МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 28.08.2024- г. УТВЕРЖДАЮ Приказ № 137-0 от 02.09.2024-г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Проектно-исследовательская деятельность» Возраст обучающихся: 11-17 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - ознакомительный Авторы-составители: Карташова Т.В., Реализуют: Педагог ДО: Браило Н.О. Педагог ДО: Карташова Т.В. Вихоревка, 2024 1 Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектно-исследовательская деятельность» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектноисследовательская деятельность» составлена на основе содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Я – исследователь» педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Киришский Дворец детского (юношеского) творчества имени Л.Н. Маклаковой» Ивановой Татьяны Васильевны и «Основы проектно-исследовательской деятельности» авторасоставителя старшего методиста МУ ДОД ДЮЦ «Единство» г. Вологда Карпуниной Верой Анатольевной. Направленность программы – естественнонаучная. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Отличительные особенности программы в её социальной значимости, которая обусловлена тем, что подростки приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом. Выполнение исследований в той или иной области экологии, растениеводства способствует также профориентации обучающихся. Программа адресована детям 11-17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных особенностей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год; 9 месяцев или 36 недель Уровень сложности программы – ознакомительный. Цель программы: обучение методологии проектно-исследовательской деятельности и обогащение опыта практической проектно-исследовательской работы. Форма обучения – очная, при необходимости дистанционная, сетевая Содержание программы представлено следующими разделами: 1. Основы проектно-исследовательской деятельности 2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты В процессе обучения по программе обучающиеся: 1. Познакомятся с методами, приемами и способами проектно-исследовательской деятельности; 2. Научатся работать с различными источниками информации, составлять доклады и обзоры научной литературы; 3. Приобретут опыт работы над исследовательским проектом естественнонаучной направленности; 4. Научатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5. Научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формы педагогического контроля: наблюдение, устный опрос, тестирование, выполнение заданий в компьютерных программах, защита проекта. 2 I. Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность» составлена на основе содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Я – исследователь» педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Киришский Дворец детского (юношеского) творчества имени Л.Н. Маклаковой» Ивановой Татьяны Васильевны и «Основы проектноисследовательской деятельности» автора-составителя старшего методиста МУ ДОД ДЮЦ «Единство» г. Вологда Карпуниной Верой Анатольевной. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ; Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Статус программы. В дополнительную общеразвивающую программу «Проектноисследовательская деятельность» в 2023-2024 учебном году внесены изменения с учетом Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Братский район» 3 на 2019-2030 годы и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Новизна программы заключается в возможности получения обучающимися дополнительных знаний и навыков в процессе работы над исследовательской темой или проектом. Программа предполагает реализацию исследовательского подхода в обучении, что способствует воспитанию познавательного интереса, созданию положительной мотивации учения и образования; формированию глубоких, прочных и действенных знаний; развитию интеллектуальной сферы личности; формированию умений и навыков самообразования, то есть формированию способов активной познавательной деятельности; развитию познавательной активности и самостоятельности. Отличительные особенности программы в её социальной значимости, которая обусловлена тем, что подростки приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом. Выполнение исследований в той или иной области экологии, растениеводства способствует также профориентации обучающихся. Направленность программы – естественнонаучная. Программа предусматривает исследовательскую, проектную и практическую деятельность по биологическому, экологическому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных проектов естественнонаучной направленности. Уровень сложности программы – ознакомительный. Адресат программы. Программа адресована подросткам 11-17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом физических и психологических особенностей данного возраста. Группы формируются по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Срок освоения. Программа рассчитана на 1 год, 9 месяцев, 36 недель. Форма обучения – очная, сетевая форма. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с применением дистанционных технологий. Дополнительная общеразвивающая программа «Проектно-исследовательская деятельность» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа может реализовываться как в сетевой форме, так и не в сетевой; программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Содержание программы представлено следующими разделами: 1. Основы проектно-исследовательской деятельности 2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты В процессе обучения по программе обучающиеся: 1. Познакомятся с методами, приемами и способами проектно-исследовательской деятельности; 2. Научатся работать с различными источниками информации, составлять доклады 4 и обзоры научной литературы; 3. Приобретут опыт работы над исследовательским проектом естественнонаучной направленности; 4. Научатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5. Научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формы педагогического контроля: наблюдение, устный опрос, тестирование, выполнение заданий в компьютерных программах, защита проекта. Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический час – 45 минут), перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы: обучение методологии проектно-исследовательской деятельности и обогащение опыта практической проектно-исследовательской работы. Задачи программы 1. Расширять, обогащать и формировать специальные знания, умения и навыки в области проектно-исследовательской деятельности как способа приобщения к научному познанию. 2. Развивать навыки логического и креативного мышления как основу проектноисследовательской деятельности. 3. Приобретать или обогащать опыт практической научной работы через разработку авторских проектов и исследований. 4. Развивать коммуникативные навыки, как основу научного общения. 5. Развивать социокультурный и личностный смысл усвоения знаний для достижения цели (мировоззрение, ценности, смыслы, принципы, убеждения). II. 1. Комплекс основных характеристик программы. Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 72. Содержание программы. Раздел. Основы проектно-исследовательской деятельности – 36 часов. 1.1 Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности (введение). Ознакомление с программой. Направления и формы творческих работ в области экологии, возможные объекты исследования. Этапы исследования. Практические работы. Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований. Выбор темы для исследования. Экскурсии «Объекты исследования» «Огородные вредители - объекты исследований», «Цветочная рассада - объект исследований», «Рассада овощных культур – объект исследований». 1.2 Работа с литературой и другими источниками информации. Значение источников информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе. Способы классификации литературы: функциональная, тематическая. Правила подбора литературы и работы с книгой. Правила составления и оформления литературного обзора. Практические работы. Экскурсия в библиотеку. Классификация книг в библиотеке учебного кабинета по тематике и видам литературы. Подбор литературы по выбранной теме. Поиск нужной информации в выбранных источниках. Составление плана литературного обзора. Составление списка литературы. Доклады обучающихся по итогам работы с литературой. 1.3 Методы исследований. Описание, наблюдение, эксперимент, социологический опрос, анализ литературных источников и интернет-ресурсов как методов исследований. 1.4 Фиксация результатов исследования. Формы фиксации результатов исследования: 5 протоколы наблюдений и экспериментов, социологического опроса, запись интервью и бесед; дневники наблюдений и полевые дневники; зарисовки, фото- и видеосъёмка, оформление коллекций и альбомов. Правила ведения дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц. Особенности фотосъемки (консультация специалиста-фотографа). Практические работы. Составление плана описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания (или обитания). Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к рисункам и фотографиям. Сбор и оформление коллекций. Наблюдение за поведенческими реакциями животных (по выбору). Фенологические наблюдения (во время экскурсий или практических занятий на природе или в городе). Постановка мини-экспериментов (изучение пищевых предпочтений животных). Составление анкет для социологического опроса (тема - по выбору учащихся). Анкетирование обучающихся своего объединения и других респондентов. Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований. Мини-конференция «Применение различных методов исследования и форм фиксации результатов при изучении природных объектов». 1.5 Обработка и анализ результатов исследований. Простейшие методы математической обработки полученных данных. Таблицы и правила их составления. Анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Формулирование выводов. Практические работы. Математические расчёты по полученным результатам. Перевод числовых данных в проценты. Вычисление средних значений. Составление схем и таблиц по протоколам исследований. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Проверка соответствия выводов цели и задачам работы 1.6 Оформление работы. Структура и правила оформления исследовательской работы. Работа в программе MS Word. Виды наглядности: рисунки, плакаты, фотографии, коллекции, тендовая графика, мультимедийные презентации. Правила оформления мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint. Практические работы. Набор и форматирование текста в программе MS Word. Подбор иллюстраций и фотографий. Создание мультимедийной презентации на заданную тему. Защита работы. Построение доклада. Использование наглядности при представлении работы. Речь докладчика. Психология выступления. Практические работы. Речевой тренинг. Занятие-тренинг «Я выступаю перед публикой». Выступления с докладами, обсуждение докладов. 2 Раздел. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты – 36 часов. 2.1 План индивидуальной работы над исследовательской темой: Выбор темы и объекта исследования Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез. Подбор источников информации и теоретического материала по выбранной теме. Анализ материала из разных источников информации, написание литературного обзора. Выбор методов исследования, знакомство с методиками, их освоение. Описание объекта и условий исследования, фото- или видеосъёмка. Корректировка цели и задач исследования, если это необходимо. 2.2 Проведение исследований по выбранной методике, фиксация результатов. Обработка полученных данных: представление их в виде таблиц и схем, выполнение необходимых расчётов, построение графиков и диаграмм. Анализ полученных результатов, сопоставление их с литературными данными и рабочими гипотезами, а также с результатами, полученными ранее другими исследователями (если таковые имеются). Формулирование выводов и заключения. Оформление (редактирование и форматирование) текста работы и приложений. 2.3 Оформление стендовой графики или презентации. Написание тезисов к работе. Подготовка доклада, репетиции. Предзащита работы и отдельных её этапов на мини-конференциях в группе или объединении. Выполнение теоретической части работы. Исследования по выбранной методике (или практическая работа в рамках проекта). Оформление текста работы, наглядности и тезисов к ней. Подготовка к защите работы (проекта). Участие в конкурсах, конференциях различного уровня. 2.4 Защита работы. Итоговая аттестация. Планируемые результаты 6 Предметные. 1. Познакомятся с методами, приемами и способами проектно-исследовательской деятельности; 2. Научатся работать с различными источниками информации, составлять доклады и обзоры научной литературы; 3. Приобретут опыт работы над исследовательским проектом естественнонаучной направленности. Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. III. Комплекс организационно-педагогических условий № 1 2 3.1 Учебный план Название разделов, тем Количество часов Форма текущего всего теория практика контроля, промежуточной (итоговой) аттестации 36 16 20 Раздел 1. Текущий Основы проектноконтроль. Презентация исследовательской деятельности практической работы Миниконференция 36 36 Защита проекта Раздел 2. Раздел. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты 72 16 56 ИТОГО Календарный учебный график Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 36, количество учебных часов –72. Дата начала реализации программы 1 сентября 2023 года, дата окончания реализации – 31. 05. 2024г В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам п 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 7 Раздел 1. Основы проектноисследовательской деятельности Теория Практика Раздел 2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты Теория Практика Итоговая аттестация Защита проекта Всего Теория Практика Всего по разделам программы май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел \ месяц 36 10 6 2 6 10 2 34 4 10 10 8 6 2 8 8 6 2 2 72 16 56 6 10 6 8 8 8 8 6 10 6 8 8 8 8 Оценочные материалы С момента поступления подростка в объединение проводится педагогический контроль с целью выявления уровня обучения и развития, формирования исследовательских компетенций, определения задач индивидуального развития: Входной контроль; Текущий контроль; Итоговая аттестация. Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале реализации программы для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, взаимооценка, оценка педагогом, выполненной обучающимся работы. Уровень умений и навыков проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения через анализ творческих, исследовательских работ, слайдовых презентаций, анализ выступлений на конференциях. Важным видом текущего контроля является контроль за самостоятельным выполнением практических заданий, который производит педагог совместно с обучающимся в процессе занятий. Параметры и критерии отслеживания результатов реализации программы. Точность ответа на вопросы по содержанию материала, последовательность и аргументированность рассуждений, самостоятельность ответов, умение формулировать проблему и находить нужную информацию 8 Этапы Параметры выполнения задания 1 Выбор темы 2 Определение цели исследования, задачи, гипотезы 3 4 Составление плана исследований, выбор методов исследования Сбор материала 5 Защита практической работы Критерии Оценка Самостоятельно выбирает тему и обосновывает ее актуальность Самостоятельно выделяет конкретную задачу для решения Самостоятельно определяет методы исследования. 4–5 баллов 3-5 баллов Самостоятельно классифицирует материал, обменивается информацией с товарищами Самостоятельно защищает и демонстрирует творческий продукт, анализирует все этапы исследовательской деятельности 4-5 баллов 4-5 баллов 4-5 баллов Итоговая аттестации – защита проекта в форме ролевой игры «Заседание Ученого совета». 1. Представление проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели, задач, методов своей работы, краткий обзор литературных источников и предполагаемых методик ведения практической части, предполагаемые выводы. 2. Защита в форме слайдовой презентации позволяет оценить уровень владения компьютерными технологиями. Оценивается полнота раскрытия темы, выдержанность стиля изложения, эстетичность оформления, использование возможностей встроенных Web- технологий, полнота использования приложения Office, практическое значение представленной презентации. 3. Открытый тест по теории: Продолжи определение: Гипотеза – это… Выбери правильный ответ: А) цель поясняет задачи исследовательской работы; Б) задачи поясняют цель исследовательской работы. Выбери виды исследовательских работ: А) доклад; Б) реферат; В) рецензия; Г) статья. Оценивание 5 баллов – ответы на вопросы полные, безошибочные. 4 балла – ответы даны с 1 неточностью. 3 балла – допускается 2 неточности или 1-2 ошибки 9 Критерии оценивания проекта Название критерия Оценка 2-3 балла Оценка 4-5 баллов Творчество, оригинальность Содержание работы типично, шаблонно. Например, повторение в типичной форме много раз уже сказанного; простой перевод информации с бумажных носителей в электронную форму; Участник вдумчиво работал над своей темой, проявлял творчество. В результате представил интересное оригинальное содержание проекта, в котором отражена точка зрения автора, его индивидуальность и пр. Связность проекта, композиционная целостность Проект представляет собой набор разрозненных малосвязанных разделов Все части проекта взаимоувязаны и объединены общей целью; на основе задуманного сюжета выстроены в целостную композицию Качество сценария Запутанная схема навигации по слайдам; нелогичная раскадровка; заголовки слайдов не соответствуют содержанию слайда; неявные малосодержательные мотивы иллюстраций; порядок появления объектов спланирован неправильно Четкая схема навигации по слайдам; целесообразная раскадровка текстового потока; логичное выделение заголовков слайдов и формулировка блоков поясняющего текста; продуманные содержательные мотивы иллюстраций; логичное планирование порядка появления объектов Лаконичность изложения Расплывчатые малопонятные формулировки, много второстепенной малозначимой информации Автор кратко, четко и ясно изложил свои мысли (и в целом содержание работы); необходимый подробный материал расположен в ссылках Адекватность изучаемой тематике Мало понятна связь работы с тематикой изучаемого материала (или работа мало ему соответствует) Работа ярко демонстрирует изучаемую тематику, обладает достаточной глубиной проникновения в проблему; привлечены знания из других областей Аккуратность оформления содержания Многочисленные орфографические и стилистические ошибки Информация представлена в ясной и аккуратной манере, без грамматических ошибок Важность и актуальность тем ы Работа мало значима для решения актуальных проблем современности, представляет собой «вчерашний день» Работа вскрывает важнейшие про блемы, выставляет их на обсуждение, привносит свой минивклад в их решение Адресность проекта Работа плохо Проект нацелен на интересы адр соответствует характеру адресуемой аудитории (возрасту, есуемой уровню подготовленности, интересам,…) аудитории, полезен ей; возможно даже, обращен к людя м различных культур Значимость для образования Работа не содержит материала для образования. Например, смотрится как статья из энциклопедии Работа вовлекает учащихся в зад уманную среду обучения; 10 объясняет и учит, информирует, развлекает. Обладает большим образовательным потенциалом, ясностью Методические материалы. Методика работы с научной информацией: Поиск научной информации. Поиски необходимой литературы. Работа с библиотечными каталогами. Способы построения библиографического списка: алфавитный, тематический, хронологический. Чтение научной литературы: цели чтения: · информационно-поисковая — найти нужную информацию; · усваивающая — понять информацию и логику рассуждения; · аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение; · творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее. Последовательность действий при чтении: 1. Выделите заголовки и рубрики для того, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста. 2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) 3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить прочитанное. 4. Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли. Методы фиксации полученной информации. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном). План, тезис, конспект, схема. Систематизация и хранение информации: картотека. Методики развития общих исследовательских умений и навыков обучающихся. Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, экспериментировать, высказывать суждения и делать умозаключения. Как провести исследование 1.Определить цель исследования - подумать, зачем ты его проводишь. 2. Определить задачи исследования Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения. А задачи описывают основные шаги. Определить гипотезу исследования Гипотеза-это предположение. Рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Гипотеза- основание, предположение, суждение. Которое выдвигается для объяснения какого-нибудь явления. Обычно гипотезы начинаются словами: -предположим… -допустим… -возможно… -что, если… Как составить план работы? Для того, чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что- то новое о том. Что исследуем? Для этого нужно определить, какими методами мы можем пользоваться. Метод – это способ, прием познания явлений окружающего мира. 11 Как выбрать методы исследования? Список методов исследования: -Индукция и дедукция. - Анализ и синтез. -Сравнительный анализ. -Метод аналогий. - Моделирование. - Наблюдение. - Эксперимент. - Анкетирование. Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу. Подготовка к защите исследовательской работы Выделить из текста основные понятия и дать им определения. - Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. - Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. - Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. - Предложить примеры, сравнения и сопоставления. - Сделать выводы и умозаключения. - Указать возможные пути дальнейшего изучения. - Подготовить текст сообщения. - Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. - Приготовиться к ответам на вопросы. Организация и проведение эксперимента. Организационная структура занятия в творческом объединении Организационный этап Интеллектуальная разминка Привлекательная цель Основной этап Особое задание Вопрос к тексту Игра-тренинг Контрольно-прогностический этап Анализ творческих, практических работ, выполненных на занятии. Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного результата занятия. Что удалось? Что не получилось и почему? Заключительная часть занятия Ритуал окончания занятия. «Хочу сказать спасибо…» Воспитательные задачи на занятии решаются через: привлечение органов самоуправления к реализации творческих и учебных проектов, формирование творческих советов дела, фиксацию результатов занятия в «Листе самооценки» обучающегося, ритуализацию начала и окончания занятия, Развивающие задачи решаются через: 12 Планирование совместной деятельности при подготовке к работе над исследовательским, творческим проектом Обсуждение содержания деятельности методом мозгового штурма, Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного результата занятия. Работу с различными источниками информации, Учебные задачи решаются через: Игровые тренинговые упражнения, Анализ творческих работ, выполненных на занятии. Данная структура занятия позволяет эффективно достичь прогнозируемых результатов: Личностных. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Воспитательная компонента программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. Участие родителей в мероприятиях в качестве постоянных участников поможет им: • Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности; • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; • Относиться к ребёнку как к равному; • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • Существовать в едином информационном поле с ребёнком; • Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения. Участие детей в мероприятиях поможет им: Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. 13 План воспитательно-развивающих мероприятий №п/п Участники Мероприятия Обучающиеся по «Крепка семья 1 программе традициями» «ПИД», родители 2 3 4 5 Обучающиеся по «Погружение программе профессию» «ПИД» Форма своими Семейный проект. Презентация традиций своей семьи. в «Встречи с людьми профессий Агросферы» Месяц Ноябрьфевраль В течении учебного года Обучающиеся по «Юные исследователи» Защита проектов март программе по теме: «ПИД» «Благоустройство Памятников моего поселка» Обучающиеся по «Построим дом для птиц» Акция, Март-май программе посвященная «ПИД», родители международному дню Птиц Обучающиеся по «Старая фотография» Акция «Окно май программе Победы» «ПИД», родители Иные компоненты Условия реализации программы. Программа реализуется на базе МКОУ СОШ в с. КлючиБулак и в п. Боровской, Иркутская обл., Братский р-н. Материально техническое обеспечение программы. Мультимедийный проектор; - Персональный компьютер (ноутбук); - Набор ящиков и горшочков для рассады; - Семенной фонд в ассортименте; - Инвентарь для работы в теплице и на земельном участке. Программа реализуется в сетевой форме в п. Боровской на базе МКОУ «Боровская СОШ», адрес: Иркутская область, Братский район, п. Боровской, пер. Школьный, 1 В соответствии с Договором №1 от 12 января 2021 года «О сетевой форме реализации дополнительной общеразвивающей программы» материально-техническую базу и санитарногигиенические условия реализации программы обеспечивает МКОУ «Боровская СОШ». Информационные ресурсы. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности 1. RAMBLER http://www.rambler.ru Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских порталов. Он объединяет поисковую систему Rambler, а также ряд бесплатных сервисов. Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются «Rambler –Наука», «Nature», «Интерактивные карты», «Словари» и « Rambler – FTP». Проект Rambler -Наука (http://science.rambler.ru/) был 14 создан с целью повысить научный потенциал российского Интернета и сгладить дисбаланс, сложившийся в сфере распространения научной информации. Проект Rambler-Наука осуществляется при поддержке МГУ им. М. В. Ломоносова, научный потенциал которого гарантирует высокий уровень подготовленных материалов. 2. АПОРТ http://www.aport.ru Специализированный поисковый портал Апорт является одним из наиболее известных российских порталов и объединяет поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, а также ряд бесплатных сервисов и информационных проектов. 1. «Культура России», который является официальным сервером Министерства культуры РФ. «Культура России» http :// www . russian culture.ru 2. «Кирилл и Мефодий» http :// www . km . ru http://www.vip.km.ru/ 3. Словари в сети Интернет http://www.gramota.ru/ Сайт Грамота.ру http://mirslovarei.com/ Мир словарей http://www.slovari.ru Словари www.edic.ru Большой энциклопедический и исторический словари онлайн www.wikiznanie.ru ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия ru.wikipedia.org Википедия: свободная многоязычная энциклопедия www.megabook.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» online.multilex.ru МультиЛекс Online: электронные словари онлайн 4. Электронные библиотеки Библио-редактор http://biblio.redaktor.biz/ lib.ru/ - электронная библиотека Максима Мошкова zhurnal.lib. Литература для педагога: 1.Андреев М.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979 2.Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000 3.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999 4.Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издательство Дома учителя, 2001 5.Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1—84. — Введ. 01.01.86. — М., 1984. 6.Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа. - 2001. - №2 (41). 7.Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2000. - №4. 8.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001. 9.Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр.- М. Издательско - торговый дом «Русская редакция», 2005. - 368с. +CD 10.Кузнецов И.Н. Методика научного исследования. – Мн.:1997 15 11.Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. - Издательство М., Академия, 2005. – 217с. 12.Образцов П.И. Методы и методология психологического исследования. СПб.: Питер, 2004 13.Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск: Наука, 1979 14.Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.: ГУ – ВШЭ: ИНФРА – М, 2001 15.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.: Народное образование, 2001. 16.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы, 1998, №4. 17.Шилова О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ 18.О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. - М.: Институт. Ру, 2006. - 144с: ил. - (Учебно-методическое пособие). Литература для обучающихся и родителей: 1.Введенская Л.А., Павлов Л.Г. Деловая риторика. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на Дону: МАРТ, 2000 2.Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.:Книга, 1975 3.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990 4.Комаров В.Н. Путь к тайне: беседы со старшеклассниками. – М.:1990 5.Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996. 6.Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научнопопулярной книгой. – М.: Просвещение, 1982 16 Приложение 1 Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Проектно-исследовательская деятельность», Педагог: Карташова Татьяна Владимировна № п/п Дата Название раздела Темы занятия Объём часов всего Раздел 1. Основы проектно-исследовательской деятельности 1 08. 09 2 15.09 теория 8 8 Тема. Особенности и направления проектно- 2 исследовательской деятельности (введение). Ознакомление с программой. Направления и формы творческих работ в области экологии, возможные объекты исследования. Этапы исследования. Тема. Ознакомление с предлагаемой тематикой 2 2 исследований. Выбор темы для практика 2 исследования «Объекты исследования» «Наши питомцы - объекты исследований», «Комнатные растения - объект исследований». 3 22. 09 Тема. Работа с литературой и другими источниками 2 информации. Значение источников информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе. 2 4 29. 09. Тема. Способы классификации литературы: 2 функциональная, тематическая. Правил подбора литературы и работы с книгой. Правила составления и оформления литературного обзора. 2 5 06. 10 Тема. Классификация книг по тематике и видам 2 2 литературы. Подбор литературы по выбранной теме. Поиск нужной информации в выбранных источниках. 2 Тема. Составление плана литературного обзора. Составление списка литературы. 6 13. 10 7 20. 10 Тема. Доклады обучающихся по итогам работы с 2 литературой. 8 27. 10 Методы исследований. Описание, 2 наблюдение, эксперимент, социологический опрос, анализ литературных источников и интернетресурсов как методов исследований. 2 9 03. 11 Тема. Тема. Фиксация результатов исследования. 2 Формы фиксации результатов исследования: протоколы наблюдений и экспериментов, социологического опроса, запись интервью и бесед; дневники наблюдений и полевые дневники; 2 Тема. 2 2 17 зарисовки, фотои видеосъёмка, коллекций и альбомов оформление 10 10. 11 Тема. Правила ведения дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц. Особенности фотосъемки 2 2 11 17. 11 Тема. Составление плана описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания (или обитания). 2 2 12 24. 11 Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к рисункам и фотографиям. Сбор и оформление коллекций. 2 2 13 01.12 Тема. Постановка мини-экспериментов. Составление анкет для социологического опроса (тема - по выбору обучающихся). 2 2 14 08. 12 Анкетирование обучающихся своего объединения и других респондентов. 2 2 15 15.12 Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований 2 2 16 22.12 Тема. Постановка мини-экспериментов. Составление 2 анкет для социологического опроса (тема - по выбору обучающихся). Анкетирование обучающихся своего объединения и других респондентов. Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований. 2 17 29.12 Тема. «Применение различных методов исследования и 2 форм фиксации результатов при изучении природных объектов». 2 18 2024 г Тема. Анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Формулирование выводов. 2 2 Тема. Составление схем и таблиц по протоколам 2 2 12. 01 19 19. 01 исследований. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Проверка соответствия выводов цели и задачам работы Оформление работы. Тема. Структура и правила 2 оформления исследовательской работы. Работа в программе MS Word. Виды наглядности: рисунки, плакаты, фотографии, коллекции, стендовая графика, мультимедийные презентации. Правила оформления мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint. 20 26. 01 21 02. 02 Тема. Защита работы. Построение доклада. 2 Использование наглядности при представлении работы. Речь докладчика. Психология выступления. 2 22 09. 02 Тема. Выступления с докладами, обсуждение докладов 2 2 2 18 Раздел 2. Индивидуальные или коллективные исследования и проекты 30 23 16.02 Тема. План индивидуальной работы над 2 исследовательской темой: Выбор темы и объекта исследования Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез. 2 24 01. 03 Тема. Подбор источников информации теоретического материала по выбранной теме. и 2 2 25 15. 03 Тема. Анализ материала из разных источников 2 информации, написание литературного обзора. 2 26 22. 03 Тема. Выбор методов исследования, знакомство с 2 методиками, их освоение. 2 27 29. 03 Тема. Описание объекта и условий исследования, фото- 2 или видеосъёмка. Корректировка цели и задач исследования, если это необходимо. 2 28 05. 04 Тема. Проведение исследований методике, фиксация результатов. выбранной 2 2 29 12. 04 Тема. Обработка полученных данных: представление их 2 в виде таблиц и схем, выполнение необходимых расчётов, построение графиков и диаграмм. 2 30 19. 04 Тема. Анализ полученных результатов исследования 2 2 31 26. 04 Тема. Сопоставление результатов исследования с 2 литературными данными и рабочими гипотезами. Формулирование выводов и заключения исследовательской работы 2 32 03. 05 Тема. Оформление (редактирование и форматирование) 2 текста работы и приложений. Оформление стендовой графики или презентации. 2 33 17.05 Тема. Написание тезисов к работе. Подготовка доклада, 2 репетиции. 2 34 24.05 Тема. Репетиция защиты исследовательской работы 2 2 35 31.05 Тема. Предзащита работы и отдельных её этапов на мини-конференциях в группе или объединении. 2 36 31.05 Тема. Защита работы на мини-конференции в творческом объединении 2 по Итого 72 2 2 14 58 19 Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Проектно-исследовательская деятельность», Педагог: Браило Наталья Остаповна № п/п Дата Раздел программы Тема занятия 1. Понятие проекта. Начало проектирования – от проблемы к цели 1-2 06.09 Вводное занятие. Входной контроль. 3-4 13.09 Понятие проекта. Виды проектов. 5-6 20.09 Понятие проекта. Виды проектов. 7-8 27.09 Проблематизация 9-10 04.10 Проблематизация 11-12 11.10 Формулирование проблемы, темы, цели и задач. 13-14 18.10 Формулирование проблемы, темы, цели и задач. 15-16 25.10 Формулирование проблемы, темы, цели и задач. 17-18 01.11 Текущий контроль. Практическая работа 2. Работа с источниками информации. Планирование выполнения проекта (творческий, информационный, практикоориентированный, исследовательский) 19-20 08.11 Работа с источниками информации 21-22 15.11 Работа с источниками информации 23-24 22.11 Работа с источниками информации 25-26 29.11 Выбор способа решения проблемы. Планирование выполнения проекта 27-28 06.12 Выбор способа решения проблемы. Планирование выполнения проекта 29-30 13.12 Выбор способа решения проблемы. Планирование выполнения проекта 31-32 20.12 Условия и ресурсы проекта 33-34 27.12 Условия и ресурсы проекта 35-36 10.01 Промежуточная аттестация. Практическая работа 3. Разработка и реализация проектов 37-38 17.01 Методы и инструментарий проекта. 39-40 24.01 Методы и инструментарий проекта 41-42 31.01 Методы и инструментарий проекта. 43-44 07.02 Методы и инструментарий проекта. 45-46 14.02 Критерии оценивания проекта 47-48 21.02 Критерии оценивания проекта 49-50 28.02 Создание конечного продукта. 51-52 06.03 Создание конечного продукта 53-54 13.03 Промежуточная аттестация. Практическая работа. 4. Защита проектной работы 55-56 20.03 Оформление результатов проекта 57-58 27.03 Оформление результатов проекта. 59-60 03.04 Защита проектной работы 61-62 10.04 Защита проектной работы 63-64 17.04 Защита проектной работы 65-66 24.04 Особенности использования компьютерной презентации при защите проектной работы 67-68 08.05 Особенности использования компьютерной Всего кол-во часов 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 20 69-70 15.05 71-72 22.05 29.05 презентации при защите проектной работы Особенности использования компьютерной презентации при защите проектной работы Итоговое занятие 2 Итого: 72 2 21