ДОП Лес и человек 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Лес и человек»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень программы - базовый

Авторы-составители:
Курс Олег Викторович,
педагог дополнительного образования;
Дурных Ирина Александровна,
методист

Вихоревка, 2022 г.
1

Пояснительная записка.
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:


Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»



Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»



Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»



Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);



Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»



Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579
от 18.08.2020г.)



Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв.
Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р

Иные документы
Программа «Лес и человек» разработана на основе концепции программы по экологии
«Земля у нас одна» Е. А. Козяевой, зав. отделом экологии Центра эколого-биологического
творчества г. Братска и предназначена для учащихся 5-11 классов.
Статус программы. В дополнительную общеразвивающую программу «Лес и человек» в
2022-2023 учебном году внесены изменения с учетом Стратегии социальноэкономического развития муниципального образования «Братский район» на 2019-2030
годы и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного
финансирования. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения,
утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
2

Уровень освоения программы базовый.
Направленность программы – естественнонаучная.

Дифференцированное изучение в школе различных явлений природы не позволяет
сформировать целостное представление об окружающем мире, о месте и роли в нём
человека. Положение не спасают и предпринимающиеся попытки экологизации
отдельных разделов природоведения в младших классах, а также химии, физики,
биологии и других предметов – в старших. Ребёнок не получает всесторонней
взаимосвязанной информации о живом организме, о всех влияющих на него факторах, а
главное о своём месте – пассивном или активном – в системе этих факторов.
Актуальность введения данной программы связана с тем, что лес является одним
из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на
окружающую человека среду, является ценностью для каждого человека. Вместе с тем
велики темпы сокращения площади лесов мира. Ежегодно леса вырубаются на площади
сопоставимой с территорией европейского государства. Ведущим фактором их
сокращения является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка,
пожары, рекреационная деятельность. Обезлесивание стало глобальной экологической
проблемой.
Экологическое образование не является чем-то принципиально новым в мире.
Необходимость воспитания в человеке бережного отношения к природе и её ресурсам
осознавалось издавна.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и
практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Основная идея “натуралистического” подхода в экологическом образовании необходимость показать детям природу “изнутри”, в возможно большей степенью
подробности и “при максимальном увеличении”. Современные условия жизни
характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращенного к личности
ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной
личности, реализация которых объективно требует качественно нового подхода к
обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение и
воспитание должны быть развивающими, обогащающими ребенка знаниями и способами
умственной деятельности, формирующими познавательные интересы и способности.
Поэтому включение в содержание школьного образования комплексной
программы «Лес и человек» является настоятельной необходимостью сегодняшнего
времени. Вместе с тем, как показывает анализ учебных программ естественнонаучных
дисциплин, данная проблема рассматривается фрагментарно, без учета комплексных
связей отдельных компонентов лесной экосистемы.
На разрешение этого противоречия направлена составленная программа «Лес и
человек». Особенностью программы является ее междисциплинарность. Она интегрирует
знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла,
связана с экологическими курсами и школьным предметом «Основы безопасности
жизнедеятельности». Немаловажной чертой программы является ее ориентация на
личность школьника, его потребности, интересы, ценности.
Содержание программы имеет профориентационную направленность, вносит вклад
в формирование экологической культуры личности.
Новизна программы состоит в комплексном подходе к оценке состояния
природных сред, и как следствие, в понимании, что жизнь каждого человека зависит от
состояния всей планеты.
3

Области применения программы
Программа может быть реализована в средних общеобразовательных учреждениях
и учреждениях дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Возрастные особенности обучающихся Подростковый возраст – период перехода от
детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем
организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Быстрые темпы физического,
умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей,
которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости
школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное
новообразование сознания подростков – «чувство взрослости». Подросток стремится,
чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время
потребность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и
деятельности подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также
потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к
самоутверждению и самовоспитанию.
Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов
деятельности. Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к
самооценке. Если для младшего подростка характерно некритическое подражание
внешним манерам взрослых, большая зависимость от группы сверстников, то старший
подросток начинает осознавать свою самобытность и своеобразие, хотя зависимость его
от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст характеризуется
большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной деятельности выступают
основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраивается «Яконцепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о себе связано с
поиском ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя:
какой Я? какие у меня особенности? каким я представляюсь другим людям? Вместе с тем,
детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность.
По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают
низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими
переживается.
Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в
наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного
самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в
поведении и нравственном развитии.
Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебнопрофессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности
старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности.
Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и
потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей
профессии начинает, так или иначе, влиять на их отношение к учебной деятельности.
Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное
формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое
осознание себя как личности, переживание своего “Я” как индивидуальной целостности,
неповторимости, непохожести на других людей. Оценочная деятельность
4

старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность.
Старшеклассник как бы примеривается к различным социальным ролям, пробует себя в
различных видах деятельности (учение, спорт, общение, участие в молодежных
общественных движениях и организациях и других). Важной для старшеклассника может
стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном
предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями.
Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с
другой – его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение:
они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты и общению со взрослыми. Для
старшеклассников неприемлемо вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны
за тактичную помощь или совет. Если же потребность в доверительном общении не
удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода
ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь
требует от взрослых особой тактичности и внимания.
Основное новообразование первого периода юности – самоопределение во всех
сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и
мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием.
Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в
этом направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со
старшеклассниками: создание условий для реализации возможностей личности в
соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении
на будущее.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного
возраста.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12
-15 человек.
Объем и срок освоения программы - Учебный план рассчитан на 2 года обучения, 72
недели, 18 месяцев – 288 часов.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лес и человек» реализуется в течение
всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение
в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель
реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет. Программа не
реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не
предусматривает модульный принцип представления содержания учебного
материала.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15
минут.
Цель программы:
Воспитание сознательного отношения к природе, к своему краю и к планете в
целом, формирование экологического сознания, обучение экологически грамотному
поведению в повседневной жизни.
Задачи:
5

1. Сформировать у учащихся экологическое сознание и чувство признательности
природе;
2. Усилить осознание учащимися проблемы сокращения площади лесов мира
вследствие антропогенной деятельности;
3. Сформировать позитивные, здоровые и экологически безопасные бытовые
привычки;
4. Определить включённость отдельного человека и человечества в целом в
глобальные биосферные процессы;
5. Создать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и
улучшению окружающей среды через участие учащихся в благоустройстве
закрепленной за объединением экологической тропы и оказание помощи
Илирскому участковому лесничеству Братского лесхоза при посеве и посадке
лесных культур.
Концепция программы. Данная программа имеет в своей основе такие
представления об окружающем нас мире, которые легко могут быть усвоены подростками
и которые могут сформировать собственную систему ценностей.
Мы живём в мире природы, который, в свою очередь, состоит из множества
систем. Всё, что делает один из нас, так или иначе влияет на других. Как существа
разумные, мы оказываем огромное влияние на окружающую нас природу. Мы принимаем
решения, которые влияют на всё живое, и зачастую это влияние намного больше того, что
мы можем видеть. В основе программы лежит понимание взаимозависимости в мире
природы, понимание того, что любое действие имеет свои последствия и что в сложных
живых системах эти последствия не всегда предсказуемы.
Основные принципы программы
Личностный – детям даётся возможность выразить свои собственные взгляды и
соображения по поводу личной ответственности.
Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь.
Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас, дети должны понять,
что люди не вольны управлять природой, хотя бы потому, что наша планета больше нас и
что наше выживание всецело зависит от неё.
Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и
сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
Принцип позитивной основы – даёт надежду и предлагает решение экологических
проблем.
Формы организации образовательного процесса – коллективные, групповые.
Методы и приёмы работы:
 Сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов)
 Практические (лабораторные работы, эксперименты)
 Коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры)
 Комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии)
 Проблемные (создание на занятии проблемной ситуации)
Учебный план 1 год обучения
№

Название разделов,
Количество часов
тем
всего
теория
практика
6
4
2
Раздел№ 1 Лес в
нашей жизни.
10
6
4
Раздел № 2
Охрана природы –

Форма промежуточной
аттестации
Тестирование
Тестирование
6

важная
государственная
задача, дело всего
общества.
Раздел № 3 Охрана
лесов и иной
естественной
растительности.
Раздел №
4Подготовка
растений к зиме.
Раздел № 5
Подготовка
животных и
насекомых к зиме.
Раздел № 6
Фенологические
наблюдения зимой.
Раздел № 7
Фенологические
наблюдения весной.
Раздел № 8 Охрана
птиц.
Раздел № 9 Охрана
вод.
Раздел № 10.
Фенологические
наблюдения летом.
Раздел № 11
Профессиональные
пробы «Юный
лесник».
Раздел №12
Промежуточная
аттестация.
Итого

12

8

4

Тестирование

14

10

4

Тестирование

14

8

6

Тестирование

20

10

10

Тестирование

26

16

10

Тестирование

12

8

4

Тестирование

16

10

6

Тестирование

4

2

2

Тестирование

8

0

8

Тестирование

2

2

0

Тестирование

144

84

60

Раздел № 1 Лес в нашей жизни.
Теория
Практика
Раздел № 2
Охрана природы – важная
государственная задача, дело всего

4
2

Итого по
разделам
програм
мы

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

Раздел/месяц

Сентябр
ь
Октябрь

Календарный учебный график 1 год обучения (Расписание Пн. 16-18, Ср. 16-18)

4
2

7

общества.
Теория
Практика
Раздел № 3
Охрана лесов и иной естественной
растительности.
Теория
Практика
Раздел № 4
Подготовка растений к зиме.
Теория
Практика
Раздел № 5
Подготовка животных и насекомых к
зиме.
Теория
Практика
Раздел № 6
Фенологические наблюдения зимой.
Теория
Практика
Раздел № 7
Фенологические наблюдения весной.
Теория
Практика
Раздел № 8 Охрана птиц.
Теория
Практика
Раздел № 9 Охрана вод.
Теория
Практика
Раздел № 10.
Фенологические наблюдения летом.
Теория
Практика
Раздел № 11 Профессиональные пробы
«Юный лесник»
Теория
Практика
Раздел
№12
Промежуточная
аттестация
Теория
Практика
Итого
Теория
Практика

6
4

6
4

8
4

4

8
4

6
4

10
4

8

8
6

6

6
4

4
6

4

10
10

12
4

16
10

6
8
2

10
4

16
10
6

16
12
4

18
14
4

16
6
10

14
8
6

16
12
4

16
8
8

8
4

2

16
10
6

2

10
6

2
2

2
2

8

8

2

2

16
4
12

144
84
60

Содержание программы 1 – го года обучения
1. Раздел № 1 Лес в нашей жизни (6 часов)
Теория 4 часа. Входной контроль. Знакомство с планом работы кружка, с массовыми
мероприятиями и общественно полезным трудом в области охраны, рационального
использования и воспроизводства природных ресурсов.
Практика 2 часа. Участие в акции по защите леса, который расположен в прибрежной
полосе Братского водохранилища. Изготовление баннеров, плакатов, буклетов, уборка
мусора.
2. Раздел № 2 Охрана природы – важная государственная задача, дело всего
общества (10 часов)
8

Теория 6 часов. Значение охраны природы для народного хозяйства.
Создание заповедников как одна из форм сохранения природы в первозданном виде, для
научных и хозяйственных целей.
Практика 4 часа. Экскурсия в лесную водоохранную зону Братского водохранилища.
3. Раздел № 3. Охрана лесов и иной естественной растительности (12 часов)
Теория 8 часов. Значение леса для народного хозяйства страны; лес и урожай, лес и
климат, лес и регулирование водного режима рек, озер, водохранилищ.
Практика 4 часа. Экскурсия в прибрежную лесную зону.
4. Раздел № 4. Подготовка растений к зиме (14 часов)
Теория 10 часов. Деревья и кустарники осенью. Изменение окраски листьев, хвои.
Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие «подземных кладовых» - клубней
корневищ, луковиц у травянистых растений.
Практика 4 часа. Экскурсия в лесную зону поселка.
5. Раздел № 5. Подготовка животных и насекомых к зиме (14 часов)
Теория 8 часов. Основные виды животных и насекомых, обитающих в данной местности.
Приспособление насекомых - вредителей к условиям перезимовки. Меры борьбы с
насекомыми вредителями.
Практика 6 часов. Экскурсия в лесную зону поселка.
6. Раздел № 6. Фенологические наблюдения зимой (20 часов)
Теория 10 часов. Характеристика зимнего сезона. Программа наблюдений на зиму.
Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой. Процессы жизнедеятельности
растений зимой. Жизнь хвойных и лиственных деревьев.
Практика 10 часов. Экскурсия в лесную зону поселка. Наблюдение за древостоем.
7. Раздел № 7. Фенологические наблюдения весной (26 часов)
Теория 16 часов. Характеристика весеннего сезона. Программа наблюдений на весну.
Весенние феносигналы. Весна в произведениях писателей, поэтов, композиторов. Деревья,
кустарники, травянистая растительность весной.
Практика 10 часов. Экскурсия в лесную зону поселка. Наблюдение за насаждениями.
8. Раздел № 8. Охрана птиц (12 часов)
Теория 8 часов. Птицы весной. Весенние перелеты птиц. Миграция и ориентация птиц при
перелетах. Охрана птиц, гнездящихся в Иркутской области. Птицы, занесенные в
«Красную книгу».
Практика 4 часа. Изучение и наблюдение за прилетевшими птицами на территории
школы и прилегающей зоны Братского водохранилища.
9. Раздел № 9. Охрана вод (16 часов)
Теория 10 часов. Охрана вод. Охрана рыбных запасов. Охрана водоемов от загрязнения и
засорения. Основы водного законодательства РФ, его значение в деле охраны водных
ресурсов.
Практика 6часов.Изучение и наблюдение за прибрежной полосой Братского
водохранилища.
10. Раздел № 10. Фенологические наблюдения летом (4 часа)
Теория 2 часа. Характеристика летнего сезона. Программа наблюдений на лето. Деревья и
кустарники летом. Типы лесов. Хозяйственная ценность лугов, использование, их
продуктивность, состояние, охрана.
Практика 2 часа. Экскурсия в лесную зону поселка. Наблюдение за насаждениями.
9

11. Раздел № 11. Профессиональные пробы «Юный лесник» (8 часов)
Практика 8 часов. Выезд на подготовленные участки для посадки саженцев сосны.
12. Раздел № 12. Промежуточная аттестация (2 часа)
Теория 2 часа.

Учебный план 2 год обучения
№
1
2
3

4

5
6

7
8

Название разделов,
тем
Раздел№ 1 Лес в
нашей жизни.
Раздел № 2
Леса планеты земля.
Раздел № 3
Проблемы
лесопользования.
Раздел № 4
Влияние человека
на состояние лесов.
Загрязнение
окружающей среды.
Раздел № 5 Будущее
лесов.
Раздел № 6
Практикум.
Наша помощь лесу.
Изучение леса.
Раздел № 7
Итоговая аттестация.
Итого

Количество часов
всего
теория
практика
18
4
14

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации
Тестирование

18

14

4

Тестирование

22

16

6

Тестирование

36

26

10

Тестирование

14

8

6

Тестирование

30

10

20

Тестирование

6

2

4

Защита проекта

144

80

64

май

апрель

март

февраль

январь

2

декабрь

4
12

ноябрь

Октябрь

Раздел № 1
Лес в нашей жизни.
Теория
Практика
Раздел
№
Леса планеты земля.
Теория
Практика
Раздел № 3
Проблемы лесопользования.
Теория

Сентябрь

Раздел/месяц

Итого по
разделам
программы

Календарный учебный график 2 год обучения.

4
14

2
14

14
4

4

14

2

16

10

Практика
Раздел № 4
Влияние человека на состояние лесов.
Загрязнение окружающей среды.
Теория
Практика
Раздел № 5 Будущее лесов.
Теория
Практика
Раздел № 6 Практикум.
Наша помощь лесу. Изучение леса.
Теория
Практика
Раздел № 7
Итоговая аттестация.
Теория
Практика
Итого
Теория
Практика

6

8

6

14

4
10

26
10
8
6

4

16
4
12

16
14
2

18
14
4

16
8
6

14
14

14
4
10

18
12
6

8
6

6
10

10

10
20

16
6
10

2
4
16
2
14

2
4
144
84
60

Содержание программы 2 – го года обучения
1. Лес в нашей жизни – 18 часов.
Теория – 4 часа. Общее понятие о лесе. Многосторонняя ценность леса. История
взаимоотношение леса и человека. Почвозащитная роль леса. Лес и искусство. Лес и
здоровье. Лес и экология. Лес как место обитания животных. Экономическое значение
леса. Средообразующую роль леса
Практика – 14 часов. Участие в акции по защите леса, который расположен в
прибрежной полосе и вдоль минерализованной полосы, защищающей поселок от лесных
пожаров. Изготовление баннеров, плакатов, буклетов, уборка мусора.
2. Леса планеты Земля – 18 часов.
Теория – 14 часов. Основные лесные экосистемы мира и России. Общая характеристика
лесов мира: лесотундра. Леса умеренного пояса. Лесостепь и степь. Саванны и
редколесья. Жестколистные, вечнозеленые леса и кустарники. Переменно-влажные и
муссонные леса. Влажные экваториальные леса. Леса Восточной Сибири. Леса Иркутской
области. Особо охраняемые территории. Заповедники. Национальные и природные
парки. Памятники природы. Леса зон населенных пунктов. Городские леса
Практика – 4 часа. Участие в акции по защите птиц, животных, обитателей лесной зоны
нашего поселка. Изготовление кормушек, заготовка корма, изготовление буклетов.
3. Проблемы лесопользования – 22 часа.
Теория – 16 часов. Болезни и вредители леса. Причины, вызывающие заболевания.
Первичные вредители леса. Меры борьбы с ними. Вторичные вредители леса (стволовые)
и меры борьбы с ними. Вредители питомников. Основные болезни леса, вызываемые
антропогенной деятельностью, бактериологическими воздействиями. Диагностика
повреждения древесины насекомыми. Организационно-технические, профилактические,
защитные, химические и нехимические меры по защите лесов. Прогнозирование
размножения вредителей леса. Лесопатологический мониторинг как часть лесного
мониторинга.
Лесовосстановление
и
лесоразведение.
Значение
и
цели
лесовосстановления и разведения лесов. Естественное и искусственное восстановление
лесов. Фонд лесовосстановления. Способы и методы создания и выращивания лесных
культур, оценка их
качества. Обеспечение лесокультурных работ районированными
семенами и
посадочным материалом. Влияние рекреационной деятельности
человека на лес. Организованный и неорганизованный отдых в лесу. Воздействие
11

человека на лес. Воздействие антропогенных нагрузок. Вытаптывание. Шумовое
воздействие.
Правила поведения в лесу. Значение национальных парков в
рекреационных целях.
Практика – 4 часа. Экскурсия в лесопитомник. Участие в заготовке семенного фонда.
4. Влияние человека на состояние лесов – 36 часов.
Теория – 26часов. Загрязнение окружающей среды. Влияние физического,
химического, биологического загрязнения. Виды загрязнителей. Загрязнение бытовыми
отходами и отбросами. Оценка влияния загрязнителей на лес. Меры по предупреждению и
ликвидации загрязнения окружающей среды. Лесные пожары. Горимость лесов земного
шара. Понятие о лесном пожаре. Причины возникновения и распространения лесных
пожаров. Пожарная опасность в лесу. Пожароопасный период. Виды пожаров: низовой,
верховой, почвенный. Площадь лесного пожара. Элементы пожара. Развитие и
обнаружение лесного пожара. Способы и приемы тушения лесных пожаров. Действие
человека на пожаре. Техника безопасности при тушении лесного пожара.
Предупреждение лесных пожаров. Наземная, авиационная охрана лесов. Охрана лесов от
пожаров в Основах лесного законодательства. На службе у леса. Профессии, связанные с
лесом. Государственная лесная охрана, ее задачи, обязанности и права
работников
Гослесоохраны. Подготовка кадров для лесного хозяйства. Юные помощники леса.
Школьные лесничества. Правовые вопросы охраны лесов.
Практика – 10 часов. Экскурсия в ПЧ, участие в деятельности школьного лесничества,
изготовление плакатов, буклетов в защиту леса от пожаров.
5. Будущее лесов – 14 часов.
Теория –8часов. Методы изучения лесов. Мониторинг как процесс наблюдения, оценки
и прогноза состояния лесной экосистемы. Анализ факторов среды (горные породы,
рельеф, климат, почвы, воды). Анализ различных видов отношений между организмами в
экосистеме леса. Изучение влияния человека на жизнь леса. Современные методы
изучения лесов. Международное сотрудничество по охране лесов на планете. История,
цели, принципы, основные формы сотрудничества. Основные международные
организации, занимающиеся охраной лесов. Общественные организации по охране леса.
Основные правовые документы в области охраны окружающей среды. Участие России в
международном сотрудничестве по охране лесов.
Практика – 6 часов. Проведение мониторинга состояния лесной экосистемы нашего
поселка.
6. Практикум. «Наша помощь лесу» – 30 часов.
Теория –10часов. Изучение леса. Определение видового разнообразия деревьев и
кустарников в ближайшем лесу или парке. Составление комплексной характеристики
лесов своей местности. Анализ влияния факторов среды на видовое многообразие леса.
Изучение влияния деятельности человека на жизнь леса. Сбор и обобщение материалов по
истории заповедного дела в своей местности. В мире лесной гармонии.
Практика – 20 часов.
Лесные «Робинзоны». Лесная аптека. Ориентация в лесу. Лесная кладовая. Правила
поведения в лесу. Разрабатываем кодекс туриста. Наша помощь лесу. Опытничество и
исследования в лесничествах. Производство лесных культур. Лесное семенное дело.
Охрана лесов от пожаров. Пропаганда идей бережного отношения к лесу.
7. Итоговая аттестация – 6 часов.
Теория -2 часа. Разработка творческого проекта по теме «Охрана окружающей среды
нашего поселка»
Практика- 4 часа. Работа над проектом. Защита проекта.
Планируемые результаты освоения программного материала.
По окончании обучения воспитанник объединения будет знать:
12

 Средообразующую роль леса;
 Основные лесные экосистемы мира и России;
 Виды и принципы лесопользования;
 Факторы влияния человека на состояние лесных экосистем;
 Способы и приёмы тушения лесных пожаров;
 Технику безопасности при тушении лесного пожара;
 Методику лесопатологического мониторинга;
 Способы и методы создания и выращивания лесных культур;
 Правовые вопросы охраны лесов;
 Основные правовые документы в области охраны окружающей среды.
Будет уметь:
 Анализировать факторы, влияющие на лесные экосистемы;
 Оценивать и прогнозировать состояние лесной экосистемы;
 Определять видовое разнообразие деревьев и кустарников;
 Составлять комплексную характеристику лесов своей местности;
 Собирать и обобщать материалы по истории заповедного дела в своей местности;
 Ориентироваться в лесу;
 Выращивать лесные культуры и оценивать их качества.
 Обучающиеся будут знать и уметь:
В результате освоения программного материала выпускник сформирует готовность
и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформирует мотивацию
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформирует систему
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Овладеет: регулятивными, познавательными, коммуникативными способностями, будет
использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, научится
самостоятельно планировать и осуществлять в учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
Сегодня очевидно, что в современном обществе социально успешным будет
человек с позитивным самоотношением, обладающий навыками и умениями в области
социального общения, работы в «команде». Наши выпускники должны иметь навыки
социальной адаптации, склонность к самостоятельному проектированию личного
будущего, уметь связывать свои успехи и неудачи в первую очередь с собственной
недоработкой, а не с «объективными» причинами. Возможности для решения этих задач
они получают в конструктивной конкуренции, заложенной практически во всех
направлениях и видах социального творчества.
Выпускник
 Осознаёт себя личностью;
 Способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
 Понимает ценности образования как основы будущего успеха;
 Креативный, критически мыслящий;
 Готов к сотрудничеству для достижения совместного результата;
 Разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни.
Оценочные материалы
Освоение программного материала и развитие лидерских качеств отслеживается по
13

результатам разработки, презентации и реализации творческих и социальных проектов;
участие в проектно-исследовательской конференции «Исследователи Приангарья»,
личной самооценки воспитанника. Цель диагностики – проследить динамику развития и
рост мастерства обучающихся.
Одним из показателей результативности является участие обучающихся в выставках,
конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального уровней.
Результаты освоения программы фиксируются в индивидуальной карте развития,
Портфолио творческих работ, летописи коллектива, педагогическом дневнике педагога.
Эффективность и результативность программы рассматривается через сформированность
таких ключевых компетентностей учащегося, как
1.
Компетентность в самостоятельной познавательной и предметной
деятельности;
2.
Компетентность в социально-культурной и гражданской сфере;
3.
Компетентность в информационно-коммуникативной сфере.
Особенностью юношеского этапа является становление социального,
профессионального и гражданского самоопределения старшеклассников.
Критерии
Показатели
Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности
Способность
самостоятельно
ставить Умение
самостоятельно
создавать
задачи и организовывать собственную алгоритмы деятельности при решении
деятельность по их достижению
широкого круга проблем, в том числе
творческого и поискового характера
Способность прогнозировать события, Умение оценивать и прогнозировать
развитие
процессов
и
результаты последствия
и
риски,
умение
деятельности (понимать: «что произойдёт, проектировать,
использовать
приёмы
если…»;
анализа
и
синтеза
для
решения
Способность синтезировать: составлять поставленных
задач
и
проектной
целое
из
частей,
в
том
числе деятельности
самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты для решения
поставленных задач
Способность
формулировать
и Умение представлять свои суждения, в том
аргументировать
числе давать определение, доказательство
и доказательство от противного и т. п.
Способность к самостоятельной учебной Умение
самостоятельно
выбирать
деятельности
основания, критерии для сравнения,
сопоставления, оценки и классификации
объектов; умение организовывать и
проводить
опыты,
эксперименты,
наблюдения, формулировать выводы
Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной деятельности
Способность
извлекать
необходимую Умение структурировать информацию,
информацию из различных источников
свободно ориентироваться и работать с
текстами
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового
характера, в том числе на иностранном
языке
Способность самостоятельно собирать, Умение искать, находить и хранить
хранить
и
пользоваться
нужной необходимую
информацию,
свободно
информацией, создавая соответствующие пользоваться сетью Интернет для поиска,
базы данных, включая электронные
получения и передачи информации
14

Способность к содержательному общению

Владение основными видами публичных
выступлений
(монологическое
высказывание,
дискуссия,
дебаты,
полемика)
Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере
Способность к рефлексии, самоанализу и Умение контролировать и оценивать свою
самоконтролю
деятельность,
умение
предвидеть
возможные последствия своих действий.
Умение оценивать свои достижения и
устранять причины возникших трудностей.
Умение регулировать своё поведение,
физическое и эмоциональное состояния.
Умение оценивать свою деятельность с
точки зрения нравственных, правовых
норм, эстетических ценностей
Способность к определению сфер своих Умение
оценить
результаты
интересов
и
возможностей
в профессиональной пробы
профессиональной сфере
Способность
к
взаимодействию
со Умение устанавливать взаимодействие:
сверстниками, взрослыми
согласовывать
и
координировать
деятельность с другими её участниками,
объективно оценивать свой вклад в
решение
общих
задач
коллектива,
включаться в различное ролевое поведение
(лидер, подчинённый и др.)
Способность
к
безопасной Соблюдение
норм
поведения
в
жизнедеятельности
окружающей среде, правил здорового
образа жизни
Способность к выстраиванию своей Умение использовать свои права и
деятельности в соответствии с правовыми выполнять свои обязанности гражданина,
нормами и правилами
члена общества и учебного коллектива
Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий своё отношение к миру,
к людям, к самому себе.
Феномен развития заключается в том, что оно может быть конструктивным,
прогрессивным, а может быть деструктивным, регрессивным. И воспитание (как
управление процессом развития личности) нельзя понимать только в контексте
позитивного влияния на ребёнка.
Личностный рост ребёнка – это процесс приобретения им знаний об основных
социальных нормах, развития его позитивных отношений к базовым общественным
ценностям, накопления им опыта ценностно окрашенного социального действия и
овладения им высшими, социально полезными видами деятельности, поэтому при
изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо акцентировать
внимание на формирование позитивных отношений к базовым общественным ценностям.
Структура ценностных отношений личности
Базовые
В чём проявляется позитивное
В чём проявляется негативное
общественные
отношение личности к данным
отношение личности к данным
ценности
ценностям (признаки личностного
ценностям (признаки
роста)
личностного регресса)
Отношение к миру
1. Отечество
Гражданственность, патриотизм
Обывательство и социальное
иждивенчество
15

2. Земля
3. Мир
4. Труд
5. Культура
6. Знания
7. Другие
люди (такие
же, как и я
сам)
8. Иные люди
(не такие, как
я)
9. Я –
телесное, моё
здоровье
10. Я –
душевное,
мой
внутренний
мир

Любовь к природе, бережное
отношение к её богатствам
Миротворчество и неприятие
насилия, пацифизм
Трудолюбие, стремление к
творчеству
Интеллигентность

Потребительское отношение к
природе и её богатствам
Милитаризм

толерантность

Ксенофобия, национализм,
расизм

Лень

Бескультурье, хамство,
вандализм
Любознательность
Невежество
Отношение к окружающим людям
Гуманность, милосердие
жестокость

Отношение к себе
Забота о своём здоровье,
стремление вести здоровый образ
жизни
Самопринятие и душевное
здоровье

Пристрастие к вредным
привычкам и постепенное
разрушение организма
Комплекс неполноценности

Для описания феномена личностного роста необходима оценка устойчивости данных
отношений.
Можно выделить три типа отношений:

Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и
детерминированностью (детерминировать – определять, обуславливать) конкретной
жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Ситуативность отношений ярко
проявляется в так называемые периоды духовных исканий подростков и юношества.
Поэтому для школьников данного возраста это довольно обыденное явление, которое
можно оценивать негативно лишь в том случае, когда оно превращается в
беспринципность.

Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к
различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные
отношения к миру, к другим людям и к самому себе фиксируются в её жизненной
позиции. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. Критические
жизненные ситуации, сильные эмоциональные переживания могут способствовать
изменению уже устоявшихся отношений личности к тем или иным феноменам
окружающей его реальности. Выбирая и отстаивая собственную позицию в конкретном
поступке, человеку каждый раз приходится утверждать себя как личность.

Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством. В истории
человечества примеров этому не так много. Носители таких отношений, как правило,
очень яркие и незаурядные личности. Это и фанатики, или подвижники, кого в разных
культурах почитают за учителей или святых. Для первых свойственно выстраивание
16

личной ценностной иерархии, где какая-либо ценность доминирует над всеми другими.
Фанатики оценивают и осмысливают мир, других, самого себя сквозь призму этой
единственной ценности-фетиша (фетиш – предмет слепого поклонения, образец). В жизни
вторых, напротив, любая иерархия ценностей исчезает, уступая место ощущению
глубокой связи Я-Другие-Мир. Примером здесь могут такие личности как Иисус Христос,
Махатма Ганди.
Личностный рост подростка отслеживается по методике В. А. Караковского.
Виды контроля и аттестации:
Цель проведения – определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих
способностей, ориентирование на самостоятельную деятельность, получение сведений для
совершенствования образовательной программы и методов обучения.


Входной контроль: проводится в начале учебного года для определения уровня
развития детей и их творческих способностей. Формы аттестации (контроля) –
беседа, опрос, анкетирование.
 Текущий контроль: проводится в течение учебного года для определения степени
усвоения учебного материала по разделам программы. Формы аттестации
(контроля) –тестирование
 В конце первого года обучения, форма промежуточной аттестации (контроля) –
тестирование.
По окончании изучения программы осуществляется итоговая аттестация. Формы
аттестации (контроля) – защита проектов, исследовательских работ.
Оценка исследовательского проекта:
1. Введение – 0-5б 2.
2. Историческая справка – 0-5б 3.
3. Методы – 0-5б 4.
4. Материалы и инструменты – 0-5б
5. 5. Технология проведения работ – 0-5б
6. 6. Результаты – 0-5б
7. 7. Литература – 0-5б
Максимальное кол-во - 35 баллов.
защиты проекта – 0-5 баллов.
Итого максимальное кол-во – 40 баллов
Максимальное количество 40 баллов
от 30 до 40 баллов – высокий уровень
от 20 до 30 баллов – средний уровень
от 0 до 20 баллов – низкий уровень
В ходе работы над исследовательским проектом, важно соблюдать несколько основных
правил:
 не навязывать готового решения;
 не перегружать обучающихся информацией, сосредоточив внимание на главном;
 подчеркивать важность инициативы и творческого подхода в работе над проектом;
 предоставлять право самим выбирать тему исследовательского проекта.
Перечень тестов промежуточной аттестации.
1. Раскрыть общее понятие лес и человек.
17

2. Перечислить породы деревьев растущие в нашей местности.
3. Какое влияние оказывает лес на климат.
4. Что необходимо делать, чтобы уменьшить количество пожаров в лесах.
5. Перечислить способы ориентирования в лесах.
Перечень тестов итоговой аттестации.
1. Раскрыть общее понятие лес и человек.
2. Объяснить средообразующее значение леса.
3. Рекреация на лесную экосистему.
4. Перечислить варианты оптимизации использования лесных ресурсов.
5. Возобновление и восстановление леса, способы и задачи.
Критерии оценки выполнения проекта и его защиты.
1. Актуальность выбранной темы.
2. Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач.
3. Соответствие содержания плану.
4. Обоснованность выводов.
5. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта.
6. Правильность и грамотность оформления.
7. Выступление на защите (владение материалом предоставляемого проекта, наглядность,
культура речи).
8. Умение отвечать на вопросы.
9. Умение защищать свою точку зрения.
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Участие родителей в мероприятиях в качестве постоянных участников поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в мероприятиях поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;


Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях



Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий театрального объединения
на 2022-2023 учебный год
18

№п/п Участники
Учащиеся школы,
1
обучающиеся
п
программе «Лес и
человек»,
родители,
педагоги.
Обучающиеся п
2
программе «Лес и
человек»,
родители.
Обучающиеся п
3
программе «Лес и
человек».

4

5

Мероприятия
«Чистый берег»

Берегите
красавицу»

Форма
Месяц
Акция по очистке сентябрь
береговой
зоны
Братского
водохранилища.
лесную Операция
по декабрь
охране
еловых
насаждений.

Правила поведения в Цикл лекций.
лесу: меры пожарной Плакаты, буклеты.
безопасности,
меры
безопасности от укусов
клеща.
Осторожно:
«Тонкий лед!»
Учащиеся школы, «Живи лес!»
Акция
посадки
обучающиеся
п
саженцев
программе «Лес и
совместно
с
человек»,
Лесничеством.
родители,
педагоги,
работники
Лесничества.
Обучающиеся п «Юные охранники леса»
Слет
школьных
программе «Лес и
лесничеств.
человек».

Март-май

Майсентябрь

Октябрь

Иные компоненты.
Условия реализации программы
Учебные занятия организованы на базе МКОУ «Илирская СОШ №2» по адресу: п.
Прибрежный, переулок Школьный, 4.
Технические средства обучения, инструменты, материалы, пособия:
Мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер (ноутбук);
мерная вилка;
гербарий;
высотомер;
буссоль;
литература по лесоводству, зоологии, ботанике;
наглядные пособия;
компас;
меч "Колесова";
полнотомер.
Экранно-звуковые пособия:
19

- «Лес и Человек История взаимоотношений», «Окружающий мир Лес и человек».
Аудиозаписи;
- видеофильмы по тематике программы;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие
тематике программы.
Дидактический материал:
Таблицы по курсу «Природоведение»;
Таблица «Роль леса в природе»;
Набор открыток «Съедобные и ядовитые грибы»;
Иллюстрации животных;
Тематическая раскладушка «Лес – многоэтажный дом»;
Образовательный проект «Жизнь вокруг одного дерева»;
Образцы кормушек и птичьих домиков;
Видеофильм «Планета Земля»;
Тексты и диагностические задания по теории;
Презентации:
«Природа и человек»
Кадровое обеспечение.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лес и человек»
требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области экологии,
лесоведения, охраны окружающей среды, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Интернет-ресурсы.
Экологический портал http://www.informeco.ru
Школа юннатов http://www.unnat.ru
Экологическое содружество http://www.ecocoop.ru
Профессионально о живой природе http://www.biodat.ru
Список литературы
1. Т. А. Антипенко и др. Справочник лесничего. М. ВНИИЛМ, 2010г. – 640с.;
2. О. Н, Беспаленко.
Методические указания по выполнению опытно-исследовательских работ в
лесных
насаждениях школьных лесничеств. Воронеж 2010г – 23с.;
3. И. И. Степаненко Лесная типология. М. МНЭПУ 1999г. – 96с.;
4. А. Д. Лозовой. Лесная вспомогательная книжка. Воронеж 2000г – 400с.;
5. Распопов В. А. Методические рекомендации (в помощь руководителям школьных
лесничеств) Тамбов 2005, - 7с.
6. Российское лесоустройство. ВНИИЛМ. Леса России.
Пушкино «Лев Толстой» 2011 -48с.;
7. Е. П. Кузьмичева. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров
(практическое пособие). М. «Весь Мир» 2010 – 128с.
8. Специализированная общественно - политическая газета, официальное издание
Федерального агенства лесного хозяйства.
20

9. А. А. Плешаков. От земли до неба Атлас – определитель М.
«Просвещение» 2010, -222с.;
10. Н. Н. Сафонов. Полный атлас лекарственных растений. М. «Эксмо» 2009, - 312с.
11. Н. И. Пономарев, В. К. Ширнин.
12. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,
2002. – 566 с.
13. Боровиков А.М., Уголев Б.Н. Справочник по древесине. – М.:
Лесн. пром-сть, 1989. – 296 с.
14. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная:
Учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 424 с.
15. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н. Биогеография с основами экологии. – М.: ИКЦ
Академкнига, 2003. – 408 с.
16. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2002. – 304 с.
17. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учебник для вузов. – М.:
Издательский центр Академия, 2004. – 480 с

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».