ДОП Цветоводство 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06. 09. 2022 г.
Зам. директора по НМР С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12. 09. 2022г.
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В. Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Цветоводство»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы -ознакомительный

Автор-составитель:
Сушкина Т.В.
педагог дополнительного образования

Вихоревка, 2022

1

Содержание
1.

2.

Комплекс основных характеристик программы

3

Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

5

Содержание программы

5

Планируемые результаты

7

Комплекс организационно – педагогических условий

8

Учебный план

8

Календарный учебный график

11

Оценочные материалы

11

Методические материалы

14

Условия реализации программы

16

Список литературы

17

2

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579
от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО «ДДТ» (утв.
Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Статус программы. В дополнительную общеразвивающую программу «Цветоводство»
в 2022-2023 учебном году внесены изменения с учетом Стратегии социальноэкономического развития муниципального образования «Братский район» на 2019-2030
годы, Регионального проекта «Успех каждого ребенка», инновационного проекта по
агробизнес-образованию, имеющего статус региональный «Братская Земля – Родина моя»
и отвечает требованиям, предъявляемым к программам персонифицированного
финансирования. Программа рассмотрена на методическом совете учреждения,
утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ».
3

Обучение по программе «Цветоводство» – это формирование у школьников мотивации
к занятиям цветоводством, личная самореализация обучающихся в условиях сельской
местности.
Данная программа разработана в 2021г. на основании социального заказа МКОУ
«Илирская СОШ», на базе которой осуществляется реализация программы, в рамках
проекта по благоустройству пришкольной территории.
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень программы – ознакомительный
Актуальность программы.
Программа «Цветоводство» помогает видеть красивое и позволит уменьшить
негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы, обучающиеся
приобретают практические навыки: по обработке почвы, подготовке почвенных смесей,
выращиванию рассады и уходу зa цветочными растениями в открытом и защищенном
грунте.
Опытная работа, проводимая на занятиях, также имеет большое воспитательное
значение. В процессе ее проведения у обучающихся воспитывается творческое
отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность,
аккуратность, способность к планированию своей работы, к организации своего труда.
Являясь одним из видов трудового воспитания, способствует физическому, умственному
и нравственному развитию обучающихся.
Знакомство с растениями, изучение
особенностей их роста и развития и работа с ними развивает у обучающихся интерес к
прекрасному и способность профессиональной ориентации школьников.
Программа предусматривает расширение, совершенствование знаний в области
биологии, ботаники, географии, истории, изобразительного искусства, дизайна, умений
видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, приобретение
новых практических умений и навыков.
Педагогическая целесообразность
Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса,
являются:
природоохранность,
культурность,
научность,
систематичность,
многоуровневость, наглядность, активность, воспитание в процессе обучения, учет
индивидуальных возрастных особенностей, доступность. Также важен принцип
интеллектуального
и
эмоционального
восприятия,
воспитания
любви
к
сельскохозяйственному труду.
Особое место в программе отведено вопросам, направленным на формирование у
школьников научного мировоззрения, целостной научной картины мира, экологической
культуры и экологического мышления, решению вопросов по сохранению окружающей
природы и здоровья человека.
Новизна программы
В программе изучается региональный компонент по цветоводству, который
позволяет реализовать потребность каждого человека: знать об окружающем мире
культурных растений Иркутской области, в частности цветочных культур, жить в
здоровой окружающей среде.
Отличительные особенности программы. В содержание программы включена
профориентация с элементами профессиональных проб. Программа составлена в
соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала
учебного года (осеннего периода). Работа обучающихся способствует развитию

4

самостоятельности и повышению интереса к исследованиям и опытничеству. Темы и
перечень практических работ составлены в соответствии с местными погодными
условиями.
Программа адресована детям 12 – 17 лет, поэтому разрабатывалась с учетом
характерных особенностей среднего и старшего школьного возраста.
Возрастные,
психофизиологические
особенности
обучающихся:
ознакомительные знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности.
Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как период «зенита
любознательности, по сравнению с младшими и старшими детьми. Им свойственна
повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение сфер
интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность
приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство» реализуется в течение
всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение
в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель
реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет. Программа не
реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не
предусматривает модульный принцип представления содержания учебного
материала.
Форма организации образовательного процесса – групповая и по подгруппам.
Принцип комплектования групп: По программе «Цветоводство» прием в объединение
проводится свободно, без предварительного отбора. При формировании групп нет
строгой дифференциации по возрасту, так как это с одной стороны это стимулирует
обучающихся к ускоренному освоению материала, а, с другой стороны, позволяет
старшим повторить и углубить уже имеющиеся знания.
Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной группе –
12 -15 человек.
Формы занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном:
 экскурсия, выездная экскурсия,
 защита проектов
 опыты, эксперименты
 практическая работа
В процессе реализации программы используются словесные, наглядные методы
обучения, проектно-исследовательские.
Реализация программы предусматривает применение технологии проектного обучения.
Объем и срок освоения программы - Учебный план рассчитана на 1 год обучения, 36
недель, 9 месяцев – 144 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 – 15
минут.
Цель программы – мотивировать детей к занятиям цветоводством через знакомство с
миром цветов, бережное отношение ко всему живому.

5

Задачи программы:
Обучающие:
 Сформировать знания о строении, жизнедеятельности растений, об их
индивидуальном и историческом развитии;
 Познакомить с разнообразием цветочных культур, с их биологическими
особенностями, с агротехническими приемами;
 Сформировать умение по выращиванию растений, проведению опытов с
растениями,
Развивающие:
 Развивать самостоятельность;
 Расширить понятия о цветах и их сородичах;
 Развивать умение самостоятельно работать со справочной литературой,
дидактическими пособиями, таблицами;
Воспитательные:
 Воспитать доброжелательных отношений в общении чувства ответственности за
порученное дело;
 Способствовать трудовому воспитанию и физическому оздоровлению
обучающихся.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
 Семена цветочных культур, комнатных растений;
 Вредителей и болезни комнатных растений и цветочных культур;
 О размножении, пересадке и питании комнатных растений;
 О цветочных растениях открытого грунта;
 О значении цветоводства в жизни человека;
 О посеве и выращивании цветочных культур;
 О видах удобрений;
 О профессиях, связанных цветоводством.
Обучающиеся будут уметь:
 Визуально различать семена цветочных культур, комнатных растений;
 Пересаживать, подкармливать и размножать комнатные растения;
 Выращивать цветочные растения в открытом грунте;
 Применять нужные удобрения;
 Проводить исследовательскую работу.

Содержание программы (144 часа):
1.Введение в программу (6 часов)
1.1. Введение в образовательную область. Знакомство с программой детского
объединения. Правила техники безопасности. Входной контроль: беседа, опрос,
анкетирование.
2.Значение цветочных культур в жизни человека (8 часов)
2.1. Теория: Классификация растений в зависимости от их использования человеком.
Растения, используемые в пищевых целях. Плодовые растения. Лекарственные растения.
Технические растения. Эфиромасличные растения. Декоративные растения.

6

Практика: Индивидуальное задание: нарисовать растение и описать его по схеме: лист
(форма, цвет, размер), стебель (длинный, короткий, древесный, травянистый,
стелющийся), цветок (размер, цвет, соцветие). Классификация растений. Тестирование.
3.Семена цветочных культур, комнатные растения, вредители комнатных растений,
болезни комнатных растений, размножение комнатных растений, питание
комнатных растений (60 часов)
3.1. Сбор семян цветочных культур – 10 часов.
Теория: Понятие семя, строение семени, внешний вид цветочных культур. Сбор семян
цветов и сроки сбора семян. Сушка семян. Хранение семян.
Практика: Сбор и сушка зрелых семян цветочных культур.
3.2. Комнатные растения – 14 часов.
Теория: История развития цветоводства. Общие правила ухода. Условия содержания.
Правильный полив. Рыхление. Обрезка и формирование. Пересадка цветов. Удобрения и
стимуляторы роста. Размножение. Подразделение цветов на несколько групп:
декоративно-лиственные, декоративно-цветущие, лианы, ампельные, суккуленты.
История, география, в честь кого назван, требования к условиям среды.
Практика: Оформление этикеток. Зарисовка любимых цветов в тетради. Рефераты по
темам. Опрос, беседа, анализ практических работ.
3.3. Вредители комнатных растений – 8 часов.
Теория: Вредители и вред, наносимый растениям. Виды насекомых. Признаки поражения
растений. Способы борьбы с вредителями. Показ иллюстраций пораженных растений с
четкими признаками поражения.
Практика: Подготовка рабочего раствора и обработка растений.
3.4. Болезни комнатных растений – 4 часа.
Теория: Болезни комнатных растений. Симптомы болезней у комнатных растений.
Практика: Наблюдение за больными растениями. Просмотр больных растений по
рисункам, определение, чем болеет растение. Найти больные растения, обратить
внимание на листья и стебли растений. Определить самостоятельно по листу
заболеваемость растения.
3.5. Способы вегетативного размножения – 16 часов.
Теория: Размножение делением куста и корневища. Прививка. Размножение делением
корневища. Размножение отводками и клубнями. Размножение отпрысками.
Черенкование цветов. Укоренение в воде. Уход и выращивание комнатных цветов в
домашних условиях. Методика проведения опыта.
Практика: Опыты по размножению растений разными методами. Самостоятельное
нарезание черенков. Наблюдение за приживаемостью черенков через неделю, через
месяц. Ухаживание за посаженными черенками: полив, рыхление. Тест на размножение
комнатных растений. Оформление самостоятельной работы по итогам опытнической
деятельности. Защита своей работы.
3.6. Питание комнатных растений – 8 часов.
Теория: Беседа о витаминах, для чего они служат, откуда они поступают к нам в
организм. Взаимосвязь человека с растениями. Макроэлементы: азот, фосфор, калий,
сера, магний, кальций. Микроэлементы: цинк, марганец, бор, молибден, железо.
Органические удобрения: навоз коровий, птичий помет, травяная мука. Минеральные
удобрения: мочевина, селитра, аммофос, метафосфат калия. Сроки и правила подкормки.

7

Практика: Подготовка рабочего раствора для подкормки. Подкормка растений рабочим
раствором.
4.Почва, земельные смеси, пересадка цветочных растений (26 часов)
4.1. Почва, земельные смеси. (10 часов)
Теория: Значение земли и почвы. Методы повышения плодородия почв, культура
землепользования. Понятие о земельных смесях.
Практика: Запись в тетради определения почвы, виды почв (дерновая, листовая, хвойная,
торф, песок). Определение влажности почвы на ощупь. Составление таблицы земельных
смесей. Закладка долгосрочного опыта «Влияние земельной смеси на рост и развитие
комнатных растений».
4.2. Пересадка цветочных растений. (16 часов)
Теория: Правила пересадки черенков, горшечных растений.
Практика: Пересадка черенков и горшечных растений, которые нуждаются в
пересадке. Тест по темам «Почва. Земельные смеси.» и «Пересадка растений».
5.Цветочные растения открытого грунта, значение цветоводства в жизни человека
(38 часов).
5.1. Значение цветоводства в жизни человека. (4 часов)
Теория. Цветоводство – одна из отраслей сельского хозяйства. История возникновения и
развития цветоводства. Цветы – источник здоровья. Энергетический баланс цветочных
культур. Технология выращивания цветочных культур.
Практика. Тест «Значение цветов в жизни человека».
5.2. Цветочные растения открытого грунта. (34 часов)
Теория: Биологические особенности многолетников и однолетников. Способы
размножения многолетников. Связь с фенологическими изменениями в природе (сбор
семян осенью, а посев весной). Беседа по вопросам: чем отличаются семена друг от друга
(форма, размер, окраска). Рассказ о том, как долго растения могут находиться в состоянии
покоя. Что необходимо для прорастания семени? Основные правила посева мелких семян
и крупных семян. Режим ухода за сеянцами.
Практика: Познавательная игра «Какое это семя?» на закрепление названий растений и
определение семян цветочных культур. Очистка семян. Проведение опыта. Проверка
всхожести семян. Подготовка ящиков к посеву. Посев мелких и крупных семян. Уход за
всходами. Опрос, беседа, анализ практических работ.
6. Итоговая аттестация. (6 часов)
Теория. Рекомендации по разработке проекта «Моя клумба».
Практика. Разработка проекта. Защита проекта.

№
1.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Кол-во часов
Форма
Название разделов (тем)
промежуточной
Теория
Практика
Всего
аттестации
Входной
Введение в программу.
2
4
6
контроль: беседа,

8

опрос,
анкетирование.
1.1. Введение в
образовательную область.
Знакомство с программой
детского объединения.
Правила техники
безопасности.
2.
Значение растений в
жизни человека.
2.1. Классификация растений в
зависимости от их
использования человеком.
Растения, используемые в
пищевых целях. Плодовые
растения. Лекарственные
растения. Технические
растения.
Эфиромасличные
растения. Декоративные
растения.
3.
Семена цветочных
культур, комнатные
растения, вредители
комнатных растений,
болезни комнатных
растений, размножение
комнатных растений,
питание комнатных
растений.
3.1. Семена цветочных
культур. Сбор семян
цветочных культур.
Понятие семя, строение
семени, внешний вид
цветочных культур.
Понятие семя, строение
семени, внешний вид
цветочных культур. Сбор
семян цветов и сроки сбора
семян. Сушка семян.
Хранение семян.
3.2. История развития
цветоводства. Общие
правила ухода. Условия
содержания. Правильный
полив. Рыхление. Обрезка
и формирование.
Пересадка цветов.
Удобрения и стимуляторы
роста. Размножение.
3.3. Вредители комнатных

2

4

6

4

4

8

Тестирование.

4

4

8

Индивидуальное
задание:
нарисовать
растение и
описать его по
схеме.
Классификация
растений (по
карточкам).
Тестирование.

16

44

60

Опрос, беседа,
анализ
практических
работ.

2

8

10

Практическая
работа: сбор
зрелых семян
цветочных
культур.

4

10

14

Рефераты по
темам. Опрос,
беседа, анализ
практических
работ.

2

6

8

Практическая

9

растений.
Вредители и вред,
наносимый растениям.
Виды насекомых.
Признаки поражения
растений. Способы борьбы
с вредителями. Показ
иллюстраций пораженных
растений с четкими
признаками поражения.
3.4. Болезни комнатных
растений. Симптомы
болезней у комнатных
растений.

работа:
подготовка
рабочего раствора
и обработка
растений.

2

2

4

3.5. Размножение делением
куста и корневища.
Прививка кактусов.
Размножение делением
корневища. Размножение
отводками и клубнями.
Размножение отпрысками.
Черенкование цветов.
Укоренение в воде. Уход и
выращивание комнатных
цветов в домашних
условиях. Методика
проведения опыта.

4

12

16

3.6. Питание комнатных
растений. Витамины, для
чего они служат, откуда
они поступают к нам в
организм. Взаимосвязь
человека с растениями.
Макроэлементы.
Микроэлементы.
Органические удобрения.
Минеральные удобрения.
Правила подкормки.
4.
Почва, земельные смеси,
пересадка цветочных
растений.

2

6

8

4

22

26

4.1. Значение земли и почвы.
Методы повышения
плодородия почв, культура
землепользования.
Понятие о земельных
смесях.

2

8

10

Самостоятельная
работа:
определить по
листу
заболеваемость
растения.
Опыты по
размножению
растений разными
методами.
Самостоятельное
нарезание
черенков. Тест на
размножение
комнатных
растений.
Оформление
самостоятельной
работы по своему
опыту. Защита
своей работы.
Практическая
работа:
подготовка
рабочего раствора
для подкормки.
Подкормка
растений.

Опрос, беседа,
анализ
практических
работ.
Практическая
работа:
определение
влажности почвы
на ощупь.
Составление

10

4.2. Пересадка цветочных
растений. Правила
пересадки черенков,
горшечных растений.

таблицы
земельных смесей.
Закладка
долгосрочного
опыта «Влияние
земельной смеси
на рост и развитие
комнатных
растений».
Практическая
работа: Пересадка
черенков и
горшечных
растений, которые
нуждаются в
пересадке. Тест.
Опрос, беседа,
анализ
практических
работ.

2

14

16

Значение цветоводства в
жизни человека.
Цветочные растения
открытого грунта.

4

34

38

5.1. Цветоводство – одна из
отраслей сельского
хозяйства. История
возникновения и развития
цветоводства. Цветы –
источник здоровья.
Энергетический баланс
цветочных культур.
Технология выращивания
цветочных культур.
5.2. Цветочные растения
открытого грунта.
Биологические
особенности
многолетников и
однолетников. Способы
размножения
многолетников. Связь с
фенологическими
изменениями в природе.
Основные правила посева
мелких семян и крупных
семян. Режим ухода за
сеянцами.
6
Итоговая аттестация.

2

4

6

Тестирование.

2

30

32

2

4

6

Практическая
работа: очистка
семян.
Проведение
опыта. Проверка
всхожести семян.
Подготовка
ящиков к посеву.
Посев мелких и
крупных семян.
Уход за всходами.
Тестирование.
Пересадка
растений.
Защита проекта
«Моя клумба»

Всего

32

112

144

5.

11

Календарный учебный график

Введение в программу
Теория
Практика
Значение растений в жизни
человека.
Теория
Практика
Семена цветочных культур,
комнатные растения, вредители
комнатных растений, болезни
комнатных растений,
размножение комнатных
растений, питание комнатных
растений.
Теория
Практика
Почва, земельные смеси,
пересадка цветочных растений.
Теория
Практика
Значение цветоводства в жизни
человека. Цветочные растения
открытого грунта.
Теория
Практика
Итоговая аттестация
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика

Итого по
разделу
программы

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Раздел/месяц

2
4

6

4
4

8

60
2

4
12

4
12

4
12

2
8
26
2
4

2
14

4

38
4
8

16
8
8

16
4
12

16
4
12

16
4
12

16
4
12

16
2
14

16
4
12

16

10

16

2
4
16
2
14

16

6
144
32
112

Оценочные материалы
Виды контроля и аттестации:
 Входной контроль: проводится в начале учебного года для определения уровня
развития детей и их творческих способностей.
Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, анкетирование.
 Текущий контроль: проводится в течение учебного года для определения степени
усвоения учебного материала.
Формы аттестации (контроля) – опрос, беседа, анализ практических творческих
работ. Выполнение практических работ, тестирование.

12

 Итоговая аттестация: проводится в конце года обучения.
Форма аттестации (контроля) – защита проекта.

Механизм оценивания образовательных результатов:
Контрольно-измерительные материалы (1 год обучения)
Входной контроль
Опрос:
1. Назовите основные жизненные формы растений? 0-5б;
2. Что понимается под ареалом вида? 0-5б;
3. что понимается под плодородием почв? 0-5б;
4. Какие основные части и органы растений вы знаете? 0-5б;
5. Назовите основные способы размножения растений? 0-5б;
6. Назовите генеративные органы растений? 0-5б;
7. Чем отличается семенное размножение от вегетативного? 0-5б;
8. Назовите вегетативные органы размножения растений? 0-5б;
9. Что такое транспирация? 0-5б
10. Какие экологические факторы влияют на рост растений? 0-5б.
Максимальное количество 50 баллов
от 40 до 50 баллов – высокий уровень;
от 20 до 39 баллов – средний уровень;
от 5 до 19 баллов – низкий уровень.
Итоговая аттестация ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Оценка исследовательского проекта:
1. Введение – 0-5б 2.
2. Историческая справка – 0-5б 3.
3. Методы – 0-5б 4.
4. Материалы и инструменты – 0-5б
5. 5. Технология проведения работ – 0-5б
6. 6. Результаты – 0-5б
7. 7. Литература – 0-5б
Максимальное кол-во - 35 баллов.
защиты проекта – 0-5 баллов.
Итого максимальное кол-во – 40 баллов
Максимальное количество 40 баллов
от 30 до 40 баллов – высокий уровень
от 20 до 30 баллов – средний уровень
от 0 до 20 баллов – низкий уровень
В ходе работы над исследовательским проектом, важно соблюдать несколько основных
правил:
 не навязывать готового решения;
 не перегружать обучающихся информацией, сосредоточив внимание на главном;
 подчеркивать важность инициативы и творческого подхода в работе над проектом;
 предоставлять право самим выбирать тему исследовательского проекта.
Информационная карта освоения обучающимися программы

13

Название программы, кол-во часов______________________________
Ф.И.О. обучающегося_________________________________________
Оценка
Параметры
Параметры
Параметры
результативности
результативности результативности результативности
освоения программы
освоения
освоения
освоения
программы.
программы.
программы.
1 балл (низкий
балла (средний
3 балла (высокий
уровень)
уровень)
уровень)
1.Теоретические
знания
2.Практические
умения и навыки
3.Самостоятельность
в познавательной
деятельности
4.Потребность в
самообразовании и
саморазвитии
5.Применение
знаний и умений в
социально-значимой
деятельности
Общая сумма баллов:
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы
суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения
программы в соответствии с нижеприведенной шкалой:
1 – 4 балла – программа освоена на низком уровне;
5 – 10 баллов – программа освоена на среднем уровне;
11 – 15 баллов – программа освоена на высоком уровне.
Информационная карта освоения программы заполняется на основе результатов
педагогического наблюдения, бесед, выполнения заданий на занятиях. Применение
данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику личностного
развития каждого обучающегося.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень:
 владеют учебным материалом в полном объеме;
 самостоятельно выполняют практическую работу;
 работают со специальной литературой;
 владеют умениями и навыками исследовательской деятельности;
 принимают активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах
муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Средний уровень:
 владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую
работу под наблюдением педагога;
 могут проводить простые опыты под руководством педагога, готовят рефераты по
теме занятия;
 принимают участие в выставках, мероприятиях муниципального уровня и

14

мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения.
Низкий уровень:
 плохо владеют учебным материалом;
 выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога;
 не умеют самостоятельно работать с литературными источниками, готовить
сообщения;
 принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках
образовательного учреждения.
Информационная карта результатов участия в конкурсах,
фестивалях и выставках разного уровня
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________
Возраст______________________________________________________
Год обучения_________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________
№

Формы
предъявления
достижений

Уровень
образовательного
учреждения

Международный и
федеральный
уровни

Победитель 3 б.

Призер, 2 б.
дипломант

Участие1 б.

Победитель 3 б.

Призер, 2 б.
дипломант

Участие
1 б.

Победитель 3 б.

Призер, 2 б.
дипломант
Участие
1 б.

1
2
3
4
5
6
Итого

Региональный и
муниципальный
уровни

Конкурсы
Фестивали
Выставки
Конференции
Проекты
Другое
Общая сумма
баллов:

В соответствии с результатами участия обучающегося в мероприятиях различного уровня
выставляются баллы. По сумме баллов определяется рейтинг обучающихся. Выявление и
анализ результатов следует проводить 2 раза в год (в середине и в конце учебного года). К
числу планируемых результатов освоения программы относится участие в конференциях,
фестивалях, конкурсах, выставках и иных мероприятиях внутриучрежденческого,
муниципального, областного и всероссийского уровней.
Методические материалы
Для методического обеспечения образовательного процесса педагогом используется:
 специальная методическая литература по цветоводству;
В основу реализации программы положен метод практической деятельности,
направленной на до профессиональное образование обучающихся, организацию
разнообразной творческой деятельности.

15

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие
формы работы: как опыт, исследования, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы,
пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, поделки.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей
интереса к цветоводству, воспитанию нравственных чувств (любовь, жалость,
сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического
материала, изготовленного самими обучающимися на основе исследовательской
деятельности.
Результатом творческой работы становятся выставки поделок из овощей и цветов,
организация и проведение опытов и исследований, природоохранная деятельность.
Формы и методы работы
Методы:
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов,
диафильмов, слайдов, видеофильмов);
игровые: (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные,
игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры),
труд (индивидуальные поручения, коллективный труд),
метод поисково–исследовательской работы: (самостоятельная работа обучающихся с
выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых
опытов),
метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении
различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.),
практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц,
оформление клумб и цветников, уборка территории);
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся
знаний, чтение художественного произведения;
контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения
программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков.
коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ,
участие в театральных постановках;
интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).
Методы организации и учебно-познавательной деятельности обучающегося:
словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с
помощью практической деятельности.
Приёмы: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой, составление плана,
конспектирование, анализ.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
 Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор
заданий.
 Познавательные методы: выполнение творческих заданий, опытнических и
практических работ, наблюдение в природе, экскурсии, участие в массовых
мероприятиях, экологических акциях.
 Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей
деятельности.
Методы контроля:
 Устные: индивидуальный опрос.
 Письменные: тестирование, кроссворды, самостоятельная работа, опытническая и
практическая работа.
Формы:

16

- индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
- групповые (беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг,
практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и
акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
 занятия проводятся в специально оборудованном кабинете (столы, стулья,
классная доска, общее освещение);
 столы для рассады;
 таблицы;
Практические занятия проводятся на учебно – опытном участке с использованием
необходимого инвентаря:
 коллекция комнатных растений;
 опытный участок на территории;
 контейнеры для выращивания рассады цветочно-декоративных и горшечных
культур;
 семена цветов, луковицы или другой посадочный материал;
 инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями;
оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Цветоводство» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области
экологии, цветоводства, знающий специфику организации дополнительного образования.
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация
совместной деятельности детей и родителей.
1.
Создание альбома «Папа, мама, я – трудолюбивая семья».
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наш кормилец –
Огород!».
2.

Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:



Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях
творческого воплощения своих идей и фантазий;
Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях

17



Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.

План воспитательно-развивающих мероприятий объединения
на 2022-2023 учебный год
№п/п Участники
Мероприятия
Форма
Обучающиеся по «Краски осени!»
Экскурсия
на
1
программе
природу.
День
«Растениеводство»,
здоровья
родители.
Ученики
Выставкаярмарка Развлекательное
2
начальной школы и «Наши руки – не знают мероприятие
с
обучающиеся
по скуки!»
элементами
программе
ярмарки
и
«Растениеводство»,
выставки
Родители, учителя
школы
обучающиеся
по «Укрась свою планету»
Акция
3
программе
«Растениеводство»,
родители
обучающиеся
по «Моя клумба»
Конкурс
на
4
программе
лучшую клумбу в
«Растениеводство»,
палисаднике у дома
родители
Учащиеся школы, «Сотвори добро»
Благотворительная
5
обучающиеся
по
акция
по
программе
выращиванию
«Растениеводство»,
овощей с целью
родители, учителя.
обеспечения
нуждающихся.
(пожилых людей,
инвалидов и др.)

Месяц
сентябрь

октябрь

Мартавгуст
Майавгуст
Мартоктябрь

Нормативные документы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс] - http://base.garant.ru/70291362/ (Дата обращения
29.03.2016 г.).
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р».
[Электронный ресурс] - http://docs.cntd.ru/document/420219217 (Дата обращения
29.03.2016 г.).
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
[Электронный ресурс] - http://minobr.gov-murman.ru/files/Prikaz_1008.pdf (Дата обращения
29.03.2016 г.).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

18

работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с
"СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года № 33660). [Электронный ресурс] http://www.oskoluno.ru/ documents/otdel-dop-obraz/post-san_vrach_RF-41_04-07-2014.pdf
(Дата обращения 29.03.2016 г.).
5.Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи
от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/420331948 (Дата обращения 29.03.2016 г.).
6.Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи
от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеразвивающих программ». [Электронный ресурс]- http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/ normativnye-dokumenty/pismo-ministerstvaobrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federatsii-ot-14-12-2015-09-3564-o-vneurochnoj-deyatelnostii-rea.html (Дата обращения 29.03.2016 г.).
7.Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - №15, 2015. - С.
567-572.
8.Гончарова Е.В. Дополнительное образование детей в схемах, таблицах и определениях \
9. Гончарова Е.В, Телегина И.С. – Нижневартовск: Издательство НВГУ, 2013. - 139 с.
10.Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. [Электронный ресурс]http://dopedu.ru/metodopit.html (Дата обращения 29.03.2016 г.)
Список литературы для педагогов
1.Агрономия: Учебное пособие для среднего профессионального образования / Под ред.
Н.Н. Третьякова. - М.: Академия,2004г.
2.Ведров Н. Г. Практикум по растениеводству. Красноярск,1992г.
3.Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2011г. №
7, 11.
4.Журнал «Приусадебное хозяйство», ЗАО «Издательский дом «Сельская новь», 2010г. №
1, 7, 11.
5.Защита растений от болезней: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Шкаликова - 2-изд.,
испр. и доп. - М.: Колос, С, 2003 - 254 с.
6.Кудрявец Р. Практическое руководство по обрезке садовых деревьев. М, Изд. Аист,
2016г.
7.Лепаж Р. Д. Ретурнард. Садовые цветы. М, 2015г.
8.Самкова В. Открываем мир природы. М, Русское слово, 2016г.
9.Смирнов П.М., Муравин Э.А. Агрохимия. – М.: Колос, 1991. 3. Практикум по
почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: Просвещение, 1986.
10.Смирнова Т. Комнатные растения. Календарь по уходу. ЭКСМО, М, 2015
Кизима Г.А. Самая полная энциклопедия умного огородника. - М.: ACT; СПб; Сова, 2007
- 478 с.
11.Растениеводство. Под. Ред. П. П. Вавилова. М.,1986г.
12.Энциклопедический словарь сельскохозяйственный изд. «Советская энциклопедия»
2005г.
Список литературы для детей
1.Боман Э. Загадки природы. М, Махаон, 2016г.
2.Ковачёв. В. Тайна пятого яблока [Текст] / В. Ковачёв. – М.: Детская литература 1998. –

19

205с.
3.Попова, Т. Меньшикова, О. Кнышова, Л. "Экономика для малышей, или Как Миша стал
бизнесменом" [Текст] /Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Кнышова Лариса. - М.:
Педагогика-Пресс, 1996г.
4.Райзберг, Б. Лозовский, Л. Цымук, М. Экономика для детей
рассказах [Текст] / Б. Райзберг, Л. Лозовский, М. Цымук.- Издательство: Экономика 2003.
- 160 с.
5.Лопатина А.А. Сказы матушки земли: экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита Русь, 2007. - 252 с.
Список литературы для родителей
1.Агафонов Н.В. Декоративное садоводство / Н.В. Агофонов, Е.В. Мамонтов, И.В.
Иванова. М.: Колос, 2000. - 320 с
2.Басина М., Гуцевич А. «Справочник огородника», изд. «Профиздат», 2012г
3.Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника. - М.: АСТ; СПб;
Сова,2007г.
4.Кизма Г. Азбука садового участка. Ландшафтный дизайн для начинающих. ЭКСМО, М,
2015г.
5.Кириленко А. Биология. Растения, грибы, лишайники. Легион, Ростов-на-Дону, 2015г.
6.Панфилов Д.В. «В мире насекомых». Изд. Сельхоз. литература, 2001г.
Электронные ресурсы:
1.Центральная научная сельскохозяйственная библиотекаwww.cnshb.ru
2.Российская государственная библиотека(РГБ)www.rsl.ru/ru/sl
3.Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ) www.cnshb.ru/akdil
4.Российская сельская информационная сеть www.fadr.msu.ru
5.Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству www.fadr.msu.ru/rin/library/index.htm
6.Открытая русская электронная библиотека www.orel.rsl.ru
7.Интегрированная Система Информационных Ресурсов Российской Академии
Наук.http://isir.ras.ru/win/db/help/asp?P=.pg-Home
8.«Аптекарский огород» - с петровских времен до наших дней [Электронный ресурс] /
http://www.gardener.ru/?id=981
9.Все о дизайне сада http://www.pro-landshaft.ru/
10.Декоративный огород [Электронный ресурс] / http://www.supersadovnik.ru/article
plot.aspx?id=1000604
11.Камень в саду [Электронный ресурс] / http://www.flora-club.com/index.php/2010-06-2210-59- 43.html
12.Комнатные растения http://www.flowersweb.info/
13.Ландшафтный Клуб дизайн [Электронный ресурс] / http://www.forumhouse.ru/forum28/
14.10От пустыря до прекрасного сада [Электронный ресурс] /
htt11p://www.landex.ru/articles/610.htm
15.Растения [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org/wiki/Plantae

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».