МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 139-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные детективы +» Возраст обучающихся: 13- 17 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - базовыйстартовый Автор-составитель: Горохова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования Вихоревка 2024 г 1 ОГЛАВЛЕНИЕ 1 Пояснительная записка 2 3 4 5 5 Цель и задачи программы Планируемые результаты Содержание программы Планируемые результаты Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Условия реализации программы Формы аттестации Оценочные материалы Методические материалы Календарный план воспитательной работы 6 7 8-9 9 10-11 Список литературы Приложение 1. Календарный учебно-тематический план Приложение 2. Пример тестовых вопросов для промежуточной и итоговой 18 19-21 Приложение 3. Как снять отпечатки пальцев с предметов 25-26 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 3-5 2 12-13 14 14 16 16-17 17 22-24 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Юные детективы +» (далее Программа) социально-гуманитарной направленности направлена на популяризацию профессии следователя, криминалиста и ранней профориентации обучающихся. Уровень Программы – стартовый. Программа предусматривает формирование у школьников интереса к изучению работы следователя , следователя-криминалиста, юриспруденции в целом и к предметам правового цикла, на повышение уровня общей правовой грамотности и правовой культуры подрастающего поколения,а также на развитие у учащихся творческого отношения к любому виду деятельности, в том числе частно-розыскному. При овладении навыками и умениями работы субъектов правоохранительной деятельности , обучаемые должны иметь четкую ценностную ориентацию на обеспечение законных прав и интересов граждан при осуществлении своей деятельности. В ходе реализации Программы для проведения занятий могут быть привлечены действующие сотрудники следственных органов . Данная Программа разработана на основе программы «Юный следователь», утвержденной приказом МБОУ «Средняя образовательная школа № 25 города Калуга» от 30.08.2023 года № 129/01-12 педагога Козловой Людмилы Михайловны. Направленность программы: социально-гуманитарная. Вид программы: - по степени авторства – модифицированная - по уровню сложности – стартовый Язык реализации программы: русский Перечень нормативных документов: Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Настоящий приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) 3 - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Актуальность и педагогическая целесообразность Программы Актуальность изучения основ криминалистики, основных её направлений обусловлена быстро растущими возможностями криминальных систем, которые влияют на разные сферы жизни общества. Технологические возможности современной криминалистики являются важным элементом всей системы национальной безопасности страны. Основная цель криминалистики — получение доказательств, т. е. объективной информации о событии преступления и его участниках. Для этого необходимо понимать, что является преступлением, каковы его особенности, что определяет его тяжесть — все то, что влияет на оценку деяния и наказание за него. Это изучает наука «Уголовное право». В программе представлена взаимосвязь уголовно-процессуальной деятельности и криминалистики. Таким образом, в настоящей программе рассмотрены отдельные значимые аспекты криминалистики, дающие представление о значении ивозможностях данной науки в раскрытии и расследовании преступлений. Новизна Программы заключается в возможности интегрировать социально значимую, досуговую, образовательную деятельность, что способствует эффективному освоению обучающимися знаний о следственной , криминалистической работе, правовой культуре и развитию патриотического сознания. При этом Программа позволяет развивать когнитивные способности обучающихся, активизировать познавательные процесы, а также формировать критическое мышление. Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юные детективы +» заключается в том, что данная программа имеет предельно понятный и простой формат изложения и ориентирована на формирование личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для будущих сотрудников МВД. Освоение программы способствует личностному развитию, самоопределению и выбору дальнейшей профессиональной деятельности Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что изучая явления и процессы, возникающие в связи с совершением преступления, факты из истории предварительного следствия, приобретая теоретические знания, практические навыки и умения, связанные с использованием криминалистических средств и методов при производстве следственных действий, планировании и организации раскрытия, расследования преступлений,обучающийся учится объективной адекватной оценке социально значимых явлений и процессов с учетом своей роли в происходящем, реализует лидерский, исполнительский и/или творческий потенциал, развивает критическое мышление, тренирует внимание и память, приобретает навыки моделирования, практического решения прикладных(следственных) и социальных задач. Отличительные особенности Программы: Универсальность и адаптивность; Практическая направленность; Не требует специальной базовой подготовки обучающихся; К проведению занятий привлекаются сотрудники следственных органов Адресат программы: учащихся 7-11 классов (13-17 лет). Особенности организации образовательного процесса Объем программы: курс рассчитан на 72 учебных часа . 4 - Режим занятий: занятие проводится во второй половине дня. Время занятия – 2 академических часа (45 минут) с перерывом 15 минут . Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Форма обучения – очно-дистанционная . Для дистанционной реализации программы применяется плотформа Telegram . 5 1.2. Цель и задачи Программы Цель: формирование позитивного отношения обучающихся к службе в следственных органах, создание условий для правового и гражданского обучения и воспитания школьников. Задачи Обучающие: Формировать общее системное представление о следственной работе и криминалистике; Создавать условия для приобретения обучающимися знаний в области правового образования; Ознакомить обучающихся с назначением и структурой следственных органов; Способствовать приобретению общих знаний о возможностях и порядке использования современных технико-криминалистических методов и средств; Формировать умение работать в творческой группе. Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, логики, критического мышления; способствовать развитию самостоятельности при решении задач в процессе социально значимой деятельности (планирование предстоящих действий, применение полученных знаний); способствовать развитию публичного выступления; Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гражданственности, патриотизма; воспитывать умение объективно оценивать индивидуальный вклад в коллективную деятельность и проекты; воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за принятое решение; формировать культурологическое мировоззрение. Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего и старшего школьного возраста. В обучении активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности и патриотичности воспитанников. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте. Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта , в том числе и в игровых формах работы. 6 Характеристика возрастных особенностей обучающихся: Подрастковый возраст — от 13 до 17 лет. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, наступает кризисная ситуация, при которой сложно организовать взаимодействие детей и взрослых. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внешкольные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся интересна деятельность, которая служит активному самовыражению подростков и учитывает их интересы, привлекает возможность самим организовывать дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Формы занятий Программа предполагает использование различных форм занятий , таких как лекции, игры, практические занятия, экскурссии, тренинги. Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. В качестве методов обучения используются : объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, наглядный, практический. На занятии сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Методика проведения занятия предусматривает разнообразие и смену видов деятельности для более эффекктивного освоения программы с одной стороны, а также снижени усталости и напряженности – с другой. Алгоритм учебного занятия включает в себя следующие виды деятельности, образующие его структуру: - повторение ранее изученного материала, введение в изучение темы занятия - постановка проблемного вопроса и пути его разрешения - получение и обработка теоретических знаний базового уровня при помощи педагога - практическое применение знаний - рефлексия 7 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание учебного (тематического) плана Тема1. Вводное занятие. Образ современного детектива . Профессиональные стандарты. Теория. Ознакомление с Программой. Ознакомление с деятельностью правоохранительных органов, Следственного комитета. Структура Следственного комитета. Практика. Портрет современного детектива. Профессиональные стандарты. Тема2. История следствия в России. Понятие о преступлении, его элементах. Правовая основа деятельности следственных органов. Теория. Знакомство с историей предварительного следствия в России. Понятие преступности, преступлении и его элементах. Профессия следователя, его функции и обязанности. Тема 3. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Теория. Доказательства и доказывание. Понятие и виды доказательств. Способы получения доказательств. Практика. Решение практических ситуаций, связанных с практической сыскной деятельностью. Тема 4. Ситуационная игра «Осмотр места происшествия» Практика . Применение полученных знаний,тактических приемов и методических рекомендаций по осмотру места происшествия,сбору,исследованию и использованию доказательств. Тема 5. Основы криптографии: история и современность. Метод шифрования «Цезарь». Теория. Знакомство с понятием «криптография», основные методы шифрования. Практика. Обучение методу шифрования «Цезарь». Применение навыков шифрования и дешифрования на практике. Тема 6. Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. Практика. Прохождение заданий квест-игры «Сокровища Инков» . Тема 7. Оперативно-розыскная деятельность. Теория. Закон об оперативно-розыскной деятельности. Субъекты ОРД. Практика: Сравнительная характеристика ОРМ и следственных действий. Тема 8. Частная детективная деятельность. Теория. Правовая основа частной детективной деятельности. Практика. Проведение частных расследований с использованием полученных знаний. Тема 9. Криминалистика. Профессия криминалист. Теория. Понятие криминалистики. Практика. Просмотр фильма. Экскурсия в экспертно-криминалистический отдел . Тема 10. Юридическая психология. Память–уникальный источник информации. Теория. Память – уникальный источник информации. Свойства памяти. Психологические приемы работы с несовершеннолетними наследствии. Особенности работы с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми(обвиняемыми). Приемы и средства активации памяти. Практика.Упражнения по активации памяти. Составления фоторобота. Тема 11. Экспертные исследования в следственной практике: судебнаяэ кспертиза– мифы и реальность. Теория. Ознакомление с возможностями экспертных исследований. Основные виды 8 судебных экспертиз. Практика. Обучение и отработка навыков дактилоскопирования и трасологии, обнаружения и изъятия следов папиллярных узоров пальцев рук,следов ног и обуви. Тема 12. Логика и дедукция при решении «детективных» задач. Практика. Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления,его квалификация,логический поиск преступника. Развитие дедуктивного (логического) мышления у обучающихся. Тема13. Итоговое занятие . Маршрутная игра(квест)«Юный детектив». Практика. Организация и проведение маршрутной игры. Планируемые результаты освоения Программы Планируемым результатом обучения является: освоение как теоретических знаний, так и практических умений и навыков, а также формирование у обучающихся ключевых компетенций когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностно-смысловой, личностного самосовершенствования. В результате освоения Программыо обучающиеся будут знать: - историю развития предварительного следствия в России; - основные задачи и направления деятельности субъектов –участников раскрытия и расследования преступлений : - асоциальные явления и процессы: преступность, коррупция, уголовная ответственность, уголовное судопроизводство и пр.; - особенности уголовного права; -назначение науки криминалистики: предпосылки зарождения, историю развития, современные возможности; - основы криминалистической техники и тактики. будут уметь: - уместно и правильно применять полученные теоретические знания на практике; - анализировать следственные ситуации, выдвигать и проверять следственные версии; - обращаться с элементарными криминалистическими средствами; овладеют: - элементарными практическими навыками структурно – логического анализа следственных ситуаций; - элементарными практическими приемами и навыками проведения отдельных следственных действий (допроса, очной ставки, опознания, осмотра места происшествия); - элементарными практическими приемами и навыками получения криминалистически значимой информации: обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений, их исследования. 9 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2. 3. Вводное занятие. Образ современного детектива . Профессиональные стандарты. История следствия в России. Понятие о преступлении, его элементах. Правовая основа деятельности следственных органов. Доказательства и доказывание. Следственные действия. 2 1 2 2 14 5 4. Ситуационная игра «Осмотр места происшествия» 2 5. Основы криптографии: история и современность. Метод шифрования «Цезарь». 4 6. Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. Практика Теория 1. Всего 2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные детективы +» Количествочасов Названиеразделов/тем № Формы п/п аттестации / контроля 1 Опрос 9 2 1 12 Тестирование Текущий контроль. Выполнение практического задания Практическая работа. 3 Текущий контроль. Практическая работа. 12 Текущий контроль. Выполнение практического задания. Квест 7. Оперативно-розыскная деятельность 2 1 1 Тест 8. Частная детективная деятельность 4 1 3 Практическая работа 9. Криминалистика. Профессия криминалист. Следственные версии. Криминалистическая тактика. 4 1 3 10 Опрос 10. 11. 12. Юридическая психология. Память– уникальный источник информации Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. 4 1 3 12 6 6 Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. 8 13. Маршрутная игра «Юный детектив» Всего 8 Практическая работа Выполнение заданий на маршрутах 2 0 2 72 19 53 11 Выполнение упражнения Практическая работа 2.2.Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел /месяц август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель итогоВводное занятие. Образ 2 современного детектива . 1 Профессиональные стандарты. 1 История следствия в 2 России. Понятие о 2 преступлении, его элементах. Правовая основа деятельности следственных органов. Доказательства и доказывание. 4 10 Следственные действия. 2 3 2 7 Ситуационная игра «Осмотр 2 места происшествия» 2 Основы криптографии: 4 история и современность. 1 3 Метод шифрования «Цезарь». Развитие восприятия и 2 6 4 наблюдательности, внимания, познавательных интересов, 2 6 4 воображения и мышления. Оперативно-розыскная деятельность Частная детективная деятельность 2 1 1 2 1 1 2 2 май 2 1 1 2 2 - 14 5 9 2 2 4 1 3 12 12 2 1 1 4 1 3 Криминалистика. Профессия криминалист. Следственные версии. Криминалистическая тактика. Юридическая психология. Память– уникальный источник информации Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. Итоговое занятие .Маршрутная игра «Юный детектив» 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 2 2 4 1 3 8 4 4 2 2 12 6 6 6 6 8 8 2 2 2 2 - 2.3. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия по Программе проходят в аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами обучения, а также на специально подготовленных площадках (полигонах) ,участках местности. Для обеспечения учебного процесса необходимо задействовать специальные и иные подручные средства, предназначенные для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и демонстрации учебного материала Информационное обеспечение рабочие тетради; буклеты к занятиям; карточки с заданиями; памятки; бланки тестов; рекомендации; учебные видеофильмы. Кадровое обеспечение программы: Программа «Юный детектив +» реализуется педагогом, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства 2.4. Формы аттестации Виды контроля Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля: входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по Программе; текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы; успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ с начала детьми, затем педагогом; итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме маршрутной игры, позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения. Формы контроля опрос; выполнение упражнения ; выполнение практической работы; квест Виды контроля Вид контроля Цель проведения Время проведения Форма проведения Входной контроль определение уровня в начале года Опрос развития обучения обучающихся на (август) начальном этапе реализации образовательной программы 14 Текущий контроль определение степени усвоения обучающимися учебного материала, степень сформированности учебных навыков в течение учебного года: после изучения раздела Выполнение практических заданий. Промежуточный контроль определение степени усвоения обучающимися учебного материала, определение промежуточных результатов обучения В конце первого полугодия обучения и Квест-игра Итоговый контроль определение результатов обучения по итогам реализации образовательной программы в конце курса обучения (апрель) Маршрутная игра 15 2.5 Оценочные материалы Способом проверки результатов по итогам реализации Программы являются систематические педагогические наблюдения за обучающимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса к занятиям, уровень социальной активности; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др. Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивнозначимое изменение в мотивационной, когнитивной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Критерии оценивания промежуточной и итоговой аттестации: «неудовлетворительно» – правильно ответил на 4 и менее тестовых вопросов из 13 тестовых вопросов проводимой аттестации; «удовлетворительно» – правильно ответил на 5-6 тестовых вопросов из 13 тестовых вопросов проводимой аттестации; «хорошо» – правильно ответил на 7-10 тестовых вопросов из 13 тестовых вопросов проводимой аттестации; «отлично» – правильно ответил на 11-13 тестовых вопросов из 13 тестовых вопросов проводимой аттестации. Освоение практической части Программы оценивается по результатам выполнения Практикума по криминалистике https://disk.yandex.ru/i/QZ5wYvInYLjEWQ 2.6. Методические материалы Основные формы занятий по Программе определены как теоретические и практические, а также в форме интерактивной деятельности, показательных занятий специалистов. Программа имеет практико-ориентированный характер. в этой связи большее количество занятий – практические. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и инструментов, дидактическое обеспечение учебного занятия, актуализацию правил техники безопасности при каждом виде деятельности (особенно при проведении вне аудиторных занятий, занятий с криминалистической техникой).Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о содержании и особенностях организации предстоящей деятельности, обеспечивает понимание обучающимися приемов и средств, используемых для достижения цели расследования преступления, введение в оборот специальных терминов. Практическая часть занятия может включать в себя самостоятельное индивидуальное или групповое решение прикладной задачи, дающей «ключ» к следующему этапу расследования, отработку полученных навыков, выполнение заданий преподавателя. В ходе выполнения самостоятельных заданий обучающиеся должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к соблюдению алгоритма деятельности, аккуратности при отработке полученных навыков, прогнозировать результат своей деятельности, используя полученную в теоретической части занятия информацию. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает систематическое повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность «линейному», последовательному изложению материала в Программе, что способствует лучшему ее усвоению. Применение указанных методов позволяет закреплять полученные теоретические знания, а моделирование ситуаций в процессе изучения и повторения пройденного выявляет проблемы правоприменения, требующие своего разрешения. Освоение теоретических знаний является основой для получения практических занятий. Деятельностный характер организации занятий позволяет осваивать специальныек омпетенции в области расследования преступлений. Теоретическая часть занятий по теме «Криминалистика» строится на «Курсе лекций по криминалистеке» https://disk.yandex.ru/i/aDTknO1xksqHWA , 16 «Криминалистике, Все ответы». https://disk.yandex.ru/i/gbLkdLFcbgczRg , «Основам криминалистики» https://disk.yandex.ru/i/4X7aUMjety47sg , а также имеющимся обучающим видеофильмам : «Теория криминалистики» https://disk.yandex.ru/i/fzrfbv0E6kBA3w , «Дактилоскопирование» https://disk.yandex.ru/i/JfsW7PfQibn_8g , «Действия СОГ при ОМП» https://disk.yandex.ru/i/7kMQhgZgqiPnMA , «Криминалистическое исследование документа» https://disk.yandex.ru/i/a_K_Z2ADawYL2A , «Генетика и криминалистика» https://disk.yandex.ru/i/_0sn95viyJmHXA «Габитоскопия» https://disk.yandex.ru/i/28G1sV7bb2AyXQ На практических занятиях выполняются задания «Практикума по криминалисте» https://disk.yandex.ru/i/QZ5wYvInYLjEWQ Материалы к изучению темы «Доказательства и доказывание. Следственные действия» : «Доказательства и доказывание» https://disk.yandex.ru/i/YKBzBHIH7EvZOw ; «Участие психолога в следственных мероприятиях» https://disk.yandex.ru/i/NdlmnpbX8BYK2w Материалы к изучению по теме «Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления»: «Лучшие задания на логику» https://disk.yandex.ru/i/DnBxJXIwt0cARQ 2.7. Календарный план воспитательной работы № пп Название мероприятия, события 1 День открытых дверей 2 Размещении информации по общим вопросам и вопросам реализации Программы. 3 Ознакомление со служебным оружияем, спецсредствами, используемыми сотрудниками правоохранительных органов. Сроки проведения Сентябрь В течении реализации Программы 4 Ноябрь 5 6 7 8 Форма проведения экскурсия Ведение чата в Телеграмм «Юные детективы+» Экскурссия в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области (питомник служебных собак) «Не имей сто рублей, а имей Мастер-классы 100 друзей» «Интеллектум» Квиз-игра с родителями «Сделай сам» Мастер-классы Ура, каникулы. Выезд в театр г.Братск Георгиеская ленточка Акция Формы работы с родителями: ∙ родительские собрания; ∙ индивидуальные и групповые беседы; ∙ анкетирование, тестирование; ∙ участие родителей в коллективных делах объединения 17 Сентябрь Январь Февраль Март Май СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые документы 1. Конституция РФ (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). 2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) 3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) 4. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144ФЗ (последняя редакция) 5. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 (последняя редакция) Список литературы Корчагин А. А. Производство следственных действий: учебное пособие / А. А. Корчагин. – СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2021. – 185 с. https://disk.yandex.ru/i/1a__dDPXQStUZQ Ищенко Е.П. Криминалистика: Курс лекций. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; АСТ-МОСКВА, 2007. — 416 с. Основы криминалистики для кадетских классов: учебное пособие / Н.П. Майлис, С.М. Колотушкин, О.В. Кузовлева и др., под ред. Т.Ф. Моисеевой. — М: РГУП, 2021. — 232 с. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций / Под ред. В.В. Серегина. – Санкт-Петербург: МВД России, НПСЭП, 2015. – 229 с. https://disk.yandex.ru/i/snosSBDDvY71sg Трасология и трасологическая экспертиза. Учебник / Кантор И. В. (отв. редактор), Ярмак В. А., Жигалов Н. Ю., Смольяков П. П. (отв. секретарь).— М: ВА ИМЦ ГУК МВД России, 2002.— 376 с.https://disk.yandex.ru/i/mZMQ4GvVw5QVwg Право: практикум для кадетских классов / Лунина Н.Н. и др.; под ред. А.И. Стахова. — М.: РГУП, 2023. — 188 с. Социальный тренинг для подростков и молодежи «Взрослые шаги». Руководство для ведущих групп. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2013. 92 с. https://disk.yandex.ru/i/SE8gbEJwa5FXGw Список литературы, рекомендованной обучающимся 1. Бастрыкин А.И. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений:науч.-практическое пособие-СПб:Юридический центр Пресс, 2010. 2. Зинин А.М., Подволоцкий И.Н. Габитоскопия. Учебное пособие. М.:Юрлитинформ,2006. https://disk.yandex.ru/i/k9uNHQ-r677C7w 3. Криминалистика. Учебник. В 2-х т. / Под ред. А.И. Бастрыкина / Т.Аверьянова,И.Александров,А.Бастрыкинидр.-М.;Экзамен,2014. 4. Словарь по криминалистике: 1250 терминов и определений / Багмет, АнатолийМихайлович[идр.].- М.:Юнити-Дана.2015. 5. Детективный квест. Сокровища города Инков. ООО «Издательство «Эксмо», , издание на рускком языке, 2021, перевод Гахаев Б.С. 6. Михаил Абрамович Гершензон Головоломки профессора Головоломки. Сборник загадок, фокусов и занимательных задач 7. Лучшие головоломки и занимательные задачи Я. Перельмана / Я. И. Перельман. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 159с. 18 Приложение Календарный учебный график (тематический план) к программе «Юный детектив +» на 2024 -2025 учебный год возраст обучающихся: 13- 17 лет группа №1 педагог ДО Горохова Ирина Александровна № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 дата 1 группа Название раздела; темы раздела; темы занятия. Объём часов Форма занятия 05.08.2024 Вводное занятие ( заполнение анкет, инструктаж по ТБ) Образ современного детектива. Профессиональные стандарты. 12.08.2024 История следствия в России. Понятие о преступлении, его элементах. Правовая основа деятельности следственных органов 2 Теоретически-практическое Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Доказательства и доказывание. Следственные действия. Ситуационная игра «Осмотр места происшествия» Основы криптографии: история и современность. Метод шифрования «Цезарь». 21.10.2024 Основы криптографии: история и современность. Метод шифрования «Цезарь». Другие способы шифрования. Тайнопись. 28.10.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19.08.2024 26.08.2024 02.09.2024 09.09.2024 16.09.2024 23.09.2024 30.09.2024 07.10.2024 14.10.2024 2 Теоретически – практическое. Теоретически – практическое. Теоретически - практическое Теоретически – практическое. Теоретически – практическое. Теоретически – практическое. Практическое Практическое Практическое Теоретически – практическое. 2 Практическое 2 Практическое 14 11.11.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 2 Практическое 15 18.11.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 2 Практическое 16 25.11.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 02.12.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 09.12.2024 Развитие восприятия и наблюдательности, внимания, познавательных интересов, воображения и мышления. 2 Практическое Оперативно-розыскная деятельность Частная детективная деятельность Частная детективная деятельность Криминалистика. Профессия криминалист. Следственные версии. Криминалистическая тактика. Юридическая психология. Память – уникальный источник информации 10.02.2025 Юридическая психология. Память– уникальный источник информации. Составление фоторобота по словесному описанию. 17.02.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Дактилоскопирование. Составление «Банка данных» отпечатков пальцев. Проведение сравнительного анализа. 24.02.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Микроследы. Индивидуальные анатомические показатели. Одорологическая экспертиза. Фоноскопия. 2 2 2 2 2 2 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 16.12.2024 23.12.2024 13.01.2025 20.01.2025 27.01.2025 03.02.2025 2 Практическое 2 Практическое Теоретически – практическое. Теоретически – практическое. Практическое Теоретически – практическое. Практическое Теоретически – практическое. 2 Практическое 2 Теоретически – практическое. 2 Теоретически – практическое. 03.03.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Следы рук. Поиск и сохранение отпечатков пальцев. 10.03.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Следы ног и обуви. Следы шин автомобиля .Поиск и сохранение. 17.03.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Следы зубов, губ и ногтей человека 24.03.2025 Экспертные исследования в следственной практике: судебная экспертиза – мифы и реальность. Анализ состава чернил, бумаги и других средств, используемых для составления документов. Экспертиза почерка. 31.03.2025 Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. 2 Теоретически – практическое. 33 07.04.2025 Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. 2 Практическое 34 14.04.2025 Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. 2 Практическое 35 21.04.2025 Решение «детективных» задач, обнаружение события преступления, его квалификация, логический поиск преступника. 28.04.2025 Маршрутная игра «Юный детектив». Маршрутная игра «Юный детектив». 2 Практическое 28 29 30 31 32 36 2 Теоретически – практическое. 2 Теоретически – практическое. 2 Теоретически – практическое. 2 Практическое 2 Практическое Приложение 2 Примеры тестовых вопросов для промежуточной и итоговой аттестации При ответе на тестовые вопросы необходимо выбрать все правильные ответы. Возможен как один, так и несколько правильных ответов. Все ответы не могут быть правильными. 1. Предмет криминалистики составляют закономерности: а) механизма преступления б) возникновения информации о преступлении и его участниках в) собирания, исследования, оценки и использования доказательств 17 г) формирования и изменения свойств объектов в связи с расследуемым событием Правильный ответ: а, б, в. 2. Трасологическое исследование дорожки следов не позволяет установить: а) направление движения б) темп передвижения в) состояние человека г) уровень образования человека Правильный ответ: а, б, в. 3. Какие следственные действия нельзя проводить до возбуждения уголовного дела? а) допрос б) осмотр места происшествия в) освидетельствование г) судебная экспертиза Правильный ответ: а. 4. Может ли одна и та же служебная собака применяться по большому количеству видов служб (розыскная службы, поиск наркотиков, поиск трупов и т.д.). а) да б) да, если хорошо кормить в) да, если долго тренировать г) нет Правильный ответ: г. 5. Какой из представленных вариантов можно отнести к официальному документу? а) фотография Гришаковой Е.В. из семейного архива б) письмо гражданина Иванова И.И. своему другу Тополеву П.А. в) вексель Банка «Тинькофф» г) упаковка офисного принтера Правильный ответ: в. 6. Укажите, какой тактический приём применил следователь, если он стал расспрашивать подозреваемого о его хобби. а) убеждение в неправильности занятой позиции б) воздействие на положительные стороны допрашиваемого 22 в) косвенный допрос г) форсирование темпа допроса Правильный ответ: б. 18 7. Криминалистический чемодан это: а) мобильный криминалистический набор, предназначенный для осмотра места происшествия, и укомплектованный техническими средствами для фиксации обстановки места происшествия, выявления, изъятия и упаковки следов и других вещественных доказательств, проведения предварительных исследований на месте происшествия б) автомобиль, специально оборудованный криминалистическими средствами для осмотра места происшествия в) мобильный набор для оказания первой помощи г) набор лабораторного оборудования и расходных материалов для проведения исследований в стационарных условиях Правильный ответ: а. 8. Криминалистика, как и любая другая наука, имеет свою систему и понятийный аппарат. Укажите, что составляет систему криминалистики, как науки о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений. а) криминалистическая техника, криминалистическая экспертиза, криминалистическая тактика, криминалистическая методика б) частные криминалистические теории, криминалистическая техника, организация расследования преступлений, криминалистическая тактика в) общая теория криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика г) методологические основы криминалистики, криминалистическая техника, организация расследования преступлений, криминалистическая методика Правильный ответ: в. 9. При осмотре места происшествия по факту кражи из квартиры установлено, что из шкатулки пропали драгоценности. По словам хозяина квартиры, шкатулка стоит во время осмотра не на том месте, на котором она обычно находится. Какие следы, оставленные преступником на шкатулке, помогут его идентифицировать? а) загрязнения б) следы рук в) следы обуви г) волокна Правильный ответ: б, г. 10. Проведение исследования в условиях «слепого опыта» обеспечивается тем, что: а) собаке-детектору завязывают глаза б) экспертам завязывают глаза в) эксперт управляющей собакой-детектором не информируется о порядке 23 размещения запаховых проб в сравнительном ряду Правильный ответ: в. 11. При производстве такого следственного действия, как допрос, необходимо ведение протокола допроса. Укажите, как следует вести протокол допроса на очной ставке. Выберите один правильный ответ. а) сколько допрашиваемых, столько и протоколов, показания каждого из них фиксируются отдельно б) если показания допрашиваемых совпадают, ведется один протокол, если различаются – по количеству допрашиваемых в) ведется один общий протокол допроса на очной ставке г) протокол ведется в видеоформате, бумажный носитель не используется Правильный ответ: в. 12. Криминалистический чемодан «Калибр» предназначен для осмотра места преступлений, совершённых с применением огнестрельного оружия; обнаружения, фиксации и изъятия объектов и фиксации следов для последующего проведения баллистических и трасологических экспертиз и исследований. При обнаружении на месте происшествия пистолета со следами рук необходимо не только правильно осуществить фиксацию, но и правильно упаковать этот объект для дальнейших исследований. Укажите правильные действия криминалиста в данном случае при упаковке (изъятии) пистолета. а) объект не упаковывается; допускается его дальнейшая перевозка в криминалистическом чемодане б) пистолет оборачивают тканью в) пистолет герметично упаковывают в полимерный пакет г) пистолет помещается в картонную коробку и закрепляется при помощи пластиковых хомутов Правильный ответ: г. 13. Метод оценки совпадений частных признаков почерка в смешанных буквенных и цифровых записях применяется на таких объектах как: а) краткие записи б) тексты большого объема в) цифровые записи г) подписи 24 Приложение 3 Как снять отпечатки пальцев с предметов Как снять отпечатки пальцев в домашних условиях Простым карандашом заштрихуйте лист бумаги. Потрите подушечкой того пальца , с которого требуется отпечаток , заштрихованную область листа. Отпечаток пальца должен быть хорошо выделен. Аккуратно зафиксируйте кусочек скотча липкой стороной на подушечке пальца . Как сделать порошок для дактилоскопии? Смешайте ¼ стакана кукурузного крахмала с ¼ стакана детской присыпки вместо копоти. Графитовый порошок , который вы можете найти в секции для ключей в большинстве строительных магазинов, также можно смешать с кукурузным порошком или детской присыпкой в одинаковых пропорциях, чтобы сделать дактилоскопический порошок Вариантов, как снять отпечатки пальцев дома, много. Можно использовать многие варианты, что под руку попадаются. Так, например, отличным решением станет порошок – пудра крайне удобна для получения четкого следа. Для такого варианта потребуются: простой карандаш; нож или лезвие; чистый лист бумаги. Для приготовления оптимального средства для снятия отпечатков пальцев дома вам потребуется обычный простой карандаш, который есть у каждого школьника. Из него надо добыть грифель и хорошенько растолочь. Причем важно понимать, что толочь следует максимально мелко, иначе качество отпечатков пострадает. Дальше останется взять поверхность, можно просто лист бумаги, приложить к нему палец, а дальше экспериментировать – посыпьте место нажатия пудрой из карандаша. Потом смахните или сдуйте. А на кожном жире задержатся частички грифеля. Тальк или иной порошок Можно использовать для снятия отпечатков пальцев легкий порошок типа талька. Как вариант, подойдет и обычная женская пудра. Его следует зачерпнуть немного мягкой кисточкой, после аккуратно провести по месту оставленного отпечатка. После надо взять прозрачную липкую ленту и приклеить поверх отпечатка. Затем все следует аккуратно снять, а на пленочке останется ровный рисунок. Сначала следует хорошенько протереть стекло сканирующего аппарата, чтобы оно было идеально чистым. Затем поставьте на него пальцы рук, чтобы остались отпечатки – их будет хорошо видно на отполированном зеркале. Дальше вместо крышки положите на отпечатки обычное косметическое зеркало и поставьте на скан. По итогу выйдет очень аккуратный и хорошо различимый отпечаток. Крем для чистки обуви обычный крем для очищения и покраски обуви; обычную поролоновую губку; чистый лист. Сегодня многие кремы как раз продаются с губкой в комплекте. Обмакните ее в крем, разотрите между мальцев, аккуратно заходя по бокам в том числе. После приложите палце к бумаге, нажмите, но не сильно и прокатайте. Аккуратно двигайте им из стороны в сторону. На бумаге останется довольно четкий след. Откуда брать следы Как отмечают специалисты, лучше всего снимать отпечатки пальцев в домашних условиях с различных гладких глянцевых поверхностей. На них они остаются максимально четкими, и их заметно невооруженным глазом. Стоит еще и внимательно оценивать цвет поверхности. Если мы работаем с чем-то темным, то следует использовать светлые порошки. При работе со светлыми поверхностями наилучшим решением окажутся темные порошки. Если вы хотите полностью убрать отпечатки пальцев с поверхностей, на которых наоставляли их, придется потрудиться. Ведь даже мытье посуду или протирание пыли с поверхностей, где задержались ваши отпечатки, не поможет. Специалисты 25 утверждают, что после мытья посуды, например, отпечатки все равно останутся, они будут деформированы, но до конца не удалены. Из всего вышесказанного следует вывод, что: Снять отпечатки в домашних условиях или подручными средствами не так сложно. Для процедуры потребуются скотч, разного рода порошки и присыпки.. Не существует двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Даже у однояйцевых близнецов наблюдаются небольшие отличия в отпечатках, что делает каждый из них уникальным. Когда человек касается стекла или других твердых поверхностей, он оставляет на них отпечатки. Если вы сделаете собственный дактилоскопический порошок, вы сможете с легкостью собрать эти отпечатки с твердой поверхности и изучить их. 26