ДОП Фольклорный театр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фольклорный театр»
Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации 1 год
Уровень программы: базовый

Авторы-составители программы:
Романова Лилия Михайловна,
методист
высшей квалификационной категории;
Шиляева Лариса Ринатовна,
педагог дополнительного образования

Вихоревка, 2022г

I.

Пояснительная записка

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа «Фольклорный театр» разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579
от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный
театр» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к
программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена на
методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
Направленность программы – художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. Приходя
в наш сегодняшний, подчас исковерканный мир, дети часто не умеют разобраться в нем,
не знают, к чему прислониться своим детским сердцем, а от чего отвернуться, отойти
подальше. Деятельность детского фольклорного театра открывает двери в народную
школу искусства, потому что она основана на репертуаре, созданном народным
творчеством: сказки и песни, игры и танцы, вошедшие в спектакли, являются синтезом
фольклорных форм искусства. В них заключены общечеловеческие идеалы: любовь к
родному дому, к своей родине, трудолюбие, добропорядочность и порицание всяческих
человеческих пороков.
1.

Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на
формирование нравственных качеств личности средствами театральной
деятельности, способствующей сохранению культурного наследия народов Российской
Федерации. Сыгранные детьми фольклорные спектакли помогут посеять в детской душе
такие зерна, которые прорастут желанием творить добро на земле, беречь землю, на
которой они живут, научат взаимопомощи и дружбе, помогут осмыслить свою роль и
поведение в человеческом обществе. Возрождение и развитие самобытной культуры,
этнической идентификации личности позволяют использовать самое полезное из
народного опыта. В этом смысле роли родителей, традиций, семьи, смысла и значения
отчего дома, возрождение памяти предков, трепетности к кровным родственникам,
возвращение к религии предков, культ природы будут способствовать становлению
гуманистической, национально-ориентированной системы воспитания. Программа
отвечает требованиям Целевой модели развития дополнительного образования Иркутской
области в части модульного представления содержания дополнительной
общеразвивающей программы. Программный материал представлен 2 модулями.
Адресат программы. Программа адресована детям 7-9 лет. Младший школьный возраст
– особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного
возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной
группе – 12 -18 человек.
Срок освоения программы - 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный театр» реализуется в
течение всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит
отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом
плане. Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа
образовательных учреждений на организацию театральной деятельности на основании
договора о сетевом взаимодействии.

Особенности организации образовательного процесса. Дополнительная
общеразвивающая программа «Фольклорный театр» предполагает реализацию 2-х
модулей: 1-й модуль «Праздник круглый год», который рассчитан на 64 учебных часа, в 1ом полугодии учебного года. Реализация 2-го модуля «Сказка за сказкой»,
рассчитанного на 80 часов, начинается во 2-ом полугодии учебного года.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15
минут.
Цель программы. Приобщение к истокам русской народной культуры через постановку
фольклорных праздников и русских народных сказок.
Задачи.
1. Дать начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости,
красоты и жизненной силы;
2. Прививать бережное отношение к культурным традициям русского народа;
3. Формировать способность к сопереживанию, подражанию, осмыслению
нерасторжимой связи природы и человека;
4. На фольклорной основе формировать, развивать исполнительские и творческие
навыки и умения.
II. Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного
материала составляет 144 учебных часа. 1-й модуль «Праздник круглый год» – 64
учебных часа, 2-й модуль «Сказка за сказкой» – 80 учебных часов. Для достижения
поставленной цели и получения базовых знаний по программе – это оптимальное
количество часов.
Содержание 1-го модуля «Праздник круглый год» – 64 часа
Никто не должен петь, играть и танцевать
несообразно с народными обычаями – это
очень опасно для устоев государства.
Платон
Цель: формирование ценностного отношение к культуре русского народа через изучение
и проведение праздников русского земледельческого календаря.
Задачи.
Обучающие:
1. Дать первоначальное представление о фольклоре как источнике народной
мудрости, красоты и жизненной силы;
2. Познакомить с основными календарными осенними, зимними и весенними
праздниками;
3. Разучить несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок,
колыбельных, докучных и народных сказок;
4. Принять участие в фольклорных праздниках для одноклассников.
Развивающие:
Развивать исполнительские и творческие навыки и умения на основе детского фольклора.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
Содержание учебного материала модуля «Праздник круглый год».
Раздел 1. «Мир фольклора – мир народной мудрости» – 12 часов. Теория. Вводное
занятие. Праздник и праздничная деятельность – 2 часа. Практика – 10 часов.
Встреча осени. Осенние приметы. Осенние песни-заклички. Песни-игры. Игры. Загадки.
Считалки. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Молчанки. Игровые хороводы.
Перевёртыши. Плясовые песни.

1.
2.
3.
4.

Раздел 2. «Осень – перемен восемь» – 10 часов. Теория. Осенние праздники
земледельческого календаря – 2 часа. Практика – 8 часов. Сказки. Игровые хороводы.
Разучивание и исполнение приговорок и закличек. Овладение формой заклинания
(обращение, угроза, просьба) Пословицы и поговорки. Скороговорки. Наблюдение за
состоянием природы осенью. Рисование обобщённого образа Осени. Сочинение сказок
осени и лета.
Раздел 3. «Здравствуй, гостья Зима!» – 10 часов. Теория – 2 часа. Предзимье и его
приметы. Зимние праздники земледельческого календаря Практика – 8 часов. Загадки.
Докучные сказки. Считалки. Пословицы и поговорки. Величальные песни.. Песни-игры.
Хороводы. Колыбельные. Скороговорки. Сказки. Подготовка к зимним святкам. Колядки.
Зимние поздравительные обходы. Сочинение небылиц-перевёртышей.
Раздел 4. «Не пугай, зима, весна придёт!» – 10 часов. Теория – 2 часа. Зимние
приметы. Народный месяцеслов. Практика – 8 часов. Святочные игры. Песни. Зимние
забавы и заклички. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица.
Масленичные песни. Предвесенье. Весенние заклички. «Что бы это значило?» - конкурс
знатоков пословиц и поговорок докучных сказок.
Раздел 5. «Весна красна нам добра принесла!» – 10 часов. Теория – 2 часа. Приметы
весны. Народный месяцеслов. Практика – 8 часов. Хороводы. Песни-игры. Величальные
песни. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучные сказки.
Перевёртыши. Праздник русской сказки. Сюжетно-ролевая игра «Деревенская околица».
Раздел 6. Первоначальное знакомство со славянской мифологией. Теория – 10 часов.
Славянская мифология. Боги Перун и Велес. Сварог, Сваротич, Стрибог, Даждьбог,
Ярила, Мать сыра земля. Мифологические персонажи: Род, Доля, Лихо, Правда, Кривда,
Смерть, Горе-злосчастье. Народные сказки: волшебные богатырские, бытовые,
сатирические. Воплощение природных стихий в образах Бабы Яги, Кощея, Водяного,
домовых, русалок, лихорадок, кикимор и т. д. Положительный герой сказок (Свет, Разум,
Оживало, Объедало, Горыня, Дубыня, Усыня). Многоликость солярных образов. Типы
фольклорных персонажей: плут, шут, мудрец, дурак, враль и т. д. Средства создания
образа – характера сказочного героя на основе портретной характеристики, речевых
особенностей, взаимодействия героев друг с другом, музыкальной характеристики.
Создание лэтбуков по разделу программы.
Промежуточная аттестация - 2 часа.
Планируемые результаты.
Обучающиеся будут знать:
Основные календарные осенние, зимние и весенние праздники;
Несколько народных песен, игр, закличек, считалок, загадок, колыбельных, докучных и
народных сказок;
Создадут лэтбуки по разделу «Славянская мифология»;
Примут участие в фольклорных праздниках для одноклассников
III.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план модуля «Праздник круглый год»
№
Название разделов,
Количество часов
Форма промежуточной
тем
всего
теория
практика (итоговой) аттестации
Раздел 1. «Мир
1
12
2
10
фольклора – мир
народной мудрости»
2
Раздел 2. «Осень – 10
2
8
перемен восемь»
3
Раздел 3. «Здравствуй, 10
2
8

гостья Зима!»
Раздел 4. «Не пугай, 10
2
8
зима, весна придёт!»
5
Раздел 5. «Весна
10
2
8
красна нам добра
принесла!»
6
12
10
2
Презентация
лэтбуков
Раздел 6.
Первоначальное
Фольклорный праздник
знакомство со
«Там
на
неведомых
славянской
дорожках…»
мифологией
Промежуточная
аттестация
64
20
44
Итого
Календарный учебный график реализации 1-го модуля «Праздник круглый год»
Дата начала реализации модуля «Праздник круглый год» 5 сентября 2022 года, дата
окончания реализации – 30. 12. 2022г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Октябрь 2022 г. – 4 недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Декабрь 2022 г. – 4 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
2 часа внеучебного времени на воспитательно-развивающие мероприятия,
организованные обучающимися для одноклассников
Раздел \ месяц

Раздел 1. «Мир фольклора – мир
народной мудрости»
Теория.
Практика.
Раздел 2. «Осень – перемен восемь»
Теория.
Практика.
Раздел 3. «Здравствуй, гостья Зима!»
Теория.
Практика.
Раздел 4. «Не пугай, зима, весна
придёт!»
Теория.
Практика.
Раздел 5. «Весна красна нам добра
принесла!»
Теория.
Практика.
Раздел 6. Первоначальное знакомство
со славянской мифологией.
Теория.

Итого
по
учебному
плану модуля

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

4

12
2
10
2
2

2
10
10
2
8
10
2
8
10

6
2
8

2

2
8
10

8

2
6

2

10

2
8
12

Промежуточная аттестация
Презентация лэтбуков
Фольклорный праздник
Итого

2

16

18

16

14

64

Оценочные материалы
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уровня освоения учебного
материала по модулю «Праздник круглый год».
Аттестационные задания:
1. Изготовить и представить лэтбук по теме: «Основные праздники земледельческого
календаря» по выбору обучающихся.
2. Подготовить конкурсное задание на основе славянской мифологии для
театрализованного представления «Именины Домового».
3. Принять активное участие в фольклорном празднике.
Параметры оценивания:
1. Знание праздников земледельческого календаря.
2. Умение формулировать задания на основе знания славянской мифологии.
3. Активное участие в фольклорном спектакле на основе культурных традиций
народного календаря.
Критерии оценивания:
1. Лэтбук «Основные праздники земледельческого календаря» по выбору
обучающегося.
2. Конкурсное задание на основе славянской мифологии.
3. Персонажи фольклорного спектакля сыграны в соответствии с народными
традициями.
4. Исполнены не менее 2-песен, организованы не менее 3-х народных игр, с
использованием считалок, рассказаны 1 докучная и 1 народная сказка.
Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
Методические материалы.
Формы обучения и виды занятий: занятие-сказка, сюжетно-ролевая игра, экскурсия в
городской музей, презентация явления или события, защита творческой работы и т.д.
Итоговые занятия проводятся в форме фольклорных праздников, творческих заданий.
Структура занятия.
1. Ритуал приветствия в традициях культуры русского народа;
2. Подготовка к восприятию учебного материала занятия: активизация внимания
обучающихся через создание проблемной ситуации в игровой форме, иградраматизация на основе сюжетов русских сказок;
3. Основной этап занятия строится по принципу сюжетно-ролевой игры, основанной
на традициях земледельческого календаря; практическое применение полученных
знаний закрепляются исполнением жанрового многообразия русской народной
культуры;
4. Рефлексивный этап. Оценка занятия эмоциональная и смысловая, подкрепленные
«подарком» в жанре фольклорного театра за интересный, увлекательный урок.
5. Ритуал прощания и пожелания успеха в традициях культуры русского народа.

План-конспект занятия по теме «Знакомство с русским детским фольклором через работу
над скороговорками»
Цель и задачи
Создать условия для совместной творческой деятельности
деятельности
обучающихся при работе над чётким произношением звуков
педагога
через знакомство с русскими детскими скороговорками.
Задачи:
Воспитательные
 Воспитывать любовь и уважение к устному народному
творчеству.
Развивающие:
 Развивать способность детей к эмоционально-ценностному
восприятию русской культуры;
Учебные:
 Формировать навык чёткого произношения звуков;
 Познакомить с детскими скороговорками;
Тип занятия
Сообщение новых знаний, комбинированное.
Методы и формы
обучения,
формирующие
универсальные
учебные действия

Основные понятия
и термины

Формы, приёмы и способы организации деятельности педагога и
воспитанников на занятии:
 Интеллектуальная разминка,
 Привлекательная цель,
 Особое задание,
 Вопрос к тексту,
 Игра-тренинг,
Методы, формирующие и развивающие универсальные учебные
действия и социальные умения и навыки, применяемые на занятии:
работа с текстом; метод игры; наглядный метод обучения;
Методы
практико-ориентированной
деятельности:
методы
упражнения: упражнения; тренинг;
Метод игры:
 игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
Наглядный метод обучения:
 наглядные материалы: картины, рисунки,
Проведение занятий с использованием средств искусства:
 изобразительное искусство
 литература; музыка, хореография,
«Скороговорка», «чистоговорка».
Особенности «скороговорки» и «чистоговорки».
Бор, задворки, закорки, сворка, тараторить.
Тексты скороговорок.

Образовательные
ресурсы
НаглядноРепродукции картин: Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»,
демонстрационный Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».
материал
Иллюстрации крестьянских усадьб, охотников с собаками,
фотографии тайги.
Оборудование и
Компьютер, музыкальные файлы для оформления музыкальноматериалы
пластических упражнений.
Планируемые
Личностные: готовность к саморазвитию, мотивация к учению и
образовательные
познанию.
результаты
Предметные:
Освоят понятия: «скороговорка», «чистоговорка».

Поймут назначение «скороговорок и «чистоговорок».
Воспитательные задачи решаются через:
 фиксацию результатов занятия в «репертуарном» листке обучающегося,
 ритуализацию начала и окончания занятия,,
 Изучение русских скороговорок
Развивающие задачи решаются через:
 Обсуждение содержания деятельности методом мозгового штурма,
 Сравнительный анализ прогнозируемого и полученного результата занятия.
 Работу с различными источниками информации,
 Сравнительный анализ понятий
Учебные задачи решаются через:
 Тренинговые упражнения,
 Учебно-тренировочную игру «Посидим рядком да поговорим ладком»,
 Анализ творческих работ, выполненных на занятии.
Общеучебные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей:
Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование
контрольно-оценочной деятельности:
1. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») оценивать
(сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
2. анализировать собственную работу:
3. оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия.
1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания
окружающего мира: проверять информацию, находить дополнительную информацию,
используя различные источники информации.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и
исследовательскую деятельность:высказывать предположения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1.Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с
текстом: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Сценарий занятия по теме:
«Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками».
Ход занятия.
1.
Начало занятия. (Стулья стоят полукругом.)
Ритуал «Приветствие».
(Очень тихо расставляем стулья вкруг обручей, рассаживаемся).
Упражнение «Слушаем тишину».
Педагог.
Объявление темы занятия. «Скороговорки».
Вопросно-диалоговое общение.
Педагог. Что такое скороговорка?
Ответы детей. Это, когда мы говорим быстро, скоро.
Педагог. Ребята, а песня может быть скороговоркой?
Ответы детей. (Разное мнение).

2.

3.

Педагог. Хорошо, а давайте проверим наши предположения. Для этого пропоём
русскую частушку.
Начинаю петь частушку,
Прошу не смеяться:
Тут народу очень много –
Могу и растеряться.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
Кстати, как вы думаете, почему она называется «Частушка»
Ответы детей. Потому что поётся быстро, как скороговорка под музыку.
Педагог. Замечательно! Ну, а в русском танце может быть скороговорка?
Ответы детей.
Педагог. Проверим?!
Ответ детей (хором). ДА!
Педагог. Уважаемая Ася Мартиновна, включите нам, пожалуйста, русскую
плясовую.
(Музыкально-пластические импровизации на темы русских плясовых)
Педагог. Наши предположения оказались верными?!
Ответы детей.
Педагог. Спасибо, ребята, спасибо, Ася Мартиновна!
Ребята! Можем мы сказать, что в творчестве русского народа скороговорка и в
песне, и в танце занимает очень большое место?
Ответы детей.
Подготовительный этап.
Создание проблемной ситуации.
Педагог. Как вы думаете, чтобы спеть частушку, станцевать русский перепляс,
нужно учиться?
Чему?
Ответы детей.
Педагог. А чтобы выразительно, быстро, чётко произносить скороговорки, нужно
учиться?
Вот сегодня на занятии мы и будем работать над чётким произношением звуков в
скороговорке.
Основной этап.
(Формирование 4-х команд по цветам. Дети рассаживаются на стульчики.)
Артикуляционная гимнастика для губ, языка, челюсти.
Педагог.
Чтобы чётко звук сказать,
Надо правильно дышать.
Воздух носиком вдыхаем,
Только плеч не поднимаем.
(Тренировка вдоха и выдоха, выполнение упражнения «Упрямая свеча»)
А теперь свечу гашу,
Очень правильно дышу.

(Упражнение «Весёлый звукоряд»)
Наш весёлый звукоряд
Повторяем все подряд!
(И,Э,А,О,У,Ы)
Мы задачку усложняем:
Звук, как мячик, мы бросаем.
(Упражнение «Бадминтон»)
Что ж добавим звук согласный,
У машины ход прекрасный!
Громко «Р» произнесём,
Мы моторчик заведём.
(Упражнение: РИ,РЭ,РА,РО,РУ,РЫ.
РИР-РЭР-РАР-РОР-РУР-РЫР
Заезжаем в гаражи,
Осторожно, не спеши!
(Раздать текст скороговорки)
Чтение скороговорки хором.
В тёмный бор через задворки
Шли охотники Егорки.
И у каждого Егорки
На закорке – по ружью.
И у каждого Егорки
Пёс охотничий на сворке…
Ну-ка, дети, повторите
Тараторочку мою!
(Дети выдвигают предположения о значении слов: бор, задворки, закорка,
Сворка, тараторочка.) ТАЙГА, РОССИЯ, СИБИРЬ.
(Работа с иллюстративным материалом, определение значений слов)
Подтверждение или опровержение правильности высказанных предположений.
Повторное чтение скороговорки – чистоговорки медленно, беззвучно, громко.
Определение общего и разного в значении слов скороговорка и чистоговорка.
Контрольно-прогностический этап.
Вопросно-диалоговое общение.
Что сегодня узнали нового, что получилось, что не удалось и почему?
Как мы сегодня работали?
Оцените свою работу на занятии и заполните репертуарный листок.
4. Ритуал окончания занятия: «Хочу сказать спасибо…
Значение слов из словарей.
Бор Общеславянский. Того же корня, что и бороться, борона, борода и др..
Первичное значение «хвоя» («то, что колет»), затем — «хвойное дерево, сосна» (ср. др.рус. боръ «сосна») и далее — «хвойный лес».
Тайга – Полоса диких труднопроходимых хвойных лесов, занимающая громадное
пространство на севере Европы, Азии и Северной Америки.
Тайга – название сибирское (слово инородческое). Это более или менее густая, в
естественном состоянии, обыкновенно, трудно доступная, хвойная чаща, с болотистой

почвой. с буреломом и ветровалом. В Сибири наиболее крупный болотистый участок.
Густая, девственная хвойная чаща с болотистой почвой, с буреломом и ветровалом.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Тараторить тараторю, тараторишь – быстро, без умолку говорить, болтать. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
Тараторить-рю, -ришь; несов. (разг.). Говорить быстро, не останавливаясь.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Тараторить – болтать без умолку, говорить резко, скоро, неумолчно; трещать, тарантить,
молоть. Таратора – болтун, говорун, таранта.
Тараторка, заводское мелкий бой, ковка дробью в несколько молотков, стукоток в рубке.
Тарарусить и тарарыкать новг. твер. пустословить, пустобаять, говорить вздор, болтать
пустяки; беседовать и шутить. Тарарусы м. мн. турусы, балясы, шуточная болтовня.
Тараруса об. и тарарыка, пустовраль, болтун; или шутник, балясник, тараруй, то же. Кн.
Хованского (при Алексее Михайловиче) прозвали тараруем. Тарара(ы), пустая болтовня.
За белыми березами тарара живет (язык). Кума-тарара, не съезжай со двора: а съедешь,
потужишь.
Из истории скороговорок
Скороговорка - жанр устного народного творчества.
Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным
жанром искусства, а прикладным.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова.
Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки».
Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился
Правильно, с удовольствием, произносить слова.
Содержание 2-го модуля программы «Сказка за сказкой» – 80 часов
Цель: изучение стереотипов поведения героев через создание сказочных образов в
спектаклях по мотивам русских народных сказок.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать навыки работы над образом сказочного героя;
2. Сформировать первоначальное представление о конфликте добра и зла в русских
народных сказках;
3. Сформировать элементарные двигательно-музыкальные навыки и умения в
танцевальных традициях русской культуры.
Развивающие:
1. Развивать воображение, фантазию, сценическое внимание и общение;
2. Развивать речедвигательную координацию на основе русского народного бытового
танца.
Воспитывающие:
1. Воспитывать ценностное отношение к традициям и культуре русского народа.
Содержание учебного материала модуля «Сказка за сказкой»
Вводное занятие - 2 часа.
Теория -1 час. Начало сказочного путешествия по русским народным сказкам. Практика
– 1 час. Составление карты страны русских народных сказок Лукоморье. Составление
маршрута путешествия. Правила игры. Права и обязанности путешественника.
Раздел 1. Сценическая речь – 20 часов. Теория – 2 часа, практика – 18 часов.
Развитие речевого аппарата. Теория – 1 час. Подготовка речевого аппарата к работе.
Практика – 3 часа. Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти

(выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная
сетка», «Покусывание», «Лопатка - жало», «Лошадки» и т. д.).
Теория - 1 час. Логический анализ текста на материале русских народных сказок.
Практика – 3 часа. Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в процессе
дыхания. Выработка носового дыхания (упражнения: «Нос на животе, спине, боку», «м»
или «н», «Пчелиная семья», «Свеча», «На кухне», «Погасить свечу» (короткий вдохвыдох). Произношение текста на выдохе. Упражнение «Насос».
Практика – 12 часов. Освоение пространства через звук (навык «посыла»): игры с мячом,
бросание слогов вперед - вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с
посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо». Освоение смешаннодиафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха: выдохи и вдохи на спине,
«Полный вдох», «Свеча», «Упрямая свеча», «Погашу свечу», «Дама сдавала багаж».
Упражнение на опору дыхания «Бадминтон», мягкая атака звука, «Больные зубы»,
«Назойливая муха», звучание в удобном регистре.
Раздел 2. Работа над созданием образа сказочного героя – 30 часов. Теория – 6 часов.
Рождения образа сказочного героя. Портретная характеристика мифологических образов
на основе восприятия русских народных сказок. Слушание и обсуждение бытовых сказок
русского народа. Сценическое общение как взаимодействие с партнёром в процессе
борьбы Практика – 24 часа. Поиски внешней характеристики мифологических образов
через создание эскизов костюмов. Выполнение этюдов на формирование серьёзного
отношения к «волшебному» слову «если бы». Сочинение и исполнение парных этюдов,
построенных на взаимодействии героев из разных сказок (выявление конфликта в
неожиданных для героев предлагаемых обстоятельствах). Создание и развитие сказочной
ситуации на основе реального действия (я пошел с другом в лес и вдруг…). Сочинение
сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Восстановление хода
сказки по одному из ее эпизодов (узнавание сказки по книжным иллюстрациям, игры в
«Угадайку» по опорным словам сказки и т. д.). Исполнение фольклорных диалогов-шуток,
дразнилок, поддевок, считалок. Сочинение диалогов по портретным характеристикам
героев. Выстраивание логики поведения сказочного героя в предлагаемых
обстоятельствах пьесы. Определение главного желания персонажа и основных этапов
движения к конечной цели. Фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление
по мере развития сюжетной линии сказки.
Раздел 3. Работа над пьесой и создание образа спектакля – 28 часов. Практика – 28
часов. Определение основной мысли пьесы; куски и эпизоды, их названия. Определение
основных событий в развитии сюжетной линии сказки. Создание предметнопространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля. Исполнение
групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы. Работа над отдельными
эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей. Выявление конфликтной
ситуации, определение задач, поиски приспособлений. Работа с текстом: выразительное
прочтение «в лицах». Освоение музыкального, речевого, игрового и танцевального
материала в сюжете пьесы. Репетиции: монтировочные, прогонные, генеральные.
Итоговая аттестация – 2 часа. Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
Планируемые результаты:
В результате обучающиеся научатся:
1.
Сочинять и исполнять парные этюды на взаимодействие героев из разных
сказок (выявлять конфликт в неожиданных для героев предлагаемых
обстоятельствах);
2.
Сочинять диалоги по портретным характеристикам героев;
3.
Импровизировать
с
использованием
элементарных
двигательномузыкальных умений в танцевальных традициях русской культуры.
4.
Презентовать творческую работу (спектакль по мотивам русских народных
сказок).

Комплекс организационно-педагогических условий реализации модуля
«Сказка за сказкой»
Учебный план модуля «Сказка за сказкой»
№
Название разделов,
Количество часов
Форма промежуточной
тем
всего
теория
практика (итоговой) аттестации
2
1
1
1
Вводное занятие
Раздел 1. Сценическая 20
2
18
2
речь
3
Раздел 2. Работа над 30
6
24
созданием
образа
сказочного героя
4
Раздел 3. Работа над 28
28
Презентация спектакля по
пьесой и создание
мотивам
русских
образа
спектакля.
народных сказок
Итоговая аттестация.
Показ спектакля на
зрителе, обсуждение
работы.
IV.

Вводное занятие
Теория.
Практика.
Раздел 1. Сценическая речь
Теория.
Практика.
Раздел 2.
Работа над созданием образа
сказочного героя
Теория.
Практика.
Раздел 3. Работа над пьесой и
создание образа спектакля
Практика.
Итоговая аттестация.
Презентация
спектакля
по

Итого
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

по

5
80
9
71
Итого
Календарный учебный график
Начало освоения модуля – 09.01.2023г. завершение 31.05. 2023г.
Продолжительность обучения – 5 месяцев, 20 недель, 40 учебных дней, 80 учебных
часов
Январь – 3 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов
Февраль – 4 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов
Март – 4 недели, 9 учебных дней, 18 учебных часов
Апрель – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов
Май – 5 недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов
Раздел \ месяц

2
1
1
20
2
18
30

1
3

1
7

4

4

2
6

2
4

2
6

6

2

6

6

14

6
24
28

1.
Характер
деятельности
в
процессе
выполнения
практической работы







2. Стремление к
выполнению заданий
необязательных,
неоцениваемых

3.
Характер
умственной
деятельности,
наиболее
привлекающий
воспитанника
4. Предпочтительная
избирательность
отдельных
этапов
деятельности
















пассивная – активная
недобросовестное
–
добросовестное отношение
быстрое
–
длительное
выполнение
лёгкое
–
напряжённое
состояние
внимательность
–
невнимательность
другие проявления
выдвижение гипотез
обращение с вопросами
стремление
узнать
дополнительные
способы
выполнения заданий
другие проявления
самостоятельное
решение
проблем
копирование
действий
педагога
склонность к репродуктивным
или продуктивным способам
другие проявления
привлекают
теоретические
обоснования
работы
или
практическая часть
стремление участвовать в
планировании работы
участие
в
коллективном
обсуждении
итогов,
формулировании выводов и
обобщений
оказание помощи товарищам

Наблюдение 3

Наблюдение 2

Наблюдение 1

мотивам русских народных
2
сказок
14
14
18
16
18
80
Итого
Оценочные материалы.
Методы диагностирования:
1.Наблюдения за ребенком в процессе занятия, актерской деятельности, во время
выступлений на концертах, праздниках.
Наблюдения за мотивационной сферой детей
Признак
Характеристика признака
Отметки о проявлении
мотивационной
характеристик
сферы

5.
Отношение
к
выполнению задания








6.
Увлечённость,
эмоциональный
подъём на занятии






7.
Отношение
к
помощи педагога или
товарищей
8. Темп вхождения в
деятельность








9. Качество знаний








другие проявления
выполняет
требования
полностью или частично
старательно или небрежно
внимательно или с ошибками
участвует или не участвует в
групповых формах работы
стремится или не стремится
помогать товарищам
другие проявления
стремление
к
самостоятельному
поиску
решений
хорошее – плохое настроение
стремление
делиться
результатами своей работы
другие проявления
принимает – не принимает
благодарен – не благодарен
другие проявления
быстро – долго
принимает – не принимает
деятельность
ставит – не ставит цели
другие проявления
объём, полнота, фактическая
точность
прочность знаний
успешность
выполнения
заданий
быстрота
актуализации
нужных знаний

Оценка результативности усвоения программного материала осуществляется по двум
направлениям:
1. Предметные результаты оцениваются творческими заданиями, презентациями
творческой работы обучающихся.
2. Развитие личностных качеств:
- навыки сотрудничества;
-творческая активность;
-толерантность;
-навыки самопрезентации;
-стремление к самореализации;
-трудолюбие;
-способность к адекватной самооценке.
В процессе итоговой аттестации обучающихся оцениваются следующие параметры:

Социальная компетентность проявляется в успешном (активном, результативном)
установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств,
желаний, действий.
Критерии. Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними
Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими,
младшими);
Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением,
разрешает конфликтные ситуации;
Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения;
Коммуникативная компетентность проявляется в понимании ребенком чужой речи и
стремлении сделать свою речь понимаемой другими.
Критерии. Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты
Задает вопросы.
Аргументирует свою точку зрения
Деятельностная компетентность проявляется в умении самостоятельно выбирать,
планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты
своей деятельности
Критерии. Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность
действий
Делает выбор и принимает решение
Договаривается о совместных действиях, работает в группе
Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других)
Информационная компетентность – умение использовать и называть доступные
источники получения знаний и опыта.
Критерии. Активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту,
индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник,
книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
Здоровьесберегающая компетентность проявляется в готовности самостоятельно
решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья.
Критерии. Осмысленно пользуется предметами личной гигиены
Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности
Осознает пользу движений
Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных
ситуациях
Излучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой.
Итоговая оценка деятельности обучающегося по предмету складывается из результатов
работы в течение года, его участия в выступлениях и спектаклях фольклорного театра и
фиксируется в журнале творческого объединения, фотолетописи, репертуарном листке
обучающегося.
Оценочный лист презентации творческой работы
Актерское мастерство.
Параметры и критерии оценивания
Мизансценирование
Сценическое
Выразительность
Сценическое общение
(оправданное размещение внимание (умение
(умение реагировать на Эмоциональность
актёров в
сценическом слушать и слышать физическое и словесное (умение донести до
пространстве
партнёра)
зрителя
действие
в
основную
соответствии с
мысль спектакля)
актёрской задачей)

Средний балл

Качество
знаний

Уровень
обученности

Успеваемость

Количество
обучающихся по
списку

Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
Сводная таблица итоговой аттестации обучающихся по модулю «Сказка за сказкой»
В результате итоговой аттестации обучающиеся показали следующее:
№ группа Год
Выполняло Не
Получили
Проценты
обуче
работу
справилось с оценку (чел.)
ния
работой
Чел %
Чел.
%
5 4 3
.

1 №1
1
ИТОГО
Дата сдачи протоколов___________________________
Методические материалы.
В программе
реализованы две величайшие заповеди Яна Амоса Коменского и
Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Принцип
народности, научно обоснованный К. Д. Ушинским, как священный принцип
национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает
необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально
окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К. Д. Ушинского имеют для нас определяющее
значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в
душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные
идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».
Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое
национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций
невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной
педагогики.
Эффективность реализации данной программы зависит от умелого использования
педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание
осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические
традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое
возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный
феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к
педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.
Народная философия и народная педагогика являются основополагающими методами
реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фольклорный театр». В
произведениях устного народного творчества содержится полный нравственный кодекс
человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к
труду и презрении к бездельникам и лентяям, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии
перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом
отношении к старым и старшим и т.д. Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи
умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном
народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об

интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так
много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
Формы обучения и виды занятий.
Основные виды учебной деятельности:
тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией,
эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой
творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через
включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый
процесс многостороннего развития личности ребенка;
совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения
звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса,
развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом (основным
доминирующим искусством является литература);
совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие всей
мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды
искусства: музыка, танец, среда);
участие ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного
героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования
первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические
характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через
включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца; освоение среды),
постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая
выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики;
работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств,
осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к
различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего
облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального
пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература),
-общение с партнерами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный
темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных номеров - все это не только
требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый
(интегрированный) процесс создания роли.
Алгоритм работы обучающихся над спектаклем включает следующие этапы:
- выбор литературного произведения
- определение идеи будущего спектакля;
- практическая работа над ролью (речь, пластика, этюды, владение куклой);
- подготовка материальной части спектакля: декорации, костюмы, реквизит;
- постановка спектакля;
- репетиции, прогон спектакля;
- премьера спектакля;
- обсуждение, анализ спектакля;
- организация «обратной связи» со зрителями.
Каждое занятие предполагает такие виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра,
творческие задания, исполнение уже известных детям упражнений разминки (для рук,
мышц детей, речевого аппарата), разучивание новых приемов создания образа при
помощи предметов, кукол, элементов костюма.
Структура занятия
В построении большинства учебных занятий используется схема:
1. Приветствие;
2. Разминка;
3. Интерактивная беседа;
4. Сюжетно-ролевая игра (этюды, репетиция);

5. Работа с иллюстративным материалом (фото, видеозаписи и т.д.);
6. Закрепление материала (выводы).
Примерный список произведений, который рекомендуется использовать при
реализации программного содержания модуля «Сказка за сказкой»
Русские народные сказки: «Колобок», «Дудочка - звонкогудочка», «Как старик
домовничал», «Терёшечка».
Воспитательный компонент программы
Цель воспитательной деятельности в творческом объединении «Фольклорный театр»:
Объединение детей и родителей для совместной деятельности, в которой через
художественное просвещение семьи и сотрудничество детей и взрослых, обогащаются
семейные отношения, укрепляется духовно-нравственное единение поколений.
Задачи:
 Сформировать осознание безусловной ценности семьи,
 Воспитывать понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,
 Воспитывать чувство заботы о младших и старших, ответственность за другого
человека.
Стратегия достижения поставленной цели.
В конце каждого учебного года в объединении проводится итоговая аттестация в форме
премьеры фольклорного спектакля. На премьеру мы приглашаем ребят и родителей,
желающих обучаться в нашем объединении. В ходе знакомства с родителями мы
представляем деятельность творческого объединения, которая направлена на духовнонравственное воспитание ребят средствами народной культуры, знакомим с основными
разделами дополнительной общеразвивающей программы и приглашаем родителей
принять участие в их реализации. В начале нового учебного года выбирается Семейный
совет, который решает вопросы жизнедеятельности коллектива: планирует деятельность,
выбирает или предлагает формы проведения воспитательно-развивающих мероприятий,
организует реализацию проектов социального творчества.
Родители обучающихся имеют право:
-Посещать все занятия объединения;
-Включаться в воспитательную деятельность коллектива;
-Принимать участие в праздниках, акциях, выставках, итоговых занятиях;
-Участвовать в органах самоуправления:
-Вносить предложения по организации воспитательного процесса в объединении;
-Участвовать в реализации творческих проектов участников коллектива.
План воспитательно-развивающие мероприятия объединения «Фольклорный театр»
на 2022-2023 учебный год
Воспитательно-развивающие мероприятия проводятся в последнюю пятницу, 1 раз в
месяц.
№п/п Мероприятия
Форма
Месяц
«Осень, осень, в гости просим»
Экскурсия
на
природу: сентябрь
1
разучивание
подвижных
народных
игр,
эстафеты,
хороводы
Путешествие в мир народных сказок.
Фольклорный праздник
октябрь
2
Семейные посиделки «Не нужен клад, День семейного отдыха в Доме ноябрь
3
когда в семье лад».
Параскевы Пятницы
«Семь я» - моя родословная. Создание Совместный проект родителей декабрь
4
Древа рода.
и детей
Литературный фольклорный праздник Театрализованная встреча с январь
5
«Необыкновенные приключения на острове героями русских легенд и

6

7

8

9

Буяне»
«Богатырская застава»

преданий.
Чемпионат семейных команд февраль
по игре в лапту, подвижные
народные игры на свежем
воздухе.
«Посидим рядком да поговорим ладком»
Состязание семейных команд март
знатоков пословиц, поговорок,
загадок.
«В гостях у «Сибирячка»
Познавательная
игра
о апрель
культурных традициях народов
Сибири
«Сибирскому роду нет переводу…»
Совместный
детско- май
родительский
проект
«Создание
семейного
фотоальбома»
В результате организации совместной деятельности детей и родителей участникам
предоставляется возможность:
1. Прожить в реальном демократическом обществе детей и взрослых;
2. Иметь свободный выбор деятельности с целью удовлетворения своих интересов;
3. Участвовать в коллективном планировании жизнедеятельности коллектива;
4. Строить новые взаимоотношения со взрослыми на основе взаимопонимания и
сотворчества;
5. Принять участие в процессе коллективной организации жизни, иметь право на
индивидуальную оценку своего вклада;
6. Тренировать «привычки» здорового образа жизни;
7. Приобретать и совершенствовать новые знания, умения и навыки;
8. Развивать духовные ценности;
9. Получить ощутимый для себя результат собственной конкретной деятельности.
Прогнозируемые результаты.
На уровне родителей:
Участие родителей в реализации программы в качестве постоянных участников
поможет им:
 Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
 Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
 Относиться к ребёнку как к равному;
 Развить умение объективно оценивать свои поступки;
 Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;
 Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к
эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
 Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
 Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
На уровне детей. Участие детей поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
Основными результатами деятельности авторов данной можно считать
следующее:
 Наличие единого социокультурного воспитательного пространства;



Разработана и апробирована интегрированная программа социально-гуманитарной
направленности по духовно-нравственному воспитанию детей с привлечением к
реализации родителей;
 Получен новый профессиональный опыт.
Иные компоненты.
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательного процесса
необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Технические средства обучения:
кабинет для репетиций;
шкафы для хранения реквизита, декораций, костюмов;
сцена для постановки спектаклей, художественных номеров (актовый зал);
классная доска с набором приспособлений для крепления;
телевизор;
видеомагнитофон/видеоплеер;
аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер (ноутбук);
Экранно-звуковые пособия:
1. Аудиозаписи;
2. Видеофильмы по тематике программы;
3. Видеоспектакли, детские сказки и фильмы.
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы,
соответствующие тематике программы
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Фольклорный театр» требуется педагог дополнительного образования, знающий
специфику организации дополнительного образования.
Список литературы для педагога
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
5. Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №
16);
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
7. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
8. Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10о от «12» января 2021г.)

9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
10. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Литература для подготовки педагога к занятиям
1. Афанасьев, А. Н. Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1982.
2. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М.: Индрик, 1994.
3. Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа. – М.: Индрик, 1994.
4. Белякова, Г. С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995.
5. Ватаман, В. П. Программа «Что за прелесть эти сказки!» (Народная культура для
малышей) В. П. Ватаман. – Астрахань: Изд-во АО ИУУ, 1996.
6. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. – М., 1995.
7. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.
Составитель Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор. Вып. 1, 1977. Вып. 2, 1981.
Вып. 3, 1984. Вып.4, 1986.
8. Как научить детей любить Родину. – М.: Аркти, 2003.
9. Круглый год: русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. – М.:
Правда, 1989.
10. Кудрявцева, Л. С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.: Детская
литература, 1991.
11. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: сборник фольклорных
материалов. – Г. М. Науменко. – М.: Центрполиграф, 2001.
12. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря:
иллюстрированная энциклопедия. О. Г. Баранова и др. – СПб.: Искусство, 2001.
13. Семёнова, М. Мы – славяне!: популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1999.
14. Славянская мифология: энциклопедический словарь. – М.: Эллис Лак, 1995.
15. Шангина, И. И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».