МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 146-0 От 04. 09. 2023г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Народно – сценический танец 1-я ступень», возраст обучающихся: 11-14 лет срок реализации: 2 года уровень программы: базовый Автор-составитель программы: Кузнецова Юлия Андреевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Вихоревка, 2023_г. I. Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический танец 1 ступень» разработана на основе программы «Народно сценический танец» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 г. Томск. в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) 1. 3 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический танец 1 ступень» разработана в 202_-202_ учебном году. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Уровень освоения программы базовый. Направленность программы – художественная. I. Пояснительная записка Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: • созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; • удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в художественноэстетическом, нравственном развитии. • формирование и развитие творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся; • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно-сценический танец 1 – я ступень» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы: - выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу; - организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием; - помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни; - привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту; - приобщить к культурным ценностям хореографического наследия. В городах и сёлах получили широкое развитие танцевальные коллективы художественной самодеятельности, в которых народный танец является основным жанром народной хореографии. Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народносценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народно-сценический танец 1 –я ступень» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность. 4 Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, а также пробуждение в учащихся стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; приобщение к физической культуре и здоровому образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство с танцевальной культурой, развитие образного мышления и воображения. Отличительная особенность программы. Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Отличительной особенностью данной программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности: «Элементами народного танца», «Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном) направлении. Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий обучающиеся получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца, музыки, костюма, расширяют свой кругозор. Разработанная программа является продолжением дополнительной общеразвивающей программы «Хореография 3 ступень» и направлена на расширение и углубление у обучающихся знаний, умений и навыков, на подготовку детей к самореализации в жизнедеятельности. Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и непрерывного обучения. Программа реализует обучение в сотрудничестве с учителями других предметов и осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач с учетом новых программ и требований, реализуя комплексный подход к воспитанию. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми. Эта группа детей выделяется из общего количества обучающихся на основе результатов знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие высокого уровня развития своих способностей в хореографии. А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные. Обучающиеся данного уровня могут заниматься по учебно-тематическому плану для индивидуальной работы. Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей профессиональной деятельности. Программа предусматривает включение в образовательный процесс детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей и подростков разного возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический танец 1 - ступень» адресована детям 11 – 14 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей общего образования и характерных особенностей подросткового возраста. 5 Подростковый и юношеский возрасты иногда объединяют в отроческий период (11-19 лет). Тем самым подчёркивается, что формирующееся у подростка (11-14 лет) в качестве мотива (желаемого) – у юноши (14-18 лет) становится задачей, предназначенной к выполнению. Подросток желает самостоятельности и самоопределенности в социуме, а юноша учится добиваться желаемого. Именно в этом возрасте обучающиеся ориентируются на «авторитетного», успешного, по их мнению, взрослого. Поэтому на современную картину психологического становления подростков оказывает сильное влияние коммерциализация общества. И в этом смысле к преподавателю школы искусств предъявляются весьма высокие требования: ему необходимо не только быть сильной, творческой и самобытной личностью, но и уметь научить подростка добиваться высоких личных результатов. Преподаватель становится проводником на пути реальных успехов и достижений подростка, помогает воспринимать и реализовывать иные варианты успешной социализации посредством овладения музыкальным и хореографическим искусством. На основе возрастающей самооценки и самоуважения у подростка уже к 12-13 годам должно сформироваться позитивное самоосознание («образ Я»), пока ещё носящее несколько умозрительный характер. Исследования последних лет показывают целесообразность выделения различных модальностей «образа Я» подростка: «телесное Я», «эмоциональное Я», «интеллектуальное Я», «ценностно-духовное Я» (Хаяйнен Е.В, 2005). Формирование позитивного телесного образа на уроках хореографии благотворно влияет на гармоничное развитие личности. Проблема становления коммуникативных компетенций, обучающихся тесно связана с процессами «кризиса 11 лет», который складывается из противоречия между групповым (семья, класс) способом деятельности, присущим детству, и возрастающей способностью подростка к самостоятельному суждению. Общение, как ведущая деятельность этого периода, выполняет противоречивую функцию. Вначале подросток уходит в какую-либо социальную группу «из семьи», но лишь затем, чтобы и эту группу перерасти. Формирование конструктивного баланса между группой и индивидуумом – не легкая для отроческого возраста задача. Общение на основе реальных индивидуальных достижений (и победа над самим собой, и победа на конкурсе) составляют хорошую альтернативу неконструктивным формам коммуникативного поведения, спектр которых широк: от безоговорочной капитуляции перед нравами группы до «бегства» в виртуальный мир. Коммуникативным потенциалом обладают и культурно-массовые мероприятия. 11-14 лет - в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению. Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться взрослым. Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый 6 живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается. Срок освоение программы. Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 72 недели, 18 месяцев. Форма обучения – очная Программой не предусмотрена заочная форма обучения с применением дистанционных технологий. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический танец 1-я ступень» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных учреждений на организацию творческой деятельности по хореографическому искусству на основании договора о сетевом взаимодействии. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Режим занятий. 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут. 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут. Цели и задачи программы. Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, расширение кругозора, приобщение к культуре, традициям и обычаям разных народов, посредством освоения народно-сценического танца. Задачи: Обучающие: - ознакомить с особенностями исполнения народно-сценического танца; - научить основным движениям народно-сценического танца; - научить пластической выразительности исполнения; - научить владеть методикой и техникой исполнения движений; - способствовать освоению манеры исполнения народно-сценических танцев. Развивающие: - развить физическую активность; - укрепить опорно-двигательный аппарат; - развивать устойчивость, гибкость, координацию и пластичность движений; - развивать музыкальный слух, память, внимание; - развивать индивидуальные творческие способности; - развивать умение импровизировать. Воспитательные: - воспитывать чувство стиля и формы народно-сценического танца; - воспитывать нравственные качества, трудолюбие; - воспитывать коммутативные качества; - выработать сценическую культуру танцевального и музыкального народного творчества; - способствовать оздоровлению обучающихся через систему движений. II. Комплекс основных характеристик образования Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного материала составляет 288 учебных часа. 1 год обучения 144 часа и 2 год обучения 144 7 часа. Для достижения поставленной цели и получения базовых знаний — это оптимальное количество часов. Содержание программы. 1-й год обучения Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации. Раздел 1. Вводное занятие - 2 часа Теория: Знакомство с целями, задачами, планируемыми результатами и содержанием программы. Правила поведения в танцевальном зале и на занятиях. Практика: Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу. Раздел 2. Входной контроль – 2 часа Практика: Входной контроль проводится с целью выявления уровня готовности обучающихся к освоению учебного материала программы 1 года обучения и включает задания, позволяющие определить творческий потенциал каждого ребенка на начало учебного года. Во время первичной диагностики определяются следующие данные: координация, музыкальность, гибкость, растяжка, прыжок, память. Результаты первичной диагностики фиксируются в диагностической ведомости приёма детей. Раздел 3. Упражнения у станка – 20 часов Теория: техника исполнения упражнений у станка. Практика: Экзерсис исполняется в медленном темпе и простыми комбинациями. 1. Demi plie, grand plie на I, II, V позициях (плавное и отрывистое). 2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным ударом опорной ноги: с выносом на каблук; с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с plie в III позицию в момент выноса работающей ноги на каблук. 3. Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee и с ударом в пол. 4. Battement tendu jete c акцентом «от себя», то же с demi plie и с подъёмом опорной ноги. 5 Дробные выстукивания. 6. Подготовка к верёвочке на целой стопе и с подъёмом на полупальцы. 7. Releve на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и одной ноге. 8. Перегибы корпуса. 9. Позиции рук в народно-сценическом танце I, II и III. 10. Каблучные упражнения. Раздел 4. Упражнения на середине зала – 12 часов Теория: техника исполнения упражнений на середине зала. Практика: Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса, наклоны и повороты). Упражнения исполняются в определённом стиле и характере. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических танцев. Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа Текущий контроль позволяет проконтролировать правильность исполнения элементов народно – сценического танца, знание теории, знание изученных комбинаций, знание порядка исполнения экзерсиса у станка и на середине зал и внести коррективы в изучении программного материала. Раздел 6. Элементы русского танца – 34 часа Теория: характер исполнения русских танцев. История русского танца. Региональные особенности. Народности, проживающие на территории Иркутской области и их танцевальная культура, национальные костюмы, быт, традиции, обряды. Выполнение реферативной работы (мини проект) Практика: Комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца. 8 1. Танцевальный шаг: простой ход на 1/4 такта, народный шаркающицй ход, переменный шаг на всей стопе, боковой ход (припадание), дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой), ход с отбросом ноги назад. 2. Повороты на месте. 3. Сценическая форма pas de basque. 4. «Притопы». 5. Дробные ходы: с двойным ударом стопы; с ударом каблука и полупальцев; с подскоком; с продвижением вперед и в сторону. 6. Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук. 7. Навыки танца с платочком. 8. «Верёвочка» (с переступанием). 9. «Ключи». 10. Комбинации из простейших дробных движений. Раздел 7. Элементы Белорусского танца – 34 часа Теория: характер исполнения белорусских танцев. История белорусского танца их быть, традиции, обряды, костюмы. Практика: Комбинации, развивающие танцевальные навыки исполнения белорусских танецев. 1. Положения рук в танце. 2. Основной ход «Крыжачка». 3. Боковой ход с подбивкой (галоп). 4. Притопы в три удара. 5. Соскоки на полупальцах по VI поз. 6. Поочередное выбрасывание ног вперед на каблук. 7. Основной ход «Крыжачка» в повороте. 8. Кружение в припадании. Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 34 часов. Знакомство с танцем. Прослушивание музыкального материала. Обсуждение замысла танца с обучающимися. Распределение танцевальных партий. Рисунок в танце. Разводка мизансцен в танце. Знакомство с рисунками танца. Разучивание танцевальных комбинаций. Отработка позиций рук в танце. Распределение обучающихся по рисункам в танце. Работа над сценическим образом танца. Отработка эмоций в танце. Репетиция танца. Подбор костюмов. Отработка комбинаций в танце. Отработка рисунков танца. Отработка сольных партий. Отработка массовых партий. Раздел 9. Промежуточная аттестация – 2 часа Определение степени достижения результатов обучения, освоение программы, закрепление знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Раздел 10. Итоговое занятие – 2 часа Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Закончив концерт, проводится обсуждение с родителями и обучающимися. Содержание программы. 2-й год обучения Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, бурятский, тофаларских танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды, хореографические постановки на пройденном материале. Раздел 1. Вводное занятие - 2 часа Теория: Знакомство с целями, задачами, планируемыми результатами и содержанием программы. Правила поведения в танцевальном зале и на занятиях. Практика: Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу. 9 Раздел 2. Входной контроль – 2 часа. Входная диагностика. Практические задание по выявлению уровня готовности обучающихся к освоению программного материала. Раздел 3. Упражнения у станка – 14 часов Теория: техника исполнения упражнений у станка. Практика: Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с добавлением следующих упражнений. 1. Grand, demi plie выворотное и невыворотное (в I, II. III и IV позициях). 2. Battement tendu с поворотом бедра. 3. Flic-flac (упражнение свободной стопой). 4. Упражнение на выстукивание. 5. Характерный rond de jambe с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом по воздуху. 6. Подготовка к «качалке» и «качалка». 7. Подготовка к «верёвочке». 8. «Верёвочка». 9. Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы. 10. Опускание на подъём. 11. Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги. 12. Grand battement jete Раздел 4. Упражнения на середине зала – 10 часов Теория: техника исполнения упражнений на середине зала. Практика: Бег в русском характере. Дробные выстукивания. Вращения. Прыжки. Прыжковые движения. Подбивочные движения. Дробные движения. Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа. Контроль знаний умений и навыков. Раздел 6. Элементы русского танца – 34 часа. Теория: характер исполнения русских танцев. История русского танца. Региональные особенности Практика: Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца. 1. Положение рук и ног в русском танце 2. Работа с платочком. 3. Ходы русского танца 4. Ход с отбросом ноги назад. 5. Дробные ходы: с двойным ударом стопы; с ударом каблука и полупальцев; с подскоком; с продвижением вперед и в сторону. 6. «Верёвочка» с переступанием. 7. «Ключи». 8. Хореографическая постановка «Дивушка», «Я на печке молотила» Раздел 7. Элементы бурятского танца – 20 часов. Теория: Культура бурятского народа. Поисковая работа на тему культура бурятского народа. Костюмы бурятских танцев. Практика: Бурятский костюм, моего видения. Основных элементов бурятского танца Поклона. Положения рук и ног. Основных ходы. Работа рук с платком. Хореографическая постановка «приветствие Байкала» Раздел 8. Элементы тофаларского танца – 20 часов. Теория: Культура тофаларского народа. Поисковая работа на тему культура тофаларского народа. Костюмы тофаларский танцев. Тофаларский костюм, моего видения. Практика: Основных элементов тофаларского танца. Поклон. Положения рук и ног. Основных ходы. Хореографическая постановка. Раздел 9. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 42 часа. Знакомство с танцем. Прослушивание музыкального материала. Обсуждение замысла танца с обучающимися. Распределение танцевальных партий. Рисунок в танце. 10 Разводка мизансцен в танце. Знакомство с рисунками танца. Разучивание танцевальных комбинаций. Отработка позиций рук в танце. Распределение обучающихся по рисункам в танце. Работа над сценическим образом танца. Отработка эмоций в танце. Репетиция танца. Подбор костюмов. Отработка комбинаций в танце. Отработка рисунков танца. Отработка сольных партий. Отработка массовых партий. Раздел 10. Итоговая аттестация – 2 часа. Определение степени достижения результатов обучения, освоение программы, закрепление знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Раздел 11. Итоговое занятие – 2 часа Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Закончив концерт, проводится обсуждение с родителями и обучающимися. Планируемые результаты. По завершении обучения обучающиеся Обучающиеся должны знать: знать особенности тофаларского танца; знать особенности бурятского танца; знать областные особенности народно – сценического танца; знать особенности стиля и характера русских танцев; знать методику исполнения элементов у станка и на середине зале; знать основные ходы и положения рук танцев народов Сибири; Обучающиеся должны уметь: уметь выполнять в более быстром темпе сложные комбинации у станка; уметь выполнять более сложные комбинации у станка и на середине зала; уметь выполнять пируэты и повороты в народно – характерном танце; уметь работать над творческой работой; уметь выполнять танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале; уметь исполнять хореографическую постановку; уметь исполнять новые движения у станка; уметь выполнять основные ходы и положения рук танцев народов Сибири; Личностные - готовность обучающихся целенаправленно использовать знания по народно-сценической хореографии в повседневной жизни, способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать устойчивый интерес к салонному танцу, во всём его многообразии. Предметные - овладение теоретическими знаниями в области народно-сценического танца, освоение техники, стиля и манеры исполнения народной хореографии, формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом, развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность, развитие физической выносливости. № Ш. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план 1 года обучения. Название разделов, тем. Количество часов Всего 1. 2. Вводное занятие Входной контроль 2 2 11 теория 1 практика 1 2 Форма промежуточно й (итоговой) аттестации Тестирование обучающихся 3. 4. 5. Упражнения у станка Упражнения на середине зала Текущий контроль 20 12 2 2 2 6. 7. 8. 34 34 34 10 10 9. Элементы русского танца Элементы белорусского танца Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов Итоговая аттестация 2 2 10. Итоговое занятие 2 2 Итого 144 14 8 2 Практические и теоретические задания 24 24 30 25 Практические и теоретические задания Отчетный концерт 119 Учебный план 2 года обучения. № Название разделов, тем. Количество часов Всего теория практика 1. 2. Вводное занятие Входной контроль 2 2 1 3. 4. 5. Упражнения у станка Упражнения на середине зала Текущий контроль 14 10 2 2 2 6. 7. 8. 9. 34 20 20 42 10 6 6 10. Элементы русского танца Элементы бурятского танца Элементы Тофаларского танца Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов Итоговая аттестация 2 2 11. Итоговое занятие 2 2 Итого 144 27 1 2 12 8 2 Форма промежуточно й (итоговой) аттестации Тестирование обучающихся Практические и теоретические задания 24 14 14 42 Практические и теоретические задания Отчетный концерт 117 Календарный учебный график Количество учебных недель в 202_-202_ учебном году – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов –144. 12 Дата начала реализации программы 1 сентября 202_ года, дата окончания реализации – 30 мая 202_г. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа Сентябрь 202_ г. – 4 недель, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Октябрь 202_ г. – 4 недель, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Ноябрь 202_ г. – 5 недель, 10 учебных дней, 20 учебных часов. Декабрь 202_ г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Январь 202_ г. – 3 недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов. Февраль 202_ г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Март 202_ г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Апрель 202_ г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. Май 202_ г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов. а е ь а а фев а ь я ва ь де аб ь яб ь о ояб ь яб ь Раздел 1. Вводное занятие се Раздел/месяц Все о часов о азде у 1-й год обучения 2 2 Раздел 2. Входной контроль 2 2 Раздел 3. Упражнения у станка Раздел 4. Упражнения на середине зала 10 2 10 4 2 Раздел 5. Текущий контроль Раздел 6. Элементы русского танца Раздел 7. Элементы белорусского танца 12 20 20 4 2 2 2 34 12 Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов Раздел 9. Итоговая аттестация Раздел 10. Итоговое занятие 12 16 12 16 16 20 13 16 6 10 12 16 16 16 34 12 34 2 2 2 16 2 144 2-й год обучения Все о часо о азде у а е ь а а т а ь фе а ь я де аб ь ояб ь о тяб ь Раздел 1. Вводное занятие Раздел 2. Входной контроль Раздел 3. Упражнения у станка Раздел 4. Упражнения на середине зала се тяб ь Раздел/месяц 2 2 2 2 12 Раздел 5. Текущий контроль Раздел 6. Элементы русского танца Раздел 7. Элементы бурятского танца Раздел 8. Элементы Тофаларского танца Раздел 9. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов Раздел 10. Итоговая аттестация Раздел 11. Итоговое занятие 2 14 10 10 4 20 2 2 10 34 4 4 16 16 20 16 16 8 12 16 20 6 14 10 2 16 16 20 12 36 2 2 2 2 16 144 Оценочные материалы. Оценка качества реализации программы «Народно -сценического танец 1 – я ступень» включает в себя: Входной контроль; Текущий контроль; Итоговая аттестация. Входной контроль: Входная диагностика проводится в начале сентября с целью выявления уровня готовности обучающихся к освоению учебного материала программы и включает задания, позволяющие определить творческий потенциал каждого ребенка. Во 14 Память Прыжок Растяжка Гибкость Музыкальность Координация время первичной диагностики определяются следующие данные: координация, музыкальность, гибкость, растяжка, прыжок, память. Результаты первичной диагностики фиксируются в диагностической ведомости приёма детей. Диагностическая карта приёма детей №п.п Фамилия, имя, Примечания отчество Критерии оценивания: Координация. Ребёнку предлагается простое упражнение на координацию – 16 прыжков с соединением ног и синхронным опусканием рук вниз, затем соединить ноги, руки Оценка 3 «удовлетворительно» - ребёнок не может скоординировать ноги и руки во время всего упражнения. Оценка 4 «хорошо» - ребёнок координирует руки и ноги на первых 8 прыжках. Оценка 5 «отлично» - ребёнок хорошо координирует ноги и руки во время всего упражнения. Музыкальность. Ребёнок должен пройти по кругу под музыку марша, не сбиваясь с ноги, точно в такт музыки. Выполнение простых упражнений под музыку по кругу. Оценка 4 «хорошо» Оценка 3 Оценка 5 «отлично» - ребёнок иногда сбивается с ноги во время - ребёнок не сбивается с «удовлетворительно» - ребёнок не может пройти упражнения. ноги во время всего в такт музыки. упражнения. Гибкость. Ребёнок должен согнуться как можно сильнее вперёд и перегнуться назад, не сгибая коле. Выполнение упражнений Оценка 4 «хорошо» Оценка 5 «отлично» Оценка 3 «удовлетворительно» - ребёнок достаёт пальцами до пола, гнётся - ребёнок достаёт - ребёнок не может ладонями до пола, гнётся назад на 45 достать пальцами до пола, градусов. назад на 90 гнётся назад на 25 градусов. градусов. Растяжка. 15 Ребёнок должен как можно сильнее растянуться на продольный и поперечный шпагаты. У станка проверяется уровень поднятия ноги (шаг) вперёд, в сторону, назад. Оценка 4 «хорошо» Оценка 5 «отлично» Оценка 3 ребёнок не достаёт до пола 10 ребёнок свободно «удовлетворительно» - ребёнок не достаёт до сантиметров, у станка поднимает и держит растягивается на шпагат, у ногу на 90 градусов.. станка поднимает и пола около полуметра, у станка не может поднять и держит ногу на уровне подержать ногу на 45 более 90 градусов градусов. Прыжок. Ребёнок должен сделать 16 прыжков как можно выше. Оценка 4 «хорошо» Оценка 5 «отлично» Оценка 3 - ребёнок отрывается от пола 10 - ребёнок отрывается от «удовлетворительно» пола на 20 –30 сантиметров. - ребёнок отрывается от сантиметров. пола на 5 сантиметров. Память. Ребёнку предлагается простое упражнение, которое он должен запомнить и повторить: 4 шага на месте, 4 хлопка. И наоборот Оценка 4 «хорошо» Оценка 5 «отлично» Оценка 3 ребёнок запоминает и «удовлетворительно» - ребёнок запоминает и повторяет упражнение со второго раза. повторяет упражнение с - ребёнок не может первого раза запомнить и повторить упражнение с третьего раза. Текущей контроль: правильность исполнения элементов народно – сценического танца, знание теории, знание изученных комбинаций, знание порядка исполнения экзерсиса у станка и на середине зал Беседа на знание изученной терминологии: 1. В каком характере исполняется деми и гранд плие в народном экзерсисе? 2. Переведите этот термин на русский язык. 3. Как называется следующее движение экзерсиса? 4. Что такое трюки и правила их исполнения? 5. Из каких позиций выполняются основные упражнения народно-сценического танца на середине зала. 6. Как правильно исполнять вращения на середине зала, дробные упражнения? 7. Какие основные положения рук в народно-сценическом танце? Практическая работа по исполнению народно-сценического танца. 1. Упражнения разминки на середине и у станка. 2. Дробные комбинации на середине зала из танцев «Девчачий перепляс», «Плясовая», «Я на печке молотила». 3. Вращения на середине зала. 4. Сложные комбинации на середине зала из танцев «Я на печке молотила». 5. Большие и малые хлопушки. 6. Заключительное пордебра; 16 Качественное исполнение комбинаций на середине зала: 1. Рассказать о правилах исполнения движений русского танца. 2. Рассказать о характере исполнения упражнений русского танца. Оценка 4 «хорошо» Оценка 5 «отлично» Оценка 3 «удовлетворительно» обучающийся плохо знает обучающийся хорошо обучающийся знает порядок знает порядок исполнения порядок исполнения исполнения комбинаций, владеет терминологией и знает изученные комбинаций, владеет комбинаций, не владеет терминологией или много комбинации, но с недочетами и терминологией и знает небольшими ошибками; ошибается, плохо знает изученные комбинации. Допускает малейшие изученные комбинации ошибки Итоговая аттестация: Определение степени достижения результатов обучения, освоения программы обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение Беседа на знание порядка упражнений народно - сценического экзерсиса. 1. 1. Почему упражнения народно - сценического танца построены именно в том порядке, в каком они исполняются? 2. Что такое деми и гранд-плие? 3. Что такое батман-девлёпе? 4. Чем отличается батман-жете от гранд-батман жете? 5. Какие группы мышц развивают упражнения батман-фондю и пордебра? 6. Какие упражнения можно делать только на середине зала и почему? 7. Правила исполнения простых прыжков 8. Правила работы спины и рук во время исполнения пордебра. 9. Рассказать о характере исполнения деми и гранд -плие в русском характере. 10. Рассказать о характере исполнения упражнения «батман-тандю каблучный». 11. Рассказать правила исполнения бега. 12. Рассказать правила исполнения дробей. 13. Правила исполнения простых шагов тофаларского танца 14. Рассказать о характере исполнения Бурятского танца. 15. Чем отличается тофаларский танец от русского танца? Практические занятия по исполнению упражнений. 1. Деми и гранд плие в русском характере. 2. Батман-тандю с переводом стопы с носка на каблук. 3. Батман-тандю каблучный в русском характере. 4. Батман- жете. 5. Рон-де-жамб партер в комбинации 6. Батман-фондю. в русском характере. 7. Гранд-батман жете. 8. Деми и гранд плие. 9. Гранд – батман в русском характере с растяжкой на станке. 10. Простые прыжки по 6, 1, 2 и 5 позициям. 11. Русское выстукивание с работой пятки опорной ноги. 17 12. Простые дроби по 6 позиции. 13. Сложные дроби с переступанием по 3 позиции. 14. Актёрское мастерство при исполнении танца «Дивушка». 15. Сложные комбинации из танца из танца «Я на печки молотила». 16. Исполнение тофоларского танца 17. Заключительное пор де бра и поклон. Оценка3 «удовлетворительно» обучающийся не достаточно хорошо знает терминологию народно-сценического экзерсиса и не может ответить на 3 из 5 заданных вопросов, не уверенно исполняет большинство из заданных упражнений народносценического танца Оценка 4 «хорошо» обучающийся хорошо знает терминологию народносценического танца и правильно отвечает на 4 из 5 заданных вопросов. Уверенно и правильно исполняет большинство упражнений. Оценка 5 «отлично» обучающийся правильно и чётко знает терминологию народно-сценического экзерсиса, уверенно отвечает на задаваемые вопросы. Правильно исполняет все заданные упражнения, комбинации Протокол итоговой аттестации муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом Детского Творчества» 1 №1 Средний балл Успеваемост ь Уро ен обученности Качество з аний по Количество обучающихся с ску № группа СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ По программе «Народно – сценический танец 1 ступень» В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее: Год Выполняло Не Получили Проценты обучени работу справилось с оценку (чел.) я работой Чел. % Чел. % 5 4 3 1 ИТОГ О Дата сдачи протоколов___________________________ Методические материалы Формы обучения и виды занятий. При организации учебной деятельности по программе используются следующие формы обучения: индивидуальные и групповые. 18 Традиционные и нетрадиционные виды занятий: урок - фантазия; урок-репетиция, учебнотренировочные занятия. Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесный; работа с различными источниками информации; наблюдения; метод проблемного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на занятиях средств музыкального искусства. Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: экзерсис, хореографический этюд. Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, выделение противоречий данной проблемы; постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций, самостоятельная постановка хореографических этюдов. Структура учебного занятия. Начало занятия. Традиционный хореографический поклон-приветствие. Активизация познавательной деятельности обучающихся, создание эмоционально-творческого настроя на занятие. Подготовительный этап. Повторение учебного материала предыдущих занятий, активизация знаний обучающихся. Разминка. Основной этап. Практическая работа над произведением хореографического искусства. Отработка танцевальных движений, сочинение танцевальных этюдов, работа над хореографическим произведением. Контрольно-прогностический этап. Анализ творческих работ. Мобилизация обучающихся на самооценку, сравнение результатов деятельности на занятии. Рефлексивный этап. Ритуал окончания занятия. «Хочу сказать спасибо…» Каждое занятие включает: организационную часть, разминку, экзерсис у станка, ритмические упражнения, партерный экзерсис, подведение итогов занятия, проветривание помещения. Методические разработки. Конспект занятия https://disk.yandex.ru/i/4lpQO-Edh94IYA Проекты https://sites.google.com/view/uliakuznetsowa/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D 0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0% BE%D1%81%D1%82%D1%8C Презентации https://sites.google.com/view/uliakuznetsowa/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D 19 0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1 %80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D 0%B8 Воспитательная компонента программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. Долгосрочный проект «Танцуем вместе». Творческий проект. Продолжительность проекта: сентябрь – май 202_-202_ учебный год. Цель. Организация совместной деятельности детей и родителей. Родители в течении 202_-202_ учебного года 2 раза в месяц выполняют творческие задания. По итогу проекта, родители исполняют два танцевальных номера (1 танец – родители, 2 танец – родители и дети). 1. Постановка двух хореографических произведений с родителями и детьми. 2. Участие в отчетном концерте. Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников поможет им: • Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности; • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; • Относиться к ребёнку как к равному; • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • Существовать в едином информационном поле с ребёнком; • Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения. Участие детей в реализации проекта поможет им: Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. План работы над долгосрочным проектом «Танцуем вместе». Сентябрь Информирование родителей по теме проекта. (Оформление информации в родительский угол «Воспитываем артиста», «Мы танцуем вместе с вами») Беседа с родителями «Танцев много интересных» Октябрь Просмотр видео выступлений известных хореографических коллективов Определение танцевального стиля для постановок. Ноябрь Прослушивание музыки будующей постановки Знакомство с замыслом танца, костюмами Декабрь Разучивание элементов танца – 2 раза в месяц Разучивание элементов танца– 2 раза в месяц Февраль Разучивание перестроений по рисунку танца с танцевальными элементов танца Март – 2 раза в месяц 20 Апрель Май Отработка танцевального номера - 2 раза в месяц Отработка танцевального номера и выступление на отчетном концерте План воспитательно-развивающие мероприятия объединения «Город танца» на 202_-202_ учебный год №п/п Мероприятия Форма Месяц сентябрь Игровое - театрализованное 1 Посвящение в танцоры представление 2 День дошкольного работника Концерт сентябрь 3 День учителя Концерт октябрь 4 День пожилого человека «Будем вечно концерт октябрь молодыми» 5 История создания народных, эстрадных, Информационный час ноябрь современных танцев 6 День матери Концерт ноябрь 7 Новогодний переполох Новогодний праздник декабрь 8 День защитника отечества Игровая программа февраль 9 «Дари тепло пока ты дышишь, твори Театрализованное представление февраль добро, пока живешь» 10 Всероссийский фестиваль - конкурс Региональный конкурс февраль «Ступеньки к успеху» художественного мастерства 11 8 марта Концертная программа март 12 Областной фестиваль хореографического Региональный конкурс март искусства «Шире круг» художественного мастерства 13 «За здоровый образ жизни» Интеллектуальная игра с март элементами беседы и выступлением обучающихся 14 Всемирный день танца Концертная программа апрель 15 9 мая. День Победы! Митинг. Концерт май 16 Отчетный концерт Концерт май 17 Подготовка к творческим конкурсам В течении учебного года Иные компоненты Условия реализации программы. - Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения; - деревянный и некрашеный настил пола; - специальные станки; - аудио-видеоаппаратура, компьютер, ноутбук, музыкальная колонка; - сценические костюмы; - специальная тренировочная одежда и обувь для обучающихся. Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Народно – сценический танец 1-я ступень» требуется педагог, обладающий 21 профессиональными знаниями в области хореографического искусства знающий специфику организации дополнительного образования. Список используемых информационных источников Основная литература: 1. Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. - Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2017 2. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 2015 3. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 2018 4. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967 5. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974 6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2019. 7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2015. 8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. -М: Владос, 2014. Дополнительная литература 1. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995 2. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. - Самара: СГУ,1992 3. Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: №1 4. Мальми В. Народные танцы Карелии. - Петрозаводск, 1977 5. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5 6. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969 7. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974 8. Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. СПб, 2016, 200 22 23 24