Конспект занятия Ищенко Т.С.

муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом Детского Творчества»

Рассмотрено
и рекомендовано к реализации
Заседанием МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 5 от 12. 01. 2022 г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

Конспект учебного занятия для детей с ограниченными
возможностями здоровья
«Рождественский сочельник»

Автор-составитель:
Ищенко Татьяна Сергеевна,
педагог -организатор

г. Вихоревка, 2022г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания
школьников младшего и среднего возраста «Традиционные народные праздники»
Цель программы: Приобщение детей к нравственным и эстетическим ценностям
русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников,
игровых традиций русского народа в календарной последовательности.
Участники: группа обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья,
количество обучающихся 12 человек (F-71 - дети с умеренной умственной отсталостью, детиинвалиды)
Педагогические методы и приемы: интерактивная беседа , рассказ педагога, групповая
работа, просмотр фильма, народные игры, творческие задания.
Реквизит и оборудование: подготовлен дидактический материал (напечатаны слова и
ласковые слова), снежки, изготовлены бутафорские валеночки, колышки; мультимедийное
оборудование, музыкальное сопровождение.
Термины (новые слова): кутья, ряха, колышки, святки.
Сюрпризный момент (эффект неожиданности): выход Деда Мороза с подарками.
Форма проведения: игра-путешествие.
Цель: Формирование познавательного интереса к народным праздникам через игровую
деятельность.
Задачи:
Образовательные:

Расширить представления детей о празднике зимнего календаря.

Познакомить детей с обычаями и традициями.

Разучить русские народные игры зимнего календаря.
Развивающие:

Развивать словарный запас детей.

Развивать навыки игровой деятельности по определенным правилам.
Воспитательные:

Воспитывать уважение к традициям русской народной культуре.
Ход мероприятия
1. Сообщение темы и целей мероприятия
ВЕДУЩИЙ:
Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! Рады приветствовать Вас в этом зале! Сегодня
мы отправимся в «Путешествие по зимнему празднику народного календаря» и узнаем об
истории возникновения праздника, о традициях русского народа в эти праздничные дни.
Наше путешествие мы начнем с разминки «Зимние слова». Я вам буду читать
стихотворение, и если слова относятся к теме «зима» вы хлопаете в ладоши и говорите «ДА», а
если к теме «лето» - то вы хлопаете по коленкам и говорите «НЕТ». Готовы?
Вот зима настала
Вспомнить нам пришла пора,
Чем же может заниматься
В это время детвора.
Можно на коньках кататься…
Свежим воздухом дышать…
Поиграть в снежки, побегать…
И на речке загорать…
В декабре, в последних числах,
вокруг ёлки танцевать…
А в лесу зимой неплохо
землянику собирать…
2

на качелях покататься…
и на саночках с горы…
А ещё зимой, ребята,
Могут в бадминтон сыграть…
Под зонтом в метель укрыться…
По сугробам погулять…
Очень здорово ребята,
С вами было поиграть!
Подведение итога.
Какие ребята вы сообразительные, знаете зимние и летние игры.
Слайд 2. А какое время года сейчас? (ответы детей) А какие зимние праздники вы
знаете? Молодцы!
И чтобы узнать о каком зимнем празднике пойдёт речь, предлагаю Вам разгадать
ребусы Слайд 3,4,5,6
Скажите, о каком празднике пойдет сегодня речь?
Звучит правильный ответ Рождество
Правильно, ребята! А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей) Предлагаю вам
познакомиться с историей праздника зимнего календаря.
2. Знакомство с народными традициями Рождественских святок
ВЕДУЩИЙ: Слайд 7. Дни с 6 по 18 января – это святые дни или святки. На
Руси их называют Рождественские святки. В святочных традициях участвовала вся страна.
Слайд 8. Накануне праздника готовили кутью (кашу) из зёрен пшеницы с мёдом,
изюмом, орехами. Это символ достатка и благополучия в семье.
Слайд 9 В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния с песнями,
плясками и хороводами, катались на санях, люди ходили друг к другу в гости, по дворам
ходили толпы ряженых переодетых в разных персонажей людей, Слайд 10. надевали ряхи, т.е.
маски разных животных, пели песни-колядки, в которых славили Рождество Христово,
обращались к хозяевам, желали им доброго здоровья, благополучия, богатого урожая.
Предлагаю вам посмотреть видео про Рождество.
(Показ видеоролика)
Святки на Руси не обходились без игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем,
повеселимся, посоревнуемся.
Сегодня будут соревноваться две команды: «_____________» и «_____________». За
правильные ответы команды будут получать снежинки. В конце наших соревнований
определим победителя: какая команда наберет большее количество снежинок.
1. Игра «Сугроб».
Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем. Как? (зимазимушка).
Задание: Найти в сугробе слова и сложить попарно, по-образцу, т.е. сначала слово, а
затем ласковое слово (уменьшительно-ласкательное его значение)
Мороз – (морозец).
Холод – (холодок)
Ёлка - (ёлочка)
Игрушка - (игрушечка)
Снеговик – (снеговичок)
Гора – (горка)
Санки – (саночки)
Метель – (метелица)
Молодцы, ребята! Правильно все слова собрали. Давайте зачитаем, что у нас
получилось. Подведение итога
3

А сейчас мы с вами разучим народную игру «Городки». Для игры можно использовать
подручные средства: колышки, бутылочки, валеночки. Вот и валеночки у нас есть, и колышки.

2. Игра «Зимние городки»
Ребята, на славу мы с вами поиграли, что даже ветер поднялся. (ЗВУК ВЕТРА)
Слышите? (ответы детей)
Смотрите, ветер принёс нам снежки. Предлагаю вам поиграть в самую зимнюю игру
«Бой в снежки»
3. Игра «Бой в снежки»
Подведение итогов игры.
ВЕДУЩИЙ: Мы услышали новые слова: колышек, кутья, ряха. Давайте вспомним, что
означает слово кутья? Ряха. Молодцы!
Слайд 11 И мы продолжаем наше путешествие по праздникам зимнего календаря.
Рождественские
святки
празднует
народ,
Дорогие ребятки, становитесь в хоровод!
ВЕДУЩИЙ: мы сейчас с вами поиграем в русскую народную игру «Весёлый бубен»
4. Игра «Весёлый бубен»»
Подведение итога.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, как замечательно вы танцуете.
Ребята, есть еще одна традиция рождественского праздника, это - гадание. А какие
гадания вы знаете? (Ответы детей)
Способов гаданий великое множество. Наши предки гадали на чём угодно. На ключах,
на воске, на собачьем лае, на оставленной на крыльце рукавичке, на подслушанном обрывке
фразы, на следе под окошком. Верили, святочные гадания всегда сбываются.
Давайте и мы с вами погадаем! У меня в коробке вещи волшебные лежат, волшебные да
гадальные. Сейчас мы узнаем, кого, что ожидает в новом году.
1. Лента – к обновкам, купят вам много вещей, нарядов.
2. Морковь – к здоровью, весь год болеть не будете.
3. Пуговица – приобретешь новую одежду.
4. Карандаш – к успехам в учебе.
5. Газета – весь год вас ждут только хорошие новости.
6. Нитки - ждет тебя дальняя дорога.
7. Коробочка – получите в этом году много подарков.
8. Полотенце – будете с родителями путешествовать.
9. Собачка – появится новый друг.
10. Хлеб – в твоём доме будет достаток и благополучие.
11. Сахар - ждет тебя сладкая и весёлая жизнь.
12. Лук – здоровья нам несёт, здоровым будешь целый год.
Слайд 12. Ребята, какие мы с вами молодцы, поиграли, потанцевали, узнали много
интересного, погадали на будущее. Гадальные вещи вы оставляете себе, и ваши предсказания
исполняться.
Выход Дед Мороза.
Дед Мороз заходит, здоровается, поздравляет детей с праздником, желает хороших
отметок, крепкого здоровья и раздаёт подарки. Прощается.
5. Итог мероприятия.
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончилось наше «Путешествие по праздникам зимнего
календаря».
-С каким праздником мы сегодня познакомились?
-Что интересного вы узнали?
4

-В какие игры мы с вами играли?(ответы обучающихся)
Для всех вас есть пожелания:
Чтобы все здоровы были,
Чтобы праздники любили
И обряды не забыли!
До свидания! До новых встреч! Будьте здоровы!

Использованная литература.
1.
Ищук В.В., Нагибина М.И.Народные праздники / Художник В.Х.Янаев.
Ярославль: Академия развития: Академия. К*:Академия Холдинг. 2000.
2.
Ищук В.В., Нагибина М.И.Календарные праздники / Художник В.Х.Янаев.
Ярославль: Академия развития: Академия. К*:Академия Холдинг. 2000.
3.
Круг светлых дней: Православный народный календарь. - М.: Радуга, 1992.
Интернет-ресурсы.
1.
http://semyaivera.ru/2012/01/07/rozhdestvo-gospoda-nashego-iisusa-hrista/
2.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/08/13/rozhdestvo-hristovo-vdetskom-sadu-stsenariy-prazdnika
3.
https://azbyka.ru/fiction/rozhdestvenskoe-sasha-chyornyj/
4.
https://podgotovichka.ru/detyam-o-rozhdestve/
5.
http://www.liveinternet.ru/users/ymeqka/post243837541?aid_refresh=yes

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».