МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 146-0 От 04. 09. 2023г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа «Молодежный Медиа центр» Направленность программы: социально-гуманитарная возраст обучающихся: 12-17 лет срок реализации: 1 год уровень программы: базовый Автор-составитель программы: Лычагина Виктория Викторовна, педагог дополнительного образования Вихоревка, 2023 г. Пояснительная записка Информационные материалы и литература Дополнительная общеразвивающая программа «Молодежный медиацентр» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»; Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденная Законом Иркутской области от 10.01.2022 г. № 15-ОЗ; Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Иные документы Методические рекомендации по разработке общеразвивающих программ в организациях, и оформлению осуществляющих дополнительных образовательную 2 деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.); Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.); Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Направленность программы – социально-гуманитарная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы определяется тем, что познавательная активность обучающихся, осваивающих программу, выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. (Под социальной практикой мы понимаем социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия). Программа предполагает работу по информационномедийному направлению деятельности МБУ ДО «ДДТ» (а также любых других образовательных учреждений). Создавая детские и молодежные пресс-центры (медиацентры) участники смогут самостоятельно планировать и координировать их работу, обучаться грамотному владению программами и технологиями медиасреды, постигать азы журналистской, PR-деятельности, навыкам SMM и организации мероприятий. Отличительные особенности программы Педагогическое, психологическое и наставническое сопровождение образовательной деятельности участников способствует достижению лучших результатов. Наряду с занятиями по информационно-медийному направлению, ведется параллельная самостоятельная работа по организации медиа-центра, проводится тестирование на лидерство (анкеты на креативность, коммуникабельность, организаторские способности), тим-билдинговые (построение команды) и тренинговые занятия личностного роста обучающихся. Одна из особенностей программы - ее практико-ориентированный характер. Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – пополнение видео-, фотоархива праздников и мероприятий, работа над созданием медиатекстов, видеоновостей о событиях для официального сайта образовательной организации, мультимедийное сопровождение традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Главной задачей также является не только выпуск готовых медиапродуктов (передач, видеороликов) по запланированному графику, но и обучение по данному направлению через практические занятия, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах. Новизна и педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Молодежный медиацентр» заключается в том, что в рамках её реализации применяется метапредметный подход к образовательной деятельности. Содержание программы ориентировано на развитие личности каждого обучающегося, его 3 практическую деятельность. Обучающимся предоставляется возможность приобретать умения и навыки по направлениям информационно-медийной деятельности и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны. Для освоения материала обучающимся предлагается определенный учебный алгоритм, в рамках которого они максимально самостоятельно выполняют поиск, систематизацию, анализ и синтез информации. Выбранные для процесса обучения методы педагогических технологий: «личностно-ориентированной технологии», «технологии педагогических мастерских», «технологии обучения в сотрудничестве», «технологии ТРИЗ», «игровые технологии», что позволяет создавать благоприятные условия для социализации детей, формирования коммуникативной культуры, способствовать воспитанию таких душевных качеств как дружелюбие, общительность, толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях, а также лидерские качества. Уровень программы – базовый. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации образовательного процесса, которые допускают освоение специализированных знаний по организации информационно-медийного пространства, организации ученического самоуправления, организации социальнозначимой деятельности, что гарантированно обеспечивает формирование целостной картины современной медиакультуры. Адресат программы. Программа адресована обучающимся 12-17 лет. Возрастные особенности Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Расширение социальных связей подростка: предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков, - так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает. Происходит и смена ведущей деятельности: роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит учение, общение, общественно-полезный труд. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями». 4 Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников, причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Общественно-полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности». Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка. Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-14 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-17 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год Форма обучения – очная, очно-заочная, с применением дистанционных технологий. 5 Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность академического часа 45 минут. Целью программы является развитие личностных качеств подростков посредством приобретения опыта социально-значимой деятельности в медиацентре. Обеспечение мотивации и объединения школьников в школьные и самостоятельные медиацентры способствуют воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, обладающих аналитическим мышлением, умением аргументированно отстаивать свою позицию, владеющих современными информационно-медийными компетенциями и имеющих высокий уровень культуры киберсоциализации. Достижение данной цели позволит подготовить участников медиацентров к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека, что предполагает совершенствование государственной политики в области воспитания детей, подростков и юношества на основе содействия развитию личности в контексте присущей российскому обществу системы ценностей. В этой связи ключевыми задачами информационно-медийной деятельности становятся: - Разработка и реализация в образовательных организациях модели многофункциональной системы информационно-медийного взаимодействия всех участников Единого Молодежного Медиацентра Братского района; - Создание в образовательных организациях медиацентров (МЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия всех участников Единого Молодежного Медиацентра Братского района; - Организация обучения и подготовки кадров для реализации системы информационномедийного взаимодействия участников «ЕММ» Братского района. Эти задачи включают в себя: Обучающие: - расширить кругозор обучающихся по информационно-медийным направлениям (видеография, дизайн, фотография, организация мероприятий, монтаж видео, журналистика); - формировать элементарные умения и навыки работы в коллективе, умение планировать и организовывать самостоятельную работу; - формировать опыт самостоятельной работы в школьных активах по информационномедийному направлению; - научить грамотному написанию текстов, созданию видеороликов, ведению блогов, каналов и социальных сетей; - расширить зоны деятельности и внедрение социально значимых проектов. Развивающие: 6 - содействовать развитию социальной активности и оказание помощи в возможном выборе форм участия в Едином Молодежном Медиацентре Братского района, а также в проявления гражданской позиции; - сформировать у обучающихся основы коммуникативной и социальной компетентностей; - способствовать раскрытию индивидуальных личностных качеств, учащихся; - обеспечивать включение членов школьных детских общественных объединений в систему деятельности Единого Молодежного Медиацентра Братского района. - выявление и развитие организаторских, творческих и коммуникативных навыков и умений; - развитие способности к самостоятельному принятию решений, чувства ответственности за свою деятельность и поступки. Воспитывающие: - формировать гражданскую и патриотическую позиции растущей личности; - формировать гуманистические ценности и идеалы, выработку человеческого достоинства, ответственности за свои поступки; - воспитывать личностные качества, коммуникативные способности и организаторские способности для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений; - воспитывать гражданскую активность; - воспитывать стремление к самостоятельному приобретению знаний и умений. - формирование активной жизненной и гражданской позиции; - воспитание чувства уважения к деятельности и мнению других, умения работать в команде; - формирование представления о лидерстве как о личностно и социально значимой категории; Комплекс основных характеристик образования Объем программы. Программа рассчитана на 1 год, 72 учебных часа. Содержание программы. Раздел №1 «Нормативно-правовые основы деятельности Единого Молодежного Медиацентра Братского района» - 4 часа. Теория: Основные нормативные документы, определяющие деятельность ЕММ. Направления ЕММ. Модель детского самоуправления в образовательной организации. Раздел №2 «Информационно-медийное направление - основные понятия» - 8 часов. Теория: Организация деятельности по информационно-медийному направлению. Цели и задачи. Структура детского медиацентра (роли, необходимые навыки и обязанности участников). Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении» - 10 часов. Теория: Основные этапы создания детского медиацентра. 7 Практика: Коммуникативные навыки и умения. Этапы формирования коллектива. Командообразование. Организаторская техника. Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра» - 10 часов. Теория: Алгоритм работы медиацентра. Календарь единых действий РФ. Практика: Составление плана работы. Планирование мероприятий. Раздел №5 «Медиацентр - практика» - 40 часов. Практика: Создание и ведение Телеграм-канала. Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Создание видеороликов. Написание постов. Составление контент-плана. Организация и проведение мероприятий в рамках деятельности ЕММ. Изучение проектов по информационно-медийному направлению. Итоговая аттестация: Участие в конкурсе. Планируемые результаты Личностные: - приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях; - сформируют гражданскую и патриотическую позиции растущей личности; - разовьют личностные качества, коммуникативные способности и организаторские спобности для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений; - научатся работать в команде; - сформируют представление о лидерстве как о личностно и социально значимой категории. Метапредметные: - сформируется умение извлекать необходимую информацию о из разных источников информации; - разовьются навыки системного анализа: разнообразных процессов в жизнедеятельности медиасообщества; своей деятельности как лидера или активного участника медиацентра; отношений, складывающихся с окружающими людьми; - сформируются основы коммуникативной и социальной компетентностей; - раскроются индивидуальные личностные качества; - разовьются организаторские, творческие и коммуникативные навыки и умения; - сформируются способности к самостоятельному принятию решений, чувства ответственности за свою деятельность и поступки. Предметные: - приобретут знания об истории развития и современной деятельности медиацентров; - освоят нормы и правила работы деятельности ЕММ и опыт организации этой работы; - разовьют личностные, коммуникативные, организаторские способности. - расширят кругозор по информационно-медийному направлению; - узнают, что такое видеография, дизайн, фотография, организация мероприятий, монтаж видео; - изучат основы журналистики; - сформируют умения и навыки работы в коллективе, умение планировать и организовывать самостоятельную работу; 8 - научатся самостоятельной работе в школьных активах по информационно-медийному направлению; - научатся грамотному написанию текстов, созданию видеороликов, ведению блогов, каналов и социальных сетей; - смогут планировать и разрабатывать социально значимые проекты. Учебный план № Название разделов, тем 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Раздел №1 «Нормативноправовые основы деятельности Единого Молодежного Медиацентра Братского района» Основные нормативные документы, определяющие деятельность ЕММ. Устав ЕММ. Кодекс этики участника. Направления ЕММ. Модель детского самоуправления в образовательной организации. Раздел №2 «Информационномедийное направление основные понятия» Организация деятельности по информационно-медийному направлению. Цели и задачи Структура детского медиацентра (роли, необходимые навыки и обязанности участников). Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении» Основные этапы создания детского медиацентра. Коммуникативные навыки и умения. Этапы формирования коллектива. Командообразование. 3.5 Организаторская техника. Количество часов Форма промежуточной практика (итоговой) аттестации 2 всего теория 4 2 2 1 1 опрос, дискуссия 2 1 1 опрос, дискуссия 8 5 3 4 3 1 опрос, дискуссия 4 2 2 опрос, дискуссия 10 6 4 2 2 2 1 1 опрос, дискуссия 2 2 1 1 1 1 2 1 1 опрос, дискуссия тренинговое задание, наблюдение опрос, дискуссия опрос, наблюдение 9 Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра» 4.1 Алгоритм работы медиацентра. 4.2 Составление плана работы. 10 6 4 4 2 3 1 1 1 4.3 Планирование мероприятий. 2 1 1 4.5 Календарь единых действий РФ. 5 Раздел №5 «Медиацентр практика» 5.1 Создание и ведение Телеграмканала. 2 40 1 16 1 24 4 2 2 5.2 Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. 5.3 Создание видеороликов. 14 5 9 4 2 2 5.4 Написание постов. 4 2 2 5.5 Составление контент-плана. 2 1 1 5.6 Организация и проведение мероприятий в рамках деятельности медиацентра. 2 1 1 5.7 Изучение проектов по информационно-медийному направлению. Итого: 10 3 7 72 35 37 4 опрос, дискуссия опрос, дискуссия, практическая работа опрос, дискуссия, практическая работа опрос, дискуссия дискуссия, практическая работа дискуссия, практическая работа практическая работа практическая работа дискуссия, практическая работа дискуссия, практическая работа практическая работа Календарный учебный график Начало реализации программы 01. 09. 2023 года Окончание реализации 31. 05. 2024 года Всего 36 недель, 36 дней, 72 учебных часа 10 Раздел №1 «Нормативноправовые основы деятельности ЕММ» 4 Раздел №2 «Информационномедийное направление – основные понятия» Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении» Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра» Раздел №5 «Медиацентр практика» Итого: 6 Итого май апрель март февраль январь 4 2 6 8 4 2 10 декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел \ месяц 8 6 10 8 10 2 6 6 10 8 8 40 10 6 6 10 8 8 72 Оценочные материалы. Оценка уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы определяется по 2 параметрам: 1. Количество вовлеченных в организацию и проведение мероприятий по разделам программы; 2. Качество усвоения теоретических знаний по разделам программы. Оценка качества осуществляется через: выступление Методические материалы. Тестовые материалы для определения лидерства, коммуникативности, креативности и других лидерских качеств; Текстовые материалы по журналистике, PR-коммуникациям; Тренинговые материалы для развития лидерских, творческих, коммуникативных, организаторских и других лидерских способностей; Методические разработки занятий по разделам программы. Методы обучения: частично - поисковый, игровой, проектный. 11 Формы обучения и виды занятий: Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания данной программы и возраста детей. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и тренинговых занятий, ролевых и деловых игр, а также дискуссионные формы. Условия реализации программы 1. Разработанность программы с учетом интереса и возрастных особенностей. 2. Создание ситуации успеха. 3. Удовлетворение потребности обучающихся в самоопределении, профориентации. 4. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, форумах, слетах и акциях. Основные виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Форма организации занятий – групповая. Для успешной реализации программы детского объединения «Молодежный медиацентр» (в материально-техническом плане) необходимо: - помещение для занятий, - учебная доска; - компьютер (либо посещение компьютерного кабинета); - доступ к сети интернет; - блоки чистой бумаги (формат А-4); - принтер (заправка картриджей); - смартфон, диктофон; - портативная видеокамера + штатив; - микрофон (петличка); - блокноты, тетради; - бейджи; - ручки, карандаши. Воспитательная компонента программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. В процессе подготовки творческих проектов, участия в мероприятиях и поездок с экскурсиями дети совместно с родителями и педагогом обсуждают нюансы. В некоторых поездках (телестудии, типографии, конкурсы) детей сопровождают родители, что, несомненно, позитивно влияет на взаимоотношения взрослых и детей: общие впечатления, эмоции, совместные фото и видео. Участие родителей в творческих проектах обучающихся поможет взрослым: - увидеть способности ребенка, его стремление, желание создавать собственные сюжеты, репортажи, видеоролики; - погрузиться в атмосферу творчества и взаимодействия; - проявлять заинтересованность в действиях ребенка и быть готовыми к поддержке и пониманию; - научит создавать и беречь семейные ценности, традиции и гордиться достижениями; - освоить нестандартные виды и способы совместного досуга. 12 Участие детей в реализации проекта поможет им: - Научиться самостоятельному поиску и обработки информации; - Узнать способы и виды фото и видеосъемки, а также монтажу роликов и верстке печатной продукции; - Освоить азы ведения социальных страниц, включающие – оформление, наполнение, выбор аудитории и план активизации публичной деятельности в сети интернет; - Научиться свободно, грамотно и тактично высказывать свое мнение, отстаивать собственную точку зрения; - Легко находить контакт, подход и возможность общения с различными людьми; - Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; - Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях - Научиться уважительно относиться к мнению своих родителей, друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. Список литературы 1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека.- М.: Логос, 2004. 2. Авидон И. Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. Авидон И. Спб., Речь, 2008. 3. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология; Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. - Минск: БГПУ, 2006. 4. Арутюнов, В. В. Основы современных коммуникаций: человек - группа общество: учебное пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и других учебных заведений/В. В. Арутюнов - М.: МГУКИ, 2006. 5. Бендас Т. В. Психология лидерства: учебное пособие для высших учебных заведений/. Т. В. Бендас - М.: Аспект Пресс, 2009. 6. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри: Учебное пособие. - М.: Попурри, 2005. 7. Вартанова Елена. Теория СМИ: Актуальные вопросы. Москва: Итар – Тасс, 2009. 8. Вежевич, Т. Школа лидера - школа патриота/ Т.Вежевич Народное образование. 2009. 9. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: эмоции как фактор корпоративного успеха / Даниэл Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки // Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 10. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. 11. Зверева Н. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. – М, 2002. 12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001. 13. Кипнис М Тренинг лидерства. М.Кипнис- 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. 14. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 2001. 15. Кристофер Э., Смит Л., Тренинги лидерства: Учебное пособие/ Э. Кристофер, Л. Смит - Питер, 2002. 13 16. Кузин Е. Твой друг – газета. М., 1990. 17. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997. 18. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990. 19. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. 20. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие. РИПхолдинг. 2003. 21. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников /О.В. Панова // Воспитание школьников. - 2011. 22. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980. 23. Педагогика в ситуациях, задачах и упражнениях. Ч.1. Теоретические основы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач: учеб.- метод. пособие [сост.: Н.Э. Касаткина и др.]. – Кемерово, 2011. 24. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000. 25. Привалова М. Работа над видеосюжетом.– М., 2001 26. Познин В. Основы монтажа изображения. – СПб, 2000 27. Рабигер М. Монтаж. М, 1999. 28. Рабигер М. Режиссура документального экрана. М, 1999. 29. Сиднин И.Н., Современные технологии обучения и воспитания в совершенствовании социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей. И.Н. Сиднин, Кемерово, Полиграф, 2008г. 30. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Лидер и его команда: практика работы тренеров и консультантов в организациях / Под ред. Н. В. Клюевой. - СПб.: Речь, 2008. 31. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. "Методика телевизионной журналистики. Челябинск, 2010. Методические материалы (электронные образовательные ресурсы): 1. http://journalism.narod.ru/ - библиотека журналиста; 2. http://vybory.org/articles/379.html - Как научиться писать и быть журналистом; 3. http://evartist.narod.ru/text18/zakon_0001.htm - нормативные правовые акты о СМИ; 4. https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1412239663_9146.pdf - этика журналиста; 5. https://4brain.ru/journalism / - Уроки журналистики; 6. https://stepik.org/course/81/promo - Курс жураналистики; 7. http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych-index.html Электронный учебник по психологии и педагогике; 8. http://psyfactor.org/lybr2.htm - Психология успеха и лидерства; 9. https://www.youtube.com/watch?v=Bt_DwerdHNs -Жанры журналистики; 10. https://www.youtube.com/watch?v=Iqt94vGmPSU – Мастер класс для журналистов; 11. https://photo-monster.ru/lessons/read/osnovyi-fotojurnalistiki.html - Основы фотожурналистики; 12. https://culture.wikireading.ru/50035 - Прикладная журналистика; 13. https://smekni.com/a/46654/osobennosti-zhurnalistskogo-teksta/ - Особенности журналистского текста; 14. https://www.youtube.com/watch?v=gWMdjV7gQ7M Видеоматериал. Текст. Стили речи; 15. https://www.youtube.com/watch?v=22vvTkC6CcQ - 5 ошибок всех начинающих журналистов; 14 16. https://zen.yandex.ru/media/id/5ad085d71410c33175a77528/ gazetn ye-illiustracii5ad08a263dceb74b285da00c -Газетные иллюстрации; 17. https://pikabu.ru/story/5_luchshikh_legkikh_psd_maketov_dlya_tre nirovochnoy_verstki_6892794 - 5 Лучших легких PSD макетов для тренировочной верстки. 18. https://vse-kursy.com/read/613-uroki-zhurnalistiki.html - Уроки журналистики для начинающих; 19. http://tele-kadr.ru/kak-sniatsiuzhet/ - Как снять сюжет; 20. https://lifehacker.ru/16-stock-videosites/ - сайты с бесплатными стоковыми видео; 21. https://school.cabar.asia/ru/video_category/videouroki-pozhurnalistike/ - видеоуроки по журналистике. 22. https://yadi.sk/i/LEyX_VZQKYxy5g - интернетжурналистика; 23. https://4brain.ru/journalism/2.php - жанры журналистики; 24. https://cyberleninka.ru/article/n/smm-kopirayting-vzhurnalistskoy-deyatelnosti -SMMкопирайтинг в журналистской деятельности; 25. https://www.youtube.com/watch?v=rxwl8XOcTUo - Что такое Социальные Медиа; 26. https://skillbox.ru/media/marketing/kontent_plan_dlya_sotsialn ykh_setey/ - Контентплан для социальных сетей: из чего он состоит и как его составить; 27. https://www.youtube.com/watch?v=qRzWwcMzjCw - Создаем правильный контент для социальных сетей 28. http://www.koob.ru/- Литература по психологии, менеджменты, журналистике 29. http://psyfactor.org/ - Тренинги, лекции и тесты на лидерство Приложение 1 Календарный учебно-тематический план 2023-2024 учебного года № 1 2 Дата Тема занятия Раздел №1 «Нормативноправовые основы деятельности ЕММБР». Основные нормативные документы, определяющие деятельность ЕММ. Устав ЕММ. Кодекс этики участника. Раздел №1 «Нормативно- Кол-во Теори часов я Практ ика Форма занятия 2 1 1 дискуссия Форма контроля/ аттестации Опрос 2 1 1 дискуссия Опрос 15 3 4 5 6 правовые основы деятельности ЕММБР». Направления ЕММ. Модель детского самоуправления ЕММ в образовательной организации. Раздел №2 «Информационномедийное направление – основные понятия». Организация деятельности по информационномедийному направлению. Цели и задачи. Раздел №2 «Информационномедийное направление – основные понятия». Организация деятельности по информационномедийному направлению. Цели и задачи. Раздел №2«Информационномедийное направление – основные понятия». Структура детского медиацентра (роли, необходимые навыки и обязанности участников). Раздел №2 «Информационномедийное направление – основные понятия». Структура детского медиацентра (роли, необходимые навыки и обязанности 2 2 0 дискуссия Опрос 2 1 1 дискуссия Опрос 2 1 1 дискуссия Опрос 2 1 1 дискуссия Опрос 16 7 8 9 10 11 12 13 участников). Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении». Основные этапы создания детского медиацентра. Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении». Коммуникативные навыки и умения. Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении». Этапы формирования коллектива. Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении». Командообразование. Раздел №3 «Организация детского медиацентра в образовательном учреждении». Организаторская техника. Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра». Алгоритм работы медиацентра. Раздел №4 «Формирование плана работы детского наблюдение Опрос 1 дискуссия Опрос 1 1 дискуссия Опрос 2 1 1 Тренинг наблюдение 2 1 1 дискуссия 2 2 0 дискуссия 2 1 1 дискуссия 2 2 2 1 2 17 14 15 16 17 18 19 20 медиацентра». Алгоритм работы медиацентра. Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра». Составление плана работы. Раздел №4«Формирование плана работы детского медиацентра». Планирование мероприятий. Раздел №4 «Формирование плана работы детского медиацентра». Календарь единых действий РФ. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и ведение Телеграм-канала. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и ведение Телеграм-канала. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. 2 1 1 практическа я работа 2 1 1 практическа я работа 2 1 1 дискуссия 2 1 1 практическа я работа 2 1 1 практическа я работа 2 1 1 практическа я работа 2 1 1 практическа я работа 18 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание видеороликов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание видеороликов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Написание постов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Написание постов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Составление контентплана. Раздел №5 «Медиацентр практика». Организация и проведение мероприятий в рамках деятельности медиацентра. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 практическая работа 2 1 1 практическая работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 19 30 31 32 33 34 35 Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Создание и администрирование страниц в социальных сетях и каналов. Раздел №5 «Медиацентр практика». Изучение проектов по информационномедийному направлению. Раздел №5 «Медиацентр практика». Изучение проектов по информационномедийному направлению. Раздел №5 «Медиацентр практика». Изучение проектов по информационномедийному направлению. Раздел №5 «Медиацентр практика». Изучение проектов по информационномедийному 2 2 Практическа я работа 2 2 Практическа я работа 2 1 1 Практическа я работа 2 1 1 Практическая работа 2 1 1 Практическая работа 2 Практическая работа 2 20 направлению. Раздел №5 «Медиацентр практика». Изучение проектов по информационномедийному направлению. 36 ИТОГО: 2 72 2 35 Конкурс Выступлени е 37 Приложение 2 Творческое сочинение на тему «Слово не воробей» Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе обучения. Условия проведения: Время выполнения – 45 мин. Порядок выполнения: 1. Сформулировать основные пункты сочинения. 2. Сформулировать главную мысль, которая будет раскрыта в работе. 3. Написать черновик с соблюдением трех основных этапов: вступление, основная часть, заключение. 4. Проверить текст сочинения. 5. Оформить чистовой вариант сочинения. Презентация «Творческое портфолио» Цель: определение уровня способностей учащихся к окончанию обучения. Основные условия: 1. Учащиеся собирают творческое портфолию на протяжении всего периода обучения. 2. К окончанию учебного года обучающиеся подготавливают презентацию «Творческое портфолио», в которой отражают результаты своей образовательной деятельности. 3. Презентация должна содержать краткие сведения об авторе, значимые моменты, произошедшие за учебный период, интересные факты. 21 Приложение 3 Развивающая журналистика – игры «Краткий конспект» Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, конспектируя его на полях рисунками, схемами или символами. Слов и предложений в конспектах быть не должно. Затем игроки передают смысл информации, пользуясь своими конспектами. Побеждает тот, кто передаст текст ближе всех к содержанию. «Образная память» Участников игры знакомят с информацией. Затем игроки делятся на команды. Их задача представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста, нарисовать или написать ее на листе бумаги. Команды по очереди представляют свои варианты. Побеждает тот, кто точнее всех передаст суть информации. «Эмоциональная память» В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей. «Зрительная память» Игроки делятся на команды, каждая из которых создает собственную композицию из членов команды или неживых предметов. После того, как представители соперников познакомятся с готовым произведением, необходимо поменять в нем как можно больше деталей. Соперникам надлежит восстановить первоначальный вид композиции. Побеждает та команда, которой это удастся сделать максимально точно и быстро. «Журналист-художник» Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку по предложенной фразе. Например, «он рассердился» - «он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Побеждает тот, кто сможет ярче передать «эффект присутствия». «Я хочу вам рассказать...» Игроки делятся на три команды. Ведущий предлагает в качестве темы для материала одну из известных сказок. Каждая из команд должна подготовить и инсценировать ее в одном из публицистических жанров - информационном, аналитическом или художественнопублицистическом. Побеждает та команда, чья версия будет одновременно близкой к оригиналу и отражающей максимальное число жанровых признаков. Приложение 4 22 Словарь основных телевизионных терминов Аппаратная — часть аппаратно-студийного блока, помещение обеспечивающей процесс создания и выпуска в эфир радиопередачи. для техники, Ведущий – журналист, который ведет радио- или телевизионную передачу. Вещание – процесс распространения информации средствами радио- или телевизионной техники. Диктофон – портативный аппарат для звукозаписи. Звукорежиссер – творческий работник радиовещания или телевидения, который разрабатывает звуковой материал и руководит го подготовкой и передачей в эфир. Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Микрофон – прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические. Оператор – член съёмочной группы, создающий совместно с режиссёром, журналистом и т.д. художественно-изобразительную форму видеоматериала. Прямой эфир – вид радио- или телевизионного вещания, отличительная черта которого – одновременность действия-события, трансляция его в эфир и приема зрителями или слушателями, т.е. непосредственный выход в эфир прямо с места события и в течение его. Эфир – обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны. Словарь оператора Оператор [Cinematographer/Director of photography/DP] - специалист, непосредственно осуществляющий съемку с помощью киносъемочного аппарата и создающий совместно с режиссером и художником изобразительное решение фильма. Операторская тележка [Camera dolly] - оборудование, предназначенное для равномерного, плавного перемещения камеры во время съемки Операторский кран [Crane/Jib] - оборудование, предназначенное для подъема камеры и, соответственно, получения высокой точки съемки и движения особой выразительности Отъезд камеры [Dolly out] 23 - движение камеры в сторону удаления от объекта съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум») Панорамирование [Panning/Arc shot] - поворот камеры вокруг своей горизонтальной или вертикальной оси (стационарное панорамирование) - свободное движение камеры в пространстве снимаемой сцены (динамическое панорамирование) Что почитать: Сергей Медынский «Панорамирование как творческий прием операторадокументалиста», Владимир Гамалей «Мой первый видеофильмот А до Я», глава «Правила панорамирования» Передний/Первый план [Foreground] - степень удаленности от объектива, при которой расположен в непосредственной близости от камеры объекты План [Shot] 1. крупность изображения; м.б. дальний план, общий, средний, крупный, деталь 2. удаленность расположения объекта относительно объектива камеры; м.б. передний план, средний, задний Что посмотреть: голливудский курс операторского мастерства «Hollywood Camera Works» - Виды и крупность планов Пленка [Film stock] - плотная эластичная перфорированная лента из светочувствительного материала; основные форматы кинопленки по ширине: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65 мм, 70 мм Правило 180° [180-degree rule] - базовое правило при съемке двух персонажей (к примеру, во время диалога), согласно которому камера может менять ракурс, но не должна пересекать воображаемую линию, проходящую через героев, т.е. один персонаж должен всегда оставаться слева, другой – справа; нарушение правила дезориентирует зрителя «Отличное применение правила 180°!» - подумал Николай, посмотрев знаменитую сцену диалога между двумя личностями Горлума из «Властелина колец». Ракурс [Angle/Perspective] - наклон оптической оси при съемке для получения изображения предмета с различных точек зрения; может быть нейтральный ракурс – незначительное смещение точки съемки относительно объекта, и острый ракурс – сильное смещение точки съемки относительно объекта; используется для акцентирования внимания, усиления эмоционального воздействия, подчеркивания значения героя и т.д. 24 Рапид/Ускоренная съемка [Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography] - съемка с кадровой частотой больше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта замедленного движения; усиливает художественную выразительность сверхбыстрых действий (бой, падение предмета, взрыв и т.п.) Клип Fatboy Slim на песню Gangster Trippin снят режиссером Романом Копполой целиком в рапиде Рельсы [Track] - алюминиевые или резиновые трубы, на которые устанавливается операторская тележка для обеспечения наиболее плавного и точного движения камеры; могут быть прямыми, закругленными и круговыми. Ручная камера/Дрожащая камера [Hand-held camera/Shaky camera] - способ съемки, при котором движение объектива и, соответственно, изображения соответствуют динамике движения человеческого тела Широкое распространение прием получил с приходом «новой волны» французского кино на рубеже 50-60-х годов, а затем появления датской «Догмы» в конце 90-х Рыбий глаз/Фишай [Fish-eye lens] - ультраширокоугольный объектив, позволяющий максимально увеличить поле зрения; угол поля зрения такого объектива близок к 180° или выш Сверхширокоугольный объектив [Ultra-wide angle lens] - объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем широкоугольный объектив, и создающий сильные перспективные искажения; фокусное расстояние сверхширокоугольного объектива меньшего малой стороны кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 83° и более Светофильтр/Съемочный фильтр [Optical filter] - оптическое устройство из пластика или стекла, располагаемое перед объективом для подавления, выделения или преобразования части спектра светового потока; применяется для различных цветовых и световых эффектов, в том числе для изменения цветовой гаммы снимаемого изображения Соотношение сторон экрана [Aspect ratio] - формат экранного изображения, соотношение ширины и высоты кадра; Основные форматы: традиционный или полноэкранное кино – 4:3 (1,33:1), широкоформатное кино в России и Европе – 5:3 (1,66:1), широкоформатное кино в США – 13:7 (1,85:1), широкоэкранный Cinemascope – 2,35:1 Средний план [Medium shot] 25 - кинематографический план, при котором человек виден почти целиком;принято выделять первый средний план или укрупненный (medium close-up) – погрудный, и второй средний план (medium shot) – от пояса или от колен Средний/Второй план [Middle-ground] - степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены на некотором расстоянии от камеры, за объектами первого плана Стедикам/Подвесной штатив [Steadicam]-вспомогательное операторское оборудование, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке; позволяет добиться плавного панорамирования Субъективная камера [Subjective camera/Point of view shot/POV shot] - способ съемки, подразумевающий, что камера воспроизводит движение взгляда героя. «Женщина в озере» Роберта Монтгомери – одна из первых картин, целиком снятых субъективной камерой Съемка с верхней точки [High-angle shot] - точка съемки, при которой камера направлена сверху вниз, а объектив расположен выше линии глаз; часто используется для уменьшения значимости снимаемого объекта Съемка с воздуха/с высоты птичьего полета [Aerial shot/Bird’s eye view] - высокая точка съемки, позволяющая охватить широкое пространство. Точка съемки [View point] - место расположения камеры по отношению к снимаемому объекту. Траекторная съемка [Tracking shot] - сложный вид движения камеры, подразумевающий сочетание различных видов Тревеллинга и Панорамирования Трансфокатор/«Зум» [Zoom] - объектив с переменным фокусным расстоянием, который позволяет имитировать наезд (zoom in) и отъезд (zoom out), не меняя положения камеры; обеспечивает одинаковое изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Наезд камеры, Отъезд камеры) Трансфокаторный наезд/«Контра-зум» [Dolly zoom/Contra-zoom/Vertigo effect] - комбинация трансфокации и направленного в противоположную сторону движения камеры, т.е. если трансфокатор совершает наезд, камера движется от объекта съемки, и наоборот; позволяет добиться эффекта движения фона при сохранении объекта съемки на месте, что напоминает эффект головокружения Тревеллинг [Travelling] - движение камеры на колесах, рельсах, автомобиле и т.д.; м.б. боковой тревеллинг – сопровождение движущегося объекта справа налево или слева направо, вертикальный 26 тревеллинг – перемещение камеры снизу вверх или сверху вниз по вертикальной оси, сопровождающий тревеллинг – камера следует за объектом Угол съемки [Camera angle] - угол расположения камеры по отношению к снимаемому объекту Фокусное расстояние [Focal length] - расстояние от оптического центра объектива камеры до точки фокусировки, где образуется наиболее резкое изображение объекта; измеряется в миллиметрах Широкоугольный объектив/Короткофокусный объектив [Wide-angle lens] - объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем нормальный объектив, за счет чего возникают оптические искажения по краям кадра; фокусное расстояние широкоугольного объектива меньше диагонали кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 52° до 82° включительно Хлопушка [Clapper/Clapboard/Slate board/Sync slate] - инструмент, в виде дощечки c подвижной верхней планкой, применяемый для систематизации отснятого материала и синхронизации звука и изображения; на хлопушке пишется рабочее название фильма, имена режиссера и оператора, номера сцены и дубля, дата и время Цейтрафер/Замедленная съемка [Timelapse/Time-lapse photography] - съемка с кадровой частотой меньше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта ускоренного движения. С использованием цейтраферной съемки сняты документальные фильмы «Кояанискатси», «Барака», «Самсара», а также клип Мадонны Ray of Light. Экспозиция [Exposure] - физическая величина, обозначающая общее количество света, используемого для создания изображения. 27