МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 121-0 От 12. 09. 2022г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Карусель сказок» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы - ознакомительный Автор-составитель: Хамкалова Ирина Андреевна педагог дополнительного образования, Мамнева Елена Ивановна методист Вихоревка 2022 I. Пояснительная записка 1.1. Информационные материалы Дополнительная общеразвивающая программа «Карусель сказок» составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы «Рисуем сказку» Г.В. Козловской, Санкт-Петербург, 2015 г. в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) 1.2. Направленность программы Дополнительная общеразвивающая программа «Карусель сказок» является программой художественной направленности. 1.3. Актуальность программы Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция. Чтение сказок и изучение лучших произведений искусства, иллюстрирование сказок пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и развитие изобразительных способностей ребенка. Обучающиеся знакомятся с литературными произведениями (сказками), видами иллюстраций, со спецификой книжной графики и работой художников-иллюстраторов, произведениями великих русских художников на сказочные темы, народными промыслами и декоративно-прикладным искусством. Они учатся передавать особенности сказки, изображать характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создавать яркие и выразительные образы героев произведения. 1.4. Отличительные особенности программы Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к чтению и изобразительному искусству, творческих способностей ребенка. Создание сказочных иллюстраций способствует самовыражению ребенка, он пробует свои силы и совершенствует свои способности, такие занятия доставляют ему удовольствие и обогащают его представление о мире, обогащают его активный словарь. Дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества через: - интеграцию с другими образовательными областями и видами искусства (чтение художественной литературы, книжная графика); - использование игровых моментов, включающие приемы комбинирования различных материалов и способов изображения; - развитие творческого воображения, фантазии, умения анализировать, запоминать, понимать прекрасное. 1.5. Адресат программы Программа адресована детям (мальчикам и девочкам) 5 – 7 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных особенностей старшего дошкольного возраста. У ребенка – дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями дошкольник полностью еще не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но трудно сосредотачивается на том, что не вызывает сильного интереса. Ребенок-дошкольник способен осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремится соответствовать требованиям взрослых. Старший дошкольник способен воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но еще нуждается в организационной помощи. Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. В развитии этих процессов большую роль играет мелкая моторика рук. Согласно данным психологов и физиологов у детей 5 – 6 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства современных детей старшего дошкольного возраста можно отметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Принцип комплектования групп. Для обучения принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей, без специального отбора с регистрацией в АИС «Навигатор дополнительного образования». Набор в группы осуществляется независимо от способностей и умений. Численный состав группы 12 – 15 человек. Программу могут осваивать дети с ОВЗ по индивидуальному учебному плану. 1.6. Срок освоения программы Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Карусель сказок» – 1 год, 9 месяцев, 36 недель. 1.7. Форма организации образовательной деятельности Образовательная деятельность организованна в традиционной форме с использованием игровых методов. Занятия проводятся в группах. Обучение осуществляется в очной форме. При необходимости - в дистанционной форме с использованием образовательных платформ: Zoom, WatsApp, Viber, Google Формы. Использование мессенджера Viber позволяет создать группу из обучающихся, в которой можно размещать лекционный, дидактический и методический материал по темам, фото и видео-файлы, презентации. Результаты практических работ обучающиеся могут направить в виде фотографии в группу либо в личное сообщение педагогу. 1.8. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа – 30 мин.; перерыв для отдыха 5 – 10 минут. 1.9. Цель и задачи программы Цель программы - развитие художественных способностей, интереса к чтению обучающихся посредством занятий по иллюстрированию сказок. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи: Обучающие: - учить передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, обращая внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать эти отличия в рисунках; - учить передавать движение фигур и положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание на различное расположение предметов на плоскости; - способствовать овладению композиционными умениями, учить создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений. - дать представление о жанре иллюстрации, о специфике книжной графики, о работе художников-иллюстраторов, произведениях великих русских художников; Развивающие: - способствовать развитию восприятия детьми книжных иллюстраций, произведений великих русских художников, - содействовать развитию творческих и познавательных способностей старших дошкольников. - формировать чувство цвета, формы, композиционные умения; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать память, воображение. Воспитывающие: - прививать интерес к культуре русского народа через иллюстрирование народных и авторских произведений; - стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании; - воспитывать усидчивость, аккуратность при работе с материалами; - формировать чувство товарищества, взаимопомощи, умение радоваться достижениям других. II. Комплекс основных характеристик образования 2.1. Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы всего – 72 часа. 2.2. Содержание программы Раздел 1. Введение в программу – 9 часов. 1.1. Введение – 1 час. Теория. Правила работы и техника безопасности на занятиях. Ознакомление с тематическим планом занятий. Практика. Игры на знакомство. 1.2. Цветоведенье – 2 часа Теория. Основные и дополнительные (составные) цвета. Знакомство с цветами спектра. Приемы работы акварелью и гуашью. Практика. Работа с палитрой. Смешивание основных цветов. Упражнения «Получение цветов спектра», «Раскрась радугу». 1.3. Перспектива – 2 часа Теория. Пропорции и перспектива: большой-маленький, далеко-близко. Практика. Упражнения. 1.4. Эмоции – 2 часа. Теория. Виды эмоций и способы их изображения. Практика. Упражнения «Эмоции», «Нарисуй эмоции». 1.5. Искусство иллюстрации – 2 часа. Теория. Как работают художники-иллюстраторы. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Сутеева, И. Билибина, Т. Мавриной, Е. Чарушина. Тема сказок в произведениях великих художников В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха. Практика. Рассматривание и изучение иллюстрированных сказок. Обсуждение картин. Игра по сказкам. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» – 14 часов 2.1. Сказка «Кот, петух и лиса» - 1 час. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 2.2. Рисуем избушку – 3 часа. Теория. Пропорции и перспектива. Практика. Рисование избушки простым карандашом. Рисование избушки в цвете. 2.3. Рисуем лису и кота – 2 часа. Теория. Пропорции частей тела животных. Практика. Построение изображений лисы и кота по схеме. 2.4. Образ осенней природы в произведениях русских художников – 2 часа. Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова. Сезонные изменения природы. Изображение деревьев разных пород: березы, дуба, ели, клена и др. Практика. Обсуждение картин. Рисование дерева и падающего листа. 2.5. Петушок – золотой гребешок – 1 час. Теория. Изображение петушка в произведениях народных промыслов. Пропорции частей тела петуха. Практика. Изображение петушка простым карандашом. 2.6. Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса» - 5 часов. Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко» - 21 час. 3.1. Сказка «Морозко» - 1 час. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 3.2. Пропорции и перспектива – 2 часа. Теория. Особенности построения перспективы. Рисуем деревню. Соблюдение пропорций. Практика. Построение рисунка русской деревни простым карандашом. 3.3. Зимний пейзаж – 5 часов. Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, В. Серова, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Грабаря. Тёплые и холодные тона. Пропорции и перспектива. Теплые и холодные тона. Зимняя деревня. Зимний лес. Практика. Выполнение изображения русской деревни в цвете. Выполнение изображения зимнего леса простым карандашом и в цвете. 3.4. Русский терем – 6 часов. Теория. Декор русского терема. Изучение постройки и украшения русского терема по иллюстрациям и репродукциям великих русских художников. Особенности изображения избушки на курьих ножках. Практика. Просмотр презентации. Построение конструкции русского терема в карандаше. Выполнение изображения русского терема в цвете. Выполнение изображения избушки Бабы Яги в цвете. 3.4. Рисуем фигуру человека – 3 часа. Теория. Пропорции фигуры человека. Практика. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в статичном положении. Выполнение рисунка фигуры человека в движении. 3.5. Русский народный костюм в произведениях русских художников – 1 час. Теория. Изучение живописных произведений в жанре портрета. Практика. Просмотр презентации. Обсуждение картин. 3.6. Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко» - 3 часа. Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза» - 8 часов. 4.1. Сказка «Волк и коза» - 1 час. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 4.2. Рисуем козу и козлят – 2 часа. Теория. Пропорции частей тела животных. Практика. Построение изображений козы и козлят по схеме. 4.3. Рисуем волка – 1 час. Теория. Пропорции частей тела животных. Практика. Построение изображения волка по схеме. 4.4. Избушка козы – 1 час. Теория. Пропорции и перспектива. Практика. Рисование избушки простым карандашом. Рисование избушки в цвете. 4.5. Весенний пейзаж в произведениях русских художников – 1 час. Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа А. Куинджи, И. Грабаря, А. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана. Практика. Выполнение изображения весеннего леса. 4.6. Сюжетная композиция на тему сказки «Волк и коза» - 2 часа. Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» - 10 часов. 5.1. Сказка «Лягушка-царевна» - 1 час. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 5.2. Древнерусская архитектура – крепости, города, соборы – 2 часа. Теория. Репродукционный ряд художников А. Васнецова, К. Юона, А. Коровина, В. Поленова. Практика. Выполнение зарисовок декора теремных палат, росписи стен. 5.3. Жанры изобразительного искусства– 1 час. Теория. Живописные произведения русских художников в жанре натюрморта, бытового и исторического жанров. Практика. Обсуждение картин. 5.4. Рисуем лягушку – 1 час. Теория. Пропорции частей тела лягушки. Практика. Построение изображения лягушки по схеме. Выполнение изображения лягушки простым карандашом и в цвете. 5.5. Русский народный праздничный костюм – 3 часа. Теория. Изучение репродукций великих русских художников В. Васнецова, В. Сурикова, И. Билибина. Декор праздничных русских народных костюмов. Практика. Выполнение рисунка платья царевны и костюма царевича простым карандашом и в цвете. 5.6. Сюжетная композиция на тему сказки «Лягушка-царевна» - 2 часа. Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. Раздел 6. Авторская сказка – 9 часов. 6.1. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый» - 1 час. Теория. Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 6.2. Летний пейзаж в произведениях русских художников – 1 час. Теория. Живописные произведения в жанре пейзажа А. Куинджи, И. Шишкина, А. Пластова, И. Левитана. Практика. Изображение летнего пейзажа в цвете. 6.3. Рисуем дуб – 1 час. Теория. Рассматривание изображения дуба, характерных особенностей. Практика. Выполнение упражнения «Оттенки зеленого», цветовые «растяжки», затемнение, осветление, цветовая насыщенность. Рисование дуба простым карандашом и в цвете. 6.4. Рисуем персонажей – 4 часа. Теория. Характерные особенности персонажей. Практика. Изображение персонажей простым карандашом и в цвете. 6.5. Сюжетная композиция на тему «Лукоморье» - 2 часа. Теория. Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Практика. Построение композиции простым карандашом. Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. Раздел 7. Итоговое занятие – 1 час. Теория. Итоговая аттестация: Выставка творческих работ. Практика. Игра-конкурс «Лучший рисунок». 2.3. Планируемые результаты освоения программы По окончании обучения по программе обучающиеся Будут знать - русские народные и авторские сказки; - жанры изобразительного искусства; - получат представление о работе художников-иллюстраторов; - приобретут представление о произведениях великих русских художников; - получат возможность приобрести знания о приемах построения общей композиции рисунка, - будут иметь знания о расположении предметов изображения на плоскости листа; Будут уметь - передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок; - передавать отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей тела; - передавать движение фигур и положение предметов в пространстве на листе бумаги, - располагать предметы на плоскости; - создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений; - получат возможность приобрести умения и навыки в работе с художественными материалами. III. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Учебный план № Название разделов (тем) Кол-во часов Форма Теория Практика Всего 1 Раздел 1. Введение в программу 4 5 9 2 Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» 2 12 14 3 9 12 21 2 6 8 4 6 10 6 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко» Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза» Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» Раздел 6. Авторская сказка 2 7 9 7 Раздел 7. Итоговое занятие 0,5 0,5 1 4 5 аттестации Выставка, игра- конкурс итого 23,5 48,5 72 3.2. Календарный учебный график Раздел 1. Введение в программу теория практика Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса» теория практика Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко» теория практика Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза» теория практика Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушкацаревна» теория практика Раздел 6. Авторская сказка теория практика Раздел 7. Итоговое занятие теория практика 9 всего часов май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь Раздел/месяц сентябрь Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 72, количество учебных часов – 72. Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 г., дата окончания реализации – 31. 05. 2023 г. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 9 4 5 9 5 4 5 14 2 7 0 5 2 9 6 4 2 12 21 2 0 4 5 2 4 1 3 3 5 9 12 8 1 2 1 4 2 6 4 6 10 3 1 1 5 3 6 4 6 9 2 1 0 6 2 7 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого часов: 9 9 7 9 6 7 9 9 7 72 3.3. Оценочные материалы Контроль за реализацией программы проводится в следующих формах: выставки, конкурсы, творческие работы обучающихся, итоговое занятие. Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы. Критерии оценки выполнения творческой работы Название Техника Аккуратность № Фамилия, имя работы исполнения ребенка Самостояте льность Завершенн ость «Высокий уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно. «Средний уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога. «Низкий уровень» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога. В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел: - определение задачи; - ее обсуждение; - воплощение в материале; - анализ работы. Итоговый контроль проводится в форме выставки детского творчества. 3.4. Методические материалы Интеграция со смежными дисциплинами – чтением художественной литературы, рассматривание иллюстраций известных художников, прослушивание музыкальных произведений знаменитых композиторов - значительно расширяет кругозор обучающихся и способствует углублению знаний. Ведущим в обучении является реализация потенциала через изобразительную деятельность, участие в конкурсах, выставках художественного направления. В основу творческой работы заложены следующие принципы: - принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); - принцип научности (детям даются знания о форме, цвете, композиции); - принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); - принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); - принцип динамичности (от самого простого до сложного); - принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); - принцип выбора (решение по теме, материалов и способов); - принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, педагогомруководителем). Для реализации программы используются следующие формы занятий: 1. Ознакомительное - педагог знакомит детей с новой темой, теоретическим материалом или с новыми методами работы в тех или иных изобразительных техниках. 2. Рисование по схемам - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать построение предметов по готовым схемам. 3. Рисование по образцу - специальное занятие, предоставляющее возможность работать по инструкции. 4. Тематическое - создание сюжетной композиции. 5. Импровизация - создание изображений с использованием нестандартных техник. 6. Видео-занятие - просмотр мультипликационного фильма или презентации средствами ИКТ. Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: групповая с большой долей индивидуального подхода. Методы обучения: - вербальные. (Беседы на темы: искусство иллюстрации, специфика книжной графики, произведения выдающихся художников- иллюстраторов И. Билибина, Ю. Васнецова, Т. Мавриной и др.; сказочные темы в произведениях великих русских художников В. Васнецова, Н. Рериха, В. Кандинского, М. Врубеля; рассказы об изображении русской природы, архитектуры, народном костюме, предметах декоративно-прикладного искусства; чтение сказок или отдельных эпизодов; объяснения и устные указания во время практической работы). - наглядные: (демонстрация иллюстративного материала: репродукций, фотографий, схем, лучших работ других учеников по теме, показ приемов работы). - практические: (наблюдения, создание сюжетных композиций, упражнения, зарисовки). - ИКТ (просмотр презентаций, мультфильмов). Информационное обеспечение программы Художественная литература – сказки в соответствии с содержанием программы. Интернет-источники для педагога: http://russkaja-skazka.ru http://nukadeti.ru http://mishka-knizhka.ru Интернет-источники для обучающихся: http://russkaja-skazka.ru http://nukadeti.ru http://mishka-knizhka.ru IV. Иные компоненты 4.1. Условия реализации программы Кабинет: Общая площадь кабинета для занятий изобразительного искусства и прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на одного обучающегося) Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк; Материально-техническое обеспечение: оборудование (мебель, аппаратура, ноутбук, проектор для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала); инструменты и приспособления: альбомы, гуашь, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, фломастеры, ластик, точилка для карандашей. Методическое обеспечение: репродукции картин, мультфильмы, видеофильмы на электронном носителе, книги; демонстрационные таблицы по изобразительному искусству; художественные материалы и инструменты; натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства; наглядные пособия. Кадровое обеспечение В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными знаниями в области изобразительной деятельности или в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, знающий специфику организации дополнительного образования. План воспитательных мероприятий на 2022 – 2023 учебный год № пп 1 2 3 4 5 6 7 8 Название мероприятия, Форма проведения события «Осень-осень, в гости просим» Выставка рисунков «Моя мама лучше всех». Выставка рисунков о маме, посвященная Дню Матери «Новогодний калейдоскоп» Праздничная программа «Самый сильный богатырь» Выставка рисунков о папе, дедушке, посвященная Дню защитника Отечества «Широкая масленица» Познавательно-игровая программа «Светлая Пасха» Познавательно-игровая программа по мотивам народных традиций «Этот День Победы» Выставка рисунков, посвященная Дню Победы Праздник русской сказки и Праздник загадки» Сроки проведения Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май План работы с родителями. № 1 Тема родительского собрания Форма проведения Начало занятий, изучение программ в Беседа объединении, организационные Дата сентябрь 2 3 моменты. Конец года, анализ полученных знаний и навыков у детей. Консультации Беседа май Беседа При необходимости Список литературы Литература для педагога 1. Кукушкина О.И.. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни [Текст]/ О.И. Кукушкина - 2012. - № 1 2. Йеменского Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы./ Под ред.. - 2-е изд. [Текст]/ Б.М. Йеменского - М.: Просвещение, 2006. Литература для детей 1. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 2. Справочник по рисованию. Богданов С. - Минск: Харвест, 2011. 3. Альбомы из серии «Великие художники». Издательство «Директ-медиа», 2010 4. http://allforchildren.ru – Все для детей. Приложение 1 Календарный учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Карусель сказок» № Дата Название раздела; темы раздела; тема занятия 1 2.09 Раздел 1. Введение в программу. 2 3.09 Раздел 1. Введение в программу. Вводное занятие. ТБ. Игра на знакомство Объем часов Форма занятия Форма контроля, аттестации 1 Занятиепрезентация Наблюдение 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятие- Цветоведенье. Основные цвета. Цвета спектра. 3 9.09 Раздел 1. Введение в программу 4 10.09 Раздел 1. Введение в программу. Цветоведенье. Смешивание основных цветов. Получение новых цветов. Перспектива. Большой – маленький. 5 16.09 Раздел 1. Введение в программу. Перспектива. Далеко – близко. 6 17.09 Раздел 1. Введение в программу. Эмоции. Виды эмоций. 7 23.09 Раздел 1. Введение в программу. 8 24.09 Раздел 1. Введение в программу. 9 30.09 Раздел 1. Введение в программу 10 1.10 11 7.10 12 8.10 13 14.10 14 15.10 15 21.10 16 22.10 Эмоции. Способы их изображения. Искусство иллюстрации. Знакомство с термином иллюстрация. Показ иллюстраций русских художников. Искусство иллюстрации. Игра по сказкам. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сказка «Кот, петух и лиса». Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Рисуем избушку. Пропорции и перспектива. Рисование избушки простым карандашом Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Рисуем кота. Пропорции частей тела. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Рисуем лису. Пропорции частей тела. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Образ осенней природы в произведениях русских художников. Сезонные изменения природы. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Образ осенней природы в произведениях русских художников. Рисование дерева и падающего листа в цвете. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Избушка в осеннем лесу. Пропорции и перспектива презентация 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Занятие-игра 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие Наблюдение (простым карандашом). 17 28.10 18 29.10 19 5.11 20 11.11 21 12.11 22 18.11 23 19.11 24 25.11 25 26.11 26 2.12 Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Избушка в осеннем лесу. Теплые, холодные тона. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Петушок-золотой гребешок. Пропорции частей тела. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса». Правильное положение листа. Ближний и дальний план. Эскиз Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса». Выполнение работы простым карандашом. Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса». Выполнение работы в цвете Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сюжетная композиция на тему по сказке «Кот, петух и лиса». Выполнение работы в цвете Раздел 2. Иллюстрирование сказки «Кот, петух и лиса». Сюжетная композиция на тему сказки «Кот, петух и лиса». Завершение работы. Подготовка работы к выставке Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Сказка «Морозко». Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Пропорции и перспектива. Особенности построения перспективы. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Пропорции и перспектива. Построение рисунка русской деревни (простой карандаш). 3.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Зимний пейзаж. Зимний пейзаж в произведениях русских художников. Живописные произведения в жанре пейзажа И. Шишкина, В. Серова, В. Сурикова, А. Саврасова, И. Грабаря. 9.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Зимний пейзаж. Зимняя деревня. Тёплые и холодные тона. 10.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Зимний пейзаж. Зимняя деревня. Выполнение изображения русской деревни в цвете. 16.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Зимний пейзаж. Зимний лес (простым карандашом). 17.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Зимний пейзаж. Выполнение изображения зимнего леса в цвете. 23.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский терем. Особенности изображения избушки на курьих ножках. 24.12 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский терем. Выполнение изображения избушки Бабы Яги в цвете. 30.12. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский терем. Изучение постройки и украшения русского терема по иллюстрациям и репродукциям великих русских художников. 13.01 Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». 1 Занятиепрезентация 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 36 14.01 37 20.01 38 21.01 39 27.01 40 28.01 41 3.02 42 4.02 Русский терем. Построение конструкции русского терема простым карандашом. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский терем. Декор русского терема. Выполнение изображения русского терема в цвете. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский терем. Декор русского терема. Выполнение изображения русского терема в цвете. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Рисуем фигуру человека. Пропорции фигуры человека. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Рисуем фигуру человека. Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в статичном положении. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Рисуем фигуру человека. Человек в движении Построение изображения человека по схеме. Выполнение рисунка фигуры человека в движении. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Русский народный костюм в произведениях русских художников. Изучение живописных произведений в жанре пейзажа, портрета, исторического жанра В. Серова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Венециан. Просмотр презентации. Обсуждение картин. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко» Композиционное построение, 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 43 10.02 44 11.02 45 17.02 46 18.02 47 25.02 48 3.03 49 4.03 50 10.03 правильное положение листа, ближний и дальний планы. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко». Построение композиции простым карандашом. Раздел 3. Иллюстрирование сказки «Морозко». Сюжетная композиция на тему сказки «Морозко». Выполнение композиции в цвете. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Сказка «Волк и коза». Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Рисуем козу и козлят. Пропорции частей тела животных. Построение изображений козы и козлят по схемам (простой карандаш). Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Рисуем козу и козлят. Изображение животных в цвете. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Рисуем волка. Пропорции частей тела животного. Построения изображения волка по схеме. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Избушка козы. Пропорции и перспектива. Рисование избушки простым карандашом и в цвете. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Весенний пейзаж в произведениях русских 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 51 11.03 52 17.03 53 18.03 54 24.03 55 25.03 56 31.03 художников. Живописные произведения в жанре пейзажа А. Куинджи, И. Грабаря, А. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Сюжетная композиция на тему сказки «Волк и коза». Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Построение композиции простым карандашом. Раздел 4. Иллюстрирование сказки «Волк и коза». Сюжетная композиция на тему сказки «Волк и коза». Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» Сказка «Лягущка-царевна». Прочтение сказки, изучение иллюстраций, просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» Древнерусская архитектура – крепости, города, соборы. Репродукционный ряд художников А. Васнецова, К. Юона, А. Коровина, В. Поленова. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» Древнерусская архитектура – крепости, города, соборы. Выполнение зарисовок декора теремных палат, росписи стен. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна» Жанры изобразительного искусства. Живописные произведения русских художников в жанре натюрморта, бытового и исторического жанров. Обсуждение картин. 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 57 01.04 58 07.04 59 08.04 60 14.04 61 15.04 62 21.04 Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Рисуем лягушку. Пропорции частей тела лягушки. Построение изображения лягушки по схеме. Выполнение изображения лягушки простым карандашом и в цвете. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Русский народный праздничный костюм. Изучение репродукций великих русских художников В.Васнецова, В. Сурикова, И. Билибина, просмотр презентации. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Русский народный праздничный костюм. Декор праздничных русских народных костюмов. Костюмы царевны и царевича. Выполнение рисунка платья царевны и костюма царевича простым карандашом. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Русский народный праздничный костюм. Декор праздничных русских народных костюмов. Костюмы царевны и царевича. Выполнение рисунка платья царевны и костюма царевича в цвете. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Сюжетная композиция на тему сказки «Лягушка-царевна». Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Построение композиции простым карандашом. Раздел 5. Иллюстрирование сказки «Лягушка-царевна». Сюжетная композиция на тему сказки «Лягушка-царевна». Композиционное построение, правильное положение листа, 1 Практическое занятие 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 63 64 65 66 67 68 69 70 ближний и дальний планы. Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. 22.04 Раздел 6. Авторская сказка. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый». Прочтение сказки, изучение иллюстраций. Просмотр мультфильма. Обсуждение характера персонажей, окружающей обстановки. 28.04 Раздел 6. Авторская сказка. Летний пейзаж в произведениях русских художников. Живописные произведения в жанре пейзажа А. Куинджи, И. Шишкина, А. Пластова, И. Левитана. Изображение летнего пейзажа в цвете. 29.04 Раздел 6. Авторская сказка. Рисуем дуб. Характерные особенности дуба. Рисование дуба простым карандашом и в цвете. 5.05 Раздел 6. Авторская сказка. Рисуем персонажи. Характерные особенности персонажей. Изображение персонажей простым карандашом и в цвете. 6.05 Раздел 6. Авторская сказка. Рисуем персонажи. Характерные особенности персонажей. Изображение персонажей простым карандашом и в цвете. 12.05 Раздел 6. Авторская сказка. Рисуем персонажи. Характерные особенности персонажей. Изображение персонажей простым карандашом и в цвете. 13. 05 Раздел 6. Авторская сказка. Рисуем персонажи. Характерные особенности персонажей. Изображение персонажей простым карандашом и в цвете. 19.05 Раздел 6. Авторская сказка. Сюжетная композиция на тему 1 Занятиепрезентация 1 Занятиепрезентация 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 71 72 «Лукоморье». Композиционное построение, правильное положение листа, ближний и дальний планы. Построение композиции простым карандашом. 20. 05 Раздел 6. Авторская сказка. Сюжетная композиция на тему «Лукоморье». Выполнение композиции в цвете. Обсуждение выполненных работ. 26.05 Раздел 7. Итоговое занятие. Итоговая аттестация: выставка творческих работ. Игра-конкурс «Лучший рисунок». 27.05 Воспитательное мероприятие. Праздник русской сказки и загадки. 1 Практическое занятие 1 Игра-конкурс 1 Праздник Выставка Приложение 2 Тема: «Русский народный костюм» Цель и задачи: Дать детям понятие о русском народном костюме. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана и рубахи. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов. Ход занятия - Ребята, где чаще всего вы слышите слова: выставка, экскурсовод, экспонаты? (В музее) - Как нужно вести себя в музее? Сегодня мы посетим наш музей, где работает выставка русского народного костюма (рассматривание костюма, иллюстраций на доске). Садитесь на стульчики, а я вам расскажу о русском народном костюме. Одежда русских людей была очень красивой. Есть такая пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». Как вы это понимаете? - В будни люди одевались просто и удобно. В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, какому роду принадлежит. - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки) - А причёски? (коса или распущенные волосы). - Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком). (Показ кокошника) У кокошников формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушами и другие. Как украшали кокошник? (Бусами, тесьмой, лентами). Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду? (из льняной) Да, в старину была одна – единственная ткань, которую ткали сами крестьянки изо льна. Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити, из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается.) - Какие же наряды шили из льняной ткани? Раньше основными частями костюма были рубаха и сарафан. Женская рубаха была из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье). Сарафаны были – красным, голубым, жёлтым, коричневым цветом. Каждый цвет означал: Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица. - Вся одежда была украшена. - Чем? (стеклярусом, бисером, вышивкой, мехом). - Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми) Пальчиковая гимнастика «Напёрсток» - Вышивает, шьёт иголка (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка) - Пальцу больно, пальцу колко (иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) - А напёрсток в тот же миг, (выполняют движение, как будто надевают - К девочке на пальчик. Прыг. напёрсток на палец левой руки) -Говорят иголке – шей, (шьют) - А колоться ты не смей. (грозят пальцем) Понёвный костюм - Другой костюм одежды состоял из рубахи, понёвы, передника. Что такое понёва? Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества. Понёва шилась из шерстяной клетчатой ткани. Передник (или по – нашему фартук) густо украшен вышивкой, он защищает от загрязнения. Мужской костюм - А теперь, обратите внимание на мужской костюм (показ костюма). Каждая хозяйка в старину шила мужские рубахи. Рассмотрите ее внимательно. Сравните с рубашками, которые надеты на наших мальчиках. Найдите отличия. Да, эта рубаха сшита совсем из другой ткани, чем рубашки наших мальчиков. Вспомните, как называется эта ткань (льняная). Рубаха шилась длинной. Рукава на рубахе тоже широкие и длинные. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение: «Работать спустя рукава», значит плохо, кое-как. Вот и про ленивого так говорили: «Работает спустя рукава». -Есть еще одна особенность у старинной русской рубахи – это покрой ворота. Где у рубашек на мальчиках расположен ворот? А у старинной рубахи ворот расположен сбоку, как бы косо, поэтому такую рубаху называют косовороткой, косой ворот, косоворотка. -Для чего портнихи расшивали рубахи узорами? Да, вышивка украшала рубаху, а еще служила оберегом. Посмотрите внимательно, вышивка сделана крестом. Крест магический символ, защищающий человека от злых сил. -Подумайте, почему вышивки-обереги расположены на рукавах, по центру и по низу рубахи, что они защищают у человека? (Узор по центру оберегал легкие, узор, расположенный слева оберегал сердце. Узоры по низу рукавов оберегали руки, сохраняли в них силу и ловкость, умение трудиться, а вышивка по низу рубахи не давала злой силе подобраться снизу). -Посмотрите на иллюстрации, чем подпоясывался мужчина? Обратите внимание, пояса разные: красивые, широкие и простые, узкие пояски. В старину пояс называли опояской или поясницей. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. А как вы думаете, почему пояс считался опознавательным знаком? Что такое – опознавательный знак? Посмотрите на иллюстрации. На одной изображен богатый костюм, и пояс широкий и расписной, а на другой иллюстрации костюм победнее и поясок узкий и попроще. Видите, пояс – опознавательный знак – сразу поймешь, богат человек или беден. У богатых людей пояс украшался бисером и красивым узором. -А что еще надевали мужчины? (Брюки). Их тогда называли «порты». Они были не очень широкими и черного цвета, цвета земли. -А какую обувь носили в давние времена? (Лапти). Да, простые люди плели себе лапти. А богатые ходили в сшитых из кожи сапогах. Вот как красиво и просто одевались люди в прошлом. - Ребята, давайте вспомним, о чём я вам рассказывала. Рассмотрим русские народные костюмы. Все ли они одинаковые, или чем–то отличаются? Цвета что означают? (красный – тепло, праздник; жёлтый – солнце, богатство; голубой – небо, молодость; коричневый – земля кормилица). Придумайте каждый свой орнамент, чтобы у вас была одежда яркая, красивая, нарядная. Пальчиковая гимнастика Работа детей. Физминутка Выставка работ - Посмотрите, какие красивые костюмы у нас получились. Как они называются? (русские народные костюмы). Приложение 3 Тема: Искусство иллюстрации Как работают художники-иллюстраторы. Знакомство с творчеством художниковиллюстраторов Тема сказок в произведениях великих художников В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха. Рассматривание и изучение иллюстрированных сказок. Обсуждение картин. Игра по сказкам. Цель и задачи: Показать особенности творчества художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина. Формировать у детей представлений о том, кто такой художник-иллюстратор и в чем заключается его работа. Учить видеть интересные приемы и способы изображения животных. Дать детям возможность попробовать себя в роли художника-иллюстратора книги. Способствовать развитию познавательного интереса детей. Воспитывать бережное отношение к книгам. Воспитывать интерес и уважение к работе художника. Ход занятия - Ребята, посмотрите, какая интересная книга у меня в руках. Каких писателей вы знаете? (Ответы детей). В создании книги участвует не только писатель, а еще один человек. После прочтения рукописи, он рисует картинки. Ребята, а как называется данная профессия? (Ответы детей) - Правильно, художник, который иллюстрирует книги, называется художникиллюстратор. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей). - Рассмотрим первую книгу. Кто скажет, кто автор и как называется эта книга? (В. Сутеев «Сказки и картинки».) А вы знаете, кто художник-иллюстратор этой книги? (Ответ детей: то же В. Сутеев). Владимир Григорьевич Сутеев Владимир Сутеев один из первых художников-мультипликаторов, режиссёр и сценарист мультфильмов. Вскоре обратился к детской книге, как автор рисунков и текстов. Мультипликация наложила свой отпечаток на творчество художника: его звери стали комичными, забавными, потешными. Главное для него - показать характер героя, его настроение. Рисунки наполнены интересными деталями, подчеркивающими юмор сказок. Чаще всего художник использует под иллюстрацию часть страницы, сочетая иллюстрацию и текст. Мультипликационность, точная передача движений, яркость, нарядность рисунка, рисует тушью и акварелью. Владимир Григорьевич Сутеев сам сочинял свои сказки. «Пишу я правой рукой, а рисую - левой. Так что правая по большей части свободна, вот я и придумал для неё занятие». Он пишет сценарии для мультфильмов, иллюстрирует книги. Давайте рассмотрим иллюстрации. Кого изображает художник? (Ответы детей.) Какими вы видите его зверей? (Ответы детей: забавные, веселые). - Рассмотрим вторую книгу «Лис и мышонок», написал её Виталий Бианки, а рисовал иллюстрации Юрий Васнецов. Юрий Алексеевич Васнецов - Этот художник очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. Посмотрите на его иллюстрации. Кто на них изображен? (Ответы детей). Какие они по характеру? (Ответы детей.) Чего необычного вы увидели на иллюстрациях? (Ответы детей: животные в человеческой одежде, едят ложкой, как люди, спят в колыбели, едят за столом и т.д.) Он создавал яркие, весёлые и нарядные иллюстрации. - Третью книгу, которую мы с вами рассмотрим, написал Самуил Яковлевич Маршак и называется она «Детки в клетках». А вот иллюстрировал замечательный писатель и художник - иллюстратор Евгений Чарушин. Евгений Иванович Чарушин Родился в г. Вятке, первые уроки рисования дал ему отец, мать научила понимать музыку, природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Еще во время учебы в гимназии он познакомился с Ю. А. Васнецовым, и эта дружба была дружбой на всю жизнь. С 1928 г. он начал иллюстрировать детские книги. Замечательный художник и писатель Е. Чарушин все свое творчество посвятил природе. С первых книг Чарушин определился как мастер со своей живописной манерой. Посмотрите на его замечательные иллюстрации. Кто на них изображен? (Ответы детей: животные (собачка, котенок, рысь, зайчики). А какие по характеру эти животные? (Ответы детей: игривые, добрые, ласковые). Животных он изображал так, как никто до него: он рисовал не контурно - а пушисто, передавая фактуру меха или перьев. Особая любовь - детеныши, их неловкие движения, большие головы, неуклюжесть, легкий пушок. Художник выполняет рисунки разными материалами, которые называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Они работают тушью, углем или карандашами. В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко. Чарушин использует разные виды штрихов: короткие прямые штрихи, длинные вертикальные и горизонтальные штрихи, наклонные отрывные и неотрывные штрихи. Вот как по-разному изображали одних и тех же животных художникииллюстраторы. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас, труд художника-иллюстратора, которые рисует иллюстрации. - В чём заключается работа художника-иллюстратора? - Что становится результатом труда художника-иллюстратора? - В чём польза его работы? - Мы сегодня много с вами говорили о художниках-иллюстраторах, о том, как они поразному иллюстрируют книги. И сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет нарисовать красивые иллюстрации к любимому произведению. Сейчас каждый подумает и определится, что же он будет рисовать, какого героя, а может даже их будет несколько. Перед работой немного разомнемся. Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.) Три наклона, прямо встать. (Наклоны влево-вправо.) Руки вниз и вверх поднять. (Приседания.) Руки плавно опустили, На месте походили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. - А теперь проходите все за столы и принимаемся за работу. По окончанию работы ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали. Подведение итогов: - Ребята, кем вы сегодня были? - Что же является результатом вашего труда сегодня? - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра по сказкам Конкурс 1. «Хорошо ли ты знаешь сказки» По иллюстрациям обучающиеся называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гусилебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк. Конкурс 2. «Ушки на макушке» Обучающиеся слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название. - Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»). - Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). - Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. («Волк и козлята»). - На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе. («Колобок»). - Что за чудо, что за диво, Едут сани без коней? («По-Щучьему велению»). - Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы. («Гуси-лебеди»). Конкурс 3. «Угадай-ка» - А сейчас я вас проверю на внимательность. Я задам вам вопросы, а вы отвечайте на них без ошибок: – Какую песенку пел Колобок? – Что пела коза своим козлятам? – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? – Что говорила в это время лиса? – Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда? – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само? - Молодцы, ребята, сказки вы знаете. Художниками – оформителями будете хорошими. До скорой встречи.