, распространения и анализа контента
c) Процесс управления финансовыми ресурсами
2. Какой из следующих инструментов обычно используется для управления контентом?
a) Google Docs
b) CMS (Content Management System)
c) Photoshop
3. Что такое SEO и как оно связано с контентом?
a) Это способ увеличения количества подписчиков в социальных сетях
b) Это оптимизация контента для поисковых систем с целью повышения видимости
c) Это метод создания визуального контента
4. Какой тип контента может быть наиболее эффективным для привлечения аудитории?
a) Текстовые статьи
b) Визуальный контент (изображения, видео)
c) Инфографика
d) Все вышеперечисленное
5. Что такое контент-календарь?
a) Инструмент для отслеживания финансов
b) План публикаций контента на определенный период

23

c) Список всех сотрудников компании
6. Какой из следующих факторов наиболее важен для успешного контент-маркетинга?
a) Качество контента
b) Частота публикаций
c) Количество социальных сетей
7. Какова основная цель контент-менеджмента?
a) Увеличить продажи
b) Создать уникальный контент
c) Удовлетворить потребности аудитории и повысить их вовлеченность
8. Что важно учитывать при создании контента для туристов?
a) Информативность, актуальность, целевую аудиторию и визуальное оформление.
b) Лучше всего сосредоточиться исключительно на ценах, не упоминая об опыте или
уникальных впечатлениях.
c) Необходимо игнорировать культурные особенности региона, чтобы не ограничивать
креативность.
9. Какой контент наиболее привлекателен для туристов?
a) Скучные текстовые отчеты без изображений – идеальный выбор.
b) Непроверенные слухи о популярных местах быстро завоюют интерес, вне зависимости от
правды.
c) Визуально захватывающие фотографии, видео и личные истории путешествий.
10. Каковы преимущества использования блогов для продвижения туризма?
a. Блоги позволяют сравнивать цены на авиабилеты и бронировать места в автобусах.
b. Высокая степень доверия у аудитории и возможность детального рассказа о местах.
c. С помощью блогов туристы могут прямо на месте делать покупки в супермаркетах и
выбирать продукты.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Таблица правильных ответов:
1
b
6
a

2
b
7
c

3
b
8
a

4
d
9
с

5
b
10
b

Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Критерии уровня обученности по сумме баллов:
от 8 баллов и более – высокий уровень;
от 4 до 7 баллов – средний уровень;
до 3 баллов – низкий уровень.

24

Приложение 3
Промежуточная аттестация
Критерии оценки краеведческой исследовательской работы учащихся
1. обоснование выбора темы (актуальность, новизна исследования);
2. глубина раскрытия темы исследования;
3. соответствие содержания исследовательской работы заявленной теме;
4. соблюдение структуры исследовательской краеведческой работы;
5. источниковедческая база;
6. обзор литературы по изучаемому вопросу;
7. творческий подход к разработке исследуемой проблемы (вклад автора);
8. перспективы или конечные результаты исследования, его научно – практическое значение;
9. наличие авторской позиции;
10. оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (титульный лист,
научно – справочный аппарат, приложения, аккуратность, грамотность, стиль).
За каждый вышеуказанный пункт
при полном соответствии предъявляемым требованиям – 2 балла,
при неполном соответствии требованиям – 1 балл,
при несоответствии требованиям – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
Критерии оценки публичной защиты краеведческой исследовательской работы
1. соблюдение основных структурных положений при защите исследования (мотивация
выбора темы, цели и задачи, методы (приёмы) исследования, краткая характеристика
источников и литературы);
2. логичное и эмоциональное изложение содержания;
3. оригинальность формы представления исследования;
4. различие между написанным текстом исследовательской работы и докладом – звучащим
текстом;
5. свободное владение представленным материалом;
8. чёткое соблюдение регламента (10 мин);
9. умение продемонстрировать эрудицию и убедительность при ответах на вопросы;
За каждый вышеуказанный пункт
при полном соответствии предъявляемым требованиям – 2 балла,
при неполном соответствии требованиям – 1 балл,
при несоответствии требованиям – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 18.

25

Приложение 3
Итоговая аттестация
Тестирование
Вопросы:
1. Что такое туристско-краеведческая деятельность?
b. Способ зарабатывания денег на продаже сувениров и гастрономических изысков
местной кухни
c. Это форма досуга, объединяющая туристические путешествия с изучением местной
культуры, природы и истории.
d. Это процесс организации массовых мероприятий, например, фестивалей, где главное —
развлечение, а не познание.
2.Какие преимущества имеет краеведение для туристов?
b. Краеведение помогает туристам избегать местных достопримечательностей, тем самым
снижая нагрузку на инфраструктуру.
c. Углубленное понимание местной культуры, традиций и достопримечательностей.
d. Cпособствует улучшению взаимопонимания между туристами и местными жителями,
что часто приводит к конфликтам.
3. Что важно учитывать при создании контента для туристов?
a. Необходимо игнорировать культурные особенности региона, чтобы не ограничивать
креативность.
b.
Лучше всего сосредоточиться исключительно на ценах, не упоминая об опыте или
уникальных впечатлениях.
c. Информативность, актуальность, целевую аудиторию и визуальное оформление.
4. В чем заключается значимость экскурсовода в туристской деятельности?
a. Экскурсовод водит за собой туристов и следит за тем, чтобы ничего не пропало.
b. Экскурсовод проводит экскурсии, информирует туристов о культурных и исторических
аспектах региона.
c. Роль
экскурсовода
в
туристско-краеведческой
деятельности
заключается
исключительно в том, чтобы развлекать туристов своими анекдотами и забавными
историями.
5. Каковы основные инструменты для продвижения туристических услуг?
a. Социальные сети, реклама в интернете, блоги, видеоконтент и e-mail маркетинг.
b. Объявления на светофорах – это самый эффективный инструмент.
c. Листовки, оставленные в ненадежных местах, гарантированно привлекут внимание.
6. Какие ресурсы следует использовать для подготовки к туристическим поездкам?
a. Ресурсы, содержащие карты, путеводители и книги, информация в которых уже
устарела.
b. Карты, путеводители, интернет-ресурсы, книги по истории и культуре региона.
c. Ресурсы, связанные с экстремальными видами спорта, такие как роуп-джампинг и
парашютный спорт.
7. Как формируется имидж туристического региона?
a. Через качественный контент, PR, отзывы туристов и рекламные кампании.
b. Имидж формируется исключительно на основе случайных фотографий из соцсетей.

26

c. Он зависит только от промо-акций, не имеющих отражения реальности.
8. Каковы особенности работы с социальными сетями в туристическом бизнесе?
a. Не нужно взаимодействовать с клиентами, достаточно просто публиковать посты.
b. Можно игнорировать отзывы, так как они не влияют на бизнес.
c. Визуальный контент, вовлеченность аудитории и регулярные обновления.
9. Почему важно привлекать местных жителей к краеведческим проектам?
a. Они могут предоставить уникальную информацию и улучшить качество туристических
услуг.
b. Их мнение бесполезно, так как они не являются «экспертами» в области туризма.
c. Они могут рассказать о мифах места и запугать туристов.
10. Как подготовить безопасный маршрут для туристов?
a. Лучше всего полагаться на случайные советы знакомых.
b. Изучить местность, учитывать сезонные условия, предусмотреть места для отдыха и
оказания помощи.
c. Настоящие путешественники должны полагаться на удачу, а не на тщательное
планирование и исследование.
11. Какой контент наиболее привлекателен для туристов?
a. Скучные текстовые отчеты без изображений – идеальный выбор.
b. Непроверенные слухи о популярных местах быстро завоюют интерес, вне зависимости
от правды.
c. Визуально захватывающие фотографии, видео и личные истории путешествий.
12. Что такое краеведческие фестивали?
a. Краеведческие фестивали — это мероприятия, посвященные изучению космоса и
астрономии, где участники занимаются наблюдением звезд.
b. Мероприятия, представляющие культуру и традиции региона.
c. Это фестивали, на которых собираются только знатоки биологии и экологии, чтобы
обсуждать редкие виды растений.
13. Какова основная цель контент-менеджмента?
a. Управление и создание качественного контента для привлечения и удержания
аудитории.
b. Основная цель контент-менеджмента — это организация благотворительных
мероприятий для бизнесменов с целью их популяризации.
c. Контент-менеджмент нацелен на создание физического контента, такого как книги и
журналы, которые можно напечатать.
14. Каковы основные навыки для контент-менеджера?
a. Креативность, аналитическое мышление.
b. Контент-менеджеры должны обладать искусством жонглирования, чтобы привлекать
внимание аудитории на мероприятиях.
c. Должен уметь программировать сложные программы и чат-ботов.
15. Каковы преимущества использования блогов для продвижения туризма?
a. Блоги позволяют сравнивать цены на авиабилеты и бронировать места в автобусах.
b. С помощью блогов туристы могут прямо на месте делать покупки в супермаркетах и
выбирать продукты.

27

c. Высокая степень доверия у аудитории и возможность детального рассказа о местах.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Таблица правильных ответов:
1
2
3
4
5
b
b
c
b
a
6
7
8
9
10
b
a
c
a
b
11
12
13
14
15
c
b
a
a
c
Критерии уровня обученности по сумме баллов:
Высокий уровень – от 12 баллов и более;
Средний уровень – от 6 до 11 баллов;
Низкий уровень – до 5 баллов.
Приложение 5
Материалы к учебному занятию
Братск острожный
Историческая справка
18 июня 1631 года - атаман Максим Перфильев доложил в Енисейск о завершении
постройки «Брацкого острожка в двух плесах у Брацкого порогу Падуна...»
1644 год - воевода Сила Аничков посылает Ивана Похабова на обустройство и укрепление
острога.
1843 год - в Братском остроге построена первая деревянная церковь
1845 год - начато строительство Николаевского чугунолитейного, железоделательного
завода.
1850 год - открыто трехгодичное церковно-приходское училище.
1891 год - правительство России утверждает план строительства Сибирской железной дороги
1913 год - при Братском отделении «Общества изучения Сибири и ее быта» организуется
читальня, то есть первая в истории Братска общественная библиотека с фондом в 200-300
экземпляров.
1917 год - первая самостоятельная экспедиция по Ангаре сотрудника Геологического
комитета Сергея Владимировича Обручева.
1930/31 гг. - учащиеся Братской школы под руководством Михаила Ефимовича Карпова
собрали более 400 фактов о полезных ископаемых Братского района.
Максим Перфильев – основатель Брацкого острога
В 1631 году к грозному Падунскому порогу на Ангаре пришел из Енисейска казачий
пятидесятник Максим Перфильев. Он заложил возле Падуна бревенчатое укрепление,
назвав его Братским острогом. Перфильев остался там на зимовку.

28

Туруханские и енисейские землепроходцы и до Перфильева не раз проникали на Ангару.
Уже тогда Енисей и Верхняя Тунгуска, как называлась Ангара от места ее впадения в
Енисей, стали частью будущего пути на Лену. Русские прослышали про "братскую землю",
где обитали буряты. Вскоре туда двинулся енисейский служивый Ждан Власов (1623 год), а
через четыре года Максим Перфильев получил "наказную память" для первого похода на
Ангару.
В 1628 году искусный рудознатец, бывший енисейский воевода Яков Хрипунов, пройдя
пороги Ангары, начал поиски серебряной руды в новом крае. Он прослышал о богатых
залежах серебра в Даурии, собрался туда идти, но внезапно умер, не осуществив своего
замысла. Могила первого ангарского рудознатца затерялась где-то возле устья Илима.
Одновременно с Хрипуновым под "братский порог" пришел бесстрашный Петр Бекетов.
В 1629 году, питаясь лишь травой и кореньями, он семь недель скитался в неизведанных
землях.
В 1632 году в Братском остроге находилось около ста жителей. От сосновых ворот Братска
расходились пути, ведущие к Ледовитому океану, Амуру и Восточному морю, в Даурию,
Монголию и Китай. Один за другим здесь появлялись величайшие землепроходцы XVII века
— Василий Бугор, Иван Московитин, Курбат Иванов, Иван Похабов.
Василий Ермолаев-Бугор, продолжая свои странствия, дошел отсюда до Анадыря. Иван
Москвитин открыл Охотское море. Курбат Иванов первым исследовал Байкал. Иван
Похабов, основав будущий Иркутск и открыв Селенгу, пошел «к мунгальскому царю
Цысану, для проведывания серебряных руд и Китайского государства». Основатель
Братского острога Максим Перфильев исследовал Селенгу, а потом поплыл к устьям великих
сибирских рек. Петру Бекетову посчастливилось открыть почти непрерывный водный путь
между Ангарой и Амуром.
Сразу же после основания Братского острога землепроходцы получили различные устные
сведения не только о Китае, но даже о Тибете и далай-ламе. Затем, на исходе первой
половины XVII века, Братский острог перенесли от Падуна к устью Оки.
Отважные служилые люди, презрев опасности, шли на стругах и каюках к Падуну, Долгому,
Пьяному и другим порогам и перетаскивали свои суда на руках через каменные гряды.
Зоркие глаза путешественников различали среди бурных вод Ангары отдельные «конькамни», «языки», «камни-лебеди», гранитные «лопатки».
На порогах Ангары и в Братском остроге побывал протопоп Аввакум — подневольный
участник Даурской экспедиции Афанасия Пашкова. «Горы высокие, дебри непроходимые,
утес каменный, яко стена стоит, а поглядеть, заломя голову», — описывал Аввакум
окрестности Долгого порога.
Протопоп запомнил три каменных переката через всю реку на Падунском пороге. Но струги
Пашкова — подлинные речные корабли, вмещавшие по 50 человек каждый, — миновали
грозные препятствия и пошли дальше, в «самые глубочайшие пределы» — Байкал, Селенгу,
Хилок, Шилку, Ингоду. Ангарские пороги не могли задержать движение русских людей.
Летом 1675 года Братский острог встречал посольство Николая Спафария, спешившего в
Китай. Этот ученый человек тоже осмотрел Братск и Ангару с ее сиенитовыми и гранитными
теснинами. По Ангаре проплыл, направляясь в Маньчжурию, передовой гонец Спафария —
Игнатий Милованов, уже успевший побывать в Пекине, в гостях у императора Кан-си.

29

Братский острог окружали пашни, возделанные русскими людьми и бурятами. В самой
крепости стояли "многие амбары хлеба", собранного в порядке десятинной подати. Когда на
Амуре и Зее были открыты добрые хлебородные места, даурские воеводы предлагали
пашенным людям из Братского острога переселяться на эту целину.
Летом 1687 года к Братскому острогу приплыла невиданная дотоле воинская сила — более
двух тысяч стрельцов, сопровождавших посольство Федора Головина. Он должен был
заключить мирный договор с полномочными представителями богдыхана.
Вскоре наступило время, когда по Ангаре пошли струги, груженные даурским серебром и
нерченским свинцом, суда с китайским шелком и ревенем. По реке проплыл «камчатский
Ермак» Владимир Атласов.
В конце XVIII века великий илимский узник Александр Радищев не раз беседовал с
братскими лоцманами, собирая данные по истории судоходства на ангарских порогах.
Радищев сожалел о том, что судовую кладь надо было перевозить сушей вокруг Падуна и
лишь после этого вновь нагружать корабли. Но он верил в будущее Ангары, считая ее
главным звеном непрерывной связи России с Китаем. Радищев предсказывал, что Ангара и
Иркутск со временем будут «главою сильные и обширные области».
Сохранилось две башни Братского острога – одна находится в селе Коломенское, в Москве,
вторая – в уникальном архитектурно-этнографическом музее под открытым небом –
Ангарская деревня.

Приложение 6

№

1

2

3

дата

Календарный учебно-тематический план
название раздела; темы раздела;
объё
форма занятия
темы занятия
м
часов

05.11.24 Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Вводное занятие. Туристскокраеведческая деятельность: что это
такое.
07.11.24 Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Что такое туризм и краеведение.
История зарождения в России
туризма и краеведения.
Организационные формы
краеведения.
12.11.24 Раздел 1. Основы туристско-

формы
контроля,
аттестации

2 Занятиепрезентация

собеседование

2 Занятиепрезентация

наблюдение

2 Занятие-

30

4

14.11.24

5

19.11.24

6

21.11.24

7

26.11.24

8

28.11.24

9

03.12.24

10

05.12.24

11

10.12.24

12

12.12.24

13

17.12.24

краеведческой деятельности.
Краеведение родного города –
Вихоревка. История города
Вихоревка. Достопримечательности.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Климат, рельеф, полезные
ископаемые Братского района.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Растительность и животный мир
Братского района.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Сущность понятия «экскурсия».
Классификация. Экскурсионные
объекты.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Методика проведения экскурсий.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Понятие «портфель экскурсовода».
Подготовка путевой экскурсионной
информации.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Понятие «портфель экскурсовода».
Подготовка путевой экскурсионной
информации.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Методические приёмы
экскурсионного рассказа.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Методические приёмы
экскурсионного рассказа.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Культура речи экскурсовода.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.

презентация
Виртуальная
экскурсия
2 Практикум

2 Занятиепрезентация

2 Практикум

2 Практикум

2 Занятиепрезентация

2 Практикум

2 Занятиепрезентация

2 Практикум

2 Занятиепрезентация
2 Занятиепрезентация

31

14

19.12.24

15

24.12.24

16

26.12.24

17

09.01.25

18

14.01.25

19

16.01.25

20

21.01.25

21

23.01.25

22

28.01.25

Информационные технологии как
помощь краеведам. Поиск архивных
документов и библиографических
источников информации.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Информационные технологии как
помощь краеведам. Поиск архивных
документов и библиографических
источников информации.
Раздел 1. Основы туристскокраеведческой деятельности.
Правила безопасности при
проведении экскурсии.
Контент-менеджмент.
Введение в контент-менеджмент:
основные понятия и принципы.
Контент-менеджмент.
Типы контента в Интернете.
Социальные сети и контент.
Контент-менеджмент.
Типы контента в Интернете.
Социальные сети и контент.
Контент-менеджмент.
Использование графики и видео. Как
создавать инфографику.
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проектно-исследовательская
деятельность: основные понятия и
принципы. Выбор темы
исследования. Методы исследования.
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проектно-исследовательская
деятельность: основные понятия и
принципы. Выбор темы
исследования. Методы исследования.
Раздел 3. Проектно-

2 Практикум

2 Практикум

Тестирование

2 Занятиепрезентация
2 Занятиепрезентация
2 Практикум

2 Практикум

Тестирование

2 Занятиепрезентация

2 Практикум

2 Самостоятельная

32

23

30.01.25

24

04.02.25

25

06.02.25

26

11.02.25

27

13.02.25

28

18.02.25

29

20.02.25

исследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проектно-исследовательская
деятельность: основные понятия и
принципы. Выбор темы
исследования. Методы исследования.
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Планирование проекта. Сбор и
анализ данных.
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Планирование проекта. Сбор и
анализ данных.
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «История. нашего вокзала».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «История нашего вокзала»
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «История нашего вокзала».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Триумфальная арка
святителя Николая Чудотворца».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.

работа

2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Самостоятельная
работа

33

30

25.02.25

31

27.02.25

32

04.03.25

33

06.03.25

34

11.03.25

35

13.03.25

36

18.03.25

37

20.03.25

Вихоревка.
Проект: «Триумфальная арка
святителя Николая Чудотворца».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Триумфальная арка
святителя Николая Чудотворца».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Братский Центр Культуры».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Братский Центр Культуры».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Братский Центр Культуры».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Дом Детского Творчества».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Дом Детского Творчества».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Дом Детского Творчества».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

34

38

25.03.25

39

27.03.25

40

01.04.25

41

03.04.25

42

08.04.25

43

10.04.25

44

15.04.25

45

17.04.25

46

22.04.25

47

24.04.25

48

06.05.25

Проект: «Мемориал жертвам
Озерлага»
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Мемориал жертвам
Озерлага».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Памятник Вихорю Савину».
Раздел 3. Проектноисследовательская деятельность.
Маршрут по ул. Ленина г.
Вихоревка.
Проект: «Памятник Вихорю Савину».
Раздел 4. Промежуточная
аттестация.
Тестирование. Проектноисследовательская работа.
Раздел 5. Братский район.
Братск острожный. История
Братского района. Братский район в
современном мире. Официальные
символы.
Раздел 5. Братский район.
Карты и локации. Памятники
Братского района.
Раздел 5. Братский район.
Национальности, проживающие в
Братском районе.
Раздел 5. Братский район.
Родословные. Родовое древо.
Раздел 5. Братский район.
Памятные даты. Исторические люди.
Достижения жителей.
Раздел 5. Братский район.
Городские и сельские поселения
Братского района.
Раздел 5. Братский район.

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум

2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятие-

35

49

08.05.25

50

13.05.25

51

15.05.25

52

20.05.25

53

22.05.25

54

27.05.25

55

29.05.25

56

03.06.25

57

05.06.25

58

10.06.25

59

17.06.25

60

19.06.25

61

24.06.25

62

26.06.25

История: старый Братск и новый
Братск.
Раздел 5. Братский район.
История: село Большеокинское.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Добчур, Зяба и
село Илир.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Добчур, Зяба и
село Илир.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Добчур, Зяба и
село Илир.
Раздел 5. Братский район.
История: село Калтук, посёлок
Карахун и Кежемский.
Раздел 5. Братский район.
История: село Калтук, посёлок
Карахун и Кежемский.
Раздел 5. Братский район.
История: село Калтук, посёлок
Карахун и Кежемский.
Раздел 5. Братский район.
История: село Ключи-Булак, Кобь и
Кобляково.
Раздел 5. Братский район.
История: село Ключи-Булак, Кобь и
Кобляково.
Раздел 5. Братский район.
История: село Ключи-Булак, Кобь и
Кобляково.
Раздел 5. Братский район.
История: деревня Куватка, село
Кузнецовка и посёлок Наратай.
Раздел 5. Братский район.
История: деревня Куватка, село
Кузнецовка и посёлок Наратай.
Раздел 5. Братский район.
История: деревня Куватка, село
Кузнецовка и посёлок Наратай.
Раздел 5. Братский район.

презентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Занятиепрезентация
Практикум
2
Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятие-

36

63

01.07.25

64

03.07.25

65

08.07.25

66

10.07.25

67

15.07.25

68

17.07.25

69

22.07.25

70

24.07.25

71

29.07.25

72

31.07.25

История: посёлок Озёрный, село
Покосное и посёлок Прибойный.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Озёрный, село
Покосное и посёлок Прибойный.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Озёрный, село
Покосное и посёлок Прибойный.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Прибрежный, село
Тангуй и посёлок Тарма.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Прибрежный, село
Тангуй и посёлок Тарма.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Прибрежный, село
Тангуй и посёлок Тарма.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Турма, село Тэмь,
посёлок Харанжино и посёлок
Шумилова.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Турма, село Тэмь,
посёлок Харанжино и посёлок
Шумилова.
Раздел 5. Братский район.
История: посёлок Турма, село Тэмь,
посёлок Харанжино и посёлок
Шумилова.
Раздел 5. Братский район.
Затопленные деревни Братского
района.
Итоговая аттестация.
Тестирование.

презентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа
2 Самостоятельная
работа
2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа

2 Самостоятельная
работа

2 Занятиепрезентация
Практикум
2 Самостоятельная
работа

Тестирование
Наблюдение

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».