МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 1 от 29. 08. 2023 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 146-0 От 04. 09. 2023г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографический коллектив «Капельки» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - ознакомительный Автор-составитель: Петрова Валентина Сергеевна, педагог дополнительного образования реализует: Ашабокова Наталья Александровна педагог дополнительного образования 2023 г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Титульный лист программы 2. Пояснительная записка 3. Комплекс основных характеристик программы 3.1. Объём и содержание программы 3.2. Планируемые результаты 4. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1. Учебный план 4.2. Календарный учебный график 4.3. Оценочные материалы 4.4. Методические материалы 5. Иные компоненты 5.1. Условия реализации программы. 5.2. Календарный план воспитательной работы 5.3. Список литературы Приложения 1. Календарный учебно - тематический план дополнительной общеразвивающей программы Приложение 2. Материалы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации 2 1 3 6 6 8 8 9 9 10 11 14 14 15 15 17 20 Пояснительная записка Информационные материалы и литература Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Капельки»» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ 3 ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) «Хореографический коллектив «Капельки»» разработана на основе учебно-методического пособия для педагогов-хореографов «Танцевальная терапия как средство универсальной технологии преподавания хореографии в дополнительном образовании детей», разработанного педагогом-хореографом г. Москвы Мацаренко Татьяной Николаевной и опубликованной в репертуарно-методической библиотечке «Я вхожу в мир искусства» №5 за 2015 год. Статус программы. Данная программа разработана в 2021г. на основании социального заказа родителей дошкольников г. Вихоревки. Программа рассмотрена на заседании методического совета и утверждена приказом директора № 87-о от 10. 09.2021г Направленность программы - художественная. Актуальность программы В основе обучения лежат танцевальные упражнения и композиции, элементы классического, народного и современного танцев. Эти движения вырабатывают правильную осанку, выносливость, координацию, танцевальность – все эти качества помогают ребенку уютно чувствовать себя в жизни. Актуальность данной программы состоит в том, что развитие чувства ритма, такта и координации движений у детей является необходимой составляющей полноценного развития их личности, а также важной частью работы по формированию здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность программы. Реализация программы предусматривает проведение занятий по изучению танцевальных элементов, занятий в игровой в игровой форме с использованием музыкальных игр, игровой гимнастики, песенок-инсценировок. Программа разработана на основании социального заказа родителей дошкольников города Вихоревки. Отличительные особенности программы. Настоящая программа составлена с учетом содержания примерных программ по «хореографическому творчеству», разработанных Институтом развития образования в сфере культуры и искусства. Отличительные особенности программы заключаются в общеразвивающем характере содержания программы и применении игровых технологий. Программа включает в себя музыкальные, ритмичные, танцевальные упражнения на развитие координации и физической выносливости. В структуру занятия входят: элементы ритмопластики, элементы стретчинга, дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики, сюжетно-игровые и танцевальные композиции, танцы общего характера. Занятие строится по принципу «от простого к сложному», сначала идет разминка, повторение выученного на прошлом занятии, потом разучиваются отдельные танцевальные движения, которые соединяются в связки, что развивает память ребенка и дает ему возможность выстроить из этого набора целый танец. Программа предполагает освоение проектного подхода к организации образовательного процесса, позволяет создать условия для достижения актуальных для современного образования результатов. Способствует формированию родительской компетентности в 4 области постановки танцевальных номеров. Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Капельки»» адресована детям 5-6 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных особенностей старшего дошкольного возраста. У дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями дошкольник полностью еще не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но трудно сосредотачивается на том, что не вызывает сильного интереса. К этому возрасту дети умеют самостоятельно определять на слух характер музыки и передавать его в движении, так же у них достаточно развиты двигательные навыки. Срок освоения программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Хореографический «Капельки»» рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев. коллектив Форма обучения: очная Программой не предусмотрена заочная форма обучения с применением дистанционных технологий. Дополнительная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Капельки» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных учреждений на организацию творческой деятельности по хореографическому искусству на основании договора о сетевом взаимодействии. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа 35 минут. Перемена – 15 минут. Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по желанию родителей или по времени подачи заявления с учётом равномерного распределения девочек и мальчиков/ в количестве от 12 до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в течение всего периода обучения. Условия набора обучающихся. На обучение принимаются дети дошкольного возраста 6 лет, без учёта уровня развития ребёнка и его способностей. Программу могут осваивать дети с ОВЗ по индивидуальному маршруту. 5 Цель программы: развитие личности и творческих способностей детей средствами хореографии Задачи: Обучающие: - изучить основные элементы классического, народного и современного танца; - добиться правильного и последовательного исполнения движений; - познакомить с основными понятиями характера музыки, темпа, ритма, и видами танца; Развивающие: - развивать физические данные (гибкость, выносливость, координацию); - развивать память, мышление, ритм, слух, умение двигаться под музыку и быстро схватывать движения; - сформировать умение взаимодействие и работать в коллективе, паре; Воспитательные: - воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, добросовестность, уважение к национально й культуре - способствовать избавлению от скованности и зажатости, что даст ребенку возможность чувствовать себя уютно во всех сферах деятельности и окружающем мире. Комплекс основных характеристик образования Объем программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы -72 часа. Для достижения поставленной цели и знакомства с данным видом деятельности это оптимальное количество часов. Содержание программы 1. Вводное занятие - 2 часа. Теория: Вводное занятие. Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года». Входной контроль. Ритмика - 7 часов. Практика: «Веселый человечек» Упражнения для корпуса, кистей рук, стоп, Прыжки: мячики, пружинка, лягушка, лошадка. Текущий контроль. Общеразвивающие упражнения - 8 часов. Практика: Строевые упражнения. Бег. Текущий контроль. Музыкальные игры - 7 часов Практика: «Пчелка», «Мышки», «Веселая карусель», «Игрушки». Текущий контроль. Танец - игра - 10 часов. Практика: «Фиксики». «Барбарики», «Ежики», «Что в мешке у Деда Мороза», Новогодний паровоз», «Серебристые снежинки». Игровая гимнастика -14 часов. Практика: «Буратино», «Шагают малыши», «Лесные встречи». Текущий контроль. 6 Постановочная работа - 24 часа. Практика: Разучивание движений танца. Разучивание движений рук в танце. Отработка движений и рисунков танца. Закрепление движений в рисунке танца. Текущий контроль. Промежуточная аттестация. Планируемые результат освоения программного материала: Предметные результаты: К концу года обучающиеся должны знать: - основные элементы классического, народного, и современного танца; - последовательность выполнения движений в изученных хореографических этюдах; - основные понятия характера музыки, темпа, ритма; - основные виды танцев. К концу года обучающиеся должны уметь: - держать осанку, координировать свои движения; - правильно и последовательно выполнять хореографические композиции в характерном стиле; - исполнять игровые этюды и хореографические композиции в характерном стиле; - выступать перед аудиторией. Метапредметные результаты: - умение обучающихся взаимодействовать и работать в коллективе, в паре; - развитие физических данных (гибкость, выносливость, координацию); - развитие памяти, мышления, ритма, слуха. Умения двигаться под музыку и быстро схватывать движения. Личностные результаты: - личностные качества ребенка: трудолюбие, добросовестность, уважение к национальной культуре; - избавление от скованности и зажатости, что дает ребенку возможность чувствовать себя уютно во всех сферах деятельности и окружающем мире. II. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографический коллектив «Капельки» № Наименование раздела и темы Программы Теория Практика Всего часов 1 Вводное занятие. Инструктаж «Правила поведения в балетном классе и актовом зале» 1 Формы текущего контроля и промежуточной аттестации 1 Беседа 1.1 Входной контроль 1 1 2 Ритмика. 7 7 2.1 «Веселый человечек» Упражнения для шеи, корпуса - наклоны, повороты, круговые движения головой. 1 1 7 Практическое задание 2.2 Упражнений для кистей рук- сгибание и разгибание рук в упорах лежа, стена 2 2 2.3 Упражнения для стоп - сгибание и разгибание, круговые движения, приседания. 1 1 2.4 Прыжки: мячики, пружинка, лягушка, лошадка 2 2 2.5 Текущий контроль 1 1 3 Общеразвивающие упражнения. 1 7 8 3.1 Строевые упражнения-строй, шеренга, колонна, ряд. Повороты: направо, налево. Строевой шаг(марш) 0.5 2.5 3 3.2 Бег с поднятием колена, бег с поднятием прямых ног. Движение боком с приставными шагами. Движение змейка, движения по диагонали. 0.5 3.5 4 3.3 Текущий контроль 1 1 4 4.1 Музыкальные игры «Пчелка»., «Мышки», «Веселая карусель», «Игрушки». Текущий контроль 1 1 6 5 7 6 1 1 Танец- игра. «Фиксики». «Барбарики», «Ежики» 2 1 1 8 4 3 10 5 4 1 1 12 3,5 3,5 4.5 14 4 4 5 4.2 5. 5.1 5.2 5.3 «Что в мешке у Деда Мороза», Новогодний паровоз», «Серебристые снежинки», Текущий контроль 6 6.1 6.2 6.3 Игровая гимнастика «Буратино» «Шагают малыши» «Лесные встречи» 2 0.5 0.5 05 8 Самостоятельная работа (выполнение упражнений) Самостоятельная работа(выполнение упражнений) Музыкальные игры на развитие чувства ритма. Самостоятельная работа. Исполнение танца-игры по выбору обучающихся 6.4 Текущий контроль 0.5 0.5 1 Самостоятельная работа (исполнение элементов игровой гимнастики) 7 7.1 7.2 7.3 Постановочная работа Разучивание движений танца Разучивание движений рук в танце. Отработка движений и рисунков танца. 7.4 7.5 7.6 4 1 1 1 20 5 5 5 24 6 6 6 1 5 6 1 1 Контрольное занятие 1 1 Урок - концерт для родителей 61 72 Закрепление движений в рисунке танца. Промежуточная аттестация. Итоговое занятие 11 Всего: май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Всего часов по разделу Календарный учебный график. Раздел/месяц Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж «Правила поведения в балетном классе и актовом зале ДДТ. Раздел 1.1 Входная диагностика. Раздел 2 Ритмика. 1 1 1 1 2 2 2 1 7 Раздел 3. Общеразвивающие упражнения. 2 2 2 2 8 Раздел 4. Музыкальные игры Раздел 5. Танец- игра. Раздел 6. Игровая гимнастика 2 2 2 1 2 2 Раздел 7. Постановочная работа Промежуточная аттестация. Итоговое занятие Итого 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7 10 14 4 4 4 4 2 24 1 8 8 8 8 9 8 8 8 8 1 8 72 Оценочные материалы. Текущий контроль знаний, умений и навыков обучающихся соответственно разделам образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится в конце полугодия. Итоговая аттестация проводится по окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы. Критерии уровня развития чувства ритма: 1. Движение. 1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма): высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. 2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. 3) соответствие ритма движений ритму музыки: высокий – чёткое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. 4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием. 2. Воспроизведение ритма. 1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. 3) воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием. 4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных 10 инструментах («ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок. 3. Творчество. 1) сочинение ритмических рисунков: высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. 2) танцевальное: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке Оценочные процедуры предусматривают оценку специальных качеств: ритмичность, прыгучесть; общее физическое развитие: гибкость, координацию; практические умения: позиции рук и ног, эмоциональную выразительность; личностные качества: ответственность, трудолюбие, терпение, целеустремленность, творческую активность и дисциплинированность. Методы оценивания теоретических знаний обучающихся: тестирование, опрос, рассказ, беседа. К практическим знаниям относятся знания позиций рук и ног в танце, знания фигур и основных элементов танца, которые оцениваются на открытом занятии. Оценивание выполнения практических работ. Система оценки уровня освоения программы обучающимися 5ти-балльная система. Универсальными критериями оценки могут стать: - очень низкий (ребенок не запомнил движения; не может сделать более половины движений в такт и темп), - низкий (ребенок делает только часть движений в музыку без чистоты исполнения - удовлетворительный (ребенок выполняет в музыку половину и более движений; но отсутствует чистота и точность в движениях), - хороший (ребенок выполняет все движения в музыку и присутствует осмысленность в движениях), - отличный (точное исполнение фигур танца, все движения выполняются в темп музыки с нужной резкостью и четкостью). Методы оценивания практических работ: Наблюдение Специальное физическое развитие: ритмичность, прыгучесть. Метод оценивания - диагностические задания. 11 Диагностика личностных качеств обучающегося - это совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, сотрудничество) Методы диагностики личностных изменений ребенка: наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту учета результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Методические материалы. Для эффективного освоения теоретических знаний по разделу «Русский танец» разработаны презентации: «Изучение особенностей рисунков хоровода», «Виды хореографии» К разделу программы «Музыкальные игры» разработаны упражнения и игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха: «Прогулка» Ход игры. Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу. «Индеец» Ход игры. Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому ребёнку. «Рула, те рула» Ход игры. Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку ребёнку. Стоящему слева. На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево - движение повторяется. «Услышь меня» Ход игры. Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его. Сидящий с краю ребёнок повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д. «Аист» Ход игры. Дети под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или/и ногами, произносят текст: Аист с нами прожил лето, А зимой гостит он где-то. «Вопрос-ответ» Ход игры. Дети становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок. 12 «Ритм-загадка» Ход игры. Игра проходит без музыкального сопровождения. Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4 Компакт диски: Комплекс игровой гимнастики для дошкольников(1,2,3,4части). Сборник «Танцуя- играем» Танцы, пляски, игры, хороводы для дошкольников. Методика обучения детей хореографии. Увлекательные танцевальные разминки для детей Рисунок и схема танцев в детской хореографии. Танцевальный флешмоб для дошкольников. Методы обучения Метод игры. Игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные. Наглядный метод обучения. Показ, демонстрация видео, простейшие ориентиры. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Практические методы: метод строго регламентированного упражнения, которые направлены на освоение техники танца, физическое развитие личности. Формы обучения и виды занятий. Программа предусматривает групповую организацию обучения и разнообразие видов занятий: - занятие-импровизация, - занятие-игра, - учебно-тренировочное занятие, - занятие-презентация, - танцевально-игровой тренинг. Технология проектной деятельности ТПД это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленных задач – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся оформленной в виде некоего конечного результата. ТПД позволяет научить детей: - самостоятельно мыслить; - находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; - прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; - устанавливать причинно-следственные связи. Основными этапами создания проекта являются следующие: - подготовка к работе над проектом; - выбор проблемы; - сбор информации; - разработка собственного варианта решения проблемы. 2. Технологический (основной) этап: - подготовка к защите проекта; 13 - презентация проекта; - рефлексия (анализ) № 1 2 3 4 5 6 7 Критерии внешней оценки проекта Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематики Характер общения и взаимопомощи участников проекта Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями Характер общения и взаимопомощи участников проекта Достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей Эстетика оформления результатов проекта Умение отвечать на вопросы оппонентов балл 1-3 Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Педагог выполняет следующие (задачи) функции: - помогает обучающимся в поисках источников информации; - сам является источником информации; - поддерживает и поощряет обучающихся; - поддерживает непрерывную обратную связь. Технология проектной деятельности используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуется интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Алгоритм учебного занятия. Танцевально-игровой тренинг «Путешествие в цирк» для дошкольников 5-6 лет. Подготовительный, мотивационный этап занятия Приветствие. Разминочный блок. Ритмическая гимнастика. Танцевальная игра «Зеркальный танец» Танцевальная игра «Перестроения» Игра «Веселый поход» Основной этап занятия. «Цирковое представление» Танцевальные этюды: «Гимнасты на разминке»; «Спортивный танец», «Застывшая фигура», «Лошадки». Игра «Конферансье» Танцевальные этюды: «Жонглер», «Веселые шляпы» Заключительный этап занятия. Релаксация. Выполнение упражнений на расслабление мышц. Домашнее задание: нарисовать цирк «Шапито». Ритуал окончания занятия. Поклон. Организационные формы обучения. Занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем составом. 14 Иные компоненты. Кадровое условие реализации программы В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными знаниями в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, знающий специфику организации дополнительного образования. Воспитательный компонент В учебную деятельность программы органично включена воспитательная составляющая - программа духовно-нравственного воспитания «Солнцеворот», которая позволяет эффективно использовать народную педагогику для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Цель воспитательной деятельности: формирование у дошкольников ценностного отношения к духовно-нравственным традициям русского народа. Задачи воспитательной деятельности: - стимулировать творческо-познавательную деятельность через знакомство с праздниками народного календаря; - прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа; - формировать способность к сопереживанию, подражанию, осмыслению связи природы и человека. Условия реализации программы. Для организации и осуществления образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность Помещение: Для реализации данной программы необходимо помещение площадью на одного ребенка 4,5м 2 Технические средства обучения: - Музыкальный центр - телевизор - DVD - персональный компьютер (ноутбук); Оборудование: - Зеркала - Балетный станок - Коврики - Маты Календарный план воспитательной работы № 1 2 3 4 Название мероприятия, события Давайте знакомиться! День матери День пожилого человека Новогоднее театрализованное представление «Новогодние Форма проведения Игра - тренинг флешмоб флешмоб Праздничная программа 15 Сроки проведения сентябрь октябрь ноябрь декабрь 5 6 7 8 № 1 2 3 4 чудеса» «Рыцарский турнир» ко Дню Игра - соревнование февраль защитника Отечества «Проводы Русской зимы» Праздничная программа март Праздник танца Праздничная программа апрель «Спасибо деду за Победу» Праздничная программа май Ко Дню 9 мая Совместная деятельность обучающихся и родителей Название мероприятия, Форма проведения Сроки события проведения День открытых дверей Родительское собрание сентябрь День матери видеозарисовка октябрь Открытое занятие Отчетная программа декабрь Участие в хореографическом Праздничная программа март мероприятии «Праздник танца Открытое занятие Отчетная программа май Список литературы для педагога I. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб: Просвещение, 2016. 2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2010. - 220 с 3. Бриске И. Э. Мир танца для детей. - Челябинск, 2015. 4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 2010. 5.Захаров В. М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 2016.Константинова А. И. Игровой стретчинг. - СПб.: Вита, 2013. 6. Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб: Просвещение, 2004. 7. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. СПб: Искусство, 2013. 8. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.: Владос, 2013 9. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка - Пресс, 2016. 10. Скрипниченко «Чудо-ритмика»/ программа по хореографии для детей 4,5-6,5 лет, Соликамск, 2010. II. Уральская В. И. Рождение танца. - М.: Варгус, 2012. 12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевальноигровая гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. Алямовская Бекина С.И. и др. Музыка и движение М., 2013 13. Васильева Т.К. Секрет танца - СПб., - 2017 14. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку 15. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике - М., 2012 16. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль, 2017 17. РудневаС, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение Ткаченко Т. Народный танец-М 18 Пасютинская В.М. Волшебный мир танца М., 2015 10. Тарасов Н.И. Классический танец М., - 2011 19. Мессерер А. М. Танец Мысль. Время. М., 2010 20. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца- Л., 2011 21. Шереметьевская Н. В. Танец на эстраде М., - 2014 16 Список литературы для родителей и детей 1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей ред. «Ритмическая мозаика». Издание 4-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Год издания: 2015, С 192. 2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва. «Айрис-пресс» 2010г. 3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2015 4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Ярославль 2014 5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2013г. 6. Овчаренко Е., Cмолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2010. 7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск 8. Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2013г. 9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 10. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2013г 17 Приложение 1 Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Хореографический коллектив «Капельки» 5-6 лет Педагог дополнительного образования Ашабокова Н.А Сентябрь – май 2023- 2024 уч. год. Расписание занятий: понедельник - среда 17:30- 18:30 (группа№1), вторник – четверг 17:30-18:30 (группа №2) Группа №1 , Группа № 2 -1год обучения № Дата гр 1 Дата гр 2 1 04.09.23 05.09.23 2 06.09.23 07.09.23 3 11.09.23 12.09.23 4 13.09.23 14.09.23 5 18.09.23 19.09.23 6 20.09.23 21.09.23 7 25.09.23 26.09.23 8 27.09.23 28.09.23 название раздела; темы раздела; темы занятия объём часов 1. Вводное занятие - 1часа Вводное занятие. Инструктаж о 1 правилах поведения в классе и ДДТ 2. Раздел. Ритмика – 7 часов «Веселый человечек» Упражнения для, корпуса Наклоны, повороты «Веселый человечек». Упражнения для кистей, рук, плеч и локтей. «Веселый человечек» Упражнение для корпуса. Прыжки: мяч, зайчики, «Веселый человечек» Упражнения для ног и стоп «Веселый человечек» Прыжки: мяч, зайчики, «Веселый человечек» Прыжки: мяч, зайчики.. Текущий контроль. Ритмика «Веселый человечек» форма занятия Формы контроля, аттестация Теоретическое беседа 1 Занятие - игра наблюдение 1 Занятие - игра наблюдение 1 Занятие - игра наблюдение 1 Занятие - игра наблюдение 1 Занятие - игра наблюдение 1 Занятие - игра 1 Практическая работа Наблюдение корректировка Самостоятельная работа (выполнение упражнений 3. Раздел Общеразвивающие упражнения – 9 часов 9 02.10.21 03.10.23 10 04.10.21 05.10.23 11 09.10.21 10.10.23 12 11.10.21 12.10.23 13 16.10.21 17.10.23 14 18.10.21 19.10.23 Строй, шеренга, колонна, ряд .Повороты в право, в лево. Строй, шеренга, колонна, ряд. Повороты в право, в лево. Строй, шеренга, колонна, ряд. Повороты в право, в лево. Строй, шеренга, колонна, ряд. Повороты в право, в лево.. Бег с поднятием колена, галоп, приставной шаг. 1 Бег с поднятием колена, галоп, 1 1 1 1 1 18 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение корректировка Наблюдение Наблюдение приставной шаг, змейка. 15 23.10.21 24.10.23 Бег с поднятием колена, галоп, приставной шаг, змейка. 1 Практическое занятие Наблюдение корректировка 16 25.10.23 26.10.23 Бег с поднятием колена, галоп, приставной шаг, змейка. 1 Практическое занятие Наблюдение корректировка 17 30.10.21 31.10.23 Текущий контроль. Общеразвивающие упражнения. 1 Практическая работа Самостоятельная работа (выполнение упражнений) 4. Раздел Музыкальные игры – 9 часов 02.11.23 « Пчелки» 1 Занятие - игра Наблюдение 03.11.23 04.11.23 «Мышки водят хоровод» 1 Занятие - игра Наблюдение 20 06.11.23 07.11.23 «Стреказа», «Мышки водят хоровод» 1 Занятие - игра Наблюдение 21 08.11.23 09.11.23 «Веселая карусель», 1 Занятие - игра Наблюдение 22 13.11.23 14.11.23 «Игрушки» 1 Занятие - игра Наблюдение 23 15.11.23 16.11.23 «Веселая карусель», «Игрушки» 1 Занятие - игра 24 20.11.23 21.11.23 «Веселые мячики», «Пчелки» 1 25 22.11.21 23.11.23 «Веселые мячики», «Стрекоза» 1 Занятие - игра Наблюдение корректировка Наблюдение корректировка Наблюдение корректировка 26 27.11.23 28.11.23 Текущий контроль. Музыкальные игры 1 Практическая работа Самостоятельный показ музыкальных игр 18 01.11.23 19 Занятие - игра 5. Раздел. Танец – игра – 8 часов 27 04.12.23 05.12.23 Разучивание движений к танцу «Как танцуют зайчики» 1 Занятие - игра Наблюдение 28 06.12.23 07.12.23 Отработка движений танца «Как танцуют зайчики» 1 Занятие - игра Наблюдение 29 11.12.23 12.12.23 Разучивание движений к танцу «На носок» 1 Занятие - игра Наблюдение 30 13.12.23 14.12.23 Отработка движений танца «На носок» 1 Занятие -игра Наблюдение 31 18.12.23 19.12.23 Закрепление движений танца «На носок» 1 Занятие -игра Наблюдение 32 20.12.23 21.12.23 Закрепление движений к танцу «На носок» 1 Занятие -игра Наблюдение корректировка 33 25.12.23 26.12.23 Разучивание движений« «Что в мешке у Деда Мороза». «Серебристые снежинки» 1 Практическая работа Наблюдение корректировка 19 34 27.12.23 28.12.23 Текущий контроль. Танец -игра Практическая работа Самостоятельное исполнение танцевальных игр ( по заданию педагога) 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие й - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра Наблюдение 1 Занятие - игра 1 Занятие - игра 1 Занятие - игра 1 Практическая работа Наблюдение корректировка Наблюдение корректировка Наблюдение корректировка Самостоятельная работа (выполнение упражнений партерной гимнастики 1 6. Раздел. Игровая гимнастики 14 часов Разучивание движений «Буратино», «Лесные встречи». Разучивание движений «Буратино», «Лесные встречи». Отработка движений «Буратино». «Лесные встречи». Отработка движений «Буратино», «Лесные встречи». Разучивание упражнений «Шагают малыши» Разучивание упражнений «Шагают малыши» Отработка движений «Шагают малыши» Отработка движений «Шагают малыши» Закрепление «Буратино», «Лесные встречи», «Шагают малыши» Закрепление «Буратино», «Лесные встречи», « Шагают малыши» Закрепление «Буратино», «Лесные встречи», « Шагают малыши» Закрепление «Буратино», «Лесные встречи», « Шагают малыши» Закрепление «Буратино», «Лесные встречи», « Шагают малыши» Текущий контроль Игровая гимнастики 35 08.01.23 09.01.24 36 10.01.23 11.01.24 37 15.01.23 16.01.24 38 17.01.23 18.01.24 39 22.01.23 23.01.24 40 29.01.23 30.01.24 41 31.01.23 01.02.24 42 05.02.23 07.02.24 43 12.02.23 13.02.24 44 14.02.23 15.02.24 45 19.02.22 20.02.24 46 21.02.22 22.02.24 47 26.02.24 27.02.24 48 28.02.24 29.02.24 49 04.03.24 05.03.24 7. Раздел. Постановка танцев – 24 часа Разучивание движений «Маленькие 1 звезды» Выход Практическое занятие Наблюдение 50 06.03.24 07.03.24 Разучивание движений « Маленькие звезды» ( наклоны, повороты) 1 Практическое занятие Наблюдение 51 11.03.24 12.03.24 1 Практическое занятие Наблюдение 52 13.03.24 14.03.24 1 18.03.22 19.03.24 54 20.03.22 21.03.24 55 2503.22 26.03.24 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение 53 Разучивание движений « Маленькие звезды» ( наклоны, повороты) Отработка движений «Маленькие звезды» (Выход, руки) Отработка движений «Маленькие звезды» (Выход, руки) Закрепление движений «Маленькие звезды» Закрепление движений «Маленькие звезды» 1 1 1 20 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Текущий контроль. «Маленькие звезды» Разучивание движений к танцу «На палубе» Гимнастика «Буратино» Отработка танца «На палубе» Гимнастика «Лесные встречи», Отработка танца «На палубе» Гимнастика « «Буратино» Отработка танца «На палубе» Гимнастика «Лесные встречи», Закрепление танца «На палубе» Гимнастика Закрепление танца «На палубе» Гимнастика Закрепление танца « На палубе» Гимнастика 1 25.04.24 Текущий контроль. Танец «На палубе» 1 29.04.22 01.05.24 Танец « На Палубе» 1 66 06.05.24 07.05.24 Танец «На палубе» 1 67 08.05.24 09.05.24 1 68 13.05.24 14.05.24 69 15.05.24 16.05.24 70 20.05.24 21.05.24 71 22.05.24 23.05.24 Закрепление Танца «На палубе» Гимнастика Закрепление Танца «На палубе» Гимнастика Танец «На палубе» Гимнастика «Лесные встречи», Танец «На палубе» Гимнастика «Лесные встречи», Закрепление танцев, партерной гимнастики. 72 27.05.24 28.05.24 Итоговая аттестация. 1 Итого: 72 56 27.03.22 28.03.24 57 01.04.24 02.04.24 58 03.04.24 04.04.24 59 08.04.24 09.04.24 60 10.04.24 11.04.24 61 15.04.24 16.04.24 62 17.04.24 18.04.24 63 22.04.24 23.04.24 64 24.04.22 65 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение корректировка Наблюдение Практическое занятие Практическая работа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение корректировка Самостоятельный показ учениками Наблюдение Практическая работа Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическая работа Самостоятельный показ танца Наблюдение Практическая работа Наблюдение Наблюдение Наблюдение корректировка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение корректировка Параметры определяющие возможность воспитанника Наблюдение корректировка Приложение 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__ Объединение______________________________пос._________________________________ Педагог_______________________________________________________________________ Программа____________________________________________________________________ Количество обуч-ся в группе по списку___________________________________________ Количество обуч-ся выполнявших работу__________________________________________ Причины отсутствующих________________________________________________________ ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь) 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ Критерии оценивания: Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3 программы Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) Индикакторы: Недостаточный, нулевой - 0-2 балла соответствует отметке «2». Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы – освоено 1/2 программы – 2-4 балла соответствует отметке «3». Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – программы – 5-7 баллов соответствует отметке «4» 2/3 Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено более 2/3 программы, (практически полностью) – 8-10 баллов соответствует отметке «5». № п/п Фамилия Имя обучающегося параметры Всего 1 2 3 4 5 Баллов или среднее 22 Уровень Отметка значение всех параметров 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек Оптимальный, хороший уровень - __ человек. Высокий, отличный уровень - __ человек. Вывод: причины результата (слишком высокого, или низкого) Пути решения проблем При анализе результатов промежуточного и итогового контроля в учебной группе необходимо указать следующее: 1. Качество знаний (% качества) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «5» + кол-во «4») / кол-во обучающихся в группе * 100% Например, в результате итогового контроля обучающиеся получили следующие отметки: «2» - 0 детей «3» - 2 детей «4» - 4 детей «5» - 6 детей (6 + 4) = 10 / 12 * 100% =83%, Таким образом, качество знаний составляет 83% 2. Уровень обученности (% обученности) определяется в процентах и рассчитывается по формуле: (кол-во «2» * 0,12 + кол-во «3» * 0,36 + кол-во «4» * 0,64 + кол-во «5» * 1) / 12 * 100% (0 * 0,12 = 0; 3 * 0,36= 0,72; 4* 0,64 =2,56; 6 * 1 = 6.) 0,72 + 2,56 + 6 = 9,28 / 12 * 100% = 77%, таким образом уровень обученности составляет 77% 3. Средний балл вычисляется по формуле: (кол-во «2» * 2 + кол-во «3» * 3 + кол-во «4» * 4 + кол-во «5» * 5) / 12 = («3»* 2=6; «4»* 4=16; «5»* 6=30. 6+16+30 =52 /12 =4,3) Таким образом средний балл составляет 4,3 23 Приложение 3 Паспорт проекта Творческий проект «Калейдоскоп» Возраст обучающихся: 5-6 лет Предметные области: музыка, хореография Тип проекта: творческий, коллективный Цель проекта: Создание условий для взаимодействия с родителями дошкольников и мотивации для дальнейшего сотрудничества. Задачи проекта: - разнообразить формы работы с детьми и родителями в системе дополнительного образования; - создать уровень эмоционально-благополучной атмосферы в семье; - активизировать сознательное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. Вопросы проекта: - какой мой самый любимый танец? - как мы танцуем в семье на празднике? - какие танцы я могу предложить родителям станцевать вместе? Необходимое оборудование: Аннотация: Проект «Калейдоскоп» был выполнен в процессе реализации данной программы. Педагогическая целесообразность проекта заключается в организации совместной работы над ним обучающихся и их родителей. Осуществление проекта стало одной из ступенек создания в объединении традиций досуговых мероприятий. Продукт проекта: летопись объединения из фотографий и видео «Танцую каждый день» Необходимое оборудование: сцена, занавес, кулисы, аудиозапись, декоративно-художественное оформление, музыкальный центр, штатив. Этапы работы над проектом: Организационно-подготовительный этап: - обоснование темы выбранного проекта - выбор формы и места проведения проекта - создание алгоритма предстоящей деятельности - сбор информации Основной этап: - выполнение работы Заключительный этап: – презентация проекта - оценка результатов реализации проекта Этапы работы над проектом Организационно -подготовительн ый Основной Ход проекта врем Место работы Содержание работы я обучающихся обучающихся 4 ч. - В классе - Выбор тем; объединения; - Алгоритм проведения; - В МБУ ДО «ДДТ» - Составления плана - Дома; работы; - На улице 9 ч. - выполнение - Подбор фонограмм; домашних заданий - написание 24 Выход этапа - Определение формы и названия танца Материал для летописи совместно с родителями дома и на улице - заданий в классе и МБУ ДО «ДДТ» с руководителем заключительный № 1 2 3 4 5 6 7 8 4ч - В классе объединения; - В МБУ ДО «ДДТ»; информационных писем родителям; - изготовление пригласительных билетов; - изготовление рукописного журнала из фотографий; - изготовление видеотеки - Проведение итоговой танцевально-игровой программы; - защита проекта; - диагностика результатов проекта; План домашних заданий Название мероприятия, события Форма проведения Осенние зарисовки День пожилого человека День матери Хоровод возле елочки Не боимся мы мороза! Зарядка с папой Станцуй как я Мы дети России! этюд флешмоб танец челенж ритмическая игра зарядка Танец сидя на стуле флешмоб объединения из фотографий и видео «Танцую каждый день» - реализация проекта "Калейдоскоп" - оценка результатов проектов его участниками: обучающимися и их родителями, руководителем объединения Сроки проведения сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май 1. Организационно-подготовительный этап. Обоснование темы выбранного проекта. Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение семейных традиций и связей между поколениями. Целенаправленное, системно организованное использование разнообразных форм работы с семьей приносит, как показывает опыт, определенные результаты: родители становятся все более активными и профессионально грамотными участниками процесса развития своего ребенка. Одно из наиболее эффективно работающих звеньев системы взаимодействия с родителями представлено домашними заданиями по хореографии. В ходе выполнения домашнего задания родителям предоставляется возможность непосредственно участвовать в образовательном процессе, взаимодействовать со своим ребенком, ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности. Калейдоскоп – детская игрушка, трубочка с цветными стеклышками и зеркальцем. Повернув трубочку – и новая, яркая мозаика-картинка. Вот из такой мозаики складывается содержание домашних заданий для обучающихся и их родителей. Где каждое разноцветное стеклышко символизирует новый месяц с заданием. 25 Анализ предстоящей деятельности Для организации работы над проектом обучающиеся совместно с родителями, руководителем объединения обдумывали решение следующих вопросов: - в какой форме будут проходить домашние задания? - какие будут названия? - сколько времени необходимо для выполнения задания? - какие танцы мы сможем станцевать с родителями? Сбор информации Для сбора информации родители и дети использовали интернет-ресурсы, журналы. Совместно выполняли танцевальные задания и осуществляли необходимую подготовку в соответствии с планом работы. Выбор варианта выполнения проекта. С учетом собранной информации и хореографических способностей обучающихся были выбраны форма и название проекта – «Калейдоскоп» 2. Основной этап. На этом этапе в соответствии с выбранным вариантом осуществлялось составление плана домашних заданий. Из копилки материалов подготовленных детьми и родителями, были отобраны танцы, музыкальные игры, ритмические зарядки, танцевальные этюды, музыка, видеоролики. Участники проекта на этом этапе «проживают» следующие роли: - художники-оформители; - сценаристы; - режиссеры; - актеры; - танцовщицы; - зрители. 3. Заключительный этап. Заключительный этап включает в себя: - презентацию проекта «Калейдоскоп», - подведение итогов проекта: осуществляется диагностика эмоционального фона; - оформляются результаты домашних заданий в рукописную летопись объединения. 26