программа друзья природы новая 2022

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом Детского Творчества»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Друзья природы»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень программы - базовый

Авторы-составители:
Карташова Т.В.,
педагог дополнительного образования;
Дурных И.А., методист

Вихоревка, 2022

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Друзья
природы»
имеет
естественнонаучную направленность, составлена с учетом регионального компонента, разработана на
основе следующих нормативно-правовых документах:



Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ
ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Статус программы. В дополнительную общеразвивающую программу «Друзья природы» в
2022-2023 учебном году внесены изменения с учетом Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования «Братский район» на 2019-2030 годы, Регионального
проекта «Успех каждого ребенка», инновационного проекта по агробизнес-образованию,
имеющего статус региональный «Братская Земля – Родина моя» и отвечает требованиям,
предъявляемым к программам персонифицированного финансирования. Программа
рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО
«ДДТ».
Концептуальной идеей программы является идея формирования основ естественнонаучного
мировоззрения ребенка, развития его ценностной системы экологического отношения к природе
посредством включения его в практикоориентированную деятельность (исследовательскую,
природоохранную и др.).
Актуальность программы определяется необходимостью формирования модели
экологически сообразного поведения современных младших школьников, проявляющегося в
активной творческой деятельности по охране природы. Вовлечение младших школьников в
реальную проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию ценностного
отношения к природе и личностного опыта самостоятельной экологически сообразной деятельности.

Как любое научное творчество, проектно-исследовательская деятельность учащихся заставляет их
сталкиваться с вопросами, изучаемыми в программе основного образования, стимулируя глубокое и
заинтересованное изучение этих образовательных областей.
Педагогическая целесообразность программы определена особенностями перехода
ребенка в школьный возраст. Этот возрастной период связан с качественными изменениями в
деятельности младшего школьника, его общении, отношениях с другими людьми. Ведущей
деятельностью становится учение, которое постепенно вытесняет игру, изменяется уклад жизни,
появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Главная
задача этого возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений, среди
которых все более значимыми становятся поведение младшего школьника в природной среде, его
произвольные и непроизвольные контакты с природными объектами. От того, как на этом этапе у
ребенка сложится необходимый опыт взаимодействия с природной средой, зависит его дальнейшая
эколого-культурная социализация. Программа ориентирована на создание оптимальных условий для
формирования базовых компетенций младших школьников, способствующих их успешной экологокультурной социализации.
Новизна программы определяется тем, что формирование и становление опыта экологически
сообразного поведения младших школьников осуществляется посредством педагогической
технологии, в основе которой лежат ситуации личностно значимого выбора, осмысления и
осознанного действия в природной среде. Осваивая данную программу, ребенок воспринимает
образцы экологически сообразного, а не природоразрушающего поведения. Технология
формирования опыта экологически сообразного поведения включает три этапа. Первый этап погружение учащегося в ситуации эколого-нравственного, эмоционально обогащённого
взаимодействия. Второй этап - это накопление собственного положительного опыта, когда
учащийся, общаясь с природой, принимает ее как ценность, заботится о ней, и такое взаимодействие
доставляет ему удовольствие и радость. Третий этап - это становление опыта экологически
сообразного поведения в виде устойчивых привычек, рефлексия опыта отношений с природой,
выработка принципов поведения в ней, которые сохраняются в идеале на всю оставшуюся жизнь и
становятся убеждениями.
Технология реализуется на основе межпредметных связей, которые осуществляют взаимную
согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями. Суть
данной технологии состоит в следующем:
-выделение знаний или их элементов в учебных предметах, по-разному характеризующих
реальные явления, объекты и процессы;
-указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредством которого
выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;
-направленность связи на развивающие функции обучения.
Использование данной технологи повышает научный уровень обучения, отражает
естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывает его материальное
единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума,
умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных
способностей невозможны творческое отношение человека к труду, решение на практике
современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей, которые
несут ту или иную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с
природой, о ее ценностных свойствах.
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень программы – базовый.
Программа адресована детям 7 – 10 лет, поэтому разрабатывалась с учетом характерных
особенностей младшего школьного возраста.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.

Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы» реализуется в течение всего
учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном
учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации
дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение двух лет. Программа не реализуется в сетевой
форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип
представления содержания учебного материала.
Форма организации образовательного процесса – групповая и по подгруппам.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста.
По программе «Друзья природы» прием в объединение проводится свободно, без предварительного
отбора. При формировании групп нет строгой дифференциации по возрасту, так как это с одной
стороны, стимулирует обучающихся к ускоренному освоению материала, а, с другой стороны,
позволяет старшим повторить и углубить уже имеющиеся знания.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15
человек.
Объем и срок освоения программы - Учебный план рассчитан на 3 года обучения, 108 недель, 27
месяцев – 432 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 – 15 минут.
Цель программы: создание условий для реализации потребностей, интересов и
способностей, учащихся в области изучения природы и экологии родного края.
Задачи программы:
Воспитательные:
-воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни, экологически грамотного
поведения в природе;
-формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении
человека к природе;
-формировать гражданско-патриотическое сознание, чувство гордости за свой край и страну.
Развивающие:
-способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
-развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, обобщать; планировать свою
деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями,
таблицами; проводить доступные опыты, наблюдения, ставить эксперименты; наблюдать и
объяснять происходящие процессы и явления;
-развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые
качества.
Образовательные:
-систематизировать, расширить и закрепить имеющиеся знания об окружающем мире и
природе родного края;
-формировать потребности в обучении, самопознании и саморазвитии;
-формировать положительную мотивацию и общественно полезную деятельность учащихся
по сохранению природы родного края;
-формировать осознанные представления о нормах и правилах безопасности поведения в
природе и привычку их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Критерии отбора содержания программы:
-Занятие является завершённым, логически связанным с предыдущим и последующим
занятиями;
- доступность содержания занятия;
- разностороннее влияние на учащихся;
-цикличность программы по принципу от простого к сложному;

-учёт психолого-физиологических особенностей учащихся;
-разнообразие и непрерывность деятельности учащихся по содержанию и по характеру;
-занятие строится на основе деятельного подхода в обучении, воспитании и развитии.
Планируемые результаты.
В процессе освоения программы планируется достижение учащимися результатов
личностного, предметного и метапредметного характера:
Личностные результаты:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в
содержание программы;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

Содержание программы первого года обучения.
1. Вводное занятие (2 часа)
Введение: «Друзья природы» первого года обучения.
Знакомство с учащимися, их интересами.
Пропаганда здорового и безопасного образа жизни. Организация правильного
режима дня. Инструктаж по ОТ /правила поведения на занятиях, на улице, в
общественных местах, в транспорте, на природе, на экскурсиях, дома. Инструктаж по
ПДД, пожарной и антитеррористической безопасности. Формирование навыка учебной
эвакуации.
Правила поведения при проведении наблюдений, практикумов, экскурсий.
Практическая работа
Знакомство с учебно-опытным участком, школьной теплицей, цветником на школьной
территории, знакомство с фермерскими хозяйствами села.
2. Творческая мастерская (14 часов)
Оборудование, материалы необходимые при проведении наблюдений, практикумов,
экскурсий, их применение. Охрана труда.
Учебные тропы природы.
Практическая работа
Организация рабочего места.
Выполнение тренировочных заданий.
Экскурсия. УОУ, школьная теплица.
3. Мой дом за окном (48 часов)
Моё родное село, его история. Связь человека с природой села.
Моя улица и дом.
Птицы нашего села. Видовой состав птиц.
Организация птичьей столовой. Корма для зимующих птиц.
Проблема бездомных животных. Приспособление растений и животных к совместному
обитанию в сельском сообществе.
Сохраним зелёную красавицу.
Практическая работа
Конкурс рисунка: «Село глазами детей».
Беседа: «Село - природный дом сельчан».
Устный журнал: «Чтобы ты мог сделать для своего двора, улицы?».
Экскурсия. Зеленые насаждения моего двора, улицы.
Работа над проектом: «Мой двор, моя забота».
Просмотр презентации: «Птицы Иркутской области».
Экскурсия: «Где живет птичка?». Наблюдение в природе, поведение птиц осенью. Акция.
«Покормите птиц зимой», вывешивание кормушек.
Акция. «Покормите птиц зимой», подкормка птиц.
Экскурсия. Животные нашего двора.
Работа над проектом: «Братья наши меньшие».
Ролевая игра: «Земля - наш общий дом».
Экскурсия-наблюдение: «Влияние человека на сообщества парков, бульваров». Конкурс
рисунков: «Природа моего города зимой».
Дизайн новогодних ёлочек: «Ёлочки - красавицы».

4. Что такое окружающая среда? (18 часов)
Представление об окружающей природе и окружающей среде.
Экологические связи неживой и живой природы.
Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.
Практическая работа
Зарисовки во дворе: «Окружающая среда».
Творческая работа: «Мир вокруг нас», (фотоколлаж).
Практическое наблюдение в живом уголке, во дворе: «Окружающая среда и живой
организм». Записи по результатам наблюдений. Обсуждение.
5. Место человека в мире природы (12 часов)
Природа и человек. Как человек связан с природой? Осознание места человека как
части природы.
Природа в наших ощущениях.
Нормы поведения в природе.
Практическая работа
Беседа: «Влияние природы на эмоции человека».
Викторина: «Звуки леса».
Составление моделей, показывающих место человека в природе, защита своего
проекта.
6. Что такое экология? (26 часов)
Экология - предмет: интересно или нет?
Экологическая этика, первые уроки.
Экология и мы.
Международные экологические даты.
Заповеди экологии.
Экологические знаки и их необходимость.
«Декларация о правах живой природы».
Практическая работа
Игра: «Экосветофор».
Дискуссия: «Откуда берется и куда девается мусор?»
Эксперимент: «Что будет, если каждый из участников бросит бумажку?», обсуждение.
Сбор информации о состоянии окружающей среды своего села, обсуждение. Составление
экологической памятки «Правила поведения на природе».
Конкурс на лучший экологический знак.
Изготовление поделок из бросового материала «В мире нет вещей не нужных».
7. Охрана природы родного края (20 часов)
Что такое охрана природы? Особо охраняемые территории Иркутской области.
Законы об охране природы.
Знакомство с Красной книгой Сибири. Исчезающие растения и животные края.
Практическая работа
Трудовой десант: «Наш чистый двор».
Игра: «Путешествие по страницам Красной книги». Работа с Красной книгой
Сибири.
Экскурсия. Музей природы и экологии, цель и задачи музея.
«Сохраним природу родного края», изготовление поделок в технике ремейк.

Экскурсия. Натуралистические наблюдения: «Водоем».
Проект: «Сбережём капельку». Работа над проектом.
Натуралистические наблюдения «Животные».
Практические работы в уголке природы.
Натуралистические наблюдения. Экологическая тропа.
Оформление работ по итогам натуралистических наблюдений.
Участи в акциях «Неделя окружающей среды», «Чистота спасет мир». Подготовка
и распространение экологических листовок на тему: «День защиты животных»,
«Сбережём новогоднюю красавицу», «Лес - наше богатство». Анализ
выполненных работ.
8. Промежуточная аттестация (4 часа)
Тестирование. Выставка работ.
Содержание рабочей программы второго года обучения.
1. Вводное занятие (2 часа)
Введение: «Друзья природы» второго года обучения. Пропаганда здорового и безопасного
образа жизни. Инструктаж по охране труда.
2. Природная мастерская (10 часов)
Оборудование, материалы необходимые при проведении наблюдений, практикумов,
экскурсий, их применение. Охрана труда.
Практическая работа
Самостоятельная работа по проверке знаний и практических навыков.
Экскурсия. Экологическая тропа.
Выполнение тренировочного задания.
3. Сибирь мой край родной (8 часов)
Сибирь - мой край родной, история края.
Практическая работа
Библиотека Природа Сибири в художественной литературе.
Конкурс рисунка: «Люблю тебя мой край родной».
Экскурсия. Сельская библиотека.
4. Природные особенности Сибири (22 часа)
Географическое положение. Площадь.
Рельеф, его образование.
Что такое климат?
Погода. Предсказание погоды по народным приметам.
Почва. Состав и свойства почв.
Практическая работа
Географическая игра: «Найди и покажи».
Работа с картой-схемой Иркутской области.
Анализ погоды по «Календарю природы».
Деловая - игра: «Синоптики сообщают».
Изучение коллекции: «Виды почв».
Опыты: «Состав почв». Взятие пробы почвы и подготовка ее к исследованию.

5. Полезные ископаемые (8 часов)
Полезные ископаемые, что это такое? Какими бывают полезные ископаемые?
Практическая работа
Работа с картой-схемой: «Полезные ископаемые Иркутской области». Работа с коллекцией
полезных ископаемых.
Экскурсия. Парк. Лес.
Викторина: «Полезные ископаемые Сибири».
6. Водоёмы (16 часов)
Природные воды. Реки Сибири. Озера. Озеро Байкал. Искусственные водоемы.
Охрана воды.
Как образуются реки и озера?
Природные воды. Искусственные водоемы. Вода и жизнь.
Практическая работа
Просмотр видеофильма: водоемы «Сибири». Озеро Байкал Дискуссия: «Причины
загрязнения воды». Охрана воды.
Опыты по очистке воды.
Опыты: «Вода в жизни растений?
Экскурсия. Сельский парк. Водоем.
7. Растения (38 часов)
Растительный мир. Общее понятие.
Лесная, луговая, болотная растительность.
Лекарственные растения.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Растения первоцветы.
Охрана растений.
Практическая работа
Работа с гербарным материалом: «Части растений».
Экскурсия. «Где растут деревья?».
Травы, кустарники, деревья - сходства, отличие. Работа с натуральными образцами.
Составление таблицы.
Игра-путешествие: «Эти удивительные растения».
Лото: «Зеленая аптека».
Опыты по выращиванию семян: «Маленький огород на подоконнике».
Экскурсия.
Составление композиции с использованием декоративных растений.
Пересадка, комнатных растений. Формовка крон и обрезка.
Изготовление листовок: «Первоцвет - сохраним красоту родного края»
Краснокнижные растения. Ролевая игра: «Почему мы в «Красной книге»?».
8. Грибы (12 часов)
Грибы - особое царство природы.
Съедобные грибы. Несъедобные грибы.
Бледная поганка - королева ядовитых грибов.

Практическая работа
Строение гриба. Зарисовки.
Беседа: «Правила сбора грибов».
Деловая - игра: «В лес по грибы».
9. Экологические экспедиции (24 часа)
Экологическая экспедиция, что это такое?
Практическая работа
Брейн-ринг: «Знатоки родного края».
Экскурсия-практикум. Экологическая тропа.
Отчет об экскурсии экологическая тропа.
Экскурсия - практикум. Луг.
Сбор гербарного материала.
Отчет об экскурсии.
Экскурсия - практикум. Пруд.
«Мир в капле воды». Отчет об экскурсии.
Экскурсия - практикум. Сад.
Отчет об экскурсии.
Краеведческая викторина «Природа Сибири»
10. Промежуточная аттестация (4 часа)
Тестирование. Выставка работ.

Содержание рабочей программы третьего года обучения.
1. Вводное занятие (2 часа)
Введение: «Друзья природы» третьего года обучения. Пропаганда здорового и безопасного
образа жизни. Инструктаж по технике безопасности.
2. Творческая мастерская (10 часов)
Оборудование, материалы необходимые при проведении наблюдений, практикумов,
экскурсий, их применение. Техника безопасности.
Научная база – пришкольный участок, школьная теплица, парк, территория школы, основной объект изучения и исследования.
Практическая работа
Организация рабочего места.
Занятие практикум. Самостоятельная работа по проверке знаний и практических навыков.
3. Охрана животного мира (28 часов)
Животные Красной книги.
Закон о животном мире. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Среды жизни и места обитания животных.
Бездомные животные в селе.
Практическая работа
Экскурсия. Парк, лес.
Дискуссия: «Они должны жить».
Просмотр видеоматериалов: «Животные Сибири в Красной книге».
Просмотр видеоматериала Национальные парки Сибири, Иркутской области.
Игровое занятие: «Кто, где живет?».
Работа над проектом: «Братья наши меньшие».
Акция. «Покормите птиц зимой», вывешивание кормушек.
Ролевая игра: «Земля - наш общий дом».

Акция. «Покормите птиц зимой», подкормка птиц
4. Насекомые (8 часов)
Шестиногие - наши друзья и враги.
Виды насекомых, места обитания.
Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.
Практическая работа
Работа с энтомологической коллекцией.
Викторина - игра: «Спор насекомых - кто важней?».
5. Рыбы (4 часа)
Рыбы, обитающие в водоемах области.
Прудовые хозяйства.
Практическая работа
Наблюдение за поведением рыб в аквариуме. Викторина: «Золотая рыбка».
6. Земноводные (4 часа)
Значение земноводных в природе и жизни человека.
Земноводные Иркутской области. Флора и фауна Сибирского парка.
Практическая работа
Игровое занятие. Многообразие земноводных.
7. Пресмыкающиеся (4 часа)
Пресмыкающиеся - кто они? Видовое разнообразие пресмыкающихся области.
Практическая работа
Работа в школьной теплице.
8. Птицы (4 часа)
Обитатели воздушного пространства. Виды, места обитания птиц.
Перелетные, кочующие, оседлые птицы.
Практическая работа
Работа с орнитологическими определителями.
Экскурсия. «Где живет птичка?». Наблюдение в природе - поведение птиц, голоса,
пение.
Краеведческая викторина «Птицы».
9. Млекопитающие (Звери) (36 часов)
Животный мир Иркутской области.
Насекомоядные.
Летучие мыши.
Грызуны. Хищники.
Зайцеобразные.
Парнокопытные.
Заповедники, заказники их роль.
Практическая работа
Дискуссия: «Роль животных в жизни человека».
Экскурсия. Зооэкзотариум.
«Дикие животные в неволе».

Познавательная игра: «Кто, где живет?».
Конкурс рисунка: «Мир животных глазами детей».
Сообщение на тему: «Неожиданная встреча».
Оформление альбома. «Животные».
Определение животных по следам жизнедеятельности.
Брей-ринг: «Знатоки животных».
Коллаж «Животный мир родного края».
Создание интерактивной карты животные Иркутской области.
10. Домашние животные (18 часов)
Расширение и обобщение знаний о разнообразии домашних животных.
Умение выделить их значение для человека.
История одомашнивания животных.
Человек заводит друга.
Что нужно знать о домашних животных?
Наши домашние любимцы. Животные у нас дома.
Уголок живой природы, значение, роль.
Домашняя ферма. Животные помощники.
Практическая работа
Работа над проектом: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Знакомство с домашними животными, умение выделять домашних животных, их
особенности в зависимости от среды обитания.
Творческая работа, создание рисунков, поделок, фотографий. Оформление,
представление и защита своего проекта. Общение с натуралистическими объектами,
просмотр видеофильмов.
Самостоятельная работа с использование натуральных объектов.
Наблюдение за домашними питомцами. «Поведение животных в домашнем
хозяйстве». Сравнительное изучение.
11. Экологические экспедиции (22 часа)
Экологическая экспедиция «Животный мир у вас дома».
Практическая работа
Оборудования и средства для проведения экологических экспедиций.
Выбор объектов исследования.
Экскурсия-практикум. Учебно-опытный участок.
Отчет о проделанной работе в ходе экскурсии на экологической тропе.
Экскурсия-практикум. Луг.
«Насекомые» Отчет об экскурсии.
Экскурсия-практикум. «Муравейник»
Отчет об экскурсии.
Экскурсия-практикум. «Земноводные и пресмыкающиеся». Отчет об экскурсии.
12. Итоговая аттестация (4 часа)
Тестирование. Выставка «Животный мир Иркутской области»

2.Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план 1-го года обучения
№п/п Разделы

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.

Вводное занятие
Творческая Мастерская
Мой дом за окном
Что такое окружающая
среда и окружающая
природа?
Место человека в мире
природы
Что такое экология?
Охрана природы родного
края
Промежуточная
аттестация
ИТОГО

Всего
часов

Из них
теория

практика

2
14
48
18

2
4
16
6

10
32
12

12

6

6

26
20

12
4

14
16

4

Тестирование,
выставка

4

144

50

Формы текущего
контроля,
промежуточной
аттестации
Опрос
Выставка

94

Календарный учебный график
1-год обучения

Вводное занятие.
Теория
Практика
Творческая мастерская.
Теория
Практика

Мой дом за окном.
Теория
Практика
Что такое окружающая среда
и окружающая природа?
Теория
Практика
Место человека в мире
природы

Итого по
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

2
2
14
4
10

48
16
16

16
18
6
10

2
12

Теория
Практика
Что такое экология?
Теория
Практика
Охрана природы родного края
Теория
Практика
Промежуточная аттестация
Теория
Практика
Всего
16
Теория
6
Практика
10

6
6
26
2

10
6

8
20
4
4

12
4

16
16

16

16

16

16

16
6
10

16
8
8

16
10
6

16
4
12

4
16
16

144
50
94

Учебный план 2-го года обучения
№п/п Разделы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Вводное занятие
Творческая Мастерская
Сибирь- мой край родной.
Природные особенности
Сибири
Полезные ископаемые
Водоемы
Растения
Грибы
Экологические
экспедиции
Промежуточная
аттестация
ИТОГО

Всего
часов

Из них
теория

2
10
8
22

2
2
2
10

8
6
12

8
16
38
12
24

2
4
14
6
4

6
12
24
6
20

практика

4

Тестирование,
выставка

4

144

46

Формы текущего
контроля,
промежуточной
аттестации
Опрос
Выставка

98

Календарный учебный график
2-год обучения

Вводное занятие.
Теория
Практика
Творческая мастерская.
Теория
Практика

Итого по
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

2
2
10
2
8

Сибирь - мой край родной
Теория
Практика

8
2
2

Природные особенности
Сибири
Теория
Практика
Полезные ископаемые
Теория
Практика
Водоемы
Теория
Практика
Растения
Теория
Практика
Грибы
Теория
Практика
Экологические экспедиции
Теория
Практика
Промежуточная аттестация
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика

4
22
10
2

10
8
2
4

2
16
4
10

2
38
14
16

8
12
6
2

4
24
4
8

12
4

16
6
10

16
10
6

16
2
14

16
4
12

16
14
2

16
16

16
6
10

16
4
12

4
16
16

144
46
98

Учебный план третьего года обучения
№п/п Разделы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие
Творческая Мастерская
Охрана животного мира
Насекомые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие (Звери)

Всего
часов

Из них
теория

2
10
28
8
4
4
4
4
36

2
4
8
4
2
2
2
2
14

практика

6
20
4
2
2
2
2
22

Формы текущего
контроля,
промежуточной
аттестации
Опрос
Выставка

10.
11.
12.

Домашние животные
Экологические
экспедиции
Итоговая аттестация

18
22

ИТОГО

144

8
4

10
18

4

Тестирование,
выставка

4
52

92

Календарный учебный график
3-год обучения

Вводное занятие.
Теория
Практика
Творческая мастерская.
Теория
Практика
Охрана животного мира
Теория
Практика
Насекомые
Теория
Практика
Рыбы
Теория
Практика
Земноводные
Теория
Практика
Пресмыкающиеся
Теория
Практика
Птицы
Теория
Практика
Млекопитающие (Звери)
Теория
Практика
Домашние животные
Теория
Практика
Экологические экспедиции
Теория

Итого по
разделам

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

2
2
10
4
6

28
4

4
12

8
8
4
4
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
36
14
2

16

4
18
8
4

6
22
4

Практика
Итоговая аттестация
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика

6

12
4

16
10
6

16
4
12

16
12
4

16
8
8

16
14
2

16
16

16
8
8

16
4
12

4
16
16

144
60
84

Система оценивания.
При оценивании деятельности учащихся по образовательной программе
рассматриваются:
1. Уровень освоения учащимися содержания программы;
2. Интерес учащихся к занятиям в творческом объединении, показатели
- сохранность контингента и наличие положительных мотивов посещения занятий.
3. Уровень удовлетворенности учащихся качеством образовательных услуг;
4. Уровень удовлетворенности родителей учащихся работой объединения.
5. Предметные результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы;
6. Уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся
(оценивается по показателям сформированности: познавательных учебных действий,
коммуникативных учебных действий, регулятивных учебных действий).
7. Уровень личностного роста учащихся (оценивается по показателям: «Отношение к
природе», «Отношение к своей стране, Отечеству», «Отношение к своему здоровью»).
При освоении учащимися содержания программы предусматриваются различные виды
контроля:
а) Вводный контроль. Цель - выявление знаний учащихся, готовность к данному
этапу обучения;
б) Промежуточный контроль. Цель - оценка успешности продвижения учащихся в
образовательной деятельности, творческая активность;
в) Итоговая аттестация. Цель - демонстрация знаний, умений и навыков
Формами и методами контроля являются:
Наблюдение: текущее.
Устный контроль: индивидуальный опрос; устный зачет.
Наглядный метод: презентации, фотоотчеты, схемы и рисунки.
Диагностический метод: анкетирование; тестирование.
Оценка и взаимооценка выполненных работ: устные обсуждения.
Методы практической деятельности - это конкурсы, конференции, выставки,
викторины, олимпиады.
Результаты обучения определяются по трем уровням:
-низкий уровень - репродуктивная компетентность;
- средний уровень - деятельностная компетентность;
- высокий уровень - творческая компетентность.
При прохождении каждого из уровней программы постоянно поддерживается обратная
связь с учащимися, позволяющая оценить степень освоения материала, удовлетворенность
получаемой информации и психологическим климатом коллектива.
Методические материалы
Формы и методы обучения
Программа объединяет теоретический, практический, экскурсионный, игровой, творческий и
контрольно-итоговый учебный материал.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства
научно-практических знаний, позитивное, целостное отношение к биологическим процессам и
явлениям.
Практический материал направлен на развитие биологических умений и навыков.
Творческие задания раскрывают творческий потенциал, художественные способности,
формируют эстетический вкус.
Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учет процесса
обучения и результаты учебно-воспитательной деятельности учащихся.
Одной из особенностей организации образовательного процесса является его гибкость:
отдельные темы занятий могут меняться местами в учебном плане и корректироваться в
зависимости от погодных условий, календарного плана мероприятий и конкурсов, иных
обстоятельств.
Для достижения целей и решения задач предусматривается отбор основных форм и методов
совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения. Учитывая базовые знания, полученные
в общеобразовательной школе, процесс обучения включает в себя вторую и третью ступени
обучения, минуя первую. На второй ступени обучения преобладают активные формы
познавательной и трудовой деятельности. Третья ступень обучения характеризуется
самостоятельным творчеством, формирующим потребность в творческом восприятии мира и
осмыслении себя в этом мире.
В связи с этим особое место в программе отведено следующим формам обучения: экскурсия,
практическая работа, творческое задание, творческий проект, тестовое задание, лекционное занятие,
дискуссия, конференция «Первые шаги в науку», выставка творческих работ, конкурс творческих
работ на муниципальном уровне, региональном, всероссийском.
Основные методы обучения:
-методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример;
-методы обучения:
монологический, диалогический, алгоритмический,
показательный, эвристический;
-методы преподавания:
объяснительный, информационно-сообщающий,
иллюстративный;
-методы учения:
репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый,
поисковый, проблемный;
Применяются современные образовательные технологии: игровая, проектная, интерактивная,
развивающего обучения, здоровьесбережения, ИКТ.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Друзья природы»
(Первый год обучения)
№

1

Раздел
Вводное занятие

Творческая
2 мастерская
3 Мой дом за окном

Форма занятий

Методы

Творческая встреча

Беседа, инструктаж

Творческая мастерская под
руководством педагога

Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия работа над
проектом, экологическая
акция
4 Промежуточная
Творческая
работа
аттестация
свободный выбор темы и
деятельности
5
Что такое Творческая мастерская под
окружающая среда и руководством педагога,
окружающая природа? игровые занятия

Дидактический
материал

Инструкции, учебные
пособия, иллюстрации
Беседа,
метод
показа, Иллюстрации, готовые
демонстрация, инструктаж образцы, учебные
пособия
Беседы, дискуссии, метод
показа,
демонстрации, Иллюстрации, готовые
образцы, учебные
экскурсии-наблюдения,
пособия, накопительный
материал
Практический метод
Накопительный
материал
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
показа,
демонстрации, образцы, учебные
экскурсии, зарисовки
пособия

Форма
подведения
Опрос
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности

Тестирование.
Выставка, защита
творческой работы
Анализ продуктов
деятельности

6 Место человека в
мире природы

Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия

Беседы,
викторины, Иллюстрации, готовые
дискуссии, метод показа, образцы, учебные
демонстрации, экскурсии
пособия

Анализ продуктов
деятельности

7 Что такое экология?

Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия.
Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия, трудовой
десант
Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия.

Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
показа,
демонстрации, образцы, учебные
экскурсии
пособия
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
показа,
демонстрации, образцы, учебные
экскурсии,
пособия

Анализ продуктов
деятельности

Наблюдение,
отбор Накопительный
лучших работ, метод показа материал

Тестирование анализ
продуктов
деятельности.
Выставка.

8 Охрана
природы
родного края
9 Промежуточная
аттестация

№
п\
п

(Второй год обучения)
Раздел
Форма занятий

Творческая встреча

Дидактический Форма
материал подведения

Инструкции, учебные
пособия, иллюстрации
2 Творческая
Творческая мастерская под
Беседа,
метод
показа, Иллюстрации, готовые
мастерская
руководством педагога.
демонстрация, инструктаж образцы, учебные
пособия
3 Входной контроль
Контрольно-практическое
Практический метод
Накопительный
занятие
материал
4 Природные особенности Творческая мастерская под
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
края
руководством педагога,
показа,
демонстрации, образцы, учебные
игровые занятия.
экскурсии-наблюдения
пособия
5 Полезные ископаемые Творческая
работа. Практический метод
Накопительный
Свободный выбор техники и
материал
материалов.
6 Водоемы
Творческая мастерская под
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
руководством педагога,
показа,
демонстрации, образцы, учебные
игровые занятия.
экскурсии
пособия
7 Текущий контроль
Контрольно-практическое
Практический метод
Накопительный
занятие. Свободный выбор
материал
темы
и
формы
деятельности
8 Растения
Творческая мастерская под
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
руководством педагога,
показа,
демонстрации, образцы, учебные
игровые занятия.
экскурсии
пособия
9 Грибы
Творческая мастерская под
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
руководством педагога,
показа,
демонстрации, образцы, учебные
игровые занятия
экскурсии
пособия
10 Экологические
Творческая мастерская под
Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
экспедиции
руководством педагога,
показа,
демонстрации, образцы, учебные
игровые занятия
экскурсии
пособия

Опрос

11 Промежуточная
аттестация

Тестирование
Выставка.

1

Вводное занятие

Методы

Анализ продуктов
деятельности

Творческая мастерская под
руководством педагога,
игровые занятия.

Беседа, инструктаж

Накопительный
Наблюдение,
отбор материал
лучших работ, метод показа

Анализ продуктов
деятельности
Тестирование
Анализ продуктов
деятельности
Анкетирование.
Выставка, защита
творческой работы
Анализ продуктов
деятельности
Анкетирование,
анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Иллюстрации,
готовые образцы,
учебные пособия
Иллюстрации,
готовые образцы,
учебные пособия

(Третий год обучения)
№ Раздел
п\
п
1

Вводное занятие

Творческая
2 мастерская
3 Охрана
мира

животного

4 Насекомые
5 Рыбы
6 Земноводные
7 Пресмыкающиеся
8 Птицы
9 Млекопитающие
(Звери)
10 Домашние животные
11 Экологические
экспедиции
12 Итоговая аттестация

Форма занятий

Методы

Творческая встреча

Беседа, инструктаж

Дидактический
материал

Инструкции, учебные
пособия, иллюстрации
Творческая мастерская под Беседа,
метод
показа, Иллюстрации, готовые
руководством педагога.
демонстрация, инструктаж образцы, учебные
пособия
Творческая мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии-наблюдения
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия.
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые
занятия.
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия.
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,Творческая мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Беседы, дискуссии, метод Иллюстрации, готовые
игровые занятия
руководством
показа,
демонстрации, образцы, учебные
педагога экскурсии
пособия
,
Творческая
мастерская под Наблюдение,
отбор Накопительный
игровые занятия
руководством
лучших работ, метод показа материал
педагога
,
игровые занятия.

Форма
подведения
Опрос
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Анализ продуктов
деятельности
Тестирование
Выставка.
Фиксация
достижений.

Условия реализации программы
Материально-технический комплекс предполагает наличие кабинета для
проведения занятий, оснащенного мультимедийным оборудованием для работы с
электронными образовательными и диагностическими ресурсами, демонстрации
мультимедийных презентаций и результатов исследований учащихся.
Практические занятия проводятся на учебно – опытном участке с использованием
необходимого инвентаря, теплица.
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Друзья природы» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в
области экологии, растениеводства, знающий специфику организации дополнительного
образования.
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация
совместной деятельности детей и родителей.
1.
Создание альбома «Гербарий нашей семьи».
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Берегите природу!».

2.

Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:


Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;



Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях



Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий объединения
на 2022-2023 учебный год

№п/п
1

Участники
Мероприятия
Обучающиеся
по «Краски осени!»
программе «Друзья
природы»,

Форма
Экскурсия
природу.
здоровья

Месяц
на сентябрь
День

родители.
Ученики начальной
школы
и
обучающиеся
по
программе «Друзья
природы»,
Родители, учителя
школы
обучающиеся
по
программе «Друзья
природы»,
родители
Учащиеся школы,
обучающиеся
по
программе «Друзья
природы»,
родители, учителя.

2

3

4

Выставка- ярмарка «Наши Развлекательное
октябрь
руки – не знают скуки!»
мероприятие
с
элементами ярмарки
и выставки поделок
из
природного
материала.
«Накорми птиц»

Акция
изготовлению
кормушек.

по Октябрьноябрь

«Сотвори добро»

Акция
изготовлению
скворечников.

по Мартапрель

Список литературы для педагогов
Бомон Э., Гийоре М-Р. «Загадки природы»: - М, «Махаон», 2016
Бомон Э., Пимон М.Р., Жизнь леса: - М, «Махаон», 2016
Папуниди Е.А. Животные планеты: - М. «Издательство АСТ, 2016
Подвицкий Т.А. Опыты по биологии для школьников Москва: Эксмо, 2015.-128
Румянцева Е.А. Веселые уроки рисования - М., ООО « Айрист-прес», 2016
Самкова В.А. Открываем мир природы: М., - ООО «Русское слово», 2016
8.Снегирёва Е.Ю. Домашние животные. 60 домашних животных, самых важных для человека. М., Издательство АСТ, 2016

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список литературы для детей
Акимушкин И.И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.
Афонькин С.Ю. Деревья. - СПб.: «ББК», 2009.3. Большая иллюстрированная энциклопедия.
Грибы России. - Вильнюс: UAB «Bestiary», 2014.
Большая иллюстрированная энциклопедия. Птицы России. - Вильнюс: UAB «Bestiary»,
2014.
5. Брэм А.Э. Жизнь животных, тт. 1-3. - М.: Терра, 1992.
6. Бианки В.В. Наши птицы. Рассказы. М.: Малыш, 1983.
7. Васильева Н.Ю. Растения России: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2011.
8. Гусев В. Животные у нас дома. - М.: Экология, 1992.
9. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М., Владимиров А.В., Порудоминский В.И. Книга природы:
рассказы. - М.: Дет. лит., 1990.
10. Доспехова Т.А. Рыбы, амфибии, рептилии: Начальная школа. М.: ВАКО, 2012.
11. Жизнь животных: детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2010.
12. Как живут растения. Библиотека школьника. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
13. Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса в живой природе. - М.: Белый город, 2009.
14. Крутецкая В. А. Окружающий мир. 2-4 классы. - СПб.: Литера, 2008.
15. Мир леса: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2012.
16. Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
17. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики. - М.: Просвещение, 2012.
18. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М.: Просвещение, 2010.

1.
2.
3.
4.

Растения и человек. Библиотека школьника. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Растительный покров Земли. Библиотека школьника. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Рянжин С.В. Новый экологический букварь для детей и взрослых. - СПб.: Анатолия, 2007.
Сивоглазов В.И. Твой первый атлас определитель. Растения. - М.: Дрофа, 2008.
Ситникова Т.Н. Животные России: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2013.
Ситникова Т.Н. Птицы России: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2010.
Скалдина О.В. Красная книга Земли\ О.В. Скалдина, Е.А. Слиж. - М.: - М.: Эксмо,
2013. - 320 с.:
26. Скалдина О.В. Красная книга России \ Оксана Скалдина. - М.: Эксмо, 2013. - 272 с.: ил.
27. Сладков Н.И. Азбука леса. Рассказы и сказки. - Смоленск: Русич, 2010.
28. Тайны природы: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2010.
29. Тихонов А.В., Рысакова И.В. Природа России. Определитель. - М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2010.
30. Ушакова О. Д. Красная книга России: Растения. Словарик-справочник школьника.
- СПб.: Литера, 2009.
31.Черныш Н.В. Чудеса природы. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство
Астрель», 2000.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Электронные ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/ - портал ориентирован в первую очередь на тех, кто
профессионально связан со сферой образования.
2. http://ecosystema.ru/ - Этот сайт посвящен проблемам полевой биологии, экологии,
географии и экологического образования школьников в природе. Он адресован
учителям общеобразовательной школы, педагогам дополнительного образования,
любителям природы, а также студентам и школьникам, изучающим естественные
науки или увлекающимся самостоятельным исследованием растений, животных и
дикой природы.
3. http://www.mybirds.ru/ - электронная библиотека орнитолога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».