МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 146-0 От 04. 09. 2023г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный коллектив. 2-я ступень» Возраст обучающихся 11 -13 лет Срок реализации 2 года Уровень программы: базовый Автор-составитель программы: Афанасова Людмила Константиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Вихоревка – 2023 г. 1 Содержание 1. Титульный лист программы 1 2. Пояснительная записка 3 3. Комплекс основных характеристик образования 6 3.1. Объём и содержание программы 6 3.2. Планируемые результаты 11 4. Комплекс организационно-педагогических условий 13 4.1. Учебный план 13 4.2. Календарный учебный график 17 4.3. Оценочные материалы 18 4.4. Методические материалы 19 5. Иные компоненты 22 5.1. План воспитательно-развивающих мероприятий 22 5.2. Условия реализации программы 23 5.3. Список литературы 24 6. Приложения 25 6.1. Приложение 1 Оценочный лист презентации спектакля 25 6.2. Приложение 2 Критерии для выявления артистически способных 27 детей 6.3.Приложение 3 Структура занятия в технологии З.Я. Корогодского 27 2 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2 ступень» разработана на основе программы Т.Г. Пеня «Космос театра», программы Е.А. Гальцовой «Детско-юношеский театр мюзикла», Волгоград «Учитель», 2008г. Программа соответствует нормативным документам: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) 3 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2-я ступень» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Направленность. Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2-я ступень» имеет художественную направленность. Актуальность программы. Актуальность программы определена ее социальным характером и состоит в том, что через театральное искусство происходит передача духовно-нравственного опыта человека, способствующего восстановлению связей между поколениями. Театр врывается в нашу жизнь все более настойчиво и разнообразно. Театральное искусство формирует позитивное отношение к миру, личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, так как помогает им легко входить в совместную деятельность, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Таким образом, это урок жизни, а не только час в расписании занятий. Данная программа позволяет сохранить преемственность в деятельности педагогов, реализующих программы театральных коллективов на базах общеобразовательных школ. По окончании ознакомительной программы ребенок получает первоначальные знания и умения по актерскому мастерству, но дальше роста нет. Программа «Театральный коллектив. 2-я ступень» дает обучающемуся возможность приподняться еще на одну ступень развития в театральном творчестве, помогает глубже раскрыть его потенциал, определиться с выбором профессии, лучше адаптироваться к жизни. Педагогическая целесообразность. Основными в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства происходит поэтапно и динамично. Упражнения актерского тренинга развивают творческие способности, зрительную память, логическое мышление, чувство партнерства, координацию движений, выразительность внутренней и внешней пластики. Отличительная особенность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2-я ступень» опирается на театральную этику К.С. Станиславского и формирование профессионально значимых умений, навыков личности в процессе приобщения к театральному творчеству. Отличительная особенность программы «Театральный коллектив. 2-я ступень» состоит в широком использовании игры. 4 Игра – основа любой театральной деятельности. Но нельзя добиться подлинного творческого роста актера-любителя, ограничиваясь при обучении мастерству использованием только игровых технологий и драматургического материала. Необходимо методично и последовательно обучать юных театралов сценическому мастерству, технике речи, художественному чтению. Учить их через этюды находить и разрешать конфликты с самим собой и с окружающими человека людьми, обыгрывать различные ситуации. Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2-я ступень» адресована детям 11 – 13 лет, поэтому разрабатывалась с учетом возрастных, психологических особенностей среднего школьного возраста. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В период 11 – 12 лет, детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Именно в 13 лет происходит образование собственной иерархии ценностей, формирование воли, становление личности. И от того, как ребенок пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей и поведенческих навыков он оттуда выйдет, в полной мере зависит от родителей, то есть от вас. Основная особенность подросткового возраста - это резкие гормональные и функциональные изменения в организме, что не может не отражаться на психике. Соответственно, стиль взаимодействия с подростком должен отличаться от стиля взаимодействия с младшим школьником. Следовательно, и педагогам, и родителям необходимо перестраиваться на другие формы взаимодействия. Таким образом, описанные возрастные особенности личности обучающихся среднего школьного возраста являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Принципы комплектования групп. Группа формируется по желанию детей, без предварительного отбора, по заявлению родителей. Условия набора обучающихся. На обучение принимаются дети возраста 11-13 лет, без учёта уровня развития ребёнка и его способностей. Программа предполагает включение в учебную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ осваивает программу по индивидуальному образовательному маршруту. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Срок освоения программы Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2-я 5 ступень» рассчитана на 2 года, 72 недели, 18 месяцев, 288 часов. Форма обучения – очная. Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных учреждений на организацию театральной деятельности на основании договора о сетевом взаимодействии. Дополнительная общеразвивающая программа «Театральный коллектив. 2 ступень» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебнотематическом плане. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы: Развитие творческих способностей и личностных особенностей ребёнка средствами театрального искусства. Задачи: Обучающие: - познакомить с основами театральных дисциплин, историей театра, с профессиями современного театра; - обучать речевой культуре ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; - обучать практическим навыкам пластической выразительности, вокальным данным воспитанников с учетом индивидуальных физических возможностей; - учить работать в едином актерском ансамбле; - обучать алгоритму работы над проектами. Развивающие: - развивать интерес к театральным традициям; - развивать память, внимание, воображение, фантазию, голос (голосообразование, рождения звука), координацию движения, пластику, чувства темпоритма. Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение к другому человеку; - воспитывать культуру поведения в коллективе, учреждении в общественных местах, любовь к малой родине; - формировать бережное отношение к своему здоровью; - воспитывать ответственное отношение к процессу обучения. Комплекс основных характеристик образования Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы всего 288 часов: 1 год - 144 часа. 2 год - 144 часа. 6 Содержание программы Содержание программы 1 года обучения Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа. Теория: Театр – как вид искусства. Знакомство с обучающимися. Знакомство с образовательной программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в коллективе. Практика: Игры-знакомство, организация рабочего места. Раздел 2. Актерское мастерство - 60 часов. Теория: История возникновения театра. История театра в России. Виды театров. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия, декорации и ДХО, костюм и грим, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление. Кто такой актер: внутренняя и внешняя техника актера, исполнительское искусство актера, туалет актера. Практика: Упражнения на концентрацию внимания: «Звуки и шумы вокруг нас»; «Найди точку». Чтение рассказа из книги Юрия Алянского «Азбука театра». Прилагаемые искусства: литература, изобразительное искусство, музыка. Чтение рассказа Вадима Климовского «Мы идем за кулисы» Этюды на заданную тему: Просмотр видеоматериалов тренинга по психотехнике; Работа с предметами быта по тренировке психотехники; Одиночные этюды психотехнических навыков. Просмотр иллюстративного материала мастеров сцены в области туалета актера как тренировки психотехники; Этюдные работы по выбору туалета актера в том или ином сценическом действии. Прилагаемые искусства: литература, иллюстрации. Тренинг творческой психотехники. Упражнения по приобретению навыков физического самочувствия. Эксперементальное занятие по демонстрации самостоятельных методов воспитанников коллектива в области приобретенных навыков физического самочувствия. Просмотр видеофрагментов из спектаклей для лучшего понимания артистической смелости и характерности актеров большой сцены. Упражнения на развитие артистической смелости и создание характерности. Создание самостоятельных творческих зарисовок по развитию характерности по картинам художников-реалистов. Контрольный урок-зачет с последующим анализом. Упражнения на достижение мышечной свободы. Упражнения на напряжение и освобождение мышц по группам; Упражнения на распределение мускульной энергии; Упражнения на четкое выполнение нормы сценической свободы (состояние мобилизации и покоя) Упражнения на внимание. Упражнения на правильный выбор объекта внимания; Упражнения на перенос внимания из жизни в сценические условия; Упражнения на слуховое внимание; Упражнения на внутреннее внимание («Взгляд на себя со стороны»); 7 Упражнения на зрительное внимание («Кто во что одет»); Упражнения на осязательное внимание («С завязанными глазами, определи, что это?») Упражнения на обонятельное внимание; Конкурс на звание «Самого осязательного и обонятельного» Упражнения на развитие воображения. Творческая работа по созданию иллюстративных работ по увиденному в реальной жизни и пропущенное через творческое воображение актера; Выход на природу, в мир людей для нахождения необычных ракурсов творческого восприятия действительности. Игра «Кругосветное путешествие» Создание этюдных работ на основе фантазии обучающихся. Игры «Превращение предметов», «Превращение комнаты» Упражнения на развитие эмоциональной памяти. Комплекс упражнений на развитие всех видов памяти. Этюды на закрепление памяти. Упражнения на память физических действий. Комплекс упражнений на развитие памяти физических действий. Игра «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем», Игра «Король», «День рождения» Взаимопроверка: память физических действий. По заданию, группы должны сыграть этюды из известных сказок, другие определить, что это за сказка? Проверка: ощущения о давно проделанных физических действиях. Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности. Этюды на ввод и импровизацию по развитию актерской смелости; Цикл упражнений на выработку непосредственности по теме «Все мы родом из детства» Упражнения на сценическое общение Создание ряда этюдных работ по теме: «Учитель и ученик», «Поздравление друга», «Сборы в школу», «В зоопарке», «В автобусе», «Магазин игрушек», «Беспокойный сосед», «Визит к зубному врачу». Упражнения на темпоритм сценического действия. «Темпоритм действия — пульс организма спектакля» Создание этюдов по поддержанию темпоритма. Прилагаемые искусства: литература, музыка. Раздел 3. Работа над музыкальным спектаклем - 30 часов. Теория: Этапы работы над музыкальным спектаклем Практика: Подготовка спектакля. Раздел 4. Сценическая речь - 24 часа. Теория: Значение речи в жизни человека. Речь – средство общения. Слово в сценическом действии. Текст и подтекст. Практика: Гимнастика для губ, языка, челюсти. Тренинг: «Раскрытие и развитие голосовых возможностей обучающихся». «Поддержание дыхания и голоса в рабочей форме». Упражнения: «Мячик и насос» (упражнение на длительный и резкий выдох) «Уставший мячик и измученный насос» 8 Упражнение «Орган» (упражнение на освобождение голоса) Упражнение «Диалог со стеной». Таким же способом провести диалог с полом. Освобождение голоса от мышечного напряжения. Упражнение «Кидаем мячи Упражнение «Чужие руки», «Сонная голова» Работа над текстами. Упражнение на работу с литературным текстом. Упражнение «Точка зрения» на логику текста. Раздел 5. Сценическое движение - 18 часов. Теория: Координация движения. Понятие «Пластика актера» Практика: Упражнения на развитие танцевально-музыкального навыка. Упражнения на координацию движений, движение и музыку. Упражнение «Движение и музыка». Упражнение «Импровизация» Упражнения на развитие танцевального навыка коллективно: Танец «Маленьких утят», «Летка -Енька», «Ломбада» и др. Прилагаемые искусства: музыка, танец. Раздел 6. Вокал - 8 часов. Теория: История развития русской школы пения. Сведения из акустики, физиологии и психологии. Работа голосового аппарата в пении. Практика: Упражнения на работу голосового аппарата. Коллективные занятия по вокалу. (Распевка, песенное творчество) Индивидуальные занятия по вокалу. Прилагаемые искусства: музыка. Раздел 7. Промежуточная аттестация - 2 часа. Практика: Промежуточная аттестация. Творческий отчет коллектива (спектакль). Содержание программы 2 года обучения Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа. Теория: Театр как синтез различных видов искусства. Знакомство с образовательной программой второго года обучения. Инструктаж по ТБ. Практика: Показ эпизодов на тему 2смешные истории» Раздел 2 . Основы актёрского мастерства - 78 часов. Теория: Перевоплощение. Подражание. Этюд. Миниатюра. Эпизод. Практика: Упражнения, освобождающие подсознание (по выявлению чувств и мыслей); Этюды, направленные на работу с обьектом общения; Импровизированные этюдные зарисовки, направленные на работу с партнером или партнерами; Упражнения по работе над сценическими жестами; Темы упражнений: - разбившаяся мамина любимая ваза; 9 - понравившийся подарок; - сладкий апельсин и кислый лимон; - в тесном транспорте; - телеведущие без слов; - невыученный урок; - накормить младшего братика кашей. Разыграть этюды их мультиков с помощью жестов. Разыграть сценическую сценку - борьбу по темам: - клоуны и воздушный шарик, мушкетеры, веселые зверята, дуэль. И пр. Этюды, основанные на словах как приемах сценического общения. Упражнения на отношение к объекту; Упражнения на применение творческой фантазии воспитанников при построении оценки факта; Этюдные зарисовки на предмет выбора новой цели; Беседа-анализ по оценке факта с подведением итогов проведенных занятий. Упражнения на оценку фактов Темы для этюдных работ: (Одиночные этюды.) «Мороженое». «Ванька – Встанька». «Скользкое мыло» «Котенок и мышонок» «Кто съел конфеты?» «По грибы» Беседа-анализ с демонстрацией этюдов на парное общение с партнером, подведение итогов проделанной работы. Этюды на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Просмотр видеоматериала с отрывком из спектакля по выявлению сценического конфликта; Чтение драматургических фрагментов по ролям, выявление и определение характера конфликта борющихся сторон сценического действия; Работа над построением мизансцены конфликта на заданную тему; Работа над этюдами по предмету конфликта как цели одной из борющихся сторон сценического действия. Тренинг на основе системы Станиславского; Просмотр видеоматериалов по мизансценированию; Создание творческих работ по мизансценированию по заданным драматургическим отрывкам; Просмотр и анализ картин художников различных стилей и направлений для расширения творческого потенциала воспитанников; Работа над массовыми, групповыми этюдами на основе художников - реалистов. Работа над новогодним представлением. Показ новогоднего представления. Работа над литературно-музыкальной композицией. Показ литературно-музыкальной композиции. Раздел 3. Сценическая речь - 26 час. Теория: Жанры художественного слова. Основы ораторского искусства. Основы дикции. Практика: Гимнастика для губ, языка, челюсти. Упражнения: «Путешествие по резонаторам». 10 Тренинг на построение сценического звукоряда; «Джунгли» (на создание звукового образа) Упражнения на устранение дефектов дикции; Тренинг по исправлению звукопроизношения; Создание творческих работ по голосовому общению на основе стихотворений Д. Хармса. Работа над поэтическим, прозаическим, драматическим текстом. Раздел 4. Сценическое движение - 18 час. Теория: Координация движения во взаимодействии с партнером в сценическом пространстве. Практика: Упражнения на развитие двигательно-музыкального навыка. Упражнения на расслабление, разогрев и разминку. «Динамический разогрев тела» Упражнения на гибкость. Силовые упражнения. «Слоновий футбол» Элементы акробатики «Мяч» «Работа с предметом» Упражнения: «Бой с тенью», «Свободный бой», «Фехтовальный диалог» Упражнения «Свободная, танцевальная, импровизированная миниатюра» Раздел 5. Вокал – 10 час. Теория: Звук. Темп. Ритм. Дикция. Практика: Тренинг по развитию чувства ритма. Упражнения на определение музыкального темпа. Упражнения на определение силы звука. Разучивание музыкально-песенных номеров. Раздел 6. Грим 4 час. Теория: Техника грима. Практика: Практические занятия по гриму. Раздел 7. Театрально-декорационное искусство - 4 часа. Теория: История театрально-декорационного искусства. Практика: Знакомство со сценой. Разработка эскизов декораций. Создание декораций. Раздел 8. Итоговая аттестация - 2 часа. Практика: Итоговая аттестация. Литературно-музыкальная композиция. Планируемые результаты По окончании первого года обучения обучающиеся получат результаты: Личностные результаты: - помогать товарищам в сложных жизненных ситуациях; - выполнять общепринятые правила поведения и общения; - уважительно относиться к культурным традициям своего народа, семьи; 11 - положительно реагировать на красоту вокруг себя; - соблюдать правила безопасного образа жизни; - ответственно относиться к процессу обучения. Предметные результаты: знает: - основные направления системы Станиславского К.С. - сведения о театре как искусстве синтетическом. - основы театральных дисциплин; - основные литературные жанры; - первоначальные сведения из истории театра; - способы постановки голоса; - виды искусства; - понятие и значение этюда; умеет: - применять основные положения системы Станиславского К.С. - фиксировать внимание; - правильно артикулировать; - формировать диафрагменное дыхание и пользоваться им; - владеть своим телом, координировать свои действия; - работать с воображаемым предметом; - ориентироваться в театральных дисциплинах; - двигаться в заданном темпоритме. - применять и использовать в подготовке к спектаклю: литературный материал, декорации, костюмы, грим, свет, музыку; Метапредметные результаты: - оценивать свою работу и творчество товарищей; - предлагать свои варианты выполнения заданий; - владеть произвольным вниманием; - самостоятельно выбирать рабочий материал. По окончании второго года обучения, обучающиеся получат результаты: Личностные результаты: - уважительно относиться к товарищам, выстраивать дружеские взаимоотношения в коллективе; - участвовать в коллективной деятельности при поддержке педагога; - ориентироваться в мире ценностей, отстаивать свою позицию; - эмоционально отзываться на прекрасное и понимать его суть; - бережно относиться к своему здоровью; - осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи. Предметные результаты: обучающиеся будут знать: - основы сценического мастерства; - этапы развития драматического сюжета; - жанры драматургии; - специфику театрального искусства; - основы музыкальной культуры; - основные пути поиска характерности; обучающиеся будут уметь: - удерживать произвольное внимание: - работать с мимикой; - подключать различные разонаторы при создании речевого образа; 12 - снимать мышечный зажим; - показывать этюды на беспредметное действие. Метапредметные результаты: - анализировать проделанную работу и адекватно относиться к критике товарищей; - выражать свои чувства и отстаивать свое мнение; - проявлять творческую инициативу, актерскую смелость; - использовать свои наблюдения и фантазию в создании сценического образа; - действовать в предлагаемых обстоятельствах; - свободно перемещаться в пространстве; - самостоятельно произвести анализ предлагаемого текста; - выполнять и защищать проекты. В результате овладения программным материалом формируются: - исследовательский интерес в предметной области искусства; - открытость внешнему миру; - доброжелательность и отзывчивость; - чувство собственного достоинства; - уважительное отношение к окружающим и иной точке зрения; - готовность самостоятельно действовать и нести ответственность за свои действия. (роль) Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Театральный коллектив. 2-я ступень» Учебный план 1 года обучения Кол-во часов № Название разделов (тем) 1. 2. Вводное занятие Актерское мастерство Формирование театрального характера мышления. Многообразие выразительных средств в театре: драматургия. Декорации и ДХО. Костюм и грим. Свет Музыкальное оформление Шумовое оформление Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства Основное направление актерского искусства – система К.С.Станиславского Внутренняя и внешняя техника актера Теория Практика Всего 1 13 1 1 47 1 2 60 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 1 1 2 Форма промежуточной аттестации Инструктаж Зачет Зачет Зачет Зачет Зачет 13 3. 4. (Психотехника) Туалет актера – тренировка психотехники Тренинг творческой психотехники актера: - развитие навыков рабочего самочувствия - развитие творческого восприятия. - развитие творческих навыков физического самочувствия -развитие артистической смелости и элементов характерности Система Станиславского как совокупность элементов для правильного сценического самочувствия, система подготовки организма к творчеству. Комплексные упражнения на овладение элементами системы Станиславского. Упражнения на достижение мышечной свободы. Упражнения на внимание Упражнения на развитие воображения Упражнения на развитие эмоциональной памяти Упражнения на память физических действий Упражнения на сценическое общение Упражнения на темпоритм сценического действия. Использование элементов системы Станиславского в выполнении простого сценического действия. Работа над музыкальным спектаклем Сценическая речь Сценический тренинг: - гимнастика для губ, языка и челюсти - упражнения на раскрытие и развитие голосовых возможностей - упражнения на поддержание дыхания и голоса в рабочей форме - упражнения на освобождение природного голоса от мышечного напряжения 1 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 5 6 Контрольный урок 2 2 По итогам: сдача этюдов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 4 26 30 спектакль 4 20 24 Контрольный урок 1 3 4 4 4 1 3 4 1 3 4 1 1 14 5. 6. 7. - работа с поэтическим, прозаическим, драматическим текстом. Сценическое движение Упражнения на развитие танцевально-музыкального навыка Вокал Занятия по вокалу Промежуточная аттестация Итого: 1 7 8 2 2 16 16 18 18 1 1 20 7 7 2 124 8 8 2 144 По итогам раздела: танец Спектакль Учебный план 2 года обучения Кол-во часов № 1 2 . Название разделов (тем) Вводное занятие Актерское мастерство Сценическое общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких действующих лиц Овладение техникой сценического общения партнеров: - внутренние чувства и мысли - средства,приемы общения- жест, слово, мимика, взгляд - непрерывность общения - совокупность всех элементов общения Оценка фактов Построение оценки факта: смена обьекта внимания выбор новой цели Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношений к партнеру, к предмету перемена отношения к месту и времени действия перемена отношения на действия в условиях оправданного молчания перемена отношения на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах Сценические этюды Теория Практика 1 18 1 Всего 1 60 1 Форма промежуточной аттестации 2 78 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Зачет Зачет 2 2 Зачет 2 2 2 2 Зачет 2 2 2 2 1 1 2 1 3 4 - 15 - одиночные, на выполнение простого задания - на освоение предлагаемых обстоятельств на сценическое общение к факту, к предмету парные — на условиях органического молчания на взаимодествие с партнером Освоение предлагаемых обстоятельств сценических заданий Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданий логики действий Этюды на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах Предмет конфликта как цель одной из борющихся сторон сценического действия Мизансцена тела. Значение законов композиции в актерском творчестве: композиционный центр целостность мизансцен анализ произведений художников этюды по картинам Работа над новогодним представлением Показ новогоднего представления 3. Работа над литературным театрализованным представлением Показ и анализ проделанной работы- литературного театрализованного представления. Сценическая речь Сценический тренинг: - Упражнения на раскрытие и развитие голосовых возможностей - Упражнения на поддержание дыхания и голоса в рабочей форме - Упражнения на освобождение природного голоса от мышечного напряжения - Работа над дикцией, 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 3 2 2 2 2 20 10 2 2 12 12 1 1 2 2 24 26 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - По итогам сдача этюдов Контрольный урок зачет 16 4. 5. 6. 7. 8. звукопроизношением - Гимнастика для губ, языка, челюсти Работа с поэтическим, прозаическим, драматическим текстом. Сценическое движение Упражнения на развитие двигательно - музыкального навыка Вокал Занятия по вокалу Грим Практические занятия по гриму Театрально-декорационное искусство. - 4 4 2 4 6 зачет - 18 18 18 18 зачет 10 10 4 4 4 10 10 4 2 2 124 144 - Итоговая аттестация Итого: 20 зачет Практическо е зачетное занятие Литератуномузыкальная композиция 4 Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Театральный коллектив. 2-я ступень» Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов –144. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов. Октябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов. Декабрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 18учебных часов. Январь 2023 г. – 3 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов. Февраль 2023 г. – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 14учебных часов. Март 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Май 2023 г. – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 14учебных часов. Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации – 31. 05. 2024г. Календарный учебный график 1 год обучения Вводное занятие Теория Практика Часов по разделу май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел/месяц 2 1 1 17 60 2 6 2 4 2 6 2 6 6 2 2 6 2 6 1 5 30 1 3 1 3 4 2 1 1 4 2 1 3 2 1 3 1 3 4 24 1 1 4 2 1 3 2 18 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 8 1 1 2 2 2 18 16 18 18 14 14 16 16 май 2 2 14 апрель Основы актерского мастерства Теория 13 Практика 47 Работа над музыкальным спектаклем Теория 4 Практика 26 Основы сценической речи Теория 4 Практика 20 Основы сценического движения Теория 2 Практика 16 Вокал Теория 1 Практика 7 Промежуточная аттестация Практика Всего 144 Вводное занятие Теория Практика Основы актерского мастерства Теория 18 Практика 60 Основы сценической речи Теория 2 Практика 24 Основы сценического движения Теория Практика Вокал Теория Практика Грим Теория Практика Театрально-декорационное искусство Теория Практика Часов по разделу март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Календарный учебный график 2 год обучения Раздел/месяц 2 2 78 2 8 2 6 2 6 2 8 2 6 2 6 2 6 2 1 5 2 8 2 6 26 1 1 4 2 4 2 2 2 18 2 2 4 2 - 2 2 2 2 10 2 2 2 - 2 2 4 2 2 4 2 2 18 итоговая аттестация Практика Всего 2 18 16 18 18 14 14 16 16 2 14 144 Оценочные материалы Виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация Формы контроля: Текущий контроль: - творческие отчёты в группе, - обсуждение итогов; - создание сюжета этюда, рассказа; - кроссворд, - эскиз афиши, - алгоритм работы над ролью, - составление викторины. - Комплексные упражнения на овладение элементами системы Станиславского. - Показ этюдов. - По разделу «Сценическое движение» подготовить танец «Менуэт» - Презентация творческого проекта «Сказка странствий» в форме творческого отчета Декорации и ДХО. В форме зачета Костюм и грим. . зачет Свет. зачет Музыкальное оформление. зачет Шумовое оформление. зачет Промежуточная аттестация: - Творческий отчет коллектива (спектакль). Оценочный лист презентации спектакля – приложение 1 Итоговая аттестация: - Литературно-музыкальная композиция Критерии для выявления артистически способных детей (на основе экспертных оценок А.А. Лосева) – приложение 2 Система оценивания Результаты освоения программного материала фиксируются в индивидуальной карте развития личности обучающегося, творческих дневниках, летописи объединения. Методические материалы Методы и приемы работы Технология, метод, приём Мозговой штурм Метод творческой Образовательное событие Показатели эффективности реализации Разработка сценария, Умение составлять и разрабатывать художественного номера художественные номера, спектакли Постановка спектаклей, Умение работать в группе, научится художественных номеров, видеть и уважать свой труд и труд 19 групповой работы разработка проектов Метод личностноориентированного обучения Проектноисследовательские методы Участие в фестивалях, конкурсах Информационные технологии Создание слайдовых презентаций; использование Интернетресурсов; создание фонограмм к спектаклям Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, играпутешествие, ролевая игра, деловая игра, театральная игра Игровые методы Разработка и защита проектов:. своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других; формирует толерантное отношение к окружающим окукольного театра Умение разрабатывать эскизы декораций. Умение распределять обязанности, подготовить и защитить авторский или групповой проект Умение разрабатывать мультимедийные презентации, использовать Интернет-ресурсы, создавать фонограммы к спектаклям Развитие фантазии, воображения. Технологическую основу программы составляет технология «Развивающих театральных игр» З. Я. Корогодского Структура занятия в технологии З. Я Корогодского – приложение 3 Устные словесные методы: Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. Рассказ применяется на занятиях для сообщения новых знаний. На рассказ отводится мало времени, поэтому содержание его очень краткое. Использую рассказ в изучении темы, где коротко рассказываю исторические сведения, теоретические основы темы и т.п. На занятиях рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями педагога и воспитанников. Беседа способствует активизации детского мышления. Беседа обычно занимает 10-15 минут, в ходе ее предусматривается также анализ изделий, проектов, обсуждение технологии работы, оценка качества работы. Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Использование компьютерных технологий (презентации) Практические методы. Занятия проводятся последовательно. Последовательность работы: вместе с воспитанниками обсуждается план выполнения творческой работы, разрабатывается проект, анализ этапов работы, 20 Методы по познавательной активности Репродуктивный метод способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. При выполнении практических занятий репродуктивная деятельность детей выражена в форме упражнений. Систему упражнений строю таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны. Проблемно-поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Воспитанникам не дается окончательное решение задачи, часть посильных вопросов дети решают самостоятельно. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности Важнейшая задача педагога – обеспечение появления у воспитанников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Одним из приемов создания ситуации успеха служит подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. В изучении каждой темы первое занятие проще, чем последующие. Другим приемом служит дифференцированная помощь ребенку при выполнении задания. Огромные потенциальные возможности для развития детей несет в себе игра, поэтому игровой метод должен широко использоваться в кружковой работе. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка я программы, провожу различные познавательные игры: игры-путешествия, сюжетно-ролевые, конкурсы-соревнования и др. Игры-путешествия, которые часто используются в кружковой работе, основаны на первоначальных представлениях детей о теме занятия. При этом важен тот восторженный интерес, с которым подавляющее большинство ребят воспринимает предложенную информацию. Игры-путешествия связаны с воображаемой ситуацией. В программе предусмотрено проведение экскурсий. Они служат развитию познавательного интереса детей к конструкторской деятельности, творчеству, являются средством общения с людьми различных профессий (встречи с людьми творческих профессий, экскурсии на промышленные объекты, выставки, экскурсии на улицы города, исторические объекты и др.). Результативность и успешность применения методов обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся. Необходим комплексный подход. Успех обеспечивает система методов обучения. Нужно знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждого из методов. Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе: 1. Учебная игра – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации; 2. Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях; 3. Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределённая позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений; 21 Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем; 5.Тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Освоению этой программы способствуют также просмотры и обсуждения спектаклей различных театров, интересных кинофильмов, творческие встречи с актерами – профессионалами и актерами любителями. Одной из важных особенностей данной программы является тесная связь с родителями обучающихся, вовлечение их в творческий воспитательный процесс. Для этой цели используются следующие формы работы: личные беседы педагога с родителями, совместные мероприятия для детей и родителей, спектакли, различные показы (авторское мастерство и художественное чтение), на которые обязательно приглашаются родители. Таким образом, они становятся активными помощниками в жизни коллектива. 4. Иные компоненты Воспитательная компонента программы План воспитательно-развивающих мероприятий объединения на 2022-2023 учебный год №п Участники Мероприятия Форма /п Все учебные группы «Осенняя палитра» Экскурсия на 1 природу. День здоровья Ученики школы и День учителя Праздничная 2 участники «С любовью к вам, программа. театральных групп. учителя» Родители, учителя школы Все учебные группы Новогоднее Праздник 3 театрального театрализованное коллектива представление «Новогодние чудеса» Ученики школы и «Фантазии льда» Конкурсно4 участники спортив-ная театральных групп. игровая программа. Родители. Ученики школы и «Рыцарский турнир» к Конкурс среди 5 участники Дню защитника мальчиков и пап. театральных групп. Отечества Родители. Ученики школы и «Проводы Русской зимы» Фольклорный 6 участники Праздник театральных групп. Родители, учителя школы Ученики школы и Спасибо деду за Разработка и 7 Месяц сентябрь октябрь декабрь январь февраль март Апрель22 участники театральных групп. Родители, учителя школы Победу…, творческий проект, посвященный Дню Победы презентация проекта. май Работа с родителями Родительские собрания № Тема родительского собрания Организация набора в учебные группы через АИС«Навигатор». Форма родительского собрания 1 Дата родительског о собрания сентябрь Приглашенны е Примечания родители Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. 2 13 ноября беседа Социальный педагог, психолог 3 15 декабря обсуждение Педагоги ДО 4 12 апреля Роль семьи и ДДТ в творческом развитии воспитанника Подготовка и организация новогоднего праздника Формирование духовнонравственных качеств у воспитанников через приобщение к семейным и народным традициям лекция психолог Условия реализации программы Кадровое обеспечение Для реализации данной программы требуется педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» и обладающий профессиональными знаниями в области актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, знающий специфику организации дополнительного образования. Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: - Кабинет для занятий; 23 - сцена; - костюмерная. 1. Технические средства обучения: - классная доска с набором приспособлений для крепления; - телевизор; - видеомагнитофон/видеоплеер; - аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор; - экспозиционный экран; - персональный компьютер (ноутбук); 2. Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи; - видеофильмы по тематике программы; - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. - Видео спектакли, детские сказки и фильмы. - Интернет-ресурсы. Знаменитые театры мира: http://www.diletant.ru/excursions/7551712/ Знаменитые музеи мира: http://smallbay.ru/links.html Ссылки на театральные ресурсы русского интернета: http://artclub.renet.ru/links.htm Каталог театральных сайтов России: http://city-2.narod.ru/ntn/ctg.html Сайт Галина Львовны Дайн http://knigi-dain.ru/home.html Интернет-презентации по тематике разделов. Список литературы для педагогов и родителей 1. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград: «Детская литература», 1996 2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 3. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. «Кукольный сундучок». М., «Белый город», 2004 4. «Всеобщая история театра». М., Эксмо, 2012 5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991 5. Дайн Г.Л. «Детский народный календарь. Серия «Игрушка в культуре России». Хотьково, Сергиев Посад, 2010 6. Дайн Г.Л. «Лоскутные мячики из Хотьково». Сергиев Посад, 2010 7. Дайн Г.Л., Дайн М.Л. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Культура и традиции, 2007 8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 1990 9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976 10. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб, «Паритет», 2003 11. Михеева Л. Русские традиции и праздники. Хрестоматия «Отечество». М., «Дрофа плюс», 2007 12. Никитина А.Б. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М., Владос, 2001 13. «Русская семья. Традиции и праздники». Под. ред. Т.Г.Кислициной. М., «Белый город», 2008 Учебная литература 1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995 24 Приложение 1 Оценочный лист презентации спектакля Актерское мастерство Мизансценирование Сценическое (оправданное внимание (умение размещение актёров слушать и слышать всценическом партнёра) пространстве Параметры и критерии оценивания Сценическое Выразительность общение (умение Эмоциональность реагировать на (умение донести до физическое и зрителя основную словесное действие мысль спектакля) в соответствии с актёрской задачей) Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов. Максимальное количество баллов - 20. Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5. Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4. Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3. Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__ Объединение______________________________пос._________________________________ Педагог_______________________________________________________________________ Программа____________________________________________________________________ Количество обуч-ся в группе по списку___________________________________________ Количество обуч-ся выполнявших работу__________________________________________ Причины отсутствующих________________________________________________________ ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь) 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ Критерии оценивания: Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3 программы Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) Индикакторы: Недостаточный, нулевой - 0-2 балла соответствует отметке «2». Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы – 2-4 балла соответствует отметке «3». Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 25 2/3 программы – 5-7 баллов соответствует отметке «4» Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) – 8-10 баллов соответствует отметке «5». № п/п Фамилия Имя обучающегося параметры Всего 1 2 3 4 5 Баллов или среднее значение всех параметров Уровень Отметка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек Оптимальный, хороший уровень - __ человек. Высокий, отличный уровень - __ человек. Вывод: причины результата (слишком высокого, или низкого) Пути решения проблем При анализе результатов промежуточного и итогового контроля в учебной группе необходимо указать следующее: 1. Качество знаний (% качества) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «5» + кол-во «4») / кол-во обучающихся в группе * 100% Например, в результате итогового контроля обучающиеся получили следующие отметки: «2» - 0 детей «3» - 2 детей «4» - 4 детей «5» - 6 детей (6 + 4) = 10 / 12 * 100% =83%, Таким образом, качество знаний составляет 83% 2. Уровень обученности (% обученности) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «2» * 0,12 + кол-во «3» * 0,36 + кол-во «4» * 0,64 + кол-во «5» * 1) / 12 * 100% (0 * 0,12 = 0; 3 * 0,36= 0,72; 4* 0,64 =2,56; 6 * 1 = 6.) 0,72 + 2,56 + 6 = 9,28 / 12 * 100% = 77%, таким образом уровень обученности составляет 77% 3. Средний балл вычисляется по формуле: (кол-во «2» * 2 + кол-во «3» * 3 + кол-во «4» * 4 + кол-во «5» * 5) / 12 = («3»* 2=6; «4»* 4=16; «5»* 6=30. 6+16+30 =52 /12 =4,3) Таким образом средний балл составляет 4,3 26 Приложение 2 Критерии для выявления артистически способных детей (на основе экспертных оценок А.А. Лосева) Критерии Легко входит в роль другого персонажа, человека. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену. Передает чувства через мимику, жесты, движения. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Оценки: 0 баллов - совсем не выражено 1 балл - выражено незначительно 2 балла - выражено слабо 3 балла - выражено средне 4 балла - выражено выше среднего 5 баллов - качество сильно выражено * Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов. 27 Приложение 3 Структура занятия в технологии З. Я Корогодского 1. Зачин. Самостоятельный блок упражнений. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Мобилизация волевых качеств, тренировка памяти, переключение внимания. «Театральное здравствуйте» от обучающихся педагогу, которое должно быть выстроено по законам драматического этюда. Коллективное упражнение. Обучающиеся составляют лист дневника, в котором записывают, зарисовывают информацию о том, как они готовились к занятию, с какими проблемами столкнулись, какие новые знания приобрели. 2. Творческий туалет и тренинг. Мобилизовать, настроить органы чувств, подготовить себя и других к способности погрузиться, поверить в мир вымысла. Развивать и совершенствовать элементы психотехники актёра. Воображаемое путешествие. Упражнение на сопротивление воображаемой среде (воздух, сыпучий песок и т. д. Выполняют упражнения на развитие психотехники и действия в предлагаемых обстоятельствах. Выполняют актёрскую задачу - поверить и подлинно действовать в вымысле. Выполняют упражнение «переход», меняя позицию рабочего полукруга на полукруг «просмотровый». Результат. Этюд-импровизация, история события. Переход из одной сказки в другую: пройти по плывущим льдинам, босиком по горячим камням, по колено в воде и т. д. Формирование понимания символичности в искусстве театра и мастерства сценического воплощения иносказательного образа события. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Упражнение «Взрыв». Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая клеточка, каждый участок тела излучал в момент «взрыва» энергию, то есть в момент броска, «взрыва» нужно быть максимально активным. Импровизация по билетам: «Как бы я действовал, я импровизирую» - произошёл взрыв, и мы сейчас исчезнем. Моя реакция на то, что... Можно использовать шумовые и световые эффекты (манки). Формирование навыка сочинительства, свободного фантазирования и творческого соревнования. 3. Обсуждение занятия, подведение итогов. Формирование навыка рефлексии собственной деятельности. Творческий рейтинг - оценка обучающимися своей деятельности на занятии. Формирование умений: оценивать свою работу и работу товарищей; разрабатывать общие критерии оценки, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Финал занятия. Формирование навыка творческого завершения каждого дела. Обсуждение домашнего задания, обучающиеся образуют творческие минигруппы, распределяют поручения. 28 29