ДОП Мастерская УР 2 ступень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерская «Умелые руки» II ступень
Возраст обучающихся: 9 – 12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-разработчик:
Черкунова Галина Тихоновна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Вихоревка, 2024

Дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерская «Умелые руки» II ступень
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» II ступень
разработана на основе программы «Студия декоративно-прикладного творчества» авторы
составители Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В.Воробьева. Волгоград: «Учитель», 2008г. – 250с.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022г. № 629.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ
на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года,
утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ;
Иные документы

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в
Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.)
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского
Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.)
 Положение
о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО
«ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Статус программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» II ступень
обновлена в 2024-2025 учебном году. В программу внесены изменения в части: принцип
комплектования групп, календарно-учебный график 1 и 2 год обучения; календарный учебнотематический план.
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом
директора МБУ ДО «ДДТ».

Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» II ступень
относится к художественной направленности.
Актуальность программы.
Программа дополнительного образования актуальна поскольку является комплексной,
вариативной, предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Интеграция нескольких направлений деятельности, что позволит детям овладеть различными
техниками декоративно-прикладного творчества.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлена на овладение обучающими необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для
школы и дома.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к
конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению
изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первого года обучения предлагать
обучающимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом
нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим
руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их
практические задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны
подбираться с учетом возрастных особенностей и возможностей обеспечения их всем
необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и
навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые
расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое
значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов,
бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими
универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки)
для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию,
развитию ребенка средствами декоративно-прикладного творчества, т. е. ребенок на всех уровнях
становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать
последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой
незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все
это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных
требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути
решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это
способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование
предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка
операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главная задача педагога, в том, что должна быть забота о развивающем характере обучения,
заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно
постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать
занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не
получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым,
мастером.
Для повышения и поддержания интереса обучающихся к объектам труда, его процессам и
результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад
или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы.
Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и
имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе. В программу
включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие
политехнический кругозор детей.
Разрешается взаимопосещаемость детей между группами. Программой предусматривается
индивидуальная работа с детьми, подготовка к выставкам, научно-практическим конференциям и
т.д, в это время на занятия приглашаются обучающиеся в индивидуальном порядке.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских
работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в
качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление
зала для проведения праздничных утренников.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» адресована
детям 9-12 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой ступени общего
образования и характерных особенностей младшего школьного возраста. Количество
обучающихся в группе 12 человек. Отбора детей для обучения по программе не предусмотрено.
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и
являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник
должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы решить следующие
задачи:
- освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения,
анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их
решения;

- научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и продвижение в разных
видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными
навыками;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные
нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Принцип комплектования групп:
По программе «Мастерская «Умелые руки»» занимается две группы, 1 и 2 года обучения,
возраст детей 9-12лет.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» рассчитана на 2
года, 72 недели, 18 месяцев обучения.
Формы обучения: очная.
Режим занятий:
В соответствии с СанПиНом реализация дополнительной общеразвивающей программы
«Мастерская «Умелые руки» предполагает общее количество часов 288 в год. Режим занятия
программы 1-й, 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями
15 минут.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами
народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с начальными сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
 познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их выполнения;
 обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при
разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
 обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
 научить технологическому процессу изготовления изделий и декорирования их
различными способами и приспособлениями;
Воспитательные:
 воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине, малой Родине, через
изучение народного творчества;
 воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности при
работе с материалами и инструментами;
 воспитание чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров; развитие у
обучающихся навыков экологической культуры, формирование осознанной потребности в
здоровом образе жизни;
 подготовка к сознательному выбору своего места в жизни, помощь в самоопределении.
Развивающие:
 развитие творческих возможностей обучающихся, формирование технического мышления
и конструкторских способностей;
 развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, эстетического
вкуса и чувства прекрасного.
3. Комплекс основных характеристик программы
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы всего: 288 учебных часов: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа.

Содержание программы.
Содержание программы первый год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Содержание
обучения на третьем году обучения.
Практика
Проведение входного контроля
Работа с бумагой и картоном. (52 часов)
Теория
Правила безопасной работы с канцелярским ножом, плоскогубцами, кусачками, бумагой,
картоном Приемы и способы работы с бумагой. Конструирование изделий из картона и бумаги.
Профессия строитель. Использование в работе креповой бумаги, ее свойства. Технология
изготовление объемных цветов из креповой бумаги. Силуэтное вырезание, материалы и
инструменты. Технология изготовления изделий (открыток, панно, тоннель) в технике силуэтное
вырезание. Материалы, инструменты, применяемые при изготовлении каркаса для игрушек в
технологии папье-маше. Технология изготовления объемных игрушек в технологии папье-маше.
Правила золотого сечения. Использование различных материалов для оформления работ.
Практика
Конструирование из бумаги, силуэтное вырезание, изготовление цветов из креповой бумаги,
изготовление игрушек на каркасе в технике папье-маше. Изготовление каркаса, соблюдение
пропорций при изготовлении изделия. Текущий контроль
Работа с тканью, мехом. (46 часов)
Теория
Технология создания объемной мягкой игрушки. Моделирование выкройки основы, при
изготовлении мягкой игрушки. Шарнирное соединение деталей. Правила симметрии при
расположении элементов на мордочке игрушки.
Практика
Изготовление объемной мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров. Игрушки из
фетра. Текущий контроль
Работа с атласными лентами. (22 часа)
Теория
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Что
такое «Канзаши»? История развития «Канзаши». История, виды канзаши. Разновидность форм
лепестков: круглые, острые, двухцветные. Основные приемы выполнения. Сборка цветка из
лепестков. Георгиевская лента, ее значение для русского народа.
Практика
Изготовление заколок для волос и броши в технике канзаши. Георгиевская лента ко Дню
Победы. Текущий контроль
Работа с фоамираном. (20 часов)
Теория
Знакомство с новым материалом, его свойствами, разновидностью. Материалы, инструменты
и приспособления для работы с фоамираном. Основные приемы работы с фоамираном. Изделия
выполненные из фоамирана. Технология изготовления цветов из фоамирана. Техника
безопасности при работе с утюгом, термопистолетом.
Практика
Изготовление магнитов, заколок для волос, изготовление простого цветка. Текущий контроль

Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов. Проведение промежуточной аттестации
Содержание программы второй й год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бисером. (28 часов)
Теория
Знакомство с бисером. Беседа «Родословная стеклянной бусинки». Виды бисера. Свойства
бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и
приспособления для работы бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при
изготовлении изделий из бисера. Понятия: бисер, бисероплетение. Материалы, инструменты и
приспособления для работы с бисером. Техники бисероплетения. Техника безопасности при
работе с бисером.
Практика
Плетение браслетов-«фенечек», колец, кулонов; плетение одной нитью, плетение в две нити,
плетение крестиком, плетение столбиком; работа по замыслу. Текущий контроль
Работа с тканью, мехом. (28 часов)
Теория
Виды меха. Правила раскроя изделий из меха. Правила увеличения выкроек. Правила
уменьшения выкроек. Виды швов для изготовления игрушки из меха. Способы обработки меха.
Правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглой. Определение долевой и
поперечной нити в трикотажном меховом полотне.
Практика
Изготовление объемной мягкой игрушки из меха. Текущий контроль
Работа с атласными лентами. (18 часов)
Теория
Цветовой спектр, правильное сочетание цветов при изготовлении изделия. Технология
изготовления цветка розы, анютины глазки, коалы в технике «канзаши». Правила создание единой
гармоничной композиции.
Практика
Изготовление ободка и заколок в технике канзаши. Георгиевская лента ко Дню Победы.
Текущий контроль
Работа с капроном. (28 часов)
Теория
Материалы, инструменты, приспособления при изготовлении цветов из капрона. Технология
изготовления основных и дополнительных элементов из капрона при создании цветов. Способы
изготовления лепестков разной формы. Способы соединения лепестков в цветок. Свойства гипса.
Практика
Изготовление цветов из капрона, заливка гипсом, оформление элементами декора. Текущий
контроль
Работа с фоамираном (18 часов)
Теория
Знакомство с понятием «Топиарий», история и значение, правила выполнения. Материалы и
инструменты при изготовлении топиария. Технология изготовления топиария. Техника
безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика
Изготовление цветов из фоамирана, заливка гипсом, оформление элементами декора.
Текущий контроль
Работа с бросовым материалам. (20 часов)
Теория
Знакомство с изготовлением изделий из газетных трубочек. Материалы и инструменты при
изготовлении изделий плетении из газетных трубочек. Подготовка материала к работе.

Технология изготовления газетных трубочек. Технология плетения. Декорирование изделий.
Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практика
Изготовление изделия из газетных трубочек. Покрытие лаком, оформление элементами
декора. Текущий контроль
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов. Итоговая аттестация
3.2. Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты освоения программного материала 1-го, 2-го годов
обучения:
По окончанию 1 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- правила безопасности труда с канцелярским ножом, плоскогубцами, кусачками;
- приемы работы с бумагой и картоном;
- технологию изготовления цветов из креповой бумаги;
- технологию изделий в технике силуэтное вырезание;
- технологию изготовления объемных игрушек на каркасе в технике папье-маше;
- технологию изготовления объемной мягкой игрушки, шарнирное соединение;
- историю «канзаши», материалы и инструменты и основные приемы изготовления лепестков
в технике «канзаши»;
- свойства фоамирана, основные работы, инструменты, технологию изготовления цветов из
фоамирана;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
Должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- выполнять силуэтное вырезание из бумаги;
- изготавливать цветы из креп-гофры;
-изготавливать объемные игрушки на каркасе в технике папье-маше;
- изготавливать объемные мягкие игрушки, с каркасным соединением;
- изготавливать цветы в технике «канзаши»;
- изготавливать топиарий;
Владеют навыками:
- работать с измерительными инструментами.
По окончанию 2 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- материалы, инструменты, приспособления применяемые при бисероплетению;
- техники бисероплетения;
- технологию изготовления объемной мягкой игрушки из меха;
- правила гармоничного цветового сочетания;
- свойства гипса;
- способы изготовления лепестков различной формы из капрона;
- технологию изготовления топиария;
- технологию изготовления изделий из газетных трубочек;
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
Должны уметь:
- изготавливать изделия в технике бисероплетения;
- изготавливать объемную мягкую игрушку из меха;

- изготавливать различные цветы из капрона;
- изготавливать топиарий с использованием фоамирана;
- подготавливать материал для плетения изделий из газетных трубочек.
Владеют навыками:
- самостоятельно изготовлять изделие по рисунку, эскизу, схеме, замыслу.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые
руки» II ступень
Учебный план 1 год обучения
№

Название разделов (тем)

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

Вводное занятие.
Входной контроль.

1

1

2

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.5

Работа с бумагой.
Конструирование из бумаги.
Силуэтное вырезание.
Изонить.
Цветы из креповой бумаги.
Папье-маше на каркасе.
Текущий контроль.

5
1
1
1
1
1
-

47
9
9
9
9
9
2

52
10
10
10
10
10
2

3
Работа с тканью, мехом.
3.1 Изготовление мягкой игрушки.
3.2 Изготовление
игрушексувениров.
3.3 Игрушки из фетра.
3.4 Текущий контроль.

4
2
1

42
18
13

46
20
14

1
-

9
2

10
2

4
Работа с атласными лентами.
4.1 Изготовление заколок для волос
в технике канзаши.
4.2 Изготовление броши в технике
канзаши.
4.3 Георгиевская лента ко Дню
Победы.
4.4 Текущий контроль.

3
1

19
9

22
10

1

5

6

1

3

4

-

2

2

3

17

20

5

Работа с фоамираном.

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

5.1 Изготовление магнитов.
5.2 Изготовление
заколок
для
волос.
5.3 Изготовление простого цветка.
5.4 Текущий контроль.

1
1

5
5

6
6

1
-

5
2

6
2

Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.

1

1

2

17

127

144

6

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

Учебный план 2 год обучения
№

1

Название разделов (тем)
Вводное занятие.
контроль.

Количество часов
Теория
Практика

Входной 1

Всего

1

2

2
Работа с бисером.
2.1 Знакомство,
беседа
«Родословная
стеклянной
бусинки»
2.2 Подготовка к работе, полезные
советы;
материалы
и
инструменты,
пробные
плетения.
2.3 Плетение браслетов-«фенечек»,
колец,
брошек,
кулонов,
ажурных браслетов.
2.4 Плетение одной нитью.
Плетение в две нити.
2.5 Текущий контроль.

5
1

23
1

28
2

1

1

2

2

14

16

1

5

6

-

2

2

3
Работа с тканью, мехом.
3.1 Шитье мягкой игрушки.
3.2 Текущий контроль.

2
2
-

26
26
2

28
28
2

4
Работа с атласными лентами.
4.1 Изготовление ободка в технике
канзащи.
4.2 Изготовление заколок для волос
в технике канзаши.
4.3 Георгиевская лента ко Дню
Победы.

2
1

16
5

18
6

-

6

6

1

3

4

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

4.4 Текущий контроль.

5
Работа с капроном.
5.1 Изготовление
цветов
капрона
5.2 Текущий контроль.

6
6.1
6.2
6.3

-

2

2

26
24

28
26

-

2

2

2
1
1
-

16
9
5
2

18
10
6
2

2

18

20

2

16

18

-

2
2

2
2

16

128

144

2
из 2

Работа с фоамираном.
Изготовление цветов.
Топиарии.
Текущий контроль.

Работа
с
бросовым
материалом
7.1 Изготовление
изделий
из
газетных трубочек.
7.2 Текущий контроль.
8
Итоговое занятие.
Итоговая аттестация.
7

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

Выставка.

4.2. Календарный учебный график

февраль

2
14

14

14

Календарный учебный график 2 год обучения

2

2
12
2

8
8
2

май

январь

14

апрель

декабрь

18

март

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
16
Работа с бумагой.
Работа с тканью, мехом.
Работа с атласными лентами.
Работа с фоамираном.
Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 1 год обучения

10
2
2

2

2

16

2

4
10
2

6
8
2

Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Мастерская «Умелые руки» II ступень
Календарный учебно-тематический план программы 2024-2025 учебный год
1 год обучения (группа №2)
№

Дата

Тема

Кол-во
часов

Форма занятия

1

2.09

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Входной контроль.

2

Беседа,
презентация,
тестирование.

РАБОТА С БУМАГОЙ (52 часа)
2

4.09

Конструирование из бумаги.
2
Коллективная работа «Город».

3

9.09

2

4

11.09

5

16.09

6

18.09

Конструирование моделей
зданий.
Конструирование моделей
зданий.
Конструирование моделей
техники.
Сбор макета города.

7

23.09

2

8

25.09

Знакомство с техникой
силуэтного вырезания.
Подбор рисунков. Пробное
вырезание.
Перевод рисунка на плотную
бумагу. Вырезание простых
элементов.

2
2
2

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации,
входной, текущий
контроль
Тестирование.

май

6
6

апрель

4
10

март

18

февраль

декабрь

12
4

январь

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
14
Работа с бисером.
Работа с тканью, мехом.
Работа с атласными лентами.
Работа с капроном.
Работа с фоамираном.
Работа с бросовым материалом.
Текущий контроль.
Итоговая аттестация.

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

10
2
2

9

30.09

10

2.10

11

7.10

12

9.10

13

14.10

14

16.10

15

21.10

16

23.10

17

28.10

18

30.10

19

6.11

20

11.11

21

13.11

22

18.11

23

20.11

24

25.11

25

27.11

26

2.12

Изготовление открытки в
технике силуэтного
вырезания.
Вырезание на свободную
тему.
Вырезание на свободную
тему. Оформление работы.
Выполнение вышивки в
технике «Изонить».
Подготовка основы для
вышивки. Эскиз рисунка.
Разметка рисунка.
Вышивка отдельных
элементов картины.
Вышивка отдельных
элементов картины.
Оформление работы.
Эскиз рисунка. Разметка
рисунка. Вышивка отдельных
элементов картины.
Вышивка отдельных
элементов картины.
Оформление работы.
Цветы из креповой бумаги.
Материалы и инструменты
для изготовления цветов.
Изготовление цветов из
креповой бумаги.
Изготовление цветов из
креповой бумаги.
Изготовление цветов из
креповой бумаги.
Сбор букета. Оформление
работы.
Изготовление объемных
игрушек в технике папьемаше. Игрушка «Жираф».
Изготовление каркаса.
Нанесение массы на каркас.
Сушка изделия.
Окрашивание работы.
Покрытие лаком.
Эстетическое оформление
работы.
Изготовление объемных
игрушек в технике папьемаше. Игрушка «Котенок».
Изготовление каркаса.
Нанесение массы на каркас.
Сушка изделия.
Окрашивание работы.
Покрытие лаком.
Эстетическое оформление
работы.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

2
2

2
2

Практическая
работа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

2
2
2
2
2

2
2

Практическая
работа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

27

4.12

Текущий контроль.

2

Практическая
работа.

РАБОТА С ТКАНЬЮ, МЕХОМ (46 часов)
28

9.12

29

11.12

30

16.12

31

18.12

32

23.12

33

25.12

34

30.12

35

8.01

36

13.01

37

15.01

38

20.01

39

22.01

40

27.01

Технология изготовления
объемной мягкой игрушки.
Инструменты и материалы.
Правила кроя.
Шитье мягкой игрушки
«Мишутка». Подбор ткани.
Раскрой деталей.
Шитье отдельных деталей.
Отработка технологий
изготовления объемной
мягкой игрушки.
Шитье отдельных деталей.
Отработка технологий
изготовления объемной
мягкой игрушки.
Сбор деталей игрушки.
Шарнирное соединение
деталей. Оформление изделия
по собственному замыслу.
Шитье мягкой игрушки
«Ежик». Подбор ткани.
Раскрой деталей.
Шитье отдельных деталей.
Отработка технологий
изготовления объемной
мягкой игрушки.
Шитье отдельных деталей.
Отработка технологий
изготовления объемной
мягкой игрушки.
Раскрой деталей одежды.
Сшивание деталей.
Шитье одежды.
Сбор деталей игрушки.
Шарнирное соединение
деталей. Оформление изделия
по собственному замыслу.
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир
«Домовенок».
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир
«Домовенок».
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир
«Домовенок».

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

Выставка.
Тестирование.

41

29.01

42

3.02

43

5.02

44

10.02

45

12.02

46

17.02

47

19.02

48

26.02

49

3.03

50

5.03

Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир «Совушка».
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир «Совушка».
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир
«Цыпленок».
Изготовление игрушек
сувениров из ткани и меха.
Игрушка-сувенир
«Цыпленок».
Изготовление игрушек из
фетра. Игрушка «Лисичка».
Отработка навыков шитья
«петельным» швом.
Изготовление игрушек из
фетра. Игрушка «Лисичка».
Отработка навыков шитья
«петельным» швом.
Изготовление игрушек из
фетра. Игрушка
«Медвежонок». Отработка
навыков шитья «петельным»
швом.
Изготовление игрушек из
фетра. Игрушка
«Медвежонок». Отработка
навыков шитья «петельным»
швом.
Изготовление игрушек из
фетра. Игрушка «Барашек».
Отработка навыков шитья
«петельным» швом.
Текущий контроль.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

РАБОТА С АТЛАСНЫМИ ЛЕНТАМИ (22 часа)
51

12.03

52

17.03

53

19.03

54

24.03

История развития «канзаши».
Основные приемы работы.
Изготовление простого
острого лепестка.
Изготовление простого
острого лепестка.
Сборка лепестков.
Оформление заколки для
волос.
Изготовление круглых
лепестков.
Изготовление круглых
лепестков.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.
Практическая
работа.

2

Выставка.
Тестирование.

55

26.03

56

31.03

57

2.04

58

7.04

59

9.04

60

14.04

61

16.04

Изготовление круглых
лепестков. Сборка лепестков.
Оформление заколки для
волос.
Изготовление двухцветных
лепестков.

2

Практическая
работа.

2

Изготовление двухцветных
лепестков.
Сборка лепестков.
Оформление броши.
Изготовление броши ко Дню
Победы в технике канзаши

2

Изготовление броши ко Дню
Победы в технике канзаши
Текущий контроль.

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2
2

2

Выставка.
Тестирование.

РАБОТА С ФОАМИРАНОМ (20 часов)
Фоамиран. Свойства и
основные приемы работы.
Магниты на холодильник.
Разработка эскиза.
Магниты на холодильник.
Изготовление магнита из
фоамирана.
Магниты на холодильник.
Изготовление магнита из
фоамирана.
Украшения из фоамирана.
Заколка для волос.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Украшения из фоамирана.
Заколка для волос.
Украшения из фоамирана.
Заколка для волос.
Изготовление простого цветка
из фоамирана.

2

2

19.05

Изготовление простого цветка
из фоамирана.
Сборка цветов в ободок.

71

21.05

Текущий контроль.

2

72

26.05

Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация.

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

62

21.04

63

23.04

64

28.04

65

30.04

66

5.05

67

7.05

68

12.05

69

14.05

70

2
2

2

Выставка.
Тестирование.
Выставка.

Календарный учебно-тематический план программы 2024-2025 учебный год
2 год обучения (группа №1)
№

Дата

Тема

Кол-во
часов

Форма занятия

1

3.09

Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Входной контроль.

2

Беседа,
презентация,
тестирование.

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации,
входной, текущий
контроль
Тестирование,
практическая
работа.

РАБОТА С БИСЕРОМ (28 часов)
2

6.09

3

10.09

4

13.09

5

17.09

6

20.09

7

24.09

8

27.09

9

1.10

10

4.10

11

8.10

12

11.10

13

15.10

14

18.10

15

22.10

Работа с бисером. Знакомство, 2
с техникой изготовления
поделок из бисера.
Подготовка к работе,
2
материалы и инструменты,
пробные плетения.
Плетение браслетов из бисера. 2
Отработка навыков плетения.
Плетение браслетов из бисера.
Отработка навыков плетения.
Плетение колец из бисера.
Отработка навыков плетения.
Плетение колец из бисера.
Отработка навыков плетения.
Плетение броши из бисера
(работа по схемам).
Плетение броши из бисера
(работа по схемам).
Плетение кулона. Отработка
навыков плетения бисером.

2

Плетение кулона. Отработка
навыков плетения бисером.
Плетение браслета. Плетение
одной нитью. Отработка
навыков плетения бисером.
Плетение браслета. Плетение
в две нити. Отработка
навыков плетения бисером.
Плетение браслета. Плетение
в две нити. Отработка
навыков плетения бисером.
Текущий контроль.

2

2
2
2
2
2

2

2

2

2

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Выставка. Защита
творческого
продукта.

РАБОТА С ТКАНЬЮ, МЕХОМ (28 часов)
16

25.10

17

29.10

18

1.11

19

5.11

20

8.11

21

12.11

22

15.11

23

19.11

24

22.11

25

26.11

26

29.11

27

3.12

28

6.12

29

10.12

Работа с тканью, мехом.
Раскрой деталей мягкой
игрушки «Кошка Мурка».
Подбор ткани.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Сбор игрушки. Эстетическое
оформление работы.
Декорирование элементами
декора.
Раскрой деталей мягкой
игрушки «Пес Шарик».
Подбор ткани.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Сбор игрушки. Эстетическое
оформление работы.
Раскрой деталей мягкой
игрушки «Лисичка». Подбор
ткани.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Шитье отдельных деталей.
Отработка навыков шитья.
Сбор игрушки. Эстетическое
оформление работы.
Текущий контроль.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

2
2

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2
2
2
2

2
2
2
2

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

РАБОТА С АТЛАСНЫМИ ЛЕНТАМИ (18 часов)
30

13.12

31

17.12

32

20.12

33

24.12

34

27.12

Изготовление розы в технике
канзаши. Отработка навыков
работы с атласными лентами.
Изготовление розы в технике
канзаши. Отработка навыков
работы с атласными лентами.
Изготовление розы в технике
канзаши. Оформление ободка.
Изготовление лепестков
цветка. Сборка цветка.
Оформление заколки для
волос.
Изготовление лепестков
цветка. Сборка цветка.

2

2

2
2

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Выставка. Защита
творческого
продукта.

35

10.01

36

14.01

37

17.01

38

21.01

Оформление заколки для
волос.
Изготовление лепестков
цветка. Сборка цветка.
Оформление заколки для
волос.
Изготовление броши ко Дню
Победы в технике канзаши.
Изготовление броши ко Дню
Победы в технике канзаши.
Текущий контроль.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

2
2

РАБОТА С КАПРОНОМ (28 часов)
39

24.01

40

28.01

41

31.01

42

4.02

43

7.02

44

11.02

45

14.02

46

18.02

47

21.02

48

25.02

49

28.02

50

4.03

Материалы, инструменты,
приспособления при
изготовлении цветов из
капрона.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Сборка цветов в букет.
Заливка гипсом. Оформление
работы декоративными
элементами.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из
капрона. Отработка навыков
при работе с капроном.
Сборка цветов в букет.
Заливка гипсом. Оформление
работы декоративными
элементами.
Изготовление цветов из
капрона. Закрепление навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из
капрона. Закрепление навыков
при работе с капроном.
Изготовление цветов из

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая

Выставка. Защита
творческого
продукта.

51

7.03

52

11.03

капрона. Закрепление навыков
при работе с капроном.
Сборка цветов в букет.
2
Заливка гипсом. Оформление
работы декоративными
элементами.
2
Текущий контроль.

работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Выставка. Защита
творческого
продукта.

РАБОТА С ФОАМИРАНОМ (18 часов)
53

14.03

54

18.03

55

21.03

56

25.03

57

28.03

58

1.04

59

4.04

60

8.04

61

11.04

Изготовление цветов из
фоамирана «Маки».
Отработка навыков при
работе с фоамираном.
Изготовление цветов из
фоамирана «Маки».
Отработка навыков при
работе с фоамираном.
Изготовление цветов из
фоамирана «Ромашки».
Отработка навыков при
работе с фоамираном.
Изготовление цветов из
фоамирана «Роза». Отработка
навыков при работе с
фоамираном.
Изготовление цветов из
фоамирана «Роза». Отработка
навыков при работе с
фоамираном.
Изготовление топиария.
Подготовка инструментов и
материала. Изготовление
цветов.
Изготовление цветов из
фоамирана для топиария.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Беседа.
Практическая
работа.

2

Подготовка кашпо, заливка
гипсом. Оформление
топиария элементами декора.
Текущий контроль.

2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

Выставка. Защита
творческого
продукта.

РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (20 часов)
62

15.04

63

18.04

Знакомство с изготовлением
2
изделий из газетных трубочек.
Материалы и инструменты.
Подготовка материала к
работе.
Изготовление газетных
2

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая

64

22.04

65

25.04

66

2.05

67

6.05

68

13.05

69

16.05

70

20.05

71

23.05

72

27.05

трубочек.
Изготовление газетных
трубочек.
Плетение изделия по схемам.

2
2

работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Плетение изделия по схемам.
Оформление изделия
декоративными элементами.
Изготовление газетных
трубочек.
Изготовление газетных
трубочек.
Плетение изделия по схемам.

2

Плетение изделия по схемам.
Оформление изделия
декоративными элементами.
Текущий контроль.

2

2

Практическая
работа.

Итоговое занятие.
Итоговая аттестация.

2

Практическая
работа.

2
2
2

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Выставка. Защита
творческого
продукта.
Выставка.

4.3. Оценочные материалы
Виды контроля:
- входной;
- текущий;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Формы контроля:
- формы входного контроля: тест, практическая работа.
- формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита творческого продукта.
- формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами: в письменной форме – тестирование; в устной форме - защита творческого
продукта, выставка; в практической форме - изготовление творческого продукта.
Системы оценивания
Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала. Положительная
отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных
сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания
педагога, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За учебную за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает
в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".

Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3
программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Оценочные материалы: тесты, критерии оценивания работ на выставке, критерии оценивания
практической работы. (Приложение 1)
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
4.4. Методические материалы.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и
навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесные методы
обучения; работа с книгой; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного
обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на занятиях: средств
искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения;
тренинг. Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,
определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение
проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему; поиск ответов с использованием
«опорных» таблиц, алгоритмов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
- разработка проектов, программ;
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ;
- разработка сценариев праздников;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
- демонстрационные материалы: видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства:
- изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство;
- литература; музыка, театр, кино, радио и телевидение.
Методические материалы:
Раздаточный материал.
Раздаточный материал по разделам программы «Работа с тканью», «Работа с фоамираном»,
«Работа с бисером», «Работа с атласными лентами» разработан по количеству обучающихся.
Комплект мультимедийных презентаций к учебным занятиям.
Разработан комплект презентаций по разделам программы: «Родословная стеклянной
бусинки», «Изонить», «Поделки из бумаги», «Цветы из капрона», «История канзаши», «История

лепки из соленого теста», «Украшения из фоамирана», «Конструирование из бумаги», «Поделки
из природного материала», «Техника безопасности», «Физминутки».
Данные презентации позволяют визуализировать учебный материал. С помощью
мультимедийных презентаций обучающие не только получают «готовые знания», но и выполняют
самостоятельную работу при проектировании изделия.
Данный комплект способствует повышению мотивации детей к учебной деятельности,
помогает в усвоении программного материала.
Комплект технологических карт.
Комплект технологических карт к разделам программы: «Работа с бисером», «Работа с
фоамираном», «Работа с соленым тестом», «Работа с тканью и мехом», «Работа с бумагой»
разработан для обучающихся в помощь при выполнении технологического процесса и
определяющий последовательность операций, требования к качеству изделия и мероприятия по
охране труда при работе с инструментами.
Технологические карты позволяют обучающимся самостоятельно контролировать
правильность выполнения задания и учат работать по схемам.
Комплект наглядных пособий.
Комплект наглядных пособий представлен в виде плакатов по следующим темам: «Работа с
бумагой», «Работа с тканью», «Стиль, стилевое единство», «Работа с бисером». Данный вид
наглядности помогает обучающимся на практике при выполнении творческих работ.
Для разделов программы: «Работа с тканью», «Работа с атласными лентами», «Работа с
фоамираном», «Игрушки-сувениры из фетра», «Работа с капроном» изготовлены образцы изделий,
это помогает обучающимся при выполнении практических работ.
Применение наглядности на занятии активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и
тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает
возможность экономить время.















Методические материалы, разработанные в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки».
Презентация «Волшебное искусство – оригами» https://disk.yandex.ru/i/ZS-AjzXd_2CtHg
Презентация «Цветы из фоамирана. Лилии» https://disk.yandex.ru/i/OJNjiW5Xt5WOvA
Презентация «Работа с природным материалом» https://disk.yandex.ru/i/NljaSONn_h2u-Q
Презентация «Соленое тесто» https://disk.yandex.ru/i/sUh2mL1pM5IOsQ
Презентация «Пластилин» https://disk.yandex.ru/i/8f574ALzDZX7YA
Мастер-класс «Цветы из капрона» https://disk.yandex.ru/i/lApZWcc1W3fV1A
Презентация «Изонить» https://disk.yandex.ru/i/ZZlH-s6Pq75lXw
Презентация «Торцевание» https://disk.yandex.ru/i/7ZKVLo3pIlLl8A
Презентация «Правила по технике безопасности» https://disk.yandex.ru/i/GHrxxmro1-h8BA
Правила поведения на занятиях https://disk.yandex.ru/i/3mfEjCq_4IEniA
Технологическая карта «Мягкая игрушка «Лошадка»
https://disk.yandex.ru/i/lg7eOjGSUVKn_g
Технологическая карта «Мягкая игрушка «Слоненок»
https://disk.yandex.ru/i/TPhXTSjdOUZpHw
Технологическая карта «Торцевание «Цветик-семицветик» https://disk.yandex.ru/i/U2-G_z866lrgQ
Образовательные технологии, используемые в ходе реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки».

Технология, метод,
приём

Образовательное
событие

Показатели эффективности реализации

Технология развития

Закрепление материала, Формирует у обучающихся познавательные

критического
мышления.

контроль знаний.

универсальные учебные действия. Включают в
себя общеучебные, логические, знаковосимволические, а также действия постановки и
решения проблем, готовят школьника к
решению любой проблемы-задачи.

Игры на развитие
внимания, памяти,
глазомера,
воображения;

Формируются способности анализировать,
сравнивать, обобщать; учитывать причинноследственные отношения, исследовать,
систематизировать свои знания; обосновывать
собственную точку зрения, генерировать новые
идеи, что повышает продуктивность творческой
и интеллектуальной деятельности. Развивается
фантазия, воображение, внимание, память.

«Перепутанные
логические цепочки»
Игровые методы

игра-конкурс, играпутешествие.

5. Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на одного
обучающегося)
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления;
- персональный компьютер (ноутбук);
- сканер;
- принтер лазерный;
- фотокамера цифровая.
1. Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф.
2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька
копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата,
ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине,
лента атласная; цветной капрон; фоамиран; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА,
силикатный, обойный, «Момент Кристалл»; бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы,
соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые
бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная
пряжа.
3. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными
концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки,
шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Информационное обеспечение.
https://vikhorevka-ddt.profiedu.ru/sveden/objects
https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/rabota-s-foamiranom
https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176%2C451

https://urok.1sept.ru/
https://project.1sept.ru/
Кадровое обеспечение.
Для реализации данной программы требуется педагог, имеющий среднее профессиональное или
высшее образование обладающий профессиональными знаниями в области декоративноприкладного творчества, знающий специфику организации дополнительного образования.
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3.Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
4.Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
5.Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Список литературы
Литература для педагога:
А.М.Гукасова Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 192с.
С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова Капитошка дает уроки - М. : Финансы и статистика, 1996. - 80 с.
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман Бисер. – М.: Профиздат, 2000. – 240с.
О.С.Молотобарова Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
Стрельцов С.В. Букеты из конфет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 96с.
С.Кочетова Игрушки для всех. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; Издательский Дом «Нева», Валерии СПД,
1999. – 128с.
Литература для детей и родителей:
А.Бахметьев, Т.Кизяков Оч. умелые ручки. Москва «РОСМЭН» 1997.
Н.Докучаева Сказки из даров природы. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Валерии СПД», 1998 –
160с.
А.Петрунькина Фенечки из бисера. –СПб., Кристалл; 292 стр.
З.Марина Лепим из пластилина. – СПБ.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. – 224с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104с.
Новые самоделки из бумаги. 94 современных модели. – М.: Лирус, 1995. – 240с.
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Юной вышивальщице – Мн.: Нар.асвета, 1993. –
136 с.

Приложение. 1
1 год обучения
Работа с бумагой и картоном.
1. Что такое оригами?
а) Искусство складывания фигурок из бумаги
б) Искусство вырезания фигурок из бумаги
в) Обрывная мозаичная аппликация
2. Как правильно передавать ножницы.
а) Лезвиями вперед
б) Кольцами вперед
в) Можно кинуть
3. Какой инструмент используется при работе с бумагой?
а) Стека
б) Иголки
в) Ножницы
4. При помощи чего склеивается бумага?

а)

б)

в)

5. Какие свойства бумаги и картона ты знаешь? Напиши.
Бумага ___________________________________________________________________
Картон ___________________________________________________________________
6. Какие изделия выполнены из бумаги?

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Фигуры, какой формы легче всего вырезать?

а)

б)

в)

2 часть.
Практическая работа.
Изготовление настольной игрушки из бумаги и картона.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

Оценка
педаго
га

№ Фамилия
обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Имя Оценка
тест

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Примечание

1 год обучения
Работа с тканью.
1. Как правильно передавать ножницы товарищу?

а)

б)

2. Как нужно оставлять ножницы на столе?
а) С закрытыми лезвиями
б) С открытыми лезвиями
в) Не имеет значения
3. Найти на картинке шов «вперед иголка», «через край» (подпиши буквы)
Шов «вперед иголка» _______
Шов «через край» _______

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Какие инструменты необходимы при работе с тканью

а)

б)

в)

г)

д)

е)

5. При работе с иголкой следует:
а) Класть иголки на стол
б) Хранить иголки в игольнице
в) Втыкать иголки в одежду
6. Какие материалы необходимы при работе с тканью

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Какие изделия выполнены из ткани

а)

б)

в)

г)

д)

е)

8. Что такое мягкая игрушка
а) Детская игрушка из меха или другой мягкой ткани, предназначенная для игры
б) Детская игрушка изготовленная из резины
в) Игрушка изготовленная своими руками

2 часть.
Практическая работа.
Изготовление игрушки из ткани.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7-8 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Имя Оценка
тест

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

2 год обучения.
Работа с бросовым материалом.
1. Что относится к бросовому материалу?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Какую поделку из бросового материала вы изготавливали на занятиях объединения?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Из какого бросового материала выполнены поделки? Напиши под картинками.

____________________

________________________

______________________

_______________________

_______________________

________________________

4. Какими инструментами ты пользуешься при изготовлении поделок из бросового
материала?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Какую поделку из бросового материала ты бы смог изготовить дома без помощи
взрослых? Какие материалы будешь использовать в работе?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________

2 часть.
Практическая работа.
Изготовление игрушки из бросового материала
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Имя Оценка
тест

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

2 год обучения.
Изонить
1. Что такое изонить?
а) Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи,
растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
б) Искусство, в котором на ткани или другом материале выполняется узор из ниток или бисера.
в) Получение изображения нитками на картоне или другом твердом основании.
2. С какой стороны должны находиться узелки?
а) с лицевой
б) с изнаночной
в) без разницы.
3. Какой фон лучше выбрать, если вышивать нитками жёлтого оттенка?
а) синий
б) оранжевый
4. Какое правило надо помнить при вышивании круга?
а) заполнять круг в одном направлении
б) заполнять круг в разных направлениях
5. Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике изонить?
а) основа (фон)
е) циркуль
б) нитки (катушечные, мулине, ирис и другие)
ж) ткань
в) иголка
з) цветная бумага
г) ножницы
д) канцелярский нож
д) линейка
6. На какой стороне картона наносится рисунок для выполнения работы в технике
«изонить»?
а) на дополнительном листе
б) изнаночной стороне
в) лицевой стороне
7. Можно ли выполнять вышивку нитками разных цветов?
а) да
б) нет
8. Как вид искусства изонить появилась в:
а)
б) Китае
в) Англии

Индии

9. Какое количество точек должно быть на сторонах угла?
а) одинаковое
б) разное
10. Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при изготовлении работ в
технике изонить?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Работа с фоамираном
1 год обучения
1. Что такое фоамиран?
а) пластичная замша +
б) пористая резина +
в) гладкая кожа
г) плотная бумага
2. Что понадобится для работы с фоамираном?
а) карандаш
б) зубочистка +
в) шпажка +
г) ручка
3. Необходимые инструменты для работы с фоамираном
а) утюг +
б) ножницы +
в) шредер
г) пилка
4. Какой клей используют при работе с фоамираном?
а) клей ПВА
б) клеевой пистолет
в) секундный клей
г) силикатный клей
5. Что используют для получения объема в деталях из фоамирана?
а) бульки +
б) бутылки
в) поролон +
д) вата
6. Какие краски используют при работе с фоамираном?
а) виниловые
б) пастель +
в) акриловые +
г) акварельные
7. Что используют для структурирования листьев?
а) карандаш
б) ручку
в) молды+
г) вайнеры +
8. Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при изготовлении работ из
фоамирана?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

2 год обучения.
Работа с капроном.
1. Какие материалы и приспособления необходимы при работе с капроном?
а) капрон
б) проволока
в) основы для цветов из капрона
г) ножницы, плоскогубцы
д) нитки
е) тейп-лента
ж) тычинки
з) шило
и) канцелярский нож
к) стека
2. Порядок изготовления цветов из капрона
а. Создаем каркас для лепестка и листьев. Для этого отрезаем с небольшим запасом проволоку и
обворачиваем ее вокруг шаблона, закручиваем при помощи плоскогубцев.
б. Обтягиваем все полученные каркасы капроном.
в. Основание туго заматываем ниткой.
г. Придать форму получившемуся лепестку.
д. Собрать цветок из лепестков, дополнив середину тычинками.
е. К стебельку присоединяются листья при помощи тейп-ленты.
Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_______________________________________________________
3. Соотнеси действие и картинку
__ К стебельку присоединяются листья при помощи тейп-ленты.
__ Собрать цветок из лепестков, дополнив середину тычинками.
__ Придать форму получившемуся лепестку.
__ Создаем каркас для лепестка и листьев. Для этого отрезаем с небольшим запасом проволоку и
обворачиваем ее вокруг шаблона, закручиваем при помощи плоскогубцев.
__ Обтягиваем все полученные каркасы капроном.
__ Основание туго заматываем ниткой.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

4. Какую работу из капрона ты бы смог изготовить дома без помощи взрослых?

_____________________________________________________________________________________
5. Опиши, как правильно укрепить букет цветов в кашпо?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Входной контроль 2 год обучения
Тест
1. Какие из перечисленных инструментов опасные?
а) линейка
б) ножницы
в) игла
г) стека
2. Аппликация из цветной бумаги.
а) детали склеиваются
б) детали сшиваются
в) детали сколачиваются гвоздями
3. Что можно сделать из соломы?
а) накрыть крышу
б) сделать метлу
в) сделать поделку
4. Швы для вышивания.
а) «вперёд иголка»
б) «назад иголка»
в) « иголка в сторону»
5. Что такое игольница?
а) подушечка
б) еж
в) кактус
6. Как можно размягчить пластилин?
а) разогреть на батарее
б) разогреть на солнце
в) разогреть теплом своих рук
7. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперед
б) кольцами к себе
8. Установите правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:
а) __ разметить детали по шаблону

б) __ составить композицию
в) __ вырезать детали
г) __ наклеить на фон
9. Ткани растительного происхождения изготавливают из…
а) луговых трав
б) хвои лиственницы и ели
в) из льна и хлопка
г) из пуха тополя
10. Какие утверждения верны?
а) после работы пересчитай иголки в игольнице
б) чтобы подготовить листья к работе высуши их на подоконнике
в) при выполнении аппликации вырезай детали по одной и сразу их наклеивай.
г) передавай ножницы кольцами вперед
д) работай с пластилином на подкладной доске.
11. Какие материалы и инструменты понадобятся для вышивания?
а) пяльцы
б) ткань
в) мулине
г) иголка
д) швейные булавки
е) стека
12. Закончите фразу: инструменты – это…
а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
б) орудия для производства каких-нибудь работ.
13. Выберите из предложенного списка инструменты.
а) линейка
б) бумага
в) ножницы
г) игла
д) ткань
14. Какое утверждение верно?
а) Материалы – это линейка, клей, треугольник.

б) Материалы – это бумага, нитки, пластилин.
15. Древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
а) аппликация
б) орнамент
в) оригами
г) шаблон
16. Какие из пластичных материалов относятся к природным?
а) бумага
б) вата
в) глина
17. Шаблон на материале необходимо размещать:
а) по центру материала
б) как можно ближе к краю материала
в) так, как захочется, это значения не имеет.
18. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?
а) аппликация
б) оригами
в) вышивка
19.Что относится к природному материалу?
а) желуди
б) пластмасса
в) фольга
20. Закончи предложение. Для изготовления изделия в технике оригами используют…
а) бумагу
б) глину
в) пластмассу
г) ткань
Критерии оценивания:
18 - 20 баллов – оценка «5»
15 - 17 баллов – оценка «4»
11 - 14 баллов – оценка «3»
0 - 10 баллов – оценка «2»

Критерии оценивания практической работы

№

Фамилия
Имя
обучающегося

Наименование критериев
Соблюд Соблюдени Технология
ение
е порядка изготовлен
правил
на рабочем ия изделия
техники месте.
безопас- Культура
ности
труда
1 балл

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
18 баллов
15- 18 баллов – оценка «5»
11- 14 баллов – оценка «4»
8 - 10 баллов – оценка «3»
0 – 7 баллов – оценка «2»

1 балл

5 баллов

Декоратив Оригинал
ная отделка ьность
готового
изделия
изделия

Уборка
рабоче
го
места

3 балла

1 балл

1 балл

Технолог
ическая
последова
тельность
изготовле
ния
изделия
3 балла

Качеств Самооце
о
и нка
чистота
обработ
ки
готового
изделия
3 балла

Оцен
ка
педаг
ога

Примечан
ие

Критерии оценивания работ на выставке.

№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Творческий Соответстви
подход
к е заявленной
выполненно теме.
й работе.
1 балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
Критерии оценивания:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»

1 балл

Владение
выбранной
технологией
изготовлени
я.
1 балл

Полнота
раскрытия
темы.

Эстетичный
вид
и
оформление
работы.

1 балл

1 балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».