ДОП Хор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 1 от 28.08.2024- г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 137-0
от 02.09.2024-г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ХОР»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-11 лет

Автор – составитель:
Пучкова Н.В.,
педагог дополнительного образования

Вихоревка, 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Хор» разработана на
основе дополнительной общеразвивающей программы «Хор» авторасоставителя Платоновой Н.В., утвержденной приказом директора №
94-о от 04.09.2020 г. В соответствии с нормативными документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
•
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629.
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
•
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»
•
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
•
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №
996-р;
•
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»;
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»
•
Стратегия социально-экономического развития Иркутской
области на период до 2036 года

Иные документы
 Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеразвивающих программ в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской
области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
 Устав
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв.
Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ»
№ 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
«Хор» - художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность
программы
Основная задача эстетического воспитания - развивать у детей
чуткость,
восприимчивость
к
красоте,
эмоциональную
отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде.
Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце
важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже
воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение.
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать
окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной
программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед
педагогом - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но
и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни
и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального
искусства помогать становлению нравственной личности.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития
творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле
детский хор является средством художественно -творческого развития
учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хор» является средством формирования творческого
коллектива единомышленников, который занимается социальнокультурной деятельностью. Ребенок, изучая и исполняя вокальные

произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального
искусства, формирует определенный объем певческих умений,
навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на
различные явления жизни, умения и навыки коллективной
деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через
постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального
произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение
концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора
обучающихся.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 7-11 лет и разрабатывалась с
учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Возрастные
особенности.
Младший
школьный
возраст
характеризуется активным формированием личности. У детей
происходит формирование и становление новой системы отношений
между людьми, изменяется отношение к обязанностям, увеличивается
круг интересов, развиваются способности. В младшем школьном
возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а
значит, уделяется особое внимание осанке. В этом возрасте у детей есть
свои особенности в организации движений, мелкая техника дается им
тяжело. Несмотря на то, что у детей растет физическая выносливость,
на психологическом уровне они не могут еще долго концентрировать
внимание на чем-то одном, не умеют еще сосредотачиваться, в
результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро
утомляются. Поэтому занятие не должно быть эмоционально
перенасыщено, объем материала должен быть ограничен их
физическими возможностями. Это необходимо учитывать, меняя
формы деятельности в течение занятия, чередовать серьезную
деятельность с игровыми формами обучения, чтобы переключиться и
удержать внимание учащихся.
Срок освоения - 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная.
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
Цель и задачи программы
Цель: Творческое развитие детей средствами хорового искусства.
Задачи:
•
формировать основные певческие навыки;

•

воспитывать
слушательскую и
исполнительскую
культуру, способность воспринимать образное содержание
музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой
деятельности;
•
развивать у детей звуковысотный, гармонический, ритмический
слух, тембровое и динамическое восприятие музыки, чувства ритма и
лада;
•
знакомить с элементами понятий о форме и жанре музыкального
произведения;
•
формировать творческую активность, внимание, выдержку,
инициативность, самостоятельность, настойчивость.
•
развивать память, взаимопомощь и взаимовыручку.

Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – 144 часа.
Содержание программы
Вводное занятие – 2 часа.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач
вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника
безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа - 87 часов
Певческая установка. Правила певческой установки.
Внешнее поведение певцов, основные положения корпуса и головы.
Распевание. Разогрев и настройка голосового аппарата. введени
голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой
в отношении звуковысотного и динамического диапазонов,
тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.
Упражнения «на дыхание». Распевание считалок, припевок,
дразнилок.
Выработка
правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ.
Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание. Жизненное дыхание и певческое дыхание.
Произвольное управление певческим дыханием. Формирование
навыка плавного и экономного выдоха. Певческий вдох. Опора звука.
Цепное дыхание. Правила выработки навыка цепного дыхания.
Упражнения на выработку цепного дыхания.
Дирижерские жесты. Знакомство с дирижерскими жестами и
их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские
схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Фрагмент занятия «замени педагога».

Дирижирование обучающимися куплетов песни. Формирование
навыка точного и одновременного начала (вступления), снятия
звука, единовременного
дыхания (в определённом темпе и характере), единообразного
звуковедения (legato, non legato).
Унисон. Тренировочные упражнения по выработке унисонного
звучания.
Вокальная позиция. Тренировочные упражнения: подготовка
«места» для звука, ощущение зевка.
Резонаторы – головные и грудные. Голосовые упражнения и
упражнения с закрытым ртом.
Звуковедение. Связное пение (легато), активная (но не
форсированная) подача звука, выработка высокого, головного
звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Пение закрытым ртом звука «м». Посыл звука в переднюю часть
твердого нёба на корни передних верхних зубов. Упражнения на
пении гласных «и», «е», «у». Упражнения на овладение приёмом
прикрытия пение слогами лё, му, гу, ду, «йэ», «йа», «йо», «йу».
Дикция. Особенности вокальной дикции. Органы артикуляции.
Скороговорки, чистоговорки.
Начало двухголосного пения. Элементы двухголосия. Исполнение
песен «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке»,
«Как пошли наши подружки».
Репетиции. Работа над ритмическим, динамическим, тембровым
ансамблями, исполнительским планом каждого
произведения.
II. Музыкально-теоретическая подготовка – 20 часов.
Основы музыкальной грамоты. Название звуков и их
расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая
октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки
альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и
метро-ритмическими
особенностями
строения
музыкальных
произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Динамические
и темповые обозначения как основные средства музыкальной
выразительности.
Тембры
фортепиано,
скрипки, виолончели,
трубы. Тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Высокие и низкие
звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии. Мажорные и
минорные песни. Мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем
движении. Мажорное трезвучие.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Упражнения
по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия
созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на
слог «лю», на группу слогов – ля, ле, лю. Практические упражнения
по
видам
движения
мелодии
(постепенное,
«змейкой»,
скачкообразное). Сравнительные упражнения на высоту звука с
использованием игрового приема, сопровождая пение движением
руки вверх, вниз: выше, высокие слоги («динь-динь»); чуть ниже («дандан»); еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма. Метр, темп. Пять темпов: ларго, адажио,
анданте, аллегро, престо.
III. Теоретико аналитическая работа – 9 часов.
Беседа о гигиене певческого голоса
Слушание музыкальных произведений. Прослушивание небольших
музыкальных
произведений.
Прослушивание
небольших
музыкальных произведений с целью воспитания эмоциональноэстетической отзывчивости на музыку. Формирование осознанного
восприятия музыкального произведения. Введение понятий:
вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими
исполнителями. Краткий рассказ о музыкальном произведении,
сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие
содержания
музыки
и
текста,
особенностей
музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития
творческого воображения, которое человеку необходимо не только в
искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Развитие
интонационного слуха, без которого невозможно понимание
музыки. Формирование умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление
музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по
партиям и всем вместе.
IV. Концертно-исполнительская деятельность – 24 часа.
План концертной деятельности составляется на год с учетом
традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Без
помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на
своих классных праздниках, родительских собраниях.
Итоговая аттестация – 2 часа.
Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно
выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Планируемые результаты
В результате обучения ребенок должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого
голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать
им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты;
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой
русских и зарубежных композиторов.
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный
вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на
одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
№
п/п
1
2

3

4

5

Разделы
программы

Всего

Теория

Практика

Вводное
занятие
Раздел 1.
Вокальнохоровая работа
Раздел 2.
Музыкальнотеоретическая
подготовка
Раздел 3.
Теоретикоаналитическая
работа
Раздел 4.
Концертноисполнительская
деятельность

2

2

-

87

9

78

20

4

16

9

6

3

24

-

24

Форма
аттестации/контроля

6

Итоговая
аттестация

2

-

Отчетный концерт

2

итого

Вводное
занятие

Всего часов
по разделу

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел /месяц

сентябрь

Календарный учебный график

2
2
-

2

Раздел 1.
Вокальнохоровая
работа
Раздел 2.
Музыкальнотеоретическая
подготовка
Раздел 3.
Теоретикоаналитическая
работа
Раздел 4.
Концертноисполнительс
кая
деятельность
Итоговая
аттестация

10

10

10

10

10

10

9

2

2

2

4

2

4

4

2

2

2

2

1

2

2

итого

16

16

16

3

16

16

9

9

87
9
78
20
4
16
9
6
3

2

16

3

16

7

16

5

24
24

2

2
2
144

16

Оценочные материалы
Оценка результативности усвоения программного материала
осуществляется по двум направлениям:
1. Предметные результаты оцениваются тестами, викторинами,

ребусами, открытыми занятиями, творческими заданиями,
презентациями творческой концертной работы обучающихся.
2. Творческие (концертные выступления) оцениваются по
следующим параметрам:
Интонирование
 Дикция
Звукообразование
 Фразировка
 Ансамблевость
 Выразительность, эмоциональность исполнения
Развитие личностных качеств:
- навыки сотрудничества;
- творческая активность;
- толерантность;
- навыки самопрезентации;
- стремление к самореализации;
-трудолюбие;
-способность к адекватной самооценке.
Итоговая оценка деятельности обучающегося складывается из
результатов работы в течение года, его участия в концертных
выступлениях и фиксируется в творческой тетради.
Для диагностики уровня воспитанности:
ценностные ориентации обучающихся;
коммуникативная культура;
операционные умения (организаторские качества личности)
Формы отслеживания и фиксации результатов освоения
программы:
 контрольные задания, кроссворды, концертный номер, анализ
продуктов творческой и социальной деятельности, участие в
конкурсах и фестивалях,
 индивидуальная карта освоения образовательной программы.
 портфолио обучающегося
 летопись объединения (видео-, фотоматериалы);
 отзывы о художественных номерах.
Системы оценивания.
В рамках программы применяется 4-х уровневая система оценки
освоения учебного материала. Положительная отметка должна быть
выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал
существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно
посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю
деятельности:
• Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы освоено менее 1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке «2».

• Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения
разделов программы -освоено 1/2 программы - 2-4 балла
соответствует отметке «3».
• Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы освоено более 1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует
отметке «4»
•
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы освоено более 2/3 программы, (практически полностью) - 8-10
баллов соответствует отметке «5».
Методические материалы
Приложение 1
Формы обучения и виды занятий:
Занятия проходят со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения,
которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети осваивают
музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков,
современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются
концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение
таких занятий на природе.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов,
праздников, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием (2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
7) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к
занятию.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Кадровое условие
Для реализации программы требуется педагог, имеющий среднее
профессиональное или высшее образование в рамках укрупненных

групп направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего
профессионального
образования
«Образование
и
педагогические науки» и обладающий профессиональными знаниями в
области вокального искусства.
Технические условия реализации программы:
 кабинет для репетиций;

сцена, актовый зал.
Оснащение кабинета:
 мебель (шкафы, столы, стулья);
 ноутбук;
 утюг;
 гладильная доска;
 ватман, краски, кисти;
 костюмы, декорации;
 методическая литература для детей, родителей, педагогов.
Работа с родителями:
 выступление с детьми на родительских собраниях;
 приглашение родителей на премьеры спектаклей, на праздники
творческого объединения;



использование помощи родителей в подготовке детей перед
выступлением.

Информационно-методическое обеспечение образовательной
программы представляет собой набор дидактических средств обучения,
который постоянно пополняется педагогом с помощью обучающихся и
их родителей. Дидактические средства: учебные, наглядные и
методические пособия - ценный элемент процесса обучения, их подбор
зависит от поставленных целей занятия, используемых методов, форм и
приемов обучения.
Материально-техническое обеспечение реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хор»
Библиотечный фонд
1.Хрестоматии с нотным материалом
2.Сборники песен и хоров.
3.Методические пособия
4. Книги о музыке и музыкантах.
Печатные пособия
1.Дидактический материал музыкальных темпов, ритмов, средства
музыкальной выразительности и.т.д.

2.Портреты композиторов
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр
2.Ноутбук
Звуковые пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
2.Нотный и поэтический текст песен.
Учебно-практическое оборудование
1. Музыкальные инструменты: баян.
2. Комплект детских музыкальных инструментов: бубен, барабан,
маракасы; народные инструменты: свистульки, деревянные ложки,
трещотки, рожки и т.д.
Список литературы
Литература для педагога
1. «Типовая программа для нешкольных учреждений и
общеобразовательных школ» Овчинникова Т.И. Москва. Просвещение
1986 г.
2.« Мир вокального искусства» Г.А.Суязова. Волгоград: Учитель
2008г.
3.«Звук волшебник» Т.Н.Дявятова. Образовательная программа по
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. : Линка-пресс,
2006г.
4. Наглядные средства в музыкальном воспитание дошкольников.
Л.Н.Комисарова, Э.П.Костина. М. Просвещение, 1986г
Литература для обучающихся и родителей
1. Музыкально- дидактические игры и упражнения в малокомплетных
ДОУ. А.М.Зимина.- М.: «Гном-Пресс» 1999г.
2. «Учите детей петь» Т.М. Орлова, С.И.Бекина. Москва
«Просвещение» 1988г.

Приложение 1
Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата
является соблюдение правил певческой установки, главное из которых
может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни
стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной
внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки
внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы
должны быть следующими:

– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая
назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть
тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка
подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно
лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое
положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её
книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется
свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят,
сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с
опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое
выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка
голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты
и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения
хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их
эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в
работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении
звуковысотного
и
динамического
диапазонов,
тембра
и
продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и
выразительности звучания голосов можно добиться только на основе
правильной координации в работе всего голосообразующего
комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для
распевок на первом году занятий следует использовать знакомые
считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего
детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания,
четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают
возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную
темпераментность
и
естественность
вокальной
позиции.
Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и
подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному
языку мелодий.
Распевание
способствует
развитию
чистоты
интонации
ладогармонического
слуха. Желательно
как
можно
чаще
пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание
собственного голоса с голосами профессиональных певцов.

Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по
полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и
возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до
мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в
удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ.
Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного
певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного
дыхания. Выдох, во время которого происходит формация,
значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей
произвольного
управления
певческим
дыханием
является
формирование навыка плавного и экономного выдоха во время
фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно
легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует
брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через
нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра
слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать
мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности
интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от
темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они
быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться
сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в
раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого
положения во время пения будет способствовать появлению у него
ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру
музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой
техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса,
интонированием и т. д. Например, от перебора дыхания возникают
излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе
и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению
качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому
утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также
порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к
заданному тону, как правило, снизу.
Таким
образом,
певческое
дыхание
является
основой

вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых
навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого
дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность
исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых
произведений на непрерывном дыхании (например, русской
народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной
песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца
исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве
случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот
звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного
дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а
последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно
сформулировать так: – не делать вдох одновременно с сидящим
рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности
внутри длинных нот; – дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука,
интонационно точно; – чутко прислушиваться к пению своих соседей
и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива
можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности
общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует
работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими
жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие,
дирижерские
схемы
2/4,
3/4
,
4/4.
Вступление
и
инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой.
При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов
разного характера можно позволить желающим принять участие в
эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом
случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, non legato). Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.

В самом начале работы с хором возникает задача приведения
певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении
очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и,
внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со
всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. Полученное
звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и
вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это
будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в
работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на
звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание
хористов на правильную певческую установку, по
возможности
устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в
голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить
звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию,
подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается,
образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть
свободно опускается, и все это должно происходить совершенно
естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка,
гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое
положение, и в таком положении она должна оставаться на
протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о
близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном
никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о
работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха
начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя
его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные
пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные
резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в
одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых
упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем
меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых
призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и
естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная
(но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного
звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном
этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся
выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при
этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком
зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в
вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее
носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого
нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее
резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и
полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными
по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и
именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на
пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука
можно рекомендовать пение так называемых йотированных
гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке
головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во
время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью.
Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности
звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по
возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка,
мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности
артикуляционного аппарата используются различные скороговорки
типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем
зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу
пик» и т. п. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это
главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности
коллектива.
Начало двухголосного пения. Элементы двухголосия в группе даются
только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях.
Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение
голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как
«В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как
пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса
одной из важнейших задач является выработка у учащихся
самостоятельности, сущность которой заключается в четком
проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Самостоятельность
голосоведения устраняет главную
трудность первого
этапа двухголосного пения – частые переходы
второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие
второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на
партию первого (верхнего) голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это
работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями,
отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
Приложение 2
Календарный учебно-тематический план
№ Дата Тема

1

Вводное занятие

Кол- Форма
во
занятий
часов
2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

14

2

15

2

16

2

17

2

Форма
аттестации,
контроль
Прослушивание

18

2

19

2

20

2

21

2

22

2

23

2

24

2

25

2

26

2

27

2

28

2

29

2

30

2

31

2

32

2

33

2

34

2

35

2

36

2

37

2

38

2

39

2

40

2

41

2

42

2

43

2

44

2

45

2

46

2

47

2

48

2

49

2

50

2

51

2

52

2

53

2

54

2

55

2

56

2

57

2

58

2

59

2

60

2

61

2

62

2

63

2

64

2

65

2

66

2

67

2

68

2

69

2

70

2

71

2

72

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».