МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБУ ДО «ДДТ» Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г. Зам. директора по НМР С. В. Синицына УТВЕРЖДАЮ Приказ № 121-0 От 12. 09. 2022г. Директор МБУ ДО «ДДТ» Е. В. Агафонова Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Клуб веселых и находчивых» Возраст обучающихся 14-17 лет Срок реализации 1 год Уровень программы: ознакомительный Автор-составитель программы: Романова Лилия Михайловна, методист высшей квалификационной категории Вихоревка, 2022г I. Пояснительная записка 1. Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020г. №882/391 (если программа реализуется в сетевой форме) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Иные документы Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. – Иркутск, 2016г, 21 с.) Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Клуб веселых и находчивых» разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительным общеразвивающим программам нового поколения. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ». Уровень освоения программы ознакомительный. Направленность программы социально-гуманитарная. Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу. Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков. Регулярное успешное проведение игр подобной направленности не только дает учащимся множество дополнительных знаний, но и учит самостоятельному их добыванию. Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на формирование нравственных качеств личности через участие в играх команд КВН. Данная программа органично вписывается в систему дополнительного образования детей, отвечая принципам доступности (для начала занятий по программе не требуется специальной подготовки), мультикультурного подхода (предполагающего включение в программу максимально широкого диапазона жанров эстрады, театра, самодеятельности) с опорой на отечественную культуру (КВН как жанр родился в России и использует в качестве своих составляющих достижения родной культуры), с внедрением личностноориентированных методик образовательной деятельности. В настоящее время в России движение КВН является наиболее популярным, а возможно и самым массовым среди современной молодежи. Адресат программы. Программа адресована подросткам 14-17 лет. Ранняя юность — время реального перехода к настоящей зрелости. Изменение в развитии нервной системы создает предпосылки к усилению аналитической деятельности мозга. В этот период происходит становление нравственного самосознания. Современной юности не свойственны, ни детская наивность, ни подростковый, все отрицающий негативизм. Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. В этом возрасте, вообще, изменяется «природа смешного», появляются шутки, отражающие социальную, гражданскую позиции подростков и самостоятельность — хотя и не всегда — правильность суждений. Кроме того, тематика смешного как нельзя точно характеризует нравственно-личностный выбор подростка. Это возраст специфических, психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и мир его межличностных отношений, что, несомненно, как в зеркале, отражается и в КВН. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст всегда связан с поисками ответа на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). А это напрямую связывает возможности реализовать себя, предоставляемые КВН, постоянную возможность выбора и самоопределения, которые культивирует кавээновское движение с предпрофильной подготовкой. Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе – 12 -15 человек. Срок освоения программы. Программа «Клуб веселых и находчивых» рассчитана на 1 год, 36 недель, 9 месяцев. Форма обучения – очная. Дополнительная общеразвивающая программа «Клуб веселых и находчивых» реализуется в течение всего учебного года, включая весенние и осенние каникулы, что находит отражение в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане. Программа реализуется в сетевой форме на основании договора о сетевом взаимодействии № -- от --- сентября 20-- года Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не предусматривает модульный принцип представления содержания учебного материала. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут. Цель программы. Формирование знаний и умений подготовки конкурсных заданий игры команд клуба веселых и находчивых. Задачи. Образовательные: 1. Познакомить с историей игры; 2. Познакомить с формами конкурсных заданий; 3. Обучить приемам и способам подготовки конкурсных заданий игры. Воспитательные: 1. Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся. Развивающие: 1. развивать способы конструктивного общения; 2. развивать уверенность в себе; 3. развивать творческое и критическое мышление; 4. развивать устойчивую потребность к участию в социально-значимой деятельности. II. Комплекс основных характеристик образования Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного материала составляет 72 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения опорных знаний по программе это оптимальное количество часов. Содержание. Вводное занятие – 2 часа. Теория. Тема. Прообраз КВН – передача «Вечер весёлых вопросов». Правила КВН, терминология. Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества – 16 часов. Теория – 2 часа. Что такое КВН? Сходство и отличия КВН с театром и эстрадой. Риторика, сценическое движение, танец, вокал, актерское мастерство в КВН. Практика – 14 часов. Сценическая речь (работа с дыханием, дикцией, интонацией), танец (пластика тела, рисунок танца, сценическое движение), актерское мастерство (чтение монолога, работа над мимикой), вокал и музыка в сценарии игры. Раздел 2. Структура КВН – 8 часов. Теория – 2 часа. Тема. Кодекс корпоративной этики команды. Шутка как главный элемент КВН. Практика – 6 часов. «Мозговой штурм» как метод написания шутки. Виды деятельности в КВН. Музыка, танец и видеоряд в КВН. Конкурсы КВН. Сценарии. Как построить свое выступление. Сценарные планы конкурсов. Пословицы и поговорки в КВН. Формы речи. Память. 2. Раздел 3. Система подготовки к игре – 14 часов. Теория – 2 часа. Тема. Конкурсы игры КВН: визитка, приветствие, разминка, музыкальный конкурс, музыкально-домашнее задание, ШТЭМ, капитанский конкурс. Практика – 12 часов. Проигрывание конкурсов КВН внутри группы. Имидж и стиль команды Выбор имиджа команды. Внешний вид. Стиль одежды. Стиль поведения. Подбор имиджа для команды. Раздел 4. Разновидности конкурсов – 18 часов. Теория – 2 часа. Правила написания сценария. Система написания шуток «КРУГ» или «Мозговой Штурм». Парадокс и второй план репризы. Определение актуальности репризы. «Подача», т.е. первая часть шутки и парадоксальный выход из ситуации. Разбор материала «мозгового штурма». Принципы написания шуток, классификация шуток, структура шутки, виды шуток, способы написания. Приветствие или визитка команды. Сюжетная линия в визитке. Эстрадная миниатюра и подготовка отдельных миниатюр на заданную тему Подготовка команды к выступлению. Постановка отдельных миниатюр, подбор музыки. КВНовские песни, подложки, фоны, карапульки. Репетиция с музыкальным сопровождением. Раздел 5. Техническое обеспечение игры – 8 часов. Теория – 1 час. Роль звукорежиссера в КВН, основы работы с микрофонами, магнитофонами, компьютером и тематическим программным обеспечением. Практика – 7 часов. Подготовка реквизита, создание фонограмм. Отработка правил работы со звуковой техникой. Раздел 6. Редактура в КВН – 6 часов. Теория – 1 час. Единые принципы редактуры. Принципы взаимодействия с командой в процессе редактирования. Нелогичность и внутренняя логика выступления. Отработка сцен и связок. Взаимное редактирование сценариев, написанных обучающимися, анализ игр и конкурсов сезона. Итоговая аттестация – 1 час. Форма аттестации – выступление команды КВН. Планируемые результаты. К концу освоения программы обучающиеся будет знать: 1. Историю игры команд КВН; 2. Познакомятся с формами основных конкурсных заданий игры; 3. Овладеют приемами и способами подготовки конкурсных заданий. III. Комплекс организационно-педагогических условий Учебный план № Название разделов, Количество часов Форма контроля, тем промежуточной всего теория практика (итоговой) аттестации 1 2 2 Вводное занятие 2 Раздел 1. КВН и 16 2 14 другие виды сценического творчества 3 Раздел 2. Структура 8 2 6 КВН 4 Раздел 3. Система 14 2 12 подготовки к игре 5 18 2 16 Раздел 4. Разновидности конкурсов 6 Раздел 5. Техническое 8 1 7 обеспечение игры. 7 Раздел 6. Редактура в 6 1 5 Выступление команды КВН для учащихся школы Итоговая аттестация 72 12 60 Календарный учебный график Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней – 36, количество учебных часов –72. Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации – 31. 05. 2023г. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Октябрь 2022 г. – 4 недель, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Ноябрь 2022 г. – 4 недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Декабрь 2022 г. – 4 недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов. Январь 2023 г. – 3 недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов. Февраль 2023 г. – 4 учебных недели, 3 учебных дня, 6 учебных часов. Март 2023 г. – 4 учебных недели, 5 учебных дней, 10 учебных часов. Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Май 2023 г. – 4 учебных недели, 4 учебных дня, 8 учебных часов. Вводное занятие 2 Теория. Раздел 1. КВН и другие виды сценического творчества. 2 4 Теория. Практика. Раздел 2. Структура КВН. Теория. Практика. Раздел 3. Система подготовки к игре. Теория. Практика. Раздел 4. Разновидности конкурсов. Теория. Практика. Раздел 5. Техническое обеспечение игры. Теория. Практика. Раздел 6. Редактура в КВН. Теория. Практика. Итоговая аттестация Всего 8 Итого по разделам программы май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Раздел/месяц 2 8 2 2 4 16 2 2 6 8 6 14 2 4 10 2 1 5 18 2 1 4 1 8 8 10 6 6 10 8 8 Оценочные материалы Оценочный лист выступления команды КВН Название конкурса Параметры и критерии оценивания Актуальность Оригинальность Использование темы игры реприз реквизита и музыкального сопровождения 1.Визитная карточка команды (приветствие) 2.Разминка 3.Домашнее задание 8 6 Выступление команды КВН. 72 Общение со зрительным залом Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов. Максимальное количество баллов - 20. Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5. Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4. Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3. Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2 1. «Визитка. Приветствие»: - участники представляют свою команду, приветствуют соперников - время выступления 5 минут. 2. Конкурс «Разминка» - каждая команда задает один вопрос соперникам, - один вопрос каждой команде задает жюри, - время на ответы - одна минута. 3. Домашнее Задание. Музыкалка. Включает в себя шутки, анекдоты, репризы по заявленной теме. Обязательное условие домашнего задания - музыкальность. Время выступления 5-7 минут. Критерии оценивания выступления команды: юмор, актуальность и раскрытие темы, оригинальность названия команды КВН, оригинальность режиссерского решения, артистизм участников, музыкальное оформление выступления, соответствие тематике конкурса, сценическая культура, работа с публикой в зале. Методические материалы. В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы: Комплексности. В процессе обучения используется комплексный подход к организации взаимодействия различных видов деятельности. КВН рассматривается сквозь призму составляющих его конкурсов. При подготовке каждого конкурса уделяется внимание теоретической и практической составляющим, проводится погружение каждой выбранной темы в различные образовательные области, ставятся и решаются не только обучающие, развивающие, но главным образом, воспитательные задачи (воспитание творческого коллектива). Доступности (по В.А. Сластенину) Занятия проводятся как для играющих, так и для ранее не знакомых с этой игрой детей. Для начала занятий по программе не требуется специальных знаний, умений и навыков. Систематичности и последовательности овладения знаниями От введения в программу «Клуб веселых и находчивых» знакомство с игрой через последовательное и систематическое изучение конкурсов в структуре игры и системы их подготовки, к выступлению детей в составе общешкольной сборной на различных играх и фестивалях команд КВН. Продвижения от простого к сложному Умение детей разрабатывать сценарии КВН по образцу, заданному с помощью педагога, до самостоятельной работы. Педагогические технологии: 1. Прикладная педагогика, через проведение тестов, опросников, с целью выявления: — индивидуальных особенностей детей (особенно важно, учитывая многообразие ролевых функций в КВН, помочь ребенку найти себя в каком-то из его ответвлений (СТЭМ, музыка, сценография, сценарное мастерство и т.д.); — уровня познавательной активности и деятельности детей, возможностей и способностей. 2. Игровые технологии: — имитационные игры (имитируется действие команды КВН или какой-либо ее структуры при определенном событии или сюжете); — операционные игры, помогающие отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций в КВН, например, написание сценария конкурса или поиск алгоритма успеха в «разминке»; — «Ролевой театр» (тактика поведения в роли конкретного лица: капитана, музыкального руководителя и т.д.); — «Деловой театр» Разыгрывается какая-либо ситуация, и поведение человека в этой заданной обстановке; 3. Технологии дифференцированного обучения (работа с группой обучающихся, составленной с учетом их индивидуальных особенностей). 4. Технология проблемного обучения (моделирование проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность детей по разрешению возникающих проблем). КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ КОМАНДУ КВН Учебно-методическое пособие Авторы: Назаренко М.Д., Кубышина Н.И., Пивник Т.В. ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» sch417uv.mskobr.ru›…lefortovo…metodichka_kvn.pdf Воспитательная компонента программы. Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной деятельности обучающихся и родителей. Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация совместной деятельности детей и родителей. 1. Создание альбома «Моя семья». 2. Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения». Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников поможет им: • Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности; • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка; • Относиться к ребёнку как к равному; • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • Существовать в едином информационном поле с ребёнком; • Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения. Участие детей в реализации проекта поможет им: Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого воплощения своих идей и фантазий; Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых, вырабатывать коллективное мнение. План воспитательно-развивающих мероприятий творческого объединения на 2022-2023 учебный год №п/п Участники Мероприятия Форма Месяц Ученики школы Осенняя пора – очей Экскурсия на сентябрь 1 и обучающиеся. очарованье природу. День Родители, учителя здоровья школы Ученики школы Покровская ярмарка Фольклорный октябрь 2 и обучающиеся. праздник Родители, учителя Вечер веселых школы вопросов Ученики школы День согласия и Волшебный ларец 4 ноября 3 и обучающиеся. примирения семейных традиций Родители, учителя День рождения клуба 8 ноября школы веселых и находчивых Ученики школы Путешествие в мир Праздник декабрь 4 и обучающиеся. новогодней сказки Родители, учителя школы Иные компоненты. Условия реализации программы Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность: 1. Экранно-звуковые пособия: • аудиозаписи; • видеофильмы по тематике программы; • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. 2. Технические средства обучения: музыкальный центр; - компьютер; - принтер; -микрофон; - ширма. 3. Интернет-ресурсы. https://yandex.ru/video/preview/409658848810356728 Спецпроект КВН https://yandex.ru/video/preview/2368857950048738494 Голосящий КИВИН https://yandex.ru/video/preview/9807003745198038175 Экскурс https://yandex.ru/video/preview/14560510032046663951 Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Клуб веселых и находчивых» требуется педагог, знающий специфику организации дополнительного образования. Список литературы Нормативно правовые документы Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16); Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579 от 18.08.2020г.) Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Специальная литература: 1. Воронова Е.А. Мы начинаем КВН. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с. 2. Марфин М., Чнвурин А. Что такое КВН? — Симферополь: Бланк-экспресс, 2002. — 314 с. 3. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 256 с.