МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная о общеразвивающая программа художественной направленности «Алые паруса» Возраст обучающихся: 16 - 17 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - ознакомительный Автор-составитель: ; Шаманская Оксана Петровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Вихоревка 2024 г. Содержание № п/п 1 2 2.1 Оглавление Аннотация программы Пояснительная записка Информационные материалы и литература, актуальность, новизна, отличительные особенности, направленность программы, уровень сложности, адресат программы, срок освоения, форма обучения, режим занятий, цель и задачи программы Страницы 3 4–5 3 Комплекс основных характеристик программы Объем программы, содержание, планируемые результаты 4 Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план, календарный учебный график, оценочные материалы, методическое обеспечение программы 6 – 10 5 Иные компоненты Условия реализации программы, информационные ресурсы, список литературы для педагога, обучающихся и родителей 10 - 13 5 2 1. Аннотация программы «Алые паруса» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса». Автор-составитель Романова Лилия Михайловна, Шаманская Оксана Петровна. Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс». Автор-составитель Романова Лилия Михайловна; а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с. Программа художественной направленности. Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Данная программа имеет «стартовый (ознакомительный) уровень» сложности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание вокальной культуры и привитие начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления. Форма обучения – очная. Цель программы: Обучение основам сценического вокального выступления. В программе предусмотрены следующие разделы: Основы вокального исполнительства – 12 часов, вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа. Исполнение праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний звонок» -2 часа. В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу песенные номера; обучающиеся научатся использовать полученные знания и навыки для участия в концертных выступлениях. 3 2. Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алые паруса» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс», автор-составитель Романова Лилия Михайловна; а также программы авторов Афанасенко Е. Х., Клюнеева С. А., Шишова К. Б., Коняшова А. И. «Музыкальная палитра». г. Волгоград: Учитель, 2009 г.- 190 с. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) 4 Статус программы Дополнительная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Искорки» обновлена в 2024-2025 учебном году. В программу внесены изменения в части возможности включения в состав основной группы обучающихся детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, осваивающие программу по индивидуальному учебному плану). Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Актуальность программы обусловлена тем, что вокальное исполнительство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Необходимость разработки программы продиктована заказом родителей (законных представителей), обучающихся и администрации школы. Новизна программы заключается в том, что за короткий промежуток времени обучающиеся овладевают навыками исполнения популярного песенного материала. Формируется навык сценического вокального выступления. Отличительные особенности. Особенность программы в том, что она ориентирована на работу с подростками, независимо от наличия у них специальных вокальных данных, на воспитание певческой культуры и привитие начальных навыков в искусстве пения и сценического выступления. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Направленность программы – художественная. Уровень сложности программы – ознакомительный. Адресат программы. Программа адресована подросткам 16-17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом физических и психологических особенностей данного возраста. На старший школьный возраст приходятся ситуации поиска смысла жизни, своего места в динамично изменяющемся мире. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Иногда в этом возрасте все еще существуют значительные внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими. Динамика развития в возрасте от 15 до 18 лет (ранняя юность) зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В переходный период от подросткового возраста к юношескому возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается. При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются вопросы жизненных перспектив, будущее профессиональной деятельности. 5 Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах: в области человеческих взаимоотношений, моральных норм, различных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Общение со сверстниками необходимо для самоопределения в ранней юности, но оно имеет совсем другие функции, чем общение с взрослыми. Если к доверительному общению с взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Это наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, как будет любить уже взрослый человек. В то время начинает формироваться нравственная устойчивость. В своем поведении старшеклассник более ориентируется на свои собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего небольшого жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Старший школьный возраст характеризуется: · Сохранением материальной и эмоционально-комфортной функции семьи, · Сохранением решающей роли школы в удовлетворении школы в удовлетворении познавательных и социально-психологических потребностей, · Значительным возрастанием роли самообразования и самовоспитания, · Возрастанием способности противостоять отрицательным влияниям среды, · Заменой защитной роли взрослых на функцию ориентирования на будущее. Изменения, происходящие в старшем школьном возрасте, связаны с: завершением формирования соматопита, сформированностью представления о собственной уникальности, эмансипацией от родителей, возникновением потребности в романтической любви, построением новой системы отношений с родителями, поиском смысла жизни. Общие психо-физические особенности детей с ОВЗ: 1. недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики; 2. нарушения интеллекта различной степени выраженности; 3. нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности; 4. недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. У этих детей наблюдаются следующие отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально-волевых, психических функций, повышенная утомляемость, речевые аномалии; а также имеются некоторые патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. 6 Группы формируются из юношей и девушек выпускных классов по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Программа предполагает включение в учебную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ осваивает программу по индивидуальному учебному плану. Срок освоения. Программа рассчитана на 9 месяцев, 36 недель. Форма обучения – очная. Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы: Обучение начальным певческим навыкам. Задачи: - познакомить с основами вокального искусства, с начальными певческими установками; - овладеть элементарными навыками вокального исполнительства; - разучить вокальные произведения; - представить разученные вокальные произведения на празднике «Прощание со школой», «Последний звонок». 3. Комплекс основных характеристик программы. Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 72. Содержание программы. 1. Основы вокального исполнительства – 12 часов, Инструктаж по технике безопасности, входной контроль. Просмотр с анализом выступлений молодёжных вокальных коллективов, солистов. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов. 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов: подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни – 40 часов; шуточные песни, частушки – 8 часов; переделки популярных песен – 8 часов. Открытое итоговое занятие – 2 часа. Исполнение праздничной концертной программы на торжественном мероприятии «Последний звонок» -2 часа. Планируемые результаты. В результате реализации программы подростки познакомятся с основами вокального исполнительства, разучат и исполнят на выпускном балу вокальные произведения; обучающиеся научатся использовать полученные знания и навыки для участия в концертных выступлениях. 7 4. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1 Учебный план № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Название разделов, тем Раздел 1. Основы вокального исполнительства – 12 часов Тема Инструктаж по технике безопасности, входной контроль Тема Просмотр с анализом выступлений современных молодёжных вокальных коллективов, солистов. Тема Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов, популярных песен. Количество часов Форма всего теория практика промежуточной (итоговой) аттестации 2 2 - 2 2 8 8 40 40 8 8 8 8 2 2 Праздник «Детства послед- 2 ний звонок» 2 Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 60 часов Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки Тема Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен Тема Итоговая аттестация Итого: 72 2 Текущий контроль Конкурс на лучшее исполнение вокального номера Открытое итоговое занятие Выступление на празднике «Прощание со школой», «Последний звонок». 70 8 4.2 Календарный учебный график. Количество учебных недель – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов – 144. Дата начала реализации программы 01.09.2021 г, дата окончания реализации – 31. 05. 2022 г. Сентябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Октябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Ноябрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Декабрь – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Январь – 3 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов. Февраль – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Март – 4 учебных недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов. Апрель – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов. Май – 4 учебных недели, 4 учебных дней, 8 учебных часов. Раздел 1. Основы вокального исполнительства – 24 часа Тема Инструктаж по технике безопасности, входной контроль Тема Просмотр с анализом выступлений молодёжных вокальных коллективов, солистов. Тема Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов. Раздел 2. Вокально – хоровая работа над репертуаром – 120 часов Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с подросткамивыпускниками Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с родителями Тема Подбор и разучивание вокальных номеров с учителями Тема Итоговая аттестация Праздник «Детства последний Всего по разделам май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь Раздел/месяц сентябрь В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2 2 2 2 4 4 4 8 8 8 6 8 6 4 40 4 4 8 4 8 2 2 2 2 9 звонок» Всего 8 8 8 8 6 8 10 8 8 72 4. 3 Оценочные материалы С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с целью выявления уровня обучения и развития, формирования вокальных способностей, определения задач индивидуального развития: Входной контроль; Текущий контроль; Итоговая аттестация. Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, просмотры и контрольные упражнения, взаимооценка, оценка педагогом выполненной обучающимся работы. Уровень умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Формы итоговой аттестации – участие в празднике «Прощание со школой», исполнение разученных за год вокальных произведений. Параметры оценивания итоговой работы: 1. Вокальная техника исполнения (Чистота воспроизведения мелодии и точность передачи ритмического рисунка; умение исполнять произведение в динамическом, тембральном, дикционном ансамбле); 2. Выразительность, артистичность. (Выявление уровня эмоционального развития, сценического раскрепощения подростка - артистизм, эмоциональность, образность и выразительность исполнения музыкального произведения (задание – выразительное исполнение на сцене любой из выученных песен). 10 Оценка Таблица Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); задания выполнены практически в полном объеме, но обучающийся допускает (2-3) небольшие неточности в интонировании музыкальных фраз, в воспроизведении ритмического рисунка; в художественном плане в исполнении недостаточно эмоциональности, артистизма; наличие двух и более ошибок в заданиях или в воспроизведении музыкальных фраз; 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: обучающийся допускает искажения в интонировании музыкальных фраз, в отстукивании ритмического рисунка, при недостаточно выразительной, эмоциональной подачи текста песен; «зачет» (без отметки) комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий - обучающийся допускает грубые искажения в интонировании музыкальных фраз, в передаче ритмического рисунка, при полном отсутствии выразительной, эмоциональной подачи текста песен. 4.4 Методические материалы. Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия, учебно-тренировочные и репетиционные занятия. Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Наряду с общедидактическими методами в вокальной педагогике используются свои методы, отражающие специфику певческой деятельности, на использование которых также опирается данная программа: - концентрический (метод М.И. Глинки); - фонетический; - объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, т.е., вокальная иллюстрация или показ учителя и воспроизведение детьми на основе подражания наряду с методами воздействия на их сознание; - метод мысленного пения; - метод сравнительного анализа исполнения. В процессе обучения вокалу применяются специфические приемы обучения: - повтор на принципах подражания; - сравнение; 11 - комментирование; - инструктирование; - корректирование; - исправление ошибок и закрепление материала; - совершенствование разученного вокального материала и проверка знаний; - объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения; - обращение к образу. В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам. На каждом занятии (независимо от тем раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи и пения; декламация детских стихов и текстов песен; вокально-хоровая работа; слушание музыки. Алгоритм проведения занятия: - организационный момент; - сообщение цели занятия, что помогает действовать целенаправленно; - распевание; - вокально-тренировочные упражнения с элементом какой-то новизны задания при повторении; - анализ разучиваемого произведения; - повторение песни; - индивидуальная и групповая проверка усвоения нового материала; - повторение и закрепление выученных ранее песен. Методы и формы обучения детей с ОВЗ Занятия этих детей проходят в общих группах, но часто, по мере необходимости, используется индивидуальная форма работы – при подготовке концертных выступлений, особенно, сольных произведений. На индивидуальных занятиях пропеваются вокальные произведения с несложным текстом, обязательной двигательной нагрузкой, с использованием яркого наглядного материала, жестикуляцией, позволяющей более точно передать сюжет песни, замедление темпа песен, подбираются доступные в произношении тексты. Следует проводить тщательную работу над темпоритмической стороной произведения и над выработкой ровного певческого дыхания. Обязательное условие –психологическая поддержка детей, испытывающих трудности с речью. Это - положительный эмоциональный настрой, улыбка, одобрение, похвала даже за незначительные положительные сдвиги. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются детские музыкальные инструменты, т. к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки. Дети с удовольствием озвучивают музыкально-шумовыми инструментами сказки, стихи, небольшие рассказы, подыгрывают песенкам. Для формирования исследовательских навыков на занятиях предлагаются детям пропеть и выбрать наиболее удачные варианты исполнения песен, попевок, вокализов; поэксперимен12 тировать с применением различных средств выразительности при исполнении песен в игровой форме – над характером: чётко – вяло, над динамикой - тише – громче, над темпом - медленнее – быстрее, над регистром - выше – ниже и т.д. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональнодинамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с недоразвитием речи. Работа с одарёнными детьми: - подготовка отдельных музыкальных номеров, предполагающих наличие одного или нескольких солистов; - индивидуальные занятия по постановке голоса и музыкальной грамоте, по актерскому мастерству; - разучивание двух и более голосов; - поручения исполнения партий на шумовых инструментах; - участие в районных вокальных конкурсах, - участие в НПК; - организация внеклассных мероприятий. Примерный план работы с одарёнными детьми № Дата 1. В течение учеб- Заочные вокальные конкурсы. ного года. Районный конкурс детского художественного творчества. Конкурс воАпрель – май. кального искусства. 2. Май 3. В течение учеб- Выступления в качестве солистов, актеров, ведущих, организаторов на ного года. мероприятиях, согласно плану воспитательной работы. 4. Апрель. 5. 6. 7. 8. 9. Мероприятие Выступления в качестве солистов на отчетном концерте. Исследовательская деятельность в течение учебного года. Представление работы в рамках объединения, школы. Участие в НПК: Районная НПК обучающихся «Исследователи Приангарья» Апрель-май Со- Районный конкурс «Моя Родина Сибирь» Театральные коллекгласно графику. тивы. В течение учеб- Подготовка и выступление с докладами, презентациями на занятиях. ного года. Апрель Конкурс вокального искусства. Вокальные коллективы. В течение учеб- Подготовка и проведение предметных олимпиад по программам «Воного года. кальный ансамбль», «Детский музыкальный театр». В течение учеб- Участие обучающихся в межмуниципальных, региональных, всеросного года. сийских и международных конкурсных мероприятиях. 13 Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: -вокально-хоровая работа; -дыхательная гимнастика; -артикуляционные упражнения; -фонопедические упражнения; -уроки сценической и музыкальной грамоты; -беседы, экскурсии; -восприятие музыки; -слушание музыкального произведения и создание его пластического образа; - театрализация песен; -выразительное чтение, ритмодекламация. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. На занятиях используются такие приёмы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”, рука – нотный стан, игровые приемы (“Ритмическое эхо”, “Парад звезд”, “Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Свечи”, “Артикуляционная разминка”). Групповые и (или) индивидуальные методы обучения Занятия по программе носят, в основном, коллективный характер. По мере необходимости, возможны занятия по группам из 3-5 человек. Индивидуальные формы применяются на входном контроле, при прослушивании голосов, зачёте по партиям, работе с солистами, на индивидуальных занятиях с целью преодоления вокальных трудностей, при работе с одаренными детьми и детьми с ОВЗ. Особенности реализации программы: воспитательная деятельность осуществляется совместно с родителями, учителями, которые принимают активное участие в подготовке к торжественному мероприятию «Последний звонок». 5. Иные компоненты 5.1 Условия реализации программы. Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. наличие просторного, проветриваемого, хорошо освещённого помещения - репетиционного зала со сценой; 2. компьютер; 3. записи фонограмм в режиме «+» и «-»; 4. репертуарные сборники - нотный материал; 5. стулья, станки для хористов. 14 5.2 Информационные ресурсы: Учебно-методическая литература, которую использует педагог для подготовки к занятиям 1. Афанасенко Е.Х., Клюнева С.А., Коняшов А.И. Детский музыкальный театр. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 2. Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сборник научно – методических трудов. Иркутск. 2003. 3. Инновационные подходы к музыкальному образованию учителя. Иркутск. 2002. 4. Музыка для всех. Сборник хоровых произведений иркутских композиторов. Иркутск. 2001. 5. Музыка. Научно – популярное издание. Ред. Н. С. Кочарова. Москва. ООО «Издательство АСТ». 2003. 6. Н. Н. Кондратюк. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Москва. «Сфера», 2005. 7. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Москва, «Музыка». 2004. 8. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. – М., 1999. 9. Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: 1998 г. Список литературы для обучающихся 1. Абелян Л. День рождения.– М., 1987. 2. Большая книга песен для детей. Ред. Г. Коненкина. Москва. ООО «Издательство АСТ». 2007. 3. Попов-Хлабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988. 4. Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- М.: 1996 5. Струве Г. Пестрый колпачок, Песенка о гамме.– М., 1997. 6. Чудова Т. Веселый логопед.– М., 1999 Список литературы для родителей 1. Белкина С.А. Учите детей петь. – М.: 1987. 2. Денисов И.В. Загадки Терпсихоры. М, 1994. 3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1999. 4. Кондратенко Н.Н. Музыка в школе. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г. 5. Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 г. 6. Струве Г.А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981. 7. Шакирова И.В. Музыка в сказке. – М.: «Лист», 2000 г. 8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987. 9. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: 1999. Электронные образовательные и информационные ресурсы «Нотный архив России». http://www.notarhiv.ru «Дыхательная гимнастика Стрельниковой: занятия, упражнения». http://strelnikova.ru «Социальная сеть работников образования». http://nsportal.ru «Сообщество вокалистов Startvocal». http://www.startvocal.ru 15 «Современный учительский портал». http://vk.com>supeasyen Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / Федеральный центр ЭОР / Единая коллекция ЦОР / Электронные учебники. http://window.edu.ru/catalog/ http://lib.ru/CULTURE/MUSICACAD/MUZSLOWAR/music.txt http://childsong.narod.ru/ http://www.tatsel.ru/song/ http://teatrbaby.ru http://www.classic-music.ru Сайт «MUZRUK.INFO: все для учителя музыки и музыкального руководителя». http://www.muzruk.info «ORPHEUSLIB: библиотека нот и музыкальной литературы». http://lib-notes.orpheusmusic.ru «Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала». http://music.edu.ru «Музыка в заметках: образовательно-просветительский проект». http://www.musnotes.com/ «Открытый класс: сетевые образовательные сообщества». http://www.openclass.ru «Педсовет: сообщество взаимопомощи учителей». http://school-collection. edu.ru/catalog/ http://www.pedsovet.su 16 Календарно-тематический план Программа «Алые паруса», 1 год обучения, группа №5 педагог дополнительного образования: Шаманская О. П. 72 часа, возраст обучающихся – 16 -18 лет Среда –17.00 – 19.00. № Дата Кол-во часов Тема 1. № 1. 4.09. Инструктаж по технике безопасности, входной контроль 2 Форма занятия Очная. Форма промежуточной (итоговой) аттестации, входной, текущий контроль Механизм реализации очного и дистанционного обучения Входной контроль. Тестирование Знакомство с Положением об объединении, традициями и ритуалами коллектива. Выборы органов самоуправления. Совместное планирование образовательной деятельности коллектива. Беседа о музыке, окружающей человека; исполнение знакомых песен сольно и ансамблем. Диагностика уровня готовности воспитанников к освоению программы. Индивидуальное прослу- (ресурс) шивание детей. 2. № 2. 11.09. 3. № 3. 18.09. 4. № 4. 25.09. Просмотр с анализом выступлений современных молодёжных вокальных коллективов, солистов. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов, популярных песен. Разучивание и отработка вокальных упражнений, 2 Очная. Знакомство с программой деятельности на учебный год, репертуаром. Беседа о музыке как виде искусства. Исполнение знакомых песен. 2 Очная. Исполнение знакомых песен. Игры-упражнения на развитие музыкальной памяти. 2 Очная. Игры-упражнения на развитие слухового внимания. 5. № 5. 2.10. 6. № 6. 9.10. 7. № 7. 16.10. 8. № 8. 23.10. 9. №9. 30.10. 10. № 10. 6.11. 11. № 11. 13.11. распевок, вокализов, популярных песен. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов, популярных песен. Разучивание и отработка вокальных упражнений, распевок, вокализов, популярных песен. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. Музыкальные игры-упражнения, Музыкальноритмические упражнения. Исполнение знакомых песен. 2 Очная. 2 Очная. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. Игры-упражнения на развитие музыкальной памяти. Игры-упражнения на развитие слухового внимания. Исполнение знакомых песен. Слушание вокальной и инструментальной музыки. Знакомство с биографией и творчеством композиторов, чьи произведения будут разучены в течение учебного года. Работа над мелодическим горизонтальным строем. Работа над интонационными упражнениями. Разучивание новых попевок, вокализация фраз, пение с закрытым ртом. Упражнения для выработки правильной певческой позиции. Слушание известных вокальных произведений. Анализ средств музыкальной выразительности. 2 Дистанционная. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические 2 Очная. Рассылка заданий, дидактических материалов через электронную почту, через группы Viber; с обратной связью через видеозвонок Viber, через мобильную связь. Канал Ютюб (видеоуроки постановки голоса, распевочные упражнения). Работа над достижением однородности звучания регистров. Попевки, вокализы на различные виды звуковедения. Закрепление различных 18 песни штрихов, видов вокального туше. Принципы портаменто и глиссандо. Работа над кантиленой. Филирование звука. Отработка различных способов извлечения звуков голосом. Кантилена – основа вокального пения. Распевы в песнях. Вокализы. Типы голосов. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Основные способы звуковедения: - Legato; Non Legato. Объяснение понятия: тембр, интонация. Закрепление понятий: динамика, регистр, лад. мелодия, ритм, темп. Их значение и использование в музыкальной практике. Анализ использования средств музыкальной выразительности. Поисковые ситуации на определение использования средств музыкальной выразительности. Музыкально-дидактические игры. 12. № 12. 20.11. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. 13. № 13. 27.11. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. 14. № 14. 4.12. 2 Очная. 15. № 15. 11.12. 2 Очная. Метроритм. Простые и сложные размеры. Различные виды ритмических рисунков. Дирижирование в простых размерах. 16. № 16. 18.12. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. Работа над мелодическим горизонтальным строем. Работа над интонационными упражнениями. Вокальные импровизации на слог, на данный текст, на заданный ритмический рисунок. Упражнения по ритмическому аккомпанементу. Импровизации с использованием пройденных ритмических рисунков. 17. № 17. 25.12. Текущий контроль. Подбор и разучивание вокальных 2 Очная. Конкурс на лучшее ис19 произведений: торжественные, лирические песни 18. № 18. 15.01. 19. № 19. 22.01. 20. № 20. 29.01. 21. № 21. 5.02. 22. № 22. 12.02. 23. № 23. 19.02. 24. 26.02. 25. 5.03. полнение вокального номера Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни 2 Очная. Разучивание новых попевок, вокализация фраз, пение с закрытым ртом. Упражнения для выработки правильной певческой позиции. Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Влияние зажимов мышц тела на интонацию. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов. Штро-бас, как способ расслабления мышц голосового аппарата. Работа над ритмическим рисунком песен. Простукивание ритмического рисунка песен. 2 Очная. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание во- 2 Очная. 2 Очная. Простукивание ритмического рисунка песен. Игра «Ритмическое эхо». 2 Очная. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох. Работа над цепным дыханием во фразах. 2 Очная. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох. Работа над цепным дыханием во фразах. 2 Очная. 2 Очная. Работа над артикуляционными упражнениями, ритмодекламация, скороговорки. Упражнения, способствующие правильной артикуляции. Упражнения для расслабления мышц рта, арти20 кальных произведений: торжественные, лирические песни 26. 12.03. 27. 19.03. 28. 26.03. 29. 2.04. 30. 9.04. 31. 16.04. 32. 23.04. куляционная гимнастика. Разбор и устранение дикционных недостатков. Речевые игры, каноны. Выразительное чтение. Игры со словами. Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров. Подбор и разучивание вокальных произведений: торжественные, лирические песни Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки 2 Очная. 2 Очная. Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки 2 Очная. 2 Очная. Подбор и разучивание вокальных произведений: шуточные песни, частушки Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен 2 Очная. 2 Очная. Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом. Отработка выразительной подачи музыкального текста. 2 Очная. Работа над ускорением и замедлением темпа в куплетах. Выработка умения коллективного исполнения в одном темпе, единообразной передачи ритмического рисунка песен, чуткой реакции на темповые изменения в песнях. Работа над тембровым слиянием голосов в песнях, уравновешенностью, слитностью голосов по тембру. Упражнения на устранение дефектов. Работа над исполнением пиано на опоре, нефорсированного форте. Пение ровным небольшим по силе звуком. От mp до mf. Работа над исполнением пиано на опоре, нефорсированного форте. Усиления звука при движении фразы к главному по смыслу слову, динамические спады к концу фраз. Выразительное чтение текста песен, исполнение с пластической интонацией. 21 33. 30.04. Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен 2 Очная. 34. 7.05. Подбор и разучивание вокальных произведений: переделки популярных песен 2 Очная. 35. 14.05. Выступление на празднике «Последний звонок». 2 Очная. 36. 21.05. Итоговая аттестация 2 Очная. Анализ содержания поэтического текста, пение с пластической интонацией, работа над характером песен. Анализ образного содержания музыкального произведения. Характеристика средств музыкальной выразительности. Работа над артистичностью, эмоциональностью исполнения, выразительностью произведений. Вокально- хоровая работа по группам. Индивидуальная работа с солистами. Вокальный турнирконкурс. Концертное исполнение выученных произведений. Визуальный и слуховой контроль в процессе исполнения произведений хором. 22 Приложение Примерный песенный репертуар: Кошка Эльза "Проказница сорока" Кнопочка Как Ивановы дочки Ай, будет круто Отличница Я живу в России «Мне сегодня грустно» Спит Ангел Ай, будет круто Росиночка - Россия "Квартет" Гусарская эпоха Страна по имени детство Летать Мечта Привет Свободная птица Принцесса «Моя Россия» Красно солнышко Небо без дождя Жар-Африка А знаешь, все еще будет Радость моя Джаз для Вас Моя Музыка Маленький принц Сегодня орлята, а завтра орлы Холодное сердце Мы танцуем джаз «Полюшка» Серенада Красавицы Родина Лети, моя песня Я вернусь Не отнимайте солнце у детей Лесной Олень Расскажите птицы Навстречу ветру Десерт Танцы на стеклах Россия Ты — ветер 24