ДОП Юные детективы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 139-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юные детективы»
Возраст обучающихся: 7- 12 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - стартовый

Автор-составитель:
Горохова Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2024 г
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1

Пояснительная записка

3-6

2
3
4
5

Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Содержание программы
Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Календарный учебный график дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Календарный план воспитательной работы

6
7
8
9-10

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

План работы с родителями
Иные компоненты
Список литературы
Приложение 1. Календарный учебно-тематический
план
Приложение 2. Конспект учебного занятия

2

11-12
13
13-14
14-15
15-16
18
18-19
19
20-21
22-28
29-34

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». Настоящий приказ вступил в силу с 1
марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ
ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные детективы » (далее Программа)
направлена на расширение кругозора обучающихся, повышение воспитательного потенциала
обучения и учебной мотивации.
Программа, через использование игровой мотивации, позволяет ребенку стать
заинтересованной стороной в развитии своих учебных способностей, перенести приобретенные
навыки во все сферы своей деятельности. Структура занятий позволяет обучающимся
тренировать различные виды своих способностей постоянно.
Кроме того, предлагаемые работы вырабатывают у обучающихся умения ставить
конкретные задачи и решать их.
Содержание курса позволяет обучающемуся любого уровня включаться в учебнопознавательный процесс. Данный курс при организации практических занятий формирует у
учащихся умение планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и
описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы
познания.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Язык реализации программы: русский
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет
уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память,
мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.
Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие
психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. В 7-12-летнем
возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое
3

созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно
наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся
по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных
направлений выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие
детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков
мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в
поисках способов решения задач.
Новизна. В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.
Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится
одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать
такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила,
понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на
практике. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в
постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных
интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в
своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у
детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов.
Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается
познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные
и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех
последующих этапах образования.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий,
специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической
сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда
других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач
образовательного процесса.
Адресат программы
Программа рассчитана на широкий возрастной спектр обучающихся: в объединение
принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 12 лет, вне зависимости от пола. Для
зачисления ребенка на обучение по данной программе, предварительной подготовки
не требуется.
Характеристика возрастных особенностей обучающихся:
Младший школьный возраст — это особый период, во время которого ребёнок
претерпевает значительные изменения: начиная физиологией и заканчивая психическими
процессами. Немаловажной особенностью, как для ребёнка, так и для всей семьи, становится
новый этап — школьная жизнь. Приобретая новый статус школьника, ребенок приобретает
новую ведущую деятельность. Социальные границы расширяются.
Изменения происходят не только во внешности, они затрагивают мышление, интересы
и образ жизни в целом. Этот период насыщен умственными и физическими нагрузками,
возрастным кризисом и новым взглядом ребёнка на других и себя самого.
В этом возрасте продолжается рост ребёнка: претерпевают изменения рост, масса, а
также пропорции тела. Кроме того, совершенствуется работа нервной системы и головного
мозга. Происходит интенсивное развитие и окостенение позвоночника, конечностей, тазовых
костей и т. д. Происходит быстрый рост двигательного аппарата, мускулатуры и мышечной
силы. В связи с этим мы наблюдаем высокий уровень подвижности младших школьников.
«Вечные моторчики» в малый промежуток времени могут побегать, попрыгать, проползти,
залезть куда угодно и слезть обратно — и всё это с невероятной скоростью.
Физиологи утверждают, что к семи годам становится достаточно зрелой кора
головного мозга. Но наиболее важные отделы головного мозга ещё находятся в развитии. К
примеру, лобные отделы заканчивают формирование не ранее 12 лет. Это означает,
что ребёнок только начинает учиться рассуждать, решать поставленные задачи, что-то
4











планировать, регулировать и контролировать своё поведение.
Нервная система неустойчива: нервное возбуждение и торможение пока не могут
достигнуть состояния баланса.
Для детей младшего школьного возраста характерны: быстрая утомляемость,
невозможность лёгкого переключения с одной деятельности на другую; они не могут долго
выполнять монотонную работу, часто отвлекаются, торопятся и бывают неаккуратными и так
далее.
Младший школьный возраст — не просто сложный период для ребёнка, он во многом
определяющий. В это время происходит множество изменений, которые влияют на развитие
ребёнка и формирование его как личности:
важный возрастной кризис;
новая ведущая деятельность;
общение выходит на новый уровень;
мыслительные процессы приводят к логическим умозаключениям;
формируются причинно-следственные связи и внутренний план действий;
складываются основные черты характера.
Ребёнок учится рефлексировать: оценивать себя исходя из тех норм и правил, которые его
окружают.
Учебная деятельность
У детей младшего школьного возраста основной деятельностью становится учебная.
Она приобретает статус ведущей. Это происходит ровно тогда, когда ребёнок обретает
внутреннюю «позицию школьника». Это понятие включает в себя две потребности, которые у
ребёнка будут сформированы в этот возрастной период:
потребность в познании (стремлении к новым знаниям);
новый уровень потребности общения со взрослыми.
Учебная деятельность будет развиваться всю школьную жизнь, но в самые первые
годы закладывается её основа. Она не только становится ведущей, но и оказывает влияние на
другие виды: игровую, трудовую деятельности и общение.
Игровая деятельность
Игра занимает второе место после учёбы, но её значение всё ещё неоспоримо. В этот
возрастной период акцент смещается с процесса на результат. Ребёнку становится важным
выигрывать. Важно, чтобы младший школьник имел доступ к различным развивающим играм и
находил время для этих занятий.

Общение способствует обмену информацией и оказывает значительное влияние на
развитие коммуникативной структуры интеллекта. Благодаря общению, ребёнок учится
лучше понимать других людей, оценивать.
К 6-7 годам завершается процесс перехода от наглядно-образного мышления к
интенсивно развивающемуся словесно-логическому. Наглядность и образы продолжают
иметь большое значение, но постепенно уступают место логике.
Обучение в школе способствует тому, что именно словесно-логическое мышление
получает преимущество в развитии. Первые пару лет детям предлагают работу с
наглядностью, но уже в последующие годы на занятиях её становится всё меньше и меньше.
В период младшего школьного возраста ребёнок начинает верно рассуждать с
логической точки зрения, но пока с упором на наглядность. Примерно с 8 лет он уже
способен к доказательству и соотнесению различных точек зрения.
Произвольное внимание у детей данной возрастной категории довольно слабое. Если
работа неинтересна, монотонна или длительна, то они быстро устают и начинают
отвлекаться. А вот непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшеклассники с
лёгкостью запоминают то, что имело для них эмоциональный окрас, было интересным, ярким
и неожиданным. Такую информацию они запоминают легко и непринужденно.
В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующим среди всех
психических функций. И непосредственно от его развития зависит развитие других
функций:восприятие, памяти, внимания.
5

Объем программы: курс рассчитан на 144 учебных часа .
Режим занятий: Время занятия – 2 акадеических часа (45 минут) с перерывом 15 минут
. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Форма обучения - очная
Адресат программы: учащихся 1-5 классов (7-12 лет).
Организационные формы – групповая, мелкогрупповая – позволяют педагогу более
детально донести материал до детей, а детям дают больше возможности уточнить непонятные
или интересующие моменты.
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению
обучающихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и
особенностей характера.
Местом проведения занятий является кабинет кружкового объединения, специально
выбранная локация в зависимости от темы занятия.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: развитие образного и логического мышления, формирование умений и навыков,
необходимых для успешного решения практических задач
Задачи:
 создать положительную эмоциональную атмосферу для развития волевых качеств детей
 создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды
деятельности
 создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение
анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать
выводы при выполнении заданий
 создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
 содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Основной формой образовательного процесса является – командная работа. При
проведении занятий применяются занимательные и игровые формы обучения. Основные
методы, используемые на занятиях: словесные, наглядные, практические, частично поисковые,
исследовательские, эксперимент.
Блочная структура позволяет изменять содержание каждого занятия, в соответствии с
возможностями конкретной группы учащихся. Часть заданий предназначена для
индивидуальной работы, что позволяет ребенку развиваться в комфортном для него ритме, в
соответствии со своими возможностями, чувствовать свою успешность. Индивидуальное
выполнение заданий позволяет уйти от постоянного сравнения детей между собой и прийти к
пониманию важности своих собственных результатов, которые показывают ребенку, какие
изменения произошли у него в его собственном развитии.
Постоянное отслеживание уровня актуального и уровня ближайшего развития
учащихся, позволяет педагогу увеличить время для освоения конкретной темы, либо пройти ее
в более короткие сроки, а также включить дополнительные задания, игры близкие к
соответствующим темам, но не предусмотренные в содержании программы, для оптимального
прохождения детьми программы и ее усвоения. Некоторые занятия, по возможности,
проводятся на открытом воздухе, что позволяет не только повысить интерес детей к занятиям,
но и укрепить их здоровье.

6

1.3.
Планируемые результаты реализации Программы
Учащиеся смогут проводить наблюдения, эксперименты. Оформлять результаты
эксперимента в виде рисунков, таблиц , схем и так далее. Соотносить свои действия с
планируемым результатом.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся;
- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
Познавательные
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных,
несущественных);
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие
существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный
текст (формулировку задания), извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в
методических материалах;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме
рассуждения;
Регулятивные
- планировать свои действия в соответствии с решаемой
задачей;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути
преодоления.
Коммуникативные
– формулировать собственное мнение и позицию;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
- умение работать в группе.

7

1.4.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1 Знакомство: игры. Презентация Программы «Юный детектив». Инструктаж по
технике безопасности
Теория: Презентация Программы «Юный детектив». Инструктаж по технике безопасности
Практика: презентация Программы, игры на знакомство
Тема 2. Вводное занятие. Потрет «гениального сыщика»
Теория. Кто он – детектив, сыщик ?....
Практика. Создание портрета «гениального сыщика» ( квест-игра)
Тема 3 Основы коллективного взаимодействия. Работа в парах и микрогруппах.
Коммуникативные игры и упражнения. «Фоторобот»
Теория. Разработка правил объединения.
Практика. Игры на сплочение (Квест-игра «В поисках таинственного грабителя»).
Тема 4. Головоломки для юных детективов. Обучение работе в группе, в паре.
Теория: Виды головоломок, способы их разгадывания.
Практика . Выполнение заданий . Работа в паре, в группе.
Тема 5. Входящая диагностика
Практика. Тестирование
Тема 6. Развитие восприятия и наблюдательности . Большое детективное расследование
«Держи вора».
Теория. Знакомство с героями книги Штеффена Гумперт «Держи вора». Объяснение правил
ведения расследования.
Практика. Выполнение заданий на развитие восприятия и наблюдательности. Большое
детективное расследование «Держи вора» ( 5 сюжетов)
Тема 7. Развитие памяти и внимания.
Теория: Память – уникальный источник информации. Свойства памяти. Способы развития
памяти и внимания.
Практика: Выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.
Тема 8. Развитие познавательных интересов
Теория. Познанине - как вид деятельности. Как получить новые знания.
Практика. Постановка опытов. Эксперементальное изучение свойств окружающего мира.
Тема 9. Развитие воображения
Теория. Воображение.
Практика: Выполнение заданий на развитие воображения.
Тема 10. Развитие мышления (логики)
Теория : Комбинаторика. Логическое мышление. Построение умозаключения.
Практика. Решение комбинаторных задач. Выпонение упражнений на развитие дедуктивного
(логического) мышления у обучающихся. Решение «детективных» задач.
Тема 11. Самостоятельная работа . Выполнение
интелектуальных заданий с учетом
полученных знаний и умений.
Практика: Самостоятельное выполнение заданий интелектуального характера.
Тема12. Итоговое занятие . игра-экзамен.
Практика. Выполнение заданий игры-экзамена

8

Формы
аттестации /
контроля

Теория

1

Количество часов

Название разделов/тем

Всего

№
п/п

Практика

2.1.
программы

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

28

4

24

1

1

Наблюдение

4

Наблюдение
Анализ участия детей в
заиятии

Коммуникативный блок

1.1

Знакомство: игры. Презентация
программы «Юный детектив»

2

1.2

Вводное занятие «Портрет
гениального сыщика». Квест «В
поисках загадочного грабителя»

4

1.3

Сплочение коллектива. Создание
детективное агентства. Правила
группы. Коммуникативные игры и

6

1

5

Наблюдение

16

2

14

Наблюдение
Анализ участия детей в
мероприятии

40

66

Результаты учебной
деятельности

2

Тестовые задания

упражнения.

1.4

Головоломки для юных детективов.
Обучение работе в группе, в паре.

2.

Познавательный блок

106

2.1

Входящая диагностика

2

2.2

Развитие восприятия и наблюдательности 18
Большое детективное расследование
«Держи вора».

4

14

Результаты учебной
деятельности

2.3

Развитие памяти и внимания

20

6

14

Тестовые задания

2.4 Развитие познавательных интересов

28

14

14

Результаты учебной
деятельности

2.5 Развитие воображения

16

8

8

Творческое задание

2.6 Развитие мышления (логического).

22

8

14

Тестовые задания

3

Личностный блок

8

9

8

3.1

Самостоятельная работа .
Выполнение интелектуальных
заданий с учетом полученных
знаний и умений.

4 Итоговая аттестация

4.1 Игра-экзамен

Всего

8

8

2

2

2

2

144

10

44

100

Результаты учебной
деятельности

Выполнение заданий на
маршрутах

2.2.

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Раздел /месяц
Знакомство: игры. Презентация
Программы «Юный детектив»
Вводное занятие «Портрет
гениального сыщика». Квест «В
поисках загадочного грабителя»
Сплочение коллектива. Создание
детективное агентства. Правила
группы. Коммуникативные игры и
упражнения.
Головоломки для юных детективов.
Обучение работе в группе, в паре.
Входящая диагностика

Развитие восприятия и
наблюдательности
Большое детективное расследование
«Держи вора».
Развитие памяти и внимания

Развитие познавательных интересов

Развитие воображения

август
2
1
1
4
4
6
1
5

сентябрь

4
2
2

12
12
2
2
4
2
2

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

итого
2
1
1
4
4
6
1
5
16
2
14
2
2
18
4
14

14
2
12
2
1
1

апрель

16
3
13

2
2
14
7
7

12
6
6

2
1
1
14
7

2
1

20
4
16
28
14
14
16
8

7
Развитие мышления (логики)

Самостоятельная работа .
Выполнение интелектуальных
заданий с учетом полученных знаний
и умений.
Итоговое занятие . Игра-экзамен

1
16
8
8

6
6

8
22
8
14

8
8

8
8

2
2

2
2

2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по Программе проходят в аудиториях, оборудованных мультимедийными
средствами обучения, а также на специально подготовленных площадках (полигонах)–
участках местности.
Для обеспечения учебного процесса необходимо задействовать специальны и иные
подручные средства, предназначенные для обнаружения, фиксации и изъятия следов
преступления и демонстрации учебного материала.
посадочные места по количеству обучающихся;
компьютер;
книги-расследования;
настольные игры;
интерактивные пособия;
карточки с заданиями;
наглядные пособия;
дидактические материалы;
головоломки;
конструкторы

-

Информационное обеспечение
буклеты к занятиям;
карточки с заданиями;
памятки;
бланки тестов;
рекомендации;
учебные видеофильмы.
2.4. Формы аттестации
Виды контроля
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически
в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения.
С этой целью используются разнообразные виды контроля:
входной контроль проводится в начале (сентябрь) учебного года для определения
уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по Программе;
текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения
за правильностью выполнения практической работы; успешность освоения материала
проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа
выполненных работ с начала детьми, затем педагогом;
итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме игры-экзамена ;
позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и
развивающей составляющей обучения.
Формы контроля

опрос;

выполнение упражнения ;

выполнение практической работы;

наблюдение;

анализ участия ребенка в занятии.
13

Вид контроля
Входной контроль

Виды контроля
Цель проведения
Время проведения
определение уровня
в начале года
развития
обучения
обучающихся на
(октябрь)
начальном этапе
реализации
образовательной
программы

Форма проведения
Тестирование

Текущий контроль

определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала,
степень
сформированности
учебных
навыков

в течение учебного
года: после
изучения раздела

Выполнение
практических
заданий.

Итоговый контроль

определение
результатов
обучения по итогам
реализации
образовательной
программы

в конце курса
обучения (апрель)

Игра-экзамен

2.5. Оценочные материалы
Способом проверки результатов по итогам реализации Программы являются
систематические педагогические наблюдения за обучающимися и собеседования. Это
позволяет определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса к занятиям,
уровень социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов
продуктивной деятельности идр.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное
позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной иэмоционально-волевой
сферах,обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности.
Методики диагностики :
1. Методика диагностики объема восприятия
https://disk.yandex.ru/i/nISG_tO9xb-3sw
2. Методика диагностики
слуховой, зрительной, моторно-слуховой памяти у младших
школьников https://disk.yandex.ru/i/6e0LXtq3u-ZK8g
3. Диагностический метод наблюдения креативности ( по К.Тэкэксу), диагностический метод
наблюдения креативности (по А.И.Луку) https://disk.yandex.ru/i/XrK9bZ93u_B3Dg
Способами
определения
результативности
программы
являются:
диагностика,
проводимая
в
начале
и
в
конце
года
обучения,
в
виде
естественно-педагогического наблюдения и оценки результатов учебной деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий;
14

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты; результаты выполнения заданий, при выполнении которых
выявляется,
справляются
ли
ученики
с
ними
самостоятельно;
косвенным
показателем
эффективности
занятий
может
быть
повышение
качества успеваемости в общеобразовательном учреждении.
Десятибальная шкала оценивания степени обученности
(по В.П. Симонову)
10бал.шкала

Теоретические параметры оценивания

1 балл
Очень слабо
2 балла
Слабо

Присутствовал на занятиях, слушал,
смотрел
Отличает какое-либо явление,
действие, объект от их аналогов в
ситуации при визуальном
предъявлении, но не может объяснить
отличительные особенности
3 балла
Запомнил большую часть учебной
Посредственн информации, но объяснить свойства,
о
признаки явления не может
4 балла
Знает изученный материал, применяет
Удовлетворит его на практике, но затрудняется чтоельно
либо объяснить с помощью изученных
понятий
5 баллов
Развернуто объясняет , комментирует
Недостаточно отдельные положения усвоенной
хорошо
теории или её раздела, аспекта
6 баллов
Хорошо

7 баллов
Очень
хорошо

Без особых затруднений отвечает на
большинство вопросов по содержанию
теоретических знаний, демонстрируя
осознанность усвоенных понятий,
признаков, стремится к
самостоятельным выводам
Часто и логично излагает
теоретический материал , хорошо
видит связь теоретических знаний с
практикой

8 баллов
Отлично

Демонстрирует полное понимание
сути изученой теории и основных её
составляющих, применяет её на
практике легко, без затруднений

9 баллов
Прекрасно

Легко выполняет разнообразные
творческие задания на уровне
переноса основанных на
15

Практические параметры
оценивания
Присутствовал на занятиях,
слушал, смотрел
Затрудняется повторить
отрабатываемое учебное действие
за педагогом
Выполняет действия, допускает
ошибки, но не замечает их
Выполняет учебные задания,
действия не в полном объеме ,
действует механически, без
глубокого пониямания
Четко выполняет учебные задания,
действия, но слабо структурирует
свою деятельность, организует свои
действия
Выполняет задания, действия по
образцу, проявляет навыки
целенаправленно-организованной
деятельности, проявляет
самостоятельность
Последовательно выполняет почти
все учебные задания, действия. В
простейших случаях применяет
знаний на практике, отрабатывает
умения в практической
деятельности
Выполняет разноообразные
практические задания, иногда
допуская несущественные ошибки,
которые сам способен исправить
при незначительной (без
развернутых объяснений)
поддержке педагога
С оптимизмом встречает
затруднения в учебной
деятельности, стремится найти

приобретенных умениях и навыках
10 баллов
Великолепно

Способен к инициативному
поведению в проблемных творческих
ситуациях, выходящих за пределы
трубований учебной деятельности

различные варианты преодоления
затруднений, минимально
используя поддержку педагога
Оригинально, нестандартно
применяет полученные знания на
практике. Формирует
самостоятельно новые умения на
базе полученных ранее знаний и
сформированных умения

Взаимосвязь десятибальной шкалы с существующей
Десятибальныя шкала
Существующая шкала
1 балл – очень слабо
3 балла (удовлетворительно)
2 балла -сдабо
3 балла (удовлетворительно)
3 балла -посредственно
3 балла (удовлетворительно)
4 балла -удовлетворительно
3 балла (удовлетворительно)
5 баллов –недостаточно хорошо
4 балла (хорошо)
6 баллов - хорошо
4 балла (хорошо)
7 баллов – очень хорошо
4 балла (хорошо)
8 баллов отлично
5 (отлично)
9 баллов - прекрасно
5 (отлично)
10 баллов - великолепно
5 (отлично)
2.6. Методические материалы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа предполагает
следующие методы обучения:
- словесный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения.
Методы воспитания, используемые в программе: мотивация, стимулирование,
убеждение, поощрение и упражнение.
Технологии, используемые в Программе :
- элементы технологии группового обучения;
- элементы технологии коллективного взаимообучения; - элементы технологии
развивающего обучения;
- элементов технологии проблемного обучения;
- элементы технологии игрового обучения.
Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный момент: эмоционально-психологический настрой учащихся.
II. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний.
III. Объяснение темы занятия.
IV. Практическая деятельность.
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
VIII. Организационный конец.
Основные формы занятий по Программе определены как теоретические и
практические, а также в форме интерактивной деятельности, показательных занятий
16

специалистов, элемент - соревновательной деятельности. Программа имеет практикоориентированный характер, который раскрывается через решение обучающимися сквозной
прикладной задачи – расследования сымитированного преступления. В этой связи большее
количество занятий – практические. Занятия включают в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех
необходимых дляработы материалов иинструментов, дидактическое обеспечение учебного
занятия, актуализацию правил техники безопасности при каждом виде деятельности
(особенно при проведении вне аудиторных занятий, занятий с криминалистической
техникой).Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о
содержании и особенностях организации предстоящей деятельности, обеспечивает
понимание обучающимися приемов исредств, используемых для достижения цели
расследования преступления, введение в оборот специальных терминов. Практическая часть
занятия может включать в себя самостоятельное индивидуальное или групповое решение
прикладной задачи, дающей «ключ» к следующему этапу расследования, отработку
полученных навыков, выполнение заданий преподавателя. Элемент – соревновательная
деятельность
заключается
в
проведении
конкурсов,
стимулирующих
оперативное,опережающее решение задач.
В ходе выполнения самостоятельных заданий
обучающиеся должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к
соблюдению алгоритма деятельности, аккуратности при отработке полученных навыков,
прогнозировать результат своей деятельности, используя полученную в теоретической части
занятия информацию.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает систематическое
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Такие
методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают
объемность «линейному», последовательному изложению материала
в
Программе, что способствует лучшему ее усвоению. Применение указанных методов
позволяет закреплять полученные теоретические знания, а моделирование ситуаций в
процессе изучения и повторения пройденного выявляет проблемы правоприменения,
требующие своего разрешения. Освоение теоретических знаний является основой для
получения практических занятий. Деятельностный характер организации занятий позволяет
осваивать специальные компетенции в области расследования преступлений.
Для реализации программы используются (ссылка на яндекс-диск) :
Рабочая тетрадь для развития памяти, мышления и эмоций] / В. А. Мусихина, С. Ю. Жданова,
Л. З. Зарипова https://disk.yandex.ru/i/p1GZFOky_fNNIQ
Занимательные логические задачи с ответами . Для начальной школы.
https://disk.yandex.ru/i/x3AUDfxdZhwHZQ
Лучшая книга логических игр иголоволомок для самых умных. Перевод с исп. О.Г.
Мунтяновой https://disk.yandex.ru/d/yld1kTKlKTSWPw
Развитие логического мышления у младщий школьников. Методическое пособие.
https://disk.yandex.ru/i/UCmLs_ZKpLctRg
Как сделать невидимыми чернила. https://disk.yandex.ru/d/uESkD3jc3W6AsQ
250 лучших опытов. Нескучная химия. К.С.Аниашвили , Л.Д. Вайткене, М.В.Талер
https://disk.yandex.ru/i/T4Hl_APE3Fz0XA
Л.Д.Вайткене Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых
https://disk.yandex.ru/d/rYLWxrag7hh_wg
17

Логические задания. Орешки для ума. https://disk.yandex.ru/d/uF02LlFByJMPSg ,
https://disk.yandex.ru/i/9nYCPUwIfOTy-w , https://disk.yandex.ru/i/Dvxqk7qhDLoE8w,
https://disk.yandex.ru/i/czIwxQwRHDW8JA
Эксперт-криминалист. К. Мартин. https://disk.yandex.ru/i/0fawyWTfch5KOA
Квест «В поисках грабителя» https://disk.yandex.ru/d/C1vwnjri--aaMw
Головоломки для юных детективов https://disk.yandex.ru/d/EWaqLOKsPs9N0w
Видеоролики к темам : по «Криминалистике» https://disk.yandex.ru/d/4l6uasthgZDXCw,
«Головоломки» https://disk.yandex.ru/d/7fwLe5xrh3nJBw , «Осмотр места происшествия»
https://disk.yandex.ru/i/Fn8j6VsDKAF7iQ
Логические задачи для юных сыщиков https://disk.yandex.ru/i/eui5JLT4ny5onQ
Календарный план воспитательной работы
№ пп Название мероприятия, события Форма проведения
1
День открытых дверей
Посещение
мастерклассов объединений
2
Уроки безопасности
Участие в конкурсе
3
Следствие ведут….
Квест-игра
4
Новогодний калейдоскоп
Игровая программа
5
Мальчишки-девчонки
Конкурсная
программа
6
Участик в конкурсах ДДТ
Предоставление работ
по номинациям
7
Юные детективы
Выпуск ролика об
объединении
8
Давайте разберемся
Круглый стол
9
«Мы помним, мы гордимся»
Акция
10
«В кругу друзей»
Игровая программа

Сроки проведения
Сентябрь
Сентабрь-октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль-март
В течении года
Март
Апрель
Май
Май

Формы работы с родителями:
∙ родительские собрания;
∙ индивидуальные и групповые беседы;
∙ анкетирование, тестирование;
∙ участие родителей в коллективных делах объединения
План работы с родителями
№ пп Название мероприятия, события Форма проведения
1
День открытых дверей
Презентация
объединения,
обучающей
Программы
2
Информирование о
Создание чата с
планируемых мероприятиях,
родителями
занятиях в группе
участников
объединения
3
Профилактика социального
Беседы,
сиротства и семейного
индивидуальное
неблагополучия, формирование консультирование
культуры семейных отношений,
актуализация чувства
родительской ответственности
18

Сроки проведения
Сентябрь

Сентябрь

В течении учебного года

4

перед обществом и
государством
И это наши дети

5

Родительский день

6
7

«Детектив-шоу
Выпускной школы детективов

Индивидуальное
консультирование по
вопросам обучения по
программе
Обучающий мастеркласс совместно с
детьми
КВИЗ
Подведение итогов
обучения, вручение
сертификатов

В течении учебного года

Март
Май
Май

Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое обеспечение.
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области юриспруденции, нейропсихологии, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60
%, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 7-12 лет);
- Госпожнадзора.
2. Оборудование
-учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 6 шт.,
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эксперт-криминалист/Клаудияо Мартин (перевод с английского Е.И
Соломатиной); Москва: Эксмо-2023, 64с. Электронный ресурс.
2. Занимательные логические задаяи с ответами для начальной школы.
Сборник. Азбука воспитания. 2024. Электронный ресурс.
3. Лучшая книга логических игр и головоломок для самых умных: язык;
математика; природа; общество / пер. с исп. О. Г. Мунтяновой. — Москва:
Издательство АСТ, 2015. —240 с. Электронный ресурс.
4. Четверикова В.В. Методическое пособие развитие логического
мышления у младших школьников. Электронный ресурс.
5. ДушкинР.В. Криптографические приключения: таинственные шифры и
математические задачи. Электронный ресурс.
6. Купцова А.М., Зиятдинова Н.И., Зарипова Р.И., Зефиров Т.Л.
Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков /
Казань, КФУ, 2017 - 35 с. Электронный ресурс
7. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов,
заданий и упражнений. СПб: Издательство Наука и техника . 2008г., 304с.
Электронный ресурс.
8. Малашкина М.М. Я познаю мир: Криминалистика. Электронный ресурс.
9. Мусихина В.А., Жданова С.Ю., Зарипова Л.З. Рабочая тетрадь для
развития памяти, мышления и эмоций. Периский государственный национальный
исследовательский университет. Перм: 2023. Электронный ресурс.
10. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П., Редько З.Б. Учимся решать
комбинаторные задачи. Тетрадь по математике для учащихся 3 классов. Смоленск
:Ассоциация XXI века, 2011, 48с. Электронный ресурс.
11. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи.
Математика и информатика. Тетрадь для 1-2 классов общеобразовательных
классов. Смоленск :Ассоциация XXI века, 2012, 48с. Электронный ресурс.
Список литературы, рекомендованной обучающимся:
12. Эксперт-криминалист/Клаудияо Мартин (перевод с английского Е.И
Соломатиной); Москва: Эксмо-2023, 64с. Электронный ресурс.
13. Аниашвили К.С., Вайткене Л.Д., Талер М.В. «250 лучших опытов.
Нескучная химия». Издательство АСТ – 2021.
14. Лучшая книга логических игр и головоломок для самых умных: язык;
математика; природа; общество / пер.с исп. О. Г. Мунтяновой. — Москва:
Издательство АСТ, 2015. —240 с. Электронный ресурс.
15. Головоломки – приключения. Перевод с английского Н.Б.Цветковой.
ООО Издательство «Эксма», 2022г., 48с.
16. Гениальные головоломки ( + раскраски). Перевод с английского
И.С.Ремизовой. ООО Издательство «Эксма», 2022г., 88с.
17. Внеземные головоломки. Перевод с французского О.А. Долгачевой.
ООО Издательство «Эксма», 2022г., 48с.
18. Интеллектуальные игры. Перевод с французского Пановой О.Ю.
20

ООО Издательство «Эксма», 2022г., 40с
19. Приключения Шерлока Бонса. Тайны злодея Морирэтти. Перевод с
английского Карманоой М. ООО Издательство «Эксма», 2022г., 16с
20. Приключения Шерлока Бонса. В поисках профессора Морирэтти.
Перевод с английского Карманоой М. ООО Издательство «Эксма», 2022г., 16с
21. Головоломки для юных детективов. Перевод с французского Гахаева
Б.С.. ООО Издательство «Эксмо», 2022г., 48с.
22. Штеффкн Гумперт Держи вора. Большое детективное расследование.
Перевод с немецкого Гудковой А.А. ООО Издательство «Эксма», 2021г., 64с

21

Приложение 1

№

Группа 1, 2
Вт, чтв

Календарный учебно-тематический план
Дополнительной общеразвивающей программы «Юный детектив »
на 2024 -2025 учебный год
объем программы – 144 часов
возраст обучающихся: 7- 12 лет
группа №1 , группа № 2
Педагог ДО Горохова Ирина Александровна
3.
Название раздела; темы раздела; темы занятия.
Объём Форма занятия
часов

06.08.2024 Знакомство. Презентация Программы «Юный
детектив». Инструктаж по технике безопасности.
08.08.2024 Вводное занятие . Портрет гениального сыщика.
Квест «По следам Шерлока Холмса»

2

Теоретически-практическое

2

Практическое

3

13.08.2024 Основы коллективного взаимодействия .Квест «В
поисках загадочного грабителя»

2

Практическое

4

15.08.2024 Основы коллективного взаимодействия. Работа в
парах и микрогруппах. Коммуникативные игры и
упражнения. Создание детективное агентства.
Правила группы.
20.08.2024 Коммуникативные игры и упражнения.
Упражнение «Фоторобот», игра «Узнай предмет»

2

Теоретически практическое

2

Практическое

22.08.2024 Коммуникативные игры и упражнения. Квест
«Команда Флоры».

2

Практическое

1
2

5

6

Форма
аттестации,
контроля
Наблюдение
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение

Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей

в заиятии
7

27.08.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Теоретически практическое

8

29.08.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Теоретически практическое

9

03.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

10

05.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

11

10.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

12

12.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

13

17.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

14

19.09.2024 Головоломки для юных детективов. Обучение
работе в группе, в паре.

2

Практическое

Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ

участия детей
в заиятии
Тестирование

24.09.2024 Входящая диагностика
26.09.2024 Развитие восприятия и наблюдательности.
«Раскраски для шибко умных». Упражнение на
сравнение.
01.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Ведение наблюдения.Составление отчета о
наблюдении.
03.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности.
Упражнение «Найди отличия».

2
2

Практическое
Теоретически-практическое

2

Теоретически –
практическое.

Результаты
учебной
деятельности

2

Теоретически-практическое

19

08.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности.
Признаки и свойства предметов.

2

Теоретически-практическое

Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

20

10.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Большое детективное расследование «Держи вора»
(квест «Тройное ограбление»)

2

Практическое

21

15.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Большое детективное расследование «Держи
вора». (квест «Загадка дамы с пуделем и цветами»)

2

Практическое

22

17.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Большое детективное расследование «Держи
вора». (квест «Тайна двуглавого пика»)

2

Практическое

23

22.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Большое детективное расследование «Держи
вора». (квест «Наперегонки с преступником»)

2

Практическое

24

24.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности
Большое детективное расследование «Держи
вора». (квест «Секрет послания на заборе»)

2

Практическое

15
16

17

18

Результаты
учебной
деятельности

Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Анализ

участия детей
в заиятии
25

29.10.2024 Развитие памяти и внимания. Виды памяти и их
особенности.

2

Теоретически –
практическое.

26

31.10.2024 Развитие памяти и внимания. Словесно-логическая
память. Упражнения «От общего к частному».

2

Теоретически –
практическое.

27

05.11.2024 Развитие памяти и внимания. Зрительная память.
Упражнения на зрительную память.

2

Теоретически –
практическое.

28

2

Практическое

2

Практическое

Результаты
учебной
деятельности

2

Практическое

31

07.11.2024 Развитие памяти и внимания. Как стать
внимательным (комплекс упражнений для
развития внимания)
12.11.2024 Развитие памяти и внимания. Как стать
внимательным(комплекс упражнений для развития
внимания)
14.11.2024 Развитие памяти и внимания. Как стать
внимательным(комплекс упражнений для развития
внимания)
19.11.2024 Развитие памяти и внимания. Интерактивная игра.

2

Практическое

32

21.11.2024 Развитие памяти и внимания. Игры на внимание.

2

Практическое

33

26.11.2028 Развитие памяти и внимания. Упражнения на
зрительную память «Место происшествия»

2

Практическое

Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

34

28.11.2028 Развитие зрительной памяти и внимания. Игра
«Совушки»
03.12.2024 Развитие познавательных интересов.Улики.
Оборудование для сбора улик.
05.12.2024 Развитие познавательных интересов. Изучаем
следы. Обнаружение и фиксация следа.

2

Практическое

Наблюдение

2

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

Наблюдение
Наблюдение

29

30

35
36

2

Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

37

38
39

10.12.2024 Развитие познавательных интересов. Отпечатки
пальцев.Дактилоскопирование. Снятие отпечатков
пальцев с твердой поверхности.

2

12.12.2024 Развитие познавательных интересов. Стоматологдетектив.
17.12.2024 Развитие познавательных интересов. Фоторобот.

2
2

Теоретически –
практическое.

Наблюдение

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

Наблюдение

Теоретически –
практическое.

Наблюдение

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

Наблюдение

Результаты
учебной
деятельности

Наблюдение
Результаты
учебной
деятельности

19.12.2024 Развитие познавательных интересов. Исследование
чернил. Невидимые чернила.

2

24.12.2024 Развитие познавательных интересов. Собираем и
исследуем ДНК.
26.12.2024 Развитие познавательных интересов. Почерк. Игра
«Я пишу тебе письмо».

2

43

09.01.2025 Развитие познавательных интересов. Шифры. Игра
«Дешифровщик»

2

Теоретически –
практическое.

44

14.01.2025 Развитие познавательных интересов. Секреты
воды.
16.01.2025 Развитие познавательных интересов. Цветные
опыты.
21.01.2025 Развитие познавательных интересов. Оптические
иллюзии.
23.01.2025 Развитие познавательных интересов. Где эта
улица, где этот дом. Установление
местонахождения. Построение безопасного
машрута.
28.01.2025 Развитие познавательных интересов. Экскурсия в
криминалистическую лабораторию.
30.01.2025 Развитие воображения. Путешествие в страну

2

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

Наблюдение

Теоретически –
практическое.
Теоретически –

Наблюдение

40

41
42

45
46
47

48
49

2

2
2
2

2
2

Результаты
учебной
деятельности

Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Анализ

Вообразилию

практическое.

50

04.02.2025 Развитие воображения.Составление рассказа на
заданную тему.Упражнения на развитие речи.

2

Теоретически –
практическое.

51

06.02.2025 Развитие воображения.Игра «Цвет настроения»
( создание визуального образа настроения).

2

Теоретически –
практическое.

52

11.02.2025 Развитие воображения. Творческая мастерская по
умению перевоплощаться.
13.02.2025 Развитие воображения.Творческая мастерская,
игра «Я тебе конечно верю…»
18.02.2025 Развитие воображения.Превращение клякс
(техника раздувания капель краски с помощью
коктейльной трубочки).
20.02.2025 Развитие воображения. Творческая мастерская
«Интересно это кто?»
25.02.2025 Развитие воображения. Творческая лаборатория
«Однажды на необетаемом острове»
27.02.2025 Развитие мышления (логики). Задания, которые
учат думать.

2

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

58

04.03.2025 Развитие мышления (логики). Задания, которые
учат думать.

2

Теоретически –
практическое.

59

06.03.2025 Развитие мышления (логики).Задания, которые
учат думать.

2

Теоретически –
практическое.

60

11.03.2025 Развитие мышления (логики).

2

Теоретически –
практическое.

61

13.03.2025 Развитие мышления (логики). Логика и
программирование.

2

Теоретически –
практическое.

62

18.03.2025 Развитие мышления (логики). Логика и

2

Теоретически –

53
54

55
56
57

2
2

2
2
2

Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.
Теоретически –
практическое.

участия детей
в заиятии
Анализ
участия детей
в заиятии
Анализ
участия детей
в заиятии
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты

программирование.

практическое.

учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

63

20.03.2025 Развитие мышления (логики). Решение логических
задач.

2

Теоретически –
практическое.

64

25.03.2025 Развитие мышления (логики). Решение логических
задач.

2

Теоретически –
практическое.

65

27.03.2025 Развитие мышления (логики).Сгибалки.

2

Практическое

66
67
68

01.04.2025 Развитие мышления (логики). Судоку.
03.04.2025 Развитие мышления (логики). Игры на бумаге.
08.04.2025 Самостоятельная работа .Выполнение
интеллектуальных заданий с учетом полученных
знаний и умений.
10.04.2025 Самостоятельная работа .Выполнение
интеллектуальных заданий с учетом полученных
знаний и умений.
15.04.2025 Самостоятельная работа .Выполнение
интеллектуальных заданий с учетом полученных
знаний и умений.
17.04.2025 Самостоятельная работа .Выполнение
интеллектуальных заданий с учетом полученных
знаний и умений.
22.04.2025 Итоговое занятие . Игра-экзамен «Юный детектив»

2
2
2

Практическое
Практическое
Практическое

Наблюдение
Наблюдение

2

Практическое

Результаты
учебной
деятельности

2

Практическое

2

Практическое

Результаты
учебной
деятельности
Результаты
учебной
деятельности

2

Практическое

69

70

71

72

Результаты
учебной
деятельности

Тестирование

Приложение2
ДЕТЕКТИВНАЯ ИГРА «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЧЕМОДАНЧИК»
СЦЕНАРИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1) получение данных об интересах, предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для разделения их по профилям обучения;
2) формирование у учащихся мотивационной основы для улучшения качества знаний
по общеобразовательным предметам и предметам, необходимым для профессионального
самоопределения;
3) обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет
комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных
курсов и в воспитательной работе.
Оборудование и материалы:
‒ 4 тематические площадки (столы): «Эксперты по преступлениям», «Изыматели
улик», «Тайное становится явным», «Портрет преступника»;
‒ аудиоматериалы: музыка комп. Владимир Дашкевич Последняя догадка (из к/ф «При
ключения Шерлока Холмса»;
‒ литературные источники: Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об
административных правонарушениях Российской Федерации, Конституция Российской
Федерации, Криминалистика (учебное пособие), детективы: рассказ А.К. Дойла
«Плящущие человечки»;
‒ наглядные материалы: иллюстрации, фотографии, слайды;
‒ раздаточный материал: таблички с заданиями;
‒ сертификаты участника.
Основные этапы мероприятия.
1. Приветствие, знакомство, ознакомление с правилами, организационные моменты.
2. Разминка – викторина «Внимание, логика!».
3. Детектив-класс (работа на тематических площадках).
4. Игра «Зашифрованное послание».
5. Завершение: подведение итогов, вручение сертификатов.
Ход детективной игры
(Звучит аудиодорожка из к/ф «Приключения Шерлока Холмса»)
Ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать самых любознательных, самых
внимательных, самых смелых и честных в нашем детектив-классе! Уверена, вы читаете и
смотрите детективы и вам нравятся неутомимые сыщики, которые распутывают самые
хитрые и коварные преступления? А знаете ли вы, кто первым выезжает на место
преступления? Школьники высказываются.
Ведущий: Правильно! Криминалисты! Итак, совершенно преступление! С чего
начинается расследование? Кто подозреваемый? Как находят и расследуют улики?
Вместе с вами мы сегодня организуем настоящую криминалистическую лабораторию,
в которой будем использовать самые разные, доступные нам, методы анализа улик,
постараемся обнаружить следы пребывания преступника и узнаем, что даже маленький
кусочек ткани может многое рассказать о человеке и его привычках!
Эксперты-криминалисты выезжают на место преступления, собирают улики,
занимаются их описанием и анализом в лаборатории, а впоследствии выносят заключение,
которое играет решающую роль в доказательной базе.
29

Настоящий профессионал в этой сложной и чрезвычайно интересной профессии
должен владеть не только теоретическими и практическими навыками, но и высокими
моральными и устойчивыми психическими качествами. Кроме того, ему необходимо
обладать логикой, наблюдательностью, внимательностью, находчивостью, обширными
знаниями в области химии, физики биологии, анатомии, психологии и т. д. От работы
этого специалиста зависит многое, поэтому к выбору профессии криминалиста
необходимо подходить очень ответственно и вдумчиво.
Ведущий: Еще задолго до появления науки криминалистики большое значение
отводилось роли следов в расследовании преступления, особенно следов биологических, в
том числе крови. Рассмотрим исторический пример, который подтверждает этот факт.
В конце XII века в одной из восточных провинций был убит обеспеченный китаец.
Следователем было установлено, что жертва была заколота и выброшена возле дороги, и,
как стало известно, орудием преступления послужил серп. Следователем было решено
вызвать для проведения эксперимента всех местных жителей, у которых был серп.
Собралось около семидесяти человек. Участвующим в эксперименте было предложено
поднять на вытянутой руке серп в небо.
Для чего, кто догадается? Ребята высказываются.
Разгадка: Вскоре лишь на один из серпов стали прилетать мухи. Как известно,
насекомые ощущают запах крови лучше людей. Именно такие исследования положили
начало к изучению следов крови как доказательств и, в последующем, появилась наука
гематология.
Ведущий: Еще один пример. В квартире-музее А.С. Пушкина в г. Санкт-Петербурге
находится диван, на котором предположительно умер поэт после последней дуэли. Для
того чтобы подтвердить достоверность этого экспоната, потребовалась экспертиза:
1) криминалисты сравнили застарелые следы крови на диване со следами на жилетке,
которая была на поэте во время дуэли: кровь и на диване, и на жилете, оказалась одной
группы – второй – и принадлежала в обоих случаях мужчине. Данные этих двух пятен
идентичны, то есть на диване – следы крови Пушкина;
2) криминалисты пошли дальше и применили другие методы исследования.
Установлено, что местоположение пятна крови в точности соответствует характеру
ранения поэта. Для этого криминалисты подобрали сотрудника, который соответствует
возрасту и телосложению А.С. Пушкина, положили его на аналогичный диван.
Ведущий: Ребята, какие разделы криминалистики вам известны? Ребята
высказываются. (Баллистика, графология, фоноскопия, дактилоскопия, трасология,
палинология и др.).
Разминка – викторина «Внимание, логика!»
Ведущий: Многие решения и ответы лежат на поверхности, нужно всего лишь быть
внимательным и уметь строить логические цепочки. Итак, викторина!
1. Кто обманщик? Ведущий: Родители вернулись с работы и спросили своих детей,
чем они занимались после школы. Женя сказала, что все время сидела за компьютером и
готовилась к урокам, Кирилл весь день читал книгу в саду, Ксения плавала в бассейне и
сказала, что провела там не менее 3 часов, Анастасия была в своей комнате и рисовала.
Мама попросила всех показать свои руки и тут же поняла, что один из них
обманывает. Догадались, кто обманщик? Ребята высказываются.
Ответ: Ксения ‒ обманщица: если бы она провела 3 часа в бассейне, кожа на ее руках
была бы сморщена от длительного пребывания в воде.
2. Сумасшедший фармацевт. Серийный убийца похищал людей и заставлял их
принимать одну из 2 таблеток: первая не приносила вреда, вторая мгновенно убивала.
Оставшуюся таблетку убийца всегда принимал сам. Похищенный проглатывал
выбранную таблетку, запивал водой и тут же умирал. Почему убийце ни разу не попалась
таблетка с ядом? Ребята высказываются.
Ответ: Яд был в стакане с водой.
30

3. Дачник-неудачник. Ограблена дача. Сосед дает показания: «Я услышал шум у
соседей и направился на их участок. Чтобы заглянуть в дом, я подышал на заледеневшее
окно и увидел разгром». После этих слов его арестовали? Как вы думаете, почему? Ребята
высказываются.
Ответ: Окна замерзают и покрываются льдом изнутри, а сосед утверждает, что дышал
на окно снаружи. Таким образом, увидеть с улицы он ничего не мог, значит, он был
внутри.
Детектив-класс
Описание детектив-класса: Ребята проходят на площадки группами. Всем участникам
выдаются клейкие стикеры с надписью «Эксперт». Эксперты проводят эксперименты
самостоятельно, затем демонстрируют результаты участникам других площадок,
комментируют результаты и сообщают, какие знания пригодились экспертукриминалисту при работе на этой площадке.
Ведущий: Сейчас, когда мы немножко размялись, наступило время детектив-класса. У
нас будет 4 тематические площадки (столы): «Эксперты по преступлениям», «Изыматели
улик», «Тайное становится явным», «Портрет преступника».
Участники детектив-класса на площадке «Эксперты по преступлениям»
будут
исследовать некоторые продукты питания на факт мошеннических действий
производителя, а также постараются обнаружить потожировые следы, оставленные
преступником на предметах.
Участники детектив-класса на площадке «Изыматели улик» попытаются выявить и
зафиксировать улики (отпечатки пальцев) на различных предметах.
Участники детектив-класса на площадке «Тайное становится явным»
попытаются
найти тайные письмена и наоборот, написать их, а также расшифровать зашифрованное
послание.
Участники детектив-класса на площадке «Портрет преступника»
подготовят
словесный портрет предполагаемого преступника и определят характер происхождения
капель крови на месте преступления.
Ведущий:
(демонстрирует) Эксперимент №1. Определение золота в домашних условиях.
Инвентарь: магнит, золотое украшение.
Золотые украшения не притягиваются к магниту. Поэтому смело подносите
драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит, вы держите настоящую
подделку.
Ведущий: (демонстрирует) Эксперимент №2. Надуваем шарик с помощью газа.
Инвентарь: бутылка, воздушный шарик, пищевая сода, уксус.
В воздушный шарик заранее помещается 2–3 столовые ложки пищевой соды. При
демонстрации опыта шарик натягивается на горлышко бутылки, содержимое шарика
(пищевая сода) попадает в бутылку с уксусной кислотой и вступает в реакцию.
Происходит реакция нейтрализации, в результате которой мы получаем не базовое
вещество, не кислоту, а новые вещества: воду, вид соли и двуокись углерода (углекислый
газ), который и надувает шарик.
Ведущий: Знания каких предметов нам пригодились в этих двух
экспериментах? Ребята высказывают свои варианты (химия, физика).
Площадка №1. «Эксперты по преступлениям»
Экспертиза №1. Обнаружение крахмала в исследуемых образцах сметаны.
Инвентарь: чашки Петри, пипетки, йод, сметана, картофель (количество должно
соответствовать количеству участников площадки). Образец сметаны №1 содержит
обычную сметану, образец сметаны №2 содержит сметану с примесью крахмала
(приготавливается ведущим предварительно).
Ведущий: Очень часто для густоты, фальсификаторы добавляют в сметану крахмал.
Крахмал придает сметане устойчивую консистенцию, вязкость и стабильность в хранении.
31

В каком распространенном продукте встречается крахмал? Ребята высказывают свои
варианты.
Ведущий: Правильно, в картофеле!
Эксперты Площадки №1 проводят эксперимент, воздействуя йодом на срез картофеля.
Демонстрируют реакцию картофеля на йод (место воздействия приобретает чернильный
цвет).
Для определения наличия крахмала, в исследуемые образцы сметаны эксперты
добавляют 3 мл спиртового раствора йода. Образец, содержащий в составе крахмал в
качестве загустителя, реагирует на йод чернильным цветом.
Вывод экспертов Площадки №1: Йод определяет наличие в сметане крахмала,
окрашивая его в синий цвет, таким образом установлен недобросовестный производитель,
который подмешал крахмал в сметану.
Экспертиза №2. Обнаружение потожировых следов преступника.
Инвентарь: Полоски белой бумаги, химические стаканы, пищевая пленка (количество
должно соответствовать количеству участников площадки).
Взять полоску чистой бумаги. Потереть указательным пальцем свой лоб, чтобы
набрать кожных выделений, перенести их на бумагу. Поместить полоску бумаги с
отпечатком пальца в химический стакан с йодом так, чтобы она не касалась проявителя
(йода). Закрыть сверху стакан крышкой, чтобы предотвратить дальнейшее улетучивание
паров йода.
Через некоторое время наблюдается проявление отпечатка пальца жёлто-бурого цвета.
Вывод экспертов Площадки №1: Потожировое вещество абсорбирует пары йода,
окрашиваясь при этом в жёлто-бурый цвет.
Площадка №2. «Изыматели улик»
Экспертиза №1. Обнаружение отпечатков пальцев преступника.
Инвентарь: стакан с отпечатками пальцев (отпечатки проставлены педагогом заранее
при помощи жирного крема для рук), кисточки (количество должно соответствовать
количеству участников площадки), порошок (косметика: пудра, тени), скотч, лупа.
Обнаружение и изъятие отпечатков на стакане с помощью кисточки, порошка и
липкой ленты (скотча).
Вывод экспертов Площадки №2: На месте преступления установлены отпечатки
пальцев преступника, которые зафиксированы.
Экспертиза №2. Разбор картины.
Инвентарь: картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»,
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Картина русского художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября
1581 года», также известная под названием «Иван Грозный убивает своего сына»,
взбудоражила общественность того времени тем, что содержание картины не
соответствовало действительности.
Эксперты площадки рассматривают картину, определяют орудие преступления,
характер ранения, выдвигают варианты мотивов преступления.
Вывод экспертов Площадки №2:
Картина – своего рода историческая подделка, такого преступления не совершалось.
Криминалисты должны придерживаться принципа объективности, и быть независимыми в
своих исследованиях от каких-либо политических соображений и мотивов.
Площадка №3. «Тайное становится явным»
Экспертиза №1. Обнаружение невидимых чернил.
Ведущий: Для данной площадки подходит следующий исторический пример:
российский революционер, политик Владимир Ильич Ленин, находясь в заключении, для
передачи революционных идей в тайных письмах вместо чернил использовал молоко. Для
проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или
подержать её несколько минут над огнём.
32

Инвентарь: несколько предварительно приготовленных тайных надписей, молоко,
лимон, спиртовки, пинцеты (количество должно соответствовать количеству участников
площадки).
Используя сок лимона и ватную полочку/перо сделать надпись/рисунок на чистом
листе бумаги. Высушить листы с нанесенными надписями. Проявить заранее
подготовленные или подсушенные новые надписи, медленно нагревая над спиртовкой.
Вывод экспертов Площадки №3: При нагревании наблюдается проявление
коричневатого рисунка или надписи, что дает возможность прочитать написанное.
Экспертиза №2. Ключ к шифру.
Инвентарь: флипчарт, маркер.
Расшифровать тайное послание, предварительно приготовленное педагогом по
мотивам рассказа Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки».
Вывод экспертов Площадки №3: Расшифрованное слово.
Площадка №4. «Портрет преступника»
Экспертиза №1. Словесный портрет.
Инвентарь: таблица для словесного портрета, ручка.
Подготовка словесного портрета «предполагаемого преступника» (по предложенной
таблице), которого участники видели в течение 2–3 минут (это может быть фотограф,
сопровождающий педагог).
Словесный портрет содержит следующие сведения:
Анатомические признаки характеризуют тело человека и включают в себя пол,
возраст, расовый тип, рост, комплекцию, соотношение размеров основных частей тела,
особенности строения частей тела, например, форма ушной раковины.
Функциональные признаки: походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция,
особенности произношения.
Особые приметы: индивидуальные признаки для относительно небольшого числа
людей (шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, резко различающаяся
длина ног, заметная хромота).
Дополнительные внешние признаки: одежда, украшения, аксессуары (очки, зонт,
трость, сумочка), стиль одежды, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.
Вывод экспертов Площадки №3: Словесный портрет «предполагаемого преступника».
Экспертиза №2. Характер происхождения капель крови на месте преступления.
Инвентарь: подготовленный заранее лист с пятнами «крови» (изготавливается с
помощью красной гуаши), чистые листы А4 (количество должно соответствовать
количеству участников площадки), пипетки, стеклянные лабораторные палочки,
медицинские шприцы без иглы, химический стакан с окрашенной жидкостью,
транспортиры, циркули.
Участникам предлагается повторить форму капель, изображенных на рисунке с
помощью предложенного инвентаря и окрашенной жидкости.
Вывод экспертов Площадки №3: рассказ о способах экспериментального получения
следов: (пятна, брызги, потеки, мазки, помарки, отпечатки, лужи) и демонстрация
образцов.
Игра «Тайное послание».
Ведущий: Подберите код и расшифруйте специализацию преступника, который:
‒ взламывает сейфы
МОЕОДОВОЕОЖОАОТОНОИОКО;
‒ грабит квартиры
ДУОУМУУУШУНУИУКУ;
‒ вытаскивает ценности из карманов и сумочек граждан
КИАИРИМИАИНИНИИИКИ;
‒ посещает разные регионы для совершения преступлений
ГЕАЕСЕТЕРЕОЕЛЕЁЕРЕ;
33

‒ грабит квартиры и другие помещения проникая через форточку
ФУОУРУТУОУЧУНУИУКУ.
Заключительная часть
Ведущий: Ребята, подведем итоги детективной игры, определим личностные и
профессиональные качества эксперта-криминалиста. Ребята высказывают свои варианты.
К личностным качествам криминалиста относят стрессоустойчивость, смелость,
аккуратность, возможно даже педантичность и скрупулезность. Специалист должен
обладать высоким уровнем IQ, хорошей памятью, иметь аналитический склад ума, быть
беспристрастным и физически выносливым, здоровым. Именно от заключений
криминалиста может зависеть судьба людей: правильность выводов и тщательная
экспертиза могут оправдать невинного человека или отправить за решетку того, на кого
изначально не падает подозрение. Вручение сертификатов участникам детективной игры.

1.

2.
3.

4.
5.

Список литературы
1. Аниашвили К.С. Научные опыты и эксперименты: энциклопедия для среднего и
старшего школьного возраста / К.С. Аниашвили, Л.Д. Вайткене, А.А. Спектор. – М.: АСТ,
2020. – 159 с.
2. Дойль А.К. Приключения Шерлока Холмса: рассказы и повесть; пер. с англ. / А.К.
Дойль; худож. В.В. Синельщикова. – М.: Советская Россия, 1991. – 398 с.
3. Изучение и формирование профессиональной направленности школьников: учеб.метод. пособ. / Чувашск. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева; сост. Л.Н. Иванова. –
Чебоксары: Чувашск. гос. пед. ун-т, 2016. – 194 с.
4. Левицкий М.М. Увлекательная химия. Просто о сложном, забавно о серьезном / М.М.
Левицкий. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 446 с.
5. Рюмин В.В. Занимательная химия / В.В. Рюмин. – 8-е изд., испр., доп. и перераб. – М.:
Центрполиграф, 2016. – 219 с.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».