Мастерская Умелые руки I ступень 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерская «Умелые руки» I ступень
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-разработчик:
Черкунова Галина Тихоновна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Вихоревка 2022г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерская «Умелые руки» I ступень
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» I ступень
разработана на основе программы «Студия декоративно-прикладного творчества» авторы
составители Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В.Воробьева. Волгоград: «Учитель», 2008г. – 250с.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г.
№ 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего
образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6. Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
8. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в
Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы.
В программу внесены изменения в части: «Пояснительная записка» (изменены нормативные
документы). «Методические материалы» добавлены технология и методы обучения; методические
материалы разработанные в рамках реализации программы. Добавлены разделы: «Принцип
комплектования групп», «Информационное обеспечение», «Кадровое обеспечение»,
«Нормативные правовые акты». Внесены изменения в раздел «Список литературы».
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом
директора МБУ ДО «ДДТ».
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» I ступень
относится к художественной направленности.
Актуальность программы.
Программа дополнительного образования актуальна поскольку является комплексной,
вариативной, предполагает
формирование
ценностных
эстетических
ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир
декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Интеграция нескольких направлений деятельности, что позволит детям овладеть различными
техниками декоративно-прикладного творчества.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и
направлена на овладение обучающими необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для
школы и дома.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к
конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению
изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первого года обучения предлагать
обучающимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом
нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим
руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их
практические задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны
подбираться с учетом возрастных особенностей и возможностей обеспечения их всем
необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и
навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые
расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое
значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов,
бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию обучающиеся закрепляют навыки работы с такими
универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки)
для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию,
развитию ребенка средствами декоративно-прикладного творчества, т. е. ребенок на всех уровнях
становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать
последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой
незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все
это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных
требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути
решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это
способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование
предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка
операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главная задача педагога, в том, что должна быть забота о развивающем характере обучения,
заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи состоит в том, что нужно
постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать
занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не
получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым,
мастером.
Для повышения и поддержания интереса обучающихся к объектам труда, его процессам и
результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад
или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы.
Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и
имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы в данной группе. В программу

включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие
политехнический кругозор детей.
Разрешается взаимопосещаемость детей между группами, занятия могут посещать дети с
ОВЗ и инвалиды, в этом случае обучающиеся работают по индивидуальным заданиям.
Программой предусматривается индивидуальная работа с детьми, подготовка к выставкам,
научно-практическим конференциям и т.д, в это время на занятия приглашаются обучающиеся в
индивидуальном порядке.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских
работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в
качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление
зала для проведения праздничных утренников.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» I ступень
адресована детям 7-9 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей первой ступени
общего образования и характерных особенностей младшего школьного возраста. Количество
обучающихся в группе 12 человек. Отбора детей для обучения по программе не предусмотрено.
Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и
являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Для достижения запланированных образовательных результатов младших школьник
должен в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы решить следующие
задачи:
- освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения,
анализа, планирования и рефлексии);
- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их
решения;
- научиться контролировать и оценивать свою творческую работу и продвижение в разных
видах деятельности;
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными
навыками;
- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в
творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные
нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Принцип комплектования групп:

По программе «Мастерская «Умелые руки» занимается одна группы, 2 года обучения,
возраст детей 8 лет.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская «Умелые руки» I ступень
рассчитана на 2 года, 72 недели, 18 месяцев обучения.
Формы обучения: очная.
Режим занятий:
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки» I
ступень предполагает общее количество часов 288 в год. Режим занятия программы 1-й, 2-й год
обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 15 минут.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами
народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с начальными сведения о видах декоративно-прикладного творчества;
 познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их выполнения;
 обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при
разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества;
 обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
 научить технологическому процессу изготовления изделий и декорирования их
различными способами и приспособлениями;
Воспитательные:
 воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине, малой Родине, через
изучение народного творчества;
 воспитание трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности при
работе с материалами и инструментами;
 воспитание чувства коллективизма, уважения к творчеству народных мастеров; развитие у
обучающихся навыков экологической культуры, формирование осознанной потребности в
здоровом образе жизни;
 подготовка к сознательному выбору своего места в жизни, помощь в самоопределении.
Развивающие:
 развитие творческих возможностей обучающихся, формирование технического мышления
и конструкторских способностей;
 развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, эстетического
вкуса и чувства прекрасного.
3. Комплекс основных характеристик программы
Объем программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых
для освоения программы всего: 288 учебных часов: 1 год 144 часа, 2 год 144 часа.

Содержание программы.
Содержание программы первый год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во
время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике
безопасности.
Практика
Проведение входного контроля.
1. Работа с бумагой и картоном. (58 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Организация рабочего места. Подготовка
рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Знакомство с
видами и свойствами бумаги и картона. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной
работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием,
соединение деталей изделия при помощи клея. Оригами. Симметричное вырезание из бумаги.
Практика
Изготовление настольных игрушек (но образцу); игрушек-марионеток (работа с шаблонами);
елочных гирлянд, игрушек и карнавальных масок; симметричное вырезание из бумаги сложенных
пополам; изготовление поздравительных открыток (по образцу). Текущий контроль
2. Работа с тканью. (48 часов)
Теория
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Знакомство с видами ткани; с видами
ручных швов («вперед иголка», «через край»). Знакомство с правилами работы с
иглой. Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с технологией изготовления
плоскостной мягкой игрушки.
Практика
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Изготовление мягкой плоскостной
игрушки. Текущий контроль.
3. Работа с бросовым материалом. (18 часов)
Теория
Знакомство с бросовым материалом. Материалы и инструменты используемые для работы.
Разновидность бросового материала. Требования к бросовому материалу. Схожесть форм
материала и технических объектов. Понятие о конструировании.
Практика
Конструирование дома для сказочных героев; игрушек из прямоугольных коробок;
изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, банок. Текущий контроль.
4. Работа с пластилином. (16 часов)
Теория
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с
пластилином. Приёмы работы с пластилином. Пластинография. Основные приемы, применяемые в
пластинографии.
Практика
Лепка людей, животных, овощей (по образцу); пластилиновая аппликация на картоне (по
образцу); лепка по замыслу детей. Текущий контроль.
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация (2 часа)
Подведение итогов. Проведение промежуточной аттестации. Выставка.

Содержание программы второй год обучения. (144 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Теория
Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Содержание
обучения на втором году обучения.
Практика. Проведение входного контроля.
Работа с природным материалом. (14 часов)
Теория
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. Виды природных материалов.
Правила сбора, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Подготовка
природного материала к работе, приемы и способы работы. Правила работы с природным
материалом.
Практика
Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек.
Работа по замыслу детей. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Текущий
контроль.
Работа с бумагой и картоном. (40 часов)
Теория
Виды и свойства бумаги и картона. Организация рабочего места. Подготовка рабочего
места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Приемы и способы
работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с техникой папье-маше.
Виды техник папье-маше. Технология выполнения объемной массы в технике папье-маше.
Знакомство с техникой изонить. Технология заполнения в технике «изонить», угол, квадрат, овал.
Составление композиции из геометрических форм для выполнения в технике «изонить».
Практика
Изготовление игрушек-сувениров, аппликаций елочных игрушек, карнавальных масок,
поздравительных открыток, работа с шаблонами, папье-маше, «изонить». Текущий контроль.
Работа с тканью, мехом. (40 часов)
Теория
Общее понятие о стиле и стилевом единстве. Устойчивые особенности изображения
элементов и их взаимосвязь. Представление о приемах стилизации в бытовых вещах. Применение
различных видов текстильного материала для изготовления мягкой игрушки. Правила кроя.
Простейшая терминология при ручных работах. Ручные швы, применяемые при изготовлении
мягких игрушек. Технология изготовления полу объёмной игрушки. Наполнитель для мягкой
игрушки.
Практика
Изготовление полу объёмной мягкой игрушки, изготовление сувениров. Изготовление
игрушек-сувениров из фетра. Текущий контроль.
Работа с соленым тестом. (32 часа)
Теория
История возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская);
керамика и керамические изделия (посуда, игрушки, свистульки). Материалы и инструменты,
применяемые в работе с соленым тестом. Технология приготовления соленого теста. Правила
сушки изделий. Декор изделий из соленого теста.
Практика
Изготовление сувениров, изготовление панно, работа по замыслу из соленого теста. Текущий
контроль.
Работа с бросовым материалом. (14 часов)
Теория
Материалы и инструменты используемые в работе с бросовым материалом. Виды бросового
материала. Техника безопасности при работе с разными материалами и инструментами.
Требования к готовому изделию. Понятие о масштабе.
Практика

Изготовление сувениров. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок, из
пластмассовых бутылок, банок Текущий контроль..
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов. Итоговая аттестация. Выставка.
3.2. Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты освоения программного материала 1-го, 2-го годов
обучения:
По окончанию 1 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для
клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
-технологию изготовления плоскостной мягкой игрушки;
- разновидность бросового материала;
- виды ручных швов.
Должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
-сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям
разметки;
- соединять детали из бумаги с помощью клея;
- вышивать стежками «вперед иголка».
Владеют навыками:
- работа с ножницами.
По окончанию 2 года обучения обучающиеся
Должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных
программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- виды природного материала;
- правила работы с природным материалом;
-виды техник папье-маше;
- технику изготовления «изонить»;
- технологию изготовления полу объемной мягкой игрушки;
- технологию приготовления соленого теста;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах ручного труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- изготавливать полу объемные мягкие игрушки;
- изготавливать изделия из соленого теста;
- изготавливать изделия в технике папье-маше;
- выполнять изделия в технике «изонить»;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- Владеют навыками:
- работать с шаблонами.

4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые
руки» I ступень
Учебный план 1 год обучения
№

Название разделов (тем)

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

Вводное занятие.
Входной контроль.

1

1

2

2

Работа
с
бросовым
материалом.
Конструирование дома для
сказочных героев.
Конструирование игрушек из
прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых
бутылок, банок.
Текущий контроль.

2

16

18

-

4

4

1

5

6

1

5

6

-

2

2

Работа с бумагой и картоном.
Знакомство с оригами.
Изготовление аппликаций.
Изготовление
игрушек
из
бумаги.
3.4 Текущий контроль.

7
2
2
2

51
8
10
32

58
10
12
34

1

1

2

4
Работа с тканью.
4.1 Знакомство с видами швов
(«вперед
иголка»,
«через
край»).
4.2 Изготовление
салфетки
с
бахромой (по образцу).
4.3 Знакомство и шитье мягкой
игрушки.
4.4 Текущий контроль.

6
2

42
2

48
4

1

5

6

2

34

36

1

1

2

14
5

16
6

5

6

2.1
2.2
2.3
2.4

3
3.1
3.2
3.3

5
Работа с пластилином.
2
5.1 Лепка
людей,
животных, 1
овощей (по образцу).
5.2 Пластилиновая аппликация на 1

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

картоне (по образцу).
5.3 Лепка по замыслу детей.
5.4 Текущий контроль.

6

-

Итоговое
занятие. 1
Промежуточная аттестация.
Итого
19

2
2

2
2

1

2

125

144

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

Учебный план 2 год обучения
№

Количество часов
Теория
Практика

Всего

1

1

2

2
Работа с бумагой и картоном.
2.1 Изготовление
игрушек
из
бумаги.
2.2 Изготовление
сплошной
мозаики из обрывных кусочков.
2.3 Знакомство с папье-маше.
2.4 Изонить
2.5 Текущий контроль.

5
1

35
13

40
14

1

3

4

2
1
-

8
9
2

10
10
2

Работа с тканью, мехом.
Стиль, стилевое единство
Изготовление мягкой игрушки.
Изготовление
игрушексувениров из фетра.
3.4 Текущий контроль.

4
1
2
1

36
1
16
17

40
2
18
18

-

2

2

Работа
с
природным 3
материалом.
4.1 Экскурсия на природу с целью 1
сбора природного материала.

11

14

1

2

4.2 Изготовление композиций из
засушенных листьев.
4.3 Изготовление животных из
шишек.
4.4 Составление
композиции
(коллективная работа).
4.5 Работа но замыслу детей.

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

1

Название разделов (тем)
Вводное занятие.
Входной контроль.

3
3.1
3.2
3.3

4

Форма
промежуточной
аттестации
Тестирование,
практическая
работа

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

4.6 Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
4.7 Текущий контроль.
-

2

2

2

2

5
5.1
5.2
5.3
5.4

Работа с соленым тестом.
Изготовление сувениров.
Изготовление панно.
Работа по замыслу детей.
Текущий контроль.

2
1
1
-

30
19
7
2
2

32
20
8
2
2

6

Работа с бросовым
материалом.
Изготовление сувениров.
Конструирование игрушек из
прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых
бутылок, банок.
Текущий контроль.

2

12

14

1
1

3
3

4
4

-

4

4

-

2

2

Итоговое занятие.
Итоговая аттестация.

1

1

2

18

126

144

6.1
6.2
6.3
6.4

7

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта.

выставка
творческих
работ,
защита
творческого
продукта
Выставка.

февраль

10
4

16

16

Календарный учебный график 2 год обучения

2

10
4
2

12
2
2

май

январь

16

апрель

декабрь

16

март

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
14
Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью.
Работа с бросовым материалом.
Работа с пластилином.
Текущий контроль.
Промежуточная аттестация.

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

4.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения

12
2
2

февраль

6
8

16

14

2

2

16

14
2

май

январь

16

апрель

декабрь

16

март

ноябрь

Вводное
занятие.
Входной 2
контроль.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с тканью, мехом.
Работа
с
природным 12
материалом.
Работа с соленым тестом.
Работа с бросовым материалом.
2
Текущий контроль.
Итоговая аттестация.

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

12
2
2

4.3. Оценочные материалы
Виды контроля:
- входной;
- текущий;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Формы контроля:
- формы входного контроля: тест, практическая работа.
- формы текущего контроля: выставка творческих работ, защита творческого продукта.
- формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами: в письменной форме – тестирование; в устной форме - защита творческого
продукта, выставка; в практической форме - изготовление творческого продукта.
Системы оценивания
Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала. Положительная
отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных
сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания
педагога, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть,за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3
программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Оценочные материалы: тесты, критерии оценивания работ на выставке, критерии оценивания
практической работы. (Приложение 1)

Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – май месяц.
4.4. Методические материалы.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и
навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесные методы
обучения; работа с книгой; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного
обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; использование на занятиях: средств
искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения;
тренинг. Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий,
определений, терминов;
- создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение
проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
- самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему; поиск ответов с использованием
«опорных» таблиц, алгоритмов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:
- разработка проектов, программ;
- моделирование ситуации;
- создание творческих работ;
- разработка сценариев праздников;
- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Наглядный метод обучения:
- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
- демонстрационные материалы: видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства:
- изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство;
- литература; музыка, театр, кино, радио и телевидение.
Методические материалы:
Раздаточный материал.
Раздаточный материал по разделам программы «Работа с тканью», «Работа с соленым
тестом», «Работа с пластилином» разработан по количеству обучающихся.
Комплект мультимедийных презентаций к учебным занятиям.
Разработан комплект презентаций по разделам программы: «Поделки из бумаги», «Поделки
из ткани», «История лепки из соленого теста», «Конструирование из бумаги», «Поделки из
природного материала», «Техника безопасности», «Физминутки».
Данные презентации позволяют визуализировать учебный материал. С помощью
мультимедийных презентаций обучающие не только получают «готовые знания», но и выполняют
самостоятельную работу при проектировании изделия.
Данный комплект способствует повышению мотивации детей к учебной деятельности,
помогает в усвоении программного материала.
Комплект технологических карт.
Комплект технологических карт к разделам программы: «Работа с соленым тестом», «Работа
с тканью и мехом», «Работа с бумагой», «Работа с пластилином» разработан для обучающихся в
помощь при выполнении технологического процесса и определяющий последовательность
операций, требования к качеству изделия и мероприятия по охране труда при работе с
инструментами.

Технологические карты позволяют обучающимся самостоятельно контролировать
правильность выполнения задания и учат работать по схемам.
Комплект наглядных пособий.
Комплект наглядных пособий представлен в виде плакатов по следующим темам: «Работа с
бумагой», «Работа с тканью», «Стиль, стилевое единство». Данный вид наглядности помогает
обучающимся на практике при выполнении творческих работ.
Для разделов программы: «Работа с тканью», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой»
изготовлены образцы изделий, это помогает обучающимся при выполнении практических работ.
Применение наглядности на занятии активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и
тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает
возможность экономить время.
Методические материалы, разработанные в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки».
 Презентация «Волшебное искусство – оригами» https://disk.yandex.ru/i/ZS-AjzXd_2CtHg









Презентация «Работа с природным материалом» https://disk.yandex.ru/i/NljaSONn_h2u-Q
Презентация «Соленое тесто» https://disk.yandex.ru/i/sUh2mL1pM5IOsQ
Презентация «Пластилин» https://disk.yandex.ru/i/8f574ALzDZX7YA
Презентация «Изонить» https://disk.yandex.ru/i/ZZlH-s6Pq75lXw
Презентация «Торцевание» https://disk.yandex.ru/i/7ZKVLo3pIlLl8A
Презентация «Правила по технике безопасности» https://disk.yandex.ru/i/GHrxxmro1-h8BA
Правила поведения на занятиях https://disk.yandex.ru/i/3mfEjCq_4IEniA
Технологическая карта «Мягкая игрушка «Лошадка»
https://disk.yandex.ru/i/lg7eOjGSUVKn_g
 Технологическая карта «Мягкая игрушка «Слоненок»
https://disk.yandex.ru/i/TPhXTSjdOUZpHw
 Технологическая карта «Торцевание «Цветик-семицветик» https://disk.yandex.ru/i/U2-G_z866lrgQ
Образовательные технологии, используемые в ходе реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Мастерская «Умелые руки».
Технология, метод,
приём

Образовательное
событие

Технология развития
критического
мышления.

Закрепление материала, Формирует у обучающихся познавательные
контроль знаний.
универсальные учебные действия. Включают в
себя общеучебные, логические, знаковосимволические, а также действия постановки и
решения проблем, готовят школьника к
решению любой проблемы-задачи.

Игровые методы

Игры на развитие
внимания, памяти,
глазомера,
воображения;
игра-конкурс, играпутешествие.

Показатели эффективности реализации

Формируются способности анализировать,
сравнивать, обобщать; учитывать причинноследственные отношения, исследовать,
систематизировать свои знания; обосновывать
собственную точку зрения, генерировать новые
идеи, что повышает продуктивность творческой
и интеллектуальной деятельности. Развивается
фантазия, воображение, внимание, память.

5. Иные компоненты

№п/п

План воспитательно-развивающие мероприятия объединения
на 20212-2023 учебный год
Мероприятия
Форма
Месяц

1

Покровская ярмарка

Конкурсно –
познавательная
программа с родителями.

октябрь

2

День согласия и примирения

Акция (изготовление
сувениров)

ноябрь

3

Моя мама самая, самая…

Конкурсно – игровая
программа с мамами

ноябрь

4

Новогодние приключения

Праздник

декабрь

5

- День памяти воинов –
интернационалистов.

Торжественное
мероприятие с участием
гостей – воинов
участников боевых
действий

февраль

6

Мама, бабушка и я.

Выставка творческих
работ.

март

Конкурсно – игровая
программа с мамами,
бабушками.
7

Итоговый праздник в объединении

Конкурсно развлекательная
программа для детей.

май

Условия реализации программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса
необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Помещение на 12 обучающихся необходимо:
Общая площадь кабинета для занятий прикладного творчества – 54м2 (4,5м2 на одного
обучающегося)
Освещение в кабинете осуществляется люминесцентными лампами: - 300-500 лк;
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления;
- персональный компьютер (ноутбук);
- сканер;
- принтер лазерный;
- фотокамера цифровая.
1. Оборудование: учебные столы, стулья, шкаф.
2. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька
копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата,
ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине,

лента атласная; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, «Момент
Кристалл»; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные
коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки,
обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
3. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник,
циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными
концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки,
шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, трафареты букв.
Информационное обеспечение.
https://vikhorevka-ddt.profiedu.ru/sveden/objects
https://www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/rabota-s-foamiranom
https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176%2C451
https://urok.1sept.ru/
https://project.1sept.ru/
Кадровое обеспечение.
Для реализации данной программы требуется педагог, имеющий среднее профессиональное или
высшее образование обладающий профессиональными знаниями в области декоративноприкладного творчества, знающий специфику организации дополнительного образования.
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г.
№ 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
5.Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
7.Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих
программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области
(составители Т.А. Татарникова, Т.П. павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.)

Список литературы.
Литература для педагога:
А.М.Гукасова Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 192с.
С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова Капитошка дает уроки - М. : Финансы и статистика, 1996. - 80 с.
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман Бисер. – М.: Профиздат, 2000. – 240с.
О.С.Молотобарова Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
Стрельцов С.В. Букеты из конфет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 96с.
С.Кочетова Игрушки для всех. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; Издательский Дом «Нева», Валерии СПД,
1999. – 128с.
Литература для детей и родителей:
А.Бахметьев, Т.Кизяков Оч. умелые ручки. Москва «РОСМЭН» 1997.
Н.Докучаева Сказки из даров природы. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Валерии СПД», 1998 –
160с.
А.Петрунькина Фенечки из бисера. –СПб., Кристалл; 292 стр.
З.Марина Лепим из пластилина. – СПБ.: Кристалл, КОРОНА принт, 1997. – 224с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104с.
Новые самоделки из бумаги. 94 современных модели. – М.: Лирус, 1995. – 240с.
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Юной вышивальщице – Мн.: Нар. асвета, 1993. –
136 с.

Приложение. 1
1 год обучения.
Работа с пластилином.
1 часть. Тестирование.
1. Пластилин – это:
а) природный материал
б) материал, созданный человеком
в) приспособление
2. Инструмент для работы с пластилином – это:
в)

а)

б)

3. Свойства пластилина:
а) мягкий, пластичный
б) крошится и не размазывается на картоне.
в) быстро согревается в руках
4. Какие изделия выполнены из пластилина?

а)

б)

г)

д)

в)

е)

5. Как называется инструмент, который используется при работе с пластилином?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2 часть.
Практическая работа.
Выполнить пластилиновую аппликацию на картоне.

Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»

3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1 год обучения
Работа с бумагой и картоном.
1. Что такое оригами?
а) Искусство складывания фигурок из бумаги

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

б) Искусство вырезания фигурок из бумаги
в) Обрывная мозаичная аппликация
2. Как правильно передавать ножницы.
а) Лезвиями вперед
б) Кольцами вперед
в) Можно кинуть
3. Какой инструмент используется при работе с бумагой?
а) Стека
б) Иголки
в) Ножницы
4. При помощи чего склеивается бумага?

а)

б)

в)

5. Какие свойства бумаги и картона ты знаешь? Напиши.
Бумага ___________________________________________________________________
Картон ___________________________________________________________________
6. Какие изделия выполнены из бумаги?

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Фигуры, какой формы легче всего вырезать?

а)

б)

в)

2 часть.
Практическая работа.
Изготовление настольной игрушки из бумаги и картона.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия

Имя Оценка

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

за Оценка

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Итоговая

Оценка
педаго
га

Примечание

обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1 год обучения
Работа с тканью.

тест

практическую
работу

оценка

1. Как правильно передавать ножницы товарищу?

а)

б)

2. Как нужно оставлять ножницы на столе?
а) С закрытыми лезвиями
б) С открытыми лезвиями
в) Не имеет значения
3. Найти на картинке шов «вперед иголка», «через край» (подпиши буквы)
Шов «вперед иголка» _______
Шов «через край» _______

а)

б)

г)

д)

в)

е)

4. Какие инструменты необходимы при работе с тканью

б)

в)

г)
д)
5. При работе с иголкой следует:
а) Класть иголки на стол

е)

а)

б) Хранить иголки в игольнице
в) Втыкать иголки в одежду
6. Какие материалы необходимы при работе с тканью

а)

б)

в)

г)

д)

е)

7. Какие изделия выполнены из ткани

а)

б)

в)

г)

д)

е)

8. Что такое мягкая игрушка
а) Детская игрушка из меха или другой мягкой ткани, предназначенная для игры
б) Детская игрушка изготовленная из резины
в) Игрушка изготовленная своими руками

2 часть.

Практическая работа.
Изготовление игрушки из ткани.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
7-8 баллов – оценка «5»
5 - 6 баллов – оценка «4»
3 - 4 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 год обучения
Работа с бросовым материалом.

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

1. Что относится к бросовому материалу?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Какую поделку из бросового материала вы изготавливали на занятиях объединения?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Из какого бросового материала выполнены поделки? Напиши под картинками.

____________________

________________________

______________________

_______________________

_______________________

________________________

4. Какими инструментами ты пользуешься при изготовлении поделок из бросового
материала?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Какую поделку из бросового материала ты бы смог изготовить дома без помощи
взрослых? Какие материалы будешь использовать в работе?
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
________________________________________________________________________

2 часть.

Практическая работа.
Изготовление игрушки из бросового материала
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

№ Фамилия
обучающегося

Имя Оценка
тест

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2 год обучения.
Работа с природным материалом.

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Оценка
педаго
га

Примечание

1. Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья
в) положи их на газету, расправь
г) через несколько дней разложи их в папки
Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_________________________________________________
2. Укажи, что относится к природным материалам:
а) глина
б) ткань
в) кора
г) семена
д) плоды
е) бумага
ё) цветы
ж) желуди
з) листья
3. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
а) легко ломаются
б) не ломаются
4. Что такое фон?
а) цветовая гамма
б) основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции
5. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) композиция
б) аппликация
в) эскиз
6. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) приклей
б) нарисуй эскиз
в) составь композицию
г) подбери материалы
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз
Запиши буквы ответов в нужном порядке.
_______________________________________________________
7. Что ты понимаешь под "аппликацией"?
а) выравнивание
б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и
приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других
материалов
8. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
а) не ломать деревья
б) не мусорить
в) громко разговаривать

г) не рвать редкие растения
9. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперёд
б) лезвием вперёд
в) как хочешь
г) боком вперед
10. Укажи инструменты необходимые для работы с природным материалом:
а) отвертка
в) шило
б) ножницы
г) пяльцы
2 часть.
Практическая работа.
Изготовление аппликации из листьев по образцу.
Критерии оценивания:
1 часть.
Тестирование:
9-10 баллов – оценка «5»
7 - 8 баллов – оценка «4»
5 - 6 балла – оценка «3»
0 - 4 баллов – оценка «2»
2 часть.
Практическая работа.
№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Соблюде- Соблюдени
ние
е порядка
правил
на рабочем
техники
месте.
безопасКультура
ности
труда
(1 балл)
(1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

Технологическая
последоват
е-льность
изготовлен
-ия изделия
(1 балл)

Качеств
о
готового
изделия
(1 балл)

Уборка Само
рабоче оценк
го
а
места
(1
балл)

Оценка
педаго
га

№ Фамилия
обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2 год обучения.
Изонить

Имя Оценка
тест

за Оценка
за Итоговая
практическую
оценка
работу

Примечание

1. Что такое изонить?
а) Вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи,
растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
б) Искусство, в котором на ткани или другом материале выполняется узор из ниток или бисера.
в) Получение изображения нитками на картоне или другом твердом основании.
2. С какой стороны должны находиться узелки?
а) с лицевой
б) с изнаночной
в) без разницы.
3. Какой фон лучше выбрать, если вышивать нитками жёлтого оттенка?
а) синий
б) оранжевый
4. Какое правило надо помнить при вышивании круга?
а) заполнять круг в одном направлении
б) заполнять круг в разных направлениях
5. Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике изонить?
а) основа (фон)
е) циркуль
б) нитки (катушечные, мулине, ирис и другие)
ж) ткань
в) иголка
з) цветная бумага
г) ножницы
д) канцелярский нож
д) линейка
6. На какой стороне картона наносится рисунок для выполнения работы в технике
«изонить»?
а) на дополнительном листе
б) изнаночной стороне
в) лицевой стороне
7. Можно ли выполнять вышивку нитками разных цветов?
а) да
б) нет
8. Как вид искусства изонить появилась в:
а)
б) Китае
в) Англии

Индии

9. Какое количество точек должно быть на сторонах угла?
а) одинаковое
б) разное
10. Какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при изготовлении работ в
технике изонить?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Критерии оценивания практической работы

№

Фамилия
Имя
обучающегося

Наименование критериев
Соблюд Соблюдени Технология
ение
е порядка изготовлен
правил
на рабочем ия изделия
техники месте.
безопас- Культура
ности
труда
1 балл

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
18 баллов
15- 18 баллов – оценка «5»
11- 14 баллов – оценка «4»
8 - 10 баллов – оценка «3»
0 – 7 баллов – оценка «2»

1 балл

5 баллов

Декоратив Оригинал
ная отделка ьность
готового
изделия
изделия

Уборка
рабоче
го
места

3 балла

1 балл

1 балл

Технолог
ическая
последова
тельность
изготовле
ния
изделия
3 балла

Качеств Самооце
о
и нка
чистота
обработ
ки
готового
изделия
3 балла

Оцен
ка
педаг
ога

Примечан
ие

Критерии оценивания работ на выставке.

№ Фамилия
Имя Наименование критериев
обучающегося
Творческий Соответстви
подход
к е заявленной
выполненно теме.
й работе.
1 балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
Критерии оценивания:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
0 - 2 баллов – оценка «2»

1 балл

Владение
выбранной
технологией
изготовлени
я.
1 балл

Полнота
раскрытия
темы.

Эстетичный
вид
и
оформление
работы.

1 балл

1 балл

Приложение 2

Сценарий воспитательного мероприятия
«Покровская ярмарка»
Помещение холла оформлено, как праздничная ярмарочная площадь (торговые ряды,
нарядная ширма, стол с самоваром и баранками и др.)
Звучит русская плясовая музыка.
Гостей встречают скоморохи: Забава и Ерёма
Е

Заходите, заходите,
Лишь улыбку предъявите,
А улыбка ваш билет,
Без неё вам хода нет!

З

грустных мы отсылаем обратно,
Грустить можно дома совершенно бесплатно!
Забава и Ерёма пропускают детей в холл

Е

На ярмарку! На ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь песни, шутки, радости
Давно вас ждут, друзья!

З

Глянешь налево,- веселье даром,
Глянешь направо,- лавки с товаром!

Е

Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!

З

покупай,- не ленись,
И плати,- не стыдись!

Забава и Ерёма приглашают детей к торговым рядам
Пока дети покупают товары:
Забава продаёт конфеты за спетые частушки или рассказанные стихотворения
Вот открыли мы один
Необычный магазин,
Хоть полсвета обойдёшь,
Но такого не найдёшь!.
Заходите на минутку,
Пусть вам будет тесно!
За товар платите шуткой или звонкой песней
Чтоб конфеткой завладеть
Необходимо песню спеть!
Ерёма проводит шуточный конкурс «Портрет красавицы»
Е
Хотите посмотреть на портрет красавицы!
Посмотреть можно бесплатно,
Портрет вам понравится!
Открывает желающим шкатулку с зеркалом
Продолжение праздника

П

Появление Петрушки
Траля-ля-ля! Вот и я!
Здравствуйте мои друзья!
Надел шапку на макушку,
Знаете, кто я? (Петрушка)
Молодцы! А кто из вас
Загадки отгадать горазд?

З

конечно отгадаем, правда ребята?

П

1.И у бабушки есть, и у дедушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
У коровы есть, у собаки есть,
Чтоб его узнать, надо вслух назвать (Имя)
2.Слаще мёда, мягче пуха,
Отдохни – всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (Лень)
3.И комковато , и ноздревато,
И кисло, и ломко, а всех милей. (Хлеб)
4.сидит барыня в ложке свесив ножки. (Лапша)
Ну, а кто теперь из вас
Скороговорки говорить горазд
Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:
Сачок зацепился за крючок
У пенька пять опят
Молодцы! Моё почтение!
До следующего представления!
Не для скуки, не для славы
Объявляются забавы!

П

Е
З

Очень сильных мы ребят
Вызываем на канат!
Игра: Перетягивание каната. (5 человек)
Оборудование: канат
Е

Из круга друг друга вам надо столкнуть,
Ну, ребята, в добрый путь
Игра: Вытолкни из круга
Оборудование: обручи
З

У кого душа не узкая,
Все, кто любит пляску русскую,
Выходи без лишних слов,
Будет конкурс плясунов!

Е

Извиняемся заранее,
Просим жалоб не писать,
Предлагаем русскую «Барыню» сплясать
Конкурс: русский перепляс (плясовая «Барыня»)

Е

В небе солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась

З

Распродали весь товар!
Закрывается базар!

Е

Желаем вам здоровья да счастья,
Добра и благополучия,
Радости да щедрости!

З

Щедрой вам осени,
Да безбедной зимы

З и Е Вот и всё, кончаем речь!
До весёлых новых встреч!

Сценарий воспитательно-развивающего мероприятия
Ярмарка народных игр.
У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит,
интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.
Скоморох Филя держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и
произнося слова, двигаются по тексту.
Подвижная игра "Карусель”.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Ярмарочные забавы
Общий сбор на летней эстраде.
Звучат фанфары, на сцену выходит ведущий.
Ведущий. Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые и все гости! Не первый раз мы
собираемся вместе, чтобы весело и с пользой провести время.
Звучит веселая музыка, выбегает скоморох (тяжело дышит).
Скоморох. Всем привет, привет, привет!!! Привет, ведущий! Я немного опоздал!
Ведущий. Здравствуй, скоморох. Где ты был?
Скоморох. Я весь день бегал, играл и людей развлекал, а теперь пришел вас потешить!
Ведущий. Здорово! А какие потешки ты для нас приготовил?
Скоморох. У нас будут «Ярмарочные забавы»!
Ведущий. Что это?
Скоморох. Сейчас все ребята разойдутся по парку, где их будут ждать мои друзья, веселые
затейники. Ребятам нужно активно участвовать в конкурсах. Чем больше они посетят
ярмарочных развлечений, тем больше у них шансов заработать жетоны.
Ведущий. А зачем им нужны эти жетоны?
Скоморох. Чтобы обменять жетоны на ценные подарки и призы.
Ведущий. Наша ярмарка продлится около 30 минут. Как только вы заработаете несколько
жетонов, вы можете их обменять на призы в нашем обменном пункте.

Достает плакат с «Прейскурантом призов».
Прейскурант призов:
• 7 жетонов — пазлы;
• 5 жетонов — пакеты, брелок светящийся;
• 4 жетона — цветной картон, фломастеры, брелок «Петушок»;
• 3 жетона — тетрадь, цветная бумага, блокнот (побольше), карандаши, точилки, брелок
«Сердце»;
• 2 жетона — блокнот (маленький), ручки, старательные резинки (большие);
• 1 жетону — старательные резинки (маленькие), календарики, бабочки, шарик.
Скоморох. Получается, чем больше у ребят жетонов, тем больше призов.
Ведущий. Правильно!
Скоморох. Окончание ярмарки мы объявим, после этого ждем вас снова здесь, потому что
вас ожидает еще один сюрприз — дискотека!
Ведущий. Ну что, ребята, вы готовы поиграть в нашей ярмарке?
Скоморох. Тогда вперед!
Ловкость
На земле чертится круг диаметром около 2 метров. В круг встают два участника. Они держат
руки за спиной и пытаются вытолкать друг друга из круга. Кто победил — получает жетон.
Меткий стрелок
Заранее подготавливается кучка шишек. К дереву подвешивается на веревке ведро. Ведро
слегка раскачивается, участники должны попасть шишкой в ведро. Пять попыток — три
попадания — один жетон.
Подвижные стены
Собирается несколько человек. Они берутся за руки и выстраиваются в два ряда напротив
друг друга. Два человека встают по краям этого «коридора» напротив. Участники должны
перебежать на противоположные места, пока «стены» не сомкнутся. «Стены» смыкаются
сначала медленно, затем все быстрее и быстрее под слова: «Жила была бабка у самой речки,
захотела бабка искупаться в речке. Купила мыло, купила мочало, наша песня хороша,
начинай сначала». Кто из участников не остался в «живом коридоре», получает жетон.
Веселое похищение
Чертится круг. В этот круг кладут различные предметы, садится сторож, ему завязывают
глаза. Несколько человек — воры, они встают друг за другом, потихоньку проходят через
круг и должны украсть предмет. У воров одна попытка. Сторож должен не допустить этого.
У кого получилось похищение, получает жетон.
Угадай мелодию
Баянист или музыкант, играющий на любом инструменте, исполняет детскую мелодию. Кто
угадал, поднимает руку. Правильно — получает жетон. Затем все хором поют один куплет и
припев. И так далее.
Комплименты
Два участника встают друг напротив друга и начинают говорить друг другу комплименты.
Кто больше назовет, тот победил. Получает жетон.
Самолет — Теломас
Трава — Аварт
Стол — Лотс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».