ДОП Художественное слово

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Художественное слово»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень программы: базовый

Разработчик программы:
Самотаенкова Ирина Петровна
педагог дополнительного образования

г. Вихоревка 2024г.

Содержание

1.

2.

Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

7

Содержание программы

8

Планируемые результаты

14

Комплекс организационно – педагогических условий

16

Учебный план

16

Календарный учебный график

21

Оценочные материалы

22

Методические материалы

24

Условия реализации программы

25

Список литературы

26

Календарный учебно-тематический план

30

2

1.Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное слово»
разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утв.
приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
«Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
 Стратегия развития воспитания в РФ
на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
 Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в РФ до 2025 года»;
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
Иные документы


Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих
программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской
области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.)

3

При разработке данной программы учитывался опыт, в основе которого лежит система
обучения, заложенная К. С. Станиславским, В. И Немировичем-Данченко и развитая их
последователями. Основой практических занятий по данной программе служит тренинг по З. В.
Савковой, занимаясь которым обучающиеся готовятся к выполнению более сложных или
специальных упражнений.
Статус программы
В 2024 – 2025 учебном году в программу внесены изменения в части: в календарный учебный
график добавлены теоретические и практические часы; в методические материалы, добавлены
ссылки на разработки занятий, презентаций, упражнений. В программу включено проведение
массовых мероприятий, совместная деятельность обучающихся и родителей, добавлен
календарный учебно-тематический план на 1 год обучения.
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора
МБУ ДО «ДДТ»
Направленность программы - художественная.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы. Работа в творческом объединении позволяет показать
обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. В последнее время в
нашей стране ощущается дефицит чтения. Дети мало читают, недостаточно знают
классическую отечественную и зарубежную литературу. Содержание программы
«Художественное слово» призвано не только научить обучающихся выразительному чтению,
но и «проживать» текст, что возможно только при условии полного прочтения произведения.
Формирование человеческой личности средствами сценического искусства сложная, но
многогранно приоритетная задача данной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что основным инструментарием
педагогического воздействия данной программы является освоение различных видов чтецкого
искусства.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого обучающегося и
достичь комфортных условий для творческой самореализации.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:





принцип гуманизации;
принцип самоценности личности;
принцип увлекательности;
принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию
позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться
стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:


дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
4




демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося;
достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать
получение качественных результатов обучающихся.

Новизна программы состоит в том, что программа позволяет расширить знания по любому
направлению чтецкого мастерства и реализовать приобретенные навыки. «Художественное
слово» - это программа, направленная на групповую и на индивидуальную работу с
обучающимися разных возрастов по постановке голоса и грамотной сценической речи.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в основе разработки программы
лежит индивидуальный, личностный подход к воспитанию каждого ребенка, с учетом всех
особенностей его дарований. Поэтому программа имеет поэтапную, но гибкую систему
приобретения компетенций, к которой ребенок может подключиться на каждом этапе ее
реализации.
Особенность реализации программы заключается в цикличности изучения разделов и тем. На
каждом этапе обучения учебный материал усложняется и позволяет эффективно решать
программные задачи.
Данная программа создает не только условия для всестороннего развития творческих
дарований ребенка, но и помогает выбрать свой путь становления. Ведущая теоретическая идея,
на которой базируется программа, основана на концепции дополнительного образования освоение обучающимися чтецкого искусства на базе творческой деятельности.
Программа «Художественное слово» адресована детям 7 – 17 лет.
По программе «Художественное слово» занимается одна группа:


Группа № 4 (9 – 10 лет);

Данный подход к комплектованию учебных групп позволяет учесть половозрастные и
индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Набор детей в объединение – свободный. Состав группы – 10 – 15 человек.
Возрастные, психофизиологические особенности обучающихся:
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;

5

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества
с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы,
становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Средний школьный возраст: переходный от детства к юности. Средний школьный возраст –
самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать
проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам
интересны занятия театральным творчеством, в ходе которых можно высказать свое мнение и
суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою
правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных
моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений,
нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки
могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют
периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход
в себя, вспышки гнева.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже
аморальным представлениям и поступкам.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и
самореализации.
Старший школьный возраст: повышается работоспособность, дети становятся более
энергичны. Подростковый кризис постепенно отступает, меньше поведенческих проблем.
Повышается регуляция поведения, внутренний контроль, появляется умение скрывать свои
чувства и мысли.
В сфере моральных установок и ценностных ориентаций отстаивают свое право на автономию.
Иногда крайние взгляды только для того, чтобы подкрепить эту претензию на оригинальность.
Формируется система личностных ценностей. Старшеклассники имеют собственную точку
зрения по самым разным вопросам.
Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 144 дня, 72 недели, 18 месяцев, 2 года.
Объем программы - 144 часа.
6

144 академических часа достаточный объем для достижения запланированных результатов.
Форма обучения: очная, дистанционная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное слово» реализуется в течение
всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в
календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию творческой деятельности по театральному искусству на основании
договора о сетевом взаимодействии.
Режим занятий: В соответствии с СанПиНом занятия по программе «Художественное слово» 2
раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 – 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное слово» – традиционная
модель. Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного месяца обучения в одной
образовательной организации.

Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не
предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала.
Набор детей в объединение – свободный. Состав группы – 10 – 15 человек.
На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, дается прослушивание
образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов.
На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над
техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты.
Формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся будут знать:







теоретические основы сценической речи;
комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
принципы построения литературной композиции;
правила диафрагмально-реберного дыхания;
основные правила орфоэпии;
интонационные средства выразительности речи.

В результате освоения программы, обучающиеся будут уметь:



самостоятельно выполнять голосовой тренинг;
уметь осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
7





определять основные этапы работы чтеца над художественным произведением;
владеть голосовыми регистрами;
производить логический анализ произведения.

В результате освоения программы, обучающиеся приобретут навыки:





навык правильного, осмысленного и эмоционального чтения художественных
произведений;
навык коллективной работы, создание общего пространства для творчества и
самореализации;
навык выразительного прочтения наизусть поэтических, прозаических произведений;
опыт участия в районных и областных конкурсах художественного слова.
Цель и задачи программы

Цель программы – художественно-творческое развитие ребенка средствами чтецкого
искусства.
Задачи:
Обучающие:








Обучить теоретическим основам сценической речи;
Обучить комплексу упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
Обучить законам построения литературной композиции;
Научить правилам диафрагмально-реберного дыхания;
Научить основным правилам орфоэпии;
Обучить интонационным средствам выразительности речи;
Подготовить обучающихся к конкурсам чтецкого искусства различного уровня.

Развивающие:






Развить умение самостоятельно выполнять голосовой тренинг;
Развить умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
Развить умение определять основные этапы работы чтеца над художественным
произведением;
Развить умение владеть голосовыми регистрами;
Развить умение производить логический анализ произведения;

Воспитательные:



Сформировать ценностные критерии отбора жизненных и художественных ценностей
через выбор художественного произведения;
Воспитать навыки творческого сотрудничества.

Содержание программы
8

Содержание программы первого года обучения:
1.Введение в программу (2 часа)
1.1.Выявление уровня и объема знаний (1час)
Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам
поведения. Инструктаж по технике безопасности.
1.2.Цель и задачи занятий художественным словом (1 час)
Теория: Функции и особенности сценической речи. Общее и различия в технике подачи
чтецкого материала в различных сценических условиях. Проверка речевых данных.
Практика: Чтение вслух скороговорок, стихотворений, прозы.
2. Звукообразование (6 часов)
2.1. Теория: Строение речевого аппарата (2 часа)
Практика: Изучение звукообразующих органов речевого аппарата.
2.2. . Теория: Установление взаимосвязи понятий: диафрагма, голосовые связки, резонаторы (2
часа)
Практика: Ознакомление с их местоположением на своем теле.
2.3. Роль диафрагмы в звукообразовании (2 часа)
Теория: Функции диафрагмы. Роль в звукообразовании. Способы укрепления диафрагмы с
помощью тренинга.
Практика: Тренинг на развитие диафрагмы.
3. Дикция (14 часов)
3.1.Челюстная позитура при произношении гласных (6 часов)
Теория: Челюстная позитура в последовательности при произношении гласных звуков: и, э, а, о,
у, ы.
Практика: Тренинг на отработку правильной позитуры челюсти с прибавлением согласных
звуков: пи-пэ-па-по-пу-пы и т.п.
3.2.Произношение сложных стыков согласных (8 часов)
Теория: Особенности произношения сложных стыков согласных. Произношение «ст», «ти»,
«чг», «пр», «тл» и т.д. Произношение парных согласных.
Практика: Чтение вслух фрагментов – упражнений с употреблением стыков. Отработка
навыков произношения стыков, выявление индивидуальных сложностей «стыкоговорения».

4.Техника речи (14 часов)
9

4.1.Знакомство с характеристиками устной речи: темпе, громкости, тембре, дикции. (2 часа)
Практика: Упражнения.
4.2.Постановка правильного дыхания (4 часа)
Теория: Три типа дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагмальное. Три вида
выдыхания: 1 – спокойный, ровный; 2 – с усилием; 3 – с усилием прерывистый.
Практика: Постановка правильного дыхания. Упражнения на 3 вида выдыхания.
4.3.Резонаторы. (4 часа)
Теория: Функции резонаторов в звукообразовании.
Практика: Изучение резонаторов своего речевого аппарата.
4.4.Посыл звука (2 часа)
Теория: Роль посыла звука в технике чтецкого мастерства. Факторы, влияющие на дальность
посыла звука и силу посыла.
Практика: Тренинг на посыл звука.
4.45Текущий тематический контроль по технике речи (2 часа)
Теория: Вопросы по теории: звукообразования, дикции, техники речи
Практика: Сдача упражнений.
5. Работа с прозаическим материалом (36 часов)
5.1.Композиционное построение художественного произведения (4 часа)
Теория: Понятия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Практика: Идейно-тематический анализ отрывка из прозаического произведения. Выявление:
темы, идеи, сюжетной линии.
5.2.Интонационные ударения и паузы (4 часа)
Теория: Роль ударений и пауз в интонационной подаче текста.
Практика: Определение логических пауз в тексте, интонационное выделение главных слов в
предложении.
5.3.Подтекст (6 часов)
Теория: Смысловая нагрузка подтекста.
Практика: Изучение навыков расстановки смысловых акцентов речи.
5.4.Образные видения (6 часов)
Теория: Роль творческого воображения в чтецком мастерстве. Сценические «видения».
Кинолента «видений».
10

Практика: Чтение прозы.
5.5. Практическая работа над прозой (14 часов)
5.6. Текущий тематический контроль по разделу «Работа с прозаическим материалом» - 2 часа.
Теория: Опрос по теории чтения прозаического текста.
Практика: Демонстрация навыков чтения фрагментов из прозы.
6. Работа со стихотворным материалом (36 часов)
6.1. Анализ стихотворного текста (6 часов)
Теория: Анализ содержания стихотворения, выявления темы, идеи, лирических приемов,
смысловой подоплеки.
Практика: Чтение четверостиший разного характера, размера, определение рифмованных
строк.
6.2. Размеры стихосложения (4 часа)
Теория: Понятие – стихотворные размеры. Виды размеров стихотворного текста». Размеры:
«ямб», «хорей», «анапест», «амфибрахий», «дактиль». Практика: Определи стихотворный
размер.
6.3. Стихотворное интонирование (6 часов)
Теория: Особенности стихотворного интонирования.
Практика: Тренинг: «Интонации»
6.4. Темпо-ритм стихотворного текста (6 часов)
Теория: Темпо-ритмическая окраска стиха. Темпо-ритм стихотворного текста.
Практика: Отработка темпо-ритмической окраски в выбранных фрагментах. Демонстрация
навыков чтения фрагментов стихотворного текста.
6.5. Практическая работа над стихотворным текстом (12 часов)
6.6. Текущий тематический контроль по разделу «Работа со стихотворным материалом»
2 часа.
Теория: Опрос по теории чтения стихотворного текста.
Практика: Демонстрация навыков чтения фрагментов стихотворного текста.
7. Постановочная работа (34 часа)
7.1.Анализ литературно-музыкальной композиции (4 часа)
Теория: Особенности литературно-музыкальной композиции, как формы сценической
постановки. Драматическая составляющая композиции. Сквозная линия композиции.
Композиционное построение.
11

Практика: Чтение композиции, идейно-тематический анализ, действенный анализ.
7.2.Читка по ролям (6 часов)
Теория: Функциональные задачи чтеца во время читки по ролям.
Практика: Чтение по ролям.
7.3.Отработка композиции (6 часов)
Теория: Индивидуальная работа чтеца над своим фрагментом.
Практика: Анализ отрывка, отработка текста отрывка.
7.4.Отработка темпо-ритма (4 часа)
Теория: Темпо-ритмическое решение сценической постановки.
Практика: Отработка темпо-ритма общей композиции.
7.5.Репетиция всей композиции (10 часов)
7.6.Сдача композиции (2 часа)
7.7. Анализ сдачи (оценка руководителем каждой творческой работы) - (2 часа)
8. Промежуточная аттестация по всем темам (2 часа)
Тесты по пройденным разделам программы, презентация композиции зрителю.

Содержание программы второго года обучения:
1.Вводное занятие (2 часа)
1.1. Выявление уровня и объема знаний (1 час)
Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам
поведения. Инструктаж по технике безопасности.
1.2. Цель и задачи занятий художественным словом на втором году обучения (1 час)
Теория: Повторение разделов программы. Расширение навыков сценической речи. Обогащение
техники подачи чтецкого материала.
Практика: Проверка речевых данных. Соревнование по технике произнесения скороговорок:
«На дворе трава, на траве дрова…», «Шел Грека…», «Кар у Клары…», «Корабли
лавировали…».
2. Звукообразование (6 часа)
2.1. Восстановление понятийного минимума раздела «Звукообразование» (2 часа)
Теория: Строение речевого аппарата. Установление взаимосвязи понятий: диафрагма,
голосовые связки, резонаторы.
12

Практика: Ознакомление с их местоположением на своем теле.
2.2. Роль диафрагмы в звукообразовании (4 часа)
Теория: Функции диафрагмы. Роль в звукообразовании. Способы укрепления диафрагмы с
помощью упражнений.
Практика: Тренинг на развитие диафрагмы: «Насос» и др.
3. Дикция (14 часов)
3.1. Челюстная позитура в последовательности при произношении гласных звуков: и, э, а, о, у,
ы (6 часов)
Практика: Тренинг на отработку правильной позитуры челюсти с прибавлением согласных
звуков: пи-пэ-па-по-пу-пы и т.п.
3.2. Произношение сложных стыков согласных (8 часов)
Теория: Особенности произношения сложных стыков согласных. Произношение «ст», «ти»,
«чг», «пр», «тл» и т.д. Произношение парных согласных.
Практика: Чтение вслух упражнений с употреблением стыков. Отработка навыков
произношения стыков, выявление индивидуальных сложностей «стыкоговорения».
4.Техника речи (14 часов)
4.1. Постановка правильного дыхания (4 часа)
Теория: Три типа дыхания: ключичное, грудное, нижнереберно-диафрагмальное. Три вида
выдыхания: 1 – спокойный, ровный; 2 – с усилием; 3 – с усилием прерывистый.
Практика: Постановка правильного дыхания. Упражнения на 3 вида выдыхания
4.2. Резонаторы (4 часа)
Теория: Функции резонаторов в звукообразовании. Типы резонаторов. Практика: Изучение
резонаторов своего речевого аппарата.
4.3. Посыл звука (4 часа)
Теория: Роль посыла звука в технике чтецкого мастерства. Факторы, влияющие на дальность
посыла звука и силу посыла.
Практика: Тренинг на посыл звука: «Снежки» и др.
4.4. Текущий тематический контроль по технике речи (2 часа)
Теория: Задания по темам: звукообразование, дикция, техника речи.
Практика: Показ упражнений по темам.
5. Работа с прозаическим материалом (36 часов)

13

5.1. Композиционное построение художественного произведения (4 часа) Теория: Понятия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Практика: Идейно-тематический анализ отрывка из прозаического произведения. Выявление:
темы, идеи, сюжетной линии.
5.2. Интонационные ударения и паузы (4 часа)
Теория: Роль ударений и пауз в интонационной подаче текста.
Практика: Определение логических пауз в тексте, интонационное выделение главных слов в
предложении.
5.3. Подтекст (6 часов)
Теория: Смысловая нагрузка подтекста.
Практика: Изучение навыков расстановки смысловых акцентов речи – подтекста.
5.4. Образные видения (6 часов)
Теория: Роль творческого воображения в чтецком мастерстве. Сценические «видения».
Кинолента «видений».
Практика: Чтение прозы, отработка навыков передачи видений.
5.5. Практическая работа над прозой (14 часов)
5.6. Текущий тематический контроль по разделу «Работа с прозаическим материалом» – 2 часа
Теория: Опрос по теории чтения прозаического текста.
Практика: Демонстрация навыков чтения фрагментов из прозы.
6. Работа со стихотворным материалом (36 часов)
6.1. Анализ стихотворного текста (6 часов)
Теория: Анализ содержания стихотворения, выявления темы, идеи, лирических приемов,
смысловой подоплеки.
Практика: Чтение четверостиший разного характера, размера, определение рифмованных
строк.
6.2. Размеры стихосложения» (4 часа)
Теория: Понятие – стихотворные размеры. Виды размеров стихотворного текста». Размеры:
«ямб», «хорей», «анапест», «амфибрахий», «дактиль». Практика: Определи стихотворный
размер.
6.3. Стихотворное интонирование» (6 часов)
Теория: Особенности стихотворного интонирования.
Практика: Тренинг: «Интонации»
14

6.4. Темпо-ритм стихотворного текста (6 часов)
Теория: Темпо-ритмическая окраска стиха. Темпо-ритм стихотворного текста.
Практика: Отработка темпо-ритмической окраски в выбранных фрагментах. Демонстрация
навыков чтения фрагментов стихотворного текста.
6.5. Практическая работа над стихотворным текстом (12 часов)
6.6. Текущий тематический контроль по разделу «Работа со стихотворным материалом» - 2
часа.
Теория: Опрос по теории чтения стихотворного текста.
Практика: Демонстрация навыков чтения фрагментов стихотворного текста.
7. Постановочная работа (34 часа)
7.1. Анализ литературно-музыкальной композиции (4 часа)
Теория: Особенности литературно-музыкальной композиции, как формы сценической
постановки. Драматическая составляющая композиции. Сквозная линия композиции.
Композиционное построение.
Практика: Чтение композиции, идейно-тематический анализ, действенный анализ.
7.2. Читка по ролям (6 часов)
Теория: Функциональные задачи чтеца во время читки по ролям.
Практика: Читка по ролям.
7.3. Отработка фрагмента композиции (6 часов)
Теория: Индивидуальная работа чтеца над своим фрагментом.
Практика: Анализ отрывка, отработка текста отрывка.
7.4. Отработка темпо-ритма» (4 часа)
Теория: Темпо-ритмическое решение сценической постановки.
Практика: Отработка темпо-ритма общей композиции.
7.5.Репетиция всей композиции (10 часов)
7.6.Сдача композиции (2 часа)
7.7. Анализ сдачи (оценка руководителем каждой творческой работы) - (2 часа)
8. Итоговая аттестация по всем разделам и темам программы – 2 часа.
Тесты по пройденным темам, презентация композиции зрителю.
Планируемые результаты
По окончании первого года обучения будут знать:
15











строение речевого аппарата;
челюстную позитуру при произношении гласных;
интонационные ударения и паузы;
размеры стихосложения;
значение понятий: речевая пауза, логическое ударение, интонация, орфоэпия, темп речи,
тембр голоса, ритм речи;
особенности литературных жанров: басня, проза, сказка, стихотворение;
как правильно распределять свое внимание в момент исполнения литературного
произведения на публике;
порядок анализа и подготовки произведения к публичному исполнению;
нормы литературного и разговорного (бытового) произношения.

По окончании первого года обучения будут уметь:






выразительно читать поэтические и прозаические произведения;
выразительно читать по ролям;
самостоятельно делать анализ стихотворного текста;
самостоятельно фантазировать на тему образа своего сценического персонажа;
исполнять на публике небольшое прозаическое произведение, разное по стилистике,
ритму, жанру.

По окончании второго года обучения будут знать:






значение понятий: голосовая атака, мелодика голоса и стиха, логические и
психологические паузы, речевое воздействие, вербальное и невербальное воздействие,
диапазон голоса;
основные требования к публичному выступлению, его составляющие части;
приемы «захвата аудитории»;
приемы борьбы с волнением.

По окончании второго года обучения будут уметь:





выразительно читать прозаические произведения;
применять приемы поддержания внимания зрителей;
владеть языком тела;
входить в образ героя на сцене, вести диалог.

По завершении программы обучения у обучающихся будет сформирована речевая
деятельность во всех ее разновидностях:





правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественных произведений;
выразительное прочтение наизусть поэтических, прозаических произведений, басен,
сказок;
подготовка и представление публичных выступлений;
умение управлять аудиторией, слышать и понимать слушателей.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
16

Учебный план 1 год обучения
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

Теория

Практика

Всего

2

2

4

1.1.

Выявление уровня и
объема знаний.
Обсуждение плана
работы на год.
Требования к знаниям и
умениям. Требования к
нормам поведения.
Инструктаж по технике
безопасности.

1

1

2

1.2.

Цель и задачи занятий
художественным словом.

1

1

2

2

Звукообразование.

2

4

6

2.1.

Строение речевого
аппарата.

1

1

2

2.2.

Установление
взаимосвязи понятий:
диафрагма, голосовые
связки, резонаторы.

1

1

2

2.3.

Роль диафрагмы в
звукообразовании

1

1

2

3.

Дикция.

2

12

14

3.1.

Челюстная позитура при
произношении гласных.

1

5

6

3.2.

Произношение сложных
стыков.

1

7

8

4.

Техника речи.

3

11

14

4.1.

Знакомство с
характеристиками устной

Введение в программу.
1.

Форма входного,
текущего контроля
и промежуточной
(итоговой)
аттестации
Тестирование.

Зачетный тренинг.

Зачетное занятие.

Зачетное занятие.

2
17

речи: темпе, громкости,
тембре, дикции.
4.2.

Постановка правильного
дыхания.

4.3.

Резонаторы.

4.4.

Посыл звука.

4.5.

Промежуточная
аттестация по технике
речи.

5.

Работа с прозаическим
материалом.

5.1.

1

3

4

2

2

3

4

2

2

Тренинг.

5

31

36

Творческий зачет.

Композиционное
построение
художественного
произведения.

1

3

4

5.2.

Интонационные ударения
и паузы.

1

3

4

5.3.

Подтекст.

1

5

6

5.4.

Образные видения.

1

5

6

5.5.

Практическая работа над
прозой.

14

14

5.6.

Текущий тематический
контроль

1

2

1

1

Опрос по теории
чтения
прозаического
текста.
Демонстрация
навыков чтения
фрагментов из
прозы.

6.

Работа со стихотворным
материалом.

5

31

36

6.1.

Анализ стихотворного
текста.

1

5

6

6.2.

Размеры стихосложения.

1

3

4

6.3.

Стихотворное
интонирование.

1

5

6

Творческий зачет

18

6.4.

Темпо-ритм
стихотворного текста.

6.5.

Практическая работа над
стихотворным текстом.

6.6.

Текущий тематический
контроль

7.

5

6

12

12

1

1

2

Опрос по теории
чтения
стихотворного
текста.
Демонстрация
навыков чтения
фрагментов
стихотворного
текста.

Постановочная работа.

4

30

34

Композиция.

7.1.

Анализ литературномузыкальной композиции.

1

3

4

7.2.

Читка по ролям.

1

5

6

7.3.

Отработка композиции.

1

5

6

7.4.

Отработка темпо-ритма.

1

3

4

7.5.

Репетиция всей
композиции.

10

10

7.6.

Сдача композиции.

2

2

7.7.

Анализ сдачи творческой
работы.

8.

Промежуточная
аттестация.

Всего

1

Оценка творческой
работы.
1

1

2

24

120

144

Тестирование,
презентация
композиции
зрителю

Учебный план 2 год обучения
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

Теория

Практика

Всего

Форма входного,
текущего контроля
и промежуточной
(итоговой)
аттестации
19

Вводное занятие.
1.

2

2

4

1.1.

Выявление уровня и
объема знаний.
Обсуждение плана
работы на год.
Требования к знаниям и
умениям. Требования к
нормам поведения.
Инструктаж по технике
безопасности.

1

1

2

1.2.

Цель и задачи занятий
художественным словом
на втором году обучения.

1

1

2

2

4

6

Тестирование.

Звукообразование
2

2.1.

Восстановление
понятийного минимума
раздела
«Звукообразование»

1

1

2

2.2.

Роль диафрагмы в
звукообразовании.

1

3

4

3.

Дикция.

2

12

14

3.1.

Челюстная позитура в
последовательности при
произношении гласных
звуков: и, э, а, о, у, ы.

1

5

6

3.2.

Произношение сложных
стыков согласных.

1

7

8

4.

Техника речи.

3

11

14

4.1.

Постановка правильного
дыхания.

1

3

4

4.2.

Резонаторы.

1

3

4

4.3.

Посыл звука.

1

3

4

4.4.

Текущий тематический

2

2

Зачетный тренинг.

Зачетное занятие.

Зачетное занятие.

Показ упражнений
20

контроль

по темам:
звукообразование,
дикция, техника
речи.

5.

Работа с прозаическим
материалом.

5

31

36

5.1.

Композиционное
построение
художественного
произведения.

1

3

4

5.2.

Интонационные ударения
и паузы.

1

3

4

5.3.

Подтекст.

1

5

6

5.4.

Образные видения.

1

5

6

5.5.

Практическая работа над
прозой.

14

14

5.6.

Текущий тематический
контроль

1

2

1

Творческий зачет.

Опрос по теории
чтения
прозаического
текста.
Демонстрация
навыков чтения
фрагментов из
прозы.

6.

Работа со стихотворным
материалом.

5

31

36

6.1.

Анализ стихотворного
текста.

1

5

6

6.2.

Размеры стихосложения.

1

3

4

6.3.

Стихотворное
интонирование.

1

5

6

6.4.

Темпо-ритм
стихотворного текста.

1

5

6

6.5.

Практическая работа над
стихотворным текстом.

12

12

Творческий зачет

21

6.6.

Текущий тематический
контроль

1

1

2

Опрос по теории
чтения
стихотворного
текста.
Демонстрация
навыков чтения
фрагментов
стихотворного
текста.

7.

Постановочная работа.

4

30

34

Композиция.

7.1.

Анализ литературномузыкальной композиции.

1

3

4

7.2.

Читка по ролям.

1

5

6

7.3.

Отработка фрагмента из
композиции.

1

5

6

7.4.

Отработка темпо-ритма.

1

3

4

7.5.

Репетиция всей
композиции.

10

10

7.6.

Сдача композиции.

2

2

7.7.

Анализ сдачи творческой
работы.

8.

Итоговая аттестация.

Всего

Оценка творческой
работы.
1

1

2

24

120

144

Тестирование,
презентация
композиции
зрителю

Календарный учебный график
Программа реализуется в течение всего учебного времени, включая каникулярное время.
Начало учебного года 2 сентября 2024 года, окончание – 30 мая 2025 г.
36 учебных недель, 72 учебных дня, 144 учебных часа.
Сентябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Ноябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
22

Январь – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Май – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.

Введение в программу

2

Звукообразование

6

Дикция

4

10

Техника речи

4

6

Работа с прозаическим
материалом

май

4
12

18

Работа со стихотворным
материалом

8

6

16

Постановочная работа

12

4

Промежуточная
аттестация
Всего

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

I год обучения

16

14

2

16

16

16

18

14

16

16

18

14

Оценочные материалы
Виды контроля и аттестации:
Входной контроль: тест, тренинг, упражнения, прочтение стихотворений или прозы.
Текущий контроль: беседа, опрос, тренинг, показ упражнений по темам, опрос по теории
чтения стихотворного или прозаического текста. Демонстрация навыков чтения фрагментов
стихотворного или прозаического текста. Участие в конкурсах художественного слова, зачет по
выразительному чтению стихотворного или прозаического текста.
Форма подведения итогов реализации программы: постановка литературно-музыкальной
композиции.
Творческий зачет проводится два раза в год по итогам работы над текстом.
23

Успеваемость обучающегося в работе над текстом учитывается по пятибалльной системе,
от работы над текстом до выступления на итоговом занятии или творческом показе.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

зачет (без оценки)

Критерии оценивания
дикционная культура, соблюдение орфоэпических
законов, логики речи; выразительное, богатое
интонационно, точное, эмоциональное исполнение
произведений различных жанров (в соответствии с
этапами освоения программы); донесение авторской
задачи, подтекста; работоспособность, успешная
самостоятельная работа по освоению навыков
сценической речи, дисциплина, самоконтроль.
частично правильное использование элементов техники
и логики речи, некоторая зажатость в исполнении, но с
донесением логики авторской мысли, элементами
интонационной выразительности; видимая возможность
дальнейшего развития, дисциплина и желание
обучаться.
обучающийся плохо владеет элементами техники речи
и словесного действия, недостаточно работает над
собой, не держит сценическую задачу, не умеет
пользоваться объектами внимания; говорит тихо,
неэмоционально, в основном из-за отсутствия
самоконтроля, дисциплины, но в его исполнении
присутствуют элементы освоенного материала, а
также он проявляет стремление к дальнейшему
освоению навыков сценической речи.
невозможность выполнить поставленные задачи по
технике, орфоэпии, логическому разбору, культуре речи
и искусству звучащего слова в результате регулярного
невыполнения заданий, недисциплинированности,
пропуска занятий без уважительных причин,
невыполнения домашней работы.
промежуточная оценка работы обучающегося,
отражающая полученные на определённом этапе навыки
и умения.

Оценочный лист аттестационной работы
Выбор текста
произведения

Произведение
соответствует
возрастной
характеристике

Параметры и критерии оценивания
Способность оказывать
Соблюдени
Дикция,
эстетическое, интеллектуальное и
е правил
расстановка
эмоциональное воздействие на
орфоэпии и логических
слушателей
интонацио ударений и
нная
пауз
грамотност
ь
Чтецу удалось
Чтецу удалось
От 1 до 5
От 1 до 5
рассказать
эмоционально
баллов
баллов
историю так,
вовлечь
чтобы слушатель слушателя,

Всего
баллов

24

обучающегося.
От 3 до 5
баллов

понял её.
От 1 до 5 баллов

заставить
задуматься и
сопереживать.
От 1 до 5
баллов

Механизм оценивания образовательных результатов:





педагогическое наблюдение;
мониторинг образовательно-воспитательного процесса;
портфолио обучающихся (грамоты, дипломы, благодарности и т.д.);
участие в конкурсах художественного слова разного уровня.

В результате освоения данной программы, обучающиеся смогут овладеть теми знаниями и
навыками голосоведения, которые в дальнейшем найдут широкий спектр применения.

Методические материалы
Формы обучения и виды занятий
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы
обучения:





словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (упражнения, тренинги, репетиции);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

При реализации программы применяются педагогические технологии личностноориентированного обучения:






Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение (нормативносообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). В
технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы
– индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой
технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения – такая технология обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп
обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его
продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет
обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех
в обучении.
Технология коллективной творческой деятельности, в которой достижение творческого
уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию
совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива
участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
25

Программой предусмотрено создание групп в мессенджерах для дистанционной работы с
детьми.
Рассылка заданий, дидактических материалов, видео, аудио через Telegram; WhatsApp;
Социальные сети: «Одноклассники», «В контакте»; Скайп, Zoom.
Обратная связь через видеозвонок, аудиозвонок Скайп, Zoom, Telegram, WhatsApp; Социальные
сети: «Одноклассники», «В контакте».
Воспитательная компонента программы
Календарный план воспитательной работы
№

Название мероприятия

Форма

1

День открытых дверей.

рассказ

2
3

Чествование летних именинников
Праздничное поздравление к Дню учителя.

4
5
6
7

КВН среди театральных групп
Праздничный концерт «День матери»
Чествование осенних именинников.
Новогоднее представление.

поздравление
номера худ.
самодеятельности
конкурс
концерт
поздравление
представление

Поход в лес.
Чествование зимних именинников.
Концерт, посвященный 8 марта.
Праздничный концерт, посвященный ВОВ.
Чествование весенних именинников.
Торжественная линейка, посвященная
подведению итогов за учебный год.
14 Игровая программа, посвященная 1 июня.
8
9
10
11
12
13

Дата
проведения
с 02.09 –
06.09
13.09
04.10
25.10
23.11
29.11
27.12

поход
поздравление
концерт
концерт
поздравление
линейка

23.02
28.02
07.03
08.05
16.05
26.05

игры, конкурсы

01.06

Планирование совместной деятельности детей и родителей
Планируемые формы работы с родителями: беседы; консультации; родительские собрания;
посещения семей; совместные мероприятия для детей и родителей.
Совместные мероприятия для детей и родителей
№
1

2

Название
мероприятия
КВН.

Форма

Дата

конкурс

октябрь

Новогоднее
представление.

представл
ение

декабрь

Деятельность
родителей
покупка
подарков,
подведение
итогов
покупка
подарков, пошив
костюмов

Деятельность
детей
подбор сценок,
стихотворений,
пошив костюмов
выбор сценария,
игровой
программы,
постановка
26

3

Поход в лес.

поход

4

Концерт,
посвященный 8
марта.

концерт

5

Игровая
программа,
посвященная 1
июня.
Спектакли.

игры,
конкурсы

6

спектакль

февраль подготовка к
проведению
похода,
проведение ТБ
март
покупка
подарков,
участие в
конкурсах
июнь
покупка
подарков,
участие в
конкурсах
апрель просмотр,
– май
обсуждение

представления
подготовка рюкзака
и саней к походу
подбор конкурсов,
костюмов, участие
подбор конкурсов,
костюмов, участие
репетиции и показ
спектакля

Условия реализации программы
Для реализации данной программы не нужны специальные технические условия, но педагог
должен владеть методикой преподавания предмета.
Аудиторные занятия должны проходить в просторном, светлом, оснащенном необходимым
оборудованием помещении, пригодном для проведения тренингов, репетиций и работы с
текстом.
Оборудование:








помещение для занятий;
аудио-видеоаппаратура;
ноутбук;
колонки;
дидактические и раздаточные материалы;
орфоэпический словарь;
художественная литература.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебно-тематический план – 36 учебных недель и 72 учебных дня, даты начала
занятий по программе 2 сентября, окончание 1 полугодия 27 декабря, каникулы с 30 декабря по
12 января, начало 2-го полугодия – 13 января, окончание 2-го полугодия 30 мая.
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Художественное слово» проводятся на базе МКОУ «Калтукская СОШ» по адресу: 65780,
Иркутская обл., Братский район, с. Калтук, ул. Советская дом 2 В.

27

Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022г. № 629.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
5.Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

Интернет-ресурсы
1. Егоров О. | Искусство художественного слова.
[http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702204]:| [Журнал «Русский язык»]
2. Жинкин Н. Механизмы речи. [http://www.studmed.ru/zhinkin-nmehanizmyrechi_c436eaeb8f6.html]: [психология общения]
3. Запорожец Т. И. «Логика сценической речи».
[http://magru.net/pubs/3483/T_I_Zaporozhets_Logika_stsenicheskoy_rechi# 1]: [учебное пособие
для театральных и культурно-просветительных учебных заведений]
4. Золотой стихофон. Архив образцов искусства художественного чтения.
[http://gold.stihophone.ru/]: [Стихи в mp3 - аудиокнига поэзии]
5. Петрова А. П. Сценическая речь. [http://stomfaq.ru/scenicheskayareche/index21.html]
6. Саричева Е.Ф. Техника сценической речи.
[http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SARICHEVA_Elizaveta_Fedorovna/_Sariche va_E.F..html]:
[учебное пособие для театральных учебных заведений] 29

Список литературы для педагогов
1. Бруссер А. Сценическая речь. М., «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.
2. Глебова С., Кашкаров А., Филиппова Е. Воспитание читателя: практические методы. М., «Я
вхожу в мир искусств» № 11, 2011.

28

3. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота. Программа 4-х летнего курса обучения в
театральных школах, студиях.
4. Иванова Т.Ф, Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. М., Русский язык, 2003.
5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов, Учитель,
2007.
6.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград, Учитель, 2009.
7.Никитина А.А. Театр, где играют дети. М., «Владос», 2001 г.
8. Ожегов С.Н. Словарь русского языка.
9. Петрова А. Н. Сценическая речь. М., Искусство 1981г.
10. Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств».
11. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. М., Русский язык, 1981.
12. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., Искусство, 1975.
13. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие, М., 1998. 14. Савостьянов А.
Рождение артиста, М., «Я вхожу в мир искусств» №3, 2006.
15. Савостьянов А. Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. М., «Я вхожу в мир искусств» № 3,
2007.
16.Смоленский Я. Читатель. Чтец. Актер. М., «Я вхожу в мир искусств» №4, 2009.
17. Тихомирова И. Школа творческого чтения. М., «Я вхожу в мир искусств» №6, 2003.
18. Тришин В. Студийный метод воспитания актера. М., «Я вхожу в мир искусств» № 1, 2009.
19. Фоминцев А.И. Методическое пособие. Уроки основ театрального искусства в начальных
классах общеобразовательной школы, К., 2003 г.
20.Футлик Л.И. Я вхожу в мир искусств. М.,1995.
21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. М., «Владос» 2003 г.

Список литературы для детей
1.Аннушкин В. Техника речи: учебное пособие – М.: ФЛИНТА: Наука,2013
2.Арго А.М. Звучит слово/ Детская литература - М.: 1962
3. Закушняк А.Я. Вечера рассказа/ Искусство - М.: 1940.
4.Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова, М., Просвещение, 1986 5.Лемяскина Н. Культура
общения, Воронеж –Родная речь, 2000

29

6.Культура общения. Книга для учащихся 3 класс. Сост.: Н. Лемяскина, Стернин – Воронеж,
«Родная речь2,2002
7.Словарь фразеологизмов М, 2009
8. Шварц А. И. В лаборатории чтеца/Искусство - М.: 1960.

Список литературы для родителей
1.Адамчук М. Как распознать в своем ребенке талант и не загубить его. М., АСТ,2016г.
2.Маккейн С. Наши детки. Несколько игр для родителей, или веселое воспитание. М.,
PUBLISH-SELL-BOOKLLC,2013г.
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса, 2000г.
4.Светлова М. Искусство быть родителем. М., ИГ «Весь»,2013г.
5.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения у детей. Екатеринбург: УФактория, 2006г.
Календарный учебно-тематический план на 2024-2025 уч. год
Программа «Художественное слово»
Группа № 4, 1год обучения
№

Дата

Тема занятия

Объем
часов

Форма занятия

1

04.09

2

2

06.09

Обсуждение.
Инструктаж.
Чтение стихов,
прозы.
Изучение речевого
аппарата.

3

11.09

4

13.09

5

18.09

6

20.09

7

25.09

Введение в программу.
Инструктаж по технике
безопасности.
Цель и задачи программы.
Звукообразование.
Строение речевого
аппарата.
Звукообразование.
Установление взаимосвязи
понятий: диафрагма,
голосовые связки,
резонаторы.
Звукообразование.
Роль диафрагмы в
звукообразовании.
Дикция. Челюстная
позитура при
произношении гласных
звуков.
Техника речи. Постановка
правильного дыхания.
Дикция. Челюстная
позитура при
произношении гласных

2

2

Упражнения.

2

Тренинг на
развитие
диафрагмы.
Тренинг на
отработку
правильной
позитуры челюсти.
Упражнения на 3
вида выдыхания.
Тренинг на
отработку
правильной

2

2
2

Форма
аттестации
(контроля)
Тестирование.

Зачетный
тренинг.

30

8

27.09

9

02.10

10

04.10

11

09.10

12

11.10

13

16.10

14

18.10

15

23.10

16

25.10

17

30.10

18

01.11

19

звуков.
Техника речи. Три типа
дыхания.
Дикция. Челюстная
позитура при
произношении гласных
звуков.
Техника речи. Резонаторы.
Функции резонаторов в
звукообразовании.
Дикция. Произношение
сложных стыков
согласных.
Техника речи. Резонаторы.
Типы резонаторов.

2
2

2

2

2

Дикция. Произношение
сложных стыков
согласных.
Техника речи. Посыл
звука.
Дикция. Особенности
произношения сложных
стыков согласных.
Техника речи. Роль
посыла звука в технике
чтецкого мастерства.
Дикция. Произношение
сложных стыков
согласных.
Текущий контроль по
технике речи.

2

06.11

Работа с прозаическим
материалом.

2

20

08.11

2

21

13.11

Композиционное
построение
художественного
произведения.
Интонационные ударения
и паузы.

22

15.11

Роль ударений и пауз в
интонационной подаче
текста.

2

23

20.11

Подтекст. Смысловая
нагрузка подтекста.

2

2
2

2

2

2

2

позитуры челюсти.
Упражнения на 3
вида выдыхания.
Тренинг на
отработку
правильной
позитуры челюсти.
Изучение
резонаторов
речевого аппарата.
Чтение вслух
сложных
согласных.
Изучение
резонаторов своего
речевого аппарата.
Чтение вслух
сложных
согласных.
Тренинг на посыл
звука.
Чтение вслух
сложных
согласных.
Тренинг на посыл
звука.
Чтение вслух
сложных
согласных.
Вопросы по
теории:
звукообразования,
дикции, техники
речи.
Анализ отрывка из
прозаического
произведения.
Анализ отрывка из
прозаического
произведения.

Зачетное
занятие.

Определение
логических пауз в
тексте.
Интонационное
выделение главных
слов в
предложении.
Изучение навыков
расстановки
смысловых
акцентов речи.
31

24

22.11

Подтекст. Смысловая
нагрузка подтекста.

2

25

27.11

Подтекст. Смысловая
нагрузка подтекста.

2

26
27

29.11
04.12

2
2

28

06.12

2

Чтение прозы.

29

11.12

2

30

13.12

31

18.12

32

20.12

33

25.12

34

27.12

Образные видения.
Роль творческого
воображения в чтецком
мастерстве.
Роль творческого
воображения в чтецком
мастерстве.
Работа с прозаическим
материалом.
Работа с прозаическим
материалом.
Работа с прозаическим
материалом.
Работа с прозаическим
материалом.
Работа с прозаическим
материалом.
Текущий контроль по теме
«Работа с прозаическим
материалом»

Изучение навыков
расстановки
смысловых
акцентов речи.
Изучение навыков
расстановки
смысловых
акцентов речи.
Чтение прозы.
Чтение прозы.

Практическая
работа над прозой.
Практическая
работа над прозой.
Практическая
работа над прозой.
Практическая
работа над прозой.
Практическая
работа над прозой.
Опрос по теории
чтения
прозаического
текста.

35

10.01

2

36

15.01

37

17.01

38

22.01

39

24.01

40

29.01

41

31.01

Работа с прозаическим
материалом.
Работа с прозаическим
материалом.
Работа со стихотворным
материалом. Анализ
стихотворного текста.
Анализ содержания
стихотворения, выявления
темы, идеи, лирических
приемов, смысловой
подоплеки.
Анализ содержания
стихотворения, выявления
темы, идеи, лирических
приемов, смысловой
подоплеки.
Размеры стихосложения.
Понятие – стихотворные
размеры.
Размеры стихосложения.

2
2
2
2
2

2
2

2

Практическая
работа над прозой.
Практическая
работа над прозой.
Чтение
четверостиший
разного характера.
Чтение
четверостиший
разного характера и
размера.

2

Чтение
четверостиший
разного характера и
размера.

2

Определение
стихотворного
размера.
Определение

2

Творческий
зачет.
Демонстрация
навыков
чтения
фрагментов из
прозы.

32

Виды размеров
стихотворного текста.
Стихотворное
интонирование.
Особенности
стихотворного
интонирования.
Стихотворное
интонирование.
Темпо-ритм
стихотворного текста.

42

05.02

2

43

07.02

44

12.02

45

14.02

46

19.02

Темпо-ритмическая
окраска стиха.

2

47

21.02

Темпо-ритм
стихотворного текста.

2

48

26.02

Работа со стихотворным
материалом.

2

49

28.03

Работа со стихотворным
материалом.

2

50

05.03

Работа со стихотворным
материалом.

2

51

07.03

Работа со стихотворным
материалом.

2

52

12.03

Работа со стихотворным
материалом.

2

53

14.03

Работа со стихотворным
материалом.

2

54

19.03

Текущий тематический
контроль.

2

2

2
2

стихотворного
размера.
Тренинг:
«Интонации»
Тренинг:
«Интонации»
Тренинг:
«Интонации»
Отработка темпоритмической
окраски в
выбранных
фрагментах.
Отработка темпоритмической
окраски в
выбранных
фрагментах.
Демонстрация
навыков чтения
фрагментов
стихотворного
текста.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Практическая
работа над
стихотворным
текстом.
Опрос по теории
чтения
стихотворного
текста.

Творческий
зачет.
Демонстрация
навыков
чтения
33

фрагментов
стихотворного
текста.
55

21.03

56

26.03

57

28.03

58
59
60

02.04
04.04
09.04

61

11.04

62

16.04

63

18.04

64

23.04

65

25.04

66

30.04

67

02.05

68

07.05

69

14.05

70
71

16.05
21.05

72

23.05

Анализ поэтической
композиции.
Драматическая
составляющая
композиции.
Сквозная линия
композиции.
Композиционное
построение.

2

Чтение
композиции.

2

Читка по ролям.
Функциональные задачи
чтеца во время читки по
ролям.
Читка по ролям.
Читка по ролям.
Отработка композиции.

2

Идейнотематический
анализ,
действенный
анализ.
Чтение по ролям.

Индивидуальная работа
чтеца над своим
фрагментом.
Индивидуальная работа
чтеца над своим
фрагментом.
Отработка темпо-ритма.

2

Темпо-ритмическое
решение сценической
постановки.
Репетиция всей
композиции.
Репетиция всей
композиции.
Репетиция всей
композиции.
Репетиция всей
композиции.
Репетиция всей
композиции.
Сдача композиции.
Анализ сдачи.

2

Промежуточная
аттестация по всем
разделам и темам
программы

2

2

Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
Анализ отрывка,
отработка текста
отрывка.
Анализ отрывка,
отработка текста
отрывка.
Анализ отрывка,
отработка текста
отрывка.
Отработка темпоритма общей
композиции.
Отработка темпоритма общей
композиции.
Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Генеральный
прогон.
Премьера.
Оценка творческой
работы.
Тесты по
пройденным темам.

2
2
2

2

2

2
2

Творческий
зачет.
Тестирование,
презентация
композиции
зрителю

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».