ДОП Художественная обработка древесины. 2 ступень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная
общеразвивающая программа технической направленности

«Программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень программы: базовый

Разработчик программы:
Зенин Алексей Сергеевич
педагог дополнительного образования

г. Вихоревка 2024 г.

Содержание
Титульный лист программы

1

1. Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Содержание программы 1 года обучения

6

Содержание программы 2 года обучения

7

Планируемые результаты

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

10

Учебный план 1 года обучения

10

Учебный план 2 года обучения

11

Календарный учебный график

12

Оценочные материалы

13

Методические материалы

14

3. Иные компоненты.

16

Условия реализации программы.

16

Список литературы.

17

Приложение 1. Материалы текущего контроля, промежуточной и итоговой

18

аттестации

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание» разработана на основе программы общеобразовательных
учреждений: Технология. 5-8 классы. Программа. ФГОС Н. В. Синица, В. Д. Симоненко,
2015; учебника: Технология 6 кл. ФГОС Н.В. Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко,
издательство «Вентана-Граф» 2015; методического пособия «Основы мастерства резчика
по дереву», Логачёва Л.А. – М.: Издательство «Народное творчество, 2007.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных
ценностей народа.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и
продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.
Художественная обработка дерева - одна из традиционных форм народного
искусства. С давних времен изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По
разнообразию применения, древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически
все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, игрушки и многое другое.
Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративноприкладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие
инструментов и материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и
выжиганием с детьми возрастной категории 7-14 лет.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность.
Индивидуально определяется сложность изготовления изделий для детей. На
протяжении всего процесса обучения проводится контроль выполнения заданий и
необходимая корректировка. Для успешного усвоения программы имеется необходимое
оборудование, инструменты, литература.
Дополнительная общеразвивающая программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);
3


Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до
2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до
2036 года
Иные документы

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание» относится к художественной направленности.
Уровень программы - базовый
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное
количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и
проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем
развитии. Они становятся более замкнутыми, им тяжело находить общий язык со своими
сверстниками, они более раздражительны. Дети живут в каком-то своем выдуманном
мире, не зная как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать своими руками.
Пройдя обучение по образовательной программе обучающиеся получают определённые
знания и умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности,
которые в будущем помогут, более уверено определится с направлением начала своей
профессиональной деятельности.
Отличительные особенности программы
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые
предстоит выполнять обучающимся, развитие у них с первых занятий резьбой творческого
отношения к работе.
В процессе решения творческих задач дети получают знания по технологии
изготовления резных изделий, их отделке, сведения об инструментах для резьбы,
начальные представления о композиции.
Важной составной частью программы является копирование учащимися образцов
народной резьбы по дереву, что позволит им понять и усвоить для себя не только разные
виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву.
4

Изделия учащихся должны иметь практическую направленность, использоваться в
качестве сувениров, элементов декора интерьера, мебели.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание» адресована детям 14 - 17 лет, поэтому разрабатывалась с
учетом особенностей второй ступени общего образования и характерных особенностей
среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В
этом возрасте обучающимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство
и различие, определять причину и следствие.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых
главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность
убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система
оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана,
семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа с подростками должна быть направлена на формирование
нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся
данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:
«подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному
мышлению.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача.
Обучающийся среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию
педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей
мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс
сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их
достоверность, убедиться в правильности суждений.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные
черты, выделять главное, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность
мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору
содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое
значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его
воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному,
яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с
практической жизнью.
Принципы комплектования групп
Группа формируется из детей разного возраста.
Условия набора обучающихся
На обучение принимаются дети возраста 14-17 лет, без учёта уровня развития
ребёнка и его способностей. Программа не предусматривает включение в
образовательный процесс детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Количество обучающихся
Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 8-12 человек.
Срок освоения программы
5

Дополнительная общеразвивающая программа «Худ. обработка древесины.
Выпиливание, выжигание» рассчитана на 2 года, 72 недели, 18 месяцев обучения.
Форма обучения: очная
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей предполагает общее количество
часов 144 в год. Режим занятия программы – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв
между занятиями 10 минут
Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся в процессе
включения их в трудовую, художественную деятельность по изготовлению и оформлению
изделий из дерева.
Задачи программы:
Образовательные
- обучение практическим навыкам и умению работать с различными
инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов; обучение
основам техники выполнения различных конструкций изделий.
Развивающие
- развитие у детей задатков и способностей в области художественной обработки
древесины, конструирования, творческого мышления; творческой активности и общей
культуры.
Воспитательные
- воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном
обществе;
- формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в
современном обществе.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 288 учебных часа: 1 год - 144 часа, 2 год 144 часа.
Содержание программы
Содержание программы, 1 год (144 часа)
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая работа. Этическая беседа о правилах общения в объединении.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: выпиливание и выжигание по
дереву, Художественное оформление изделий. Показ цветных иллюстраций и фотографий
с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством
выпиливание и выжигание по дереву народов России.
Входной контроль. Подготовка основы из фанеры для выпиливания.
Раздел 2. Материалы и инструменты (2 часа)
Теоретическая работа. Ознакомление с породами и древесными материалами.
Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление
для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.
6

Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры,
пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по
образцу (по внешнему контуру).
Раздел 3. Изучение приёмов выжигания (24 часа)
Теоретическая работа. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания.
Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с
учетом особенностей рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.
Практические занятия. Подготовка основы для выжигания при работе по
образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка.
Приемы покрытия готового изделия лаками.
Раздел 4. Работа лобзиком, выпиливание (48 часов)
Теоретическая работа. Приемы выпиливания по внутреннему контуру.
Применение ручного лобзика и их конструкции. Типы выпиловочных столиков.
Конструкции пилок для лобзика, способы крепления, причины поломок пилок. Приёмы
перевода рисунка. Выпиливание деталей по внешнему и внутреннему контуру.
Практические занятия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для
выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему
выпиливанию лобзиком.
Раздел 5. Орнаменты и орнаментальные композиции (8 часов)
Теоретическая работа. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др.
Виды узоров. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т.д) Принципы построения
орнаментов.
Практические занятия. Работа над эскизом творческого изделия. Создание
чертежей и рисунков для выжигания на изделий. Изготовление деталей, сборка изделия на
клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие
готового изделия лаком.
Раздел 6. Роспись выжженных рисунков (40 часов)
Теоретическая работа. История появления росписи выжженных рисунков. Виды
росписи изделий. Материалы для росписи. Правила безопасности при росписи рисунков.
Сочетание выжигания и росписи по дереву.
Практические занятия. Роспись выжженных рисунков
Раздел 7. Изготовление изделий малых форм (20 часов)
Теоретическая работа. Техника изготовления изделий малых форм.
Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы для изделия.
Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Создание чертежей и
рисунков для выжигания. Шлифование, перевод рисунка. Работа на сверлильном станке,
Выпиливание и выжигание рисунка. Отделка изделия.
Содержание программы, 2 год (144 ч.)
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая работа. Программа, содержание работы и задачи кружка на 2-ой
год обучения. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время
работы. Правила техники безопасности.

7

Практические занятия. Зачистка основы. Способы зачистки краёв фанеры.
Выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного
рисунка.
Раздел 2. Материалы и инструменты (12 часов)
Теоретическая работа. Ознакомление с породами и древесными материалами.
Декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление
для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.
Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры,
пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по
образцу (по внешнему контуру).
Раздел 3. Работа с лобзиком и электровыжигателем (38 часов)
Практические занятия. Ознакомление с породами и древесными материалами.
Организация рабочего места при выпиливании. Положение корпуса и рук при
выпиливании и выжигании. Подготовка основы для выпиливания и выжигания.
Наложение копировальной бумаги на основу для выпиливания. Приёмы перевода
рисунка.
Практические занятия. Планирование работы по изготовлению изделия.
Подготовка основы из древесины для выпиливания и выжигания. Перевод рисунка на
основу.
Раздел 4. Творческие композиции. Геральдика (34 час)
Теоретическая работа. История возникновения Геральдики. Знакомство с
символическим языком декоративно-прикладного искусства на примере гербов, флагов,
эмблем (геральдикой).
Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы для изделия.
Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Создание чертежей и
рисунков для выжигания. Шлифование, перевод рисунка. Работа на сверлильном станке,
Выпиливание и выжигание рисунка (геральдика). Отделка изделия.
Раздел 5. Орнамент (20 часов)
Теоретическая работа. Создание орнаментов, органически связанных с
конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.
Практические занятия. Выбор орнаментов. Отработка способов нанесения
орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по
образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок.
Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение
эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание
контура, деталей).
Раздел 6. Художественное оформление изделий (38 часов)
Теоретическая работа. История и развитие художественного выжигания по
дереву, его характерные особенности; элементы и мотивы орнамента; типы композиций;
материалы, инструменты и приспособления; приемы и способы декорирования изделий
выжиганием; безопасность труда в процессе выжигания.
Практическое занятие: Выбор тематики работ, общественно-полезная
направленность изделия. Подбор материала для изделия, подготовка и выпиливание
основы для выжигания. Обработка основы изделия. Подготовка и перевод рисунка на
основу. Выжигание элементов рисунка. Отделка изделия. Раскраска рисунка водными
красками. Лакирование поверхности изделия.
8

Личностные результаты:
- формирование у обучающихся эстетического отношения к труду;
- привитие обучающимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности,
ответственности в достижении намеченной цели;
- развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие
задачи.
Метапредметные результаты:
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию
изделий;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие
базы данных;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
Планируемые результаты
Предметные результаты:
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся
Должны знать:
- Технологию изготовления изделий.
- Название инструментов и их прямое назначение.
- Правила безопасности труда.
- Общие сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, технологической карте.
- Условия рациональной организации трудового процесса и рациональной
организации рабочего места.
- Основные сведения о технологии деревообработки.
- Источники получения специальной информации (журналы, книги, альбомы,
интернет и т.д.).
Должны уметь:
- Применять теоретические знания на практике.
- Рационально планировать и организовывать свою творческую деятельность.
- Выполнять эскиз.
- Правильно владеть инструментом, использовать его по назначению.
- Осуществлять контроль качества изготовляемой детали и изделия в целом.
- Выполнять изделия по предложенному чертежу.
Владеют навыками основных приемов художественного выпиливания лобзиком и
выжигания; приёмами технологических операций по ручной обработке древесины.
Личностные результаты:
- формирование у обучающихся эстетического отношения к труду;
9

- привитие обучающимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности,
ответственности в достижении намеченной цели;
- развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие
задачи.
Метапредметные результаты:
- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию
изделий;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие
базы данных;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
Предметные результаты:
По окончанию 2-го года обучения обучающиеся
Должны знать:
- Физические свойства фанеры.
- Технологию изготовления сложных изделий.
- ТБ при работе с электроинструментом.
- Устройство, назначение и принципы работы электролобзика.
- Виды орнаментов, их композиций.
Должны уметь:
- Выполнять сложные эскизы, чертежи изделий.
- Производить наладку электроинструментов.
- Качественно изготавливать сложные изделия и макеты.
- Осуществлять контроль качества изделия.
Владеют навыками организации трудового процесса; чтения чертежей; приёмами
технологических операций по ручной обработке древесины.

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Худ. обработка древесины. Выпиливание, выжигание
Учебный план I год обучения
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

1

Раздел 1. Вводное занятие
Входной контроль.

Теория

Практика

1

1

Всего

Форма
промежуточно
й аттестации
инструктаж

2
10

2

3

4

5
6
7

№
1
2
3

4
5
6

Раздел 2. Материалы и
инструменты
Раздел 3. Изучение приёмов
выжигания
Текущий контроль
Раздел 4. Работа лобзиком,
выпиливание
Текущий контроль
Раздел 5. Орнаменты и
орнаментальные композиции
Текущий контроль
Раздел 6. Роспись выжженных
рисунков
Раздел 7. Изготовление изделий
малых форм
Промежуточная аттестация
Итого

тест, устный
опрос

1

1

2

4

18

24

4

44

48

тест, устный
опрос
выставка
выставка

2

6

8

2

38

40

2

18

20

18

126

144

выставка

Учебный план II год обучения
Кол-во часов
Название разделов (тем)
Теория Практика
Всего
Раздел 1. Вводное занятие
1
Входной контроль.
Раздел 2. Материалы и
2
инструменты.
Раздел 3. Работа с лобзиком и
4
электровыжигателем
Текущий контроль
Раздел 4. Творческие
4
композиции. Геральдика.
Текущий контроль
Раздел 5. Орнамент
2
Текущий контроль
Раздел 6. Художественное
2
оформление изделий
Итоговая аттестация
Итого 15

1

2

10

12

34

38

30

34

18

20

36

38

129

144

Форма
промежуточн
ой аттестации
инструктаж
тест, устный
опрос
тест
выставка
тест
выставка

Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

11

2
2

14

18

6

2

2

4

10

30

20

8

14

18

12
8

8

4

20

8

4

апрель

16

март

Раздел 3. Изучение приёмов
10
выжигания
Текущий контроль
Раздел 4. Работа лобзиком,
выпиливание
Текущий контроль
Раздел 5. Орнаменты и
орнаментальные композиции
Текущий контроль
Раздел 6. Роспись
выжженных рисунков
Раздел 7. Изготовление
изделий малых форм
Промежуточная аттестация
Итого 144
14

февраль

Раздел 1. Вводное занятие
Входной контроль.
Раздел 2. Материалы и
инструменты

8

8

18

Раздел 1. Вводное занятие
2
Входной контроль.
Раздел 2. Материалы и
2
инструменты.
Раздел 3. Работа с лобзиком и
электровыжигателем
Текущий контроль
Раздел 4. Творческие
композиции. Геральдика.
Текущий контроль
Раздел 5. Орнамент
Текущий контроль
Раздел 6. Художественное
оформление изделий
Итоговая аттестация
Итог 144
4

май

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график 2 год обучения

10
8

30

8

12

14
4

18

38

12

18

8

6

18

14

14

18

14

Оценочные материалы
(Материалы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации даны
в Приложении 1)
Виды контроля:
12


Входной

Текущий

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация
Формы контроля:

Формы входного контроля: устный опрос.

Формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита проекта.

Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании
содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами:

в письменной форме: тестирование

в устной форме: защита творческих проектов, выставка.

в практической форме: изготовление творческого продукта.
Системы оценивания.
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но
регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
«5»: ·обучающийся полностью усвоил учебный материал,
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«4»: · обучающийся в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«3»: · обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»: ·обучающийся почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов педагога.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются
результаты наблюдения за процессом труда обучающегося, качество изготовленного
изделия (детали) и затраты рабочего времени).
«5»: ·обучающийся тщательно спланировал труд и рационально организовано
рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4»: · обучающимся допущены незначительные недостатки в планировании труда
и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
13

- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполненная на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и
разделам дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более
1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
Формы
текущего Критерии оценивания текущего контроля, промежуточной аттестации.
контроля,
промежуточной
аттестации/раздел
программы
Выставки по разделу Критерии оценок:
программы
Художественный вкус-5 баллов;
Творческое выполнение работы - 5 баллов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5 баллов;
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов

Методические материалы
Формы обучения и виды занятий.
14

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы
занятий:
- занятие приобретения обучающимися новых знаний (теоретический), где дети
познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами
построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
- занятие
формирования умений и навыков (практический), обучающиеся
овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего
места, пользования рабочими и измерительными инструментами, техникой. Практические
занятия проводятся чаще других типов занятий;
- занятие по решению технических задач занимает промежуточное положение
между теоретическими и практическими занятиями. Данные занятия посвящаются
вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов;
составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических
процессов изготовления изделий и разработке технологических карт;
- комбинированное занятие представляет собой соединение элементов
теоретического и практического занятия.
- контрольно-проверочные занятия. Цель данного занятия - получение данных об
уровне технологической подготовки обучающихся, о степени прочности усвоения
технических знаний, умений и навыков.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от
особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в
содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного
творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация
Дидактический материал







деревянные изделия, выполненные в различных видах резьбы;
иллюстрации с работами мастеров;
образцы, изготовленные педагогом ДО;
детские творческие работы, выполненные на высоком художественном уровне;
альбом с фотографиями детских художественных работ;
альбом с изображениями видами резьбы;
15

 книги с поэтапной техникой выполнения различных видов резьбы.
.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность.
Помещение: учебная мастерская.
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Материально-техническое обеспечение:
- классная доска;
- компьютер (ноутбук);
- видеофильмы по тематике программы;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы;
- дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях;
- детские творческие работы, выполненные на высоком художественном уровне;
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации
программы:
- Столы с упорной доской.
- Ручные лобзики.
- Электролобзик.
- Выжигатели.
- Молотки и пассатижи.
- Зажимы и тиски.
- Коловорот с набором сверл.
- Надфили и напильники.
- Вспомогательный ручной инструмент.
Материальные ресурсы
- Фанера 3-х слойная, 5-и слойная
- Пилочки для лобзика
- Лак ПФ-283
- Растворитель 646
- Клей ПВА
- Наждачная бумага (мелкая и крупнорезная)
- Свёрла 2 мм или 2,4 мм
- Кисточки для лака (мелкие и средние)
- Гуашь

Список литературы для педагога:
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
4. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск
1). - М.: Народное творчество, 2001.
16

5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение,
1984.
6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.:
Просвещение, 1981.
7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
8. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
9. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба (альбом орнаментов).- М.:Народное творчество,
2001.
10. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.
11. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.
12. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
13. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
14. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.
15. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
15. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.
16. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX
классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. М.: Просвещение, 1989.
17. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов
средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из
дерева. - М.: Просвещение, 1989.
18. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
3.Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
4. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
5. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.:
Просвещение, 1993.
6. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
7. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф,
1999.
8. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф,
1999.
9. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён,
1993.
10. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.
11. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. М.: Педагогика, 1980.
12. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ
МАТЕРИАЛЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
Тест «Выжигание»
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.
Б – один из видов слесарных работ.
В – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Г – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – дсп
Б – двп
В – фанера
Г – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильником
Б – шлифуют наждачной бумагой
В – обрабатывают рубанком
Г – полируют
4. Фанеру получают путём
А – поперечного распиливания бревна
Б – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона
В – прессования и склеивания измельчённой древесины
Г – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
5. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – кальки
Б – ксероксных листов
В – копировальной бумаги
Г – прозрачной бумаги
6. Выжигают рисунок с помощью
А – паяльника
Б – электровыжигателя
В – электронагревателя
Г – электровыключателя
7. Тонкую линию получают при
А – медленном движении пера
18

Б – быстром движении пера
В – плавном движении пера
Г – движении пера рывками
8. Толстую линию получают при
А – плавном движении пера
Б – медленном движении пера
В – быстром движении пера
Г – движении пера рывками
9. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиям
Б – по выпуклым поверхностям
В – по внешнему контуру
Г – по вогнутым поверхностям
10. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красный
Б – тёмно-красный
В – тёмно-коричневый
Г – светло-коричневый
11. По какой древесине можно выжигать?
А – только по сухой
Б – только по влажной
В – без разницы
Г- только что спиленной для усиления эффекта выжига
12. Как по другому называется Выжигание:
А – Пирография
Б – Аэрография
В – Криптография
Г – граффити
13. Какие виды выжигания Вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. чтобы рисунок выжигался легко нужно?
А) сильно нагреть выжигатель
Б) рисунок расположить так, чтобы волокна шли кверху
В) Рисунок расположить так, чтобы волокна шли к низу
Г) Нужна просто мягкая древесина.
19

15. Какие виды дерева можно отнести к мягкой древесине:
А – Липа, Б – Дуб, В – береза, Г- Ясень, Д – Сосна, Е - Клен
Ответы для самопроверки:
1. В.
2. В.
3. Б.
4. Б.
5. А.
6. Б.
7. Б.
8. Б.
9. В.
10. Б.
11. А.
12. А.
13. Контурное, силуэтное, декоративное.
14. В.
15. А, Г, Д, Е.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Тест «Резьба по дереву».
Выберите правильный ответ.
1.Как называется мастер, занимающийся резьбой по дереву:
а) столяр;
б) слесарь;
в) резчик
г) станочник
2.Какую древесину лучше использовать для резьбы:
а) мягкую;
б) твердую;
в) сырую;
г) гнилую
3.Найдите соответсвия:
а) мягкие
1) береза
4) липа
б) твердые
2) самшит
5) яблоня
в) очень твердые
3) сосна
6) тисс
4.Что не относится к порокам древесины:
а) сучки;
б) смоляные кармашки;
в) червоточина;
г)
деформативность
5.Порода, обладающая плотной древесиной от желтовато-белого до желтоватокоричневого цвета, текстура резко выражена, древесина твердая, режется с трудом. Это:
а) береза;
б) дуб;
в) сосна;
г) клен
6.Порода, обладающая мягкой и легкой древесиной белого цвета, древесина гладкая,
имеет слабо выраженный рисунок, хорошо режется. Это:
а) осина;
б)орех;
в) кедр;
г) махагони
7.Это естественный рисунок, образующий на поверхности древесины вследствие
перерезания структурных элементов:
а) текстура;
б) аромат;
в) дерево;
г) цвет
20

8.Что является наиболее важным декоративным свойством древесины:
а) блеск;
б) запах;
в) цвет;
г) гниль
9.Главный инструмент необходимый при геометрической резьбе:
а) стамеска;
б) клюкарза;
в) церазик;
г) резак
10.Во время работы необходимо соблюдать:
а) технику безопасности;
б) тишину;
в) координацию движения;
г)
чистоту
11.Какую из перечисленных пород древесины используют для геометрической
резьбы:
а) дуб;
б) ель;
в) липа;
г) береза
12.Дописать определение:
Пороки древесины – это отклонение…………………………………………….
13.Перечислить какие вы знаете виды резьбы:
1______________________
2_______________________ 3__________________
4______________________
5______________________ 6__________________
14.Какой элемент геометрической резьбы относится к трехгранным выемкам с
углублением в вершине и с углублением в центре:
________________________
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл
Уровень
Высокий: 13 – 14 баллов;
Средний:7 - 12 баллов;
Низкий: 1 - 6 баллов.

21

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Форма - итоговая выставка работ
Цель выставки: оценка овладение учащимися уровня достижений по
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Резьба по дереву»
Сроки и место проведение выставки
Выставка проводится в учебной группе с 15 по 25 мая
Критерии оценок:
Художественный вкус-5 балов;
Творческое выполнение работы - 5 балов;
Оригинальность и новизна использования материалов - 5 баллов;
Качество выполнений работы - 5 баллов.
Максимальное количество баллов- 20 баллов.
Уровни:
Высокий: 20 баллов;
Средний: 10-20 баллов;
Низкий: до10 баллов.

Итоговое тестирование
по разделу «Работа с лобзиком и электровыжигателем»
Задание: прочитай вопрос, найди правильный ответ и подчеркни или
обведи красным фломастером. Также можно выписать номер ответа,
например №1-2.
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.
Б – один из видов слесарных работ.
В – один из видов декоративной отделки
поверхности древесины.
Г – один из видов укрепления поверхности
древесины.
2. Тонкую линию получают при:
А – медленном движении пера
Б – быстром движении пера
В – плавном движении пера
Г – движении пера рывками
3. Наилучший материал для выжигания:
А – дсп
Б – двп
В – фанера
Г – пластик
4. Толстую линию получают при:
А – плавном движении пера
Б – медленном движении пера
В – быстром движении пера
Г – движении пера рывками
5. Перед выжиганием поверхность:
А – шлифуют напильником
Б – шлифуют наждачной бумагой
22

В – обрабатывают рубанком
Г – полируют
6. Рисунок сначала выжигают:
А – по внутренним линиям
Б – по выпуклым поверхностям
В – по внешнему контуру
Г – по вогнутым поверхностям
7. Фанеру получают путём:
А – поперечного распиливания бревна
Б – наклеивания друг на друга трёх (или
более) листов шпона
В – прессования и склеивания
измельчённой древесины
Г – прессования пропаренной и
измельчённой древесной массы
8. Каким должен быть цвет пера при
выжигании?
А – красный
Б – тёмно-красный
В – тёмно-коричневый
Г – светло-коричневый
9. Рисунок для выжигания переводят на
изделие с помощью:
А – кальки
Б – ксероксных листов
В – копировальной бумаги
Г – прозрачной бумаги
10. По какой древесине можно
выжигать?
А – только по сухой
Б – только по влажной
В – без разницы
Г- только что спиленной для усиления
эффекта выжигания
11. Выжигают рисунок с помощью:
А – паяльника
Б – электровыжигателя
В – электронагревателя
Г – электровыключателя
12. Как по- другому называется
выжигание:
А – пирография
Б – аэрография
В – криптография
Г – граффити

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».