МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Бумажная фантазия» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: базовый Автор – составитель программы: Алгазина Светлана Михайловна педагог дополнительного образования г. Вихоревка 2024 г. Содержание Титульный лист программы 1 1. Комплекс основных характеристик программы 3 Пояснительная записка 3 Цель и задачи программы 6 Комплекс основных характеристик программы 6 Содержание программы 7 Комплекс организационно-педагогических условий 8 Планируемые результаты 8 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 8 Учебный план 9 Календарный учебный график 9 Оценочные материалы 9 Методические материалы 12 3. Иные компоненты. 15 Условия реализации программы. 15 Список литературы. 16 Приложение 1. Календарный учебно - тематический план дополнительной общеразвивающей программы 17 Приложение 2. Материалы текущего контроля, промежуточной и итоговой 18 аттестации 2 Пояснительная записка Дополнительна общеразвивающая программа «Бумажная фантазия» разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) 3 Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная фантазия» имеет техническую направленность и дает начальные технические знания и понятия, необходимые для занятий техническим творчеством, способствует развитию творческих способностей в области техники и конструирования. Новизна Заключается в том, что программа позволяет интегрировать самые разные виды декоративно-прикладного творчества в техническом моделировании. Программа «Бумажная фантазия» направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели. Используемый вторичный материал (картон) таит в себе большие возможности, но и несет в себе угрозу загрязнения окружающей среды. Программа позволяет привлечь ребёнка к экологической проблеме, воспитывает бережное, заботливое отношения к ней. Ребята учатся жить в гармонии с окружающим миром. Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах. Актуальность программы Актуальность данной программы в том, что объединение технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения обучающихся к техническому творчеству, так как в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Занятия в данном объединении дают возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки конструирование моделей. Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Чтобы сделать окружающею среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого надо дать им новую жизнь. Занятия приобретают не только технический но и экологический характер. Педагогическая целесообразность Реализация программы предусматривает проведение занятий начального технического моделирования. Ребята не только узнают о свойствах и приемах обработки материалов, но и учатся использовать различный инструмент, изготавливать из картона и бумаги различные макеты, модели и конструкции. В программе предусмотрена реализация метода творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Реализация программы предусматривает проведение занятий с различными приемами выполнения изделий из бумаги, картона с использованием самых 4 разнообразных техник (конструирование из бумаги: оригами, модульное оригами, паттерн, квиллинг; конструирование из картона: конструирование из плоских деталей, конструирование из объемных деталей, техническое моделирование). Предлагаемые программой занятия развивают у ребенка конструкторское мышление, художественноэстетический вкус, образное и пространственное мышление. Отличительные особенности программы: - способность совместить в одной программе, несколько совершенно разных технологий, видов деятельности, но имеющих одно производное начало – работа с бумагой; - способность содержания программы прививать социально - значимые качества, которые могут пригодиться в предпрофессиональной подготовке; - дифференциация учебно-воспитательного процесса (разноуровневость, возможность объединения детей на основе общих интересов); - индивидуализация (регулирование времени, темпа, организации пространства при освоении содержания программы); - обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации участников программы; - подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками; - обобщение большинства известных техник работы с бумагой, выстроенных в единой логике от простого к сложному, в сочетании с другим методом – от знаний к творчеству, когда любая информация, будь то словесное описание или наглядный материал, является отправной точкой для будущей творческой работы; - коллективное совместное творчество. Адресат программы Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная фантазия» адресована детям 7-10 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей младшего школьного возраста. Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось необходимо внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия рук постепенно «дисциплинируется», все, более подчиняется интеллекту. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, Чтобы ребенок мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и т. д.), нужно тренировка- планомерная система упражнений. Навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому важно, чтобы они были правильными. Срок освоения программы Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 1 год обучения,36 недель, 9 месяцев. 5 Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по желанию родителей/по времени подачи заявления/ с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков/ в количестве до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода обучения. Условия набора обучающихся. На обучение принимаются дети возраста 7-11 лет, без учёта уровня развития ребёнка и его способностей. Программа предполагает включение в учебную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ осваивает программу по индивидуальному маршруту. Форма обучения очная Режим занятий Реализация дополнительной общеразвивающей программы предполагает общее количество часов 72 в год. Режим занятий программы-1 раз в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45 минут, перерыв между занятий 15 минут. Цель и задачи программы Цель программы: Развивать творческие способности обучающихся через занятия техническим моделированием. Задачи: Обучающие: - научить детей владеть различными техниками работы с бумагой и картоном, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности; - формировать экологическую культуру у детей по отношению к важным экологическим проблемам. Развивающие: - развивать эстетический вкус, трудовые навыки, самостоятельность; - развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление творческие способности и фантазию. - развивать мелкую моторику рук и глазомер. Воспитательные: - воспитывать интерес к работе с бумагой и картоном; - совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. - воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Комплекс основных характеристик программы Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы всего: 72 учебных часа: 1 год обучения. Планируемые результаты: Личностные результаты: 6 - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности; - самостоятельная и творческая реализация собственных замыслов; Метапредметные результаты: Познавательные УУД : - конструировать по условиям заданным педагогом, по образцу, чертежу; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного; – обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнить и группировать предметы и их образы. Регулятивные УУД: - работать по предложенным инструкциям ; - излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. Коммуникативные УУД: - работать в паре и коллективе, уметь рассказывать о постройке; - работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности; Предметные результаты: - знания о простейших основах механики; - виды конструкций, соединения деталей; - последовательность изготовления конструкций; - целостное представление о мире и технике; - последовательное создание алгоритмических действий ; - знания техники безопасности при работе в кабинете информатики СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие (2 часа) Теория (1ч.): Задачи и содержание реализуемой программы. Правила организации рабочего места. Техника безопасной работы. Практическая работа (1ч.): беседа: «Вторая жизнь картона». Мини - исследование «Что лучше?», сравнение свойств бумаги и картона для изготовления определённого изделия. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги. 2. Входной контроль - (2 часа). Материалы и инструменты. История происхождения. ТБ. Теория (1ч.): Общие сведения о бумаге, ее видах, свойствах, демонстрация образцов разной бумаги по толщине, цвету, прочности. Простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном. Инструменты и приспособления для работы (ножницы, кисти, клей…) Приемы работы, правила техники безопасности и правила гигиены. Беседа «История бумаги», «Виды бумаги», Практическая работа (1ч.): Изготовление из бумаги простейшей подвижной игрушки. 3. Первоначальные графические знания и умения, конструкторскотехнические понятия. – (10ч.) Теория (3 ч.): Знакомство с линиями сгиба, линиями разреза, с основными рабочими операциями с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание). Знакомство с шаблонами, приемами работы с ним. Основные ручные инструменты, их 7 применение в быту и на производстве. Первоначальное понятие о разметке, способы разметки деталей на различных материалах. Практическая работа (7 ч.): Изготовление простейших моделей и макетов окружающей среды, транспорта, летающих моделей и т.д. 4. Моделирование и конструирование из плоских деталей (20) Теория (4 ч.): Разбор основных правил работы с материалом. Виды соединения (сборки) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Правила работы с ножницами. Практическая работа (16 ч.): Конструирование из бумаги (по шаблонам), воздушный транспорт, транспорт, животных. 5. Моделирование и конструирование из объемных деталей (16 ч.) Теория (2 ч.): Первоначальные сведения о простейших геометрических телах (куб, цилиндр, конус и т. Д.). Элементарные понятия о развертках. Приемы работы с разверткой. Практическая работа (14 ч.): Конструирование игрушек из плотной бумаги. Выполнение макетов куба, домика, игрушек с подвижными частями, макетов технических объектов. 6. Техническое моделирование (16ч.) Теория (4ч.): Общее понятие о моделях и элементарные сведения о техническом моделировании. Знакомство и работа с инструментами, правила безопасной работы. Общее понятие о транспорте, его видах и назначении, работа по шаблону. Практическая работа (12ч.): Конструирование простейших моделей окружающей среды. Мини-выставка. 7. Практическое занятие. Подведение итогов за год (4 ч) Разработка проекта по техническому моделированию 8. Итоговое занятие – (2 ч) Итоговая аттестация: Защита творческого проекта Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Бумажная фантазия» № Раздел 1. Вводное занятие. Планирование работы в новом учебном году. Входной контроль. Инструменты и материалы. ТБ. 2. Количество часов всего теория практика 2 1 1 Форма промежуточной аттестации Инструктаж. опрос 2 1 1 Практическая работа 8 Первоначальные графические знания и умения, конструкторскотехнические понятия Моделирование, конструирование из плоских деталей Моделирование, конструирование из объемных деталей. 10 3 7 Практическая работа 20 4 16 Практическая работа 16 2 14 Практическая работа 6. Техническое моделирование 16 4 12 7. Практическое занятие Подведение итогов за год. 4 2 2 Самостоятельная работа Подготовка к защите проекта. 8. Итоговое занятие Итоговая аттестация: 2 Всего: 72 3. 4. 5. Защита проекта (презентация продукта) 2 17 55 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажная фантазия» 8 8 8 4 2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 4 4 2 4 2 2 8 8 8 8 8 8 Май 6 Апрель 4 Март 2 Февраль 4 Январь 2 2 4 Декабрь Ноябрь 1. Вводное занятие 2. Материалы и инструменты 3. Первоначальные графические знания и умения, конструкторско-технические понятия 4. Конструирование из плоских деталей 5. конструирование из объемных деталей 6.Техническое моделирование 7. Практическое занятие 8. Итоговое занятие Итоговая аттестация итого Октябрь Раздел/ месяц Сентябрь Календарный учебный график Оценочный материал Виды контроля: Текущий контроль - проводится за знаниями, умениями и навыками обучающихся соответственно разделам образовательной программы. Педагог, оценивая практическую деятельность обучающегося, фиксирует результаты в журнале. Итоговая аттестация - проводится по окончании освоения дополнительной 9 общеразвивающей программы, оценивается в ходе просмотра и защиты творческих проектов. Формы контроля: наблюдение, самостоятельная и практическая работа, тестовый контроль. Формы итоговой аттестации: Формы итоговой аттестации: тест, защита творческого проекта. Система оценивания Результаты освоения теоретического материала (выполнение практических заданий) и качество выполнения творческих практических заданий (просмотр презентаций, рисунков, творческих работ) оцениваются отдельно и результат в баллах суммируется для получения объективного результата. Задания текущего контроля Цель: определение стартового уровня развития практических навыков у детей. Области исследования: 1. умение обводить по шаблону изогнутые и прямые линии. 2. Уровень владение ножницами. 3. Развитие глазомера, чувство симметрии. 4. Развитие фантазии. Содержание: 1. Задание: умение обводить по шаблону изогнутые линии: обвести шаблон на бумаге 2. Задание: умение обводить по шаблону прямые линии; уровень владения ножницами: обвести шаблон и вырезать по контуру. 3. Задание: развитие глазомера; фантазии: на заданном контуре круга нарисовать солнышко - лучики, глаза, нос, рот и другие детали на усмотрение ребенка. Критерии оценивания: 30-28- Высокий; 27-22- Оптимальный; 21-16- Средний; 15-0- Низкий. № п/п 1. Фамилия Имя Параметры Уровень обучающегося 1 2 3 4 5 6 Всего Отметка баллов Оценка тестовых работ: Критерии оценивания творческих работ: Соответствие выбранной тематике – 0-3 балла. 10 Оригинальность идеи – 0-3 балла. Эстетичность, художественный вкус – 0-3 балла. Качество работы, аккуратность, правильность оформления – 0-3 балла. Уровень самостоятельности исполнения работы – 0-3 балла. Максимальное количество баллов – 15. Низкий уровень – 0 – 4 балла. Средний уровень – 5 – 8 баллов. Хороший уровень – 9 – 12 баллов. Высокий уровень – 13 – 15 баллов. 10 Выведение итоговых оценок Критерии оценивания проекта Идея проекта, актуальность 0-5 Описание, используемого материала 0-5 Качество оформления проекта 0-5 Техника выполнения работы 0-5 Защита проекта баллы 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 Критерии оценивания: Максимальное количество баллов — 25. От 21 до 25 баллов — высокий уровень; От 16 до 20 баллов — хороший уровень От 10 до 15 баллов — средний уровень; От 0 до 9 баллов — низкий уровень. Задания итоговой аттестации Тема: «Инструменты и материал» Задание: Разгадайте кроссворд. По вертикали: 1.Инструмент для разрезания материалов, а так же волос и кустарников. 3.Она представляет собой двойной овал из проволоки и легко скрепляет не большое количество бумаги. 5. Второе название инструмента для удаления карандаша с бумаги. 7. Инструмент, состоявший из корпуса с отверстием и острого лезвия. 8.Его предшественником была либо серебряная, либо свинцовая проволока. 12. … состоят из длинных ручек с одной стороны и пары губок с другой. 13. Этот инструмент предназначен для соединения различных деталей. 14. Инструмент для нанесения прямых линий. По горизонтали: 2. Нож, но не кухонный. 4. Предназначены для перекуса и зачистки проводов. 6. Этот инструмент используют для сшивания бумаги. 9.Без нее винт не закрутить. 10.Игла с рукояткой. 11. Что используют для рисования красками. 11 Методические материалы Формы и методы работы 1. Устные словесные методы А) Словесные методы: - Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к практической работе объясняю, как выполнить ее, проговариваем самые трудные задания. - Рассказ применяется на занятиях для сообщения новых знаний. На рассказ отводится мало времени, поэтому содержание его очень краткое. Использую рассказ в изучении темы, где коротко рассказываю исторические сведения, теоретические основы темы и т.п. На занятиях рассказ часто переходит в беседу. - Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями педагога и воспитанников. Беседа способствует активизации детского мышления. Беседа обычно занимает 10-15 минут, в ходе ее предусматривается также анализ практических работ, проектов, обсуждение технологии работы, оценка качества работы. - Опрос исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности, взгляды, оценки, предпочтения людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы. - Инструктаж – это объяснение способов трудовых действий, направленных на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении трудовых действий, на корректировку практической деятельности обучающихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж. Во время вводного инструктажа сообщаю тему занятия, затем демонстрирую правила выполнения трудовых приемов в нормальном и замедленном темпе. Как бы хорошо, подробно и отчетливо не проходил вводный инструктаж, как бы хорошо обучающийся не знал теорию о рабочих движениях и приемах, его первые попытки выполнить работу часть сопряжены с неудачами Б) Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. На занятиях использую изобразительные пособия (схемы, таблицы, картины, чертежи). Использование компьютерных технологий (презентации) 2. Методы по познавательной активности - Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий репродуктивная деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений строю таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны. - Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. обучающимся не дается окончательное решение задачи, часть посильных вопросов дети решают самостоятельно. 3. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Одним из приемов создания ситуации успеха служит подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. В изучении каждой темы первое занятие проще, чем последующие. 12 Другим приемом служит дифференцированная помощь ребенку при выполнении задания. Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться в кружковой работе. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого интереса к новой технике. Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся. В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности методов обучения. Трудно отдать предпочтение одному или нескольким методам. Здесь необходим комплексный подход. Успех обеспечивает система методов обучения. Нужно знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждого из методов. Разработка такого комплексного подхода является наиболее перспективной. Формы обучения и виды занятий: Практические занятия, самостоятельная работа, соревнования, защита проектов, беседа, интерактивные занятия (весь новый материал основывается на практике), контрольная работа. Педагогические технологии, используемые при реализации программы Технология проектного обучения Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение обучающимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы обучающийся воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых 13 результатов; самостоятельную деятельность обучающегося; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Дидактический материал: Дидактические пособия Образцы поделок: Оригами - Плоские макеты и модели - Объемные макеты и модели Раздаточный материал: - Карточки - Шаблоны - Схемы Презентации: «Техника безопасности и правила поведения в кабинете» «Инструменты и используемые материалы» «Свойства бумаги» «Виды подвижных соединений – механизмы» Воспитательный компонент программы План воспитательно-развивающих мероприятий объединения №п /п 1 2 3 Участники Мероприятия Форма Месяц Все учебные группы, родители Все учебные группы, родители Все учебные группы родители «Первосентябрьский переполох» «Дадим картону вторую жизнь» Новогоднее театрализованное представление «Новогодние приключение» «Фантазии из картона» День открытых дверей Экологическая акция сентябрь Праздничная программа декабрь Творческая выставка январь «Безопасная зима» челлендж. февраль «Мир профессий» «День экологических знаний» «Мы помним - мы гордимся!» Досуговая программа Интеллектуальная викторина творческая выставка, посвященный Дню Победы. март апрель Все учебные групп, родители. Все учебные групп, родители Все учебные групп Все учебные групп, родители Все учебные групп, родители 4 5 6 7 8 октябрь май План работы с родителями № 1 Дата 13 сентября Тема Роль семьи и ДДТ в творческом и Форма Круглый стол Приглашенные Социальный педагог, Примечания 14 10 октября 2 15 декабря 4 12 апреля личностном развитии воспитанника «Вторая жизнь картона» Подготовка и организация новогоднего праздника «Безопасная весна» психолог Мастер класс Выпуск газеты Педагоги ДО тренинг Педагоги ДО Педагоги ДО Иные компоненты Условия реализации программы Для организации и осуществления воспитательно - образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: Кадровое условие реализации программы Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями технической направленности, знающий специфику организации дополнительного образования. Учебное помещение Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. Площадь на одного ребенка 2.5м2 Материально-техническое обеспечение: Персональный компьютер (ноутбук); доска – 1 шт. Оборудование, материалы и инструменты: цветной картон, упаковочный картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило, проволока, ножницы. Список литературы для педагога: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2008.- 256с. 2. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная /Пер. англ.-М.: Изд-во Эксмо, 2004.-256с., ил. 3. Бойко, Е.А. Квилинг, или бумажная филигрань/Е.А. Бойко. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 30,[2]с.: ил..- (Для дома для семьи). 4. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2012.128с.: ил._- (Внимание: дети!) 5. Выгонов В.В. Летающие и плавающие модели. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА. – 112 с.: ил. – (Сделай сам любимые игрушки). 6. Макетирование из бумаги: Учебное пособие/ сост. Е.А. Гаврилюк, Л.А. Ковалева, Т.Ю. Благова.-Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2018-46с.:ил. 7. А.А. Герасимов Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие/А.А. Герасинов, В.И. Коваленко.- Витебск: УО «ВГУ им. П,М, Машерова», 2010.-2010.167с. 8. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (для детей 5-7 лет) 2 часть Учебно-методическое пособие 9. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2010.-104с.:- (Золотая библиотека увлечений). 15 10. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. - Самара: Корпорация «Федорова», Издательство «Учебная литература», 2002. – 120 с.: ил. (Программа начальной школы: 1-4 «Художественный труд»). 11. Чиотти, Доннателла Оригинальные поделки из бумаги/ Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с., цв. Ил. Список литературы для обучающихся: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2008.- 256с. 2. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная /Пер. англ.-М.: Изд-во Эксмо, 2004.-256с., ил. 3. Бойко, Е.А. Квилинг, или бумажная филигрань/Е.А. Бойко. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 30,[2]с.: ил..- (Для дома для семьи). 4. Васина, Н.С. Бумажная симфония/ Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2012.128с.: ил._- (Внимание: дети!) 5. Выгонов В.В. Летающие и плавающие модели. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА. – 112 с.: ил. – (Сделай сам любимые игрушки). 6. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (для детей 5-7 лет) 2 часть Учебно-методическое пособие 7. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2010.-104с.:-(Золотая библиотека увлечений). 8. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. - Самара: Корпорация «Федорова», Издательство «Учебная литература», 2002. – 120 с.: ил. (Программа начальной школы: 1-4 «Художественный труд»). 11. Чиотти, Доннателла Оригинальные поделки из бумаги/ Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с., цв. Ил. 16 Приложение 1 Календарный учебно- тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Бумажная фантазия» 1 год обучения Группа №1; Расписание занятий: Пон. - среда: 15.30-16.30 Педагог ДО: Алгазина С.М. № Дата 1 07.09 2 07.09 3 14.09 4 14.09 5 6 21.09 21.09 7 28.09 8 28.09 9 05.10 Тема 1.Вводное занятие. ПТБ. Изготовление изделий на свободную тему. Изготовление изделий на сводную тему. 2.Материалы и инструменты. ПТБ при работе с инструментами Входной контроль 3.Первоначальные графические знания и умения, конструкторскотехнические понятия Теория. Теория. Колво часов 2 Форма занятия 1 Практическая работа Практическая работа 1 Форма аттестации, контроль Беседа 2 1 Беседа. Игра. тестирование 1 2 1 1 4.Конструирование из плоских деталей Конструирование простейших моделей и макетов 28 Конструирование простейших моделей и макетов Конструирование простейших 1 1 Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Практическая работа 1 17 10 05.10 11 12.10 12 12.10 13 19.10 14 19.10 15 26.10 16 26.10 17 02.11 18 02.11 19 09.11 20 09.11 21 16.11 22 16.11 23 23.11 24 23.11 25 30.11 26 30.11 27 07.12 28 07.12 29 14.12 30 14.12 31 21.12 32 21.12 33 11.01. 24 11.01. 24 34 моделей и макетов Конструирование простейших моделей и макетов Конструирование простейших моделей и макетов Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) Конструирование из бумаги (по шаблону) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 35 18.01 36 18.01 37 25.01 38 25.01 39 01.02 40 01.02 41 08.02 42 08.02 43 15.02 44 15.02 45 22.02 46 22.02 47 29.02 48 29.02 49 07.03 50 07.03 51 14.03 52 14.03 5.Конструирование из объемных деталей Конструирование игрушек из плотной бумаги. Конструирование игрушек из плотной бумаги. Конструирование игрушек из плотной бумаги. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. Конструирование из плотной бумаги игрушек с подвижными частями. 6.Текущий контроль Подготовка к текущему контролю. Текущий контроль 14 7.Техническое моделирование Конструирование простейших летающих аппаратов Конструирование простейших 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Беседа. Самостоятельна я работа 1 1 19 53 21.03 54 21.03 55 28.03 56 28.03 57 04.04 58 04.04 59 11.04 60 11.04 61 18.04 62 18.04 63 25.04 64 25.04 65 02.05 66 02.05 67 16.05 68 16.05 69 23.05 70 23.05 71 72 30.05 30.05 летающих аппаратов Конструирование простейших летающих аппаратов Конструирование простейших летающих аппаратов Конструирование простейших судов и кораблей Конструирование простейших судов и кораблей Конструирование простейших судов и кораблей Конструирование простейших судов и кораблей Конструирование простейших судов и кораблей Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды Конструирование простейших моделей окружающей среды. 8.Итоговая аттестация Подготовка к выставке. Оформление выставки. 9.Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Вручение сертификатов. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 72 Самостоятельн ая работа выставка 20 Приложение 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__ Объединение______________________________пос.__________________ Педагог________________________________________________________ Программа_____________________________________________________ Количество обуч-ся в группе по списку_____________________________ Количество обуч-ся выполнявших работу____________________________ Причины отсутствующих___________________________________________ ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь) 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3 программы Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) ИНДИКАТОРЫ: Недостаточный, нулевой - 0-2 балла соответствует отметке «2». Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы – 2-4 балла соответствует отметке «3». Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – программы – 5-7 баллов соответствует отметке «4» 2/3 Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) – 8-10 баллов соответствует отметке «5». № п/п Фамилия Имя обучающегося параметры 1 2 3 4 5 Всего Уровень Отметка Баллов или среднее значение все параметров 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 21 12. итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек Оптимальный, хороший уровень - __ человек. Высокий, отличный уровень - __ человек. Вывод: причины результата (слишком высокого, или низкого) Пути решения проблемы При анализе результатов промежуточного и итогового контроля в учебной группе необходимо указать следующее: Качество знаний (% качества) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «5» + кол-во «4») / кол-во обучающихся в группе * 100% Например, в результате итогового контроля обучающиеся получили следующие отметки: «2» - 0 детей «3» - 2 детей «4» - 4 детей «5» - 6 детей (6 + 4) = 10 / 12 * 100% =83%, Таким образом, качество знаний составляет 83% Уровень обученности (% обученности) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «2» * 0,12 + кол-во «3» * 0,36 + кол-во «4» * 0,64 + кол-во «5» * 1) / 12 * 100% (0 * 0,12 = 0; 3 * 0,36= 0,72; 4* 0,64 =2,56; 6 * 1 = 6.) 0,72 + 2,56 + 6 = 9,28 / 12 * 100% = 77%, таким образом уровень обученности составляет 77% Средний балл вычисляется по формуле: (кол-во «2» * 2 + кол-во «3» * 3 + кол-во «4» * 4 + кол-во «5» * 5) / 12 = («3» * 2=6; «4» * 4=16; «5» * 6=30. 6+16+30 =52 /12 =4,3) Таким образом средний балл составляет 4,3 Оценка уровня подготовки обучающихся и освоения ими соответствующей дополнительной общеразвивающей программы проводится ежегодно в форме зачета, контрольной работы, постановки, защиты творческой работы или проекта, конкурсных программ, академического концерта, итогового занятия, творческого отчета, смотров, выставок и т.д. по отдельным видам деятельности, предметам, курсам, дисциплинам, установленным в дополнительной общеразвивающей программе объединения. 22 1