ДОП Кудесники

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности
«КУДЕСНИКИ»
возраст обучающихся: 8-11 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы – базовый

Автор-составитель:
Курочкина С.В.,
педагог дополнительного образования;
программу реализует:
Зверева В.А.,
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2022г.

Содержание
Пояснительная записка
1. Комплекс основных характеристик программы
Содержание программы
Планируемые результаты
2. Комплекс организационно – педагогических условий

3
6
6
9
10

Учебный план

10

Календарный учебный график

11

Оценочные материалы

11

Методические материалы

13

Условия реализации программы

15

Список литературы
3. Приложения
Приложение 1. Календарный учебно-тематический
план
Приложение 2. Оценочный лист
Приложение 3. Входной контроль
Приложение 4. Текущий контроль
Приложение 5. Выставка творческих работ
Приложение 6. Оценка защиты творческого продукта
Приложение 7. Структура занятия

2

18
18
23
25
26
27
28
28

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Кудесники»
составлена на основе программы «Занятия по прикладному искусству» авторсоставитель Е.А.Гурбина. Волгоград Издательство «Учитель» 2009г.
Нормативно - правовые акты, регулирующие программу:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ
ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г
Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества,
дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В
последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше
красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество
людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и
неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти оттого
стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства
были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному
искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу
сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому»
Направленность программы — художественная.
Уровень программы: базовый
3

Актуальность программы.
Программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она
широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, связь
народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в
процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие
у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Конкурсы, выставки, позволяют решить педагогу поставленные задачи и
достигнуть главной цели - развивать художественно-конструкторское
мышление, заложить стремление к творческому созидательному развитию
личности, определению пути дальнейшей самореализации.
Отличительные особенности программы.
Новизна и отличительная особенность программы состоит в том, что
она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства
народов России. Исходя из этого, программа построена на эстетическом
воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и
инновационную направленность. Занимаясь рукоделием, дети параллельно
знакомятся с обычаями, традициями и праздниками русского народа, с
обычаями предков, а также с современными видами рукоделия.
Особенность данной программы состоит в том, что она вводит ребенка в
удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности, предусматривает
развитие у детей изобразительных способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. В народном декоративноприкладном искусстве есть традиционность, креативность, что ведѐт к
неиссякаемым возможностям развития у детей художественного творчества.
Главное на занятиях – организация различных видов развивающей
деятельности воспитанников не регламентация их деятельности, не
жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию,
стимулирование активности и самостоятельности
Адресат программы
Набор детей в группы по 10-12 человек осуществляется независимо от их
способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики.
Программа «Кудесники» адресована детям 8 -11 лет, поэтому
разрабатывалась с
учетом
особенностей первой ступени
общего
образования
и характерных особенностей
младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
 с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка
— с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости
4











игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной
по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика,
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника,
определяющей новый образ школьной жизни и перспективы
личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает
черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с
характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.

Для достижения запланированных образовательных результатов младший
школьник должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей
программы решить следующие задачи:
 освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного
обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
 научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и
искать средства их решения;
 научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и
продвижение в разных видах деятельности;
 овладеть коллективными формами учебной работы и
соответствующими социальными навыками;
 научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить
их до воплощения в творческом продукте;
 овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
 приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми;
 освоить основные этикетные нормы, научиться правильно, выражать
свои мысли и чувства.
Срок освоения программы
Программа «Кудесники» рассчитана на 1 год, 72 часа, 36 недель, 9 месяцев
обучения.
1 год обучения 36 недель, 9 месяцев обучения.
Форма обучения: очная
Режим занятий
5

1 раз в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут
Цель и задачи программы
Цель: Формирование интереса к народной культуре у детей и подростков
через знакомство с народным творчеством.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить видами техник декоративно-прикладного творчества
(вышивка, ручное шитьё);
- познакомить с основами знаний в области композиции;
- формировать интерес у обучающихся, изготавливать изделия своими
руками.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви к прекрасному в искусстве;
-воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание аккуратности, трудолюбия.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус;
- развивать внимание, память, абстрактное и логическое мышление.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы всего: 72 учебных
часа: 1 год 72 часа,
Содержание программы
Содержание программы первый год. (72 часа)
Раздел I. Введение(2ч)
1.1 Вводное занятие (2 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с целями и задачами творческой группы. Общие правила
организации труда. Организационные вопросы. Охрана труда.
Инструктаж по ТБ. Входной контроль
Практическая работа
Организация рабочего места. Тестирование, выполнение творческого продукта.
Раздел II. Работа с текстильным материалом (38 ч)
2.1 Куклы обереги. Игровые куклы. (2часа)
Основные теоретические сведения
Беседа о значении игровой куклы. Показ готовых игровых кукол.
Технология и варианты изготовления.
Практическая работа
Изготовление игровых кукол «Пеленашка», «Зайчик на пальчик»,
6

«Бессоница», «Зольная кукла». Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы.
2.2 Свадебные куклы «неразлучники», «красота» (4 часа)
Основные теоретические сведения
Познакомить с историей кукол-оберегов. Виды кукол оберегов. Приемы
изготовления
Практическая работа
Изготовление кукол «неразлучников». Подбор текстильного материала и
инструментов для работы. Изготовление кукол «Красота»
2.3 Кукла-берегиня (4 часа) Основные теоретические сведения
История куклы «Берегиня». Ознакомление с технологией выполнения куклы
«Берегиня».
Практическая работа
Выполнение куклы «Берегиня» по технологической карте.
Оформление куклы.
2.4Кукла «Сударушка» (4 часа)
Основные теоретические сведения
Познакомить с историей куклы «Сударушка». Её назначение.
Практическая работа
Изготовить детали куклы «Сударушка». Соединить все заготовки между
собой. Выполнить отделку. Проанализировать деятельность на занятии.
2.5Куклы из носков (8 часов) Основные теоретические сведения
Повторение ручных швов «вперед иголка» «назад иголка». Правила
техники безопасности при работе инструментами: иглой, ножницами.
Практическая работа
Изготовление кукол: малыш, котенок, зайчик, снеговик,
осьминог. Подбор текстильного материала и инструментов для
работы.
2.6 Перчаточные куклы (6 часов)
Основные теоретические сведения
Знакомство с технологией изготовления перчаточной куклы. Поэтапная
последовательность выполнения куклы.
Поиск художественного образа на бумаге (эскиз).
Практическая работа
Поэтапная последовательность выполнения перчаточной
куклы: собачка, обезьяна. Сборка куклы
2.7Кофейные игрушки (6часов)
Основные теоретические сведения
Рассказ о появлении кофейных кукол, рассказ об особенностях обращения с
кофейными куклами. Шитье и крой игрушек, тонировка кофейным
раствором, сушка.
Практическая работа
Изготовление кукол: пряничные человечки для елки, кот, такса, сова,
оберег для дома домовёнок, оберег для дома «домик».
2.8 Текущий контроль(4 часа)
Выставка. Защита творческой работы.
7

Раздел III. Вышивка (10 ч)
3.1Вышивка . (8 часов)
Основные теоретические сведения
Исторические сведения о вышивке. Виды художественных промыслов
России. Инструменты, материалы, приспособления. Виды швов.
Традиционные русские швы. Приемы выполнения вышивальных
(тамбурный, крестом) швов. Подбор ниток. Подбор канвы. Правила
безопасной работы иглой и ножницами.
Практическая работа
Выполнение закладки. Салфетки «Тюльпан»
3.2Текущий контроль (2 часа)
Выставка. Защита творческой работы.
Раздел .IV Праздничное убранство дома на Руси (20 ч)
4.1 Русская изба (8 часов)
Основные теоретические сведения
Внутренне убранство русской избы. Печь как важнейший атрибут
экстерьера русской избы. Домовой и Красный угол - элементы убранства
русской избы. Мебель и правила ее расстановки в доме. Текстиль в избе и
его предназначение. Кухонный угол как доля убранства русской избы.
Утварь деревянная, глиняная, плетёная, металлическая.
Охранительная символика утвари, и ёё нераздельно существующие
практические, обрядовые и эстетические свойства.
Практическая работа
Изготовление предметов внутреннего убранства для макета избы.
4.2Покров (2 часа)
Основные теоретические сведения
Традиции празднования. Подготовка дома к покрову. Текстиль, как
главный предмет украшения дома. Изобразительные (сюжетные) мотивы
в вышивке. растительные и архитектурные, бытовых предметов,
небесных светил. Геометрический орнамент. Древние истоки орнамента.
Практическая работа
Рисование узоров для вышивки (крест, тамбурный)
4.3Новый год и Рождество (4 часов)
Основные теоретические сведения
Подготовка дома на Руси к празднованию Нового года, Рождества. Ель
правила выбора, уход. Украшение новогодней елки, правила, обычаи.
Оформление горницы дома. Подарки и их оформление. Украшение стола.
Фото семьи как главное украшение стены дома.
Практическая работа
Изготовление украшений к празднованию нового года.
4.4 Масленица (2 часа)
Основные теоретические сведения
Цветовая палитра на масленицу. Украшение кухни к масленице.
8

Расстановка посуды, украшение окон. Соломенные куклы. Непременный
атрибут в избе на масленицу.
Практическая работа
Изготовление соломенной куклы.
4.5 Пасха (2часа)
Основные теоретические сведения
Познакомить с традициями празднования Пасхи на Руси. Подготовка
дома к Пасхе правила и обычаи. Кулич, пасха. Поделки на пасхальную
тематику.
Практическая работа
Изготовить украшения для стола. Украшение яиц.
4.6 Троица (2 часа)
Основные теоретические сведения
Познакомить с традициями празднования Троицы. Символ праздника.
Цветовая гамма на Троицу.
Практическая работа
Украшения избы на священном языке растений. Изготовление цветочных
букетов.
Раздел V. Итоговая аттестация (2 ч)
Тестирование, изготовление творческого продукта.
Планируемые результаты
По окончанию обучения обучающиеся
Узнают:
 сведения о применяемых материалах в изделиях (пряжа, нитки, текстиль,
шерсть);
 типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
технологию рисования шерстью;
 технологию выполнения вышивки (тамбурным швом, изонити);
 начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
 правила работы инструментами; (ножницы, иголки, молоток,);
 русские обычаи, традиции и праздники русского народа;
 правила и обычаи подготовки дома к празднованию народных
праздников;
 принципы оформления внутреннего убранства дома к народным
праздникам;
 традиции празднования праздников народного календаря;
Научатся:
 пользоваться работать инструментами и приспособлениями;
 изготавливать обереговые, обрядные и игровые куклы из текстильных
материалов;
 оформлять творческими работами интерьер дома, школы
согласно народным традициям подготовить дом к праздникам народного
календаря;
 изготавливать простейшие предметы декоративного творчества для
оформления дома к праздникам народного календаря;
9

 пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные
навыки на практике;
 оформлять дом согласно народным традициям и обычаям.
Овладеют навыками:
 работы с режущими и колющими инструментами;
 техники безопасности.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Кудесники»
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
Всего Теори Практи
часов я
ка

1
1.1

2 ч.
2 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

38 ч.

11 ч.

27 ч.

2 ч.

2 ч.

-

4 ч.

1 ч.

3 ч.

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

Введение
Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Входной контроль.
Организация режима
работы.
Работа с
текстильным
материалом
Куклы обереги. Игровые
куклы.
Свадебные куклы
«неразлучники»,
«красота»
Кукла-берегиня
Кукла «Сударушка»
Куклы из носков
Перчаточные куклы
Кофейные игрушки
Текущий контроль

4 ч.
4 ч.
8 ч.
6 ч.
6 ч.
4 ч.

1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
-

3 ч.
3 ч.
6 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.

3
3.1
3.2

Вышивка
Вышивка
Текущий контроль

10 ч.
8 ч.
2 ч.

3 ч.
3 ч.
-

7 ч.
5 ч.
2 ч.

2

2.1
2.2

10

Форма
промежуточно
й/ итоговой
аттестации
Тестирование,
изготовление
творческого
продукта

Выставка,
защита
творческой
работы
Выставка,
защита
творческой

работы
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5

Праздничное убранство
дома на Руси
Русская изба
Покров
Новый год и Рождество
Масленица
Пасха
Троица
Итоговая аттестация

20 ч.

10 ч.

10 ч.

8 ч.
2 ч.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.

4 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

4 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

72 ч.

26 ч.

46 ч.

Тестирование,
изготовление
творческого
продукта.

февраль

4

6

4

4

2

4

2

2

6

2
2

2

2
2

8
2

2

май

январь

6

апрель

декабрь

2
8

март

ноябрь

Введение.
Работа с текстильным
материалом
Вышивка
Праздничное убранство
дома на Руси
Текущий контроль
Итоговая аттестация

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график

Оценочные материалы
Виды контроля:
Входной
Текущий
Итоговая аттестация
Формы контроля:
Формы входного контроля: тест, практическая работа.
Формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита
творческого продукта.
Формы итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее
прогнозируемыми результатами:
в письменной форме: тестирование
в устной форме: защита творческого продукта, выставка.
в практической форме: изготовление творческого продукта.
11

Системы оценивания.
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система
оценки освоения учебного материала. Положительная отметка должна быть
выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных
сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал занятия,
старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий по профилю деятельности.
«5»: ·обучающийся полностью усвоил учебный материал;
· умеет изложить его своими словами;
· самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«4»: · обучающийся в основном усвоил учебный материал;
· допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
· подтверждает ответ конкретными примерами;
· правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
«3»: · обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала;
· допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
· затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
· слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2»: ·обучающийся почти не усвоил учебный материал;
· не может изложить его своими словами;
· не может подтвердить ответ конкретными примерами;
· не отвечает на большую часть дополнительных вопросов педагога.
Оценивание выполнения обучаемыми практических работ
(учитываются результаты наблюдения за процессом труда обучающегося,
качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени).
«5»: ·обучающийся тщательно спланирован труд и рационально
организовано рабочее место;
· правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;
· изделие изготовлено с учетом установленных требований;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4»: · обучающимся допущены незначительные недостатки в планировании
труда и организации рабочего места;
· в основном правильно выполняются приемы труда;
· работа выполнялась самостоятельно;
· норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
· изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
· полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3»: · имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
·
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
· самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполненная на 15-20 %;
· изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
12

· не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2»: · имеют место существенные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы
труда.
Выведение итоговых оценок
За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой
и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по
основным темам и разделам дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено
более 1/2 – 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено
более 2/3 программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует
отметке «5».
Пакет диагностических методик
Оценочный лист контрольной работы
(Приложение 1) Тесты (Приложение 2)
Оценочный лист творческого проекта (Приложение 3)
Методические материалы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся,
для реализации программы используют различные формы и методы обучения
и педагогические технологии.
Инструктаж – это объяснение способов трудовых действий,
направленных на формирование представлений о правильном и безопасном
выполнении
трудовых действий, на корректировку практической
деятельности обучающихся.
Наглядные методы обеспечивают непосредственное восприятие
обучающимися конкретных предметов и их образов.
Проблемно-поисковый
метод
включает
в
себя
элементы
репродуктивной и поисковой деятельности. обучающимся не дается
окончательное решение задачи, часть посильных вопросов дети решают
самостоятельно.
Проектная технология направленна на организацию самостоятельной
познавательной и практической деятельности; формировании широкого
спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение
обучающимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы
способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и
13

отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной
деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и
предметно-продуктивной деятельности.
Мозговой штурм - разработка образа, макета будущего изделия.
Направлен на способность творить, создавать нечто принципиально новое, не
копируя кого-либо
Технология личностно- ориентированного обучения. Участие в
конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях. Способность
выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело
до конца, способность реализовать себя в творчестве
Здоровьесберегающие технологии:
1. санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание,
обеспечение оптимального освещения, соблюдение правил личной
гигиены);
2. психолого – педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие
содержания программы возрастным особенностям детей, чередование
видов деятельности);
3.. физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток,
динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).
Комплект мультимедийных презентаций к учебным занятиям
Разработан комплект презентаций по разделам программы. «Русская
народная тряпичная кукла», «Физминутка для глаз», «Техника безопасности»
Данные презентации позволяют визуализировать учебный материал. С
помощью мультимедийных презентаций обучающие не только получают
«готовые знания», но и выполняют самостоятельную работу при
проектировании изделия.
Данный комплект способствует повышению мотивации детей к учебной
деятельности, помогает в усвоении программного материала.
Комплект технологических карт
Комплект технологических карт к разделам программы: «Работа с
текстильным материалом» разработан для обучающихся в помощь при
выполнении
технологического
процесса
и
определяющий
последовательность операций, требования к качеству изделия и мероприятия
по охране труда при работе с инструментами.
Технологические карты позволяют обучающимся самостоятельно
контролировать правильность выполнения задания и учат работать по
схемам.

Комплект наглядных пособий
Комплект наглядных пособий представлен в виде плакатов по следующим
темам:
«Подготовка рабочего места с разными материалами»
Данный вид наглядности помогает обучающимся на практике при
14

выполнении творческих работ.
Для раздела программы: «Работа текстильным материалом» подобраны
готовые образцы изделий: куклы – обереги, это помогает обучающимся при
выполнении практических работ.
Применение наглядности на занятии активизирует обучающихся,
возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует
более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Комплект дидактических игр
Для
организации
воспитательно-образовательного
процесса
разработаны дидактические игры для каждого раздела программы.
«Работа с текстильным материалом»: «Бабушкин сундучок» - закрепить
знания названий и значений русских самодельных кукол, «Тетрис» направлена на развитие практических навыков экономной раскладки деталей
на ткани, развитие пространственного мышления;
«Вышивка»: «Вышиваем без иголки» - планшет используется как
пяльцы, конец шнурка – иголка. Направлен на знакомство с простейшей
техников вышивки. «Укрась одежду и одень куклу»;
Данные игры направленны на закрепление полученных знаний по
разделам программы. В процессе игры ребенок не просто воспроизводит
знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует,
преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой
ситуации.
Результативность и успешность применения методов обучения зависит от
того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой
активности обучающихся.
В современных условиях одной из актуальных задач является повышение
эффективности методов обучения. Трудно отдать предпочтение одному или
нескольким методам. Здесь необходим комплексный подход. Успех
обеспечивает система методов обучения. Нужно знать специфические
условия, в которых проявляется преимущество каждого из методов.
Разработка такого комплексного подхода является наиболее перспективной.
Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно - образовательного
процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного
творчества, предмета «технология», знающий специфику организации
15

дополнительного образования.
Помещение:
Для реализации данной программы необходимо помещение площадью на
одного ребенка 4,5м 2
Технические средства обучения:
доска;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер (ноутбук);
Оборудование:
 Учебные столы;
 Стулья;
 Шкаф.
Материалы:
бумага: цветная, бархатная, альбомная, тетрадная, картон, салфетки
однотонные, фольга;
текстиль: фетр, органза, тесьма, кружево, шнур, нитки: катушечные № 10, 20, 30,
шерстяная пряжа, шерсть, сутаж, цветные ленты; бисер размой формы и размера,
медная проволока
- флористический материал; скотч малярный, скотч двухсторонний; клей
ПВА. «Момент»; Краски: акриловые, лаки.
Инструменты, приспособления:
-карандаши, фломастеры, пинцет, линейки, иголки, ножницы, набор иголок
трафареты и шаблоны, клеевой пистолет, кисти,





Воспитательный компонент программы
Календарный план воспитательной работы
№ Название
мероприятия, Форма
Сроки
события
проведения
проведения
1 «Покровская ярмарка»
Ярмарка
октябрь
2 «Дружба народов»
Конкурс
ноябрь
коллажей, кукол,
рисунков
3 «Наши мамы лучше всех»
Акция
по ноябрь
изготовлению
сувениров
4 «Новогодний праздник»
декабрь
5 «Передай добро по кругу»
Акция
добрых февраль
дел
6 «Широкая Масленица»
праздник
март
16

7

«Светлая Пасха»

праздник

апрель

«Игры нашего двора»

Игровая
программа

май

Участие обучающихся в воспитательных
изготовление сувениров и подарков.

мероприятиях

предполагает

Список литературы
Список литературы для педагога
1. Деревянко Н.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в
подарок.- – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2005.160 с.
2. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки-М.: Эксмо, 2009.-64 с.
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 2 класс.
-2-е изд. – М.:ВАКО,2016. -272 с.
4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. —
Ярославль: Академия развития, Академия, К: академия
Холдинг,2000.- 208с.
5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. — Ярославль:
Академия развития,1997.- 192с
6. Неботова З. Кононович Т. Мягкая игрушка. Игрушки и сувениры – М.:
Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003.-160 с.
7. Новикова И.В. , Базулина Л.В. 100 поделок из кожи Ярославль:
«Академия развития», «Академия, К», 1999.- 160 с.
8. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика.- М.: Издательство
Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003.-176с.
9. Сорокина Л.М. Учись вышивать: Альбом. -5-е изд.-К,: Рад, шк.,1989.-79 с.
10. Чибрикова О.В.. Поделки из кожи своими руками. – М.: Издательство
Эксмо, 2008. – 64 с.
11. Шилкова Е.А. Декоративные бутылки, - М.: РИПОЛ классик,2012.-256 с.
Список литературы для обучающихся
1. Кузнецова ОЛ.С., Мудрак Т.С. Я строю бумажный город. - М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2008.-48 с.
2. Лебедева Л.И., Ерёменко Т.И. Десять маленьких друзей. Альбом
самоделок. - Издательство «Малыш» -1987
3. Онищенко В.В.; Мягкие игрушки своими руками,- М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2007- 224 с.
4. Паятелева О.С. Мягкие игрушки. Ниточки – моточки.-ИД «Карапуз»,2005.
5. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения.-М,:
Издательский Дом МСП, 2000.-96 с.
6. Семячкина А.С. Альбом по вышиванию Узоры. – Издательство «Малыш» -1987
7. Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-160с
17

Список литературы для родителей
1. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки-М.: Эксмо, 2009.-64 с.
2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. —
Ярославль: Академия развития, Академия, К: академия
Холдинг,2000.- 208с.
3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития,1997.- 192с.
4. Надеждина В. 130 домашних игр для детей и родителей.- Минск: Харвест, 2007.96 с.
5. Неботова З. Кононович Т. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003.160 с.
6. Новикова И.В. , Базулина Л.В. 100 поделок из кожи Ярославль:
«Академия развития», «Академия, К», 1999.- 160 с.
Интернет -ресурсы
1. Православные праздники http://www.church-fete.ru/trinity.html
2 .Своя изба как самим построить дом http://svoyaizba.ru/2012/08/26/внутреннее- убранство-русской-избы/
3. Сайт «Страна мастеров». Техники. https://stranamasterov.ru/technics
4. Сайт «Рукоделие и
декор.Идеи,советы,уроки.».https://www.osinka.ru/Sewing/Dekor
/index.html
5. Сайт «Мастер-классы по рукоделию.» https://masterclassy.ru/rukodelie/
6. Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/
Приложение 1
Календарный учебно-тематический план
программы
1год обучения
№ дата

Название раздела; темы
раздела; темы занятия

1

Вводное занятие
Сведения из истории: «Что
такое народная игрушка».
Народные промыслы
России. Входной контроль

02.09.22

18

Объё
м
часов
2

Форма
занятия
Показ
фильма
о
народной
кукле. Беседа
о народной
игрушке с
показом
образцо
в.

Форма
аттестаци
и

2

3

4

5

6

7

8

9

09.09.22 Работа с текстильным
материалом.
Сведения о тряпичной кукле.
История кукол-оберегов.
16.09.22 Работа с текстильным
материалом.
Свадебные куклы неразлучники.
Изготовление кукол
«Красота».
23.09.22 Работа с текстильным
материалом.
Виды кукол оберегов.
Изготовление
куклы
оберега
«Неразлучники»,
«Красота»
30.09.22 Работа с текстильным
материалом.
Кукла-берегиня. История
куклы-берегини.
Изготовление куклы
оберега.
07.10.22 Работа с текстильным
материалом.
Кукла - берегиня.
Изготовление куклы оберега.
14.10.22 Работа с текстильным
материалом.
История
куклы
«сударушка».
Изготовление куклы оберега.
21.10.22 Работа с текстильным
материалом.
Кукла
«сударушка».
Изготовление
куклы оберега
28.10.22 Текущий контроль

10 11.11.22

2

2

Практическ
ое занятие

2

Рассматриван
ие
куклы,
беседа
о
способе
изготовления

2

Беседа

2

Практическ
ая работа

2

Рассматриван
иекуклы.
Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

Покров.
2
Традиции
празднования.
Подготовка дома к Покрову.

19

Выставка

2
Беседа.
Практическ
ая
работа.

11 18.11.22

12 25.11.22

13 02.12.22

14 09.12.22

15 16.12.22

16 23.12.22

17 30.12.22

Работа с текстильным
материалом.
Сведения о куклах из
носков. Повторение швов
«вперед иголка», «назад
иголка»
Работа с текстильным
материалом.
Подбор
текстильного
материала.
Изготовление
куклы малыш.
Оформление
куклы
Работа с текстильным
материалом.
Подбор текстильного
материала для
изготовления куклы
котенок. Оформление
куклы.
Работа с текстильным
материалом .
Подбор текстильного
материала для
изготовления куклы
осьминог.
Оформление куклы.
Работа с текстильным
материалом.
Знакомство с технологией
изготовления
перчаточной куклы.
Поэтапная
последовательность
выполнения куклы
Работа с текстильным
материалом.
Эскиз
куклы.
Изготовление
перчаточной
куклы
собачка.
Оформление куклы.
Новый год. Рождество.
Подготовка дома на Руси к
празднованию Нового года,
20

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

Рождества.
18 13.01.23

19 20.01.23

20 27.01.23

21 03.02.23

22 10.02.23

23 17.02.23

24 03.03.23
25 10.03.23

26 17.03.23

Новый год. Рождество.
Подарки
и
их
оформление.
Украшение стола. Фото
семьи как главное
украшение стены дома.
Работа с текстильным
материалом.
Эскиз куклы.
Изготовление
перчаточной куклы
обезьянка.
Оформление куклы.
Работа с текстильным
материалом.
Беседа о кофейных куклах.
Особенности обращения с
куклами, тонировка
кофейным раствором.
Работа с текстильным
материалом.
Изготовление пряничного
человечка, совы, оберега.
Шитье и крой игрушки.
Масленица.
Соломенные куклы.
Непременный атрибут в
избе на масленицу.
Работа с текстильным
материалом.
Изготовлениепряничного
человечка,
совы,
оберега. Тонировка
игрушки, сушка.
Оформление, прорисовка
акрилом.
Текущий
контроль

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическая
работа

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

Русская изба.
2
Внутреннее
убранство
русской избы.
Печь
как
важнейший
атрибут русской избы
Русская изба.
2
Домовой и красный угол –
элементы
убранства
21

Практическая

Практическ
ая работа.

Выставка

русской избы.
27 24.03.23

28 31.03.23

29 07.04.23

30 14.04.23

31 21.04.23

32 28.04.23

33 05.05.23

34 12.05.23
35 19.05.23

36 26.05.23

Русская изба.
Утварь
деревянная,
глиняная,
плетёная,
металлическая.
Русская изба.
Охранительная
символика утвари, и её
нераздельно
существующие
практические, обрядовые
и эстетические свойства.
Вышивка.
Исторические сведения
о вышивке. Виды швов.
Правила Т.Б.
Пасха.
Традиции
празднования
Пасхи на Руси. Подготовка
дома к Пасхе правила и
обычаи.
Вышивка.
Вышивка
тамбурным
швом
по
намеченному рисунку на
картоне.
Закладка.
Вышивка.
Вышивка
крестом
по
намеченному
рисунку.
Салфетка «Тюльпан»
Вышивка.
Вышивка салфетки
«Тюльпан».
Оформление салфетки
Текущий контроль.

2

Практическая
работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическая
работа.

2

Практическ
ая работа.

2

Практическая Выставка
работа.
Практическая
работа.

Троица.
2
Традиции
празднования.
Символ
праздника.
Цветочные
букеты
принципы составления.
2
Итоговая аттестация

Выставка

Выставка
Защита
творческой
работы

22

Приложение 2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Группа
Год обучения
учебный год 20 -20
Объединение
пос.
Педагог
Программа
Количество обуч-ся в группе по списку
Количество обуч-ся выполнявших работу
Причины отсутствующих
ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь)
1.
2.
3.
4.
5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы освоено менее 1/3 программы
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы – освоено 1/2 программы
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено
более 1/2 – 2/3 программы
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено
более 2/3 программы, (практически полностью)
ИНДИКАТОРЫ:
Недостаточный, нулевой - 0-2 балла соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов
программы – освоено 1/2 программы – 2-4 балла соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено
более 1/2 – 2/3 программы – 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы – освоено
более 2/3 программы, (практически полностью) – 8-10 баллов соответствует
23

отметке «5».
№
п/
п

параметры Всего
Уровен Отметк
а
Им 1 2 3 4 5 Баллов или среднее ь
значение
я обучающегося
все
х параметров
Фамилия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
итог Недостаточный, нулевой уровень - человек
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень человек Оптимальный,
хороший уровень человек.
Высокий, отличный уровень человек.
Вывод: причины результата (слишком высокого, или низкого) Пути решения
проблемы
При анализе результатов промежуточного и итогового контроля в учебной
группе необходимо указать следующее:
1. Качество знаний (% качества) определяется в процентах и
рассчитывается по формуле: (кол-во «5» + кол-во «4») / кол-во
обучающихся в группе * 100%
Например, в результате итогового контроля обучающиеся получили следующие
отметки:
«2» - 0 детей
«3» - 2 детей
«4» - 4 детей
«5» - 6 детей
(6 + 4) = 10 / 12 * 100% =83%, Таким образом, качество знаний составляет 83%
2. Уровень обученности (% обученности) определяется в процентах и

рассчитывается по формуле: (кол-во «2» * 0,12 + кол-во «3» * 0,36 +
кол-во «4» * 0,64 + кол-во «5» * 1) / 12 * 100%
(0 * 0,12 = 0; 3 * 0,36= 0,72; 4* 0,64 =2,56; 6 * 1 = 6.) 0,72 + 2,56 + 6
24

= 9,28 / 12 *
100% = 77%, таким образом уровень обученности составляет 77%
3. Средний балл вычисляется по формуле: (кол-во «2» * 2 + кол-во «3» *
3 + кол-во
«4» * 4 + кол-во «5» * 5) / 12 = («3»* 2=6; «4»* 4=16; «5»* 6=30.
6+16+30 =52 /12
=4,3) Таким образом средний балл составляет 4,3
Оценка уровня подготовки обучающихся и освоения ими
соответствующей дополнительной общеразвивающей программы
проводится ежегодно в форме зачета, контрольной работы, постановки,
защиты творческой работы или проекта, конкурсных программ,
академического концерта, итогового занятия, творческого отчета,
смотров, выставок и т.д. по отдельным видам деятельности, предметам,
курсам,
дисциплинам,
установленным
в
дополнительной
общеразвивающей программе объединения.
Приложение 3
Входной контроль














Анкета
Фамилия имя
Возраст
Дата заполнения
1. Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений?
Да, знаю
Немного
Нет, не знаю
2. Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?
Да, умею
Немного
Нет, не умею
3. Чего ты ожидаешь от обучения?
Многому научиться
Что-то свое
Не знаю
4. Почему ты пришел именно в это объединение?
Самому захотелось
Родители посоветовали
За компанию с другом
Для определения уровня творческих способностей обучающихся 1 – го
25

года обучения на первом занятии выполняют несложное творческое
задание самостоятельно выполнить панно из различных материалов (ткань,
бумага, ленты, пластилин) на тему:
- «Мой зайчик».
- «Летний день».
- «Цветок в моем саду».
Выполненные работы оцениваются по следующим
критериям.
1.Самостоятельность в работе:
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
2.Качество исполнения:
- изделие аккуратное (8-10 б.);
- содержит небольшие дефекты (5-7 б.);
- содержит грубые дефекты (1-4б.).
3.Оригинальность работы:
- оригинальность темы, использование разных вариаций (8-10 б.);
- однотипность (5-7 б.);
- простейшее выполнение работы (1-4 б.)
Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу.
Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей.
Высокий уровень – 24 – 30 баллов
Средний уровень – 15 – 23 баллов
Низкий уровень - 3 - 14 баллов
Приложение 4
Текущий контроль





Тест «Народная кукла»
1. Народные игрушки - это:
а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;
б) игрушки, изготовленные вручную древним
человеком. 2.Какова главная ценность
традиционной народной куклы?
а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём
образе самобытность, характерные черты создающего её народа
б) рукотворное творчество
3. На какие три группы делятся народные куклы?




а) игровые
б)
обрядовые
26





















в)
сувенирные
г) обереги
4. Первые игрушки изготавливали:
а) из камня;
б) из
металла;
в) из пластмассы;
г) из дерева.
5. У русской тряпичной куклы лицо не оформляли,
так как: а) в крестьянской семье не было
карандашей;
б) не умели хорошо рисовать;
в) куклы без лица считались оберегами.
6. Многие тряпичные куклы изготавливались:
а) несколько
месяцев; б)
несколько недель;
в) несколько дней;
г) несколько часов или минут.
7. Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:
а) ситец; б) шелк; в) шифон; г) шерсть; д) трикотаж.
8. Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились:
а) на день рождения;
б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье;
в) на Новый год.
9. Для оформления куклы «сударушка» использовали кичку. Кичка (или
кика) - это:
а) головной убор замужней женщины;
б) венок для молодой девушки;
в) фартук;
г) нижняя юбка.
10. Почему в наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет?
а)это цвет солнца, тепла, здоровья, радости
б) он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм
в) красивый яркий цвет
Приложение 5
Выставка творческих работ
Критерии оценки результатов:
Высокий (5 баллов) – обучающийся проявляет фантазию при создании
творческой работы, умеет работать с материалами и оборудованием, владеет
27

основными знаниями техник и приемов декоративной работы с материалом,
самостоятельно декорирует изделие. Работа индивидуальна, аккуратна.
Обучающийся проявляет самостоятельность при создании и защите
творческого продукта.
Средний (3-4 балла) – обучающийся стремится использовать свое
воображение при создании творческой работы, умеет работать с
материалами и оборудованием, владеет основными знаниями техник и
приемов декоративной работы с материалом, но иногда нуждается в
подсказке. Работа выполняется не очень аккуратно, с небольшими
ошибками, которые обучающийся стремится исправить. Декорирует изделие
с помощью педагога.
Обучающийся нуждается в помощи при создании мини-проекта,
Низкий (1-2 балла) – обучающийся не проявляет фантазию при создании
декоративной работы, выполняет работу только по образцу, не умеет
работать с материалами и оборудованием. Представления о техниках и
приемах декоративной работы с материалом сформированы слабо или не
сформированы. Может создать мини-проект только при непосредственном
участии взрослого. Работа не аккуратна, нет стремления украсить свое
изделие, исправить допущенные ошибки
Приложение 6
Оценка защиты творческого продукта
Критерии оценивания творческого продукта
"Отлично" выставляется, если решались задачи творческого характера с
элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку,
возможность широкого применения.
"Хорошо" выставляется, если изделие выполнено аккуратно, но не
содержит в себе исключительной новизны.
Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося
наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера.
"Удовлетворительно" выставляется, если есть замечания по выполнению
изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии
изготовления, материала, формы. Неустойчивый интерес ученика к технике.
Приложение 7
Структура занятия.
1. Организация начала занятия, постановка образовательных,
воспитательных,развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к
28

изучениюновой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по
образцу,а также их применение в сходных ситуациях, использование
упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Структура занятия, содержащего проектную деятельность
Занятие, содержащее проектную деятельность, характеризуется
примерно одинаковой структурой.
Первый этап включает в себе организационный момент. На этом этапе дети
знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок
цикла)и конкретной деятельностью на данном уроке (все остальные уроки). В
ходе этого этапа происходит распределение детей на группы. Это могут быть
такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.
Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла
подготавливается общий план деятельности по разработки проекта. На
дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости.
Третийэтап также необходим для определения основных разделов проекта.
Четвертый этап – этап проектной деятельности. В ходе этого этапа
осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в
группах. Причем работа может быть организованна по-разному. Каждый
разделможет разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат
оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных
продуктовдеятельности групп. Эта форма организации удобна на первых
уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая
роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку
своего раздела. На четвертом этапе урока важно ролевое участие детей в
проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад с
соответствии с выбранной ролью.Общей для всех уроков цикла является
единая технология работы групп.
Пятый этап – это практическое применение разработанного проекта. На
этом этапе главная роль отводится «испытателям». Остальные следят за
«работой»своей части проекта и при необходимости вносят коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности.
Этообучающих этап, в ходе которого дети приучаются анализировать
положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».