ДОП Юный краевед 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06.09.2022г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12.09.2022г..
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
Возраст обучающихся 13-18 лет
Срок реализации 2 года
Уровень программы: базовый

Авторы-составители программы:
Дурных И.А.,
методист
высшей квалификационной категории
Масликов М.И.,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории

Вихоревка, 2022г.

Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа
разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв.
Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Иные документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» разработана на основе авторской
программы «Краеведческий музей» 2008 г., посвященной изучению основ краеведения,
музееведения, экскурсоведения, Крючковой Надежды Михайловны учителя Кежемской школы,
Братского района, Иркутской области.
Направленность программы «Юный краевед»» — туристско-краеведческая.
Уровень программы - базовый
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление
и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории
России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа
призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории,
ощутить свою связь с прошлой и настоящей страны. Спецификой содержания является взаимосвязь
научного, ценностного и деятельностного компонентов. Основная идея программы – приобщение к
поисково-исследовательской деятельности
Актуальность данной программы заключается в том, что историческое краеведение предстает как
увлекательный процесс поиска знаний о родном крае, и знания приобретают прикладной характер.
Так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном
сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет
ценность для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших
традициях прошлого.
Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на формирование
российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям

российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной
земли.
Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная
сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории,
географии, биологии, художественной культуре и другим областям знаний.
Данная программа является не только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень
знаний по краеведению. Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсий по
посёлку. Занятия проходят во внеурочное время.
Новизна данной программы заключается в том, что программа адаптирована к условиям
образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению
истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы
материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей.
Программой образовательной деятельности нашего школьного музея предусматривается
взаимодействие общего и дополнительного образования и воспитательной работы.
Концептуальной основой программы является система ценностно – целевых ориентиров и
принципов организации содержания деятельности:
- гражданско-патриотическое воспитание детей на основе развития исторической памяти;
- воспитание толерантности;
- развитие личностных потенциалов, интеллектуальной и творческой активности;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
- формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого посёлка
Кежемский, Братского района, Иркутской области через различные формы поисковой и музейной
работы.
В конечном итоге – формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются
нравственно ориентированные воля и разум человека.
Отличительные особенности программы
Краеведческий музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет
транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной
истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес
к прошлому народа, к памятникам старины. Краеведческий музей может и должен соединить
разорванную связь между поколениями, эпохами.
Основными курсами в плане реализации содержания программы являются разделы:
Музей 1
Братский район
Приангарье
Экспонат
Экскурсовод
Музей 2
Археолог
Проект
«Уголок боевой славы»
Своеобразие программы определяется тем, что изучение начинается со знакомства со школьным
музеем, затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию,
культуру посёлка, района, края. От школы - к своей малой, а затем и большой Родине. Заканчивается
созданием проекта.
Первый год изучения программы предполагает более углубленное изучение объектов истории и
культуры, а также специальных дисциплин, которые дают краеведу необходимые знания о родном
крае. Второй год предполагает более углубленное изучение всего пройденного. Акцент делается

сначала на объекте исследования, а потом на процесс исследования. Ребята хорошо знают родной
край, поэтому у них есть возможность более глубоко рассмотреть отдельные проблемы истории и
культуры. Этот курс позволяет систематизировать знания ребят, но несколько в иной плоскости: не в
целостной картине прошлого и настоящего края, а отдельных видах специальных дисциплин. В ходе
изучения курса ребята подводят итоги исследовательской работы первого года обучения, наиболее
интересные объекты изыскания они могут увидеть в новом курсе, другие пересмотреть, что-то
добавить, исходя из новых знаний. Тем самым реализуется принцип преемственности занятий на
протяжении всех трех лет изучения курса.
На втором году занятий предполагается большая работа с источниками, поэтому у ребят следует
вырабатывать усидчивость, внимание, аккуратность в их сборе и анализе.
Работая с людьми, ребята должны помнить, что эти люди не объекты исследования, а те, ради кого и
ведутся эти исследования, сама живая история. В этом ключе реализуется принцип преемственности
поколений в воспитательном процессе.
Первый год занятий предполагает, что учащиеся пробуют свои силы в написании исследовательских
работ, с которыми они смогут выступить на районных конкурсах, конференциях. А второй год
занятий предполагает, что учащиеся будут проводить исследовательскую работу и оформлять
собственные работы, с которыми они смогут выступить на районных конкурсах, конференциях.
Необходимо уделять больше внимания исследовательским формам работы: практическим,
лабораторным занятиям, работе в музее и с литературой. Это способствует формированию у детей
навыков практической работы, важных для изучения не только истории, но и многих других
предметов.
Данный курс носит прикладной характер. Он знакомит учащихся со вспомогательными
историческими дисциплинами, их значением для науки, предполагает на основе полученных знаний
углубленное изучение истории и культуры родного края на конкретных исторических событиях,
явлениях. В ходе занятий ребята овладевают навыками работы с различными историческими
источниками, как отголосками далеких эпох. Что делает курс привлекательным и интересным.
Основной, доминирующей особенностью программы является то, чтов основе реализации
программы «Юный краевед» заложены различные виды деятельности, и все они направлены на
разностороннее развитие личности подростка и воспитание патриотизма и гражданственности.
Организация поисковой деятельности:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экспедиции, экскурсии), совместная
деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями посёлка и района по сбору
музейных предметов краеведческого материала;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с
архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей,
специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной
книге музея.
- работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных
статей об интересных людях и событиях села.
- встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний,
фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области,
родного края.
- посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и
других исторических объектов.
- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т. д.
Информационно-аналитическая деятельность:
- оформление экспозиций, стендов для школьного музея, витрин, выставок различной тематики;

- выпуск краеведческих газет, создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой
тематики, сайта музея;
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов, полных отчетов о походах и
экспедициях.
· Просветительская деятельность:
- разработка и проведение разнообразных образовательных форм деятельности (тематические уроки,
классные часы, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность;
индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой
исследовательской, проектной или творческой работой).
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т. д., литературных композиций;
- участие в областных, районных конкурсах, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев
и т. п.;
Проектно-исследовательская деятельность учащихся:
- создание проектов и их презентация на районных и областных краеведческих конференциях;
- разработка путеводителей, буклетов, маршрутов;
- изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний.
Общественно-полезная работа занимает в деятельности музея важное место:
·
Учащиеся школы взяли шефство над вдовами ветеранов войны, над памятниками павшим
воинам. Ежегодно они организуют и проводят митинги в День Победы.
- реставрация музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов;
создание и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на
местности (во время походов, экспедиций).
Адресат программы. Программа «Юный краевед» адресована детям 13-18 лет.
Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, период полового
созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечнососудистой. Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к
образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной
социальной зрелости школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис.
Центральное новообразование сознания подростков – «чувство взрослости». Подросток стремится,
чтобы окружающие признали его взрослость, независимость, но испытывает в то же время
потребность в неавторитарных советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности
подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность
(способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и
самовоспитанию.
Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности.
Подростки переходят от прямого копирования оценок взрослых к самооценке. Если для младшего
подростка характерно некритическое подражание внешним манерам взрослых, большая зависимость
от группы сверстников, то старший подросток начинает осознавать свою самобытность и
своеобразие, хотя зависимость его от группы сверстников еще сохраняется. Подростковый возраст
характеризуется большими изменениями в мышлении. Объектом познавательной деятельности
выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Перестраивается «Яконцепция» подростка. При этом приобретение новых представлений о себе связано с поиском
ответов на вопросы: «Каким быть?» и «Кем быть?». Подросток изучает себя: какой Я? какие у меня
особенности? каким я представляюсь другим людям? Вместе с тем, детям в этом возрасте
свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят
со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит
самоуважение подростков и остро ими переживается.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее
значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения;
воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
развитии.
Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная
деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются
основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как
интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение
старшеклассника к будущей профессии начинает, так или иначе, влиять на их отношение к учебной
деятельности.
Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное
формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание
себя как личности, переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости,
непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более
самостоятельной. Растет и социальная активность. Старшеклассник как бы примеривается к
различным социальным ролям, пробует себя в различных видах деятельности (учение, спорт,
общение, участие в молодежных общественных движениях и организациях и других). Важной для
старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном
предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями.
Юношескому общению свойственны, с одной стороны, расширение его сферы, а с другой –
его индивидуализация. Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти
друзей обоего пола, они открыты и общению со взрослыми. Для старшеклассников неприемлемо
вмешательство в их дела извне, но они будут благодарны за тактичную помощь или совет. Если же
потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать
одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви.
Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.
Основное новообразование первого периода юности – самоопределение во всех сферах
человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в
целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте
во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием.
Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для реализации
возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально
значимом определении на будущее.
Статус программы. В дополнительную общеразвивающую программу «Юный краевед» в 20222023 учебном году внесены изменения с учетом Стратегии социально-экономического развития
муниципального образования «Братский район» на 2019-2030 годы и отвечает требованиям,
предъявляемым к программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена на
методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
Возраст обучающихся: 13-18 лет.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15
человек.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» реализуется в течение всего
учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение в календарном
учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.

Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации
дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение двух лет. Программа не реализуется в сетевой
форме, так как в этом нет необходимости; программа не предусматривает модульный принцип
представления содержания учебного материала.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения, 18 месяцев, 72 недели
Режим занятий.1-й и 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
Цель программы: помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к
целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, своё
мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края,
своей семьи.
Задачи:
- овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций
региональной, отечественной и всеобщей истории
- сформировать готовность жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии
- приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников,
проведения исторических параллелей;
- формировать и углублять знания учащихся о музейной деятельности;
- знать историю своего края, поселка Кежемский, своей школы;
- уметь работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
- получить навыки самостоятельного приобретения знаний;
- использовать приобретенные знания, умения и навыки в работе школьного музея.
Объём программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы –272 часа: 1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 128 часов.
Содержание программы
1 год обучения
1. Музей 1 (10 ч.)
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Школьный музей,
история создания. Структура музея. Правила проведения экскурсий.
Практика: Работа с фондами и инвентаризационной книгой. Создание электронной
инвентаризационной книги. Ведение «Полевой описи», «Тетради рассказов». Игра-практикум по
проведению экскурсий.
2. Братский район (8 ч)
Теория: Знакомство с физической и административной картами Братского района. Беседа о климате,
рельефах, полезных ископаемых Братского района, а также о растительности и животном мире
района.
Практика: Работа с контурной картой Братского района. Определение географического положения
области, района, климата, рельефа, полезных ископаемых Братского района, а также растительности
и животного мира.
3. Приангарье (8 ч)
Теория: Знакомство с коренным населением Приангарья, понятиями «аборигены», «малочисленные
народы». История освоения и заселения Приангарья.
Практика: Экскурсия (виртуальная экскурсия) в Братск Острожный, изучение история создания.
Заполнение электронной инвентаризационной книги.

4. Экспонат (16 ч)
Теория: Знакомство с историей самовара, утюга, сибирской обуви и одежды.
Практика: Способы реставрации самовара. Создание электронного проекта «История самовара».
Способы реставрации утюгов. Создание электронного проекта «История утюга». Способы
реставрации сибирской обуви. Создание электронного проекта «История сибирской обуви и
одежды». Представление электронного проекта.
5. Экскурсовод (14 ч)
Теория: Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. Понятие «портфель экскурсовода».
Движение во время экскурсии. Основные понятия музееведения и экскурсоведения.
Практика: Составление текстов для проведения мини-экскурсии в отдел «Этнография». Репетиция
экскурсий. Экскурсия в отдел «Этнография». Работа с электронной инвентаризационной книгой.
6. Музей 2 (8 ч)
Теория: Обобщение полученных знаний.
Практика: Экспедиция по сбору экспонатов для школьного музея. Работа с собранными
экспонатами. Реставрация. Составление картотеки.
7. Археолог (20 ч)
Теория: Археологическое прошлое Братска. История археологических исследований. Вклад ученыхархеологов. Ископаемая фауна Братского района.
Практика: Подготовка «Портфеля экскурсии». Подготовка и проведение экскурсии в отдел
«Природа». Экспедиция по сбору экспонатов в музей. Составление картотеки.
8. Проект (26 ч)
Теория: Старая Кежма. Первые жители поселка Кежемский. Основатель поселка – Родкин Матвей
Сергеевич. Поселок и его жители. История поселка.
Практика: Подготовка к экскурсии в отдел «История поселка». Экспозиция «История поселка»
Анализ истории старой Кежмы. История нового поселка. Работа в доме М.М.Вологжиной из старой
Кежмы. Обработка полевых данных. Фонды поселковой библиотеки. Требования к написанию и
оформлению конкурсных и творческих работ
9. «Уголок боевой славы» (34 ч)
Теория: Биография Фролова Михаила Ивановича, полного кавалера орденов Славы. История жизни
ветерана и тружеников тыла. История победы.
Практика: Изучение «Книги памяти». Экспедиция к нашим труженикам тыла.
Работа в экспозиции «Уголок боевой славы». Подготовка экскурсии. Встреча с Победителями.
Встреча с родными М.И. Фролова. Экскурсия в «Уголок боевой славы». Создание проекта «9 мая».
2 год обучения
1. Музей 1 (6 ч.)
Теория: Введение. Цели и задачи на предстоящий год. Ознакомление с тематическим планом
работы. Инструктаж по ТБ. Музей нашей школы, страницы истории. Экспозиция «Школьная жизнь».
Практика: Работа с фондами и обновление инвентаризационной книги. Заполнение электронной
инвентаризационной книги. Продолжение работы с «Полевой описью», «Тетрадями рассказов».
Отработка правил проведения экскурсий.
2. Братский район (6 ч)
Теория: Населённые пункты Братского района на карте. Природные условия и ресурсы Братского
района Краснокнижные растения и животные Братского района
Практика: Работа с картой Братского района. Чтение карты. Изучение краснокнижных растений и
животных района. Видеоэкскурсия по Братскому району.
3. Приангарье (8 ч)
Теория: Изучение коренного населения Приангарья, жизни «аборигенов» и «малочисленных
народов». Изучение этапов освоения и заселения Приангарья.
Практика: Создание макета «Братск Острожный». Работа с книгами, справочными материалами.

Просмотр презентации и видео материалов «Братск Острожный».
4. Экспонат (8 ч)
Теория: Детали крестьянского быта.
Практика: Реставрация самовара. Работа с электронным проектом «История самовара». Реставрация
утюгов. Работа с электронным проектом «История утюга». Реставрация сибирской обуви. Работа с
электронным проектом «История сибирской обуви и одежды». Защита электронного проекта.
5. Экскурсовод (12 ч)
Теория: Экскурсия как вид деятельности, как форма общения. Пополнение «Портфеля
экскурсовода». Музееведение, экскурсоведение и туризм.
Практика: Отработка движения во время экскурсии. Составление текстов для проведения миниэкскурсии в отдел «Этнография». Экскурсия в отдел «Этнография». Работа с электронной
инвентаризационной книгой.
6. Музей 2 (8 ч)
Теория: Музейные профессии. Чем занимаются работники музея и что они должны знать.
Практика: Экспедиция по сбору экспонатов для школьного музея. Работа с собранными
экспонатами. Реставрация. Составление картотеки.
7. Археолог (20 ч)
Теория: Археологическое прошлое Братска. Научные открытия братских археологов. История
археологических исследований Братского района (Средняя Ангара). Сокровища Братского моря.
Ископаемая фауна Братского района.
Практика: Пополнение «Портфеля экскурсии». Обновление экспозиции отдела «Природа».
Подготовка и проведение экскурсии в отдел «Природа». Экспедиция по сбору экспонатов в музей.
Составление картотеки
8. Проект (26 ч)
Теория: Перенос «старой» Кежмы из зоны затопления. Потомки первых жителей поселка Кежма.
Старая Кежма. Потомки основателя поселка – Родкина М.С. Поселок и его жители. Имена с «Доски
почета». История основных предприятий поселка Кежемский. История становления православия
старой Кежмы. История современного поселка Кежемский
Практика: Подготовка и проведение экскурсии в отдел «История поселка». Обновление экспозиции
«История поселка». История становления православия старой Кежмы. История современного
поселка. Работа в доме Ф.М. Рыбкина из старой Кежмы. Обработка полевых данных. Работа с
фондами поселковой библиотеки. Требования к написанию и оформлению конкурсных и творческих
работ
9. «Уголок боевой славы» (34 ч)
Теория: Новые страницы биографии Фролова Михаила Ивановича, полного кавалера орденов
Славы. История жизни малолетних участников войны и тружеников тыла. История победы на
Дальнем Востоке.
Практика: Изучение «Книги памяти». Помощь нашим труженикам тыла. Работа с экспозицией
«Уголок боевой славы». Встреча с Победителями. Переписка с родными М.И. Фролова. Подготовка
и проведение экскурсии в «Уголок боевой славы». Создание проекта «9 мая».
Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты освоения программного материала
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьника. Программа призвана
помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных
понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время
знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
В результате занятий обучащиеся должны:
- овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций
региональной, отечественной и всеобщей истории

- сформировать готовность жить и трудиться в своем селе, участвовать в его развитии
- приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников,
проведения исторических параллелей;
- знать историю своего края, поселка Кежемский, своей школы;
- уметь работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
- получить навыки самостоятельного приобретения знаний.
К концу обучения, учащиеся будут иметь:
- опыт взаимодействия с объектами исторического наследия
- опыт участия в экспедициях, опыт проведения экскурсий
- знания по истории родного края
Учебный план 1-го года обучения.
Кол-во часов
Форма промежуточной
№
Название раздела, тем
(итоговой) аттестации
теория практика всего
1.
Музей 1
3
7
10
1.1 Введение. Входное
1
1
2
Тестирование
диагностическое тестирование.
Музей – машина времени
1.2 Фонды музея,
2
2
инвентаризационная книга
1.3 Электронная инвентаризационная
2
2
книга
1.4 «Полевая опись», «Тетрадь
1
1
2
рассказов»
1.5 Структура музея. Экспозиция.
1
1
2
Презентация
Текущий контроль.
2
Братский район
3
5
8
2.1 Физическая и административная
2
2
карта Братского района.
2.2 Климат, рельеф, полезные
1
1
2
ископаемые Братского района
2.3 Растительность, животный мир
1
1
2
Братского района
2.4 Контроль знаний.
1
1
2
Контрольная работа
3
Приангарье
3
5
8
3.1 Коренное население, понятия
1
1
2
«аборигены», «малочисленные
народы
3.2 История освоения и заселения
2
2
Приангарья.
3.3 Братск Острожный
2
2
3.4 Электронная инвентаризационная
2
2
Реферат
книга. Текущий контроль.
4
Экспонат
4
12
16
4.1 История самовара.
1
3
4
4.2 История утюга
1
3
4
4.3 История сибирской обуви и
1
3
4
одежды
4.4 История экспоната. Текущий
1
3
4
Презентация.
контроль
5
Экскурсовод
4
10
14

Сущность понятия «экскурсия»,
ее функции и признаки
Понятие «портфель экскурсовода»
Движение во время экскурсии.
Контроль знаний: по основным
понятиям музееведения и
экскурсоведения
Тексты для проведения миниэкскурсии в отдел «Этнография»
Экскурсия в отдел «Этнография»
Электронная инвентаризационная
книга. Текущий контроль.
Музей 2
Сбор экспонатов для школьного
музея.
Работа с собранными экспонатами
Составление картотеки
Текущий контроль за полугодие.
Археолог
Археологическое прошлое
Братска.
История археологических
исследований. Вклад ученыхархеологов.
Ископаемая фауна Братского
района
Портфель экскурсии.
Отдел «Природа»
Экскурсия
Сбор экспонатов в музей
Составление картотеки. Текущий
контроль.
Проект

8.1
8.2

5.1
5.2
5.3

5.4
5.5
5.6
6
6.1
6.2
6.3
6.4
7
7.1
7.2

7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
8

8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

3

4

-

2
2

2
2

1
-

7
2

8
2

1
5
1

2
2
1
15
1

2
2
2
20
2

2

-

2

1

1

2

1
-

2
2
3
4
2

2
2
4
4
2

10

16

26

Старая Кежма

1

1

2

Первые жители поселка
Кежемский
Основатель поселка – Родкин
Матвей Сергеевич
Поселок и его жители
История поселка
Подготовка к экскурсии в отдел
«История поселка»
Экспозиция «История поселка»
История старой Кежмы
История нового поселка
Работа в доме М.М.Вологжиной
из старой Кежмы
Обработка полевых данных
Фонды поселковой библиотеки
Требования к написанию и
оформлению конкурсных и
творческих работ. Текущий

1

1

2

1

1

2

1
1
1

1
1
1

2
2
2

1
1
-

2
1
1
2

2
2
2
2

1
1

1
2
1

2
2
2

Контрольная работа

Презентация

Тестирование

Отчёт об исследовании

Доклад

Защита проекта

контроль.

9
9.1

9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9

«Уголок боевой славы»
Биография Фролова Михаила
Ивановича, полного кавалера
орденов Славы.
«Книга памяти»
История жизни ветерана и
тружеников тыла
В гости к нашим труженикам тыла
Уголок боевой славы.
Встреча с Победителями. Встреча
с родными М.И.Фролова
Экскурсия
История победы
Итоговое занятие. Промежуточная
аттестация.

Итого

№
1.
1.1

1.2

1.3
2
2.1

2.2
2.3
3
3.1

3.2
3.3
3.4

8
1

26
1

34
2

2

2
6

2
8

1
1

3
2
5

4
2
6

1
1
1

3
3
1

4
4
2

41

103

144

Учебный план 2-го года обучения.
Кол-во часов
Название раздела, тем
теория практика всего
Музей 1
2
4
6
Введение. Входной контроль.
1
1
2
Музей – машина времени. Фонды
музея, обновление
инвентаризационной книги
Заполнение электронной
2
2
инвентаризационной книги
Продолжение работы с «Полевой
описью», «Тетрадями рассказов»
Структура музея. Экспозиция.
1
1
2
Текущий контроль.
Братский район
2
4
6
Населённые пункты Братского
2
2
района на карте. Природные
условия и ресурсы Братского
района
Краснокнижные растения и
1
1
2
животные Братского района
Контроль знаний.
1
1
2
Приангарье
Изучение коренного населения,
жизнь «аборигенов» и
«малочисленных народов»
Изучение этапов освоения и
заселения Приангарья.
Создание макета «Братск
Острожный»
Заполнение электронной

2
1

6
1

8
2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

Презентация

Защита
исследовательской
работы. Тестирование

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации
Тестирование.

Презентация

Контрольная работа

Реферат

4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2

5.3

5.4

5.5
5.6

6
6.1

6.2
6.3
6.4
7
7.1

7.2

7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8

инвентаризационной книги.
Текущий контроль.
Экспонат
Детали крестьянского быта.
Реставрация самовара.
Реставрация утюга.
Реставрация сибирской обуви и
одежды.
Проект «История экспоната».
Текущий контроль
Экскурсовод
Экскурсия как вид деятельности,
как форма общения
Пополнение «Портфеля
экскурсовода» Отработка
движения во время экскурсии.
Контроль знаний: по основным
понятиям музееведения и
экскурсоведения
Составление текстов для
проведения мини-экскурсии в
отдел «Этнография»
Проведение экскурсии в отдел
«Этнография»
Работа с электронной
инвентаризационной книгой.
Текущий контроль.
Музей 2
Музейные профессии. Чем
занимаются работники музея и
что они должны знать.
Сбор экспонатов для школьного
музея и работа с ними.
Реставрация экспонатов.
Составление картотеки.
Текущий контроль за полугодие.
Археолог
Археологическое прошлое
Братска. Научные открытия
братских археологов.
История археологических
исследований Братского района
(Средняя Ангара).
Сокровища Братского моря.
Ископаемая фауна
Пополнение «Портфеля
экскурсии».
Обновление экспозиции отдела
«Природа»
Подготовка и проведение
экскурсии в отдел «Природа».
Экспедиция по сбору экспонатов в
музей.
Составление картотеки. Текущий

2
-

6
2

8
2

-

2
2

2
2

-

2

2

2
1

10
1

12
2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

3
2

5
-

8
2

-

2

2

-

2

2

1
4
1

1
16
1

2
20
2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

1

3

4

-

4

4

-

2

2

Защита проекта.

Контрольная работа

Презентация

Тестирование

Презентация

Отчёт об исследовании

контроль
8

Проект

8

18

26

8.1

Перенос «старой» Кежмы из зоны
затопления.
Потомки первых жителей поселка
Кежема
Потомки основателя поселка –
Родкина М.С.
Поселок и его жители. Имена с
«Доски почета».
История основных предприятий
поселка Кежемский
Подготовка и проведение
экскурсии в отдел «История
поселка»
Обновление экспозиции «История
поселка»
История становления православия
старой Кежмы
История современного поселка
Кежемский
Работа в доме Ф.М.Рыбкина из
старой Кежмы
Обработка полевых данных
Работа с фондами поселковой
библиотеки
Требования к написанию и
оформлению конкурсных и
творческих работ. Текущий
контроль
«Уголок боевой славы»
Новые страницы биографии
Фролова Михаила Ивановича,
полного кавалера орденов Славы.
Изучение «Книги памяти»
История жизни малолетних
участников войны и
тружеников тыла
Помощь нашим труженикам тыла
Работа с экспозицией «Уголок
боевой славы».
Встреча с потомками
Победителей. Переписка с
родными М.Фролова
Подготовка и проведение
экскурсии в «Уголок боевой
славы».
История победы на Дальнем
Востоке
Новые страницы биографии
Фролова Михаила Ивановича,
полного кавалера орденов Славы.
Итоговое занятие. Итоговая

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2
2

2
2

1

1

2

7
1

27
1

34
2

2

2
6

2
8

-

4
2

4
2

1

3

4

-

2

2

1

3

4

2

2

4

-

2

2

8.2
8.3
8.4
8.5
8.6

8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13

9
9.1

9.2
9.3

9.4
9.5
9.6

9.7

9.8
9.9

9.10

Доклад

Презентация

Защита проекта

Презентация

Защита

аттестация.

исследовательской
работы. Тестирование.

Итого

32

96

128

Календарный учебный график 1 год обучения
Раздел / месяц

сентябрь

Музей 1
Теория
Практика
Братский район
Теория
Практика
Приангарье
Теория
Практика
Экспонат
Теория
Практика
Экскурсовод
Теория
Практика
Музей 2
Теория
Практика
Археолог
Теория
Практика
Проект
Теория
Практика
«Уголок боевой
славы»
Теория
Практика

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

3
7

10

3
3

8
2
3
5

8

4
2

16
10
4
2

14
8
1
7

8

5
11

20
4
10
2

26
14

2

6
10

32
14

Промежуточная
аттестация
2

Теория
Практика
Всего

Теория
Практика

2
16
6
10

16
7
9

16
4
12

16
1
15

16
5
11

16
10
6

16
2
14

16
6
10

16
0
16

144
41
103

Календарный учебный график 2 год обучения
Раздел / месяц

Музей 1
Теория
Практика
Братский район
Теория
Практика

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

2
4

6

2
4

6

Приангарье
Теория
Практика
Экспонат
Теория
Практика
Экскурсовод
Теория
Практика
Музей 2
Теория
Практика
Археолог
Теория
Практика
Проект
Теория
Практика
«Уголок боевой
славы»
Теория
Практика

2
2

8
4
2
6
1
3

8

1
7

12

3
5

8

4
12

20
4
5
7

3
11

1
3

26

3
15

3
7

32

Итоговая
аттестация
2

Теория
Практика
Всего

Теория
Практика

2
16
6
10

16
3
13

16
4
12

16
4
12

16
5
11

18
4
14

18
3
15

12
3
9

128
32
96

Оценочные материалы
Система оценивания.
Применяется 4-х уровневая система оценки освоения учебного материала. Положительная отметка
должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в
формировании навыков, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания педагога,
овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий по профилю деятельности.
Выведение итоговых оценок
За учебную работу за полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по основным темам и разделам
дополнительной общеразвивающей программы.
Недостаточный, нулевой уровень освоения разделов программы - освоено менее 1/3 программы 0-2 балла соответствует отметке "2".
Достаточный, средний, удовлетворительный уровень освоения разделов программы - освоено 1/2
программы - 2-4 балла соответствует отметке "3".
Оптимальный, хороший уровень освоения разделов программы - освоено более 1/2 – 2/3
программы - 5-7 баллов соответствует отметке «4»
Высокий, отличный уровень освоения разделов программы - освоено более 2/3 программы,
(практически полностью) - 8-10 баллов соответствует отметке «5».
Методические материалы
Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе:

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы
используют различные формы и методы обучения.
Методы работы школьного музея:
1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение, инструктаж.
2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их
описание.
7. Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8. Практический метод – оформление краеведческого материала.
9. Метод проектов – создание проекта.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами основного фонда
школьного музея «История школы». Они включают в себя значительное количество вещественных,
письменных и изобразительных источников, на примере работы,с которыми учащиеся овладевают
методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов
по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед,
практических занятий по музееведению.
Лекции: «Музей – машина времени», «Климат, рельеф, полезные ископаемые Братского района»,
«Растительность, животный мир Братского района», «История освоения и заселения
Приангарья»,«История археологических исследований. Вклад ученых-археологов», «История
археологических исследований. Вклад ученых-археологов».
Экскурсии: «Братск Острожный», «Этнография», «Природа», «История посёлка», «Уголок боевой
славы».
Презентации: «Структура музея», «Коренное население Приангарья», «История экспонатов»,
«Портфель экскурсовода», «Основатель поселка – Родкин Матвей Сергеевич», «История поселка»,
«Биография Фролова Михаила Ивановича, полного кавалера орденов Славы», «История жизни
ветерана и тружеников тыла».
Сценарии мероприятий: «Встреча с Победителями», «Книга памяти».
Основные формы работы:
В процессе преподавания рекомендуется проводить занятия-лекции, встречи, викторины,
конкурсы, экскурсии, презентации, беседы, поисковая работа, практическая работа, подготовка
учащимися сообщения. Для реализации программы используется краеведческий материал. Важная
составляющая краеведения – элементарная проектная деятельность учащихся по заданию.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно
проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки
мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий
по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС
«Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся
и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация совместной

деятельности детей и родителей.
1.
Создание семейных альбомов «Наша семья».
2.
Подготовка папки-раскладушки «Одежда наших прадедушек и прабабушек».
3.
Организация выставки литературы «Любимые сказки нашей семьи».
4.
Организация семейных праздников «Народные забавы с детьми»
5.
Приглашение родителей на занятия и праздники.
Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников поможет им:

Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

Относиться к ребёнку как к равному;

Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к
эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

Существовать в едином информационном поле с ребёнком;

Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения
своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях
 Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать
коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий объединения
на 2022-2023 учебный год
№ Участники
Мероприятия
Форма
Месяц
п/п
1

Вся учебная группа

В здоровом
здоровый дух

теле

– День здоровья

сентябрь

2

Ученики
школы
и День учителя
участники краеведческой
группы. Родители, учителя
школы

3

Вся
учебная
группа День
согласия
краеведческого коллектива примирения

4

Ученики
школы
и «Новый год на всей Праздник
участники краеведческой планете»
группы. Родители.

5

Вся
учебная
группа «Щедра
талантами Выставка-демонстрация январькраеведческого коллектива. родная сторона»
творческих
работ февраль
Родители, односельчане.
земляков

6

Вся
учебная
группа Краеведческие
Встреча
с
людьми март
краеведческого коллектива. посиделки
«Родной творческих профессий
Родители,
работники земли многоголосье»
МКУК «Кежемский КДЦ»

7

Вся
учебная
группа «Вспомним
всех Разработка
краеведческого коллектива. поименно» творческий презентация проекта

Поздравление ветеранов октябрь
школы.

и Акция

ноябрь
декабрь

и апрельмай

Родители, учителя школы, проект, посвященный
односельчане
Дню Победы

Условия реализации программы
Учебные занятия проходят в учебном кабинете и музее МКОУ «Кежемская СОШ» по адресу: п.
Кежемский, ул. Первомайская, 18
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд
компонентов, обеспечивающих его эффективность:
Технические средства обучения:
 Классная магнитная доска;
 Мультимедийный проектор;
 Экспозиционный экран;
 Персональный компьютер (ноутбук);
 Сканер;
 Принтер лазерный;
Оборудование:
 Учебные столы;
 Стулья;
 Шкаф.
Материально-техническое оснащение занятий:
•Материалы
•Инструменты, приспособления для ведения музейной работы. (ножницы, скотч, клей, скобы,
кнопки, степлер, скоросшиватели, картон, бумага А4 и др.)
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный
краевед» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области краеведения и
музейной работы, знающий специфику организации дополнительного образования.
Список литературы
1). Долженко Г.П. «Экскурсионное дело», издательский центр «МарТ», Москва- Ростов-на-Дону,
2006
2) Герасимов В, Ф. «Братск острожный» ч.1,2Братск 2002
3) Герасимов В, Ф. «Летопись Братска» ч.2, издательство «Иркутский университет» 2005г.
4)Герасимов В.Ф. «Сказание о Братской земле» Сборник. Братск: ИД «Братск»- 2006.
5)Попов Ю. История Братска. Часть I. Братск: ИД «Братск»-2008.
6) Рудых В.М. «Город Братск». Восточно-сибирское книжное издательство,1995.
7)Зуев А.С. Сибирь «Вехи истории». Новосибирск, «Инфолио-пресс», 2006
8) «Братская ГЭС» т.2 Восточно-сибирское книжное издательство, 1993
9) Шерстобитов В.Н. «Илимская пашня» т.1 Иркутск,2001
10) Сборник «Человек и информация». Уральское издание,2006
11)Краеведение. Под ред. Даргинского А. В. –Москва: Просвещение. -1997.
12) Братский район в годы Великой Отечественной войны: библиографическая хроника / МБУК
«ЦБС г. Братска», Библиотека семейного чтения № 13 им.И. Наймушина; сост. О. И. Коврова; ред. О.
П. Гапоненко. – Братск: Полиграф, 2020. – 48 с.
Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).

http://www.mycicerone.ru(сайтпокраеведениюРоссии).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html(сайтвиртуальныхэкскурсий)
http://culttourism.ru/(СправочниккультурноисторическихдостопримечательностейРоссии:музеи,архитектура,усадьбы,памятники).
http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru(Электронная карта России).
http://azbukivedi-istoria.ru/Азбукиведи-история
Календарный учебно-тематический план 1 год обучения «Юный краевед» на 2021-2022 уч.г.
№

дата

1

03.09.21

2

название раздела;
темы раздела;
темы занятия

объём
часов

10
2

04.09.21

Музей 1
Введение. Входной контроль.
Музей – машина времени.
Фонды музея, инвентаризационная книга

3

10.09.21

Электронная инвентаризационная книга

2

4

11.09.21

«Полевая опись», «Тетрадь рассказов».

2

5

17.09.21

2

6

18.09.21

7

24.09.21

8

25.09.21

9

01.10.21

10

02.10.21

11

08.10.21

12

09.10.21

Структура музея. Экспозиция. Текущий
контроль.
Братский район
Физическая и административная карта
Братского района.
Климат, рельеф, полезные ископаемые
Братского района
Растительность, животный мир Братского
района
Контроль знаний.
Приангарье
Коренное население, понятия
«аборигены», «малочисленные народы»
История освоения и заселения
Приангарья.
Братск Острожный

13

15.10.21

Электронная инвентаризационная книга.
Текущийконтроль
Экспонат
История самовара.

2

14
15
16
17
18
19
20
21

16.10.21
22.10.21
23.10.21
05.11.21
06.11.21
12.11.21
13.11.21
19.11.21

22

20.11.21

23

26.11.21

24

27.11.21

25
26
27

03.12.21
04.12.21
10.12.21

28

11.12.21

История утюга
История сибирской обуви и одежды
История экспоната. Текущий контроль.
Экскурсовод
Сущность понятия «экскурсия», ее
функции и признаки
Понятие «портфель экскурсовода»
Движение во время экскурсии
Контроль знаний: по основным понятиям
экскурсоведения
Тексты для проведения мини-экскурсии
в отдел «Этнография».
Экскурсия в отдел «Этнография»
Электронная инвентаризационная книга.
Текущий контроль.

2

8
2
2
2
2
8
2
2
2

16
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2

форма занятия

Беседа,
презентация,
тестирование
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Контрольная работа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов

формы текущего
контроля и
промежуточной или
итоговой аттестации
Вводное тестирование

Презентация

Контрольная работа.

Реферат

Проблемно-поисковая
работа.
Исследовательская работа
Проблемно-поисковая
работа.
Исследовательская работа

Презентация

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Контрольная работа.

Контрольная работа.

Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов

Презентация

29

17.12.21

Музей 2
Сбор экспонатов для школьного музея.

8
2

30

18.12.21

Работа с собранными экспонатами

2

31

24.12.21

Составление картотеки

2

32

25.12.21

1
2

07.01.22
08.01.22

2
20
2
2

3

14.01.22

Текущий контроль за полугодие
Археолог
Археологическое прошлое Братска.
История археологических исследований.
Вклад ученых-археологов.
Ископаемая фауна Братского района

4

15.01.22

Портфель экскурсии.

2

5

21.01.22

Отдел «Природа»

2

6
7
8
9
10

22.01.22
28.01.22
29.01.22
04.02.22
05.02.22

Экскурсия

2
2
2
2
2

11
12

11.02.22
12.02.22

13

18.02.22

14

Сбор экспонатов в музей
Составление картотеки. Текущий
контроль.
Проект
Старая Кежма
Первые жители поселка Кежемский

2

26
2
2
2

19.02.22

Основатель поселка – Родкин Матвей
Сергеевич
Поселок и его жители

15

25.02.22

История поселка

2

16

26.02.22

2

17

04.03.22

Подготовка к экскурсии в отдел «История
поселка»
Экспозиция «История поселка»

18

05.03.22

История старой Кежмы

2

19

11.03.22

История нового поселка

2

20

12.03.22.

2

21

18.03.22

Работа в доме М.М. Вологжиной из
старой Кежмы
Обработка полевых данных

22

19.03.22

Фонды поселковой библиотеки

2

23

25.03.22

2

24

26.03.22

25

01.04.22

Требования к написанию и оформлению
конкурсных и творческих работ. Текущий
контроль.
«Уголок боевой славы»
Биография Фролова Михаила Ивановича,
полного кавалера орденов Славы.
«Книга памяти»

26
27
28
29
30
31
32
33

02.04.22
08.04.22
09.04.22
15.04.22
16.04.22
22.04.22
23.04.22
06.05.22

История жизни ветерана и
тружеников тыла

2
2
2
2
2
2
2
2

В гости к нашим труженикам тыла
Уголок боевой славы.
Встреча с Победителями.

2

2

2

34
2
2

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Контрольная работа.

Тестирование

Беседа.
Беседа.
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций,
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций

Презентация

Отчёт об исследовании

Доклад

Презентация

Защита проекта

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций

Презентация
Беседа,

презентация,

34
35

07.05.22
13.05.22

36
37
38
39
40

14.05.22
20.05.22
21.05.22
27.05.22
28.05.22

Переписка с родными М.И.Фролова
Экскурсия
История победы
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

2
2
2
2
2
2
2

анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Защита исследоват-ской
работы. Тестирование.

Календарный учебно-тематический план 2 год обучения «Юный краевед» 2022-2023 уч.г.
№

дата

1

07.10.22

2

08.10.22

3

14.10.22

4

15.10.22

5

21.10.22

6

22.10.22

7

28.10.22

8

29.10.22

9

04.11.22

10

05.11.22

11

11.11.22

12
13

12.11.22
18.11.22

14

19.11.22

15

25.11.22

16

26.11.22

17

02.12.22

18

03.12.22

19

09.12.22

20

10.12.22

название раздела;
темы раздела;
темы занятия

объём
часов

Музей 1
Введение. Входной контроль.
Музей – машина времени. Фонды музея,
обновление инвентаризационной книги
Заполнение электронной
инвентаризационной книги
Продолжение работы с «Полевой
описью», «Тетрадями рассказов»
Структура музея. Экспозиция. Текущий
контроль.
Братский район
Населённые пункты Братского района на
карте. Природные условия и ресурсы
Братского района
Краснокнижные растения и животные
Братского района
Контроль знаний.
Приангарье
Изучение коренного населения, жизнь
«аборигенов» и «малочисленных
народов»
Изучение этапов освоения и заселения
Приангарья.
Создание макета «Братск Острожный»

6
2

Заполнение электронной
инвентаризационной книги. Текущий
контроль.
Экспонат
Детали крестьянского быта. Реставрация
самовара.
Реставрация утюга.
Реставрация сибирской обуви и одежды.

2

Проект «История экспоната». Текущий
контроль
Экскурсовод
Экскурсия как вид деятельности, как
форма общения
Пополнение «Портфеля экскурсовода»
Отработка движения во время экскурсии.
Контроль знаний: по основным понятиям
музееведения и экскурсоведения
Составление текстов для проведения
мини-экскурсии в отдел «Этнография»
Проведение экскурсии в отдел
«Этнография»
Работа с электронной
инвентаризационной книгой. Текущий
контроль.

2

форма занятия

Беседа,
презентация,
тестирование

2

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов

2

Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций

6
2

2
2
8
2

2
2

8
2
2
2

12
2
2
2
2
2
2

формы текущего
контроля и
промежуточной или
итоговой аттестации
Вводное тестирование

Презентация

Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Контрольная работа.

Контрольная работа.

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов

Реферат

Проблемно-поисковая
работа.
Исследовательская работа
Проблемно-поисковая
работа.
Исследовательская работа

Презентация

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Контрольная работа.

Контрольная работа.

Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов

Презентация

Музей 2
Музейные профессии. Чем занимаются
работники музея и что они должны знать.
Сбор экспонатов для школьного музея и
работа с ними.
Реставрация экспонатов. Составление
картотеки.
Текущий контроль за полугодие
Археолог
Археологическое прошлое Братска.
Научные открытия братских археологов.
История археологических исследований
Братского района (Средняя Ангара).
Сокровища Братского моря. Ископаемая
фауна
Пополнение «Портфеля экскурсии».

8
2

Обновление экспозиции отдела
«Природа»
Подготовка и проведение экскурсии в
отдел «Природа».
Экспедиция по сбору экспонатов в музей.

2

21

16.12.22

22

17.12.22

23

23.12.22

24

24.12.22

1

06.01.23

2

07.01.23

3

13.01.23

4

14.01.23

5

20.01.23

6
7
8
9
10

21.01.23
27.01.23
28.01.23
03.02.23
04.02.23

11

10.02.23

12

11.02.23

13

17.02.23

14

18.02.23

15

24.02.23

16

25.02.23

17

03.03.23

18

04.03.23

19

10.03.23

20

11.03.23

21

17.03.23

22

18.03.23

Работа с фондами поселковой
библиотеки

2

23

24.03.23

2

24

25.03.23

25

31.03.23

Требования к написанию и оформлению
конкурсных и творческих работ. Текущий
контроль.
«Уголок боевой славы»
Новые страницы биографии Фролова
Михаила Ивановича, полного кавалера
орденов Славы.
Изучение «Книги памяти»

26
27
28

01.04.23
07.04.23
08.04.23

История жизни малолетних участников
войны и
тружеников тыла

2
2
2

Составление картотеки. Текущий
контроль
Проект

Перенос «старой» Кежмы из зоны
затопления.
Потомки первых жителей поселка
Кежема
Потомки основателя поселка –
Родкина М.С.
Поселок и его жители. Имена с
«Доски почета».
История основных предприятий
поселка Кежемский
Подготовка и проведение экскурсии в
отдел «История поселка»
Обновление экспозиции «История
поселка»
История становления православия
старой Кежмы
История современного поселка
Кежемский
Работа в доме Ф.М.Рыбкина из старой
Кежмы
Обработка полевых данных

2
2
2
20
2

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Контрольная работа.
Беседа.

2

Беседа.

2

Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов

2

2
2
2
2
2
26
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

34
2

2

Тестирование

Презентация

Отчёт об исследовании

Беседа.
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Проблемно-поисковая,
исследовательская работа.
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций,
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций

Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Демонстрация трудовых
приемов

Доклад

Презентация

Защита проекта

29
30
31
32

14.04.23
15.04.23
21.04.23
22.04.23

33
34
35

28.04.23
29.04.23
05.05.23

36
37
38
39

06.05.23
12.05.23
13.05.23
19.05.23

40

20.05.23

Помощь нашим труженикам тыла
Работа с экспозицией «Уголок боевой
славы».
Встреча с потомками Победителей.
Переписка с родными М.Фролова
Подготовка и проведение экскурсии в
«Уголок боевой славы».
История победы на Дальнем Востоке
Новые страницы биографии Фролова
Михаила Ивановича, полного кавалера
орденов Славы.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций

Презентация
Беседа,
презентация,
анализ иллюстраций
Демонстрация трудовых
приемов
Демонстрация трудовых
приемов
Беседа,
демонстрация
трудовых приемов
Защита исследоват-ской
работы. Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».