ДОП Театральные подмостки 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 3 от 08. 10. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 142-0
От 08. 10. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театральные подмостки»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы - ознакомительный

Автор-составитель:
Самотаенкова Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования

Вихоревка 2022г.
1

Содержание
1.

2.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно – педагогических условий
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Методические материалы
Условия реализации программы
Список литературы
Календарный учебно тематический план

3
3
6
7
8
8
9
11
12
15
18
20
21

2

1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Дополнительная развивающая программа «Театральные подмостки», разработана в
соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:










Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок
организации
и
осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы
В программу внесены изменения в части: «Пояснительная записка» (изменены
нормативные документы); в календарный учебный график добавлены теоретические и
практические часы; в методические материалы, добавлены ссылки на разработки занятий,
презентаций, упражнений, теста. В программу включено проведение массовых
мероприятий, совместная деятельность обучающихся и родителей.
Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом
директора МБУ ДО «ДДТ»
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – ознакомительный.
Сроки реализации – с 03 октября по 31 мая 2023г.
Актуальность программы
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально
активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности,
гордиться достижениями отечественной и зарубежной культуры и искусства, способной к
творческому труду, фантазированию, сочинительству, самореализации. Новые знания
преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога активных
3

совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и
стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу
заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и
возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в
своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней
атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем
ярче и красочней становится их эмоциональный мир. В современном мире у детей есть
потребность быть в центре событий и научиться адаптироваться в обществе как можно в
более раннем возрасте.
Новизна программы – это создание современной практикоориентированной
образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать художественноэстетическую деятельность обучающихся, помочь раскрыть способности и адекватно
оценивать себя и свои возможности. Изучение данной программы позволит научиться
адаптироваться в обществе как можно в более раннем возрасте, научиться
взаимодействовать друг с другом, общаться, поддерживать разговор, не бояться быть
самим собой.
Педагогические принципы







принцип единства развития, обучения и воспитания;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип взаимодействия и сотрудничества;
принцип комплексного подхода.

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы для обучающихся обусловлена их
возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью,
увлеченностью, инициативностью.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в
детском возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к
воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли
художника, исполнителя; принцип креативности – предполагает максимальную
ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Адресат программы
Программа предназначена для детей среднего уровня развития в возрасте 7 – 9 лет.
Корректируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
4

Принцип комплектования групп:
По программе «Театральные подмостки» занимается одна группа (7 – 9 лет).
Данный подход к комплектованию учебной группы позволяет учесть половозрастные и
индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Программа не предполагает включение в учебную группу детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Возрастные, психофизиологические особенности обучающихся:

Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 8 месяцев, 20 недель, 65 дней обучения, 65 часов.
Форма обучения: очная; дистанционная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» реализуется в
течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
5

Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию творческой деятельности по изобразительному искусству на
основании договора о сетевом взаимодействии.
Режим занятий: В соответствии с СанПиНом занятия по программе «Театральные
подмостки» 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральные
подмостки» – традиционная модель. Традиционная модель реализации программы
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного
месяца обучения в одной образовательной организации.
Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа
не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала.
Форма организации образовательного процесса направлена на достижение цели,
реализацию образовательных и развивающих задач, на развитие творческих способностей
детей.
Формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия.
Набор детей в объединение – свободный. Состав группы – 10 – 15 человек.
Основные формы и методы. Широко используется форма творческих занятий, которая
придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на развитие фантазии, воображения и
креативного мышления. Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и
слушать других. Сюжетно-ролевая игра позволяет участникам представить себя в
предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать
последствия тех или иных действий и принять решение. Лекция с разбором конкретных
ситуаций используется для теоретических решений поставленных вопросов и задач.
Тренинги дают возможность отрабатывать теоретические навыки на практике и
совершенствовать их.
Основной технологией обучения по программе выбрана игровая технология в обучении
театральной деятельности.
Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в
конкурсных и фестивальных мероприятиях и демонстрировать успехи и достижения в
сфере развития своего творческого потенциала.
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые
формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность
«командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха,
неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная
активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно и
творчески взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую
часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу
6

у обучающихся вырабатываются такие качества, как дисциплинированность, внимание,
наблюдательность, работоспособность, память, желание учиться, настойчивость и
любознательность.
Ожидаемые результаты:
По итогам освоения данной программы обучающиеся:






знают правила техники безопасности поведения при работе на сцене;
знают основные теоретические понятия, касающиеся театрального искусства;
освоили последовательность артикуляционной гимнастики;
самостоятельно выполняют упражнения на раскрепощение мышц;
владеют основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.

Цель и задачи программы
Цель: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к
миру искусства – театру.
Задачи:
Образовательные:





познакомить с театральной терминологией;
познакомить с основным принципом соотношения декораций;
обучить основным правилам театра;
формировать технику и культуру речи.

Развивающие:




развить пространственное мышление детей, внимание, наблюдательность,
воображение;
развить артикуляционный аппарат;
развить двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость,
выносливость), пластическую выразительность (ритмичность, быстроту реакции,
координацию движений).

Воспитательные:




воспитать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению
заданий различной сложности;
воспитать смелость, находчивость;
воспитать основы коллективных отношений через совместную деятельность.
Содержание программы

Раздел 1. «Введение в программу» (количество часов – 2)
7

1.1.Теория. Введение в программу. Техника безопасности. Правила работы в кабинете и
на сцене; организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Устный опрос: «Знание правил поведения в кабинете, правила техники
безопасности»
Раздел 2. «Занавес открывается!» (количество часов – 4)
2.1. Теория. Знакомство с видами театров, с правилами поведения в театре, за кулисами,
на сцене.
Практика. Опрос «Что такое театр?»
Раздел 3. «Театральная игра» (количество часов – 10)
3.1.Теория. Что такое сцена?
Практика. Сюжетноролевая игра.
3.2.Теория. Виды театральны х постановок. Знакомство театральными с профессиями,
процессом создания спектакля.
Практика. Игры. Опрос: «Знание театральных профессий»
3.3.Теория. Секреты сценического мастерства. Спектакль как итог работы.
Знание основных правил поведения в театре.
Практика. Игра. Этюды.
3.4.Теория. Знакомство с понятием «декорация».
Практика. Устный опрос «Какие бывают декорации?»
3.5.Теория. Знание основных норм театральной игры.
Практика. Сожетноролевые игры.
Раздел 4. «Выбор пьесы и работа над ней» (количество часов – 10)
4.1.Теория. Чтение пьесы.
Практика. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям.
4.2.Теория. Анализ текста пьесы.
Практика. Работа над пьесой. Разучивание основных сцен. Показ этюдов.
Раздел 5. «Культура речи» (количество часов – 10)
5.1.Теория. Артикуляция и дикция.

8

Практика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ.
Дикционные упражнения. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.
Самостоятельный показ упражнений.
Раздел 6. «Ритмопластика» (количество часов – 10)
6.1.Теория. Развитие своего тела как инструмента внешней выразительности актера.
Практика. Упражнения и этюды на пластическую выразительность, свободу движений,
снятие мышечных зажимов. Самостоятельный показ упражнений.
Раздел 7. «Репетиционный период. Подготовка к показу» (количество часов – 17)
6.1.Практика. Репетиция основных сцен. Репетиция с музыкальным оформление.
6.2.Практика. Подготовка костюмов для спектакля. Самостоятельная подготовка
костюмов к показу.
6.3. Практика. Показ миниатюр. Премьера.
8.Итоговая аттестация (количество часов – 2)
Практика. Творческий опрос
Планируемые результаты
Будут знать:






театральную терминологию;
творческие профессии;
виды театрального искусства;
что такое декорация;
что такое артикуляция и дикция.

Будут уметь:





уметь работать в команде;
уметь анализировать информацию и принимать решения, предлагать свои идеи и
способы их реализации;
отстаивать своё мнение и умение слушать других;
уметь работать над упражнениями и этюдами на пластическую выразительность,
свободу движений, снятие мышечных зажимов.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план 1 год обучения
Кол-во часов

№

Название разделов (тем)

Теория

Практика

Всего

Форма входного,
текущего контроля
и промежуточной
(итоговой)
9

аттестации

1.

Раздел «Введение в
программу»

Устный опрос:
«Знание правил
поведения в
кабинете, правила
техники
безопасности»

1

1

2

1.1.

Техника безопасности.
Правила работы в
кабинете и на сцене;
организация рабочего
места. Инструктаж по
технике безопасности.

1

1

2

2.

Раздел «Занавес
открывается!»

2

2

4

2.1.

Знакомство с видами
театров, с правилами
поведения в театре, за
кулисами, на сцене.

2

2

4

3

Раздел «Театральная
игра»

4

6

10

3.1.

Что такое сцена?

1

1

2

3.2.

Виды театральных
постановок. Знакомство
театральными с
профессиями, процессом
создания спектакля.

1

1

2

3.3.

Секреты сценического
1
мастерства. Спектакль как
итог работы. Знание
основных правил
поведения в театре.

1

2

3.4.

Знакомство с понятием
«декорация».

1

2

Устный опрос
«Какие бывают
декорации?»

3.5.

Знание основных норм
театральной игры.

2

2

Опрос.

1

Опрос «Что такое
театр?»

Опрос.

Опрос: «Знание
театральных
профессий»

10

4

Раздел «Выбор пьесы и
работа над ней»

4

6

10

4.1.

Чтение пьесы.
Распределение ролей.
Чтение пьесы по ролям.

2

2

4

4.2.

Анализ текста пьесы.
Работа над пьесой.
Разучивание основных
сцен.

2

4

6

5.

Раздел «Культура речи»

1

9

10

5.1.

Артикуляция и дикция.

1

9

10

Показ этюдов.

Самостоятельный
показ упражнений.

Артикуляционная
гимнастика: упражнения
для языка, челюсти, губ.
Дикционные упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки, потешки,
небылицы, стихи.
Самостоятельный
показ упражнений.

6.

Раздел
«Ритмопластика»

1

9

10

6.1.

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

9

10

7.

Раздел «Репетиционный
период. Подготовка к
показу»

2

15

17

Показ миниатюр.

6.1.

Репетиция основных
сцен. Репетиция с
музыкальным
оформление.

6.2.

Подготовка костюмов для
спектакля.

6.3.

Показ спектакля.

8.

Итоговая аттестация.

2

2

Творческий опрос.

50

65

Всего

15

11

Календарный учебный график
Программа реализуется в течение всего учебного времени, включая каникулярное время.
Начало учебного года 3 октября 2022 года, окончание – 31 мая 2023 г.
20 учебных недель, 65 учебных дней обучения, 65 учебных часов.
Октябрь – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов.
Ноябрь – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов.
Декабрь – 5 учебных недель, 9 учебных дней, 9 учебных часов.
Январь – 3 учебных недели, 7 учебных дней, 7 учебных часов.
Февраль – 4 учебных недели, 7 учебных дней, 7 учебных часов.
Март – 4 учебных недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов.
Апрель – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов.

т
Раздел 1.
«Введение в
программу»
Раздел 2. «Занавес
открывается!»
Раздел 3.
«Театральная
игра»
Раздел 4. «Выбор
пьесы и работа
над ней»
Раздел 5.
«Культура речи»
Раздел 6.
«Ритмопластика»
Раздел 7.
«Репетиционный
период.
Подготовка к
показу»
8.Итоговая
аттестация.
Всего

п

т
1

п
1

т

п

1

1

1

1

1

1

1

1

т

п

т

п

т

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел/месяц

сентябрь

Май – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов.

т

п

т

п

п

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

т

п

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

4

2

5

1

2

1

2
6

2

3

6 2 7 2 5 1 6
Оценочные материалы

1

8

0

8

0

8

12

Виды контроля и аттестации:
Входной контроль: устный опрос: «Знание правил поведения в кабинете, правила
техники безопасности».
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения
коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде
контрольного среза знаний освоения программы (опрос).
В конце обучения проводится итоговая аттестация в виде показа миниатюр и
творческого опроса. В течение учебного года проводится мониторинг успеваемости
обучающихся.
Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую
инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность
при выполнении заданий).
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с
интересом; нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Контрольное задание №1. Запоминание и изображение заданной позы.
Обучающийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить
предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
0 баллов
Обучающийся не
может замереть на
месте, запомнить и
изобразить заданную
позу.

1 балл

2 балла

3 балла

Обучающийся не
может придумать и
зафиксировать позу,
не точно копирует и
повторяет заданную
позу или движение.

Обучающийся
копирует и
воспроизводит
заданную позу, но не
может воспроизвести ее
через определенный
промежуток времени.

Обучающийся
придумывает и фиксирует
позу, четко копирует и
воспроизводит заданную
позу. Может повторить ее
через определенный
промежуток времени.

Контрольное задание №2 Этюдное изображение животных и птиц.
Обучающийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь
изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических
движений.

13

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Обучающийся не
знает животных и
птиц, не
представляет как
их можно
изобразить.

Обучающийся представляет
повадки и поведение
некоторых живых существ,
но не может воспроизвести
их с помощью пластических
движений.

Обучающийся скованно
и зажато показывает
некоторые элементы
поведения животных и
птиц.

Обучающийся
изображает различных
животных и птиц с
помощью пластических
движений.

Контрольное задание №3. Создание образа, используя характер и настроение
музыкальных произведений.
Обучающийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки
изобразить заданный персонаж.
0 баллов

1 балл

Обучающийся не
понимает характер
музыкального
произведения, не
представляет как
можно изобразить
заданный персонаж.

2 балла

Обучающийся не
сопоставляет
характер
музыкального
произведения и
изображение
заданного
персонажа.

Обучающийся
представляет
персонаж, но не в
характере и
настроении
заданного
музыкального
произведения.

3 балла
Обучающийся четко
улавливает характер
музыкального
произведения и
изображает
заданный персонаж
в соответствии с
музыкой.

Контрольное задание №4. Готовность действовать согласованно, включаясь
одновременно или последовательно.
Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство
вместе с другими, или выполнить действие один.
0 баллов

1 балл

2 балла

Обучающийся
не понял смысл
задания, начал
движение не со
всеми, закончил
не по команде.

Обучающийся
вступил в
игровое
пространство
вместе со всеми,
но закончил не
по команде.

Обучающийся вступил
в игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, но не справился с
самостоятельным
выходом.

3 балла
Обучающийся вступил в
игровое пространство
вместе со всеми,
выполнил требования
игры, справился с
самостоятельным
выходом.

14

Контрольное задание №5. Готовность к творчеству, интерес к сценическому
искусству.
Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к
сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским
мастерством и развитию познавательного интереса.
0 баллов

1 балл

Отсутствие
всякой мотивации
к изображению и
представлению
различных
сценических
персонажей.

Низкий уровень
мотивации.
Низкий уровень
познавательной
деятельности.

2 балла

3 балла

Проявляет
активность на
занятии. Есть
мотивация к
сценическому
искусству, но не
высокая.

Высокий уровень
познавательной деятельности.
С интересом изучает играет
различные роли. Высокая
мотивация. Проявляет
активность на занятии.
Проявляет творческую
мыслительную активность.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»

%

Получили
оценку
(чел.)
5 4 3

Проценты

Средний балл

Чел.

Не
справилось с
работой
Чел.
%

Качество
знаний

Выполняло
работу

Уровень
обученности

Год
обуче
ния

Успеваемость

№ Группа

Количество учащихся
по списку

В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее:

1
2
ИТОГО
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист, фото, отзыв
детей и родителей, свидетельство (сертификат), беседа, наблюдение.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс,
концерт, открытое занятие, итоговый отчет, фестиваль.
Методические материалы
Формы обучения и виды занятий
15

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет
собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и
эстетических способностей детей.
При организации учебной деятельности по программе используются следующие формы
обучения: учебная игра, праздник, конкурс, КВН; занятие-сказка; занятие-фантазия;
занятие-сюрприз.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации:
занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные
выступления.
Методы, формирующие и развивающие социальные и метапредметные умения и навыки,
применяемые в ходе реализации программы:







репродуктивный;
словесные методы обучения;
работа с книгой;
метод наблюдения;
метод игры;
использование на занятиях средств искусства.

Методы практико-ориентированной деятельности:





упражнения;
тренинг;
этюд;
репетиция.

Письменные работы: конспект; реферат.
Метод наблюдения: запись наблюдений; запись на диктофон звуков, голосов, сигналов.
Метод игры:



игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра.

Наглядный метод обучения:



наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
демонстрационные материалы: видеоматериалы.

Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство,
декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино,
телевидение.
В рамках реализации программы применяются образовательные технологии:
16




Здоровьесберегающие технологии – физминутки, дыхательные упражнения,
упражнения по ритмопластике;
Игровые технологии – игры и упражнения для развития актерского мастерства,
культуры речи и ритмопластики;

Все занятия по программе проходят в соответствии с основным педагогическим
принципом: от простого к сложному.
Методические материалы, разработанные в рамках реализации программы
«Театральные подмостки»:
https://disk.yandex.ru/i/lB0QYN-hu7bV4Q 10 упражнений для дикции.
https://disk.yandex.ru/i/pLEEu5gzq-DGig Занятие «Виды театрального искусства»
https://disk.yandex.ru/i/JX3tzO_A6WwQ_g Занятие Артикуляционная гимнастика.
https://disk.yandex.ru/i/tROK1ai4aAI-2w Итоговое тестирование по программе «Театральные

подмостки»
https://disk.yandex.ru/i/Q_PHi8g5CBvZpw Краткий словарь театральных терминов.

https://disk.yandex.ru/i/xuT3ThOPk6hoXg Презентация «Уроки театра»
https://disk.yandex.ru/i/CnkJ2AoWDRdiPQ Презентация «Артикуляционная гимнастика»

https://disk.yandex.ru/i/xm8WFYDcHq_22w Разработка технологической карты занятия
«Развитие фантазии и воображения на основе освоения пространства фантастических
миров»
https://disk.yandex.ru/i/S_CfmE1KvHkUrA Темы для самостоятельного изучения.
https://disk.yandex.ru/i/0TYEkSD3pnC6ZA Упражнения для артикуляции.

Дистанционное обучение проводится с использованием образовательных платформ:
nsportal.ru; dramateshka.ru; proshkolu.ru; Maam.ru; easyen.ru; acterprofi.ru; gumer.info;
biblioteka.teatr-obraz.ru; portalobrazovaniya.ru
Программой предусмотрено создание групп в мессенджерах для дистанционной работы с
детьми.
Рассылка заданий, дидактических материалов, видео, аудио через Telegram; WhatsApp;
Социальные сети: «Одноклассники», «В контакте»; Скайп, Zoom.
Обратная связь через видеозвонок, аудиозвонок Скайп, Zoom, Telegram, WhatsApp;
Социальные сети: «Одноклассники», «В контакте».
Воспитательная компонента программы
Календарный план воспитательной работы
17

№

Название мероприятия

Форма

1

День открытых дверей.

рассказ

2
3

Чествование летних именинников
Праздничное поздравление к Дню учителя.

4
5
6
7

КВН среди театральных групп
Праздничный концерт «День матери»
Чествование осенних именинников.
Новогоднее представление.

поздравление
номера худ.
самодеятельности
конкурс
концерт
поздравление
представление

Поход в лес.
Чествование зимних именинников.
Концерт, посвященный 8 марта.
Праздничный концерт, посвященный ВОВ.
Чествование весенних именинников.
Торжественная линейка, посвященная
подведению итогов за учебный год.
14 Игровая программа, посвященная 1 июня.
8
9
10
11
12
13

Дата
проведения
с 01.09 –
04.09
8.09
05.10
29.10
25.11
26.11
28.12

поход
поздравление
концерт
концерт
поздравление
линейка

23.02
18.02
08.03
07.05
14.05
28.05

игры, конкурсы

01.06

Планирование совместной деятельности детей и родителей
Планируемые формы работы с родителями: беседы; консультации; родительские
собрания; посещения семей; совместные мероприятия для детей и родителей.
Совместные мероприятия для детей и родителей
№

Название
мероприятия
КВН.

конкурс

октябрь

2

Новогоднее
представление.

представл
ение

декабрь

3

Поход в лес.

поход

4

Концерт,
посвященный 8
марта.

концерт

5

Игровая
программа,
посвященная 1
июня.

игры,
конкурсы

февраль подготовка к
проведению
похода,
проведение ТБ
март
покупка
подарков,
участие в
конкурсах
июнь
покупка
подарков,
участие в
конкурсах

1

Форма

Дата

Деятельность
родителей
покупка
подарков,
подведение
итогов
покупка
подарков, пошив
костюмов

Деятельность
детей
подбор сценок,
стихотворений,
пошив костюмов
выбор сценария,
игровой
программы,
постановка
представления
подготовка рюкзака
и саней к походу
подбор конкурсов,
костюмов, участие
подбор конкурсов,
костюмов, участие

18

6

Спектакли.

спектакль

апрель
– май

просмотр,
обсуждение

репетиции и показ
спектакля

Условия реализации программы
Кадровое условие реализации программы: для реализации данной программы
требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области актерского
мастерства, сценической речи, сценического движения, знающий специфику организации
дополнительного образования.
Помещение: зал и сцена для проведения репетиционных занятий.
Оборудование: задник, стулья, кубы различных форм, зеркало, грим, реквизиты,
костюмы.
Технические средства обучения: персональный компьютер (ноутбук), компьютерная
акустика (колонки), фотоаппарат.
Экранно-звуковые пособия: презентации по тематике программы; мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебно-тематический план – 20 учебных недель и 65 учебных дня, даты
начала занятий по программе 3 октября, окончание 1 полугодия 30 декабря, каникулы с 2
января по 9 января, начало 2-го полугодия – 10 января, окончание 2-го полугодия 31 мая.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Театральные подмостки»
проводятся на базе МКОУ «Калтукская СОШ» по адресу: 65780, Иркутская обл., Братский
район, с. Калтук, ул. Советская дом 2 В.
Интернет-ресурсы
1. http://nsportal.ru (социальная сеть работников образования)
2. http://www.happy-kids.ru/ (Детские кукольные спектакли, сценарии кукольных
спектаклей, кукольный театр)
3. http://planetadetstva.net (интернет журнал «Планета детства»)
4. http://dic.academic.ru (словари)
5. http://tolkslovar.ru (словари)
6. http://www.lomonosov.org (культурно-просветительный портал)
7. http://www.maam.ru (международный образовательный портал)
8. http://www.olesya-emelyanova.ru/ (сценарии по народным сказкам, пьесы)
10. http://www.planeta-l.ru (аудиоспектакли)
19

11.http://yandex.ru/video/ (спектакли для детей онлайн)
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
5.Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
7.Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Список литературы для педагогов
1.Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное
пособие. -М.: МПСИ, 2006. - 312с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
2008. - 576с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Что делать, чтобы дети… Вопросы и ответы. –М.:
90с.

М.: ЭКСМО,
АСТ, 2011. -

4. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика. [Электронный
ресурс](http://opac.skunb.ru/index.)
5. Ганс Леве. Учимся всю жизнь. – М.: Прогресс, 2001. - 126с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2008. -713с.: ил.- (Серия
«Мастера психологии»).

20

7. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в
2т./ Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т.2. -456с.
8.Фирова Н.Н. Поиск и творчество – спутники успеха// «Дополнительное образование и
воспитание» №10(156)2012. – С.48-50.
9.Хромова Н.П. Формы проведения занятий в учреждениях ДОД деятельность //
«Дополнительное образование и воспитание» №9(167) 2013. – С.10-13.

Список литературы для детей и родителей
1. Барто Агния. Стихи.
2. Блок А. Стихи для детей. Учитель.
3. Маршак С.Я. Произведения для детей. Стихи и загадки.
4. Михалков С. Детские произведения.
5. Остер Г. Произведения для детей.
6. Пляцсковский М. Произведения для детей.
7. Пушкин А.С. Детские произведения.
8. Русские народные сказки.
9. Хармс Д. Рассказы и стихи.
10.Чуковский К. Стихи для детей.
11.Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной»

Календарный учебно-тематический план на 2022 – 2023 учебный год
«Театральные подмостки»
Группа № 5, 1год обучения
№

Дата

1

04.10

2

06.10

Тема занятия
Введение в программу.
Техника безопасности.
Правила работы в
кабинете и на сцене;
организация рабочего
места. Инструктаж по
технике безопасности.
Знакомство с видами

Объем
часов
1

Форма занятия
Обсуждение.
Инструктаж.

Форма
аттестации
(контроля)
Устный опрос:
«Знание правил
поведения в
кабинете,
правила техники
безопасности»

1
21

3

11.10

4

13.10

5

18.10

театров.
Знакомство с видами
театров.
Знакомство с правилами
поведения в театре, за
кулисами, на сцене.
Что такое сцена?

6

20.10

Артикуляция.

7

25.10

Развитие своего тела как 1
инструмента внешней
выразительности актера.

8

27.10

1

9

01.11

1

Игры.

10

03.11

1

Игра. Этюды.

11

08.11

Виды театральных
постановок. Знакомство
театральными с
профессиями, процессом
создания спектакля.
Виды театральных
постановок.
Секреты сценического
мастерства. Спектакль
как итог работы.
Знание основных правил
поведения в театре.
Дикция.

Сюжетноролевая
игра.
Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Игры.

1

12

10.11

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

13
14
15

15.11
17.11
22.11

1
1
1

16

24.11

Чтение пьесы.
Чтение пьесы.
Знакомство с понятием
«декорация».
Знакомство
театральными с

Дикционные
упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы, стихи.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Чтение пьесы.
Чтение пьесы.

1
Опрос «Что такое
театр?»

1

1
1

1

Самостоятельный
показ
упражнений.

Опрос: «Знание
театральных
22

профессиями, процессом
создания спектакля.
Знакомство с понятием
«декорация».

профессий»

17

29.11

1

18

01.12

Артикуляция.

1

19

06.12

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

20

08.12

1

21

13.12

22

15.12

23
24
25

20.12
22.12
27.12

26

29.12

Распределение ролей.
Чтение пьесы по ролям.
Знание основных норм
театральной игры.
Знание основных норм
театральной игры.
Чтение пьесы по ролям
Чтение пьесы по ролям
Чтение пьесы по ролям
Анализ текста пьесы.
Текущий контроль.

27

10.01

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

28

12.01

1

29

17.01

1

Работа над пьесой.

30

19.01

1

Репетиция
основных сцен.

31

24.01

1

32

26.10

Чтение пьесы по ролям.
Разучивание основных
сцен.
Чтение пьесы по ролям.
Разучивание основных
сцен.
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный период.
Подготовка к показу»
Артикуляция. Дикция.

Контрольного
среза знаний
освоения
программы.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Работа над пьесой.

Репетиция
основных сцен.
Артикуляционная
гимнастика:

1
1
1
1
1
1

1

Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Чтение пьесы по
ролям.
Сюжетноролевые
игры.
Сюжетноролевые
игры.
Работа над пьесой.
Работа над пьесой.
Работа над пьесой.

Устный опрос
«Какие бывают
декорации?»
Самостоятельный
показ
упражнений.

Самостоятельный
показ этюдов.

Опрос.

Самостоятельный
показ
упражнений.

Самостоятельный
показ этюдов.
Текущий
контроль.

23

33

31.01

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

34

02.02

1

35

07.02

36

09.02

37

14.02

38

16.02

«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
Дикция.

39

21.02

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

40

28.02

41

02.03

42

07.03

43

09.03

«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
Артикуляция.

упражнения для
языка, челюсти,
губ. Дикционные
упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы, стихи.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

Самостоятельный
показ этюдов.

1

Дикционные
упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы, стихи.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Репетиция
основных сцен.

Самостоятельный
показ
упражнений.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Артикуляционная
гимнастика:
24

44

14.03

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

45

16.03

1

46

21.03

47

23.03

48

28.03

49

30.03

«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
Дикция.

50

04.04

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

51

06.04

1

52

11.04

53

13.04

«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
«Репетиционный
период. Подготовка к
показу»
Артикуляция.

54

18.04

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Репетиция
основных сцен.

1

Дикционные
упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы, стихи.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Репетиция с
музыкальным
оформление.
Репетиция с
музыкальным
оформление.
Артикуляционная
гимнастика:
упражнения для
языка, челюсти,
губ.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,

1

1

Самостоятельный
показ этюдов.

Самостоятельный
показ
упражнений.

25

55

20.04

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

56

25.04

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

57

27.04

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

58

02.05

Дикция.

1

59

04.05

Развитие своего тела как
инструмента внешней
выразительности актера.

1

60

11.05

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

61

16.05

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

62

18.05

«Репетиционный период. 1
Подготовка к показу»

63
64

23.05
25.05

Показ спектакля.
Итоговая аттестация.

1
1

65

30.05

Подведение итогов.

1

снятие мышечных
зажимов.
Самостоятельная
подготовка
костюмов к показу.
Самостоятельная
подготовка
костюмов к показу.
Самостоятельная
подготовка
костюмов к показу.
Дикционные
упражнения.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы, стихи.
Упражнения и
этюды на
пластическую
выразительность,
свободу движений,
снятие мышечных
зажимов.
Репетиция с
музыкальным
оформление.
Репетиция с
музыкальным
оформление.
Репетиция с
музыкальным
оформление.
Спектакль.
Контрольного
среза знаний
освоения
программы.
Беседа.

Самостоятельный
показ этюдов.
Самостоятельный
показ
упражнений.

Самостоятельный
показ
упражнений.

Самостоятельный
показ этюдов.

Показ миниатюр.
Творческий
опрос.
Рефлексия.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».