дооп

Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеразвивающей

программы:
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы «Акварелька» - художественная.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию
воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности,
вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство
от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры
давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать
всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства,
художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к
культуре своего народа.
Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте автора,
позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для
формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное
отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством
появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у
многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников
через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Отличительные особенности программы
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
обучающихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия
произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и
2

развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями
освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е.
формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной
темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на
уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Акварелька» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих
силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность
более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают
яркую и целостную картину.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу,
поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное
значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут
быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Программа «Акварелька» адресована детям 7-11лет, — данная программа ориентирована
на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на
преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок,
графика. Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
3

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества
с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы,
становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитывая данный возраст детей педагогу необходимо правильно подать задание,
своевременно оказать помощь обучающемуся, указывая ему ход к убедительному
изображению, в корне изменяя отношение подростка не только к выполняемому заданию, но и
к последующим.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по
истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические
умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для
продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными
для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по
специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика»,
«Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.
Тем самым программа «Акварелька» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода
«школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся
перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного
образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в
специализированных художественных школах).
Объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 432 учебных часа.
Формы обучения и виды занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На
этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное
занятие
педагог
знакомит
детей
с
новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия
пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и
родителей.
4

Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в
изостудии.
Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие - подводит итоги работы детскою объединения за учебный год, может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, 108 недель, 27 месяцев, 216 дней обучения.
Режим занятий
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
2-й и 3-й год обучения –3 раза в неделю по 2 часа с 15-минутным перерывом каждый час.
1.2 Цель программы
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью
Задачи :
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
-знакомство с жанрами изобразительного искусства;
-знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
-овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
-приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания
программы):
-развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
-развитие колористического видения;
-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
-формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
-развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в
группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям,
самому себе):
-формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
-формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
-воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
-воспитание аккуратности.
Учебный план
Первый год обучения
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Введение в программу.

Количество часов
Теорет.
Практич.
2

Всего
2
5

1

2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Знакомство с программой. Особенности первого
года обучения. Правила техники безопасности в
объединении, ДДТ
Входной контроль
Живопись
Свойства красок
Королева Кисточка и волшебные превращения
красок
Праздник тёплых и холодных цветов
Серо-чёрный мир красок
Красочное настроение
Текущий контроль
Рисунок
Волшебная линия
Точка
Пятно
Форма
Контраст форм

3.6

Текущий контроль

1

4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5
5.1
5.2
5.3

Декоративное рисование
Симметрия
Стилизация
Декоративные узоры
Орнамент
Сказочная композиция
Текущий контроль
Конструирование из бумаги
Работа с рваной бумагой
Работа с мятой бумагой
Смешанная техника (скручивание, складывание,
резание бумаги)
Текущий контроль
Выразительные средства графических
материалов
Цветные карандаши
Гелиевые ручки, тушь
Восковые мелки, фломастеры
Пастель, уголь
Экскурсии в музеи и на выставки
Промежуточная аттестация
Итого:

4
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
3
0,5
0,5
1

1.1

1.2
2
2.1
2.2

5.4.
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
8

1

1
3
0,5
0,5

27
5,5
5,5

1
30
6
6

0,5
0,5

5,5
5,5
5

6
6
5
1
30
6
6
6
6

1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
1

26
5,5
5,5
5,5
5,5
4

1
38
7
7
8
5
11
11
3,5
4,5
3

42
8
8
9
5,5
11,5
1
14
4
5
4

1
2

16

1
18

0,5
0,5
0,5
0,5
6
1
24

3,5
3,5
3,5
5,5
1
120

4
4
4
6
6
2
144

Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу - 2 часа
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные
формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Правила техники безопасности в объединении, ДДТ. Организация рабочего места. Знакомство
с художественными материалами и оборудованием.
Тема 1.2. Входной контроль (1 час)
Беседа, практическая работа.
6

Раздел 2. Живопись – 30 часов
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок (6 часов)
Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок (6 часов)
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие,
круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик»,
«звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная,
синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания
главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик семи цветик», «Радуга-дуга»,
«Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов (6 часов)
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная
буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых
цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную
память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний
лес».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок (6 часов)
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков
серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светлосерого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов
(дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение (5 часов)
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как
степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или
чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении
белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость,
воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть,
тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Тема 2.6. Текущий контроль (1час)
Тестирование. По ранее изученным, темам, терминам.
Раздел 3. Рисунок – 30часов
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером,
шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия (6 часов)
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные,
толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Точка (6 часов)
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша,
касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и
маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при
помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и
карандаши).
7

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом»,
«Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно (6 часов)
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера
и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами:
различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга,
нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное
с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого
сказочного героя».
Тема 3.4. Форма (6 часов)
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими,
природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо»,
«Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм (5 часов)
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая
художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их
строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Тема 3.6. Текущий контроль (1час)
Тестирование. По ранее изученным, темам, терминам.
Раздел 4. Декоративное рисование – 42 часа
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия (8 часов)
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней
линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа
изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой
деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из
пятна».
Тема 4.2. Стилизация
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного
видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность
изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами
народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные
кони».
Тема 4.3. Декоративные узоры (9 часов)
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на
стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие
узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,
«Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент (5,5 часов)
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его
помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и
геометрические орнаменты).
8

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы»,
«Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция (11,5 часов)
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза
(«сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудобогатыри», «Добрая сказка».
Тема 4.6. Текущий контроль (1час)
Тестирование. По ранее изученным, темам, терминам.
Раздел 5. Конструирование из бумаги -14 часов
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с
бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой (4 часа)
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более
сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой
гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой (5 часов)
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в
удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги.
Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в
развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) – (4 часа)
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и
плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах
(скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки»,
«Маскарадные маски».
Тема 5.4. Текущий контроль (1час)
Тестирование. По ранее изученным, темам, терминам.
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов – 18 часов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые
и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши (4 часа)
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем
мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,
«Разноцветные ёжики».
Тема 6.2. Гелиевые ручки, тушь (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой ручкой и тушью. Создание
разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной
линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге
для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и
паутина».
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры (4 часа)
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с
цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону
рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и
широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 6.4. Пастель, уголь (5 часов)
9

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем,
рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника
свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный
герой».
Тема 6.5. Текущий контроль (1час)
Тестирование. По ранее изученным, темам, терминам.
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки – 6 часов
Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства
(живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная
Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративноприкладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.
Раздел 8. Промежуточная аттестация - 2 часа
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Учебный план
Второй год обучения
№
п/п
1.
1.1.

Наименование разделов и тем
Организация деятельности
образовательного процесса
Входной контроль (оценки не нужно) Правила
техники безопасности в изостудии

Особенности второго года обучения
Королева Живопись
Гармония цвета
Контраст цвета
Цветные кляксы
Азбука рисования
Пропорции
Плоскостное и объёмное изображение
Рисование с натуры и по памяти
Пейзаж
Образ дерева
Живописная связь неба и земли
Времена года
Азы композиции
Линия горизонта
Композиционный центр
Ритм и движение
Экскурсии в музеи и на выставки
Итоговое занятие, промежуточная
аттестация
Итого:
Содержание учебно-тематического плана
Второго года обучения
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
6
6.1
6.2
6.3
7
8

Количество часов
Теорет.
Практич.
2

Всего
2

1

-

1

1
6
2
2
2
5
1
2
2
5
2
1
2
5
0,5
3
1,5
9
3

24
8
8
8
15
5
5
5
32
10
9
13
38
8,5
19
10,5
-

1
30
10
10
10
20
6
7
7
37
12
10
15
43
9
22
12
9
3

35

109

144

Раздел 1. Введение в программу.2ч
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
10

Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными
материалами и инструментами.
Раздел 2. Королева Живопись.30ч
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоничным сочетанием цвета и
«красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя
сказка».
Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый.
Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в
технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудоюдо».
Раздел 3. Азбука рисования.20ч
Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры
линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел
(куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг,
треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража»,
«Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры.
Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела
птиц».
Раздел 4. Пейзаж.37ч
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения
видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с
помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами
(овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая
берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях.
Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».
Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное
время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
Раздел 6. Азы композиции.43ч
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги
(вертикальный и горизонтальный формат листа).
11

Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и
землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе
бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря»,
«Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи
движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу»,
«Догонялки».
Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.9ч
Экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др.; художественные выставки.
Раздел 8. Итоговое занятие.3ч
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих
работ обучающихся и их обсуждение.
Учебный план
Третий год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
7
7.1

Наименование разделов и тем
Введение в программу
Правила техники безопасности в изостудии
Особенности третьего года обучения
Графика
Граттаж
Монотипия
Гравюра на картоне
Линогравюра
Гризайль
Натюрморт и его изобразительные
возможности
Натюрморт в холодной гамме
Натюрморт в тёплой гамме
Фигура и портрет человека
Набросок с натуры
Силуэт
Живописный портрет
Фигура человека в движении
Образ природы
Работа на пленэре
Работа по впечатлению
Тематический пейзаж
Декоративно-прикладное рисование
Особенности русских народных промыслов
Декоративная композиция (витраж)
Азы перспективы
Линейная перспектива

Количество часов
Теорет.
Практич.
3
1
2
4
14
0,5
2,5
0,5
2,5
1
3
1
3
1
3
3
6

Всего
3
1
2
18
3
3
4
4
4
9

2
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
4
2

5
4
20
5
5
5
5
18
6
6
6
16
9
7
24
12

3
3
16
4
4
4
4
15
5
5
5
14
8
6
20
10

12

7.2
8
8.1
8.2
9
10

Воздушная цветоперспектива
Дизайн
Карнавальные маски
Фантазийные шляпы
Экскурсии в музеи
Итоговое занятие
Итого:

2
4
2
2
9
3
39

10
20
10
10
105

12
24
12
12
9
3
144

Содержание учебно-тематического плана
Третьего года обучения
Раздел 1. Введение в программу.3ч
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и
инструментами.
Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.
Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для
городской выставки «Лето».
Раздел 2. Графика.18ч.
Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия,
контраст чёрного и белого).
Тема 2.1. Граттаж.
Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления,
плавности, длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город»,
«Цирк».
Тема 2.2. Монотипия.
Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков
посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная
поляна».
Тема 2.3. Гравюра на картоне.
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для
создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном
использовании клише.
Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты».
Тема 2.4. Линогравюра.
Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение
пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности
линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета.
Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).
Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь»,
«Северное сияние».
Тема 2.5. Гризайль.
Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с
различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.9ч
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать
«говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном
искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя
фантазия».
13

Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней
палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний
букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека. 20ч
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными
пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе
исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром
рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры,
шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной
выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения.
Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».
Тема 4.4. Фигура человека в движении.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры,
основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные
соревнования», «Танец».
Раздел 5. Образ природы.18ч
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение
передавать контрастные состояния природы.
Тема 5.1. Работа на пленэре.
Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)
Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.
Тема 5.2. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь,
снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна
поёт».
Тема 5.3. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и
природы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка
в зимнем лесу».
Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.16ч
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На
ярмарке».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения,
условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
Раздел 7. Азы перспективы.24ч
14

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Тема 7.1. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии
горизонта.
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль».
Тема 7.2. Воздушная цветоперспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».
Раздел 8. Дизайн.24ч
Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу,
картон, газету.
Тема 8.1. Карнавальные маски.
Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полу объёмных масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».
Тема 8.2. Фантазийные шляпы.
Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание,
склеивание) при конструировании шляп.
Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум».
Раздел 9. Экскурсии в музеи.9ч
Экскурсии в Государственную Третьяковскую Галерею, Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др.
Раздел 10. Итоговое занятие.3ч
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний.
Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение
результатов работы. Проведение итоговой аттестации согласно Положению об аттестации
обучающихся в МКУ ДО «ДДТ».
1.4 Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети будут
знать:
-основные и дополнительные цвета;
-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
-понятие симметрии;
-контрасты форм;
-свойства красок и графических материалов;
-азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
-основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
-смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
-работать самостоятельно и в коллективе;
Уметь
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
-умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
-трудолюбие;
-самостоятельность;
-уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
-контрасты цвета;
-гармонию цвета;
-азы композиции (статика, движение);
15

-пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
-выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
-соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
-работать с натуры;
-работать в определённой гамме;
-доводить работу от эскиза до композиции;
-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
-работать с бумагой в технике объёмной пластики;
Уметь
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
-умение работать в группе;
-умение уступать;
-ответственность;
-самокритичность;
-самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
-основы линейной перспективы;
-основные законы композиции;
-пропорции фигуры и головы человека;
-различные виды графики;
-основы цветоведения;
-свойства различных художественных материалов;
-основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
-работать в различных жанрах;
-выделять главное в композиции;
-передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
-сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
-строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
-критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
-умение воспринимать конструктивную критику;
-способность к адекватной самооценке;
-умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-трудолюбие, упорство в достижении цели;
-эмпатия, взаимопомощь.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
Приложение №1.
Оценочные материалы
Формы аттестации — контрольные задания, кроссворды, олимпиады, защита проекта, анализ
продуктов творческой и социальной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях
Система оценивания
Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала.
Положительная отметка должна быть выставлена
обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал
16

занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За учебную за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общерзвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3
программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3 программы,
(практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Методические материалы
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и навыки,
применяемые в ходе реализации программы:
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного,
дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят
воспитанникам двигаться по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы
обучения как: репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; методы
практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного
обучения; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях средств
искусства, активных форм познавательной деятельности.
Алгоритм учебного занятия
: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить,
средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного
материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ
известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров,
лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития
познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической
деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике
обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь,
восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами
(кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная
доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает
творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся
строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ
выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог
может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха,
задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена
специальным набором игровых приёмов.
17

Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу
(дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает
усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос
ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных
героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые
образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу,
внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором
собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть
методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее
освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить
смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий,
где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например,
неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в
технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из
рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом
подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать,
творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая
активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к
желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только
на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
1. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде
всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей
младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры,
возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и
игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы
(например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране
красок», «Танцующие кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство
радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения
образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность
переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует
возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие
способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети
принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой
подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить
образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в
соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию
успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером,
темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
18

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью
используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию
коллективной работы детей.
Автором программы разработаны технологические схемы выполнения коллективных
работ. На 1-м году обучения – это коллаж «Мир насекомых» и «Лоскутный коврик»; на 2-м
году – панно «Ночной город», коллаж «Подводный мир»; на 3-м году – художественные
композиции «Праздничная Москва», «Гжельская сказка», «Дымковская сказка».
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет
комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую
поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них
здоровый активный интерес, желание работать.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие
фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие
задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игрыимпровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем,
Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция,
иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного
задания.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы
выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию
фантазии, воображения и проверочных занятий.
Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов,
используемых в процессе реализации данной программы.
Аннотированный каталог дидактических материалов к программе
«Акварелька» (приложение 2)
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе
натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
Предметы быта:
- стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы;
- деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
- металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
- керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
Предметы декоративно-прикладного искусства:
-прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки,
жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы.
Музыкальные инструменты:
- гитара, гармошка, бубен, горн.
Природные элементы:
-букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор
морских раковин, кораллов, звезд, набор камней.
Муляжи:
-грибы, фрукты, овощи.
Чучела птиц и животных:
-чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки.
Драпировки:
-однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк,
ситец, холст, шерсть, тюль.
19

Гипсовые предметы:
-геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков.
Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от
правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими
работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и
оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами,
планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости
для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала
(натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в
наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения
натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные
стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд,
библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор,
видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Интернет – ресурсы:











Канал YouTube – видеоуроки по сценической речи, актёрскому мастерству,
сценическому движению.
nsportal.ru;
dramateshka.ru;
proshkolu.ru;
Maam.ru;
easyen.ru;
acterprofi.ru;
gumer.info;
Biblioteka.teatr-obraz.ru;
portalobrazovaniya.ru.

Условия реализации программы
Требования, предъявляемые к педагогу
.
Для организации и осуществления образовательного процесса необходим ряд компонентов,
обеспечивающих его эффективность:
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества или
предмета «технология», знающий специфику организации дополнительного образования.
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать
определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением
создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным
режиссером проводимых им занятий.
20

Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий
перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными
игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где
каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником
Помещение: площадью на одного ребенка 4,5м, гардероб, санитарная комната.
Оборудование:
- Стулья;
- Столы;
- Мольберты;
- Шкафы.
Инструменты, приспособления:
- карандаши простые М; 2М; Т; ТМ;
- кисти для акварели №1; №2; №3; №4;
- цветные карандаши;
- светильник;
- подложки со скрепками (для пленера);
- ножницы, канцелярские ножи;
- иголки.
Материалы:
- краски акварельные;
-гуашь;
- уголь;
- пластилин;
- бумага белая, картон, гофрированная, фоамиран;
- клей ПВА, «Момент», клеевой пистолет;
- бязь, тесьма, кружево, нитки швейные, вязальные, джутовая нить;
- кубы для постановки натюрмортов;
- драпировки;
- предметы быта (бидон, заварник, кружка, кувшин, разнос, тарелки…);
- гипсовые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр...);
- природные элементы (ветки, сухие букеты…);
- муляжи (овощи, фрукты).
Технические средства обучения:
- персональный компьютер (ноутбук).
Список литературы
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
21

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».