МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская «Ассорти» Возраст обучающихся: 6 – 12 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: ознакомительный Автор – составитель программы: Хомич Ирина Андреевна, педагог дополнительного образования; Вихоревка, 2024 г. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15- ОЗ; Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти» относится к художественной направленности. Актуальность программы. Помогает овладеть не только изобразительным искусством, но и помочь детям в освоении школьных дисциплин, через развитие мелкой моторики. Как сказал Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи»: «Юношам, которые хотят совершенствоваться в науках и искусствах, прежде всего надо научиться рисовать». Отличительные особенности программы. Отличительные особенности программы является соединение педагогических приёмов, направленных на развитие эстетического вкуса, исполнительской техники юных художников, и погружение их во взаимодействие с природой, а также выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Новизна программы состоит в дифференциации взаимодействий творческой личности, социума и природы, а также заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно для проектирования всего, что так или иначе, окружает нашу жизнь. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти» адресована детям 6-12 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы решить следующие задачи: - освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); - научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения; - научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и продвижение в разных видах деятельности; - овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; - научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов; - приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства. Срок освоения программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Ассорти» рассчитана на 1 год, 36 недель, 9 месяцев обучения. Форма обучения: очная Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Режим занятий: Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская «Ассорти» предполагает общее количество 144 часа в год. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут. Цель и задачи программы. Целью программы является эстетическое развитие личности ребенка через обучение основам изобразительного и декоративно-прикладного творчества Задачи: Образовательные. Обучить основам дизайна; Формировать художественные знания и умения; изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества; овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий; Развивающие. развить художественно-творческие способности; развить индивидуально выраженные способности; развивать художественно-эстетический вкус; формировать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства; Воспитательные. воспитывать нравственные качества; воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда. Прогнозируемые результаты освоения программного материала 1-го обучения: Предметные результаты: - научатся пользоваться понятиями: «композиция», «абстракция», «дизайн», «обработка», «эскизный проект»; - овладеют основами изобразительного искусства; - сформируют художественные знания, умения и навыки; Метапредметные результаты: - разовьют художественно-творческие способности; - разовьют индивидуально выраженные способности; личностные: - воспитают нравственные качества; - воспитают эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. II. Комплекс основных характеристик образования Объем программы. Общее количество учебных часов: 144 часа в год. Содержание программы. Тема 1. Введение в программу – 2 часа Инструктаж по Технике безопасности. Организационные вопросы. Ознакомление учащихся с расписанием занятий, учебно-тематическим планом, правилами поведения на занятиях. Теория Виды изобразительного искусства: Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративное искусство, дизайн Практика Входной контроль: определение уровня способностей детей. Рисование на свободную тему. Тема 2. Цветоведенье - 8 часов Теоретическая часть: цветовой круг Гёте; основные и составные цвета; тёплая и холодная гамма. Практическая часть: рисование таблицы сочетание оттенков; рисование цветов или растений; Тема 3. Декоративное рисование - 40 часов Теоретическая часть: виды геометрических фигур в рисунке; узор, виды узора; орнамент, виды орнамента; законы перспективы; понятие декоративной росписи; инструменты для росписи, для нетрадиционных техник рисования; материалы и техника исполнения элементов росписи; Практическая часть: рисование листьев с натуры; рисование деревьев на основе геометрических форм; рисование овощей и фруктов на основе геометрических фигур; рисование фантастического животного; виды цветочной росписи; виды декоративной росписи; роспись изделий. Тема 4. Виды техник декоративно прикладного искусства – 90 часов Теоретическая часть: виды техник, используемые для создания дизайн-объектов (для детского декоративно-прикладного творчества: бумагопластика (оригами), папье-маше, торцевание (аппликация), квиллинг, граттаж, мозаика, лепка из пластилина и солёного теста, глины); инструменты для лепки, квиллинга; материалы исполнения скульптурных изделий (пластилин, глина, фарфор и тд.). Практическая часть: создание открытки из бумаги с использованием техники «аппликация»; создание и декорирование рамки различными материалами. лепка стилизованного дерева из пластилина; лепка животных; лепка фруктов; лепка человека сувениры из соленого теста; открытка в технике квиллинг; геометрические фигуры в технике квиллинг; скручивание цветов из бумаги; Тема 5. Итоговое занятие. Итоговая аттестация – 4 часа Практическая часть: Выставка творческих работ; Праздник. III. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская «Ассорти» № 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 Учебный план Кол-во часов 6-7 лет Теория Практика Всего Введение в программу 1 1 2 Инструктаж по Технике 1 1 2 безопасности. Входной контроль. Виды изобразительного искусства. Цветоведенье 2 6 8 Цветоведенье. Основные и 1 1 2 составные цвета. Сочетание оттенков. Рисование цветов и растений. Цветоведенье. Теплая цветовая 0,5 1,5 2 гамма. Выполнение творческого задания Цветоведенье. Холодная цветовая 0,5 1,5 2 гамма. Выполнение творческого задания. Цветоведенье. Творческая работа. 2 2 Декоративное рисование 10,5 33,5 44 Декоративное рисование. Рисование 1 3 4 листьев с натуры. Рисование деревьев на основе геометрических фигур. Декоративное рисование. Рисование 0,5 1,5 2 по сырому «Ежик». Название разделов (тем) Формы аттестации Наблюдение 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Декоративное рисование. Орнамент. Виды орнамента. Практическая работа. Декоративное рисование. Геометрический орнамент. Рисование овощей и фруктов на основе геометрических фигур. Декоративное рисование. Растительный орнамент. Творческая работа. Декоративное рисование. Рисование восковыми мелками и акварелью. Творческая работа. Декоративное рисование. Рисование ватными палочками. Творческая работа. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Воображариум». Декоративное рисование «День Рождения Деда Мороза». Декоративное рисование «Ёлочный шар». Декоративное рисование «Наши защитники». Декоративное рисование «Цветы для мамы». Декоративное рисование «Салют Победы». Декоративное рисование. Роспись сувениров из соленого теста. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Виды декоративно-прикладного искусства Виды декоративно-прикладного искусства. Оригами. Основные приемы. Творческая работа. Виды декоративно-прикладного искусства. Модульное оригами. Создание схемы. Выполнение деталей для модульного оригами. Виды декоративно-прикладного искусства. Квиллинг. Элементы квиллинга. Творческая работа. Виды декоративно-прикладного искусства. Квиллинг. Изготовление открытки в технике квиллинг. Виды декоративно-прикладного искусства. Квиллинг. 1 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1 3 4 0,5 1,5 2 1 3 4 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1 5 6 1 5 6 24,5 61,5 86 1 3 4 2 4 6 1 3 4 1 3 4 1 3 4 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 Геометрическая фигура в технике квиллинг. Виды декоративно-прикладного искусства. Знакомство с видами аппликаций из бумаги. Творческая работа. Виды декоративно-прикладного искусства. Выполнение аппликации из бумаги по задумке детей. Творческая работа Виды декоративно-прикладного искусства. Папье-маше. Выполнение аппликации в технике папье-маше. Виды декоративно-прикладного искусства. Папье-маше. Выполнение декоративной тарелки в технике папье-маше. Виды декоративно-прикладного искусства. Торцевание. Технология работы. Виды декоративно-прикладного искусства. Торцевание. Выполнение аппликации в технике торцевания. Виды декоративно-прикладного искусства. Граттаж. Технология работы. Виды декоративно-прикладного искусства. Граттаж. Творческая работа. Виды декоративно-прикладного искусства. Мозаика. Технология работы. Виды декоративно-прикладного искусства. Мозаика. Творческая работа. Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Материалы и инструменты для лепки. Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение стилизованного дерева из пластилина. Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Аппликация из пластилина. 1 1 2 0,5 1,5 2 1 1 2 0,5 1,5 2 1 1 2 1 3 4 1 1 2 1 3 4 1 1 2 1 3 4 1 1 2 0,5 1,5 2 1 3 4 4.19 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка из пластилина по замыслу. 4.20 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Знакомство с соленым тестом. Выполнение легких элементов из соленого теста. 4.21 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение легких сувениров из соленого теста. 4.22 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение сложных сувениров из соленого теста. 4.23 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение панно из соленого теста. 4.24 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Знакомство с глиной. Выполнение простых фигур. 4.25 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение фруктов из глины. 4.26 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение человека из глины. 4.27 Виды декоративно-прикладного искусства. Лепка. Выполнение животных из глины. декоративно-прикладного 4.28 Виды искусства. Лепка. Создание и декорирование рамки различными материалами. Итоговое занятие. Итого - 2 2 1 1 2 1 3 4 1 3 4 1 7 8 1 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 - 4 4 38 106 144 Итоговая аттестация 4.2. Календарный учебный график Количество учебных недель в 2024-2025 учебном году – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов – 144. . Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время (кроме зимних каникул). всего часов май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел/месяц Введение в программу 2 2 Цветоведенье 8 8 6 Декоративное рисование Виды декоративноприкладного искусства Итоговое занятие 16 Итого 18 16 2 18 16 14 2 2 2 16 14 14 8 86 4 18 16 14 18 16 16 44 4 12 Оценочные материалы Виды контроля: - входной; - текущий; - промежуточная аттестация; - итоговая аттестация. Формы контроля: - формы входного контроля: тест, практическая работа. - формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита творческого продукта. - формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми результатами: выставка; в практической форме - изготовление творческого продукта. Способы и средства выявления, фиксации результатов обучения Анализ творческих работ Участие в выставках, конкурсах «Методика определения результатов образовательной деятельности детей» Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Критерии оценивания: 1 часть. Тестирование: 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» 0 - 2 баллов – оценка «2» 2 часть. Практическая работа. № Фамилия Имя Наименование критериев обучающегося Соблюде-ние Соблюдени Технологиправил е порядка ческая Качеств о Уборка Сам Оце рабочего ооце нка техники безопас-ности (1 балл) на рабочем месте. Культура труда (1 балл) последовате- готового места льность изделия (1 балл) изготовлен- (1 балл) ия изделия (1 балл) нка педа гога 1 2 Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка и поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты обучающийся лучше видит свою работу и лучше понимает степень мастерства других обучающихся. Отчётные выставки проходят в соответствии с планом занятий Выведение итоговых оценок За учебную за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам дополнительной общеразвивающей программы. Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2". Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3". разделов Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4» Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3 программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5». Методические материалы. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, реализации программы используют различные формы и методы обучения: для I. Методы по источнику получения знаний: Устные словесные методы: • Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к работе объясняю, как рационально организовать рабочее место. При планировании работы – как выполнить - эскиз и определить последовательность работы, в процессе объяснения знакомлю детей со свойствами материалов и назначением инструментов, новыми техническими терминами. • Инструктаж – это объяснение способов трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении трудовых действий, на корректировку практической деятельности обучающихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Во время вводного инструктажа сообщаю тему занятия, затем демонстрирую правила выполнения трудовых приемов в нормальном и замедленном темпе. Как бы хорошо, подробно и отчетливо не проходил вводный инструктаж, как бы хорошо обучающийся не знал теорию о рабочих движениях и приемах, его первые попытки выполнить работу часть сопряжены с неудачами. Поэтому тщательно слежу за первой работой детей, на этой основе конкретизирую действия обучающихся, т.е. провожу текущий инструктаж. Обращаю внимание ребят на работы, в которых допустили ошибки, выясняем причину неправильной работы, показываю еще раз наиболее трудные моменты в работе. Заключительный инструктаж – это демонстрация качественно выполненных изделий, общая характеристика работы детей. • Рассказ применяется на занятиях для сообщения новых знаний. На рассказ отводится мало времени, поэтому содержание его очень краткое. Использую рассказ в изучении темы, где коротко рассказываю исторические сведения, теоретические основы темы и т.п. На занятиях рассказ часто переходит в беседу. • Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями педагога и воспитанников. Беседа способствует активизации детского мышления. Беседа обычно занимает 10-15 минут, в ходе ее предусматривается также анализ изделий, проектов, обсуждение технологии работы, оценка качества работы. Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие обучающимися конкретных предметов и их образов. На занятиях использую натуральные и изобразительные пособия (модели, макеты, таблицы, картины, использование компьютерных технологий (презентации) Практические методы. Занятия проводятся под непосредственным контролем педагога. Последовательность работы может быть такова. Вместе с обучающимися обсуждается план выполнения всей работы, дети рассматривают образец, анализируют этапы работы, обсуждают цветовое решение Практическую работу дети выполняют самостоятельно, но при необходимости обращаются за помощью к товарищам или педагогу. II. Методы по познавательной активности Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий репродуктивная деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений строю таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны. Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Воспитанникам не дается окончательное решение задачи, часть посильных вопросов дети решают самостоятельно. III. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Одним из приемов создания ситуации успеха служит подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. В изучении каждой темы первое занятие проще, чем последующие. Другим приемом служит дифференцированная помощь ребенку при выполнении задания. Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике. Исходя из содержания программы, провожу различные познавательные игры: игры-путешествия, сюжетноролевые, конкурсы-соревнования и др. Игры-путешествия, которые часто используются в кружковой работе, основаны на первоначальных представлениях детей о теме занятия. При этом важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство ребят воспринимает предложенную информацию. Игры-путешествия связаны с воображаемой ситуацией. Рекомендуемая схема построения типового занятия: 1. Организационный момент (приветствие, создание психологического настроя, мотивация на учебную деятельность, подготовка рабочего места сообщение темы и цели занятия). 2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний (проверка усвоения материала предыдущего занятия – опрос, творческие задания). 3. Ознакомление с новым материалом (устный рассказ, демонстрация презентаций, фото- и видеоматериалов и др. дидактических средств обучения, мотивирующих к познанию). 4. Физминутка. 5. Осмысление и закрепление материала (использование тренировочных упражнений, творческих заданий, самостоятельная работа, коррекция ошибочных представлений). 6. Подведение итогов занятия (анализ и оценка достижения цели, причин некачественной работы, определение перспектив деятельности, уборка рабочего места). Важную роль в обучении играет эмоциональное освоение содержания занятия. Каждое занятие – как игровое действие. Педагог выступает в качестве режиссёра, актёра, психолога, художника и т.д. Необходимо создавать атмосферу радости, удовольствия, давать детям возможность прочувствовать содержание изучаемого. Для этого целесообразно проводить занятия-игры, путешествия и т.д. Следует разнообразить формы детской активности на занятиях. Педагог выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного культурного опыта. Ему предоставляется право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также конкретных условий воспитания и развития детей. В обучении следует опираться на имеющийся личный эмоциональный, бытовой, визуальный опыт ребёнка. Беседы, использование зрительного ряда позволит расширить представления и знания об окружающем мире. В качестве зрительного ряда могут выступать репродукции, фотографии, детские работы и работы педагога, игрушки, животные, фрукты, ягоды и т.д. Создание коллективных работ помогает координировать совместные действия, вызывает чувство гордости за участие в общей работе, позволяет оценить свой вклад. Учебно-методические пособия. Справочная литература: • энциклопедии; • интернет-ресурсы; Учебные пособия: • тематические подборки рисунков с изображением птиц, животных; • тематические подборки рисунков с изображением растительного мира, цветочного орнамента; • тематические подборки рисунков с изображением сказочных персонажей. Средства обучения. Наглядный материал: • открытки с портретами сказочных и др. персонажей; • фотографии с выставок; • художественные альбомы. 5. Иные компоненты Кадровое обеспечение. Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества или предмета «технология», знающий специфику организации дополнительного образования. Условия реализации программы Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: Помещение на 12 обучающихся необходимо: Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на одного обучающегося) Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк; Технические средства обучения: - классная доска с набором приспособлений для крепления; - персональный компьютер (ноутбук); - сканер; - принтер лазерный; - фотокамера цифровая. 1. Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф. 2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине, лента атласная; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, «Момент Кристалл», стержни для термопистолета; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа. 3. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, термопистолет, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, трафареты букв. Информационное обеспечение. https://vikhorevka-ddt.profiedu.ru/sveden/objects https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/rabota-s-foamiranom https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176%2C451 https://urok.1sept.ru/ https://project.1sept.ru/ Воспитательный компонент программы. Календарный план воспитательной работы № Название мероприятия, события Форма проведения Сроки проведения 1. 2. День открытых дверей. «Осенние фантазии» Выставка. Конкурсная программа Сентябрь Октябрь 8. 9. Выставка детских работ «Новый год у ворот!» Выставка детских работ. Конкурсная программа посвященная 23 февраля «Наши защитники» Конкурсная программа посвященная 8 Марта «Варвара краса, длинная коса» Масленица День Победы. 10. 11. Итоговая выставка детских работ. Итоговое мероприятие. 3. 4. 5. 6. 7. Выставка Конкурсная программа Выставка. Конкурсная программа Ноябрь Декабрь Январь Февраль Конкурсная программа Март Праздник Оформление праздничной колонны. Выставка творческих работ. Участие в митинге. Выставка. Выставка детских работ. Конкурс-игра «Оч.умелые ручки». март Май Май Май Совместная деятельность обучающихся и родителей. № 1. 2. 3. 4. Название мероприятия, события «Новый год у ворот!» Конкурсная программа посвященная 23 февраля «Наши защитники» Конкурсная программа посвященная 8 Марта «Варвара краса, длинная коса» День Победы. Форма проведения Игра-представление. Игра-соревнование. Сроки проведения Декабрь Февраль Игра-соревнование. Март Оформление праздничной колонны. Участие в митинге. Май Список литературы Литература для педагога 1. Итоговая аттестация обучающихся в учреждении дополнительного образования: организация, рекомендации [Текст]/ авт.-сост. Е.А. Шейкина, Л.А. Вагина. – Волгоград: Учитель. – 80 с. 2. Малыхина, Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования [Текст]/ Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель. – 239 с. 3. Оценка результатов дополнительного образования детей [Текст]/ авт.-сост. Н.Ю. Конасова. – Волгоград: Учитель. – 121 с. 4. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей [Текст]/ авт.-сост. Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171 с. 5. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей [Текст]/ авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. 6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 250с. 7. Кабкова Е.П. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время [Текст]/ Е.П. Кабкова - М.: Просвещение, 2009. 8. Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 классы [Текст]/ Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2008 Литература для учащихся. 1. Шалаева Т.П. Учимся рисовать [Текст]/ Т.П. Шалаева - М.: ЭКСМО, 2006. 2. Ватталини Т.Ф. Рисуем акварелью [Текст]/ Т.Ф. Ватталини – М.: ЭКСМО, 2007. 3. Шматова О.П. Самоучитель по рисованию [Текст]/ О.П. Шматова – М.: ЭКСМО, 2008. 4. Покидаева Т.В.Энциклопедия рисования [Текст]/ Т.В. Покидаева – М.: РОСМЭН, 2006. 5. Браиловская Л.В. «Арт-Дизайн: красивые вещи hand- made », «Феникс», 2005. 6. «120 способов изображения». Москва «РОСМЕН», 2003. 7. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. «Дизайн: Книга для учащихся» [Текст]/ Л.М Холмянский – М.: Просвещение, 1985. Приложение 1 Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская «Ассорти» Первый год обучения Педагог дополнительного образования Монахов Андрей Алексеевич Группы № 1, 2 № Дата 1 Группа 1, Группа 2 02.09.24 2 04.09.24 3 09.09.24 4 11.09.24 5 16.09.24 6 18.09.24 7 23.09.24 8 25.09.24 9 07.10.23 10 09.10.23 Название раздела; темы раздела; Объем часов тема занятия Форма занятия Форма аттестации, контроля Раздел 1. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль. Виды изобразительного искусства. Раздел 2. Цветоведенье. Основные и составные цвета. Сочетание оттенков. Рисование цветов и растений. Раздел 2. Цветоведенье. Теплая цветовая гамма. Выполнение творческого задания. Раздел 2. Цветоведенье. Холодная цветовая гамма. Выполнение творческого задания. Раздел 2. Цветоведенье. Творческая работа. 2 Занятиепрезентация Наблюдение 2 Занятиепрезентация, практикум 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование листьев с натуры. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование деревьев на основе геометрических фигур. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Ёжик». Раздел 3. Декоративное рисование. Орнамент. Виды орнамента. Практическая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Геометрический орнамент. Рисование овощей и фруктов на основе геометрических фигур. 2 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 11 14.10.24 12 16.10.24 13 21.10.24 14 23.10.24 15 28.10.24 16 30.10.24 17 31.10.24 18 06.11.24 19 11.11.24 20 13.11.24 21 18.11.24 22 20.11.24 Раздел 3. Декоративное рисование. Растительный орнамент. Творческая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование восковыми мелками и акварелью. Технология работы. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование восковыми мелками и акварелью. Творческая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование ватными палочками. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Воображариум». Фантастическое животное. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Воображариум». Фантастическое дерево. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Оригами. Основные приемы работы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Оригами. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Создание схемы. Выполнение деталей для модульного оригами Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Выполнение деталей для модульного оригами. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Выполнение деталей для модульного оригами. Сбор фигурки. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Элементы квиллинга. 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация, практикум 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация, практикум 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация, практикум 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация, практикум 23 25.11.24 24 27.11.24 25 28.11.24 26 02.11.24 27 04.12.24 28 09.12.24 29 11.12.24 30 16.12.24 31 18.12.24 32 23.12.24 33 25.12.24 34 28.12.24 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Элементы квиллинга. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление деталей для открытки в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление открытки в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление деталей для геометрической фигуры в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Геометрическая фигура в технике квиллинг. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «День рождения Деда Мороза» Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Елочный шар». Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Знакомство с видами аппликации из бумаги. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Выполнение аппликации по задумке детей. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Папье-маше. Выполнение аппликации в технике папьемаше. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Папье-маше. Выполнение декоративной тарелки в технике папье-маше. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Технология работы. 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 35 10.01.25 36 113.01.25 37 15.01.25 38 20.01.24 39 22.01.25 40 27.01.25 41 29.01.25 42 03.02.25 43 05.02.25 44 08.02.25 45 12.02.25 46 17.02.25 47 19.02.25 48 22.02.25 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Выполнение аппликации в технике торцевания. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Выполнение аппликации в технике торцевания. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Технология работы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Технология работы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Материалы и инструменты для лепки. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение стилизованного дерева из пластилина. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Аппликация из пластилина. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Аппликация из пластилина по замыслу детей. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка из пластилина по замыслу детей. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Наши защитники». 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 49 27.02.25 50 29.02.25 51 03.03.25 52 05.03.25 53 10.03.25 54 11.03.25 55 17.03.25 56 29.03.25 57 30.03.25 58 .02.04.25 59 04.04.25 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких элементов из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких сувениров из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Цветы для мамы». Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение сложных элементов из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение сложных сувениров из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Грунтовка основы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Выполнение эскиза. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Нанесение на основу. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Сборка панно. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Знакомство с глиной. Выполнение простых фигур. 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 21.05 25 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение фруктов из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение человека из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение животных из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Создание и декорирование рамки различными материалами. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Салют Победы!» Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Итоговая аттестация. 24.05.25 Итоговое занятие 2 28.05.25 Познавательно-игровая программа Итого 144 60 07.04.25 61 09.04.25 62 14.04.25 63 16.04.25 64 17.04.25 65 22.04.25 66 28.04.25 67 07.05.25 68 12.05.25 69 14.05.25 70 19.05.25 71 72 2 Выставка творческих работ Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская «Ассорти» Первый год обучения Педагог дополнительного образования Монахов Андрей Алексеевич Группы № 3,4 № Дата Группа 3 01.09. 2023 Группа 4 02.09. 2023 2 02.09. 2023 06.09. 2023 3 08.09. 2023 09.09. 2023 4 09.09. 2023 13.09. 2023 5 15.09. 23 16.09. 23 6 16.09. 23 20.09. 3 7 22.09. 23 23.09. 23 8 23.09.2 3 11.10.2 3 9 13.10. 23 11.10. 23 10 13.10. 23 14.10. 23 1 Название раздела; темы раздела; тема занятия Объем часов Форма занятия Форма аттестации, контроля Раздел 1. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Входной контроль. виды изобразительного искусства. Раздел 2. Цветоведенье. Основные и составные цвета. Сочетание оттенков. Рисование цветов и растений. Раздел 2. Цветоведенье. Теплая цветовая гамма. Выполнение творческого задания. Раздел 2. Цветоведенье. Холодная цветовая гамма. Выполнение творческого задания. Раздел 2. Цветоведенье. Творческая работа. 2 Занятиепрезентация Наблюдение 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование листьев с натуры. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование деревьев на основе геометрических фигур. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Ёжик». Раздел 3. Декоративное рисование. Орнамент. Виды орнамента. Практическая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Геометрический орнамент. Рисование овощей и фруктов на основе геометрических фигур. 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2/1 Практическо е занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическо е занятие 11 14.10. 23 14.10. 23 12 14.10. 23 18.10. 23 13 20.10. 23 18.10. 23 14 20.10. 23 21.10. 23 15 21.10. 23 21.10. 23 16 21.10. 23 25.10. 23 17 27.10. 23 28.10. 23 18 28.10. 23 08.11. 23 19 03.11. 23 11.11. 23 20 10.11. 23 15.11. 23 21 11.11. 23 18.11. 23 22 17.11. 23 22.11. 23 Раздел 3. Декоративное рисование. Растительный орнамент. Творческая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование восковыми мелками и акварелью. Технология работы. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование восковыми мелками и акварелью. Творческая работа. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование ватными палочками. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Воображариум». Фантастическое животное. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование по сырому «Воображариум». Фантастическое дерево. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Оригами. Основные приемы работы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Оригами. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Создание схемы. Выполнение деталей для модульного оригами Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Выполнение деталей для модульного оригами. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Модульное оригами. Выполнение деталей для модульного оригами. Сбор фигурки. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Элементы квиллинга. 1 Практическо е занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическо е занятие 1 Практическо е занятие 1 Практическо е занятие 1/2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 23 18.11. 23 25.11. 23 24 24.11. 23 29.11. 23 25 25.11. 23 02.12. 23 26 01.12. 23 06.12. 23 27 02.12. 23 09.12. 23 28 08.12. 23 13.12. 23 29 09.12. 23 16.12. 23 30 15.12. 23 20.12. 23 31 16.12. 23 23.12. 23 32 22.12. 23 27.12. 23 33 23.12. 23 30.12. 23 34 29.12. 23 10.01. 24 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Элементы квиллинга. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление деталей для открытки в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление открытки в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Изготовление деталей для геометрической фигуры в технике квиллинг. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Квиллинг. Геометрическая фигура в технике квиллинг. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «День рождения Деда Мороза» Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Елочный шар». Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Знакомство с видами аппликации из бумаги. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Выполнение аппликации по задумке детей. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Папье-маше. Выполнение аппликации в технике папьемаше. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Папье-маше. Выполнение декоративной тарелки в технике папье-маше. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Технология работы. 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 35 30.12. 23 13.01. 24 36 12.01. 24 17.01. 24 37 13.01. 24 20.01. 24 38 19.01. 24 24.01. 24 39 20.01. 24 27.01. 24 40 26.01. 24 31.01. 24 41 27.01. 24 03.02. 24 42 02.02. 24 07.02. 24 43 03.02. 24 10.02. 24 44 09.02. 24 14.02. 24 45 10.02. 24 17.02. 24 46 16.02. 24 21.02. 24 47 17.02. 24 24.02. 24 48 24.02. 24 28.02. 24 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Выполнение аппликации в технике торцевания. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Торцевание. Выполнение аппликации в технике торцевания. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Технология работы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Граттаж. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Технология работы. 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Мозаика. Творческая работа. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Материалы и инструменты для лепки. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение стилизованного дерева из пластилина. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Аппликация из пластилина. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Аппликация из пластилина по замыслу детей. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Наши защитники». Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка из пластилина по замыслу 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Занятиепрезентация 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие детей. 49 01.03. 24 02.03. 24 50 02.03. 24 06.03. 24 51 09.03. 24 09.03. 24 52 15.03. 24 13.03. 24 53 16.03. 24 16.03. 24 54 22.03. 24 20.03. 24 55 23.03. 24 23.03. 24 56 29.03. 24 27.03. 24 57 05.04. 24 30.03. 24 58 06.04. 24 03.04. 24 59 12.04. 24 06.04. 24 Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких элементов из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Цветы для мамы». Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких сувениров из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение лёгких сувениров из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение сложных элементов из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение сложных сувениров из солёного теста. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Грунтовка основы. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Выполнение эскиза. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Нанесение на основу. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Солёное тесто. Выполнение панно из солёного теста. Сборка панно. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 60 13.04. 24 10.04. 4 61 19.04. 24 13.04. 24 62 20.04. 24 17.04. 24 63 26.04. 24 20.04. 24 64 27.04. 24 24.04. 24 65 03.05. 24 27.04. 24 66 04.05. 24 04.05. 24 67 11.05. 24 08.05. 24 68 17.05. 24 11.05. 24 69 18.05.2 4 15.05.2 4 70 24.05. 24 18.05. 24 71 25.05. 24 22.05. 24 72 31.05.2 4 25.05.2 4 29.05.2 4 Лепка. Знакомство с глиной. Выполнение простых фигур. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение фруктов из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение человека из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Выполнение животных из глины. Раздел 4. Виды декоративноприкладного искусства. Лепка. Создание и декорирование рамки различными материалами. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Рисование «Салют Победы!» Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из солёного теста. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Раздел 3. Декоративное рисование. Роспись сувениров из глины. Итоговая аттестация. 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие Выставка творческих работ 2 Итоговое занятие 2 Познавательно-игровая программа Итого 144 Праздник Приложение 2 Критерии оценивания работ на выставке. № Фамилия Имя Наименование критериев обучающегося Творческий Соответстви подход к е заявленной выполненно теме. й работе. 1 балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 Критерии оценивания: 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» 0 - 2 баллов – оценка «2» 1 балл Владение выбранной технологией изготовлени я. 1 балл Полнота раскрытия темы. Эстетичный вид и оформление работы. 1 балл 1 балл Приложение 3 Разработка мастер-классов ДПИ по теме «Формирование экологической культуры младшего школьника через воспитание бережного отношения к предметному миру человека». продол цель жител ьность 30 Познакомить мин. слушателей с технологией изготовления цветов из конфетных фантиков. Формировать навык практической деятельности по изготовлению цветов. План проведения Проведение мастер-класса по декоративноприкладному творчеству «Роза из конфетных фантиков» Материалы: 1. Фантики – 6-10 штук; 2. Шпажка – 1 3. Нитки 4. Скотч двусторонний 5. Тейп - Лента для стебля Техника выполнения 1. Возьмите шпажку, прикрепите вверху кусочек двустороннего скотча, снимите защитную ленту, чтобы иметь возможность закрепить 1-й лепесток; 2. Возьмите фантик, согните пополам; 3. Для создания объема в районе сгиба загните уголки внутрь; 4. Нижнюю часть заготовки лепестка соберите «оборочкой»; 5. С помощью нитки прикрепите лепесток к шпажке; 6. Изготовьте следующий лепесток розы и плотно прикрепите его к шпажке. Количество лепестков – от 6 до 10; 7. Оформите стебель (шпажку) тейп –лентой начиная закреплять от основания цветка. 8. Выполните листок стебля розы из фантиков и с помощью двухстороннего скотча прикрепите стеблю. Роза готова! 30 мин. Познакомить слушателей с современным видом декоративноприкладного творчества – изонить Проведение мастер-класса «Технология изготовления панно в технике изонить» Инструменты и материал (рис.2): - цветной картон - белые, синие или голубые (зависит от фона) нитки - игла - ножницы - бумага, ластик, канцелярские скрепки, скотч, клей. Ход работы: 1. Нанести на лист бумаги или на изнаночную сторону картона эскиз. Любой рисунок в технике Изонить состоит из 2-х основных элементов – это угол и круг. Начинаем с угла. 2. Делим стороны угла на равные части. Вставляем нужную по цвету нитку в иголку, крепим нить с изнанки скотчем. 30 мин. Познакомить с технологией изготовления изделия из кусочков кожи Вышивку начинаем с крайней точки любой стороны угла. Выводим иглу на лицевую сторону картона и проделываем большой шаг на первое отверстие от центральной точки но противоположного луча. На изнаночной стороне – маленький шажок в соседнее отверстие, на лицевой – прыжок на противоположный луч, опять маленький шажок в соседнее отверстие , И так до тех пор , пока не заполним весь угол. 3.Приступаем к разметке и вышиванию круга. Круг мы делим на четное количество частей. Начинаем вышивку. С изнаночной стороны всегда вводим иголку в соседнее отверстие по часовой стрелочке. На лицевой стороне шаги – прыжки большие. Продолжите работу по схеме заполнения круга. Творите, дерзайте. Успехов вам в вашем труде. Проведение мастер-класса «Изготовление броши "Веточка" из обрезков кожи» Материалы и инструменты: Булавка или крепёж для броши Бусины и бисер Клей "Момент" прозрачный Картон для шаблонов Кожа Натуральный мех Ножницы Шерстяные нитки Шило План работы. 1. Подобрать материал; 2. Изготовить из кожи детали-листочки (1-2 шт.) для броши с использованием шаблонов; 3. Сделать 2-3 скрутки («жёлуди» - подвески) с использованием шерстяной нитки или полоски кожи; 4. Приклеить с обратной стороны листочка крепёж для броши; 5. Подобрать по цвету, размеру и форме кусочек меха; 6. Собрать детали, посмотреть, всё ли готово; 7. Склеить все детали между собой: Листочек, подвеска, мех; Брошь готова! Приложение 4 Сценарий воспитательно-развивающего мероприятия Сценарий театрализованного представления «Масленица и Царевна - Весна!» Действующие лица: Масленица-Сказительница Царевна - Весна Иван-Царевич Змей-Горыныч Ведущая: Здравствуй, Солнце Красное, Здравствуй, небо ясное! Видно, Зимушка-Зима Скоро кончится сама. Скажите, ребята, какой нынче праздник начинается?! Дети: Масленица! Масленица-Сказительница: Верно! Я — Масленица веселая! Встречайте меня хорошенько, с блинами, с караваями, с вареничками и пирогами. Зиму я провожаю, весне место уступаю. Вот и к вам пожаловала Весна. Да не та Веснаобманщица, у которой солнышко вперемежку с ветром студеным, а пожаловала настоящая Весна-красна! Да что-то в году-то этом зима задержалась - то, студеными морозами и ветрами нас пугает. Где же Царевна-Весна? Неведомо! Да, вот послушайте, что люди говаривали, а я вам пересказываю… Масленица-Сказительница: В некотором царстве, в некотором государстве, Жила была Царевна-Весна: И красива, и румяна, Ясноока и стройна – диво-дивное она! Под музыку появляется Царевна – Весна. Масленица-Сказительница: Да только заколдовал Весну злобный Змей-Горыныч и стала Весна не переставая слезы лить, слезы горькие льет, заливается… Царевна - Весна: (всхлипывает): Ой, беда, ой, беда: в огороде лебеда. Заколдована Весна, и реву теперь всегда. Ой, беда, ой, беда: в огороде лебеда. Ни за что не рассмеюсь, только пуще разревусь. Масленица-Сказительница: Ребята, помогите мне успокоить весну! Масленица пытается утешить весну. Весна еще пуще плачет… Масленица-Сказительница: Да… есть у нас одна проблема, Сказки нашей будет тема: Хоть царевна и красива, и умна, трудолюбива, Стала вмиг она другой – не красавицей Весной, Плаксой, ревою такой! Ай, ия, ияй… Змей всему тому виной! (указывает рукой на появившегося змия) Появляется змий и горделиво расхаживает между всеми, улыбается…и уходит Масленица-Сказительница: Нечего тебе смеяться! Ребята, надо с змеем нам сражаться? Дети: ДА! Масленица-Сказительница: Но самим нам, ребята, не справиться. Надо звать Иванцаревича! Помогите мне, ребята: Иван – Царевич! Иван-Царевич появляется: Это кто же такая? Не смеется, не улыбается, ничему не удивляется? Вы не знаете кто это, ребята? Дети: Знаем! Иван-Царевич: Скажите мне кто она? Дети: Царевна - Весна! Иван-Царевич (берет Весну за руку): Расступись, народ, свет-Весна идет! Белолица, черноброва, белой лебедью плывет. Свет-Весна ты нам спляши, твои танцы хороши! Царевна – Весна: Не хочу, не буду… На сцене появляется Змей-Горыныч Змей - Горыныч: А ты кто таков есть? Иван-Царевич: Я – Иван, царева сын, И пришел я не один. Много я друзей имею, Сил в бою не пожалею! Чтоб царевну вызволять Надо мне друзей позвать! Масленица-Сказительница: Ну, что ребята, кто поможет Ивану-Царевичу? Выбираются желающие дети в игровую команду во главе с Иваном-Царевичем (10-20 чел). Масленица-Сказительница: Вот, как хорошо, сколько у нас много помощников! Да вдруг закачалась Земля-матушка. (Здесь и далее после каждого предложения в абзаце тревожные звуки предупреждающие о появлении чего-то страшного). Буйные ветры завыли. На дубах орлы закричали. Прилетел Змей-Горыныч, чудище поганое о трех головах. Змей-Горыныч: Кто без ведома моего тут гулянье устроил, кто веселиться посмел?! Масленица-Сказительница: Переполошился народ, растерялся. Но есть на тебя управа Иван-Царевич и его друзья. Иван-Царевич: Не дадим тебе в обиду землю нашу, Весну ласковую и людей добрых! Змей-Горыныч: Куда тебе, Иван-Царевич, со мною тягаться! На одну руку положу, другой прихлопну — мокрое место останется! Иван-Царевич: А ты подожди хвастать, чудо-юдо! Посмотрим, чья возьмет. Вон у меня сколько помощников! Змей-Горыныч: Ладно, Иван-Царевич, отгадаешь мои загадки - твоя взяла! Ловок и силен ты, но одному тебе со мной не справиться. Иван-Царевич: Эй, ребятишки! Девчонки и мальчишки, поможете мне?! (Дети: Да!!!) Загадывай свои загадки, Змей-Горыныч! Конкурс 1: Загадки. (Змей-Горыныч загадывает, дети отвечают) Снег на полях, лёд на водах, вьюга гуляет, Когда это бывает? /зимой/ Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт Заплачет она и пропадет. /сосулька/ Зимой - звезда, Весной - вода. /снежинка/ Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается, А улыбка – лучи, Очень даже горячи! /Солнце/ И другие о весне ….. Иван-Царевич: Отгадали мы загадки! И рука у нас крепка! Чудо-юдо, убирайся, А не то намнем бока! Змей-Горыныч: Да, детки догадливые попались. Посмотрим, справитесь ли вы со вторым заданием! Хотел я было я вами полакомиться, или лучше рыбкой ?! Успеете наловить мне рыбки? А не успеете….у… Конкурс 2: Рыбки на удочке (магниты). Змей-Горыныч: Видишь, какие они ловкие. Посмотрим, Иван-Царевич, а быстрые ли они? Конкурс 3: «Кто быстрее» Змей-Горыныч: Да, и ловкие, и быстрые, но, наверное, не внимательные? Посмотрим? Конкурс 4: Ракетка+мяч__ Змей-Горыныч: Ух, какие они у тебя хорошие помощники. Посмотрим, а помогают ли они друг другу? Конкурс 5: Эстафета, в том числе, с обручем Иван-Царевич: Да, заданье не простое, Ты, Горыныч, нам задал, Но желание благое Привело нас всех в финал! Масленица-Сказительница: Ты, Горыныч, не шути! И Царевну отпусти! Иван – Царевич: Мы хотим, чтобы улыбалась, Солнцем, зеленью Весна! Сделай так, чтобы смеялась Светом, радостью она! (Весна начинает улыбаться, а Змей в ужасе убегает). Царевна - Весна: Была я Плаксой-ваксою, а теперь — наоборот! Я и с Царевичем плясать пойду! Исполняется веселая мелодия. Масленица-Сказительница: Жаль мне с вами расставаться. Да пришла пора прощаться. Знаю, ждет Весны земля. Место ей отдам и я. Знаю рады все Весне! Уходить пора и мне! Царевна - Весна: А сейчас я вам скажу: всех сегодня угощу! Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да какая же Масленица без блинов горячих да румяных! Напекли их вам поесть тысяч пять, а может, шесть. Угощение на славу, а ребятам на забаву! Царевна – Весна раздает всем блины и шарики!