ДОП 3-я ступень театральной студии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«3-я ступень театральной студии»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень программы: базовый

Разработчик программы:
Самотаенкова Ирина Петровна
педагог дополнительного образования

г. Вихоревка 2022г.

Содержание
1.

2.

Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

5

Содержание программы

6

Планируемые результаты

10

Комплекс организационно – педагогических условий

13

Учебный план

13

Календарный учебный график

22

Оценочные материалы

22

Методические материалы

25

Условия реализации программы

27

Список литературы

28

2

Пояснительная записка











Дополнительная развивающая программа «3-я ступень театральной студии», разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения
РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г,
21 с.)
Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики и режиссуры: П.Г. Попова, А.И. Савостьянова, Б.Г. Голубовского, Л.И. Футлика, Е. Р. Ганелина. Теоретической основой материала служит учение
К.С.Станиславского, адаптированное для работы с подростками. Программа органично
соединяет в себе познавательную деятельность по овладению навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.
Содержание программы выстроено с учетом требований к предполагаемым результатам
согласно стандартам нового поколения.
Статус программы
В программу внесены изменения в части: «Пояснительная записка» (изменены нормативные документы); в календарный учебный график добавлены теоретические и практические часы; в методические материалы, добавлены ссылки на разработки занятий, презентаций, упражнений, теста. В программу включено проведение массовых мероприятий,
совместная деятельность обучающихся и родителей.
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ»
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – базовый.
Сроки реализации – 1 год обучения с 03 октября по 31 мая 2023г.
2 год обучения с 01 сентября по 31 мая 2024г.
3

Актуальность программы состоит в том, что обучение театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания через слово, движения,
голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно
культурного человека, человека любящего свое Отечество.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Отличительные особенности. Программа направлена на формирование социальноактивной личности, мотивации к познанию и творчеству.
Изучая основы театрального мастерства обучающиеся имеют возможность испробовать
себя в роли исполнителя и режиссёра. Занятия активизируют интерес к искусству театра,
развивают фантазию, память, внимание, воспитывают и улучшают психологическую атмосферу в коллективе.
Данная программа дает возможность каждому обучающемуся с разными способностями
реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Новизна программы состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию учащихся через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением
игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий, проектной деятельностью.
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и обучающегося.
В основу программы положены следующие педагогические принципы:
 принцип гуманизации;
 принцип природосообразности и культуросообразности;
 принцип самоценности личности;
 принцип увлекательности;
 принцип креативности.
Программа адресована детям 14 – 17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом особенностей третьей ступени общего образования и характерных особенностей старшего школьного возраста.
Принцип комплектования групп:
По программе «3-я ступень театральной студии» занимается одна группа:
 Первая группа (15 – 17 лет).
Данный подход к комплектованию учебной группы позволяет учесть половозрастные и
индивидуально-психологические особенности обучающихся.

4

Программа не предполагает включение в учебную группу детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возрастные, психофизиологические особенности обучающихся:
Средний школьный возраст: переходный от детства к юности. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Ребятам интересны занятия театральным творчеством, в ходе которых можно
высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных
моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений,
нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки
могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда
называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и
даже аморальным представлениям и поступкам.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Старший школьный возраст: повышается работоспособность, дети становятся более
энергичны. Подростковый кризис постепенно отступает, меньше поведенческих проблем.
Повышается регуляция поведения, внутренний контроль, появляется умение скрывать
свои чувства и мысли.
В сфере моральных установок и ценностных ориентаций отстаивают свое право на автономию. Иногда крайние взгляды только для того, чтобы подкрепить эту претензию на
оригинальность. Формируется система личностных ценностей. Старшеклассники имеют
собственную точку зрения по самым разным вопросам.
Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности.
Срок освоения программы
Программа рассчитана – 1 год обучения на 8 месяцев, 20 недель, 65 дня обучения, 130 часов.
2 год обучения на 1 год, 9 месяцев, 36 недель, 72 дня обучения, 144 часа.
Объем программы
Первый год обучения – 130 часов.
Второй год обучения – 144 часа.
Форма обучения: очная, дистанционная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «3-я ступень театральной студии» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.

5

Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию творческой деятельности по изобразительному искусству на
основании договора о сетевом взаимодействии.
Режим занятий: В соответствии с СанПиНом занятия по программе «3-я ступень театральной студии» 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 – 15
минут.
Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы «3-я ступень театральной студии» – традиционная
модель. Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного месяца обучения в одной образовательной организации.
Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа
не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала.
Набор детей в объединение – свободный. Состав группы – 10 – 15 человек.
Формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия. Форма
организации образовательного процесса направлена на достижение цели, реализацию образовательных и развивающих задач, на развитие творческих способностей детей.
Основные формы, методы, технологии.
Процесс театральных занятий строится на основе обучающих методик и представляет собой систему творческих упражнений и этюдов, направленных на развитие психомоторных
и эстетических способностей подростков.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.
Основной технологией обучения по программе выбраны личностноориентированные технологии, в центре внимания которых – неповторимая личность, способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Задача педагога –
пробудить интерес, организовать познавательную и творческую деятельность.
Ожидаемые результаты:
 владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;
 определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
 различать и узнавать произведения различных литературных жанров;
 уметь четко передавать образ изображаемого героя;
 чувствовать и понимать образ героя;
 самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива;
 самостоятельно поставить спектакль и написать сценарий мероприятия.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие социально-активной и творческой личности средствами театральной деятельности.
Задачи:
Образовательные
6

 сформировать основные знания о жанрах и видах театрального искусства;
 сформировать навыки актёрского мастерства и сценической речи.
 сформировать основы самостоятельной работы над подбором литературного материала при работе над ролью;
 сформировать основы самостоятельной работы над созданием этюдов по обстоятельствам пьесы.
Развивающие
 развить навыки действия от своего собственного лица; рассказом от первого лица,
прямого общения с залом;
 развить умение создавать творческие группы, способные к самоуправлению;
 развить способности самостоятельно работать над образом;
 развить органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах.
Воспитательные
 ориентировать на профессиональное самоопределение;
 сформировать идеалы и взгляды исходя из эстетических и нравственных категорий;
 воспитать бережное и ответственное отношение к традициям коллектива;
 сформировать багаж знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и самостоятельность использования его на практике.
Содержание программы первого года обучения
1.Введение в программу (количество часов – 2)
1.1.Выявление уровня и объема знаний о театре (входной контроль). Обсуждение плана
работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
2.Тема. Знакомство с драматургией. Выбор пьесы. Анализ пьесы. Чтение пьесы (количество часов – 14)
2.1.Теория. Выбор пьесы – 6 ч.
Практика. Чтение пьесы. Действенный разбор пьесы – 8 ч.
3.Тема. Распределение ролей. Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Характер героя. Чтение вслух по ролям (количество часов – 18)
3.1.Теория. Выявление внутреннего и внешнего характера роли. Индивидуальные особенности персонажа – 1 ч.
Практика. Составление монолога своего персонажа. Постановка этюдов на тему: «Каким может быть персонаж?», «Каким должен быть персонаж?». Постановка этюдов: индивидуальные особенности – походка, речь, одежда, привычки – 2 ч.
3.2.Теория. Формирование представления о художественном образе персонажа спектакля,
по характеру, внешности и темпераменту. Импровизация мизансцен, воплощение в действии заданного образа героя – 1 ч.
Практика: Создание импровизационных мизансцен, для выявления сверхзадачи данного
характера персонажа в действии – 2 ч.
3.3.Практика. Чтение по ролям – 12 ч.
4.Тема. Мизансцена спектакля (количество часов – 12)
4.1.Теория. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен – 1 ч.
Практика: Постановка этюдов на характерное поведение персонажа, определение индивидуальных особенностей. Оценка тех или иных действий – 5 ч.
4.2.Теория. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом – 1 ч.
Практика. Выполнение зарисовок, этюдов, миниатюр на заданные темы; выстраивание
мизансцен и соединение в целые картины: походка, бег, взгляд, повороты головы – 5 ч.
5.Тема. Работа над характером персонажа (количество часов – 12)
7

5.1.Теория. Освоение характера персонажа – 1 ч.
Практика. Сочинение роли, создание ситуаций, раскрывающих характер персонажа – 5 ч.
5.2.Теория. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей – 1 ч.
Практика. Создание событий, влияющих на характер персонажа, импровизационная работа с предлагаемыми предметами, миниатюры; этюды: монологи – импровизации; создание индивидуальных костюмов – 5 ч.
6. Тема. Создание пластических зарисовок персонажа. Работа над ролью без слов:
жесты, взгляд, движения, дыхание (количество часов – 8)
6.1.Теория. Работа над ролью без слов: жесты, взгляд, движения, дыхание – 1 ч.
Практика. Работа по карточкам. Ходить - чтобы обдумывать, прогуливаться, караулить,
согреться, считать шаги, успокоиться. Смотреть – чтобы тебя не заметили, увидели, предупредить, оценить, осудить. Стоять – чтобы притаиться, наблюдать, показать себя, гулять, сфотографироваться, уступить место и т.д.– 7 ч.
7. Тема. Работа над речью. Четкость и членораздельность речи. Артикуляционная
гимнастика. Сложные звукосочетания (количество часов – 10)
7.1.Теория. Чёткость и членораздельность речи. Артикуляционная гимнастика. Сложные
звукосочетания – 1 ч.
Практика. Произношение скороговорок. Отработка упражнений для приобретения навыков разговорной речи персонажа – 9 ч.
8. Тема. Работа над этюдами по пьесе. Воплощение в действие отдельных эпизодов,
картин всей пьесы (количество часов – 22)
8.1.Теория. Работа над созданием характера спектакля – 1 ч.
Практика. Работа с реквизитом, костюмами, музыкальным сопровождением, светом и
декорациями. Работа над гримом. – 10 ч.
8.2.Теория. Объединение этюдов, картин, мизансцен. Репетиция всей пьесы целиком – 1 ч.
Практика. Работа с предметами. Действия с предметами – одевать, снимать, ставить,
крутить, бросать, раскрывать: одежда, обувь, аксессуары, мебель, посуда, инструменты –
10 ч.
9. Тема. Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода (количество часов
– 8)
9.1.Теория. Анализ проделанной работы с учётом удачно найденных решений и их закрепления. Выявление недостатков при прогоне и их исправление. – 1 ч.
Практика. Репетиции. Установка декораций – 7 ч.
10. Тема. Прогоны. Генеральная репетиция. Премьера (количество часов – 22)
Практика. Прогоны. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом. Премьера спектакля – 22 ч.
Промежуточная аттестация (количество часов - 2)
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие (количество часов – 2)
Выявление уровня и объема знаний и умений (входной контроль). Обсуждение плана работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2.Тема. Знакомство с драматургией. Выбор пьесы Анализ пьесы. Чтение пьесы (количество часов – 14)
2.1.Теория. Выбор пьесы. Чтение пьесы – 6 ч.
Практика. Распределение ролей. Действенный разбор пьесы – 8 ч.
3.Тема. Распределение ролей Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Характер героя. Чтение вслух по ролям (количество часов – 30)
3.1.Теория. Выявление внутреннего и внешнего характера роли. Индивидуальные особенности персонажа – 1 ч.
8

Практика. Составление монолога своего персонажа. Постановка этюдов на тему: «Каким может быть персонаж?», «Каким должен быть персонаж?»: молодой, старый, хитрый,
коварный, добродушный, скупой, грозный, легковерный. Постановка этюдов: индивидуальные особенности – походка, речь, одежда, привычки – 4 ч.
3.2.Теория. Формирование представления о художественном образе персонажа спектакля,
по характеру, внешности и темпераменту. Импровизация мизансцен, воплощение в действии заданного образа героя – 1 ч.
Практика: Создание импровизационных мизансцен, для выявления сверхзадачи данного
характера персонажа в действии. Постановка этюдов на тему: понятие сущности, определение индивидуальных черт поведения, характера, привычек, как выглядит персонаж, как
одет, какая у него походка, речь – 4 ч.
3.3.Практика. Чтение по ролям – 20 ч.
4.Тема. Мизансцена спектакля (количество часов – 12)
4.1.Теория. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен – 1 ч.
Практика: Постановка этюдов на характерное поведение персонажа, определение индивидуальных особенностей. Оценка тех или иных действий – 5 ч.
4.2.Теория. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом – 1 ч.
Практика. Выполнение зарисовок, этюдов, миниатюр на заданные темы, выстраивание
мизансцен и соединение в целые картины: походка, бег, взгляд, повороты головы – 5 ч.
5.Тема. Работа над характером персонажа (количество часов – 12)
5.1.Теория. Освоение характера персонажа – 1 ч.
Практика. Сочинение роли, создание ситуаций, раскрывающих характер персонажа – 5 ч.
5.2.Теория. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей – 1 ч.
Практика. Создание событий, влияющих на характер персонажа, импровизационная работа с предлагаемыми предметами, миниатюры; этюды: монологи – импровизации; создание индивидуальных костюмов – 5 ч.
6. Тема. Создание пластических зарисовок персонажа. Работа над ролью без слов:
жесты, взгляд, движения, дыхание (количество часов – 8)
6.1.Теория. Работа над ролью без слов: жесты, взгляд, движения, дыхание – 1 ч.
Практика. Работа по карточкам. Ходить - чтобы обдумывать, прогуливаться, караулить,
согреться, считать шаги, успокоиться. Смотреть – чтобы тебя не заметили, увидели, предупредить, оценить, осудить. Стоять – чтобы притаиться, наблюдать, показать себя, гулять, сфотографироваться, уступить место и т.д.– 7 ч.
7. Тема. Работа над речью. Четкость и членораздельность речи. Артикуляционная
гимнастика. Сложные звукосочетания (количество часов – 10)
7.1.Теория. Чёткость и членораздельность речи. Артикуляционная гимнастика. Сложные
звукосочетания – 1 ч.
Практика. Произношение скороговорок. Отработка упражнений для приобретения навыков разговорной речи персонажа – 9 ч.
8. Тема. Работа над этюдами по пьесе. Воплощение в действие отдельных эпизодов,
картин всей пьесы (количество часов – 24)
8.1.Теория. Работа над созданием характера спектакля. Объединение этюдов, картин, мизансцен. Репетиция всей пьесы целиком – 1 ч.
Практика. Работа с реквизитом, костюмами, музыкальным сопровождением, светом и
декорациями. Работа над гримом. Работа с предметами. Действия с предметами – одевать,
снимать, ставить, крутить, бросать, раскрывать: одежда, обувь, аксессуары, мебель, посуда, инструменты – 23 ч.
9. Тема. Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода (количество часов
–8)
9.1.Теория. Анализ проделанной работы с учётом удачно найденных решений и их закрепления. Выявление недостатков при прогоне и их исправление. – 1 ч.
Практика. Репетиции. Установка декораций – 7 ч.
10. Тема. Прогоны. Генеральная репетиция. Премьера (количество часов – 22)
9

Практика. Прогоны. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом. Премьера спектакля – 22 ч.
Итоговая аттестация (количество часов - 2)
Планируемые результаты
1 года обучения
Предметные результаты:
 знать основы сценического движения, сценической речи, импровизации, сценического общения;
 Владеть комплексом актерской тренировки;
 Владеть навыками действия от своего собственного лица; рассказом от первого лица, прямого общения с залом; создания непрерывного внутреннего действия; интенсивной внутренней жизни на сцене.
Метапредметные результаты:
 владеть навыками коллективной импровизации;
 создавать творческие группы, способные к самоуправлению;
 обладать навыками режиссерского мастерства;
 знать основные эстетические категории.
Личностные результаты:
 сформированы основные принципы здорового образа жизни, коммуникативная
культура общения;
 сформированы нравственные качества личности – толерантность, ответственность,
патриотизм, активная жизненная позиция;
 сформированы представления о семейных ценностях;
 развита общая коммуникативная культура: тактичность, доброжелательность, открытость, умение слушать, уважать чужой выбор, умение поддержать другого;
 развиты адаптивные способности, уверенность в себе, адекватная самооценка;
 сформированы мотивы профессионального выбора актерской профессии.
Приобретут навыки – применять полученные знания в создании характера сценического
образа. Навык точного соблюдения текста. Умение в случае надобности помочь партнёру,
удерживая свою задачу. Навык творческой требовательности к себе. Навык творческого
театрального коллективизма. Стремление к постоянному духовному совершенствованию,
расширению своего культурного кругозора.
2 года обучения
Предметные результаты:
 будут знать основы сценического движения, сценической речи, импровизации,
сценического общения;
 сформируют представления о направлениях, жанрах и видах театрального искусства;
 будут владеть комплексом актёрской тренировки и навыками коллективной импровизации;
 будут владеть навыками создания непрерывного внутреннего действия; интенсивной внутренней жизни на сцене.
Метапредметные результаты:
 будут владеть навыками действия от своего собственного лица; рассказом от первого лица, прямого общения с залом;
10

 будут создавать творческие группы, способные к самоуправлению;
 приобретут навыки режиссерского мастерства.
Личностные результаты:
 сформируют идеалы и взгляды исходя из эстетических и нравственных категорий;
 будут активно участвовать в проектах и мероприятиях коллектива, бережно относится к его традициям;
 сформируют багаж знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и самостоятельность использования его на практике.
 Приобретут навыки – актёрской тренировки и навык коллективной импровизации; навык действия от своего собственного лица; навык прямого общения с залом;
навыки режиссерского мастерства. Смогут самостоятельно поставить спектакль и
написать сценарий мероприятия.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план на I год обучения
Кол-во часов
№

Название разделов (тем)

1

Введение в программу
Выявление уровня и объема знаний о театре. Обсуждение плана работы на
год. Особенности занятий
в театральной студии.
Требования к знаниям и
умениям. Требования к
нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с драматургией. Анализ пьесы.
Выбор пьесы. Чтение пьесы. Действенный разбор
пьесы.
Изучение роли. Место
роли в будущем спектакле. Характер героя.
Выявление внутреннего и
внешнего характера роли.
Индивидуальные особенности персонажа.
Формирование представления о художественном
образе персонажа спектакля, по характеру,
внешности и темпераменту. Импровизация мизансцен, воплощение в действии заданного образа
героя.

2
2.1.
3
3.1.

3.2.

Теория

Практика

Всего

1

1

2

Форма промежуточной аттестации
Входной контроль. Творческий
показ (этюды и
упражнения).

6

8

14

Показ упражнений
и этюдов.

6

8

14

2

16

18

1

2

3

1

2

3

Самостоятельная
работа: постановка мизансцен.

11

3.3.

Чтение по ролям. Формирование представления о
художественном образе
персонажа спектакля, по
характеру, внешности и
темпераменту. Создание
импровизационных мизансцен, для выявления
сверхзадачи данного характера персонажа в действии.

4

Мизансцена спектакля.

4.1.

4.2.

5
5.1.

5.2.

6
6.1.

7

12

12

2

10

12

Импровизация и точность
выполнения установленных мизансцен. Постановка этюдов на характерное поведение персонажа, определение индивидуальных особенностей.
Оценка тех или иных действий.
Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.
Выполнение зарисовок,
этюдов, миниатюр на заданные темы; выстраивание мизансцен и соединение в целые картины.
Работа над характером
персонажа.
Освоение характера персонажа. Сочинение роли,
создание ситуаций, раскрывающих характер персонажа.
Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов
поведения отдельных персонажей. Создание событий, влияющих на характер персонажа, импровизационная работа с предлагаемыми предметами,
миниатюры; этюды.
Создание пластических
зарисовок персонажа.
Работа над ролью без
слов: жесты, взгляд, движения, дыхание. Работа
по карточкам.

1

5

12

1

5

9

2

10

12

1

5

9

1

5

9

1

7

8

1

7

8

Работа над речью.

1

9

10

Показ творческих
работ.

Самостоятельная
работа.

Творческий показ.

Самостоятельная
работа.
12

7.1.

8

8.1.

8.2.

9
9.1.

Чёткость и членораздельность речи. Артикуляционная гимнастика. Сложные звукосочетания. Произношение скороговорок.
Отработка упражнений
для приобретения навыков разговорной речи персонажа.
Работа над этюдами по
пьесе. Воплощение в
действие отдельных эпизодов, картин всей пьесы.
Работа над созданием характера спектакля. Работа
с реквизитом, костюмами,
музыкальным сопровождением, светом и декорациями. Работа над гримом.
Объединение этюдов, картин, мизансцен. Репетиция всей пьесы целиком.
Работа с предметами.
Действия с предметами.
Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода.
Анализ проделанной работы с учётом удачно
найденных решений и их
закрепления. Выявление
недостатков при прогоне
и их исправление. Репетиции. Установка декораций.

1

9

10

2

20

22

1

10

11

1

10

11

1

7

8

1

7

8

22

22

22

22

2

2

112

130

10
Прогоны. Генеральная
репетиция. Премьера.
10.1

Всего

Соединение этюдов, мизансцен в картины. Прогоны. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Промежуточная
аттестация
18

Практическая работа. Показ творческих работ.

Практическая работа.

Самостоятельная
работа: постановка мизансцен.
Премьера спектакля.

Творческий отчет.

13

Учебный план на II год обучения
Кол-во часов
Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.
Выявление уровня и объема знаний и умений. Обсуждение плана работы на
год. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с драматургией. Анализ пьесы.
Выбор пьесы. Чтение пьесы. Распределение ролей.
Чтение по ролям. Действенный разбор пьесы.
Изучение роли. Место
роли в будущем спектакле. Характер героя.
Выявление внутреннего и
внешнего характера роли.
Индивидуальные особенности персонажа. Составление монолога своего
персонажа. Постановка
этюдов.
Формирование представления о художественном
образе персонажа спектакля, по характеру,
внешности и темпераменту. Импровизация мизансцен, воплощение в действии заданного образа
героя. Создание импровизационных мизансцен, для
выявления сверхзадачи
данного характера персонажа в действии.
Чтение по ролям

1

1

2

Форма промежуточной аттестации
Входной контроль. Творческий
показ (этюды и
упражнения).

6

8

14

Показ упражнений
и этюдов.

6

8

14

2

28

30

1

4

5

1

4

5

Мизансцена спектакля.

2

20
10

20
12

Импровизация и точность
выполнения установленных мизансцен. Постановка этюдов на характерное поведение персонажа, определение индивидуальных особенностей.
Оценка тех или иных действий.
Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спек-

1

5

6

1

5

6

№

Название разделов (тем)

1

2
2.1.

3
3.1.

3.2.

3.3.
4
4.1.

4.2.

Самостоятельная
работа: постановка мизансцен.

Показ творческих
работ.

14

5
5.1.

5.2.

6
6.1.

такля в целом. Выполнение зарисовок, этюдов,
миниатюр на заданные
темы, выстраивание мизансцен и соединение в
целые картины.
Работа над характером
персонажа.
Освоение характера персонажа. Сочинение роли,
создание ситуаций, раскрывающих характер персонажа.
Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов
поведения отдельных персонажей. Создание событий, влияющих на характер персонажа, импровизационная работа с предлагаемыми предметами,
миниатюры; этюды.
Создание пластических
зарисовок персонажа.
Работа над ролью без
слов: жесты, взгляд, движения, дыхание. Работа
по карточкам.

2

10

12

1

5

6

1

5

6

1

8

9

1

8

9

7

Работа над речью.

1

9

10

7.1.

Чёткость и членораздельность речи. Артикуляционная гимнастика. Сложные звукосочетания. Произношение скороговорок.
Отработка упражнений
для приобретения навыков разговорной речи персонажа.
Работа над этюдами по
пьесе. Воплощение в
действие отдельных эпизодов, картин всей пьесы.
Работа над созданием характера спектакля. Работа
с реквизитом, костюмами,
музыкальным сопровождением, светом и декорациями. Работа над гримом.
Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода.

1

9

10

1

23

24

1

23

24

1

7

8

8

8.1.

9

Самостоятельная
работа.

Творческий показ.

Самостоятельная
работа.

Практическая работа. Показ творческих работ.

Практическая работа.
15

9.1.

Анализ проделанной работы с учётом удачно
найденных решений и их
закрепления. Выявление
недостатков при прогоне
и их исправление. Репетиции. Установка декораций.

1

10

7

8

22

22

22

22

2
127

2
144

Самостоятельная
работа: постановка мизансцен.
Премьера спектакля.

Прогоны. Генеральная
репетиция. Премьера.
10.1

Прогоны. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Премьера спектакля.
Итоговая аттестация

Всего

17

Творческий отчет.

Календарный учебный график
Программа реализуется в течение всего учебного времени, включая каникулярное время.
Начало учебного года 3 октября 2022 года, окончание – 31 мая 2023 г.
20 учебных недель, 65 учебных дней обучения, 130 учебных часов.
Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Ноябрь – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Январь – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Май – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.

т
Введение в программу
Знакомство с драматургией. Анализ пьесы
Изучение роли. Место
роли в будущем спектакле. Характер героя
Мизансцена спектакля
Работа над характером
персонажа

п

т
1
6

п
1
8

т

п

2

16

т

п

2
2

10
4

т

п

т

п

т

п

т

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график I год обучения

п

т

п

6

16

Создание пластических
зарисовок персонажа
Работа над речью
Работа над этюдами по
пьесе. Воплощение в
действие отдельных
эпизодов, картин всей
пьесы
Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода
Прогоны. Генеральная
репетиция. Премьера
Промежуточная аттестация
Всего

1

7
1
2

9
2

18

1

7
8

14
2

7

2

9

16

4

14

1

15

3

11

18

1

15

16

Введение в программу
Знакомство с драматургией. Анализ пьесы
Изучение роли. Место
роли в будущем спектакле. Характер героя
Мизансцена спектакля
Работа над характером
персонажа
Создание пластических
зарисовок персонажа
Работа над речью
Работа над этюдами по
пьесе. Воплощение в
действие отдельных
эпизодов, картин всей
пьесы
Взаимодействие с партнёром, мизансцена каждого эпизода
Прогоны. Генеральная
репетиция. Премьера
Итоговая аттестация
Всего

т
1
6

п
1
8

т

п

т

2

14

п

т

12
2

9

2

14

2

4

16

п

т

т

п

1

7
5

т

п

май

апрель

март

февраль
п

т

п

1

7

т

п

2

2

7

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Календарный учебный график II год обучения

2

6
8

16

2
1

8

1

2

2

12

1

13

18

18

1

8

12

15

2
14

Оценочные материалы
Виды контроля и аттестации:
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеразвивающей программы
«3-я ступень театральной студии» проводятся следующие виды контроля: входной контроль, текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

17

Входной контроль проводится в начале каждого учебного года обучения в форме творческого показа, выполнения упражнений.
Текущий контроль проводится один раз в полугодие. Проходит в форме практической
работы – показ творческих работ, упражнений и этюдов.
Промежуточная аттестация проходит один раз в год в форме творческого отчета или
показа спектакля.
Итоговая аттестация проводится в конце прохождения программы в форме творческого
отчета или показа спектакля.
Формы контроля:
Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми результатами: творческий показ, спектакль, анализ продуктов творческой и социальной деятельности, участие в конкурсах и фестивалях.
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс проводится контрольный срез знаний освоения программы:
1 год обучения
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
1.Тест «Театральные термины».
2.Тест по теме «Орфоэпия» «Расставить ударения в словах».
3.Показать упражнения для тренировки смешанно – диафрагматического дыхания.
4.Показать этюд на простейшие виды общения без слов.
5.Чтение литературно – художественного произведения (по выбору воспитанника).
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
1.Самостоятельная работа: «Выборка из текста пьесы авторских характеристик своего героя».
2.Показать этюд на действия с предлагаемыми обстоятельствами (по пьесе).
3.Событийный анализ литературного произведения.
4.Решение кроссворда о театре.
5.Чтение отрывка из литературно – художественного произведения (по выбору)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1.Самостоятельная работа над театрализацией игр и скороговорок.
2.Дать объяснение характеру музыки к сценам спектакля.
3.Чтение любимого стихотворения.
4.Самостоятельно провести актерский тренинг в группе.
5.Дать краткий анализ своей работы над ролью.
2 год обучения
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
1.Самостоятельная работа над театрализацией поговорок и скороговорок.
2.Дать объяснение характеру музыки к сценам спектакля.
3.Чтение любимого стихотворения.
4.Самостоятельно провести актерский тренинг в группе.
5.Дать краткий анализ своей работы над ролью.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
1.Образ и его пластическая характеристика (показать этюд).
2.Что такое сверхзадача?
18

3.Составить событийный ряд роли.
4.Работа над литературно-художественным произведением.
5.Нарисовать костюм для своего персонажа.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1.Самостоятельная работа над театрализацией сказок.
2.Самостоятельно подобрать музыку к спектаклю.
3.Речевой хор. Умение работать в группе.
4.Самостоятельно провести актерский тренинг в группе.
5.Дать краткий анализ всей пьесы.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать
межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по
сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Формы отслеживания и фиксации результатов освоения программы:
 Практическая работа; самостоятельная работа; творческий показ; творческий отчет;
выполнение контрольных упражнений и этюдов; чтение наизусть стихотворений,
прозы и басен;
 Спектакль; анализ продуктов творческой и социальной деятельности; участие в
конкурсах и фестивалях.
 Портфолио достижений обучающегося (грамоты, благодарности, сертификаты)
Системы оценивания:
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок:
За учебное полугодие (текущий контроль) и учебный год ставится итоговая оценка. Она
является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее
1/3 программы - 0-2 балла соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы - освоено 1/2 программы - 2-4 балла соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2
– 2/3 программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Оценочный лист результаты входного контроля ЗУН,
промежуточной и итоговой аттестации
Группа____________год обучения____________учебный год 20__- 20__
Объединение______________________________пос.__________________
Педагог________________________________________________________
Количество обуч-ся в группе по списку_____________________________
Количество обуч-ся выполнявших работу____________________________
19

Причины отсутствующих__________________________________________
ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь, общеучебные умения и навыки на данный
период по программе)
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
№
п/п

Фамилия Имя обучающихся

параметры

всего
баллов

уровень

1 2 3 4 5
1.
2.
итог

Высокий уровень__чел.
Средний уровень__чел.
Низкий уровень___чел.

Критерии оценивания:
Максимальный уровень освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с содержанием, владеет практически всеми умениями и навыками, выполняет упражнения самостоятельно, не испытывает особых трудностей, умеет работать с литературой, освоил практически весь объём навыков, выполняет практические задания с элементами творчества.
Средний уровень – объём усвоенных знаний по составляет более ½, сочетает специальную
терминологию с бытовой, выполняет упражнения с помощью педагога, работает с литературой с помощью педагога или родителей.
Минимальный уровень овладел менее чем на ½ объёма знаний по программе, избегает
употреблять специальные термины, овладел менее чем на ½ объёма умений и навыков,
испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе, выполняет лишь простейшие практические задания педагога, испытывает серьёзные затруднения при работе с
литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, овладел менее чем ½
объёма навыков соблюдения правил безопасности (предусмотренной программой).
ИНДИКАТОРЫ:
Низкий уровень 1-4 баллов
Средний уровень 5- 7 баллов
Высокий уровень 8-10 баллов
Сводная информационная карта освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «3-я ступень театральной студии»
Название программы___________________________________________________________
уровень освоения программы _____________________
Ф.И.О. педагога Самотаенкова И.П.
20

Год обучения ____________________Группа__________
Раздел, темы программы:_______________________________________________________
№

Фамилия, имя
обучающегося

Предметные
результаты.
Знание специальных
техник, терминов,
упражнений,
заданий в
рамках уровня освоения
программы.

Общая сумма баллов по
показателям:

Метапредметные результаты.
Показ, демонстрация собственных возможностей
при выполнении разнообразных творческих заданий.

Высокий (9-8 б.)
_______ человек

Личностные
результаты.
Участие в
конкурсах,
соревнованиях, коллективно – творческих делах.

Средний (7-5 б.)
_________ человек

Общая
сумма
баллов

Уровень
результат
эффективности:
Н – низкий;
С - средний;
В – высокий

Низкий (1-4 б.)
_______ человек

Карта педагогического наблюдения на учебном занятии
Дата: __________________________
№ группы: _____________________
год обучения:___________________
Ф.И.О. педагога: Самотаенкова И.П.
Тема занятия: __________________
№ Фамилия,
имя обучающегося

Включенность обучающегося
в занятие: 1
балл – пассивен; 2
балла – активен; 3
балла –
проявляет
инициативу.

Обучающийся
выполняет задание с
помощью: 1
балл – с
помощью педагога; 2
балла –
с обучающимися
группы;
3 балла
– самостоятельно.

Интерес
к выполнению задания: 1
балл –
проявляет; 2
балла –
теряет
частично; 3
балла –
сохраняет.

Обучающийся выполняет
задание: 1
балл – с
грубыми
ошибками;
2 балла – с
небольшими недочётами; 3
балла – качественно,
соблюдая
все требования.

Обучающийся по
отношению
к коллектив у: 1
балл – допускает
негативные
проявления; 2 балла –
нейтрален;
3 балла –
позитивен

Общая
сумма
баллов

Уро
вен
ь

21

Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «3-я ступень театральной студии»:
Высокий уровень (В): 15-13
баллов:_____ человек

Средний уровень (С): 12- 10
баллов: ______ человек

Низкий уровень (Н) 9-1
балл:______ человек

Сводная карта тестирования обучающихся на конец 20___ - 20 ____ учебного года
Дата:_____________
№ группы: ________
Год обучения:_______
Ф.И.О. педагога: Самотаенкова И.П.
№

Фамилия, имя
обучающегося

1 вопрос
теста

2 вопрос
теста

3 вопрос
теста

4 вопрос
теста

5 вопрос
теста

6 вопрос
теста

КСТ

Уровень

В таблице отмечаются знаком «+» правильные ответы обучающихся.
Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «3-я ступень театральной студии»
Высокий уровень (В) 6-5 Количество человек_____

Средний уровень (С) 4-3 Количество человек_____

Низкий уровень (Н) 2-1 Количество человек_____

Если тест содержит более 10 вопросов, то уровень определяется по процентному отношению правильных ответов к общему количеству вопросов теста:
- свыше 80% правильных ответов – высокий уровень
- 70%-80% правильных ответов – средний уровень
- 60% и ниже – низкий уровень.

Итоговое тестирование по программе
«3 ступень театральной студии»
1. Выбери правильный вариант ответа.
1) Дата Международного дня театра:
а. 27 октября
б. 27 марта
в. 27 июля
г. 27 декабря
2) Аншлаг - это:
а. театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению
б. часть механического оборудования сцены
в. объявление в театре или в кино о том, что все билеты проданы
г. элемент словесного действия.
22

3) Автор легендарной фразы "Не верю!":
а. Ричард Докинз
б. Константин Станиславский
в. Леонид Гайдай
г. Андрей Тарковский
4) Совокупность произведений в драматическом или музыкальном театре, на эстраде, ряд
ролей, номеров, исполняемых актером - это:
а. концерт
б. кулуар
в. репертуар
г. водевиль
5) Какое из слов не означает часть сцены:
а. авансцена
б. просцениум
в. мизансцена
г. карман
6) Совокупность индивидуальных черт актера, режиссера, определяющие его стиль,
образность мышления и методы воплощения замысла режиссера или актерской игры - это:
а. манера
б. амплуа
в. образ
г. типаж
7) Суфлер - это:
а. артист передвижного театра
б. работник театра, следящий за ходом спектакля по тексту
в. тот, кто любит суфле
г. актер, заменяющий другого актера в форс-мажорных ситуациях
8) Правильная последовательность композиции:
а. развязка, развитие действия, завязка, экспозиция, кульминация, финал.
б. кульминация, экспозиция, развязка, развитие действия, завязка, финал.
в. завязка, развитие действия, экспозиция, развязка, кульминация, финал.
г. экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.
9) Не относится к произведениям искусства малых форм:
а. миниатюра.
б. водевиль.
в. мюзикл.
г. этюд.
10) Год основания театральной студии "Маленькие звёзды":
а. 1997
б. 1999
в. 1994
г. 1995
2. Восстанови соответствие. Ответ запиши в таблицу "Ответ".
Термин
Значение
А. Показ
1. напряжённость, серьёзность действия, свойственная драме,
23

Б. Творческое мышление
В. Постановка
Г. Круги внимания
Д. Драматизм
Е. Концерт
Ж. Браво

З. Томилев Илья Викторович
Ответ
А. Б.

В.

Г.

Д.

крайняя напряжённость конфликта
2. театральное восклицание, выражающее похвалу игре артистов
3. зрелищное представление, состоящее из номеров, объединённых одной темой.
4. итоговое представление учебных работ студентов по специальным предметам обучения (актерского, режиссуры, сцен.
речи, пластики, вокала, танца и т.д.) перед зрителями
5. выпускник театральной студии "Маленькие звезды", неоднократный призер конкурсов чтецов и призер конкурсов театральных коллективов в составе театральной группы
6. творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления
7. вид мышления, связанный с созданием и открытием чеголибо нового, общественно значимого; определяется своеобразием личности художника, его способности оригинально, самостоятельно мыслить
8. специальные упражнения по сценическому вниманию для
выработки у актёров и режиссёров навыков мастерства; один
из основных элементов актерского мастерства
Е.

Ж.

З.

3. Расположи в правильной последовательности этапы подготовки спектакля.
Этап
1.
А. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей
2.
Б. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита, с музыкальным оформлением
3.
В. Поиск образа (определение характера героя,
манера двигаться, говорить)
4.
Г. Выбор пьесы
5.
Д. Премьера спектакля
6.
Е. Работа над эпизодами
7.
Ж. Деление пьесы на эпизоды
8.
З. Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм)
9.
И. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности,
закрепление отдельных мизансцен
10.
К. Поиск мизансцен.
Ответ
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

4. Прочитай утверждения и выбери правильный ответ.

24

Мелодрама - это поджанр драмы.
а) верно
б) неверно
Мизансцена, как и авансцена, это часть сцены.
а) верно
б) неверно
Артикуляция является основой дикции.
а) верно
б) неверно
Язык, зубы, голосовые связки, губы - это подвижные части речевого аппарата.
а) верно
б) неверно
Актеру необязательно находиться в образе, если он стоит на заднем плане.
а) верно
б) неверно
Партер - это места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на ее уровне.
а) верно
б) неверно
Бис - это ситуация, когда зритель остался недоволен представлением.
а) верно
б) неверно
Дикция - главная составляющая мастерства актера.
а) верно
б) неверно
5. Вставь пропущенное слово или дополни фразу.
1) Прогон - вид .........................................................................................., целью которой является выстраивание последовательности сцен и эпизодов, заранее отрепетированных, в
единое целое посредством подключения музыки, шумов, элементов декорации, костюмов,
света и т. д.
2) Бенефис - это ....................................................................................................
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
3) Предметы, специально изготовляемые и применяемые вместо настоящих вещей в театральных постановках - это ............................................................
4) Актер, играющий без слов, только средствами мимики - это …………….
5) Восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво” - это ................................
6) Мюзикл - это ...................................................................................................
…………………………………………………………………………………..

25

6. Развернуто ответь на вопросы.
Почему актеру важно использовать мимику?___________________________
Назовите компоненты системы К.С. Станиславского.____________________
Какую роль ты хотел(-а) бы сыграть на сцене и почему?__________________

Методические материалы
Формы обучения и виды занятий
Процесс театральных занятий строится на основе обучающих методик и представляет собой систему творческих упражнений и этюдов, направленных на развитие психомоторных
и эстетических способностей подростков.
Вся работа строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля; творческого вечера; праздника.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для подростков. Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, обучающиеся принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставится один спектакль.
Большую роль, в формировании творческих способностей обучающихся
отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга – пробудить творческую фантазию ребят, развить
пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Основной формой организации образовательного процесса является
групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм
организации: индивидуальные занятия, занятия малокомплектными группами для работы
над ролью, репетиции и театральные выступления.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и
навыки, применяемые в ходе реализации программы: репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; метод наблюдения; исследовательские методы; метод
проблемного обучения; метод игры; использование на занятиях: средств искусства.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения: упражнения;
тренинг; репетиция. Письменные работы: конспект; составление докладов; реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; аудиозапись звуков, голосов, сигналов; фотовидеосъёмка.
Методы проблемного обучения:
 проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы,
выделение противоречий данной проблемы;
 эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов;
26

 создание проблемных ситуаций; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
 самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему.
Проектные методы обучения:
 моделирование ситуации;
 создание творческих работ;
 разработка сценариев спектаклей, праздников;
 проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
 игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
 игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Наглядный метод обучения:
 наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
 демонстрационные материалы: видеоматериалы.
Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство,
декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино, радио
и телевидение.
В рамках реализации программы применяются образовательные технологии:
 Технология «Развивающие театральные игры» З.Я. Корогодского. Особенность
данной технологии заключается в создании условий для художественного воспитания и развития личности, обогащения культуры, формирования нравственно – ценностной системы ребенка, раскрепощения творческого потенциала через игровые
формы театрального тренинга;
 Здоровьесберегающие технологии – физминутки, дыхательные упражнения,
упражнения по сценическому движению, упражнения на позитивный настрой,
упражнения для глаз;
 Игровые технологии – игры и упражнения для развития актерского мастерства,
сценической речи и сценического движения речи;
 Технология личностно – ориентированного обучения – индивидуальные занятия,
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
 Информационно – коммуникативная технология – самостоятельный поиск информации в сети Интернет и применение полученных знаний на практике.
Все занятия по программе проходят в соответствии с основным педагогическим принципом: от простого к сложному.

Методические материалы, разработанные в рамках реализации программы
«3-я ступень театральной студии»:
https://disk.yandex.ru/i/-UkLWFn9bdCw0A - 10 упражнений для развития дикции.
https://disk.yandex.ru/i/nbBArW2cNtYeVQ - Литературно-музыкальная композиция «Да
святится имя твоё – Любовь!»
https://disk.yandex.ru/i/mKvTGhnvIdzbRA - Итоговая аттестация по программе «3-я ступень
театральной студии»
https://disk.yandex.ru/i/VUi0L-r79CLhzA - Пластический тренинг «Как снять зажим»
https://disk.yandex.ru/i/Jvs8EGyVbkDJLQ - Контрольная диагностика»Театральные термины»
https://disk.yandex.ru/i/7it4dumwLv7tfg - Краткая памятка «Работа над ролью»
27

https://disk.yandex.ru/i/6Rq-yhRXRT-WGQ - Краткий словарь театральных терминов.
https://disk.yandex.ru/i/TLWJqb-336GOgw - Литературно-музыкальная композиция «Погибшим, не вернувшимся из Афганистана и Чечни, посвящается…»
https://disk.yandex.ru/i/iiim0ijKF7HmjQ - Принципы логического анализа текста.
https://disk.yandex.ru/i/Np_hBDxP86G1pA - Работа над текстом.
Дистанционное обучение проводится с использованием образовательных платформ:
nsportal.ru; dramateshka.ru; proshkolu.ru; Maam.ru; easyen.ru; acterprofi.ru; gumer.info; biblioteka.teatr-obraz.ru; portalobrazovaniya.ru
Программой предусмотрено создание групп в мессенджерах для дистанционной работы
с детьми.
Рассылка заданий, дидактических материалов, видео, аудио через Telegram; WhatsApp;
Социальные сети: «Одноклассники», «В контакте»; Скайп, Zoom.
Обратная связь через видеозвонок, аудиозвонок Скайп, Zoom, Telegram, WhatsApp; Социальные сети: «Одноклассники», «В контакте».
Воспитательная компонента программы
Календарный план воспитательной работы
№

Название мероприятия

Форма

1

День открытых дверей.

рассказ

2
3

Чествование летних именинников
Праздничное поздравление к Дню учителя.

4
5
6
7

КВН среди театральных групп
Праздничный концерт «День матери»
Чествование осенних именинников.
Новогоднее представление.

поздравление
номера худ. самодеятельности
конкурс
концерт
поздравление
представление

Поход в лес.
Чествование зимних именинников.
Концерт, посвященный 8 марта.
Праздничный концерт, посвященный ВОВ.
Чествование весенних именинников.
Торжественная линейка, посвященная подведению итогов за учебный год.
14 Игровая программа, посвященная 1 июня.
8
9
10
11
12
13

Дата
проведения
с 01.09 –
04.09
8.09
05.10
29.10
25.11
26.11
28.12

поход
поздравление
концерт
концерт
поздравление
линейка

23.02
18.02
08.03
07.05
14.05
28.05

игры, конкурсы

01.06

Планирование совместной деятельности детей и родителей
Планируемые формы работы с родителями: беседы; консультации; родительские собрания; посещения семей; совместные мероприятия для детей и родителей.
Совместные мероприятия для детей и родителей
№
1

Название мероприятия
КВН.

Форма
конкурс

Дата
октябрь

Деятельность
родителей
покупка подарков, подведение

Деятельность детей
подбор сценок,
стихотворений,
28

итогов
покупка подарков, пошив костюмов

2

Новогоднее представление.

представление

декабрь

3

Поход в лес.

поход

4

Концерт, посвященный 8 марта.

концерт

5

Игровая программа, посвященная 1
июня.
Спектакли.

игры,
конкурсы

февраль подготовка к
проведению похода, проведение
ТБ
март
покупка подарков, участие в
конкурсах
июнь
покупка подарков, участие в
конкурсах
апрель просмотр, обсуж– май
дение

6

спектакль

пошив костюмов
выбор сценария,
игровой программы, постановка
представления
подготовка рюкзака
и саней к походу
подбор конкурсов,
костюмов, участие
подбор конкурсов,
костюмов, участие
репетиции и показ
спектакля

Условия реализации программы
Кадровое условие реализации программы: для реализации данной программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области актерского мастерства,
сценической речи, сценического движения, знающий специфику организации дополнительного образования.
Помещение: зал и сцена для проведения репетиционных занятий.
Оборудование: задник, стулья, кубы различных форм, зеркало, грим, реквизиты, костюмы.
Технические средства обучения: персональный компьютер (ноутбук), компьютерная
акустика (колонки), фотоаппарат.
Экранно-звуковые пособия: презентации по тематике программы; мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебно-тематический план на 2022 – 2023 учебный год – 20 учебных недель
и 65 учебных дня, даты начала занятий по программе 3 октября, окончание 1 полугодия 30
декабря, каникулы с 2 января по 9 января, начало 2-го полугодия – 10 января, окончание
2-го полугодия 31 мая.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «3-я ступень театральной студии» проводятся на базе МКОУ «Калтукская СОШ» по адресу: 65780, Иркутская обл.,
Братский район, с. Калтук, ул. Советская дом 2 В.
Интернет-ресурсы
1. Упражнения для начинающих актёров. http://yourspeech.ru/artistry/acting/akterskoemasterstvo-dlya-nachinayushhih-uprazhneniya.html
2. Актёрское мастерство для начинающих: основы, секреты и уроки.
http://fb.ru/article/162384/akterskoe-masterstvo-dlya-nachinayuschih-osnovyi-sekretyi-i-urokiuprajneniya-po-akterskomu-masterstvu
3. Актёрское мастерство – онлайн-курс. https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
4. Мимика, актёрское мастерство (самоучитель).
https://www.liveinternet.ru/users/meow_miaou/post225453040
29

5. Этюд для поступления в театральный. https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoemasterstvo/etyudy-po-akterskomu-masterstvu/
6. Актёрские этюды. https://p-i-f.livejournal.com/4637722.html
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
5.Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
7.Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.

Список литературы для педагогов
1. Гааз Э., Маслова Л. Театр: практические занятия в театральном коллективе. М, «Я вхожу в мир
искусств» №6, 2001.
2. Голубовский Б. Путь к спектаклю. М., «Я вхожу в мир искусств» №5, 2005.
3. Иванова Т.Ф, Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. М., Русский язык, 2003.
4. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов, Учитель, 2007.
5.Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград, Учитель, 2009.
6. Колчеев Ю.В, Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., Школьная Пресса, 2003.
7. Корогодский З.Я. Начало. СПб, 2005.
8. Корогодский З.Я. Основы актерского мастерства. М., «Я вхожу в мир искусств» №1, 2008.
9. Немирович-Данченко В. О работе над спектаклем. М., 1973.
10. Ожегов С.Н. Словарь русского языка.
11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011.
12.Попов П.Г. Режиссура. О методе. М., «Я вхожу в мир искусств» № 4, 2003.
13.Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. М., «Я вхожу в мир искусств» № 5, 2008.
14. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. М., Русский язык, 1981.
15. Савостьянов А.И. Рождение артиста. М., «Я вхожу в мир искусства» № 3, 2006.
16.Смоленский Я. Читатель. Чтец. Актер. М., «Я вхожу в мир искусств» №4, 2009.
17. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
18. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151. «Я вхожу в мир искусств» №6,
2003.
19. Тришин В. Студийный метод воспитания актера. М., «Я вхожу в мир искусств» № 1, 2009.
20.Футлик Л.И. Я вхожу в мир искусств. М.,1995.
Литература для родителей и детей
30

1.Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. 3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
2.Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и
культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
3.Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
4.Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
5.Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
6.Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
7.Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.

Календарный учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год
Программа «3-я ступень театральной студии»
Группа № 2, 1год обучения
№

Дата

Тема занятия

1

05.10

2

07.10

3
4
5

12.10
14.10
19.10

6

21.10

7

26.10

8

28.10

Вводное занятие. Выявление
уровня и объема знаний о театре. Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии.
Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам
поведения. Инструктаж по
ТБ.
Знакомство с драматургией.
Анализ пьесы.
Выбор пьесы. Чтение пьесы
Выбор пьесы. Чтение пьесы
Распределение ролей. Чтение
по ролям. Действенный разбор пьесы
Чтение по ролям. Действенный разбор пьесы.
Чтение по ролям. Действенный разбор пьесы.
Изучение роли. Место роли в
будущем спектакле. Характер
героя.

9

02.11

10

09.11

Объем
часов
2

Форма занятия
Практическая
работа.

2
2
2

Беседа. Анализ
пьесы.
Чтение пьесы.
Чтение пьесы.
Чтение пьесы.

2

Чтение пьесы.

2

Чтение пьесы.

2

Чтение пьесы. Обсуждение.

Выявление внутреннего и
внешнего характера роли.

2

Индивидуальные особенности

2

Составление монолога своего персонажа. Этюды.
Этюды.

2

Форма аттестации (контроля)
Входной контроль.
Творческий показ
(этюды и упражнения).

Показ упражнений
и этюдов.

31

11

11.11

12

16.11

13

18.11

14

23.11

15

25.11

16
17
18
19
20

30.11
02.12
07.12
09.12
14.12

персонажа. Постановка этюдов.
Постановка этюдов: индивидуальные особенности – походка, речь, одежда, привычки.
Формирование представления
о художественном образе
персонажа спектакля, по характеру, внешности и темпераменту.
Создание импровизационных
мизансцен, для выявления
сверхзадачи данного характера персонажа в действии.
Импровизация мизансцен, воплощение в действии заданного образа героя.
Постановка этюдов на тему:
понятие сущности, определение индивидуальных черт поведения, характера, привычек,
как выглядит персонаж, как
одет, какая у него походка,
речь.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям.

21
22

16.12
21.12

23

23.12

24

28.12

25

30.12

26

11.01

2

Этюды.

2

Постановка мизансцен.

2

Постановка мизансцен.

2

Этюды.

2

Этюды.

2
2
2
2
2

Читка по ролям.
Читка по ролям.
Читка по ролям.
Читка по ролям.
Читка по ролям.

Чтение по ролям.
Мизансцена спектакля.

2
2

Читка по ролям.
Этюды.

Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Постановка этюдов на характерное поведение персонажа,
определение индивидуальных
особенностей. Оценка тех или
иных действий.
Выявление уровня готовности
обучающихся в освоении
учебного материала.
Выполнение зарисовок, этюдов, миниатюр на заданные
темы, выстраивание мизан-

2

Этюды.

2

Этюды.

2

Этюды, упражнения.

2

Этюды, миниатюры.

Самостоятельная
работа.

Текущий контроль.
Показ творческих
работ.

32

27

13.01

28

18.01

29

20.01

30

25.01

31

27.01

32

01.02

33

03.02

34

08.02

35

10.02

сцен и соединение в целые картины: походка, бег,
взгляд, повороты головы.
Работа над характером персонажа.
Освоение характера персонажа.
Связь мизансцены с задачей
каждой сцены и спектакля в
целом.
Сочинение роли, создание ситуаций, раскрывающих характер персонажа.
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Создание событий, влияющих
на характер персонажа, импровизационная работа с
предлагаемыми предметами,
миниатюры; этюды: монологи
– импровизации; создание индивидуальных костюмов.
Создание пластических зарисовок персонажа.
Работа над ролью без слов:
жесты, взгляд, движения, дыхание.
Работа по карточкам.

36

15.02

Работа над речью.

2

37

17.02

2

38

22.02

39

24.02

40

01.03

41

03.03

Чёткость и членораздельность
речи. Артикуляционная гимнастика. Сложные звукосочетания. Произношение скороговорок.
Отработка упражнений для
приобретения навыков разговорной речи персонажа.
Работа над этюдами по пьесе.
Воплощение в действие отдельных эпизодов, картин
всей пьесы.
Работа над созданием характера спектакля.
Работа с реквизитом, костюмами, музыкальным сопро-

2
2
2

Сочинение характера роли.
Сочинение характера роли.
Этюды, миниатюры.

2

Сочинение характера роли.

2

Этюды.

2

Этюды, миниатюры.

2

Работа по карточкам.
Работа по карточкам.

2

2

Работа по карточкам.
Скороговорки.
Гимнастика.
Скороговорки. Артикуляционная
гимнастика.

2

Упражнения.

2

Этюды.

2

Этюды.

2

Репетиция.

Показ творческих
работ.

Творческий показ.

33

42

10.03

43

15.03

44

17.03

45

22.03

46

24.03

47

29.03

48

31.03

49

05.04

50

07.04

51

12.04

52
53

14.04
19.04

54

21.04

55

26.04

56

28.04

57

03.05

вождением.
Работа с реквизитом, костюмами, музыкальным сопровождением, светом.
Работа с реквизитом, костюмами, музыкальным сопровождением, светом и декорациями. Работа над гримом.
Объединение эпизодов, картин, мизансцен. Репетиция
всей пьесы целиком.
Объединение эпизодов, картин, мизансцен. Репетиция
всей пьесы целиком.
Работа с предметами. Действия с предметами – одевать,
снимать, ставить, крутить,
бросать, раскрывать: одежда,
обувь, аксессуары, мебель,
посуда, инструменты.
Объединение эпизодов, картин, мизансцен. Репетиция
всей пьесы целиком.
Взаимодействие с партнёром,
мизансцена каждого эпизода.
Анализ проделанной работы с
учётом удачно найденных
решений и их закрепления.
Выявление недостатков при
прогоне и их исправление.
Репетиции. Установка декораций.
Репетиции. Установка декораций.
Прогоны всей пьесы целиком.
Соединение этюдов, мизансцен в картины.
Соединение этюдов, мизансцен в картины.
Прогон в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Прогон в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Прогон в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, рек-

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2
2

Репетиция.
Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

Практическая работа.

Показ творческих
работ.

Самостоятельная
постановка мизансцен.

34

58

05.05

59

10.05

60

12.05

61

17.05

62

19.05

63

24.05

64

26.05

65

31.05

визитом, гримом.
Прогон в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Прогон в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом, гримом.
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, светом, музыкой, реквизитом,
гримом.
Утверждение график показа
спектакля на протяжении
определённого времени. Премьера спектакля.
Повторный показ спектакля.
Обсуждение. Подведение итогов.
Обсуждение и анализ показа
спектакля. Самооценка деятельности каждого обучающегося в течение учебного
года.
Промежуточная аттестация.
Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного
результата образовательной
деятельности. Итоги за год.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Репетиция.

2

Спектакль.

Премьера спектакля.

2

Спектакль.

Премьера спектакля.

2

Самооценка деятельности каждого
обучающегося.

2

Творческая работа.

2

Анализ результата
образовательной
деятельности.

Практическая работа.

Показ творческих
работ.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».