ДОП РДП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 139-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Районный детский парламент»
возраст обучающихся: 12 - 17 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы - ознакомительный

Автор-составитель:
Кудаева Евгения Викторовна,
педагог дополнительного образования,
Горохова Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2024 г

Содержание
Титульный лист программы

1

1. Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

8

Комплекс основных характеристик образования

8

Содержание программы

8

Планируемые результаты

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий

15

Учебный план

15

Календарный учебный график

18

Оценочные материалы

19

Формы и виды контроля

19

Методические материалы

21

План воспитательной работы с обучающимися

24

План работы с родителями

24

3. Иные компоненты

25

Условия реализации программы

25

Список литературы

26

Приложение 1. Календарный учебно- тематический план дополнительной
общеразвивающей программы

28

Приложение 2. Оценочный лист

31

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Районный детский
парламент» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. №309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018г. №16);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в РФ до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра
Братского района №579 от 18.08.2020г.);
- Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ
ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» №10-о от «12» января 2021г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
и плана мероприятий по ее реализации, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области
(составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.)
3

Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Районный детский
парламент» относится к социально-гуманитарной направленности.
Отличительные особенности
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Районный детский парламент» состоит в том,
что программа реализуется в учебный период, что позволяет создать единое
поле общения и взаимодействия представителей различных общественных
объединений города и муниципального района, разработать досуговые
программы, которые могут быть реализованы в учебное время в
общеобразовательных организациях.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
является комплексной, интегрированной программой, решающей задачи
обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного
образования подростков; наращивание у них лидерского и творческого
потенциала, умений и навыков, необходимых для активного участия в
деятельности детских общественных объединений. Программа имеет базовый
уровень сложности. В период обучения обучающиеся изучают себя, свои
способности, включаются в разнообразную деятельность, направленную на
достижение поставленной цели и решение задач, анализируют себя и
проделанную работу, получают навыки организаторской работы. Каждый из
обучающихся объединения выбирает приоритетное направление дальнейшей
деятельности.
Актуальность программы
Социально-педагогические обучающие программы для активистов
школьного движения становятся всё более значимыми в системе
дополнительного образования. Поэтому необходимо предложить такой
вариант проведения досуга, при котором активисты, лидеры детских
коллективов, могли бы не только научиться, но и воплотить свои
собственные планы, обнаружить у себя нераскрытые способности,
реализовать свои индивидуальные интересы, приобщиться к социальнокультурным ценностям.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в
подростковом возрасте на основе опыта, приобретенного в школе, семье,
социальной среде. Для того, чтобы дети смогли эффективно пользоваться
своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности
необходимо помочь им в достижениях такого уровня социальной зрелости,
который определит их потребность в развитии лидерских качеств, поможет
осознать необходимость активной жизненной позиции. Решение этой задачи
возможно через систему детских общественных и творческих объединений,
когда подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя
4

ответственность за решение задач экономического, политического
культурологического характера.
Подростки должны научиться принимать и самостоятельные решения,
и выполнять новые задачи, убеждать, уметь отстаивать свою точку зрения,
уметь координировать действия других, заинтересовывать их. Активное
участие в создании самими детьми будущего гражданского сообщества стало
сегодня настоятельной потребностью.
Важно осознать, что сегодняшние подростки – это завтрашние лидеры
общества. Как известно, лидерами не рождаются – ими становятся.
Если согласиться с этой мыслью, то нужно также принять и то, что
подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школьном возрасте.
Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут
помочь обучающимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей
детской организации, жизни своего города и села.
Программа разработана с учетом психологических особенностей
среднего и старшего школьного возраста. Правильно организованное
воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие
личности. В обучении активно используется культурологический материал,
направленный на формирование нравственности и патриотичности
воспитанников. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с
актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе
формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной
самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя различные формы работы, что
способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный
процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет
приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых
формах работы.
Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в
интерактивной форме и включают в себя социально-психологические
тренинги, ролевые игры, дискуссии, проектирование. Исключительное
значение в программе отдается групповым формам работы, позволяющим
ребятам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и
навыки:
 тренинги общения как вид групповой работы;
 дискуссии;
 упражнения на взаимодействие в группах;
 диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние;
 деловые игры;
 игры, способные поднять творческую активность, пробудить
фантазию и развить собранность внимания;
Отличительные особенности программы, новизна
В качестве отличительных особенностей данной программы можно
выделить следующее: программа «Районный детский парламент» дает
5

обучающимся знания и умения, необходимые для успешной социализации и
конкурентоспособности в обществе. Обучение по данной программе
рассчитано на 1 год и представляет собой систему взаимосвязанных
творческих заданий, деловых игр и тренингов. Проводятся обсуждения и
дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки
руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора,
спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить
решения в группе.
Обучающийся получает поддержку и уважение сверстников, имеет
возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной
жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей,
оказавшихся в трудной ситуации.
Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям:
правовое, лидерское, основы организаторской работы, творческое, а также
включает социальное проектирование.
Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме
круглого стола, игры, тренинга, встреч с интересными людьми, что создает
наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия
материала.
У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере
отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной
обстановке апробировать определенные роли.
Адресат программы
Возраст обучающихся 12-17 лет. Группы комплектуются в составе 1215 человек, без учёта уровня развития ребёнка и его способностей.
Этот возраст называют подростковым и юношеским. Он охватывает
средний школьный возраст — 12-15 лет и старший школьный возраст — 1617 лет.
Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность
подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие
все стороны развития личности, а именно:
- стремление к общению со сверстниками и появление в поведении
признаков,
свидетельствующих
о
желании
утвердить
свою
самостоятельность, независимость, личную автономию;
- осознание телесности: желание физического риска;
- психомоторное развитие: способность контроля экспрессии и умение
экспрессивно выражать свои чувства, действия;
- социализация: чувство взрослости, личностное общение со
сверстниками, группировки, внеучебная деятельность;
-эмоциональная сфера: формирование социальных чувств и
самоотношения;
- мотивация к самопознанию: «Кто я?»;
- воля: дисциплинированность, стремление к волевому преодолению;
6

- познавательная сфера: интерес к собственной личности,
самопознание;
речевая деятельность: подростковый сленг, вязкость, ригидность
дискуссий, споров, подражание взрослым;
- «Я – образ»: Я → сверстник (самопознание себя путем сравнения
себя и сверстника);
- деятельность: личностно-эмоциональное общение со сверстниками.
Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте
происходит интенсивное физиологическое и психическое развитие. Особое
значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание,
основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается
диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности
в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и
усложнением общения со взрослыми.
В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью
и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому
пониманию своего места в жизни.
Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого
развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и
развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в
противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит
на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки
и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие
шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов
каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Принципы комплектования групп:
Группы формируются по возрастам, по желанию родителей/ по
времени подачи заявления / с учётом равномерного распределения девочек и
мальчиков/ в количестве до 12-15 человек в каждой группе. Состав группы
постоянный в течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся
На обучение принимаются дети возраста 12-17 лет, без учёта уровня
развития ребёнка и его способностей.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Районный детский
парламент» рассчитана на 1 год, 9 месяцев обучения, 36 недель, 72 часа.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
При необходимости - в дистанционной форме с использованием
образовательных платформ: Zoom, Viber, Телеграм, Яндекс.Формы.
7

Использование мессенджеров Viber, Телеграм позволяют создать
группу из обучающихся, в которой можно размещать лекционный,
дидактический и методический материал по темам, фото и видеофайлы,
презентации. Результаты практических работ, обучающиеся могут направить
в виде фотографии в группу либо в личное сообщение педагогу.
Режим занятий
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Районный
детский парламент» предполагает 72 часа в год – 1 раз в неделю по 2
учебных часа продолжительностью 45 минут, перерыв между занятиями 1015 минут.
Уровень обучения – ознакомительный
Цель программы: формирование организационно-управленческой и
гражданской компетентностей обучающихся, посредством вовлечения их в
активную социально-значимую деятельность.
Задачи:
образовательные:
- способствовать формированию лидерских качеств, навыков
организации и умений руководить, владеть психологической и
коммуникативной культурой, способностью к рефлексии;
развивающие:
- способствовать развитию аналитического и критического мышления,
самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и
интеллектуальных способностей;
- содействовать формированию эмоциональной устойчивости в
сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; самокритичного
отношения к себе;
воспитательные:
- создать условия для нравственного становления обучающихся,
мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического
самоуправления, создание благоприятного психологического климата.
Объем программы
– общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы всего: 72 часа.
Содержание программы
Раздел 1: Введение в образовательную программу (2 часа).
Тема: 1.1. Вводное занятие.
8

Теория: ознакомление с программой, темами, расписанием. Знакомство
с группой. Правила техники безопасности.
Практика: анкетирование-опрос на тему: «Знаешь ли ты свои права и
обязанности»; игры-знакомство «Волшебные картинки», «Построение»,
паззл.
Форма контроля: опрос.
Раздел 2: Основы школьного самоуправления (8 часов).
Тема: 2.1. Школьное самоуправление.
Теория: Лекция. Школьного самоуправления: понятие, правовая
основа.
Практика: интерактивная беседа, игровые тренинги.
Тема: 2.2. Этапы развития самоуправления.
Теория: Лекция. Этапы развития школьного самоуправления.
Практика: Составление кластера
Тема: 2.3. Структура школьного самоуправления
Теория: Лекция. Структура школьного самоуправления.
Практика: формирование актива.
Тема: 2.4. Отличия школьного самоуправления от детских
общественных объединений.
Теория: Лекция. Отличия школьного самоуправления от детских
общественных объединений.
Практика: Формирование проблемного вопроса. Проблемы школьного
самоуправления.
Раздел 3: «Основы лидерства» - (16 часов).
Тема: 3.1. Лидер. Основные качества лидера.
Теория: Лекция. Формальный и неформальный лидер. Типы лидеров.
Имидж делового лидера. Роль делового лидера в команде.
Практика: Практикумы «Чемодан лидера», «Кто я», «Голосуй за меня».
Тема: 3.2. Имидж делового лидера.
Теория: Лекция. Этикет лидера.
Практика: Деловая игра.
Тема: 3.3. Портфолио лидера.
Лекция. Понятие «портфолио». Содержание и структура документа.
Требования к портфолио.
Практика: Игры на взаимодействие «Подготовка своего портфолио.
Тема: 3.4 «Познай себя».
9

Теория: Лекция. Готовность стать лидером. Понятие «стиль работы
лидера».
Практика: Ролевая игра «Кто я»?
Тема: 3.5. «Воспитай в себе лидера».
Теория: Лекция. Понятие «личность». Управление личным временем и
деятельностью.
Практика: Игровой тренинг, работа с методической и справочной
литературой.
Тема: 3.6. Общение - составляющая успеха работы лидера.
Теория: Лекция. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции
общения. Способы эффективного общения. Эмоции-составляющая успеха
лидера. Развитие умений управлять своими эмоциями.
Практика: практическая работа в группах, игры на взаимодействие и
сплочение команды, Тест «Общительный ли я человек».
Тема: 3.7. Культура речи
Теория: Лекция. Основы культуры речи.
Практика: индивидуальная работа с литературными текстами.
Тема: 3.8. Мышление. Внимательность. Память.
Теория:
Лекция.
Зависимость
учебной
деятельности
от
самоорганизации. Хорошая память – залог успешной работы.
Практика: Индивидуальные тренинги, развивающие наблюдательность
и зрительную память.
Формы контроля: тестирование.
Раздел 4: «Основы организаторской работы» (16 часов).
Тема: 4.1. Особенности организаторской работы.
Теория: Лекция. Принципы организаторской работы. Организаторская
техника как средство успешной работы. Понятие «стиль работы лидера», его
виды совокупность способов достижения цели.
Практика: деловая игра «Распределение ролей».
Тема: 4.2. Основные приемы формирования команды. Признаки
хорошей команды.
Теория: Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды
групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры
коллектива, их взаимодействие. Способы взаимодействия в команде.
Условия для эффективной работы в команде.
Практика: Игры упражнения на сплочение и командообразование: «Без
командира», «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня»;
Создание алгоритма создания сильной команды.
10

Тема: 4.3. Метод «Мозгового штурма».
Теория: Понятие «Метод мозгового штурма». Основные этапы
мозгового штурма и правила его построения. Отбор, систематизация и
оценка идей
Практика: игровой тренинг.
Тема: 4.4. Конфликт и его сущность. Умение спорить или спорное
умение.
Теория: Понятие конфликта. Причины, виды конфликтов. Стратегия
эффективного разрешения конфликта. Методика организации собраний,
диспутов.
Практика: разбор и анализ конфликтных ситуаций.
Тема: 4.5. Роль планирования в работе лидера.
Теория: Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем.
Практика: ролевая игра.
Тема: 4.6. Организация коллективно- творческих дел (КТД).
Теория: КТД. Виды КТД. Методика организации и проведения КТД.
Практика: Работа над ролью-заданием, проведение коллективнотворческого дела, разработка своего КТД по стадиям.
Тема: 4.7. Копилка лидера.
Теория: Лекция. Игровые методы и их назначение для эффективного
управления группой.
Практика: разучивание новых игр, знакомство с методикой их
проведения.
Тема: 4.8. Акция.
Теория: Виды акций. Этапы проведения акции. Как сформулировать
цели и задачи акции.
Практика: просмотр и обсуждение презентаций; создание алгоритма
акций.
Раздел: 5: Основы права (10 часов).
Тема: 5.1. Право и права.
Теория: Что такое право. Человек и его права. Основные категории
прав человека.
Практика: просмотр и обсуждение видеоролика, игровой тренинг.
Тема: 5.2. Зачем нам нужен закон?
Теория: Закон один на всех. Роль права в жизни человека и общества
Практика: интерактивная беседа «Право и мораль».
11

Тема: 5.3. Права школьников - миф или реальность.
Теория: Правовой статус несовершеннолетнего.
Практика: разбор ситуаций «Права школьников - миф или реальность».
Составление буклетов «Наши права».
Тема: 5.4. Правонарушения. Ответственность. Виды ответственности.
Теория: что такое вина? Что такое ответственность? Виды
ответственности.
Практика: самостоятельная работа, работа в парах, просмотр и
обсуждение видеоролика.
Формы контроля: контрольные вопросы.
Тема: 5.5. Правовая культура.
Теория: Основы ведения делопроизводства.
Практика: оформление документов.
Раздел 6: Основы проектирования (18 часов).
Тема: 6.1. Проект. Виды проектов. Понятие «проектная идея».
Теория: Понятие проекта. Основные требования к созданию проекта.
Основные этапы создания социального проекта. Знакомство с основными
способами решения проблем. Идея проекта.
Тема: 6.2. Проектная команда-команда единомышленников.
Теория: Создание команды единомышленников. Обязанности членов
команды.
Тема: 6.3. Тема проекта. Цели и задачи проекта, их реалистичность.
Теория: Лекция. Как сформулировать тему проекта. Понятие цели и
задачи. Как правильно сформулировать цель и задачи проекта.
Практика: Разбор ситуаций - работа в командах.
Тема: 6.4. Этапы работы над проектом.
Теория: Выбор темы, изучение литературных источников,
формулировка гипотезы исследования, проведение экспериментов,
обсуждение результатов и формулировка выводов, оформление работы,
подготовка доклада и презентации.
Практика: примеры презентаций социальных проектов.
Тема: 6.5. Социологические исследования.
Теория: Лекция. Роль социологических исследований в создании
проекта. Виды исследований.
Тема: 6.6. Анкетирование, как один из способов исследования.
12

Теория: знакомство с правилами составления анкет.
Практика: работа в парах, команде.
Тема: 6.7. Партнеры и спонсоры проекта. Необходимые ресурсы.
Теория: Роль партнеров в создании и реализации проекта. Кто может
стать партнером. План работы с партнерами. Как составить смету расходов.
Практика: Ролевая игра, интерактивная беседа, игровой тренинг.
Составление образца сметы по заданному проекту, интерактивная беседа.
Тема: 6.8. Реализация проекта.
Теория: Руководство проектом и командой, координация действий,
эффективное распределение ресурсов, управление сроками, распределение
обязанностей, отслеживание прогресса и адаптирование к изменениям или
непредвиденным обстоятельствам.
Практика: оформление результатов реализации проекта.
Тема 6.9. Примерные критерии оценивания социальных проектов
учащихся.
Теория: Критерии оценивания. Роль самостоятельной поисковопознавательной деятельности обучающегося.
Практика: Анализ аспектов оценки.
Раздел 7: Аттестация (2 часа).
Практика: Промежуточная аттестация проводится
тестирования и защиты проектных творческих идей.

в

форме

Планируемые результаты
Личностные:
 развитие лидерских качеств;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
 уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания и
сопереживания;
 компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
 овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД):
 сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для
решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
 находить необходимую для выполнения работы информацию в
различных источниках; анализировать предлагаемую информацию
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в
собственной деятельности;
13

 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и
умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую
форму;
 удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности,
интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей
знания о данной предметной области;
 удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности,
интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей
знания о данной предметной области.
Регулятивные УУД:
 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои
действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи
между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать
действия, необходимые для получения планируемых результатов;
 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировку хода практической работы;
 самостоятельно ставить новые задачи, контролировать и оценивать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её
реализации;
 формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных
способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт
умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные УУД:
 организовывать совместную работу в паре или группе, распределять
роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; определять
цели, взаимодействовать и работать в группе;
 формулировать собственное мнение и варианты решения,
аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей,
учитывать их при организации собственной деятельности и совместной
работы;
 проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих
товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их
достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и
пожелания.
 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь
на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
 формирование представлений об организаторской деятельности;
 понимание основных качеств лидера;
 осознание значимости изучаемого материала;
 приобретение начального опыта разрешения конфликтов,
эмоциональной саморегуляции;
14

 освоение методики работы над коллективно творческим делом;

развитие
навыков
управления
эмоциями,
самооценки,
коммуникативного взаимодействия;
 овладение практическими умениями создавать и реализовывать
социальный проект;
 приобретение навыков самостоятельности и совместной работы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Районный детский парламент»
№
п/п

Наименование
разделов, тем

Количество часов

Всего
1.

Раздел 1. Введение
в
образовательную
программу

1.1. Вводное занятие
2.

2.1.
2.2.
2.3.

2.4.

3.
3.1.

Раздел 2. Основы
школьного
самоуправления
Школьное
самоуправление
Этапы развития
самоуправления
Структура
школьного
самоуправления
Отличия школьного
самоуправления от
детских
объединений
Раздел 3. Основы
лидерства
Лидер. Основные
качества лидера.

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации/
контроля

Теория Практика

2

1

1

2

2

2

8

4

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

16

7

9

2

1

1

15

опрос

зачет

тестирование

3.2. Имидж делового
лидера
3.3. Портфолио лидера
3.4. «Познай себя»
3.5. «Воспитай в себе
лидера»
3.6. Общение составляющая
успеха работы
лидера.
3.7. Культура речи
3.8. Мышление.
Внимательность.
Память.
4. Раздел 4. Основы
организаторской
работы
4.1. Особенности
организаторской
работы
4.2. Основные приемы
формирования
команды. Признаки
хорошей команды
4.3. Метод «Мозгового
штурма»
4.4. Конфликт и его
сущность. Умение
спорить или
спорное умение
4.5. Роль планирования
в работе лидера
4.6. Организация
коллективнотворческих дел
4.7. Копилка лидера
4.8. Акция
5. Раздел 5. Основы
права
5.1. Право и права
5.2. Зачем нам нужен
закон?
5.3. Права школьников
– миф или

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2
2

1

1
2

16

7

9

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1
3
10

1
5

1
2
5

2
2

1
1

1
1

2

1

1

16

тестирование

контрольные
вопросы

5.4.

5.5.
6.
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.
6.5.
6.6.

6.7.

6.8.
6.9.

7.

реальность
Правонарушение.
Ответственность.
Виды
ответственности
Правовая культура
Раздел 6. Основы
проектирования
Проект. Виды
проектов. Понятие
«проектная идея»
Проектная команда
– команда
единомышленников
Тема проекта. Цели
и задачи проекта,
их реалистичность
Этапы работы над
проектом
Социологические
исследования
Анкетирование, как
один из способов
исследования
Партнеры и
спонсоры проектов.
Необходимые
ресурсы
Реализация проекта
Примерные
критерии
оценивания
социальных
проектов учащихся

2

1

1

2
18

1
9

1
9

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

Аттестация

2

0

2

Итого:

72

33

39

17

творческая работа

тестирование,
защита творческих
идей

1.Введение в
образовательную
программу
Всего
Теория
Практика
2.Основы
школьного
самоуправления
Всего
Теория
Практика
3.Основы
лидерства
Всего
Теория
Практика
4.Основы
организаторской
работы
Всего
Теория
Практика
5.Основы права
Всего
Теория
Практика
6.Основы
проектирования
Всего
Теория
Практика
7.Аттестация

Итого часов
Всего
Теория
Практика

2
1
1

Всего часов
по разделу

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел /месяц

сентябрь

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Районный детский парламент»

2
1
1

6
3
3

2
1
1

6
3
3

8
4
4

10
4
6

16
7
9

8
4
4

6
2
4

2
1
1
6
3
3

8
4
4

8
4
4

10
4
6

8
4
4

6
2
4

18

8
4
4

16
7
9
4
2
2

10
5
5

4
2
2

8
4
4

6
3
3
2
2

18
9
9
2
2

8
4
4

8
4
4

8
3
5

79
33
39

Оценочные материалы
Виды контроля:
Текущий контроль - проводится за знаниями, умениями и навыками
обучающихся соответственно разделам образовательной программы. Педагог,
оценивая практическую деятельность обучающегося, фиксирует результаты в
журнале.
Итоговая аттестация - проводится по окончании освоения дополнительной
общеразвивающей программы, оценивается в ходе просмотра и защиты творческих
проектов и тестирования.
Формы контроля:
Формы текущего контроля: наблюдение, самостоятельная и практическая
работа, тестовый контроль.
Формы итоговой аттестации: тест, защита творческого проекта.
Для того чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные
задачи, используются активные и интерактивные методы: совместная групповая
работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и
групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие
интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень
знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям
учащихся), метод проектирования, публичные выступления, мозговой штурм. Эти
методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более
глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность
демократическим ценностям.
Формы и виды контроля
Вид контроля

Цель проведения

Время проведения

Входной
контроль

определение уровня
развития обучающихся
на
начальном этапе
реализации
образовательной
программы
определение степени
усвоения
обучающимися
учебного материала,
степень

в начале 1-го года
обучения
(сентябрь)

Текущий
контроль

в течение
учебного
года: после
изучения раздела

19

Форма
проведения
опрос

тестирование,
контрольные
вопросы,
зачеты

сформированности
учебных навыков
Промежуточная определение степени
аттестация
усвоения
обучающимися
учебного материала,
определение
промежуточных
результатов обучения
Итоговая
аттестация

В конце первого и
второго полугодия
первого года
обучения и в
конце
первого полугодия
второго года
обучения
в конце курса
обучения (май)

тестирование
защита
проектных
идей

определение
тестирование
результатов
защита
обучения по итогам
проектных
реализации
идей
образовательной
программы
Система оценивания
Результаты освоения теоретического материала (выполнение тестовых
заданий) и качество выполнения творческих практических заданий (просмотр
презентаций, творческих работ) оцениваются отдельно и результат в баллах
суммируется для получения объективного результата.
Критерии оценивания творческих работ:
Соответствие выбранной тематике – 0-3 балла.
Оригинальность идеи – 0-3 балла.
Эстетичность, художественный вкус – 0-3 балла.
Качество работы, аккуратность, правильность оформления – 0-3 балла.
Уровень самостоятельности исполнения работы – 0-3 балла.
Максимальное количество баллов – 15.
Низкий уровень – 0 – 4 балла.
Средний уровень – 5 – 8 баллов.
Хороший уровень – 9 – 12 баллов.
Высокий уровень – 13 – 15 баллов
Выведение итоговых оценок
Критерии оценивания проекта
Идея проекта, актуальность
Описание, используемого материала
Качество оформления проекта
Техника выполнения работы
Защита проекта
20

Баллы
0-5
0-5
0-5
0-5
0-5

Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов — 25.
от 21 до 25 баллов — высокий уровень;
от 16 до 20 баллов — хороший уровень;
от 10 до 15 баллов — средний уровень;
от 0 до 9 баллов — низкий уровень.
Методические материалы
Используемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения, позволяет полностью адаптировать
содержание, методы и темпы деятельности обучающегося к его особенностям,
следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач;
следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые
коррекции в деятельность;
- технология группового обучения - для решения конкретных задач
обучающиеся делятся на группы, каждая группа получает определенное задание
(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под
непосредственным руководством лидера группы или педагога;
- технология проблемного обучения: проблемная ситуация или учебная
проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия
процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее
интерес к исследованию неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или
нового способа действия.
Основной деятельностью участников программы является представление
интересов и продвижение инициатив школьников района.
Правозащитное направление.
В рамках этого направления создаются социальные, образовательные и
информационные мероприятия, акции, проекты, направленные на повышение
уровня правовой грамотности, представление и защиту интересов школьников.
Патриотическое направление.
В этом направлении могут создаваться социальные, экологические,
информационные, культурные мероприятия, акции, проекты, направленные на
решение проблем и позитивные преобразования района; на продвижение и
формирование патриотизма и чувства сопричастности к своей стране, краю, месту
жительства.
Развитие толерантности.
В рамках деятельности в этом направлении реализуются социальные,
информационные,
спортивно-массовые
мероприятия,
акции,
проекты,
направленные: на воспитание чувства терпимости по отношению к иным культурам;
на интеграцию здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
21

Пропаганда здорового образа жизни.
В рамках этого направления проводятся акции, мероприятия, проекты,
направленные на пропаганду здорового образа жизни.
Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии,
памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи,
аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и
др.
Формы проведения учебных занятий
Подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и
индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной
программы и возраста учащихся:
 деловые и ролевые игры;
 упражнения на взаимодействия в группе;
 тренинги;
 творческие задания;
 проигрывание ситуаций;
 дискуссии;
 конкурс;
 моделирование;
 проектирование;
 встречи со специалистами и интересными людьми;
 экспресс тесты и опросы;
 коллективно-творческое дело;
 беседы.
А также нетрадиционные формы занятий:
- презентация;
- социодрама;
- защита проекта;
- круглый стол;
-«Крепкий орешек»;
- конверт вопросов.
Деловые и ролевые игры.
Опыт проведения ролевых игр показывает, что данная форма способствует
расширению поведенческого диапазона учащихся, развитию уверенности в себе и
интеллекта. Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия.
Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного
материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде
введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время дискуссий»)
или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам
программы («Комплимент»). Наиболее продуктивными являются те занятия,

22

которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую
деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.
Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных
умений и навыков (выступать, мыслить, аргументировано беседовать). Применяться
данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого
общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий
воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи, как
индивидуальной, так и групповой.
Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива,
совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых.
Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно
проводить упражнения на взаимодействия в группе, игровые тренинги, встречи со
специалистами, успешными и интересными людьми района.
Используемые методы обучения:
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа,
диалог, консультация.
- методы практической работы;
 метод наблюдения;
 методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов;
объяснениеосновных понятий, определений, терминов; создание проблемных
ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- проектно-конструкторские методы проектирование деятельности или
конкретных дел;
- метод игры: народные игры, игры на развитие внимания, памяти; играконкурс, ролевая игра, деловая игра;
- наглядный метод обучения: плакаты, таблицы, схемы, демонстрационные
материалы;
 использование на занятиях средств искусства, активных форм
познавательной деятельности, психологических и социологических методов и
приемов.
Формы организации учебного занятия
Традиционные формы занятий (лекция, семинар, дискуссия, экскурсия,
встреча с интересными успешными людьми, учебная игра, слет, районные
праздники, конкурсы).
Нетрадиционные формы занятий (презентация, социодрама, защита проекта,
круглый стол, «Крепкий орешек», «Конверт вопросов», акция).
Игра «Мой вклад в команду»

23

Цели и возможности применений. Упражнения помогают каждому участнику
осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную
работу, помогают осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий
результат, развить в участниках уважение к другим и признание важности
выполнения их функций.
Время: 15-20 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
Я прошу каждого участника в командах, высказаться в рамках своей минигруппы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды на
этапе «Формирование Районного детского парламента».
Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы
могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. Не забывайте о социальных ролях в
группах. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и
рассказывает о каждом в своей группе.
План воспитательной работы с обучающимися
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название мероприятия,
события
День открытых дверей
О
профилактике
деструктивного поведения
Новогодний калейдоскоп
Толерантен ли я?
Работа в РДП Братского
района
Мы помним, мы гордимся

Форма
проведения
экскурсия
воспитательная
беседа
обмен мнениями
тренинг
сессия РДП
акция

Сроки проведения
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
октябрь/апрель
май

Формы работы с родителями:
∙ информационные стенды (наглядная агитация);
∙ родительские собрания;
∙ индивидуальные и групповые беседы;
∙ опрос.
План работы с родителями
№
п/п

Название мероприятия,
события

Форма проведения

24

Сроки
проведения

1.

2.

3.

4.

5.

День открытых дверей

презентация
объединения,
обучающей
программы
Информирование о
создание чата с
планируемых
родителями
мероприятиях, занятиях в
участников
группе
объединения
Профилактика социального беседы,
сиротства и семейного
индивидуальное
неблагополучия,
консультирование
формирование культуры
семейных отношений,
актуализация чувства
родительской
ответственности перед
обществом и государством
Развитие компетенции для открытые просмотры
защиты прав, свобод и
занятий и других
законных интересов
видов деятельности
личности и правомерной
детей
реализации гражданской
позиции
Это мы и проходили
родительское
собрание с детьми

сентябрь

сентябрь

в течение года

ноябрь

декабрь/
май

В результате правового просвещения родители должны:
- знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей,
уметь выступать в роли защитников интересов своих детей в законодательном
порядке, предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации, научить
ребёнка правилам личной безопасности.
Иные компоненты
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в области общих компетенций, знающий специфику
организации дополнительного образования.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
25

Материально-технические условия
1. Кабинет, соответствующий требованиям:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» (диапазон допустимой
температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность
воздуха – 40-60%; мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 12-17
лет);
- Госпожнадзора.
2. Оборудование
- учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 6 шт.
3. Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор;
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения
эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения,
эффективной организации проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для обучающихся:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1999.
2. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 1995.
3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений», 1995.
4. Конституция сообщества школьников Иркутской области, одобренная
постановлением губернатора области от 23.01.2003 г №34 – п.
5. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2007.
6. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.
7. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.
8. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.
9. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии».
Список литературы для педагогов:
1 . Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
2. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2007.
3. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
4 .Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
5 . Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
6. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2004.
26

7. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л.
“Классный руководитель” №4, 2006.
8. Бабушкин А.В. Как подростку защитить права?-М.: Сам себе адвокат. 2000.
9.Смекалкова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации.-М., 2006
10. Гражданское образование и социальное проектирование. М. Новый
учебник. 2003 - 159с.
11. «Я - Гражданин» - технология написания проектов. Самара. 2002
12.Владимир
Гладик:
Развитие
гражданской
компетентности
старшеклассников в условиях государственно-общественного управления школой,
по ред. Фроловой Н.Н., «5 за знания», 2010 г.
13.Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов.— М.:
Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2007.— 195 с.
14. Прутченков А. С. Школа самоуправления: современные модели в системе
гражданского образования. – Брянск, 2006

27

Приложение 1
Календарный учебно-тематический план
к программе «Районный детский парламент»
на 2024 -2025 учебный год
группы №1, №2
Педагог ДО Кудаева Евгения Викторовна
№

дата

1

07.09

Название раздела; темы раздела; темы
Объём часов
занятия.
Введение в образовательную программу -2 часа
Вводное занятие. Ознакомление с
программой. Знакомство с группой. Правила
техники безопасности.

2

Форма занятия

Теоретически-практическое

Основы школьного самоуправления – 8 часов
2

14.09

Школьное самоуправление

2

Теоретически – практическое.

3

21.09

Этапы развития самоуправления

2

Теоретически-практическое

4

28.09

Структура школьного самоуправления

2

Теоретически-практическое

5

05.10

2

Теоретически – практическое

6
7
8

12.10
19.10
26.10

Отличия школьного самоуправления от
детских общественных объединений
Основы лидерства – 16 часов
Лидер. Основные качества лидера.
Имидж делового лидера
Портфолио лидера

2
2
2

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое

28

9
10
11

02.11
09.11
16.11

12
13

23.11
30.11

14
15

07.12
14.12

16
17

21.12
28.12

18

11.01

19
20
21

18.01.
25.01.
01.02

22
23
24
25

08.02
15.02
22.02
01.03

26

15.03

27

22.03

28

29.03

Познай себя
2
Воспитай в себе лидера
2
Общение-составляющая успеха работы
2
лидера.
Культура речи
2
Мышление. Внимание. Память.
2
Основы организаторской работы – 16 часов
Особенности организаторской работы
2
Основные приемы формирования команды.
2
Признаки хорошей команды.
Метод «Мозговой штурм»
2
Конфликт и его сущность. Умение спорить
2
или спорное умение.
Роль планирования в работе лидера
2

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое

Организация коллективно-творческих дел
2
Копилка лидера
2
Акция
2
Основы права – 10 часов
Право и права
2
Зачем нам нужен закон
2
Права школьников : миф или реальность
2
Правонарушения. Ответственность. Виды
2
ответственности
Правовая культура.
2
Основы проектирования – 18 часов
Проект. Виды проектов. Понятие
2
«проектная идея»
Проектная команда-команда
2

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Практическое

29

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически-практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически – практическое

29

05.04

30
31
32

12.04
19.04
26.04

33

03.05

34
35

10.05
17.05

36

24.05

единомышленников
Тема проекта. Цели и задачи проекта, их
реалистичность
Этапы работы над проектом
Социологические исследования
Анкетирование, как один из способов
исследования
Партнеры и спонсоры проекта.
Необходимые ресурсы.

2

Теоретически – практическое

1
2
2

Теоретически – практическое
Теоретически – практическое
Теоретически-практическое

2

Теоретически-практическое

Реализация проекта
Примерные критерии оценивания
социальных проектов учащихся

2
1

Теоретически-практическое
Теоретически – практическое

Аттестация

2

Теоретически – практическое

30

Приложение 2
Оценочный лист
Высокий
уровень

Средний
уровень

Общее впечатление

Низкий
уровень

Основание
Заинтересован в
теме работы
Творчески
подходит
к
решению
проблемы.
Проявляет
инициативу
Умеет
анализировать
собственную
деятельность.
Соблюдает сроки
выполнения
задания.
Не
соблюдает
сроки.
Пассивен. Плохое
прилежание
Собрал всю
необходимую
информацию в
срок
Нашел много
релевантных
данных, мало,
никаких.
Собранная
информация не
соответствует
теме проектной
работы
Уверен Хорошо
но и
разбирае
правил тся в
ьно
теме
использ Средний
ует
уровень
специа Низкий

Ориентируется в
источниках
информации,
комбинирует
материал из разных
источников и
определяет его
соответствие по теме
работы

Уверенность в
использовании
специальных понятий
и правильности их
использования

31

льные
уровень
поняти
я
Исполь
зует
специа
льные
термин
ы, но
делает
ошибки
Не
уверен
Знания
отсутст
вуют
Понимание
поставленных
проблем, наличие
навыков
критического
мышления
Частное
понимание
проблем
Отсутствие
понимания
Неуверенные
действия
Высокое качество
отчета
Разнообразные
формы
предоставления
информации
Средний уровень
подготовки
материала
Мало ошибок
Значительное
количество
ошибок
Плохое качество
отчета

Понимание проблемы,
поиск и анализ путей
ее решения

Документальное
оформление ее работы

32

Отсутствие
документации
(отчета)
Хорош Хороши
ая
е
способ обоснов
ность
анные
анализ выводы
ировать Средний
Средня уровень
я
навыков
способ Плохой
ность
уровень
анализ отсутств
ировать ия
Плохая навыков
способ
ность
анализ
ировать
Присутствует
Мало
Нет

Способность дать
оценку проблемы и
сделать обоснованные
выводы

Умение видеть
последствия выбора
для индивида,
общества и
окружающей среды
Творчество и
самостоятельность

Оригинальность и
творчество
(креатив)
В некоторых
ситуациях
демонстрирует
творческий
подход
Проявляет
способность
нестандартно
мыслить
Пассивен
Умеет
сотрудничать
Умеет
организовывать
работу команды

Работа в команде

33

Способен к
согласованным
действиям
Соблюдает
этические нормы
в общении
Конфликтен
Не умеет работать
в команде
Итог/рекомендации

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».