ДОП Народно-сценический танец 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Народно – сценический танец»
возраст обучающихся: 13-16 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы: базовый

Автор-составитель программы:
Кузнецова Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Вихоревка, 2022 г.
2

I.

Пояснительная записка

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа «Народно – сценический танец» разработана на основе программы «Народно
сценический
танец»
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 г. Томск. в соответствии с
нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных
организаций:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
(если программа реализуется в сетевой форме)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Иные документы
 Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический
танец» разработана в 2022-2023 учебном году. Программа рассмотрена на методическом совете
учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
Уровень освоения программы базовый.
Направленность программы – художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
1.

Данная дополнительная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями
развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного
образования способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения;
• удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в художественноэстетическом, нравственном развитии.
• формирование и развитие творческих способностей, выявление, развитие и поддержку
талантливых обучающихся;
3

•

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Дополнительной общеразвивающей программы «Народно-сценический танец» обусловлена
образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная
заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного
контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного
образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая
позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и
психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям хореографического наследия.
В городах и сёлах получили широкое развитие танцевальные коллективы художественной
самодеятельности, в которых народный танец является основным жанром народной
хореографии. Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного
творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение
народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает
усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры,
расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает
физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному
аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.
Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры, - в этом
его значение и значимость. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и
обусловлена ее актуальность.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования,
использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий,
формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус,
нравственность, а также пробуждение в учащихся стремления к прекрасному, интереса к
музыкальному и танцевальному творчеству; приобщение к физической культуре и здоровому
образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство с
танцевальной культурой, развитие образного мышления и воображения.
Отличительная особенность программы.
Отличительная особенность данной дополнительной общеразвивающей программы
заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ.
Отличительной особенностью данной программы является комплексность. Комплекс
хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию,
организации, результатом педагогической деятельности: «Элементами народного танца»,
«Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном)
направлении.
Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение
традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий
обучающиеся получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца,
музыки, костюма, расширяют свой кругозор.
Разработанная программа является продолжением дополнительной общеразвивающей
программы «Хореография» и направлена на расширение и углубление у обучающихся знаний,
умений и навыков, на подготовку детей к самореализации в жизнедеятельности.
4

Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и
непрерывного обучения.
Программа реализует обучение в сотрудничестве с учителями других предметов и
осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач с учетом
новых программ и требований, реализуя комплексный подход к воспитанию.
Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Эта группа детей выделяется из общего количества обучающихся на основе результатов
знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие
высокого уровня развития своих способностей в хореографии.
А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные.
Обучающиеся данного уровня могут заниматься по учебно-тематическому плану для
индивидуальной работы.
Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к
решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей
профессиональной деятельности.
Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический
танец» адресована школьникам 13 – 16 лет.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей и подростков
разного возраста.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15
человек. Программа предусматривает включение в образовательный процесс детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Возрастные особенности обучающихся 13-16-ти лет.
В физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры,
продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке.
Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни.
Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться.
Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности,
жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной
нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших
классах.
Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях
каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую
нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто
невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством
рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд
педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский
писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями,
желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где
есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая,
непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает
вдумчивый воспитатель».
Срок освоение программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная
Программой не предусмотрена заочная форма обучения с применением
дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Народно – сценический танец» реализуется в
течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.

5

Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию творческой деятельности по хореографическому искусству на
основании договора о сетевом взаимодействии.
Особенности организации образовательного процесса.
Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года.
Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа
не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала.
Режим занятий.
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут.
Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, расширение
кругозора, приобщение к культуре, традициям и обычаям разных народов, посредством
освоения народно-сценического танца.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с особенностями исполнения народно-сценического танца;
- научить основным движениям народно-сценического танца;
- научить пластической выразительности исполнения;
- научить владеть методикой и техникой исполнения движений;
- способствовать освоению манеры исполнения народно-сценических танцев.
Развивающие:
- развить физическую активность;
- укрепить опорно-двигательный аппарат;
- развивать устойчивость, гибкость, координацию и пластичность дви-жений;
- развивать музыкальный слух, память, внимание;
- развивать индивидуальные творческие способности;
- развивать умение импровизировать.
Воспитательные:
- воспитывать чувство стиля и формы народно-сценического танца;
- воспитывать нравственные качества, трудолюбие;
- воспитывать коммутативные качества;
- выработать сценическую культуру танцевального и музыкального народного творчества;
- способствовать оздоровлению обучающихся через систему движений.
II.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного
материала составляет 144 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения
базовых знаний — это оптимальное количество часов.
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие - 4 часа. Теория: Знакомство с целями, задачами, планируемыми
результатами и содержанием программы. Правила поведения в танцевальном зале и на
занятиях.
Практика: Вариации национальных поклонов. Поклоны партнеру, педагогу.
Раздел 2. Входной контроль – 2 часа. Входная диагностика. Практические задание по
выявлению уровня готовности обучающихся к освоению программного материала.
Раздел 3. Упражнения у станка – 44 часа. Теория: техника исполнения упражнений у станка.
Практика: Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с
добавлением следующих упражнений.
1. Деми и гранд плие в русском характере.
2. Батман-тандю с переводом стопы с носка на каблук.
3. Батман-тандю каблучный в русском характере.
4. Батман- жете.
5. Рон-де-жамб партер в комбинации
6

6. Батман-фондю. в русском характере.
7. Гранд-батман жете.
8. Деми и гранд плие.
9. Гранд – батман в русском характере с растяжкой на станке.
Раздел 4. Упражнения на середине зала – 26 часов
Теория: техника исполнения упражнений на середине зала.
Практика: Бег в русском характере. Дробные выстукивания. Вращения. Прыжки. Прыжковые
движения. Подбивочные движения. Дробные движения.
Раздел 5. Текущий контроль – 2 часа. Контроль знаний умений и навыков.
Раздел 6. Элементы русского танца – 36 часов. Теория: характер исполнения русских танцев.
История русского танца. Региональные особенности
Практика: Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.
1. Положение рук и ног в русском танце
2. Работа с платочком.
3. Ходы русского танца
4. Ход с отбросом ноги назад.
5. Дробные ходы: с двойным ударом стопы; с ударом каблука и полупальцев; с подскоком;
с продвижением вперед и в сторону.
6. «Верёвочка» с переступанием.
7. «Ключи».
8. Хореографическая постановка «Дивушка», «Я на печке молотила»
Раздел 7. Элементы тофаларского танца – 70 часов. Теория: Культура тофаларского народа.
Поисковая работа на тему культура тофаларского народа. Костюмы тофаларский танцев.
Тофаларский костюм, моего видения.
Практика: Основных элементов тофаларского танца. Поклон. Положения рук и ног. Основных
ходы. Хореографическая постановка.
Раздел 8. Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов – 28
часов. Знакомство с танцем. Прослушивание музыкального материала. Обсуждение замысла
танца с обучающимися. Распределение танцевальных партий. Рисунок в танце. Разводка
мизансцен в танце. Знакомство с рисунками танца. Разучивание танцевальных комбинаций.
Отработка позиций рук в танце. Распределение обучающихся по рисункам в танце. Работа над
сценическим образом танца. Отработка эмоций в танце. Репетиция танца. Подбор костюмов.
Отработка комбинаций в танце. Отработка рисунков танца. Отработка сольных партий.
Отработка массовых партий.
Раздел 9. Итоговая аттестация – 2 часа. Определение степени достижения результатов
обучения, освоение программы, закрепление знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее
самостоятельное обучение.
Раздел 10. Итоговое занятие – 2 часа
Итоговое занятие обычно проводится в виде отчетного концерта, который формируется
из лучших номеров, над которыми шла работа в течение года. Закончив концерт, проводится
обсуждение с родителями и обучающимися.
Планируемые результаты.
По завершении обучения обучающиеся
Обучающиеся должны знать:
 знать особенности тофаларского танца;
 знать областные особенности народно – сценического танца;
 знать особенности стиля и характера русских танцев;
 знать методику исполнения элементов у станка и на середине зале;
 знать основные ходы и положения рук танцев народов Сибири;
Обучающиеся должны уметь:
 уметь выполнять в более быстром темпе сложные комбинации у станка;
 уметь выполнять более сложные комбинации у станка и на середине зала;
 уметь выполнять пируэты и повороты в народно – характерном танце;
7

 уметь работать над творческой работой;
 уметь выполнять танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале;
 уметь исполнять хореографическую постановку;
 уметь исполнять новые движения у станка;
 уметь выполнять основные ходы и положения рук танцев народов Сибири;
Личностные - готовность обучающихся целенаправленно использовать знания по народносценической хореографии в повседневной жизни, способность характеризовать собственные
знания по предмету, формировать устойчивый интерес к салонному танцу, во всём его
многообразии.
Предметные - овладение теоретическими знаниями в области народно-сценического танца,
освоение техники, стиля и манеры исполнения народной хореографии, формирование навыков
координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом, развитие таких
данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц,
музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность, развитие физической
выносливости.
III.

Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план
№
Название разделов, тем.

Количество часов
Всего

теория

практика

1.
2.

Вводное занятие
Входной контроль

2
2

1

3.
4.
5.

Упражнения у станка
Упражнения на середине зала
Текущий контроль

22
14
2

2
2

6.
7.
8.

24
36
38

3
14

9.

Элементы русского танца
Элементы Тофаларского танца
Работа над этюдами,
построенными на материале
танцев разных народов
Итоговая аттестация

2

2

10.

Итоговое занятие

2

2

1
2
20
12
2

Форма
промежуточно
й (итоговой)
аттестации
Тестирование
обучающихся
Практические
и
теоретические
задания

21
36
38
Практические
и
теоретические
задания
Отчетный
концерт

Итого
144
22
122
Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 72,
количество учебных часов –144.
Дата начала реализации программы 1 октября 2022 года, дата окончания реализации – 30. 06.
2023г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Октябрь 2022 г. – 4 недель, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Ноябрь 2022 г. – 5 недель, 10 учебных дней, 20 учебных часов.
Декабрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
8

июнь

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

Всего часов
по разделу

Январь 2023 г. – 3 недели, 6 учебных дней, 12 учебных часов.
Февраль 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Май 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Июнь 2023г.- 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Оценочные материалы.

Раздел 1. Вводное занятие

2

2

Раздел 2. Входной
контроль
Раздел 3. Упражнения у
станка

2

2

12

Раздел 4. Упражнения на
середине зала

10
10

Раздел 5. Текущий
контроль
Раздел 6. Элементы
русского танца
Раздел 7. Элементы
тофаларского танца
Раздел 8. Работа над
этюдами, построенными
на материале танцев
разных народов
Раздел 9. Промежуточная
аттестация
Раздел 10. Итоговое
занятие

22
4

14

2

2

10

12

2

24
16

16

14

16

20

16

12

16

4
12

16

16

16

36
12

38

2

2

2

2

16

144

Оценка качества реализации программы «Народно -сценического танец» включает в себя:
 Входной контроль;
 Текущий контроль;
 Итоговая аттестация.
Входной контроль: Входная диагностика проводится в начале октября с целью выявления
уровня готовности обучающихся к освоению учебного материала программы и включает
задания, позволяющие определить творческий потенциал каждого ребенка. Во время первичной
диагностики определяются следующие данные: координация, музыкальность, гибкость,
растяжка, прыжок, память. Результаты первичной диагностики фиксируются в диагностической
ведомости приёма детей.
Диагностическая карта приёма детей
9

Память

Прыжок

Растяжка

Примечания
Гибкость

Музыкальность

Фамилия, имя,
отчество

Координация

№п.п

Критерии оценивания:
Координация.
Ребёнку предлагается простое упражнение на координацию – 16 прыжков с
соединением ног и синхронным опусканием рук вниз, затем соединить ноги, руки
Оценка 3
«удовлетворительно»
- ребёнок не может
скоординировать ноги и
руки во время всего
упражнения.

Оценка 4 «хорошо»
- ребёнок координирует руки и ноги на
первых 8 прыжках.

Оценка 5 «отлично»
- ребёнок хорошо
координирует ноги и руки
во время всего
упражнения.

Музыкальность.
Ребёнок должен пройти по кругу под музыку марша, не сбиваясь с ноги, точно в такт музыки.
Выполнение простых упражнений под музыку по кругу.
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
- ребёнок иногда сбивается с ноги во время - ребёнок не сбивается с
«удовлетворительно»
- ребёнок не может пройти упражнения.
ноги во время всего
в такт музыки.
упражнения.
Гибкость.
Ребёнок должен согнуться как можно сильнее вперёд и перегнуться назад, не сгибая коле.
Выполнение упражнений
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
- ребёнок достаёт пальцами до пола, гнётся - ребёнок достаёт
«удовлетворительно»
- ребёнок не может
назад на 45
ладонями до пола, гнётся
достать пальцами до пола, градусов.
назад на 90
гнётся назад на 25
градусов.
градусов.
Растяжка.
Ребёнок должен как можно сильнее растянуться на продольный и поперечный шпагаты. У станка
проверяется уровень поднятия ноги (шаг) вперёд, в сторону, назад.
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
- ребёнок не достаёт до пола 10
- ребёнок свободно
«удовлетворительно»
- ребёнок не достаёт до
сантиметров, у станка поднимает и держит растягивается на шпагат, у
пола около полуметра, у
ногу на 90 градусов..
станка поднимает и
станка не может поднять и
держит ногу на уровне
подержать ногу на 45
более 90 градусов
градусов.
Прыжок.
Ребёнок должен сделать 16 прыжков как можно выше.
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
- ребёнок отрывается от пола 10
- ребёнок отрывается от
«удовлетворительно»
10

- ребёнок отрывается от
пола на 5 сантиметров.

сантиметров.

пола на 20 –30
сантиметров.

Память.
Ребёнку предлагается простое упражнение, которое он должен запомнить и повторить: 4 шага на
месте, 4 хлопка. И наоборот
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
- ребёнок запоминает и повторяет
- ребёнок запоминает и
«удовлетворительно»
- ребёнок не может
упражнение со второго раза.
повторяет упражнение с
запомнить и повторить
первого раза
упражнение с третьего
раза.
Текущей контроль: правильность исполнения элементов народно – сценического танца,
знание теории, знание изученных комбинаций, знание порядка исполнения экзерсиса у станка и
на середине зал
Беседа на знание изученной терминологии:
1. В каком характере исполняется деми и гранд плие в народном экзерсисе?
2. Переведите этот термин на русский язык.
3. Как называется следующее движение экзерсиса?
4. Что такое трюки и правила их исполнения?
5. Из каких позиций выполняются основные упражнения народно-сценического танца на
середине зала.
6. Как правильно исполнять вращения на середине зала, дробные упражнения?
7. Какие основные положения рук в народно-сценическом танце?
Практическая работа по исполнению народно-сценического танца.
1. Упражнения разминки на середине и у станка.
2. Дробные комбинации на середине зала из танцев «Девчачий перепляс», «Плясовая», «Я
на печке молотила».
3. Вращения на середине зала.
4. Сложные комбинации на середине зала из танцев «Я на печке молотила».
5. Большие и малые хлопушки.
6. Заключительное пордебра;
Качественное исполнение комбинаций на середине зала:
1. Рассказать о правилах исполнения движений русского танца.
2. Рассказать о характере исполнения упражнений русского танца.
Оценка 3
Оценка 4 «хорошо»
Оценка 5 «отлично»
«удовлетворительно»
обучающийся плохо знает
обучающийся знает порядок
обучающийся хорошо
порядок исполнения
исполнения комбинаций, владеет
знает порядок исполнения
комбинаций, не владеет
терминологией и знает изученные
комбинаций, владеет
терминологией или много
комбинации, но с недочетами и
терминологией и знает
ошибается, плохо знает
небольшими ошибками;
изученные комбинации.
изученные комбинации
Допускает малейшие
ошибки
Итоговая аттестация: Определение степени достижения результатов обучения, освоения
программы обучения, закрепления знаний, ориентация учащихся на дальнейшее
самостоятельное обучение
Беседа на знание порядка упражнений народно - сценического экзерсиса.
1. 1. Почему упражнения народно - сценического танца построены именно в том порядке, в
каком они исполняются?
2. Что такое деми и гранд-плие?
3. Что такое батман-девлёпе?
4. Чем отличается батман-жете от гранд-батман жете?
11

5. Какие группы мышц развивают упражнения батман-фондю и пордебра?
6. Какие упражнения можно делать только на середине зала и почему?
7. Правила исполнения простых прыжков
8. Правила работы спины и рук во время исполнения пордебра.
9. Рассказать о характере исполнения деми и гранд -плие в русском характере.
10. Рассказать о характере исполнения упражнения «батман-тандю каблучный».
11. Рассказать правила исполнения бега.
12. Рассказать правила исполнения дробей.
13. Правила исполнения простых шагов тофаларского танца
14. Рассказать о характере исполнения Тофаларского танца.
15. Чем отличается тофаларский танец от русского танца?
Практические занятия по исполнению упражнений.
10. Деми и гранд плие в русском характере.
11. Батман-тандю с переводом стопы с носка на каблук.
12. Батман-тандю каблучный в русском характере.
13. Батман- жете.
14. Рон-де-жамб партер в комбинации
15. Батман-фондю. в русском характере.
16. Гранд-батман жете.
17. Деми и гранд плие.
18. Гранд – батман в русском характере с растяжкой на станке.
19. Простые прыжки по 6, 1, 2 и 5 позициям.
20. Русское выстукивание с работой пятки опорной ноги.
21. Простые дроби по 6 позиции.
22. Сложные дроби с переступанием по 3 позиции.
23. Актёрское мастерство при исполнении танца «Дивушка».
24. Сложные комбинации из танца из танца «Я на печки молотила».
25. Исполнение тофоларского танца
26. Заключительное пор де бра и поклон.
Оценка3
«удовлетворительно»
обучающийся не достаточно
хорошо знает терминологию
народно-сценического
экзерсиса и не может ответить
на 3 из 5 заданных вопросов,
не уверенно исполняет
большинство из заданных
упражнений народносценического танца

Оценка 4 «хорошо»
обучающийся хорошо знает
терминологию народносценического танца и правильно
отвечает на 4 из 5 заданных
вопросов. Уверенно и правильно
исполняет большинство
упражнений.

Оценка 5 «отлично»
обучающийся правильно и чётко
знает терминологию народносценического экзерсиса, уверенно
отвечает на задаваемые вопросы.
Правильно исполняет все
заданные упражнения,
комбинации

Коли
честв
о
обуча
ющи
хся
по
списк
у

№ группа

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По программе «Народно – сценический танец»
В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее:
Год
Выполняло Не
Получили
Проценты
обучени
работу
справилось с оценку (чел.)
я
работой
12

Сред
ний
балл

Протокол итоговой аттестации
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»

1 №1

Чел.

%

5

4

3

Качество
знаний

%

Успеваемост
ь
Уровень
обученности

Чел.

1

ИТОГ
О
Дата сдачи протоколов___________________________
Методические материалы
Формы обучения и виды занятий.
При организации учебной деятельности по программе используются следующие формы
обучения: индивидуальные и групповые.
Традиционные и нетрадиционные виды занятий: урок - фантазия; урок-репетиция, , учебнотренировочные занятия.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и навыки,
применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесный; работа с
различными источниками информации; наблюдения; метод проблемного обучения; проектноконструкторские методы; метод игры; использование на занятиях средств музыкального
искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: экзерсис,
хореографический этюд.
Методы проблемного обучения:
 проблемное изложение материала, выделение противоречий данной проблемы;
 постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений,
терминов;
 создание проблемных ситуаций, самостоятельная постановка хореографических этюдов.
Структура учебного занятия.
Начало занятия. Традиционный хореографический поклон-приветствие. Активизация
познавательной деятельности обучающихся, создание эмоционально-творческого настроя на
занятие.
Подготовительный этап. Повторение учебного материала предыдущих занятий, активизация
знаний обучающихся. Разминка.
Основной этап. Практическая работа над произведением хореографического искусства.
Отработка танцевальных движений, сочинение танцевальных этюдов, работа над
хореографическим произведением.
Контрольно-прогностический этап. Анализ творческих работ. Мобилизация обучающихся на
самооценку, сравнение результатов деятельности на занятии.
Рефлексивный этап. Ритуал окончания занятия. «Хочу сказать спасибо…»
Каждое занятие включает:
 организационную часть,
 разминку,
 экзерсис у станка,
 ритмические упражнения,
 партерный экзерсис,
 подведение итогов занятия,
 проветривание помещения.
13

Методические разработки.
Конспект занятия https://disk.yandex.ru/i/4lpQO-Edh94IYA
Проекты
https://sites.google.com/view/uliakuznetsowa/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B
A%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%
D1%81%D1%82%D1%8C
Презентации
https://sites.google.com/view/uliakuznetsowa/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B
4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80
%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через
АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности
обучающихся и родителей.
Долгосрочный проект «Танцуем вместе». Творческий проект. Продолжительность проекта:
октябрь – июнь 2022-2023 учебный год. Цель. Организация совместной деятельности детей и
родителей. Родители в течении 2022-2023 учебного года 2 раза в месяц выполняют творческие
задания. По итогу проекта, родители исполняют два танцевальных номера (1 танец – родители,
2 танец – родители и дети).
1.
Постановка двух хореографических произведений с родителями и детьми.
2.
Участие в отчетном концерте.
Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать
коллективное мнение.
План работы над долгосрочным проектом «Танцуем вместе».
Октябрь
Информирование родителей по теме проекта. (Оформление информации в
родительский угол «Воспитываем артиста», «Мы танцуем вместе с вами»)
Ноябрь
Беседа с родителями «Танцев много интересных»
Просмотр видео выступлений известных хореографических коллективов
Определение танцевального стиля для постановок.
Декабрь
Прослушивание музыки будующей постановки
Знакомство с замыслом танца, костюмами
Февраль
Разучивание элементов танца – 2 раза в месяц
14

Март
Апрель
Май
Июнь

Разучивание элементов танца– 2 раза в месяц
Разучивание перестроений по рисунку танца с танцевальными элементов танца – 2
раза в месяц
Отработка танцевального номера - 2 раза в месяц
Отработка танцевального номера и выступление на отчетном концерте

План воспитательно-развивающие мероприятия объединения «Город танца»
на 2022-2023 учебный год
№п/п Мероприятия
Форма
Месяц
Посвящение в танцоры
Игровое - театрализованное
октябрь
1
представление
День дошкольного работника
Концерт
октябрь
2
День учителя
Концерт
октябрь
3
День пожилого человека «Будем вечно
концерт
октябрь
4
молодыми»
Торжественная церемония
октябрь
5
Юбилей школы МКОУ «Турманская
Концерт
ноябрь
6
СОШ»
История создания народных, эстрадных,
Информационный час
ноябрь
7
современных танцев
День матери
Концерт
ноябрь
8
9
Новогодний переполох
Новогодний праздник
декабрь
10
День защитника отечества
Игровая программа
февраль
11
«Дари тепло пока ты дышишь, твори
Театрализованное представление
февраль
12
добро, пока живешь»
«Восходящие звезды Приангарья»
Региональный конкурс
февраль
13
художественного мастерства
8 марта
Концертная программа
март
14
«За здоровый образ жизни»
Интеллектуальная игра с
март
15
элементами беседы и
выступлением обучающихся
«Ступеньки к успеху»
Всероссийский конкурс
март
16
художественного мастерства
Всемирный день танца
Концертная программа
апрель
17
9 мая. День Победы!
Митинг. Концерт
май
18
Отчетный концерт
Концерт
июнь
19
Подготовка к творческим конкурсам
В течении
20
учебного года
Иные компоненты
Условия реализации программы.
- Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения;
- деревянный и некрашеный настил пола;
- специальные станки;
- аудио-видеоаппаратура, компьютер, ноутбук, музыкальная колонка;
- сценические костюмы;
15

- специальная тренировочная одежда и обувь для обучающихся.
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Народно – сценический танец» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями
в области хореографического искусства знающий специфику организации дополнительного
образования.
Список используемых информационных источников
Основная литература:
1.
Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. - Орел, «Труд»,
1999,1 том; 2 том - Орел, 2004 3
2.
.Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
3.
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
4.
Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
5.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
6.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения
и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
7.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. –
М: Владос, 2005.
8.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. -М: Владос, 2004.
Дополнительная литература
1. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
2. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. - Самара: СГУ,1992
3. Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет,
1990: № 1
4. Мальми В. Народные танцы Карелии. - Петрозаводск, 1977
5. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
6. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
7. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
8. Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов
хореографического отделения. - СПб, 2003.

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».