ДОП Домисолька

Содержание

1. Пояснительная записка ............................................................................................................ 3
2. Учебный план............................................................................................................................ 3
3. Календарный учебный график ................................................................................................ 3
4. Содержание программы ........................................................................................................... 3
5. Тематическое планирование .................................................................................................... 4
6. Планируемые результаты обучения: .................................................................................... 10
7. Оценочные материалы ........................................................................................................... 11
8. Методическое материалы ...................................................................................................... 12

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Домисолька» разработана на основе
программы авторов Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. Баренбай
Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.







Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Программа реализуется в сетевой форме на базе Школы-интерната №25 ОАО «РЖД». на
основании Договора №5 от 01 сентября 2021 года «О сетевой форме реализации
дополнительной общеразвивающей программы»;
Программа «Домисолька» по вокальному творчеству относится к художественной
направленности.
Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно-эстетическом
развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в
детях творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях
воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все
времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости
слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько
близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует
воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и
духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития
общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как
культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации
и саморегуляции.
Дополнительная общеразвивающая программа «Домисолька» предназначена для
обучающихся 5-11 классов Школы-интерната №25 ОАО «РЖД». Возраст обучающихся: 1117 лет.
Программа рассчитана на 2 года года обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут
Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по желанию
родителей/по времени подачи заявления/ с учётом равномерного распределения девочек и
мальчиков/ в количестве от 12 до 15 человек в каждой группе. Состав группы постоянный в
течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся.
На обучение принимаются дети, без учёта уровня развития и музыкальных способностей.
Программу могут осваивать дети с ОВЗ по индивидуальному учебному плану.

Форма организации образовательного процесса направлена на достижение цели,
реализацию образовательных и развивающих задач, на развитие творческих способностей
детей.
Формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы – 288 учебных часа.
Всего: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа,
Целью программы является приобщение ребёнка к вокальному творчеству.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию;
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить преодоление мышечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с
партнёрами;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
2.2Пение учебно-тренировочного материала:
2.3 Пение импровизаций
3. Слушание музыки:
4. Музыкальная грамота:
1. Вводное занятие.
Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с перспективой
занятий вокального объединения «Домисолька». Режим занятий и правила по т/б.
Санитарно-гигиенические требования.
Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня – раскрытие ее значения как выразительницы прошлого народа, его труда,
быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают
уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и
вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для
формирования у воспитанников патриотизма и интернационализма.

Классика – краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил
композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве в пределах,
доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ
произведения и его интерпретация. Раскрытие
многообразия и богатства певческой
деятельности народов России и других стран в яркой, доступной для воспитанников форме с
опорой на их опыт. Продолжить знакомство с правилами пения и охраны голоса.
Современная песня – сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий
портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей
художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор
замысла интерпретации исполнения песни. Начальный этап формирования вокальных
знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально – певческого развития.
Начало формирования всех основных вокальных навыков с самого первого занятия.
Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному
звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному
вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно –
активному, экономному выдоху.
2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели. Мелодические распевания на слог. Распевания закрытым ртом.
Распевания, развивающие диапазон, артикуляцию. Определение природных музыкальных
данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования. Формирование
чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. Дыхание и его
значение в вокальном искусстве. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции.
Певческий голос. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными
природными данными. Пение учебно-тренировочного материала. Инструктирование —
образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально –
певческого развития каждого ребенка.
2.3 Пение импровизаций:
В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в
частности. Показываются и объясняются различные задания. Показ для каждого задания
возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос «как тебя
зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки»,
ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации
на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.
Народная песня – формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением.
Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в
процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого
интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения
динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным
содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения.
Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность
исполнения, сопереживание смыслу песни.
Классика – краткий рассказ о композиторе с указанием и прослушиванием других его
произведений для детей. Знакомство с музыкальными стилями различных композиторов.
Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое
сообщение об авторе слов. Продолжить формирование вокальных навыков: музыкального
слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения следить за
дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, в работе над
репертуаром. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений.
Приемы дыхания в произведениях разного характера.
Современная песня – на песенном материале продолжить обучение постоянному
соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному
звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху,
пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию
гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона.
средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации.

Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в
произведениях разного характера. Правила охраны голоса в предмутационный период.
3. Слушание музыки: Прослушивание вокально-хоровых и инструментальных
произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование эмоционально – осознанного восприятия музыкального произведения.
Прослушивание произведений. Разговор об особенностях музыкально – выразительных
средств данных произведений. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и
динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями. Связь с другими
видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях.
Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим
произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов. Расширение кругозора
учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских,
советских, зарубежных, современных композиторов. Музыка России XX века.
Использование иллюстраций.
4. Музыкальная грамота:
Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной
высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности.
Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией,
ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с
музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального
произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, с
простейшими жанрами: песней, танцем и маршем. Овладение учащимися означенным выше
материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний
и умений.
Планируемые результаты обучения:
В конце 1 года обучения:
Учащийся должен уметь:
- учащиеся хорошо знают типы дыхания, певческую установку;
- чисто интонировать в пределах октавы.
Учащийся должен исполнять:
У учащихся выработан навык пения на
опоре, - чистая интонация, - выполняют
динамические нюансы,
- грамотно делает фразировку.
- у учащихся выработана эстрадная манера пения,
унисон. - знают всю программу ансамбля и свою партию.
В конце 2 года обучения:
Учащийся должен знать:
- особенности академического, эстрадно - джазового, бардовского пения, различает указанные выше манеры пения на слух;
- типы дыхания, певческую
установку Учащийся должен уметь:
- пользоваться смешанным режимом работы голоса (микст) и нижне - реберным
диафраг-матическим типом дыхания.
- правильно формировать гласные, четко и ясно произносить согласные в процессе
испол-нения.
- знает свою вокально-хоровую программу и свою партии
Учебный план I год обучения

№

Название разделов, тем

1
2
3
4

Вводное занятие.
Входной контроль.
Вокально-хоровые работы
Пение произведения

Количество часов
всего теор прак
ия
тика
2
2
2
2
20
6
14
44
10
34

5

Пение учебно-тренировочного материала:

17

4

13

6
7
8
9
10

Пение импровизаций
Текущий контроль.
Слушание музыки:
Музыкальная грамота:
Итоговая аттестация.

15
2
15
13
2

6
1
4
4
1

9
1
11
9
1

11

Отчетный концерт, постановка
музыкальной композиции.
Итоговое занятие – анализ выступления,
рефлексия деятельности за год.
Итого:

10

4

6

12

2

Форма
промежуточной
аттестации
тестирование.

зачет по партиям
собеседование,
зачет по партиям

2

144

42

102

Текущий контроль.
Вокально – хоровая работа
Концертноисполнительская
деятельность.
Итоговая аттестация.
Отчетный концерт,
постановка музыкальной
композиции.
Итоговое занятие – анализ
выступления, рефлексия
деятельности за год.

4

4

4

2

2

2
4
2
4
2

2

2

4

май

4

апрель

2

март

Слушание музыки:
Музыкальная грамота:

февраль

2
2

январь

Пение произведения
Пение учебнотренировочного материала:
Пение импровизаций

декабрь

2
2

ноябрь

Вводное занятие.
Входной контроль.
Вокально-хоровые работы

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график

2
4

4
4

8
2

8

4

4
2

4

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2
2

2
2

2
2

2
2

2

2
2

2

Всего

16

16

16

16

16

16

16

16

16

Каждый участник вокального ансамбля Домисолька проходит три раза за учебный год
индивидуальные прослушивания с целью отслеживания динамики вокального развития,
выявления проблемных моментов (слуховые, интонационные, ритмические трудности,
отсутствие координации между слухом и голосом, голосовые зажимы и др.) для оказания
своевременной педагогической помощи. Результаты прослушиваний отражены во входном,
текущем контроле, итоговой аттестации.
Виды контроля:
Входной
Текущий
Итоговая аттестация
Формы контроля:
Формы входного контроля: тестирование.
Формы текущего контроля: зачет по партиям.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
тестирование, зачёт по партиям.
Оценочные материалы
Виды контроля и аттестации:
Входной контроль проводится в начале каждого учебного года обучения в форме
творческого показа, выполнения игр и упражнений.
Текущий контроль проводится два раза в год по каждому разделу в форме
практической работы – показ творческих работ, упражнений и этюдов. Самостоятельный
показ упражнений и этюдов на заданную тему. Практическая работа: показ упражнений,
произношение скороговорок, чтение стихотворений и прозы.
Промежуточная аттестация проходит один раз в год в форме показа вокальных
произведений на концертных выступлениях, праздниках.
Итоговая аттестация проходит в конце обучения в форме творческого отчета
Формы контроля:
Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании
содержания дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами: практическая работа, самостоятельная работа, творческий
показ, концертное выступление, участие в конкурсах и фестивалях.
Системы оценивания:
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но
регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок:
За учебное полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 –
2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».

Для наглядного отслеживания результатов обучения используются табличные
структуры.
Системное заполнение предлагаемых таблиц помогает отследить динамику достижений
обучающихся на занятиях в течение всего периода обучения.
Алгоритм заполнения таблиц прост: данные входного контроля, промежуточной и
итоговой аттестации, с указанием формы проведения, заносятся в таблицу на каждого
обучающегося. Таким образом, можно наглядно увидеть и отследить уровень знаний
каждого ребенка. (таблица 1)
Таблица 1
__________учебный год
Объединение _____________________________________________________
Группа № _______________ Год обучения ___________________________
Программа ______________________________________________________
№

Фамилия Имя

Формы входного
контроля

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Отметка

Уровень
(высокий
оптимальный
достаточный)

1.
2.
3.
Чтобы увидеть динамику развития ребенка, данная работа проводится в системе,
используется таблица, в которую заносятся результаты текущего контроля по
разделам/темам программы (Таблица 2)
Таблица 2
№
1.
2.
3.

№
1.
2.
3.

Фамилия Имя

Разделы программы

Уровень
высокий
оптимальн
ый
достаточн
ый

Сведения о результатах
обучающихся, которые участвуют вконкурсных
мероприятиях , заполняются в дополнительную таблицу, результаты которой тоже
учитываются в конце учебного года, при подведении уровня обученности (высокий,
оптимальный, достаточный).
Т.о.можно отследить динамику его результатов с первого дня прихода в объединение
и увидеть его результат по окончании обучения по дополнительной общеразвивающей
программе. (Таблица 3)
Таблица 3
Динамика достижений обучающихся
Объединение _____________________________________________________
Группа № ___________________________________________________________
Программа ______________________________________________________
Фамилия Имя
1 год
2 год
3 год
4 год
Уровень
обучения
обучения
обучения
обучения
высокий
оптимальны
й
достаточны
й

Этот способ оценивания - сравнение ребенка не с другими детьми, а с самим собой,
выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем –стимулирует и
развивает мотивацию обучающегося.
С помощью такой работы вводится поэтапная система контроля за обучением детей и
отслеживается динамика образовательных результатов каждого обучающегося.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета среднего балла, дает возможность
определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить
реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также
внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Методические материалы
Образовательные технологии на занятиях по вокалу Занятия
по программе предполагают применение следующих технологий:
Технология личностно-ориентированного обучения
В процессе обучения идёт развитие личностных особенностей учащегося, раскрытие его
природного дара – голоса. Во главу угла ставится самобытность ребёнка, его само
ценность. При составлении репертуарного плана ребёнка на год учитываются его
индивидуальные особенности, уровень вокальной подготовки. Произведения
подбираются доступного уровня сложности. Форма работы на уроке – индивидуальная.
Преобладающий метод обучения – познавательный, через самостоятельную певческую
деятельность. Позиция ребёнка на уроке – активно - инициативная. Учитель совместно с
учащимся ищет вокально-технические приемы для осуществления художественноисполнительского замысла вокального произведения (подачу звука, темп, динамику,
фразировку, и т.д.) Отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества
и свободы выбора.
Технология сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в
субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно
вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
Здоровьесберегающиe технологии.
Непосредственно сам процесс пения несет оздоравливающую функцию. Ученые из
Франкфуртского университета доказали, что пение укрепляет иммунную систему и
улучшает настроение поющих.
Во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества,
благодаря которым человек ощущает покой и радость. По мнению ученых, пение
приводит в движение находящиеся в мозге «молекулы, ответственные за эмоции»
поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства.
Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых
гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от
шлаков.
На занятиях по программе используются механизмы действия лечебной дыхательной
гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая перестраивает стереотип дыхательных
движений, восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в
дыхании
и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом. Упражнения
дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела - руки, ноги, голову,
тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
Приемы и методы организации осуществления учебно-воспитательного процесса

Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Как и в преподавании
других предметов, они объединяют познавательные процессы с практическими
умениями. Методы, связанные с вокальным исполнительством, также опираются на
процессы мышления, хотя и относятся главным образом к автоматизированным видам
деятельности.
На сегодня известно большое количество методов и приемов вокального воспитания,
которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов.
Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на какомлибо
одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными
методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на
уроке.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
1. Словесные - беседа, объяснение, анализ текста и структуры вокального произведения;
2. Наглядные – показ педагогом приёмов исполнения;
3. Практические – вокально-тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (демонстрация музыкального материала педагогом) При этом показ мелодии голосом учитель должен сочетать с объяснением технологии способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звучания и интерпретации исполняемых произведений.
2. Репродуктивные(воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания,
что не исключает и методов воздействия на их сознание).Признавая неоспоримое
значение репродуктивного метода, особенно в работе с детьми, не следует допускать,
чтобы пе-ние по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а
было осо-знанным процессом.
Частично - поисковые (решение поставленной задачи совместно с педагогом) С це-лью
формирования у детей способности к сравнительному анализу качества звучания
певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По
заданию учителя дети должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его
преимущества.
Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности:
1. концентрический,
2. фонетический,
3. объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным,
4. метод внутреннего пения (пения на основе представления,
5. сравнительного анализа и др.
По названию метода можно судить о его сущности.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1. наличие просторного, проветриваемого, хорошо освещённого помещения репетиционного зала со сценой;
2. компьютер;
3. записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
4. репертуарные сборники - нотный материал;
5. наглядные пособия, дидактические пособия;
6. стулья, лавочки для хористов.
Кадровое условие реализации программы
В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, знающий
специфику организации дополнительного образования.

Воспитательная деятельность в объединении организуется на основании плана
воспитательно-развивающих мероприятий МБУ ДО «ДДТ». (Сценарий воспитательного
мероприятия в приложении 1)
Учебно –методический комплекс
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.
Приложение к программе по вокалу
Примерный репертуарный план
(вокальная группа)
«Колечко» народная песня
«Тонкая рябина» народная песня
«У церкви стояла карета» народная песня
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина
«Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич
«Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов
«Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной
«Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой
«Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой
«Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник
«Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина
«Вместе песню запоём»
«Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой
«Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной
«Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой
«Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский

«Планета детства» муз. и сл. В. Цветков
«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева
«Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов
«Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков
«Письма» муз. и сл. К. Попов
«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов
«Зачем это лето» муз. А Костюк, сл. В Степанов
«Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенев
«Цветные сны» муз. М. Дунаевский
«Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов
«Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»
«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов
«На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская
«Поздняя любовь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
«Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов
«Мама – Мария» муз. и сл. А. Губин
«Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Ветром стать» муз. и сл. Макsим
«Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
«Дорогой длинною» муз. Б. Фомин, сл. К. Подревский
«Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов
«Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Агранович
«Я люблю тебя» муз. и сл. К. Лель
«Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв
«Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова
«Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко
«Верность» муз. А. Новиков, сл. В. Харитонов
«Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»
«Девочка, которая хотела счастья» из репертуара группы «Город 312»
«Ещё люблю из репертуара группы «A' Studio»
«Тонкая рябина» народная песня
«С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский
«Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов
«Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан
«Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц
«Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин
«Золотая свадьба» муз. Р. Паульс, сл. И. Резник
«Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев
«Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
«Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов
«Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной
«Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанов
«Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис
«Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов
«Первая тайна» муз. и сл. ToryYutt
«Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Балаганчик» муз. и сл. В. Осошник
«Лучшее слово на свете» муз. и сл. В. Цветков
«Танго снежинок» муз. и сл. В. Осошоник

«Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин
«Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Нет тебя со мною» муз. А. Варламова, сл.И. Трубочкиной
«Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной
«Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой
«Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой
«Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной
«Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

Приложение 1
Сценарий мероприятия (познавательной программы) на тему: «Осень в произведениях
русских композиторов, художников и поэтов».
Целевая аудитория: Воспитанники 1-2 года обучения.
Цель: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими
произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.
Задачи:
1) обучающие:
- познакомить с музыкальными произведениями:
П.И. Чайковский «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года», А. Вивальди.
«Осень» из цикла «Времена года»;
картинами: И.И. Левитана, В.Д. Поленова, М. Нестерова, И. Шишкина,
Ф. Васильева;
осенней лирикой А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева;
- развивать умение находить ассоциативные связи между произведениями разных видов
искусств, анализировать средства художественной выразительности;
2) развивающие:
-развивать творческое воображение, интонационно - образное мышление, эмоциональную
память через цветовосприятие, звуковосприятие;
3) воспитательные:
-воспитывать любовь к природе родного края через знакомство с творчеством классиков;
-культивировать ощущение прекрасного в жизни через восприятие произведений искусств.
Формирование УУД:
Личностные действия: нравственно-этическое оценивание изучаемых произведений,
реализуемое на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция в процессе подготовки и проведения мероприятия.
Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска; развитие умения структурировать знания.
Коммуникативные действия: развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе подготовки и
проведения мероприятия.
Ход мероприятия:
Звучит печальная осенняя мелодия. Выходят 2 девочки.
(На фоне «Осенней песни»)
- (радостно) Здравствуйте, дорогие друзья!
- (тоскливо) Добрый день, уважаемые гости!
- (обращаясь к другой): Столько ребят в зале, а ты такая скучная!
- Как тут не заскучаешь… Такая нынче ужасная погода… Ветер, слякоть, холода,
листьев на деревьях почти не осталось, солнышко хоть и светит, но не греет, птицы каждый
день улетают… Так грустно жить…
- Да что ты! Посмотри, какая красота кругом! Солнышко светит по-особому: очень
мягко и ласково, теплый осенний ветерок так и играет с летящей листвой, а деревья каждый
день меняют свой наряд: от ярко – зелёного до желтого, оранжевого!!! А сколько урожая уже
собрали люди!!!
- Нет! Всё равно, ты меня не переубедишь: осень – это тусклая, унылая пора… Просто
тоска и скука…

- А вот и нет! Я попытаюсь тебя переубедить! Давай со мной путешествовать! Я
приглашаю тебя в чудесную осеннюю страну, в которой осень ты увидишь яркими
прекрасными красками, услышишь великолепными поэтическими и музыкальными звуками,
убедишься, какая осень разнообразная и многогранная!!! Вперёд! На встречу с прекрасным
миром искусства! Ребята в этом путешествии нам помогут! Послушай их рассказ!
3 воспитанник. - Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора
для творчества, всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов,
писателей создавать прекрасные произведения.
Осень в этих произведениях многолика и многоцветна.
(1 слайд презентации). Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание
великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал
музыкальный альбом «Времена года». В мировой фортепьянной литературе нет произведения
подобного этому циклу. Осень была одним из любимых времён года композитора. Чайковский
много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал
запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это
не случайно, ведь осень такая удивительная пора!
4 воспитанник. «Осенняя песня» - одна из лучших пьес композитора. Ее мелодия,
пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать
исповедью души, вдохновлённой увядающей красотой русской природы. В певучей мелодии
Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Его творения
помогают нам лучше понять родную природу. Ведь даже поздняя осень с дождями и ветрами
вдруг дарит дни, полные тихой и ясной мечтательности.
Сейчас мы послушаем осеннюю пьесу из фортепианного альбома «Времена года». Она
носит название «Октябрь» - «Осенняя песнь».
(Слушание, просмотр 1 видеофильма).
В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал
коротенькое двустишие Алексея Толстого:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят..."
5 воспитанник. (на фоне музыки 1 видеофильма). – Слышится стук спелых яблок,
падающих на крышу. Грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие
аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца,
проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство,
охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп
замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться
запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых вечерних заморозков.
6 воспитанник. (2 слайд) – А теперь перенесёмся в Италию 18 века. Четыре концерта,
объединённые в цикл «Времена года», были написаны в 1723 году итальянским композитором
Антонио Вивальди. Они стали часто исполняемыми на скрипичных концертах. Осень - это
третий концерт цикла "Времена года". (Слушание, просмотр 2 видеофильма).
- Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о празднике урожая. Яркие
краски природы увядают, начинается листопад, и природа затихает, готовится к зимней
спячке. Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии, как Рим –
гордым и торжественным. Композитор изображает пышный закат, когда природа многогранна
в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.
7 воспитанник. (просмотр 3 видеофильма на фоне музыки) - Осень – время года,
которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому об осени писали замечательные строки
поэты и писатели: Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие. Осень
манила их обликом своей неповторимой красоты. (3 слайд).
А.С. Пушкин посвятил ей такие строки:
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
8 воспитанник. Физкультминутка под «Вальс цветов».
– А теперь объявляем физкультминутку! Давайте мы попробуем изобразить под
музыку листопад:
вы – солнечные лучики, которые нежно касаются всего вокруг;
вы – листья, которые плавно кружатся и мягко ложатся на землю;
а сейчас вы - лёгкий ветерок, играющий с листвой…Ещё раз!
Спасибо! Садитесь на места!
9 воспитанник. (на фоне «Осенней песни» или 3 видеофильма).
– Осенняя природа радовала и привлекала не только поэтов, музыкантов, она вдохновляла и
художников. Ею восхищались и посвящали свои произведения крупные мастера пейзажной
живописи - Иван Шишкин, Федор Васильев, Михаил Нестеров, Василий Поленов. Этих
художников можно назвать ценителями красоты. Они умеют увидеть «прекрасное» в том, к
чему мы часто остаёмся равнодушными. Красота природы, смена времён года – неповторимы.
Вспомнить золото берёз и багрянец осин, лазурь неба и запоздалые цветы в порыжевшей
траве, запахи и звуки осени помогут нам произведения живописи.
10 воспитанник. (4 слайд). - Одним из самых известных художников, который любил
писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900г).
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более ста осенних
пейзажей, созвучных по настроению музыке Чайковского. Осень в его картинах неповторима
и разнообразна. (Репродукции картин.)
(5 слайд). Картина «Золотая осень» - одно из лучших творений художника, яркие
краски, торжественный покой создают ощущение величия природы.
(просмотр 4 видеофильма о творчестве знаменитых художников на осеннюю
тематику).
11 воспитанник. - Золотая осень. Это пора, когда листья на деревьях уже пожелтели,
но еще не опали. И когда в такой день выглядывает солнце, весь лес будто горит- такие
огненные цвета у листьев-багровый, желтый, красный, оранжевый!
Красиво так. Что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки,
золотые березы. И снова все-таки немножко грустно. Уж слишком недолговечна эта красота.
День-два и ударят морозы, покроется инеем трава. Поблекнут цветы. Но художнику все-таки
удалось остановить этот день навсегда.
Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются
шедеврами и не перестают радовать нас.
Свое лирическое настроение в пейзажной живописи предложил и Федор Васильев.
Притихли рощи. В лесу играют краски листопада. Не спеша идет осень. Кругом
задумчивая тишина. Бесшумно падают листья на поблекшую траву. Сорвется березовый лист
и долго-долго кружит в воздухе, будто место выбирает, куда лучше упасть.
Но не долог счет золотым денькам ранней осени. Насупится небо сплошной хмурью,
обдаст пронизывающей сыростью холодный ветер, и зарядит как из сита нудный дождь,
загоняя все живое в убежище. Слайд № 6 .
Ранняя осень заворожила многих художников. В. Поленов тоже писал много картин о
ней. И среди них «Золотая осень». От нее тоже веет тишиной, но есть в ней что-то
настораживающее. Тревожное. Золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка
бежит стремительно и зовет вдаль. Но

медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она
скорее привыкла в ней, чем эти тонкие березки, толпящиеся вокруг. Наверное, эта
неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, рождает тревогу.
Слайд № 7 .
Пейзажи Михаила Нестерова можно сравнивать с поэзией. Одна из его картин
«Осенний пейзаж». На этой картина изображена прекрасная природа.
На переднем крае изображено одиноко стоящее деревце. Можно заметить, что
половина этого дерева абсолютно «голая», а другая - ещё совсем зелёная. Это необычное
сочетание красок природы. Также на картине изображена река, а за ней виднеется лес.
Нестеров на этой картине изобразил ту прекрасную раннюю осеннюю пору, когда
листья деревьев только начинают желтеть. Всего несколько деревьев осень «раскрасила» в
свои яркие цвета: красные, желтые, оранжевые.
Река кажется прозрачной, чистой. Только видно в ней, как отражаются эти
величественные деревья. Водная гладь реки напоминают зеркало.
Глядя на картины художников, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей
очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и
метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а
художники изобразили осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний.
(Беседа после просмотра).
– Каких художников и какие репродукции вы запомнили?
1 воспитанник. – Ну что? Переубедили мы с ребятами тебя?
2 воспитанник. - Пожалуй, да! После всего увиденного я другими глазами увидела,
услышала и почувствовала осень! Больше я не буду тосковать, ведь осень – это прекрасная.
очаровательная пора, как и любое другое время года!
Заключительные слова ведущих на фоне 5 видеофильма - музыки Шопена.
1. - И поэты, и художники, и музыканты в своих произведениях смогли передать нам
свои впечатления и всё то, что они чувствовали, когда любовались золотыми красками осени.
2. - Поэзия, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края,
призывают любить, беречь и охранять всё живое, учат понимать язык природы.
Мир искусства - великое чудо! Но откроется оно не сразу, и далеко не всем, а только
человеку умному, доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Рефлексия.
3. - Сегодня мы слушали стихотворения об осени, рассматривали осенние пейзажи,
слушали музыкальные произведения. У каждого из вас сложилось своё представление об
осени. Мы верим, что вы увидели и услышали её дыхание, очарование, таинственность. Мы
надеемся, что наше путешествие вам понравилось, и что сегодняшняя встреча оставила в
ваших сердцах восторженные, трепетные чувства. Ведь каждое соприкосновение с искусством
делает нас богаче, добрее, прекраснее, мы учимся понимать, чувствовать и ценить
неповторимую красоту природы.
4. - Мы благодарим всех за внимание и предлагаем выбрать осенние листочки в
зависимости от вашего настроения после увиденного и услышанного: красные, зелёные,
жёлтые – вы любите осень, коричневые - не любите. Напишите 1-2 слова на листочке, что
значит осень для вас.
(Звучит песня ДДТ «Что такое осень». Ребята и взрослые крепят листья на ватман
«Осеннее настроение»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».