ДОП Развивашка 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«РАЗВИВАШКА»
возраст обучающихся: 5-7 лет
срок реализации: 1 год
уровень программы – стартовый

Автор-составитель:
Завьялова А.П.,
педагог дополнительного образования;

Вихоревка 2022г.











Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивашка» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального
общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность»
(программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.:
Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ, обновлена в 2022
году.
В соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018г. № 16);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от
18.08.2020г.)
Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом
МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
Направленность программы – социально-гуманитарная
Актуальность программы.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Учитывая выше сказанное, становится ясным, что необходима организация
качественно новой подготовки детей к школе.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет
более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной

деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием
заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Отличительные особенности программы.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Потребность в игре и желание
играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых
учебных и воспитательных задач.
Также в работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные
процессы, определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в
свойственных для них привычных видах деятельности, которые позволяют детям
почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно
усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности .
Используемые образовательные технологии:
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу
положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта. Для реализации программы используются следующие виды игр:
-по видам деятельности - физические, интеллектуальные, психологические;
-по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, познавательные,
контролирующие, развивающие, коммуникативные;
-по игровой методике - сюжетные, имитационные.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) - формирование у детей
творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к
стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются
практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы
используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Метод коррекции поведения направлен на
формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций,
развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания
своего поведения и состояния других людей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивашка»
адресована детям (мальчикам и девочкам) 5 – 7 лет, поэтому разрабатывалась с учетом
характерных особенностей старшего дошкольного возраста.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и

конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Принципы комплектования групп: группы формируются по возрастам, по
желанию родителей/по времени подачи заявления/ с учётом равномерного распределения
девочек и мальчиков/ в количестве от 12 до 15 человек в каждой группе. Состав группы
постоянный в течение всего периода обучения.
Условия набора обучающихся.
На обучение принимаются дети дошкольного возраста 5-6 лет, без учёта уровня развития
ребёнка и его способностей. Программу могут осваивать дети с ОВЗ по индивидуальному
учебному плану.
Срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивашка» рассчитана на 1 год
обучения, или 9 месяцев или 36 недель.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут.
Уровень обучения – стартовый.
Организационные формы обучения.
Занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем составом.
Цель и задачи программы
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных
способностей и творческой активности, развитие речи, его кругозора, интеллекта,
личностных качеств.
Задачи:
Обучающие:
-Способствовать формированию грамотной речи, умению выразить мысль;
-Содействовать расширению представлений об окружающем мире, явлениях
действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
-Стимулировать овладение навыками логического мышления.
Развивающие:
-Формировать этические нормы поведения, способность работать в коллективе;
-Развивать память, способность к сознательному запоминанию;
-Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать мотивацию к школьному обучению.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности;
-Формировать чувства уверенности в своих силах, инициативности.
Комплекс основных характеристик образования
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы всего: 72 часа.
Содержание программы
1.Раздел «Обучение грамоте и развитие речи» - 36 часов
1.1. Развитие связной речи – 4 ч.
Теория
Обучение
диалогической речи; обучение подробному пересказу с помощью
зрительной опоры и без неё; обучение составлению рассказа – описания, рассказа по
сюжетной картинке, по серии картинок по опорным словам и без них.
Практика
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
1.2. Развитие звуковой культуры речи – 4 ч.

Теория
знакомство с классификацией звуков: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие
и глухие согласные.
Практика
Работа над определением твердости – мягкости согласного звука. Беседа «Мой
любимый сказочный герой». Пересказ сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации.
Загадки с рифмующимися отгадками.
1.3. Развитие фонематического слуха – 4 ч.
Теория
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие согласные; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых,
мягких, глухих согласных;
Практика
Выделение звуков в начале, середине, конце слова. Придумывание слов со звуками [а,
у, о, и].
1.4. Обучение звуко - слоговому анализу – 4 ч.
Теория
Звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
Практика
Звуко-буквенный анализ.
1.5. Обучение грамоте – 4 ч.
Практика
Составление слов из разрезной азбуки. Чтение слов. Написание слов печатными
буквами.
1.6. Развитие мелкой моторики – 4 ч.
Теория
Развитие умение штриховать; обводить по контуру; печать буквы по образцу и без.
Практика
Обведение по шаблону крупных знакомых предметов. Работа с рабочими листами, работа
в прописях.
1.7. Знакомство с произведениями художественной литературы – 4 ч.
Теория
История возникновения письма.
Практика
Чтение художественных произведений.
1.8. Знакомство с малыми фольклорными жанрами – русские народные сказки,
считалки, загадки – 4 ч.
Теория
Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества, характерными чертами
русского фольклора. Знакомство с особенностями построения загадок.
Практика
Лексическая работа. Составление загадок по описанию предмета.
1.9. Пересказ рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры – 4 ч.
Теория
Обучение составлению рассказа по наводящим картинкам.
Практика
Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку» («Белка и волк»).
2. Раздел «Математика и конструирование» - 35 часов
2.1. Общие понятия – 4 ч.
Теория

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету,
форме, размеру, материалу; совокупность предметов или фигур, обладающих общим
признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Формирование общих
представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое; формирование
общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь
между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов,
объём жидких и сыпучих веществ. Натуральное число как результат счёта и измерения.
Числовой отрезок.
Практика
Выделение части совокупности, сравнение двух совокупностей предметов. Образование
отношений равенства и неравенства; установление равночисленности двух совокупностей
предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на… - меньше на…)
Измерение величины с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан…)
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами.
2.2. Числа и операции над ними – 12 ч.
Теория
прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт. Образование
следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и
обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого
десятка; равенство и неравенство чисел. Взаимосвязь между сложением и вычитанием
чисел; число 0 и его свойства.
Практика
Сравнение чисел на наглядной основе; формирование представлений о сложении и
вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
2.3. Пространственно – временные отношения – 12 ч.
Теория
Примеры отношений: на- над, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху –
снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже,
позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через. Последовательность дней
недели. Последовательность месяцев в году.
Практика
Установление последовательности событий.
Упражнения на ориентировку на листе бумаги в клетку. Задания на ориентировку в
пространстве с помощью плана. Чтение стихотворений с употреблением частей суток
(Маршак, Есенин, Барто, Фет и др.), игра «Дни недели».
2.4. Геометрические фигуры и величины – 7 ч.
Теория
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой
формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник,
четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не замкнутых линиях. Знакомство
с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Практика
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из
палочек. Сравнение
предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и
опосредованное с помощью различных мерок).
Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.
Планируемые результаты

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я –
концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение
к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
 считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Комплекс организационно-педагогических условий

№

Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Развивашка»
Кол-во часов
Форма
Название разделов (тем)
промежуточной
Теория Практика
Всего
аттестации

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

1.8.

Раздел «Обучение грамоте и
развитие речи»
Развитие связной речи
Развитие звуковой культуры
речи
Развитие фонематического слуха
Обучение звуко – слоговому
анализу
Обучение грамоте
Развитие мелкой моторики
Знакомство с произведениями
художественной литературы.
Знакомство
с
малыми
фольклорными
жанрами
–
русские
народные
сказки,
считалки, загадки.

18

18

36 ч

2

2

4ч

2

2

4ч

2

2

4ч

2

2

4ч

2

4
2

4ч
4ч

1

3

4ч

2

2

4ч

2

2

4ч

16

19

35 ч

2

2

4ч

2.1.

Пересказ рассказов с помощью
опорных сигналов и без опоры.
Раздел
«Математика
и
конструирование»
Общие понятия

2.2.

Числа и операции над ними

6

6

12 ч

2.3.

Пространственно – временные
отношения
Геометрические
фигуры
и
величины.
Итоговое занятие
Итого:

6

6

12 ч

2

5

7ч

31

1
40

1
72

1.9.
2.

2.4.
3

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Развивашка»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего
часов

Раздел «Обучение
грамоте и развитие
речи»
Раздел
«Математика и
конструирование»
Итоговое занятие
Всего часов

сентябрь

Раздел/месяц

4

5

4

4

4

4

4

4

3

36

4

4

5

4

3

4

4

4

3

35

8

9

9

8

7

8

8

8

1
7

1
72

Оценочные материалы
Виды контроля:
Входной контроль - проводится в начале каждого учебного года, с целью выявления
уровня готовности обучающихся к освоению программного материала.
Текущий контроль- за знаниями, умениями и навыками обучающихся соответственно
разделам образовательной программы. Педагог, оценивая практическую деятельность
обучающегося, фиксирует результаты в журнале.
Итоговая аттестация - проводится по окончании освоения дополнительной
общеразвивающей программы.
Формы контроля:
Формы входного контроля: рисуночный тест, наблюдение.
Формы текущего контроля: контрольное занятие, наблюдение
Формы промежуточной и итоговой аттестации определяются на основании содержания
дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с ее прогнозируемыми
результатами: Игра-путешествие по станциям (разделам программы)
Система оценивания.
При оценивании результатов используется 4-х уровневая система оценки освоения
учебного материала. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, но
регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога, овладел доступными
ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Оценка тестовых (контрольных) работ
Высокий уровень: обучающийся выполнил
работу
в
полном
объеме
с
соблюдением
необходимой последовательности действий;· допустил не более 2%
неверных ответов.
Оптимальный уровень: ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены
ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Средний уровень: обучающийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы
составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; · если работа выполнена не
полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Низкий уровень: работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не
превышает 50% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем
выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Выведение итоговых оценок
По окончании обучения ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
СХЕМА АНАЛИЗА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ,
РЕЗУЛЬТАТЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗУН,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Группа____________Год обучения____________учебный год 20__-20__
Объединение______________________________пос.__________________
Педагог________________________________________________________
Программа_____________________________________________________
Количество обуч-ся в группе по списку_____________________________
Количество обуч-ся выполнявших работу____________________________
Причины отсутствующих___________________________________________

ПАРАМЕТРЫ (должны знать, должны уметь)
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3
программы - 0-3 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы освоено 1/2 программы – 4-6 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 –
2/3 программы – 7-9 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3
программы, (практически полностью) – 10-12 баллов соответствует отметке «5».
№
Фамилия Имя
параметры
Всего
Уровень Отметка
п/п обучающегося
1 2 3 4 5 баллов /
среднее
значение
всех
параметров
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
итог Недостаточный, нулевой уровень - __ человек
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - __ человек
Оптимальный, хороший уровень - __ человек.
Высокий, отличный уровень - __ человек.
Пакет диагностических методик: приложение 2

Методические материалы
Формы и методы работы
На занятиях по программе «Развивашка» большое внимание уделяется формированию
умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда
это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться
тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с
ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для
успешного изучения программного материала начальной школы.
Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в
дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их
проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление,
систематизацию представлений детей об окружающем, развитие познавательных
способностей. В игре дети незаметно для себя выполняют большое число упражнений.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество
повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя
положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. А также
становятся незаменимым помощником в работе.
Основные положения программы:

подготовка к школе носит развивающий характер;

не допускает дублирования программ первого класса;

помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми);

обеспечивает формирование ценностных установок;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
произвольности;

организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том
числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:

общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

развитие творческой деятельности;

развитие личностных компетенций;

поддержка и сохранение здоровья;

формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;

сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Отбор содержания программного материала осуществляется с учётом
следующих принципов:

учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

систематичность и последовательность;

доступность и достаточность;

наглядность;

достоверность;

комплексность;

взаимосвязь с окружающим миром;

использование произведений искусства, произведений детского творчества;

разнообразие игровых и творческих заданий.
Виды занятий:










занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-праздник;
занятие-спектакль;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование.

Иные компоненты
Условия реализации программы
Для организации и осуществления образовательной деятельности необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Кадровое условие реализации программы
В реализации данной программы участвует педагог, обладающий профессиональными
знаниями в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, знающий
специфику организации дополнительного образования.
Помещение:
Для реализации данной программы необходимо помещение площадью 2 кв.м. на
одного ребенка.





Технические средства обучения:
маркерная доска;
переносной мультимедийный проектор;
персональный компьютер (ноутбук);
принтер.






Оборудование:
Учебные столы ростовой группы№2
Стулья ростовой группы№2
Шкафы.
Доска пробковая.









Материалы:
Таблицы.
Геометрические фигуры.
Тетради.
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Демонстрационный материал (иллюстрации, карточки по темам).
Раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).
Список литературы
Литература для педагогов

1.

Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год.

2.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от
03.04.2012 г.
3.
Приказ министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г. Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
4.
СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
учреждений
дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)
6.
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области. Министерство образования Иркутской области,
Иркутск, 2016.
7. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.:
Ювента, 2005.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
9. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России,
2000.
10. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО
«Центрполиграф», 2003.
11. Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое
общество России, 2002.
12. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста. — М.: Просвещение, 1988.
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл
развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
14. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка
к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
15. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное
образование, 2002.
16. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.М.:Академкнига,2010.
17. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические
труды. — М.: Педагогика, 1989.
18. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова,
Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение,
2012.
19. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных
навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград :
Учитель, 2011.
20. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Литература для детей
1. Усачев, А.А. Считарь: книга для счетоводов всех времен и всех народов. Для
дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/А.А. Усачев. - М.: Росса. – 144 с.,
ил.
2. Остер, Г.Б. Задачник [Текст]/ Г.Б. Остер. – М.: Экспресс-клуб. – 1998. – 129 с.
3. Королева, С. Будь осторожен с опасными предметами. Стихи и развивающие задания
[Текст]/ С. Королева. – Волгоград: Учитель. – 14 с., ил.

Литература для родителей
1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.:
Ювента, 2005.
2. Иванова, Е.В. Как подготовить ребенка к школе [Текст]/ Е.В. Иванова. – Волгоград:
Учитель. – 119 с.
3. Как подготовить ребенка к школе: пособие для родителей и воспитателей детских
садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1 [Текст]/ сост. Л.М. Михайлова. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 57 с.
4. Как подготовить ребенка к школе: пособие для родителей и воспитателей детских
садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 2 [Текст]/ сост. Л.М. Михайлова. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 57 с.
Приложение 1

Календарный учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы «Развивашка»
№

1

Дата
Группа
1
05.09.22

Дата
Группа
2
06.09.22

2

07.09.22

08.09.22

3

12.09.22

13.09.22

4

14.09.22

15.09.22

5

19.09.22

20.09.22

Название раздела; темы
раздела; темы занятия
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие связной речи.
Обучение диалогической
речи.
Математика и
конструирование.
Общие понятия. Свойства
предметов. Сравнение
предметов по признакам.
Совокупность предметов.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие связной речи.
Обучение подробному
пересказу с помощью
зрительной опоры и без
нее.
Математика и
конструирование.
Общие понятия.
Объединение групп
предметов. Взаимосвязь
части и целого. Действия
сложения и вычитания.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие связной речи.
Обучение составлению

объём
часов
1 Занятие-игра

формы
контроля,
аттестации
Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

6

21.09.22

22.09.22

7

26.09.22

27.09.22

8

28.09.22

29.09.22

9

03.10.22

04.10.22

10

05.10.22

06.10.22

11

10.10.22

11.10.22

12

12.10.22

13.10.22

рассказа – описания по
сюжетной картинке.
Математика и
конструирование.
Общие понятия. Начальные
представления о величинах:
длина, масса предметов,
объем жидких и сыпучих
веществ.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие связной речи.
Обучение составлению
рассказа – описания по
серии картинок по опорным
словам и без них.
Математика и
конструирование.
Общие понятия.
Натуральное число как
результат счета и
измерения. Числовой
отрезок.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие звуковой
культуры речи. Знакомство
с классификацией звуков:
гласные и согласные.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Прямой и обратный
счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический
счет. Образование
следующего числа путем
прибавления единицы.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие звуковой
культуры речи. Знакомство
с классификацией звуков:
твердые и мягкие. Работа
над определением
твердости – мягкости
согласного звука.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 1.
Соответствие числа и

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

13

17.10.22

18.10.22

14

19.10.22

20.10.22

15

24.10.22

25.10.22

16

26.10.22

27.10.22

17

31.10.22

01.11.22

18

02.11.22

03.11.22

19

07.11.22

08.11.22

20

09.11.22

10.11.22

количества предметов.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие звуковой
культуры речи. Знакомство
с классификацией звуков:
звонкие и глухие
согласные. Беседа «Мой
любимый сказочный герой»
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 2.
Состав числа 2.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие звуковой
культуры речи. Знакомство
с классификацией звуков:
звонкие и глухие
согласные. Пересказ сказки
«Колобок» с опорой на
иллюстрации.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 3.
Состав числа 3.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие фонематического
слуха. Развитие умения
различать звуки: гласные и
согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие
согласные.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 4.
Состав числа 4.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие фонематического
слуха. Развитие умения
различать звуки: гласные и
согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие
согласные.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над

1 Занятиесоревнование

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

21

14.11.22

15.11.22

22

16.11.22

17.11.22

23

21.11.22

22.11.22

24

23.11.22

24.11.22

25

28.11.22

29.11.22

26

30.11.22

01.12.22

27

05.12.22

06.12.22

28

07.12.22

08.12.22

29

12.12.22

13.12.22

ними. Число и цифра 5.
Состав числа 5.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие фонематического
слуха. Выделение в слове
гласных звуков, согласных
звуков, твердых, мягких,
звонких и глухих
согласных.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 6.
Состав числа 6.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие фонематического
слуха. Выделение в слове
гласных звуков, согласных
звуков, твердых, мягких,
звонких и глухих
согласных.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 7.
Состав числа 7.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Обучение звуко-слоговому
анализу. Звуковой анализ
состава слогов и слов.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 8.
Состав числа 8.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Обучение звуко-слоговому
анализу. Дифференциация
понятий «звук» и «буква».
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число и цифра 9.
Состав числа 9.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Обучение звуко-слоговому
анализу. Соотнесение букв

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

30

14.12.22

15.12.22

31

19.12.22

20.12.22

32

21.12.22

22.12.22

33

26.12.22

27.12.22

34

28.12.22

29.12.22

35

09.01.23

10.01.23

36

11.01.23

12.01.23

37

16.01.23

17.01.23

38

18.01.23

19.01.23

и звуков.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Число 0 и его
свойства. Состав числа 10.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Обучение звуко-слоговому
анализу. Звуко-буквенный
анализ.
Математика и
конструирование.
Числа и операции над
ними. Взаимосвязь между
сложением и вычитанием.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Обучение грамоте.
Составление слов из
разрезной азбуки. Чтение
слов. Написание слов
печатными буквами.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения: на,
над, под, спереди, сзади.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Составление слов из
разрезной азбуки. Чтение
слов. Написание слов
печатными буквами.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
слева, справа, посередине,
сверху, снизу.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Составление слов из
разрезной азбуки. Чтение
слов. Написание слов
печатными буквами.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
выше, ниже, длиннее,
короче.

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

39

23.01.23

24.01.23

40

25.01.23

26.01.23

41

30.01.23

31.01.23

42

01.02.23

02.02.23

43

06.02.23

07.02.23

44

08.02.23

09.02.23

45

13.02.23

14.02.23

46

15.02.23

16.02.23

Обучение грамоте и
развитие речи.
Составление слов из
разрезной азбуки. Чтение
слов. Написание слов
печатными буквами.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
шире, уже, толще, тоньше.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие умения
штриховать, обводить по
контуру. Обведение по
шаблону крупных
знакомых предметов.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
раньше, позже.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие умения
штриховать, обводить по
контуру. Обведение по
шаблону крупных
знакомых предметов.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
позавчера, вчера, сегодня,
завтра, послезавтра.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие умения печатать
буквы по образцу и без.
Обведение по шаблону
крупных знакомых
предметов.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения:
раньше, позже, позавчера,
вчера, сегодня, завтра,

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

47

20.02.23

21.02.23

48

22.02.23

28.02.23

49

27.02.23

02.03.23

50

01.03.23

07.03.23

51

06.03.23

09.03.23

52

13.03.23

14.03.23

53

15.03.23

16.03.23

54

20.03.23

21.03.23

послезавтра.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие умения печатать
буквы по образцу и без.
Обведение по шаблону
крупных знакомых
предметов.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения.
Последовательность дней
недели.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с
произведениями
художественной
литературы. История
возникновения письма.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения.
Последовательность дней
недели.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с
произведениями
художественной
литературы. Чтение
художественных
произведений.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения.
Последовательность
месяцев в году.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с
произведениями
художественной
литературы. Чтение
художественных
произведений.
Математика и
конструирование.

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеэкскурсия

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятие-игра

Наблюдение

55

22.03.23

23.03.23

56

27.03.23

28.03.23

57

29.03.23

30.03.23

58

03.04.23

04.04.23

59

05.04.23

06.04.23

60

10.04.23

11.04.23

61

12.04.23

13.04.23

Пространственновременные отношения.
Последовательность
месяцев в году.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с
произведениями
художественной
литературы. Чтение
художественных
произведений.
Математика и
конструирование.
Пространственновременные отношения.
Установление
последовательности
событий.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с малыми
фольклорными жанрами –
русские народные сказки,
считалки, загадки.
Пословицы и поговорки.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Простые
геометрические фигуры:
квадрат, треугольник,
прямоугольник, круг.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с малыми
фольклорными жанрами –
русские народные сказки,
считалки, загадки.
Знакомство с
особенностями построения
загадок.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Объемные
геометрические фигуры:
шар, цилиндр, конус,
пирамида, параллелепипед,
куб.
Обучение грамоте и
развитие речи.

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятие-конкурс

Наблюдение

1 Занятие-конкурс

Наблюдение

1 Занятиепутешествие

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятиепутешествие

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

62

17.04.23

18.04.23

63

19.04.23

20.04.23

64

24.04.23

25.04.23

65

26.04.23

27.04.23

66

03.05.23

04.05.23

67

10.05.23

11.05.23

68

15.05.23

16.05.23

Знакомство с малыми
фольклорными жанрами –
русские народные сказки,
считалки, загадки.
Разучивание считалок,
потешек, прибауток.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Точка, линия
прямая и кривая, отрезок,
луч.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Знакомство с малыми
фольклорными жанрами –
русские народные сказки,
считалки, загадки. Чтение
русских народных сказок.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Ломаная линия,
замкнутые и незамкнутые
линии, многоугольник.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Пересказ рассказов с
помощью опорных
сигналов и без опоры.
Обучение составлению
рассказа по наводящим
картинкам.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Составление
фигур из частей, деление
фигур на части.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Пересказ рассказов с
помощью опорных
сигналов и без опоры.
Пересказ сказки Л.
Толстого «Белка прыгала с
ветки на ветку»
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Единицы
измерения разных величин.

1 Занятиепутешествие

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятиепутешествие

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

69

17.05.23

18.05.23

70

22.05.23

23.05.23

71

24.05.23

25.05.23

72

29.05.23

30.05.23

Обучение грамоте и
развитие речи.
Пересказ рассказов с
помощью опорных
сигналов и без опоры.
Разыгрывание сказок по
ролям.
Математика и
конструирование.
Геометрические фигуры и
величины. Сравнение
предметов по длине, массе,
объему.
Обучение грамоте и
развитие речи.
Пересказ рассказов с
помощью опорных
сигналов и без опоры.
Составление рассказов из
жизни на заданную тему.
Итоговое занятие.

1 Занятиеспектакль

Наблюдение

1 Занятиеисследование

Наблюдение

1 Занятиесоревнование

Наблюдение

1 Праздник
Приложение 2

Пакет диагностических материалов
Текущий (входной) контроль
Проводится в течение первого месяца обучения методом наблюдения, включает в себя
тестовые задания с целью выявления уровня подготовленности.
Параметры:
1.Уровень развития мелкой моторики рук.
2. Знание количества и счёта в пределах 5.
3. Знание звукового состава слова.
4. Умение выполнять задания на внимание.
5. Умение слушать и слышать педагога.
Итоговая аттестация
Цель: Проверить знания обучающихся по итогам обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Развивашка»
Параметры:
1.Знания состава числа 10.
2. Знание геометрических фигур.
3. Умение печатать буквы.
4.Знание звукового состава слова.
5.Умение выполнять задания на внимание.
Критерии оценивания:
Недостаточный, нулевой уровень – освоено менее 1/3 программы.
Достаточный, средний уровень – освоено ½ программы.
Оптимальный, хороший уровень – освоено от ½ до 2/3 программы.

Высокий, отличный уровень – освоено более 2/3 программы.
Индикаторы:
Недостаточный, нулевой уровень - соответствует отметке «2».
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень - соответствует отметке «3».
Оптимальный, хороший уровень - соответствует отметке «4».
Высокий, отличный уровень - соответствует отметке «5»
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе
бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими
внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок
мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе
сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не
стремится к обучению.
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических
функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь
одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, мискамиска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные
слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА,

ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз
изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому
составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном
повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает
ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни
работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит
тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте
слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить,
шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно
поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также
способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или
ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом
месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь
месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка.
Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши,
глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от
верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь
буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца.
Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше
остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не
стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».