МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г. Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДЕНО Приказ № 121-0 От 12. 09. 2022г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «МЫ НАЧИНАЕМ КВН» Возраст обучающихся 14-17 лет Срок реализации 5 месяцев Уровень программы: ознакомительный Автор-составитель программы: Романова Лилия Михайловна, методист высшей квалификационной категории Вихоревка, 2022г I. Пояснительная записка Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы начинаем КВН» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительным общеразвивающим программам нового поколения. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Уровень освоения программы ознакомительный. Направленность программы социально-гуманитарная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает 1. учащимся множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию. Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на формирование нравственных качеств личности через участие в играх команд КВН. Данная программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей, отвечая принципам доступности (для начала занятий по программе не требуется специальной подготовки), мультикультурного подхода (предполагающего включение в программу максимально широкого диапазона жанров эстрады, театра, самодеятельности) с опорой на отечественную культуру (КВН как жанр родился в России и использует в качестве своих составляющих достижения родной культуры), с внедрением личностноориентированных методик образовательной деятельности. В настоящее время в России движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи. Адресат программы. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Ранняя юность — время реального перехода к настоящей зрелости. Изменение в развитии нервной системы создает предпосылки к усилению аналитической деятельности мозга. В этот период происходит становление нравственного самосознания. Современной юности не свойственны, ни детская наивность, ни подростковый, все отрицающий негативизм. Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. В этом возрасте, вообще, изменяется «природа смешного», появляются шутки, отражающие социальную, гражданскую позиции подростков и самостоятельность — хотя и не всегда — правильность суждений. Кроме того, тематика смешного как нельзя точно характеризует нравственно-личностный выбор подростка. Это возраст специфических, психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и мир его межличностных отношений, что, несомненно, как в зеркале, отражается и в КВН. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст всегда связан с поисками ответа на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). А это напрямую связывает возможности реализовать себя, предоставляемые КВН, постоянную возможность выбора и самоопределения, которые культивирует кавээновское движение с предпрофильной подготовкой. Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Срок освоения программы. Программа «Мы начинаем КВН» – краткосрочная, рассчитана на 4,5 месяца. Форма обучения – заочная, с применением дистанционных технологий. Дополнительная общеразвивающая программа «Мы начинаем КВН» реализуется в течение всего учебного года, включая осенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных учреждений на организацию деятельности команд КВН на основании договора о сетевом взаимодействии. Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы. Ознакомление с формами, приемами и способами подготовки конкурсных заданий игры команд клуба веселых и находчивых. Задачи. Образовательные: 1. Познакомить с историей игры; 2. Познакомить с формами конкурсных заданий; 3. Обучить приемам и способам подготовки конкурсных заданий игры. Воспитательные: 1. Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся. Развивающие: 1. развивать способы конструктивного общения; 2. развивать уверенность в себе; 3. развивать творческое и критическое мышление; 4. развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности. II. Комплекс основных характеристик образования Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного материала составляет 36 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения первичных знаний это оптимальное количество часов. Содержание. Раздел 1. История создания игры – 4 часа. Теория – 2 часа.. Тема. Прообраз КВН – передача «Вечер весёлых вопросов». Правила КВН, терминология. Практика – 2 часа. Тестирование по правилам игры, просмотр выступления первых команд КВН, игры на знание исторических сведений о КВН. Раздел 2. Жанры – 12 часов. Теория – 2 часа. КВН – жанр, построенный на репризе. Словесная реприза включает текстовую подготовку («заход») и смешную (как правило неожиданную) концовку. Теория шутки. Принципы написания шуток, классификация шуток, структура шутки, виды шуток, способы написания. Практика – 10 часов. Система написания шуток «КРУГ» или «Мозговой Штурм». Парадокс и второй план репризы. Определение актуальности репризы. «Подача», т.е. первая часть шутки и парадоксальный выход из ситуации. Разбор материала «мозгового штурма». Приветствие или визитка команды. Сюжетная линия в визитке. Эстрадная миниатюра и подготовка отдельных миниатюр на заданную тему. Взаимное редактирование сценариев, написанных обучающимися. Раздел 3. Сценарная работа – 12 часов. Теория – 2 часа. Работа над сценарием игры и создание имиджа команды. Законы композиции сценария игры. Требования к составлению сценария. Практика – 10 часов. Создание сценария. Определение событийного ряда и атмосферы конкурсного задания. Историческое время. Фантастическое время. Символы времени. Творческая мастерская. Проба пера. Анализ сюжета. Разработка сценария. Подготовка к презентации сценария. Презентация. Обсуждение, рефлексия. Раздел 4. Постановочная работа – 8 часов. Теория – 1 час. Создание предметнопространственной среды, где могли бы существовать герои сюжета игры. Практика – 7 часов. Исполнение групповых пластических импровизаций на сюжет игры; импровизации со словами; работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей: выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с текстом. Репетиция. Итоговая аттестация – видеозапись выступления команды. Планируемые результаты. К концу освоения программы обучающиеся будет знать: - историю, структуру и правила игры КВН; - правила поведения на сцене; - литературные и юмористические приемы и методы коллективной шутки; - современные технические средства. Обучающиеся будут уметь: -различать жанры КВН; -ориентироваться в большом потоке информации, находить и выбирать нужную; -выстраивать общение в разновозрастной группе; -составлять сценарий игры КВН; -выступать на школьных мероприятиях; -пользоваться сценическим реквизитом, работать с микрофоном; -играть в КВН, сочинять миниатюры, проводить мозговой штурм, выступать на сцене, быть сплочённым коллективом. III. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план № Название разделов, Количество часов Форма промежуточной тем (итоговой) аттестации всего теория практика 1 Раздел 1. История 4 2 2 создания игры 2 Раздел 2. Жанры 12 2 10 3 Раздел 3. Сценарная 12 2 10 Защита сценария игры работа 4 1 7 Выступление команды Раздел 4. 8 Постановочная работа для учащихся школы, Итоговая аттестация видеозапись 36 7 29 Итого: Календарный учебный график Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 18, количество учебных дней – 36, количество учебных часов –36. Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации 16 января 2023 года Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов. Октябрь 2022 г. – 4 недели, 9 учебных дней, 9 учебных часов. Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов. Декабрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 8 учебных часов. Январь 2023 г. – 3 недели, 3 учебных дня, 3 учебных часа по сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь Итого Раздел \ месяц разделам программы 4 Раздел 1. Раздел 1. История создания игры 2 Теория. 2 Практика. Раздел 2. Жанры. 2 Теория. 12 2 8 Практика. Раздел 3. Сценарная работа. 1 1 Теория. 12 7 1 Практика. Презентация сценария игры Раздел 4. Постановочная работа. 1 Теория. 6 3 Практика. 10 Итоговая аттестация – видеозапись выступления команды 36 Итого 8 9 8 8 3 Оценочные материалы. Виды диагностики: — входная (определение исходного уровня знаний и умений путем тестирования, выполнения творческих заданий); — итоговая (анализ участия в играх (результативность), выполнение творческих заданий). Формы подведения итогов. участие в ежегодном КВН-шоу (на базе школы); конкурс сценариев и выступлений. Оценочный лист выступления команды КВН Название конкурса Параметры и критерии оценивания Актуальность Оригинальность Использование Общение со темы игры реприз реквизита и зрительным музыкального залом сопровождения 1.Визитная карточка команды (приветствие) 2.Разминка 3.Домашнее задание Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов. Максимальное количество баллов - 20. Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5. Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4. Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3. Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2 Методические материалы. В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы: Комплексности. В процессе обучения используется комплексный подход к организации взаимодействия различных видов деятельности. КВН рассматривается сквозь призму составляющих его конкурсов. При подготовке каждого конкурса уделяется внимание теоретической и практической составляющим, проводится погружение каждой выбранной темы в различные образовательные области, ставятся и решаются не только обучающие, развивающие, но главным образом, воспитательные задачи (воспитание творческого коллектива). Доступности (по В.А. Сластенину) Занятия проводятся как для играющих, так и для ранее не знакомых с этой игрой детей. Для начала занятий по программе не требуется специальных знаний, умений и навыков. Систематичности и последовательности овладения знаниями От введения в программу «Мы начинаем КВН» знакомство с игрой через последовательное и систематическое изучение конкурсов в структуре игры и системы их подготовки, к выступлению детей в составе общешкольной сборной на различных играх и фестивалях команд КВН. Продвижения от простого к сложному Умение детей разрабатывать сценарии КВН по образцу, заданному с помощью педагога, до самостоятельной работы. Педагогические технологии: 1. Прикладная педагогика, через проведение тестов, опросников, с целью выявления: — индивидуальных особенностей детей (особенно важно, учитывая многообразие ролевых функций в КВН, помочь ребенку найти себя в каком-то из его ответвлений (СТЭМ, музыка, сценография, сценарное мастерство и т.д.); — уровня познавательной активности и деятельности детей, возможностей и способностей. 2. Игровые технологии: — имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее структуры при определенном событии или сюжете); — операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск алгоритма успеха в «разминке»; — «Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана, музыкального руководителя и т.д.); — «Деловой театр» Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой заданной обстановке; 3. Технологии дифференцированного обучения (работа с группой обучающихся, составленной с учетом их индивидуальных особенностей). 4. Технология проблемного обучения (моделирование проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность детей по разрешению возникающих проблем). КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ КОМАНДУ КВН Учебно-методическое пособие Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» sch417uv.mskobr.ru›…lefortovo…metodichka_kvn.pdf Воспитательная компонента программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация совместной деятельности детей и родителей. 1. Создание альбома «Моя семья». 2. Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения». Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников поможет им: • Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности; • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; • Относиться к ребёнку как к равному; • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • Существовать в едином информационном поле с ребёнком; • Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения. Участие детей в реализации проекта поможет им: Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. План воспитательно-развивающих мероприятий творческого объединения на 2022-2023 учебный год №п/п Участники Мероприятия Форма Месяц Ученики школы Осенняя пора – очей Экскурсия на сентябрь 1 и обучающиеся. очарованье природу. День Родители, учителя здоровья школы Ученики школы Покровская ярмарка Фольклорный октябрь 2 и обучающиеся. праздник Родители, учителя Вечер веселых школы вопросов Ученики школы День согласия и Волшебный ларец 4 ноября 3 и обучающиеся. примирения семейных традиций Родители, учителя День рождения клуба 8 ноября школы веселых и находчивых Ученики школы Путешествие в мир Праздник декабрь 4 и обучающиеся. новогодней сказки Родители, учителя школы Иные компоненты. Условия реализации программы Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. Экранно-звуковые пособия: • аудиозаписи; • видеофильмы по тематике программы; • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. 2. Технические средства обучения: музыкальный центр; - компьютер; - принтер; -микрофон; - ширма. 3. Интернет-ресурсы. https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728 Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494 Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175 Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951 Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мы начинаем КВН» требуется педагог, знающий специфику организации дополнительного образования. Список литературы Нормативно правовые документы Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Специальная литература: 1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с. 2. Марфин М., Чнвурин А. Что такое КВН? — Симферополь: Бланк-экспресс, 2002. — 314 с. 3. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с.