ДОП Театр и дети

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС МБУ ДО «ДДТ»
Протокол № 2 от 06.09.2022г.
Зам. директора по НМР
С. В. Синицына

УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 121-0
От 12.09.2022г..
Директор МБУ ДО «ДДТ»
Е. В Агафонова

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ТЕАТР И ДЕТИ»
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации 1 год
Уровень программы: базовый

Автор-составитель программы:
Романова Лилия Михайловна,
методист
высшей квалификационной категории

Вихоревка, 2022г.

I.

Пояснительная записка

Информационные материалы и литература. Дополнительная общеразвивающая
программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документах:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579
от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО
«ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Иные документы
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области (составители Т.А. Татарникова, Т.П. Павловская. –
Иркутск, 2016г, 21 с.)
Статус программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Театр и дети»
разработана в 2022-2023 учебном году и отвечает требованиям, предъявляемым к
программам персонифицированного финансирования. Программа рассмотрена на
методическом совете учреждения, утверждена приказом директора МБУ ДО «ДДТ»,
реализуется в сетевой форме на основании Договора о сетевом взаимодействии с МКОУ
«Большеокинская СОШ» №16 от 01.09.2022г., Договора о сетевом взаимодействии с
МКОУ «Покоснинская СОШ» №17 от 01.09.2022г.,
1.

Уровень освоения программы базовый.
Направленность программы – художественная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом
исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на
прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает

особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной,
творческой личности, способной изменить мир
Отличительные особенности программы. Программа, в соответствии с Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года, ориентирована на
формирование нравственных качеств личности средствами театральной деятельности,
способствующей сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Адресат программы. Программа адресована детям 7-11 лет. Младший школьный возраст
– особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный
характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Принципы формирования учебной группы. Группа формируется из детей разного
возраста. Количество обучающихся. Оптимальное количество обучающихся в учебной
группе – 12 -15 человек.
Срок освоения программы - 1 год, 36 недель, 9 месяцев.
Форма обучения – очная. Программой не предусмотрена заочная форма обучения с
применением дистанционных технологий.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр и дети» реализуется в течение
всего учебного года, включая осенние и весенние каникулы, что находит отражение
в календарном учебном графике и календарном учебно-тематическом плане.
Сетевая форма реализации программы возможна при условии заказа образовательных
учреждений на организацию театральной деятельности на основании договора о
сетевом взаимодействии.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель
реализации дополнительной общеразвивающей программы, которая представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Программа не
реализуется в сетевой форме, так как в этом нет необходимости; программа не
предусматривает модульный принцип представления содержания учебного
материала.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность 1 академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15
минут.

Цель программы: Освоение общечеловеческих стереотипов поведения через
формирование представления об особенностях поведения героев мифов и народных
преданий.
Задачи:
1. Сформировать навыки актёрского мастерства;
2. Сформировать представление об образе спектакля и его компонентах;
3. Освоить элементы общечеловеческой культуры;
4. Сформировать навык коллективной работы и творческой дисциплины;
5. Приобрести навык межличностных отношений;
6. Сформировать умение правильно оценивать критические замечания;
7. Сформировать отношение к спектаклю как к произведению искусства,
способному изменить мир;
8. Создать творческий коллектив единомышленников с активной жизненной
позицией, развитым чувством гражданской ответственности за всё, что
происходит в мире.
II. Комплекс основных характеристик образования
Объем программы – общее количество часов, необходимых для освоения программного
материала составляет 144 учебных часа. Для достижения поставленной цели и получения
базовых знаний это оптимальное количество часов.
Содержание.
I раздел. Развитие психофизического аппарата - элементы внутренней техники
актёра – 32 часа. Теория – 6 часов, практика – 26 часов.
Теория. Вводное занятие – 2 часа. Начало игры-путешествия «Необыкновенные
приключения Театрального фургончика в стране сказочных героев». Составление
маршрута путешествия. Правила игры. Права и обязанности путешественника.
«Что мы знаем, что умеем и чему научимся» - входной контроль, прогнозирование
результатов деятельности на учебный год.
1.
Теория. 1 час. Формирование навыка творческой мобилизации: упражнения
на развитие зрительного внимания, упражнения на развитие слухового внимания и других
сенсорных умений.
2.
Практика – 6 часов. Развитие фантазии на основе реальных образов
природы. Созерцание, наблюдение, узнавание. Разгадывание загадок о природе.
Наблюдение за повадками диких и домашних животных. Коллекционирование
фотографий с изображением животных в различных эмоциональных состояниях.
Звучание: выполнение упражнений на звукоподражание. Этюд «Птичий переполох»;
озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Воссоздание особенностей речи
(звуков, приговорок, стенаний) героев русского фольклора: Бабы Яги, Домового,
Кикиморы, Полудницы, Лешего и т. д. Изображение-видение: слушание сказок, стихов,
музыки, посвященных природе. Изображение животных, птиц, насекомых и рыб.
Взаимосвязь «одежды» животных и среды их обитания. Рисунки: «Подводный мир»,
«Джунгли», «Бабочки» и т. д. Придумки: сочинение стихов и песенок о природе,
сочинения- фантазии о жителях лесов, пустынь, гор, приморья. Пространство:
рассматривание картин, передающих пространство природы. Сочинение и исполнение
этюдов на темы: «Я в море», «Я в дремучем лесу» и т. д.
3.
Теория. 1 час. Музыкально-игровые импровизации на освоение
пространства. Разучивание и исполнение приговорок и закличек, обращенных к ветру,
тучам, радуге, солнцу и дождю. Овладение формой заклинания (обращение, угроза,
просьба и т. д.). Формирование первоначального представления о перевоплощении через
пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: этюды-

превращения: «Я - дерево, цветок, травинка, листик на ветру, шишка, раковина» и т. д .
Практика – 12 часов. Передача состояний природы в движении (этюды-превращения: «Я
- ветер, облако, морская волна, водопад, гром, вьюга, солнечный свет» и т. д. с
выполнением основной линии действия. Формирование представления о перевоплощении
через показ мифологических героев в действии на основе их литературного,
музыкального, живописного (графического) портретов Показ мифологических образов с
помощью перчаточных кукол. Пластические характеристики прозвищ (вертихвостка,
скряга, сорока, плакса и т. д.).
4.
Теория – 1 час. Формирование первоначального представления о
сценической задаче (разность понятий «действия» и «движения».
Практика – 3 часа. Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и
того же действия, но с разными задачами. Выполнение этюдов на формирование
серьезного отношения к «волшебному» слову «если бы» (первоначальное представление о
предлагаемых обстоятельствах).
5.
Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с
партнером в процессе борьбы. Практика – 2 часа. Выполнение парных этюдов на
противоположные по смыслу действия: спрятаться — найти, отнять - не отдать,
остановить - уйти и т. д. Сочинение и исполнение парных этюдов, построенных на
взаимодействии героев из разных сказок (выявление конфликта в неожиданных для героев
предлагаемых обстоятельствах. Формирование представления о специфических
особенностях словесного действия: выполнение одной и той же скороговоркой разных
действенных задач (например, растолковывать, просить, упрекать, одобрять, звать,
спрашивать и т. д.).
6.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Теория – 1
час. Моделирование в движении последовательного действия (разгорание и угасание
огня, возникновение и исчезновение ветра, жизнь цветка и т. д.); рисунки-фантазии на
основе сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Практика – 3 часа. Создание и развитие
сказочной ситуации на основе реального действия («...я пошел в магазин и вдруг...»).
II Раздел. Элементы внешней техники актёра – 30 часов. Теория – 4 часа,
практика – 26 часов.
2.1.Теория – 2 часа. Освоение окружающего пространства через формирование
элементарных двигательно - музыкальных навыков и умений:
Практика – 14 часов. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук:
«Волна», «Подводные растения», «Деревья», «Плавники» и т. д. Упражнения на развитие
умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темп- ритмом, передавать в
движении соответствующее музыке настроение, реагировать с помощью движения на ее
динамические изменения, ориентироваться в пространстве. Упражнения на развитие
умения самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера
музыки (навык импровизации), стараясь выполнить поставленную актерскую задачу:
«Мотылек», «Лебедь», «Снежинки», «Солнечные зайчики», «Подводное царство»,
«Паруса», «Огонь».
2. 2. Теория – 2 часа. Освоение пространства через развитие всей мышечной системы и
навыка координации при выполнении заданных действий. Практика – 12 часов.
Выполнение общеразвивающих упражнений: разминка со скакалкой и теннисным
мячиком; тренировочный бег: техника тренировочного бега, постановка стопы, движение
рук. Освоение техники правильного дыхания; бег, ходьба при произнесении отдельных

слов (с поставленной задачей), фраз; передача ритмических рисунков хлопками,
движениями ног, их сочетанием; тактирование и дирижирование. Изучение техники
правильной походки и осанки, тренировка в ощущениях правильной осанки. Выполнение
музыкально-игровых упражнений на умение свободно импровизировать в условиях
коллективного действия. Танцы вдвоем.
III раздел Сценическая речь -20 часов. Теория – 2 часа, практика – 18 часов.
3.1. Развитие речевого аппарата. Теория – 1 час. Подготовка речевого аппарата к
работе.
Практика – 3 часа. Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти
(выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная
сетка», «Покусывание», «Лопатка - жало», «Лошадки» и т. д.).
3.2. Теория - 1 час. Знакомство с русским детским фольклором через работу над
скороговорками. Скороговорки.
3.3.Практика – 3 часа. Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в процессе
дыхания. Выработка носового дыхания (упражнения: «Нос на животе, спине, боку»,
«м» или «н», «Пчелиная семья», «Свеча», «На кухне», «Погасить свечу» (короткий
вдох-выдох). Произношение текста на выдохе. Упражнение «Насос».
3.4.Практика – 12 часов. Освоение пространства через звук (навык «посыла»): игры с
мячом, бросание слогов вперед - вдаль с помощью руки; произношение скороговорок
шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо». Освоение смешаннодиафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха: выдохи и вдохи на спине,
«Полный вдох», «Свеча», «Упрямая свеча», «Погашу свечу», «Дама сдавала багаж».
Упражнение на опору дыхания «Бадминтон», мягкая атака звука, «Больные зубы»,
«Назойливая муха», звучание в удобном регистре .
IV раздел. Творчество – 18 часов. Теория – 2 часа, практика – 16 часов.
4.1.Теория – 1 час. Работа над ролью и создание образа героя.
Практика – 5 часов. Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном
действии. Выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы
(поступок героя как соединение его «я» с миром); определение главного желания
персонажа (его сверхзадачи) и основных этапов движения к конечной цели.
Фантазирование предлагаемых обстоятельств, их углубление по мере развития сюжетной
линии. Освоение специфики действия в образе-маске: импровизации в маске (ее
возможности, специфика подачи звука); соотношение маски и жеста, обостренность
пластической характеристики («укрупненность» действия), стереотипы выражения
чувств; статичная фиксация диалога с акцентом на жестовой выразительности; костюм и
маска как средства обобщенной характеристики персонажа; музыка к образу; сравнение
контрастных персонажей и контрастных музыкальных характеристик к ним.
4.2. Теория – 1 час. Работа над пьесой и создание образа спектакля.
Практика – 9 часов. Формирование первоначального навыка работы над спектаклем.
Определение основной мысли пьесы; куски и эпизоды, их названия; создание предметнопространственной среды, где могли бы существовать герои спектакля. Исполнение
групповых пластических импровизаций на сюжет пьесы; импровизации со словами;
работа над отдельными эпизодами с разными исполнителями одних и тех же ролей:
выявление конфликтной ситуации, определение задач, поиски приспособлений, работа с
текстом и т. д.
4.3. Практика – 2 часа. Показ спектакля на зрителе, обсуждение работы.
V раздел. Этика творчества – 30 часов. Теория – 6 часов, практика – 24 часа.
5.1. Теория – 6 часов. Творческий и социальный проект – художественное и социальное
творчество. Что такое проект. Структура творческого проекта: актуальность работы –
объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного проекта;
формулировка темы; объект, предмет; цель – модель желаемого конечного практического

результата (продукта), который должен быть достигнут обучающимися в итоге
проведения творческой работы, гипотеза; задачи – все последовательные этапы
организации и изготовления изделия с начала до конца. Формулировка задач тесно
связана со структурой творческого проекта. Задач может быть несколько, в том числе они
могут делиться на теоретические и практические.; практическая значимость и новизна;
краткий анализ изученной литературы – часть работы, в которой автор знакомит
читателей с контекстом своей творческой работы и её теоретической основой. Важно,
чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме работы литература
и обоснован выбор именно этой литературы.
5.2. Практика – 18 часов. Разработка индивидуальных и групповых проектов по темам:
«Именная книга» - об обучающихся группы.
«Окно радости» - о творческих успехах.
«Уголок хорошего настроения» - создание в кабинете зоны отдыха.
5.3. Практика – 2 часа. Воспитание культуры восприятия замечаний и культуры
суждений о работе других:
Обсуждение этюдов, упражнений, творческих заданий, выполненных самостоятельно.
Освоение позиции исполнителя - готовность выполнить задание любого члена коллектива
и педагога. Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины:
воспитание интереса к работе своих товарищей. Формирование навыка оценки своего и
чужого исполнения; умение радоваться удаче другого; откликаться на замечания;
первоначальный навык участия в спектакле как коллективном творчестве. Посильное
участие во всех этапах подготовки спектакля, творческого проекта, включая его
оформление; Знание текста роли (не только своей, но и партнёров), готовность в любой
момент помочь своему товарищу, а при необходимости и заменить его.
5.5. Практика – 2 часа. Создание путевого журнала и карты путешествия Театрального
фургончика. Праздник посвящения в студийцы.
VI раздел. Общеэстетическое развитие – 12 часов. Теория – 2 часа, практика – 10
часов.
6.1. Теория – 2 часа. Первоначальное знакомство с мифологией древнего мира: мифы
Древнего Египта, Греции, Индии, Китая о сотворении мира, неба и земли, солярные
мифы.
6.2. Практика – 2 часа. Формирование первоначального представления о средствах
создания образа - характера сказочного героя в разных видах искусства (на основе
портретной характеристики (изобразительное искусство), речевых особенностей и
описания взаимодействия героев друг с другом (литература), пластического решения
(театр), музыкальной характеристики).
6.3. Практика – 4 часа. Формирование представления о специфике театрального
искусства: театр - искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Актер - главное
лицо в театре. Специфика актерского творчества («материал» и «мастер» в одном лице;
творческий процесс актера протекает на глазах у зрителя).
6.4. Практика – 4 часа. Формирование первоначального представления о конфликте
через борьбу добра и зла в народных и литературных сказках; представление о
«движущих силах» спектакля (конфликт как главное условие развития сюжета пьесы).
Итоговая аттестация - 2 часа.
Планируемые результаты.
По разделу «Элементы внутренней техники актёра»

Знать:
•
Разность понятий «действия» и «движения»;
•
Специфические особенности словесного действия.
Уметь:
•
Сочинять и исполнять парные этюды на взаимодействие героев из разных
сказок (выявлять конфликт в неожиданных для героев предлагаемых обстоятельствах);
•
Сочинять диалоги по портретным характеристикам героев.
По разделу «Элементы внешней техники актёра»
Знать:
•
Комплекс упражнений на освоение пространства.
Уметь:
•
Свободно импровизировать в условиях коллективного действия.
По разделу «Сценическая речь» Знать:
•
Комплекс упражнений и последовательность выполнения артикуляционной
гимнастики.
Уметь:
•
Распределять звуки и слова в сценическом пространстве.
По разделу «Этика творчество».
Знать:
•
Что такое проект
•
Этапы работы над проектом
Уметь:
•
Включаться в проектную деятельность
По разделу «Общеэстетическое развитие».
Знать:
•
Специфику актерского творчества:
•
Иметь представление о конфликте добра и зла в русских народных
сказках
•
Уметь:
•
Составлять характеристику сказочного героя.
III.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план
Название разделов, тем
Форма
Количество часов

Вводное занятие

всего

теория

практика

2

2

30

4

26

30

4

26

20

2

18

контроля/промежуточной
(итоговой) аттестации

I Раздел. Элементы
внутренней техники актёра.

II Раздел. Элементы
внешней техники актёра.

III раздел Сценическая речь.

Самостоятельно выполнить
комплекс упражнений на
освоение сценического
пространства
Самостоятельно выполнить
комплекс
упражнений
артикуляционной
гимнастики

IV раздел. Творчество.

18

2

16

30

6

24

12

2

10

Разработать групповой
творческий проект
Презентация спектакля на
зрителе, обсуждение работы
Защита группового
творческого проекта
Составить портретную
характеристику сказочного
персонажа

V раздел. Этика творчества.
VI раздел.
Общеэстетическое развитие.
2
Итоговая аттестация

2
Игра-путешествие
«Необыкновенные
приключения
Театрального фургончика в
стране сказочных героев»

Итого:

144

22

122

Вводное занятие
Теория.

Итого
по
разделам
программы

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Календарный учебный график
Количество учебных недель в 2022-2023 учебном году – 36, количество учебных дней –
72, количество учебных часов –144.
Дата начала реализации программы 1 сентября 2022 года, дата окончания реализации – 31.
05. 2023г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
Сентябрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Октябрь 2022 г. – 4 недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Ноябрь 2022 г. – 5 недель, 9 учебных дней, 18 учебных часов.
Декабрь 2022 г. – 4 недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Январь 2023 г. – 3 недели, 7 учебных дней, 14 учебных часов.
Февраль 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Март 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Апрель 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Май 2023 г. – 4 учебных недели, 8 учебных дней, 16 учебных часов.
Раздел/месяц

2
2

I Раздел. Элементы
внутренней
техники
актёра.
Теория.
2
Практика.
4
II Раздел. Элементы
внешней
техники
актёра.
Теория.
2
Практика.
4

2
4

6

6

4

2

4
26

2
4

6

6

4

2

4
26

III раздел Сценическая
речь.
Теория.
1
Практика.
1
IV раздел. Творчество.
Теория.
Практика.
V
раздел.
Этика
творчества.
Теория.
Практика.
VI раздел.
Общеэстетическое
развитие
Теория.
Практика.
Итоговая аттестация
Игра-путешествие
«Необыкновенные
приключения
Театрального
фургончика в стране
сказочных героев»
Практика.
16
Итого

1
3

4

2

2

6

2
18

1
1

1
1

2

2

4

2
16

1
1

2

18

18

16

14

16

3
5

16

6

6
24

2
2

8

2
10

16

2
16

2
144

12

Оценочные материалы.
Оценка компетентности.
Выявление артистических способностей у детей строится на основе
экспертных оценок Лосева А.А. В конце обучения проводится тест Кеттела
«Творческие способности детей».
Методы диагностирования:
1.Наблюдения за ребенком в процессе занятия, актерской деятельности, во время
выступлений на концертах, праздниках.
2.Беседа с ребенком. Беседа с родителями. Беседа с учителями.
3.Экспертная оценка по А. А Лосеву. Обработка полученных данных.
4.Тест Кеттела (Творческие способности)
Формы текущего контроля и итоговой аттестации: Творческие отчёты в
группе, обсуждение итогов; создание сюжета этюда, рассказа; кроссворд, эскиз
афиши, алгоритм работы над ролью, составление викторины и другие.
1.
Тест по разделу программы «Общеэстетическое развитие»
2.
Тест по разделу программы «Элементы внутренней техники актёра»
3.
Контрольное занятие по разделу программы «Сценическая речь»
4.
Защита учебного, творческого, социокультурного проекта
5.
Игра-путешествие «Необыкновенные приключения Театрального фургончика в
стране сказочных героев».
Формы отслеживания результатов освоения программы: контрольные задания,
кроссворды, тесты, анализ продуктов творческой и социальной деятельности, защита
проекта, спектакль, участие в конкурсах и фестивалях.
Освоение программного материала и развитие лидерских качеств отслеживается по

результатам разработки, презентации и реализации творческих и социальных проектов,
личной самооценки обучающегося.
Результаты освоения программного материала фиксируются в индивидуальной карте
развития личности обучающегося, творческих дневниках, летописи объединения.
Оценочный лист презентации спектакля
Актерское мастерство. Па раметры и критерии оценивания
Мизансценирование Сценическое
Сценическое общение Выразительность
(оправданное
внимание (умение
(умение реагировать на Эмоциональность
размещение актёров в слушать и слышать физическое и словесное (умение донести до
сценическом партнёра)
основную
действие
в зрителя
пространстве
соответствии
с мысль спектакля)
актёрской задачей)
Количество баллов по каждому критерию от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Высокий уровень от 18 до 20 баллов - отметка 5.
Оптимальный (хороший) уровень - от 15 до 17 баллов - отметка 4.
Средний, (удовлетворительный) уровень - от 12 до 14 баллов отметка 3.
Низкий уровень - менее 12 баллов - отметка 2.
Методические материалы.
Образовательные технологии, используемые в ходе реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный коллектив. 1-я
ступень»
Образовательное событие
Показатели эффективности реализации
Технология, метод,
приём
Мозговой штурм
Метод творческой
групповой работы

Метод личностно
ориентированного
обучения
Проектноисследовательские
методы
Информационные
технологии

Разработка сценария,
Умение составлять и разрабатывать
художественного номера
художественные номера, спектакли
Постановка спектаклей,
Умение работать в группе, научится
художественных
номеров, видеть и уважать свой труд и труд своих
разработка проектов
сверстников, давать адекватную оценку
и
самооценку своей
деятельности и деятельности других;
формирует толерантное отношение к
окружающим
Участие в
фестивалях,
окукольного театра
конкурсах
Разработка
проектов:.

и

защита Умение разрабатывать
эскизы
декораций.
Умение распределять
обязанности,
подготовить и защитить авторский или
групповой проект
Создание
слайдовых
Умение разрабатывать
презентаций;
мультимедийные презентации,
использование
Интернет- использовать Интернет-ресурсы,
ресурсов;
создание
создавать фонограммы к спектаклям
фонограмм к спектаклям

Игровые методы

Развитие фантазии, воображения.
Игры на развитие
внимания, памяти,
глазомера,
воображения;
игра-конкурс,
играпутешествие, ролевая игра,
деловая игра, театральная
игра

В ходе реализации раздела программы «Этика творчества» используется технология
социального театра. Используя театральную технологию, специалист может во время
работы над созданием спектакля помочь участникам пережить сложные моменты во
взаимоотношениях, конфликтные ситуации, помочь найти выход из сложной ситуации.
Решение проблем личности через театральный персонаж безопаснее для ребенка.
Созданный образ может помочь ребенку глубже раскрыться, больше внимания уделить
собственной внутренней реабилитации, пересмотреть взгляды, сделать переоценку
ценностей, найти необходимый и часто ускользающий в реальной жизни выход.
Уникальной особенностью театральной технологии является управляемая дискуссия,
которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители
и актеры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени
своего персонажа. Ведущим дискуссии является режиссер спектакля, специалист. Он
задает вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее
зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать свое мнение к словам и
поступкам героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не
удалось решить свои трудности на сцене.
Формы обучения и виды занятий.
Основные виды учебной деятельности:
тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией,
эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой
творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через
включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый
процесс многостороннего развития личности ребенка;
совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения
звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса,
развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом (основным
доминирующим искусством является литература);
совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие всей
мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды
искусства: музыка, танец, среда);
участие ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя
или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального
представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики
образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение
элементов изобразительного искусства, музыки, танца; освоение среды), постепенно
переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание
логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики;
работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств,
осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к
различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего
облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального
пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература),
-общение с партнерами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный
темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров - все

это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой
единый (интегрированный) процесс создания актеро-роли.
Формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе:
Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса,
сложной проблемы; расширяет знания путём обмена информацией, развивает навыки
критического суждения и отстаивания своей точки зрения;
1.
Уебная игра - занятие, которое имеет определённые правила и служит для
познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных
процессов в условиях развивающейся ситуации;
2.
Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли
предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных
отношениях;
3.
Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределённая позицией главных
героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические
отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;
4.
Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя
улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых
идей для решения жизненных проблем.
Раздел «Художественное и социальное творчество». Реализация раздела программы
предполагает: разработку учебных проектов по профилю деятельности, разработку
творческих, исследовательских и социальных проектов. Групповые проекты обучающихся
направлены на создание комфортных условий пребывания в коллективе: «Именная книга»
- о выпускниках объединения, «Окно радости» - о творческих успехах, «Уголок хорошего
настроения» - создание в кабинете зоны отдыха.
Проектная деятельность стала одной из приоритетных в социально-культурной сфере, в
частности, в дополнительном образовании детей. Проектная деятельность позволяет
решать социокультурные задачи в области воспитания, образования, развития и
социализации.
Творческие проекты носят социальный характер и отвечают всем характеристикам и
формальным показателям проектной деятельности.
Непременное условие признания проекта успешным - качественное изменение объекта
проектной деятельности.
Содержание творческого проекта, основанное на гуманистических принципах,
выстроенное с учётом воспитательного воздействия на участников проектной
деятельности, является залогом успеха проекта, реализуемого в системе дополнительного
образования.
На занятиях по разделу «Развитие психофизического аппарата» используется
технология «Развивающих театральных игр» З. Я. Корогодского. Особенность данной
технологии заключается в создании условий для художественного воспитания и развития
личности, обогащения культуры, формирования нравственно-ценностной системы
ребенка, раскрепощения творческого потенциала через игровые формы театрального
тренинга. В структуре занятия по технологии З. Я. Корогодского «одно задание
переливается в другое, темы не объявляются и не объясняются теоретически. Всё новое
входит в занятие как продолжение известного, через изученные упражнения, в которых
даётся некий новый поворот. Сначала приобретается опыт практический - через пробы и
ошибки, через чувство («понять - значит почувствовать»), а уж потом этот опыт
анализируется, комментируется, осознаётся».
Структура занятия в технологии З. Я Корогодского:
1.
Зачин, самостоятельный блок упражнений. Мотивация к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности. Мобилизация волевых качеств,
тренировка памяти, переключение внимания. «Театральное здравствуйте» от
обучающихся педагогу, которое должно быть выстроено по законам драматического

этюда. Коллективное упражнение. Обучающиеся составляют лист дневника, в котором
записывают, зарисовывают информацию о том, как они готовились к занятию, с какими
проблемами столкнулись, какие новые знания приобрели.
2.
Творческий туалет и тренинг. Мобилизовать, настроить органы чувств,
подготовить себя и других к способности погрузиться, поверить в мир вымысла.
Развивать и совершенствовать элементы психотехники актёра. Воображаемое
путешествие. Упражнение на сопротивление воображаемой среде (воздух, сыпучий песок
и т. д. Выполняют упражнения на развитие психотехники и действия в предлагаемых
обстоятельствах. Выполняют актёрскую задачу - поверить и подлинно действовать в
вымысле.
Выполняют упражнение «переход», меняя позицию рабочего полукруга на полукруг
«просмотровый». Результат. Этюд-импровизация, история события.
Переход из одной сказки в другую: пройти по плывущим льдинам, босиком по горячим
камням, по колено в воде и т. д. Формирование понимания символичности в искусстве
театра и мастерства сценического воплощения иносказательного образа события.
С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Упражнение «Взрыв».
Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая
клеточка, каждый участок тела излучал в момент «взрыва» энергию, то есть в момент
броска, «взрыва» нужно быть максимально активным.
Импровизация по билетам: «Как бы я действовал, я импровизирую» - произошёл взрыв, и
мы сейчас исчезнем. Моя реакция на то, что...
Можно использовать шумовые и световые эффекты (манки). Формирование навыка
сочинительства, свободного фантазирования и творческого соревнования.
3. Обсуждение занятия, подведение итогов. Формирование навыка рефлексии
собственной деятельности. Творческий рейтинг - оценка обучающимися своей
деятельности на занятии. Формирование умений: оценивать свою работу и работу
товарищей; разрабатывать общие критерии оценки, аргументированно отстаивать свою
точку зрения.
Финал занятия. Формирование навыка творческого завершения каждого дела.
Обсуждение домашнего задания, обучающиеся образуют творческие минигруппы,
распределяют поручения.
Воспитательная компонента программы.
Работа с родителями. Родительское собрание «Организация набора в учебные группы
через АИС «Навигатор». Выбор родительского комитета. Планирование совместной
деятельности обучающихся и родителей.
Неделя семьи. Индивидуальный семейный творческий проект. Цель. Организация
совместной деятельности детей и родителей.
1.
Создание альбома «Моя семья».
2.
Подготовка экспозиции выставки семейного творчества «Наши увлечения».
Участие родителей в реализации проекта в качестве постоянных участников
поможет им:
•
Повысить самоуважение и уверенность в своей родительской компетентности;
•
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•
Относиться к ребёнку как к равному;
•
Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовыми
к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
•
Существовать в едином информационном поле с ребёнком;
•
Освоить разнообразные формы и способы совместного времяпрепровождения.
Участие детей в реализации проекта поможет им:
 Расширить представление о себе, своих способностях и возможностях творческого
воплощения своих идей и фантазий;
 Освоить конструктивные способы взаимодействия в трудных ситуациях



Научиться уважительно относиться к мнению своих друзей и взрослых,
вырабатывать коллективное мнение.
План воспитательно-развивающих мероприятий театрального объединения
на 2022-2023 учебный год
№п/п Участники
Мероприятия
Форма
Месяц
Все
учебные Осенняя пора – очей Экскурсия
на сентябрь
1
группы
очарованье
природу.
День
здоровья
Ученики
Покровская ярмарка
Фольклорный
октябрь
2
начальной школы
праздник
и
участники
театральных
групп. Родители,
учителя школы
Все
учебные День
согласия
и Акция
ноябрь
3
группы
примирения
театрального
коллектива
Ученики
Путешествие
в
мир Праздник
декабрь
4
начальной школы новогодней сказки
и
участники
театральных
групп. Родители,
учителя школы
Ученики
Мастерская
Марьи- Семейный проект
Январь5
начальной школы искусницы
февраль
и
участники
театральных
групп. Родители,
учителя школы
Ученики
Бабушкин сундук
Праздник
март
6
начальной школы
семейных традиций
и
участники
театральных
групп. Родители,
учителя школы
Ученики
Спасибо
деду
за Разработка
и Апрель7
начальной школы Победу…,
творческий презентация
май
и
участники проект,
посвященный проекта
театральных
Дню Победы
групп. Родители,
учителя школы
Иные компоненты.
Условия реализации программы
Учебные занятия организованы на базе МКОУ «Большеокинская СОШ» по адресу: село
Большеокинское, ул. Школьная–8; на базе МКОУ «Покоснинская СОШ» по адресу: с
Покосное ул. Сибирская, 22
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим
ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
1.
Технические средства обучения:
•
классная доска с набором приспособлений для крепления;

•
•
•
•
•

телевизор;
видеомагнитофон/видеоплеер;
аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер (ноутбук);
2.
Экранно-звуковые пособия:
•
аудиозаписи;
•
видеофильмы по тематике программы;
•
мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие
тематике программы.
1.
Видео спектакли, детские сказки и фильмы.
2.
Интернет-ресурсы.
T eatrKvadrat.ru >театр/мастер/
profi.ru>profile/PenyaTG
https://teatr-kvadrat-events.timepad.ru/event/420332/
Взаимодействие в искусстве т. г. пеня https://search.rsl.ru/ru/record/01008781649
т.
г.
пеня интервью
Нйр^Дуап^ехти/уШео/ргеу1е^/?1ех1=т%20г%20пеня&ра1к=м7аМ&рагепК
reqid=1615814511301193-1608203131582357115200112-production-app-host-vla-web-yp270&wiz type=vital&filmId=15296797586682076966
Театр квадрат т. г. пеня http://www.teatrkvadrat.ru/.
Знаменитые театры мира: http://www.diletant.ru/excursions/7551712/
Знаменитые музеи мира: http://smallbay.ru/links.html
Ссылки на театральные ресурсы русского интернета: http://artclub.renet.ru/links.htm
Каталог театральных сайтов России: http://city-2.narod.ru/ntn/ctg .html
Сайт Галина Львовны Дайн http://knigi-dain.ru/home.html
3.
Интернет-презентации по тематике разделов.
4.
Дидактический материал:
Репродукции
Серия репродукций картин русских и советских художников «Третьяковская галерея».
Серия репродукций картин зарубежных художников.
Альбом «Жанровая живопись русских художников».
Набор открыток: репродукции произведений искусства.
Раздаточные карточки из картотеки по разделам программы
Презентации:
Зарождение театра в Древней Греции
Примерный список произведений, который рекомендуется использовать при
реализации учебного содержания дополнительной общеразвивающей программы
«Театр и дети»
1.
С. Михалков. «Теремок».
2.
П. Ершов. «Конек-Горбунок».
3.
Ш. Перро «Красная Шапочка».
4.
К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».
5.
Р. Киплинг. «Маугли».
6.
А. Милн. «Винни-Пух и все, все, все».
7.
К. Чуковский. «Доктор Айболит».
8.
Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов».
9.
X. К. Андерсен. «Дюймовочка».
10.
И. Карнаухова, Л. Браусевич. «Аленький цветочек».
11.
Е. Тараховская. «По щучьему велению».

Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Театр и дети» требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области
театрального искусства, знающий специфику организации дополнительного образования.
Список литературы
Нормативно правовые документы
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.)
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07. 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
 Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018г. № 16);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»
 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Дом Детского Творчества» (утв. Постановлением мэра Братского района № 579
от 18.08.2020г.)
 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации
 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО
«ДДТ» (утв. Приказом МБУ ДО «ДДТ» № 10-о от «12» января 2021г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
Литература для педагога
1.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991
2.
Дайн Г.Л. «Детский народный календарь. Серия «Игрушка в культуре России».
Хотьково, Сергиев Посад, 2010
3.
Дайн Г.Л., Дайн М.Л. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология».
4.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 1990
5.
Киреева Е.В. История костюма. М., 1976
6.
Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб,
«Паритет», 2003
7.
Михеева Л. Русские традиции и праздники. Хрестоматия «Отечество». М.,
«Дрофа плюс», 2007
8.
Никитина А.Б. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для
руководителей детских театральных коллективов. М., Владос, 2001
Литература для детей и родителей
1.
Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград: «Детская литература», 1996
2.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. М., 1957
3.
Берстенева Е. В., Догаева Н. В. «Кукольный сундучок». М., «Белый город», 2004
4.
«Всеобщая история театра». М., Эксмо, 2012
5.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991

5.
Дайн Г.Л. «Детский народный календарь. Серия «Игрушка в культуре России».
Хотьково, Сергиев Посад, 2010
6.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.,
1995
7.
Дайн Г.Л. «Лоскутные мячики из Хотьково». Сергиев Посад, 2010
8.
Дайн Г.Л., Дайн М.Л. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология». Культура и традиции, 2007
9.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 1990
10.
Киреева Е.В. История костюма. М., 1976


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».